Полная версия
Наука побеждать. Притчи
– Вообще говоря, юноша сам создал эту ситуацию, потому что безответственно отнесся к делу, ведь шапки могли просто украсть, пока он спал, – заметил Даниил. – И все бы труды отца пошли насмарку.
– Я считаю, что в таких ситуациях нельзя расстраиваться! – сказала Юля. – Нужно собраться, начать думать и искать выход. Хорошо, что жизнь послала юноше мудрого старца в помощь, который нашел выход из затруднительного положения.
– Мне кажется, притча о том, что безвыходных ситуаций не бывает, – заметил Артем. – Просто нужно не паниковать, а сразу переключиться на позитивный исход дела и начинать искать выход. Не поддаваться чувствам, а включать мозги.
– Конечно, еще лучше было бы, если бы парень сделал правильный вывод и больше никогда не попадал в подобную ситуацию, – сказал Антон. – Но для этого нужен жизненный опыт, и умение заранее предвидеть.
– Согласен, – сказал учитель. – Предвидеть заранее – это вершина осознанности. Но парень только начинал свой жизненный путь, а потому особой осознанностью не отличался. Поэтому я так часто говорю вам об осознанном отношении к любому делу. Только если вы будете идти этим путем, у вас откроется интуиция, и тогда вы сможете предвидеть заранее последствия своих поступков. А если будете хитрить, изворачиваться, рассчитывать все только в свою пользу, то есть – игнорировать действие божественного Закона, никакой опыт не поможет вам стать предвидящими. Предвидение – это особый дар, привилегия за искренность, честность, доброту, порядочность. Предвидящие люди – великая ценность в любой области жизни – в работе, семье, государстве, на Земле! Ваша мудрая и живая душа всегда подскажет нестандартное решение, если вы будете жить с ней в согласии. Послушайте притчу.
Предвидение и мудрость
В лесу поселился кровожадный лев. Он убивал много зверей. И вот однажды все жители леса собрались вместе и решили – надо что–то придумать, так дальше жить нельзя.
Один старый заяц сказал:
– В нашем лесу, в дупле большого дерева триста лет живет ворон. Пойдемте к нему. Он мудр, и поможет советом.
Звери пришли к ворону и спросили:
– О, почтенный! Знаешь ли ты, какие тяжелые времена наступили в нашем лесу?
– Знаю, – хриплым голосом ответил ворон.
– Ты мудрый и предвидящий, посоветуй, как нам поступить. Иначе мы все пропадем.
– Давно это было, – начал рассказывать ворон. – В этом дупле жили мои родители. Каждый год они выводили потомство. И были счастливы, пока не повадилась к ним большая черная змея. Каждый раз, когда в дупле появлялись птенцы, она приползала и поедала их. И когда это произошло в очередной раз, моя мать сказала отцу: «Давай оставим это гнездо и улетим в дальние края». Но отец ответил ей: «Много лет мы с тобой жили здесь и были счастливы. И я не отступлю. Нужно бороться за свое счастье». «Как же ты можешь бороться с таким жестоким и коварным врагом?» – спросила мать. «Что-нибудь придумаю», – ответил ворон и полетел на озеро, которое было неподалеку.
В этот момент на озеро приехал принц со своей свитой. Он разделся и вошел в воду. Ворон кружил над озером и увидел, что среди одежд принца лежит золотая цепь. Улучшив момент, он схватил ее и медленно полетел к своему гнезду. Слуги с криком бросились догонять «вора», а тот, сев на дерево, положил цепь возле своего дупла. Слуги залезли на дерево, взяли цепь и, обнаружив в дупле черную змею, убили ее. Так мой отец победил большую черную змею. И вы сможете победить тирана, если поймете один принцип – кто умней, тот и сильней!
Ворон закончил свой рассказ, а звери крепко задумались!
Смекалка
Через некоторое время старый заяц сказал:
– Кажется, я придумал!
И он отправился ко льву. Придя к нему, он воскликнул:
– О, великий и могущественный царь зверей! Ты – хозяин прерии, и все звери признают твое господство. Но появился другой лев, и он заявляет, что теперь он будет хозяином этой территории.
Кровожадный лев взревел:
– Где этот самозванец? Покажи мне его скорей!
– Идем со мной, я тебе покажу, – сказал заяц и поскакал по тропинке. Лев поспешил за ним. Прибежав к колодцу, заяц воскликнул: «Смотри, он здесь!»
Лев заглянул в колодец и увидел свое собственное отражение в воде. Грозно зарычав, он бросился в колодец и утонул.
Все звери высыпали на поляну, радовались и говорили:
Прав был ворон – Кто умней, тот и сильней!
***
– Ум, конечно, – сила! – сказал Саша. – Но зверям крупно повезло, что лев оказался круглым дураком, которого просто обвели вокруг пальца! Если бы он был умнее, то план зайца просчитал на раз–два–три, и все кончилось бы весьма плачевно, причем, не только для зайца!
– Притча о том, что тот, кто сострадает другим, всегда найдет необычное решение, выход из сложной ситуации, – заметила Настя.
– Я думаю, заяц придумал не такую примитивную хитрость, как кажется на первый взгляд, – заметил Данила. – Он знал, что лев – натура тщеславная, и не потерпит соперничества в лесу. Льва сильно зацепило, что кто–то претендует на его территорию и чувства взыграли в нем, а эмоции затуманили сознание. Тут–то он и попался! Когда чувства берут верх, про здравый смысл забываешь, это мне хорошо известно. Но лев–то был не в теме! Он притчи не читал, поэтому и пропал, бедняга…
Дети засмеялись.
– Притча о том, что даже заяц способен победить льва, если им движут истинные цели! – сказал учитель. – Заяц взял на себя ответственность, и не мог не оправдать доверие зверей. Он хорошо понимал природу не только льва, но и природу тщеславия, к тому же, был мудрым и смекалистым. Человек мудрый – всегда ответственный за выполнение своей миссии.
Притчи – это истории, которые учат! Наверное, нет такой вещи, связанной с природой человека, которая не была бы освещена в притчах. Ведь притчи передавались изустно из поколения к поколению, от одной цивилизации – к другой, отшлифовывались веками, а некоторые – тысячелетиями.
Притчи были созданы духовными людьми. Мудрецы понимали, что на них лежит особая миссия, они были хранителями и исполнителями божественного закона на Земле, брали на себя ответственность обучения человечества духовным и морально-нравственным истинам посредством притч. Послушайте еще одну притчу о согласии разума и сердца.
Человеколюбие и сострадание
Один буддийский монах решил собрать необходимую сумму денег для того, чтобы отпечатать в типографии священное буддийское писание и сделать его доступным широкому кругу людей. До этого времени буддийские писания распространялись только в рукописном варианте.
Он обращался к богатым людям с просьбой пожертвовать деньги на это, прибавлял к ним свои сэкономленные, и через несколько лет у него скопилась крупная сумма. Он уже подумывал об осуществлении своей мечты, но неожиданно в провинции случилось наводнение – снесло множество домов, пострадали люди. Не раздумывая, монах раздал все деньги пострадавшим.
… Вскоре жизнь наладилась, и монах снова начал собирать деньги для издания священного писания. Еще несколько лет он собирал необходимую сумму, но вновь стихийное бедствие обрушилось на провинцию. Небывалая засуха уничтожила поля крестьян. Люди стали голодать. И опять монах раздал деньги нуждающимся.
Когда он состарился, ему все—таки удалось отпечатать священное буддийское писание большим тиражом на деревянных дощечках. И в наше время их можно видеть во многих буддийских монастырях, где они бережно хранятся до сих пор.
***
– Эта притча о сострадании и милосердии, – сказал учитель. – Священные писания, которые были опубликованы по инициативе и на средства, собранные монахом, хранятся в монастырях до сих пор не только, как реликвия, но и как памятник человеколюбию. Буддийским монахам прекрасно известно из учения Будды, что не бывает истинной осознанности без сострадания. Исходя из того, что этот поступок совершил последователь учения Будды, он кажется обычным. Почему же спустя две тысячи лет люди помнят о нем, как о неординарном?
– Потому что знать одно, а осуществить на практике – совсем другое! – сказал Артем. – Мы, например, иногда знаем, как надо или не надо поступать. Но не всегда слова и мысли у нас совпадают с делом. Монах был цельным человеком, поэтому о его поступке память сохранилась до наших дней.
– В его поступке есть величие! – сказала Наташа. – Можно сказать – подвиг. Он действовал по живому, с любовью к людям. А такие поступки запоминаются на долгие годы, иногда – столетия, и даже – тысячелетия!
– Он вошел в историю, потому что не сопротивлялся стремлению своего сердца, – сказал Антон, – хотя опубликовать священное писание было не менее важным делом. Но я думаю, что человек, все—таки, важнее!
– Монах был еще и рассудительным, у него точно ум находился в согласии с его сердцем, – сказал Данила. – Ну, подумайте, кто бы читал эти писания, если бы люди погибли от голода и болезней?
– Рачительный ты наш! – заметил Антон. – На все смотришь трезвым умом.
Дети заулыбались. А учитель сказал:
– Видите, как красиво все получается в жизни, когда проявляется человеколюбие? Послушайте еще одну историю о сострадательном человеке.
Зов сердца и предрассудки общества
Кабир жил в Индии пятьсот лет тому назад. Он не принадлежал ни к одной религии, а был просто живым, открытым, осознанным человеком. Его называли певцом жизни. Он был поэтом и философом, и люди шли к нему за советом или просто пообщаться. Их тянуло к Кабиру, потому что от него исходили благодатные энергии, и все это чувствовали. Я хочу рассказать вам историю его детства.
Он родился в мусульманской семье, но воспитывался монахом—индусом, который нашел его совсем маленьким на берегу реки. Очевидно, родители мальчика были очень бедными людьми и голодали. Они оставили его в надежде, что какой—то добрый человек приютит его. Как говорится, пути Господни неисповедимы! Так и случилось.
Раманада, так звали монаха, который нашел Кабира, был брамином1. Он относился к высшей касте священников в Индии и имел множество учеников и последователей. Когда он принес несчастного, голодного ребенка домой, его стали упрекать:
– Ты не должен оставлять этого ребенка в своем доме, потому что мы не знаем, кто он. Скорее всего, он из низшей касты неприкасаемых2, а ведь ты, как и все твои ученики – брамин. Может получиться недоразумение, и ты потеряешь не только учеников, но и свой авторитет.
– Я понимаю вас, но что вы мне прикажете делать с брошенным ребенком? Ведь он такой истощенный! И когда я смотрю в его глаза, я не могу оставить его.
– Но ты потеряешь своих последователей и приверженцев, – говорили ему.
– Если кому—то не нравится мой поступок, пусть оставят меня, – ответил монах. И многие ученики покинули его.
…Уже в раннем возрасте у Кабира обнаружились необычайные способности и живой ум, который Раманада помог ему развить. Когда мальчик вырос, молва о нем разнеслась по всей округе. И к нему потянулись люди разных вер – мусульмане, индусы, христиане, суфии. Его любили и почитали все, как святого. Он стал известным человеком, потому что основой его Мировоззренческого учения была божественная любовь, которая пронизывает все религии мира. Он все делал с любовью, даже самые обычные дела. Он жил любовью, дышал ей, наслаждался и передавал ее людям, у которых открывались сердца от взаимодействия с ним. Именно любовь и необычное мышление сделали его одним из величайших людей своего времени.
Здесь я хочу отметить, что многие мировые религии говорят о вечной и счастливой жизни после смерти, а в этой жизни призывают к терпению. Кабир решительно протестовал против такого инертного, нетворческого, безынициативного отношения к жизни. Сам он всю жизнь трудился, был искусным ткачом. И его ткани были великолепны! Ведь их соткал человек, познавший истину. Он считал, что человек – сом—творец Бога, и его обязанность – активно проявляться в жизни на всех планах – материальном, душевном, духовном.
Кабир выступал против кастового строя в Индии, который унижал человеческое достоинство, он считал его несправедливым пережитком прошлого. Сохранилось немало историй о его жизни, которые впоследствии стали притчами. В интернете сейчас есть все, и, если вам интересно, вы ознакомитесь с жизнью Кабира.
Но Кабир стал таким в большей степени благодаря Раманаде, который воспитывал его в атмосфере любви, помогал ему развить разум, реализовать свои таланты и способности.
Раманада своим поступком еще раз подтвердил, если правильно воспитывать ребенка – с любовью и ответственностью, не важно, какого он роду—племени, в какой касте он был рожден, из него сформируется сознательная, творческая личность. И сейчас я хочу поговорить с вами не о Кабире, а о поступке Раманады.
***
– Раманада был человеком незаурядным, поэтому его поступок был таким же! – сказала Юля. – И что стоили бы его наставления последователям, которых он призывал к божественной любви, если бы он поступил иначе? Конечно, он мог отдать ребенка в приют, и это тоже был бы нормальный поступок. Но он был чутким человеком с открытым сердцем. А сердце подсказывало ему, что этот ребенок – подарок Бога. Поэтому он не прошел мимо.
– Раманада почувствовал, что именно он должен воспитать этого мальчика. Наверное, он увидел в этом какой—то знак, и его сердце отозвалось, – сказал Антон.
– Раманада вышел за пределы предрассудков, – сказал учитель. – Будучи уже престарелым человеком, он говорил: «Я ничего не потерял. Все ученики и ученые мужи не стоят одного Кабира. Да, от меня ушли мои приверженцы. Меня стали сторониться, но я не мог поступить иначе. Мое сердце и разум приняли это решение. И я счастлив». Он счастлив! Понимаете, почему? Потому что выполнил свою миссию! Представьте, что было бы, если бы Раманада не решился пойти наперекор мнению и устоям общества, как сложилась бы судьба Кабира?
– На самом деле Раманада совершил подвиг, – сказала Наташа. – Представляю, как ему было трудно идти против устоявшегося общественного мнения.
– Скорее, застоявшегося мнения, – сказал Артем. – А вывод можно сделать такой – предрассудки являются оковами, которые мешают человечеству продвигаться вперед.
– Оковами и для человека, и для общества, – сказал учитель. – И конечно, кто—то должен разрушать их. Ведь предрассудки – это то, что уже устарело, а общество продолжает «тащить» их в завтрашний день по инерции. И тогда приходит тот, кто берет на себя смелость и разрушает их, чтобы не было застоя, ради развития жизни. Эти люди совершают подвиги, то есть, подвигают человечество вперед по пути развития. Но им всегда нелегко в жизни, потому что большинство людей осуждает их, следуя устаревшим устоям. Такие люди понимают, на что идут, но осознают и цену своей миссии. Именно поэтому на Земле так часто унижали и убивали пророков. А как вы думаете, почему люди так нетерпимы к проявлению нового, особенно – истинного?
Дети задумались. Какое—то время стояла тишина.
– Я думаю, что пионеров, прокладывающих пути, единицы, – сказала Наташа, – потому что основная масса людей живет по инерции, не осознанно, мало думает о развитии, поглощена житейской суетой. Люди крепко держатся за старое понимание, боятся потерять почву под ногами.
– Люди не хотят резких перемен! – сказала Настя. – Устоям следовать легче – думать не надо, менять ничего не надо, напрягаться не надо.
– Я согласен с тобой, – сказал учитель. – Человек боится неопределенности, мы так устроены, что не любим резких перемен и подвешенных состояний. Мы всегда стремимся к покою и стабильности.
Но я должен открыть вам тайну – именно в эти сложные переходные моменты и происходит самое главное – осмысление и духовный рост человека, его развитие и расширение сознания. А тому, кто не хочет идти сознательным путем, нужна встряска, чтобы проснуться, очнуться, оглядеться вокруг и увидеть все новыми глазами, глазами своего сердца. Для этого и нужны потрясения. Понимаете?
Потрясения – это важная составляющая нашего Пути. Просто к ним надо относиться правильно, и не впадать в паническое состояние, а включать мозги и сердце. И когда вы хоть раз сделаете это, прочувствуете сам процесс, принцип, механизм выхода из затруднительного положения, вы начнете уважать себя, откроете в себе силы и возможности, окрепнете, станете прозорливыми в трудных житейских ситуациях.
– Получается, не только устаревшие устои, но и инерция мышления является препятствием для развития, – сделала вывод Юля. – Когда жизнь притормаживается, человек замирает, как «куколка», и если кто—то в этот момент попытается вывести его из этого состояния, его первой реакцией будет агрессия, направленная против того, кто предлагает ему новое понимание.
– Молодец, Юля! – похвалил ее учитель. – Ты сформулировала интересную мысль – агрессия возникает тогда, когда человек не хочет мыслить и развиваться, когда он забывает о том, что все в этом мире создано для развития и все есть поток, движение.
А чтобы мы стали менее агрессивными и не забывали о духовном развитии, на Землю всегда приходили милосердные и сострадательные люди – пророки, подвижники, которые предлагали человечеству Новое, прогрессивное учение, иногда ценой своей жизни. Я хочу рассказать вам историю об одном таком человеке.
Культура сердца
Рамакришна жил в Индии в середине ХIХ века, и был известным религиозным мыслителем и общественным деятелем. И пусть вас не смущает словосочетание религиозный мыслитель. Оно – прекрасно! Ведь религиозный деятель должен быть, прежде всего, мыслителем и творчески относиться ко всему происходящему, в том числе и к религиозным устоям и традициям. Если этого не будет, то незаметно эти устои и традиции могут превратиться в предрассудки. Ведь религия – это тоже поток, постоянно меняющееся и обновляющееся течение. Если течение останавливается, наступает застой, а затем – упадок.
– Скажите, учитель, если религия – это поток, то куда он должен двигаться, в каком направлении? – спросил Саша.
– Религия должна пролагать вектор пути эволюционного развития общества, вектор просвещения человека. И ни в коем случае не мешать процессу просвещенности, ради своих выгод. Известно, что любая религия, если она обрастает немыслимым количеством материальных вещей, атрибутов, традиций и забывает о духовном состоянии своей паствы, как правило, становится бездуховной. Забывая о человеке, она направляет всю свою энергию на материальное развитие самой себя. И если паства голодает и количество беспризорных детей множится, а сирым и убогим негде приткнуть свои головы, разве эта религия выполняет свою миссию?
Вы понимаете, религия жива тогда, когда она заботится о человеке, когда все делается для человека и во имя человека. Религия – это тысячи и тысячи чистых и устремленных людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, а значит – человеку! Люди, развивающиеся духовно, призваны пролагать вектор пути. Они должны внимательно наблюдать за развитием жизни и приходить на помощь туда, где жизнь искажается и «пробуксовывает». Словом и делом служители должны помогать движению жизни, духовному развитию.
А теперь послушайте историю о таком человеке.
Рамакришна был необычным человеком. Всю свою жизнь он посвятил поискам Бога. У него было удивительно доброе сердце и открытая душа. От него исходила божественная любовь и сострадание. Когда он стал известным и о нем заговорили, как о святом человеке, его ученики и последователи решили, что ему пора заявить о себе в своих проповедях. Они уговорили его отправиться в большой город. Надо сказать, что до этого Рамакришна проживал в небольшом селении, которое находилось в тропическом лесу Индии. Он жил на природе и чувствовал себя ее неотъемлемой частью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Аленький цветочек – символ уникальности. В одноименной сказке – символ души, чистой и искренней любви.
2
Selfie – автопортрет, фотография самого себя.
3
Instagram – социальная сеть Интернета.
4
«Красная книга» – перечень уникальных растений, животных, грибов Земли.
5
Архетип (от греч. Arche начало + typos образ) – образы, символы, мотивы в подсознании человека, единые для людей одной цивилизации, нации, народа, племени. Архетипы заимствованы из мифов, легенд, сказок, былин, песен, колыбельных, баллад и т.д., формируют коллективное подсознательное человека с раннего детства, проявляются в сновидениях, снах человека, при визуализации образов в творчестве, в медитациях.
6
Феникс – мифологическая долгоживущая птица, возрождающаяся после гибели, в античной мифологии связана с поклонением Солнцу. Представлялась по величине и виду схожей с орлом, с ярко-красным или золотисто-красным оперением.