Полная версия
Масонство: история, идеология, тайный культ
Бог приходит к определенности посредством десяти сефиротов (элементов чисел ). Отражающих божество с обозначением конкретных понятий и находящихся друг с другом в определенном взаимодействии ( венец. Мудрость. Разумение, милость, сила, сострадание, вечность, величие, основа, царство). Совокупность этих атрибутов Бога изображалось в виде дерева сифирот.
В своей совокупности космическое тело сифирот образует космическое тело совершенного существа- первочеловека Адама Кадимона. Сочетающего в себе потенции мирового бытия и обладающего короной. Мудростью. Умом , милостью . служением. Красотой .славой и царством. Он как бы символизировал весь духовный мир человечества.
Сифироты подразделялись на три триады; первая представляла божественную силу ангелов и божественное откровение. Вторая влияла на мир души и нравственный порядок; третья действовала на видимый мир-природу.
Сифироты являлись также носителями мужского и женского начала и проявляли свою деятельность в четырех мирах: Аушима (непосредственные эмонации ), Берина (творение), Надира-области ангелов, божьих послов и Асия (Материя принимающая конкретную форму.).
Каббалисты занимались детальной трактовкой Ветхого Завета. Изучая конкретное сочетание слов и букв. Каббалисты пытались постичь тайны мироздания с помощью чисел и букв еврейского алфавита; гностики пытались постичь тайный смысл слов Иисуса Христа , не обращая внимания на значение цифр и буквосочетаний.
Влияние раннесредневековых мистических учений на масонство состояло в том. Что на протяжении истории его существования и развития, а также на современном этапе многие принципы постижения тайн мироздания и символического существования занимали существенное место в масонской символике и ритуалах. Манихейство, герметизм, философские учения использовались масонством для уточнения своих идеологических построений, касаясь особенно их представлений о великом архитекторе вселенной, как высшего божества. Близкого к Логосу.
Каббалистика занимала определенное положение в трактовке отдельных символов масонского ордена. Неофит, даже на современном этапе функционирования лож. При вступлении в орден получает начальные сведения об этом учении.
Кроме того, масонству было весьма близко каббалистическое понимание о прогрессивном ходе развития человеческой цивилизации к скорейшему воцарению в мире полной идиллии и наступлению золотого века истории человечества.
Эпоха средневековья с господством католической церкви в качестве доминирующей религии породила новое социальное образование, коим являлись рыцарские ордена. Организационная структура и некоторые идеологические установки, которые оказали определенное влияние на становление масонства, в качестве самостоятельного института. Они были построены по принципу военных организаций, ставивших своей целью защиту гроба господня в Иерусалиме и распространение паломничества по священным местам.
Устройство орденов тамплиеров или храмовников строилось по определенному принципу. Управление осуществлялось капитулом должностных лиц. Во главе стоял гроссмейстер, который обладал большой властью, но был зависим от капитула.
Члены ордена делились на три класса: рыцарей, капеланов и братьев послушников.
Вступление неофита в орден сопровождалось клятвой перед гроссмейстером. На заседании церемонии вступления в орден не были должны присутствовать посторонние лица. После рассмотрения кандидатуры шло голосование о принятии или непринятии нового члена.
Орден тамплиеров, существовавший в период собственного расцвета, поддерживал собственные гильдии, которые выступали в роли покровителей гильдий ремесленников и каменщиков. Внутри данных гильдий существовали собственные порядки и уставы, которые были близки к уставам и порядкам первых профессиональных строительных гильдий( оперативных масонов).
Вскоре данный орден был расформирован королем Франции Филлипом Красивым и его ставленником папой римским. Официальное обвинение против ордена состояло в ереси поклонении дьяволу и даже в половых извращениях. Хотя, по мнению других исследователей, причиной было усиление его политического влияния и рост материальных богатств ордена, что в какой-то степени могло вредить интересам короля. Франции.
Многие члены ордена были переданы инквизиции и подверглись пыткам и тюремным арестам. Руководство ордена было обвинено в ереси и казнено инквизицией 18 марта 1314 года.
После распада ордена некоторые из его членов, хорошо владеющие строительным искусством, отправились в Шотландию, где могли связаться с первыми гильдиями каменщиков и оказать определенное влияние на деятельность их тайных союзов.
Через несколько веков, после его официального уничтожения и закрытия, орден продолжил свое существование , но только в качестве закрытого клуба, наподобие масонской ложи, куда могли допускаться только представители аристократии. Многие из основных деятелей франкмасонства прошли “ воспитание” в рамках этого ордена. По некоторым сведениям филиалы этого ордена существуют и поныне в некоторых европейских странах и США.
Символизм данного ордена было широко использован многими из масонских систем, распространенных в прошлом и существующем в настоящем. Многие из масонских систем, особенно распространенные в Шотландии и Германии, использовали рыцарские звания этого ордена для обозначения собственных степеней. Вместе с тем, в некоторых обрядовых и культовых действиях масонов шотландского обряда фигура основателя ордена тамплиеров, погибшего от рук французского короля и папского престола является особо почитаемой и используется при проведении ими определенных таинств . в частности, которые связаны с посвещением в некоторые из определенных градусов этого обряда. Кроме того, железная дисциплина ордена рыцарей храмовников послужила определенным примером для дисциплины внутри самого масонского братства и между его членами.
Эпоха средневековья, кроме этого также была многим обязана развитию и становлению общества вольных каменщиков. Определенное влияние на становление доктрины масонства оказал средневековый мистицизм. Он был широко развит в учениях средневековых алхимиков. Учение алхимиков было основано на дальнейшем развитии идей гностицизма, каббалистики, герметизма с определенными христианскими представлениями, но входящими в контраст официальной доктрины католической церкви.
Алхимия включала в себя две свои основные разновидности: Опытную и теоретическую. Опытная алхимия занималась поиском элексира бессмертия, панацеи от всех болезней, а также искала способы превращения неблагородных металлов в благородные с помощью определенного католизатора-философского камня. Своей деятельностью она заложила зачатки многих естественных наук. Прикладными алхимиками были заложены определенные естественно-научные открытия, используемые в современной химии и физике.
“ Масонство в своих практиках охотно использовало алхимические принципы. В некоторых масонских символах сера символизировала дух ; соль-мудрость и знание; ртуть выступает предвестником, атрибутом Гермеса Трисмегистра;; предвестником восхода солнца.
В некоторых масонских храмах существует надпись Vitiol, что трактуется как проникновение внутрь земли, описав ее обнаружить тайный камень.»15
Сам неофит отождествляется с камнем, требующим длительной обработки. Лишь после прохождения определенных испытаний и длительной работы над собственным нравственным совершенствованием и познанием масонских тайн он станет напоминать золото.
Алхимические учения также касались развития у человека определенных сверхспособностей, благодаря которым человек начинает иметь возможность совершать определенные чудеса, идущие в разрез с представлениями современной экспериментальной науке. Данное алхимическое мировоззрение наложило определенный отпечаток на деятельность многих масонских лож, существовавших в Германии, Франции и России. Некоторые из членов братства практиковали в своей повседневной практике и жизнедеятельности определенное мистическое мировоззрение, которое касалось веры в существование духов и потустороннего мира и определенной возможности проведением определенных контактов с ними.
Алхимическое влияние было распространено в масонстве, но характер его распространения всецело зависел от наличия той или иной системы масонства, а также от времени функционирования и географического положения той или иной ложи.
Вместе с тем, можно констатировать определенный факт воздействия мировоззрения алхимической философии на характер дальнейшего развития философских представлений, разработанных теми или иными масонскими авторами прошлого.
Алхимия составила фундамент близкого масонству течения, но возникшего раньше его- Розенкрейцерства. Розенкрейцерство являлось учением, наполненным мистицизма. Символы розенкрейцерства Роза и Крест считались истолкованием единства материи и духа. Розенкрейцеры продолжали заниматься алхимическими опытами по поиску панацеи и эликсира вечной молодости. В своих философских построениях они пытались развивать идеи гностицизма и герметизма, но представив их в несколько иной форме, применительно к эпохи средневековья. Общины розенкрейцеров существовали тайно; их деятельность не была доступна широкому кругу лиц. В качестве своих основных целей они ставили создание человека с космическим характером.
Розенкрейцерские идеи, наиболее широко развиты в Германии, нашли широкое пристанище у орденов каменщиков, структура которых совпадала со структурой первых христианских союзов. Вклад розенкрейцерских идей явился последним прецедентом, необходимым для возникновения современного спекулятивного масонства из обществ союзов строительных рабочих. ( оперативных вольных каменщиков ).
Большое влияние на становление масонского учения оказала эпоха итальянского Возрождения, которая связывалась с появлением нового философско-этического учения-гуманизма. Суть его доктрины сводилась к становлению конкретного человека , его способностей и стремлений. в центр рассмотрения философских вопросов.
Человек, по мнению его основных представителей, должен проявлять активность ко всему тому, что ведет к его становлению и развитию, как личности во всех жизненных планах. На первый план выдвигается примат свободной воли человека.
Распространение гуманизма как нового социально-этического учения, шло во всех европейских странах и накладывает определенный отпечаток на развитие их философской и социально-политической мысли.
Гуманизм оказывает влияние на появление социальных утопий, таких авторов, как Томас Мор, Томазо Кампонелла, Роберт Оуэн. В них говорится о проектах построения нового справедливого общества по типу Платоновского государства, но на современном этапе.
Гуманистические идеи, развитые данным философским течением, оказали определенное воздействие на философское мировоззрение, разработанное масонскими теоретиками относительно понимания человека и его определенного места и предназначения в мире.
Утопические проекты создаются также Ф. Бэконом. Гобсом. Гаринтоном. Одновременно с этим, предпринимаются попытки реализации утопических идеалов раннего христианства, лежащие в деятельности сект, ставших в оппозицию к господствующей в рамках того общества англиканской церкви.
Одной из таких сект являлись квакеры. В своих религиозных практиках они вступали в мистический экстаз с конвульсиями, ставя целью мистические поиски и внутреннюю борьбу со злом. Квакерское учение в определенных вопросах пересекалось с розенкрейцерским. Они отвергали все церковные атрибуты. Выступали за равенство всех перед Богом и проводили некоторые филантропические проекты. Через некоторое время секта стала закрытой организацией с собственными догматами.
Деятельность квакеров не проходила мимо внимания масонства. Некоторые принципы протестантского учения оказали влияние на представление масонства о нравственности, равноправии людей, религиозной и политической толерантности. Необходимости проведения широкой благотворительной и филантропической деятельности. Нравственное совершенствование каждого отдельного человека, в их понимании, должно стать условием построения совершенного общества на земле.
Не смотря на это. степень влияния протестантизма на различные толки масонских систем являлось различным. Большей частью протестантизм оказал определенное воздействие на масонские союзы Англии и Швеции, что определенным образом отразилось на характере деятельности их систем. Масонские системы России, а также Франции и Испании получили достаточно слабое влияние протестантизма ,
Глава 2. Идеологические основы учения и специфика деятельности ордена франкмасонов.
Трактовка Бога
как основополагающей категории масонского учения.
В основе доктрины масонства лежало понимание о великом архитекторе вселенной как основополагающей категории масонского учения. Всемогущий архитектор, в их понимании не только начертал мировой план, но вдохнул во все сущее жизнь и бытие; в определенной форме и обрамлении. После чего Архитектор и Великий мастер создает на свет первого человека Адама с сердцем, наполненным геометрической наукой.
Адам, впоследствии обучил геометрической науке всех остальных людей с целью того, чтобы они могли извлекать из нее практическую пользу.
Под архитектором понимается древнеиулдейский Бог Яхве, триединый в христианстве. В качестве одной из ипостаси бога-отца. В первоначальной масонской трактовке Великий архитектор стоит ближе к христианскому Богу-отцу, нежели к древнееврейскому Яхве. В их понимании он является милостливым для всех; для него нет богоизбранных и всех остальных.
Бог, в понимании определенных масонских систем является высочайшим существом, которое печется о нас перед всеми другими собственными творениями.
Кроме того, в определенной трактовке масонов, некая вещь в мире есть цель других и средство ко всем другими.
Люди представляются некими владыками мира, для которых солнце встает, звезды блестят, звери служат, растения цветут и приносят определенную пользу. Мир представляется всеобщим большим театром, а каждый конкретный человек со всеми его проблемами, слабостями, бедами и несчастьями является зрителем этого театра.
Определенное каббалистическое понимание имело место у масонов в связи с трактовкой имени еврейского Бога Яхве.
Первая буква йод означала активное мужское начало, следующая за ней хет пассивное женское начало. Сочетание этих двух начал, благодаря активности первого дает естественный результат – ребенка, который обозначается буквой вави, назван нейтральным началом.
В трактовке некоторых масонов имя ветхозаветного Бога Яхве представляет собой определенную божественную формулу, под которую имеется возможность подвести любые определенные толкования.
Другой определенной трактовкой данного символа может являться, к примеру иерархия масонской системы посвящения.
Буква йод подразумевает ученика, хет означает подмастерья, вав –мастера , буква тет –ложу.
Так мы можем видеть в учении масонов специфическое видение, основополагающей мировой философской категории, которая используется во всех мировых религиях, но характер ее толкования имеет весьма специфическое и определенное значение, которое является скрытым от уст непосвященных в силу их определенной неспособности к осознанию данного явления и несет нам с собой отпечаток понимания множества религий и философских учений всего человечества..
Кроме того, во франкмасонстве особо почитаемыми фигурами выступают Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа и ряд других библейских персонажей.
Святой Иоанн Креститель выступает в качестве символа просвещенной религиозности. Многие ложи, существовавшие когда-либо в разных странах мира и существующие в данный момент истории зачастую носят имя святого Иоанна.
Благословение святого Иоанна основано на символе слова и света. В евангелии от Иоанна свет, по своей сути совпадает со словом, творческим началом божества.
Апостол Иоанн в своем первом послании утверждает одно: “ Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы.”(1;5. ). Свет делает возможным все формы высшей деятельности. Он определяет, окружает и дает возможность видеть. Он руководит и дает возможность видеть. Он руководит нами и рассеивает в нас опасения тьмы.
Впоследствии, в трактовке некоторых представителей масонского учения Великий Архитектор сливается с христианским спасителем, но не теряет собственного безличного облика.
Общепризнанным изображением божества, как великого архитектора является равносторонний треугольник с изображением всевидящего ока в центре.
Божество, в масонской трактовке упоминается в тесной связи с понятием о строительстве храма. Почти все масоны воспринимали посещения своих лож, как храмы в миниатюре, где они упорно занимаются традиционными работами в своих душах пронизанных светом, частей общего здания.
Масонство в своем храме восстанавливает не столько наследие строителей и средневековых вольных каменщиков, но наследие человека, прибывающего в поиске правды в самом подлинном смысле этого понятия.
Масоны собираются в собственном храме для того работать, предпринимая большие усилия для собственного совершенствования. Совершенствование в их собственном понимании зачастую приравнивается к собственному внутреннему строительству. Член масонской ложи постоянно должен строить. Его дело состоит в том, чтобы постоянно строить, продвигать дело роста , подъема , познания.
По своему внешнему устройству масонский храм является внешне не завершенным. Данный факт призван свидетельствовать о символизации возможности и необходимости улучшения масонского труда и вечного стремление человека к совершенствованию. Во время проведения служений мастер находится на востоке, что говорит об определенной ориентированности храма.
Ориентация масонского храма руководствуется принципом универсализма. Существует определенная связь местоположения в священном пространстве. Так, человека представляет Восток, как источник физического и духовного света.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.