Полная версия
Масонство: история, идеология, тайный культ
Особенность первых профессиональных союзов строительных рабочих в Англии , в отличии от подобных организаций в других странах состояла в том, что на первый план стала выступать строительная ложа, как самостоятельная организационная структура первых союзов вольнокаменщического братства.
Кроме того одним из основных отличий Английских союзов являлось то, что в английских ложах были представители не только ремесленников – строителей, но даже представители аристократии и других слоев населения, которые разделяли основные идеи и смысл братства. Уже здесь намечается определенное стремление к постепенной трансформации от оперативного масонства к спекулятивному.
По мнению многих исследователей масонства, существовала определенная связь между первыми английскими союзами и организациями каменщиков в Германии. Она проявлялась в том, что многие принципы, лежавшие в основе их уставов, совпадали, а также некоторые представители английских лож носили немецкие фамилия.
Местом собрания лож являлся просторный и защищенный навес. Перед открытием ложи стояла охрана для предотвращения проникновения в ложу непосвященных и любопытных. Если охране удавалось поймать непосвященного или любопытного человека, пытающегося тайком проникнуть и узнать тайны собрания, то его ставили под водосток до тех пор, пока вода не начинала выливаться из его ботинок. В хорошую погоду собрания ложи происходили под открытым небом, к примеру, на природе в тихом и безлюдном месте.
Вступление в общину происходило в присутствии, как минимум, пяти- шести членов братства с их женами. После того, как мастер ложи прочитывал устав; надзиратель представлял кандидата мастеру и присутствующим собратьям. Кандидат должен был общаться с мастером с формулой :
“ Я бы хотел стать подмастерьем каменщика, как вы можете ясно это видеть.”
После чего новичок был обязан произнести установленную клятву. Ее суть состояла в бесприкословном выполнении возложенных на него членами ложи обязанностей. Кроме того, вновь вступивший член в своей клятве обязывался строго хранить тайну ложи. Невыполнение этого правила наказывалось строгими внутренними санкциями. Он обещал, что: Ему будет перерезано горло и на том свете он получит двойную долю адских мучений и проклятий. Следом за произнесением клятвы ему сообщали таинственные знаки, с помощью которых он доказывал свою принадлежность братству. Он был обязан безоговорочно запечатлеть их в своей памяти.1011
Среди большого количества знаков наиболее примечательными являлись знаки приветствия. Во время приветствия необходимо было совершать движения слева направо через грудь, затем снять шляпу и помахать ей справа налево, а затем снова надеть на голову. Саму шляпу надо было взять так, чтобы указательный и средний пальцы легли наверх, большой палец и остальные снизу ее края.
Существовало и большое количество других знаков, по которым члены братства могли узнавать друг друга. Так они схватывали правой рукой носовой платок и передавали его через левое плечо так, что он сваливался на спину. Во время совместной попойки бокал переносили над бородой слева направо.
Если член строительной корпорации приходил на строительный объект, то для узнавания своих собратьев ему было необходимо разложить инструменты таким образом, чтобы они образовали, угломер.
Если во время проведения строительных работ строитель ударял инструментом о какой-либо тяжелый предмет говорил “ Это слабо или пусто ,” Член братства должен был ответить “ Это крепко . “12
Между членами ложи могли существовать равноправные взаимоотношения . Мастером мог считаться тот сочлен, который по своему выбору должен был председательствовать в ложе. Мастера и подмастерья имели особое рукопожатие. Подмастерья при дружеском приветствии брали друг друга за правую руку и приложенными друг к другу большими пальцами третью фалангу указательного пальца. Пожатие мастеров состояло в том, что они приветствовали друг друга за правую руку и надавливали друг друга за правую руку и и надавливали четырьмя тесно сжатыми пальцами на третью фалангу указательного пальца.. Мастеру присваивался особый лозунг. maharyn , который произносился пополам. Спрашивали вопрошаемым словом, тот отвечал ему словом ryn13
В ритуалах и обрядах первых английских обществ не вкладывалось какой-либо глубокой философской символики. Все обрядовые действия соответствовали низкому образовательному уровню ремесленного сословия того времени.
Если собрат хотел посетить чужую ложу, то он должен троекратно постучать у нее двери два раза тихо и один громко ; после чего на задаваемый вопрос: Вы каменщик; он должен был ответить : Да. Я один из них.
На вопрос : “ Как мне узнать .?” Посетитель был должен ответить По знакам и следам моего приема в церковь, а оттуда в ад.
После этого следовал экзамен. Если пришедший выдерживал его, то надзиратель говорил ему: “ Божие благословение этой встрече и тем почетным мастерам и тем почетным подмастерьям, которые сохраняют ключи ложи из которой Вы пришли, привет также Вам , почетный собрат, в этом почетном обществе.
В ответ надзиратель говорил: Божие благословение вам, а также всем мастерам и подмастерьям той великой ложи, из которой вы пришли; привет также Вам, почетный собрат, в этом почетном обществе.
В ответ на это посетитель отвечал: Почтенный мастер и почтенные подмастерья моей ложи шлют Вам поклоны и желают процветания и благополучия.14
После этого испытания не заканчивались. Кандидату задавали вопросы, касающиеся быта ложи, специфики и условий приема. Детально расcпрашивали об уставе и внутренних порядках. В случае правильного ответа на все вопросы его могли допустить к участию в работе ложи.
Расцвет функционирования данных организаций совпал с расцветом католической церкви, в качестве доминирующей религии в Европе. Католичество оказало определенное воздействие на характер деятельности данных союзов. Оно состояло в том, что в общинах культивировался определенный морально-этический устав, соответствующий основополагающей доктрине католицизма. Кроме этого, на общество накладывалась определенная филантропическая деятельность, направленная на поддержание обездоленных и больных людей, забота о стариках и осуществление ряда других благотворительных проектов. Члены и мастера могли иметь частые контакты с представителями белого и черного католического духовенства, характер которых, в основном касался совместных действий в области филантропии и осуществлению духовных наставлений членам братства.
По мере реформации и появления протестантизма в качестве одной из доминирующих религий, наряду с католицизмом, в Европе происходит закрытие первых деятельных (оперативных) союзов. В этот период истории в Европе пробуждается интерес к некоторым мистическим знаниям, античным учениям и другим подобным нравственным системам. В состав лож начинают входить представители аристократии и католического духовенства.
В этот период истории начала происходить определенная трансформация первых цеховых союзов. Между цехами и братствами стала проходить определенная грань. Деятельность цехов связывалась с непосредственным производством, братства носили морально-организационный план.
Члены цеха не были обязаны быть членами братства; в тоже время шел процесс приема в члены братства представителей других сословий и профессий за счет уплаты вступительного взноса.
К вступлению в масонские ложи было допустимо протестантскому духовенству, которое видело в масонах определенный социальный пласт для распространения своей религии.
Интеллигенция также можно причислить к некоторым масонским ложам Англии и Шотландии. Ею руководил определенный интерес к тайным знаниям, лежащим в основе масонской деятельности.
Изменилась также церемония вступления в ложу. Теперь для вступления в общество было необходимо присутствие, как минимум, 5-6 франкмасонов. Собрания стали сопровождаться банкетами. Новички стали дарить братьям перчатки.
В первых европейских союзах строительных рабочих политика не играла решающей роли; однако в их недрах могли таиться определенные противогосударственные настроения, которые впоследствии могли вылиться в определенные восстания. С этой целью, со стороны многих правительственных организаций Франции, Германии, Англии осуществлялся определенный контроль за характером их деятельности.
Так со стороны английских королевских особо и деятельности парламента издавались определенные указы и постановления, касающиеся запрещения деятельности союзов вольных каменщиков, вплоть до открытых репрессивных действий против них.
Так, в период реформации в 1561 году английская королева Елизавета, вызвав подозрения против вольных каменщиков, послала на них вооруженный отряд. Однако руководство данных союзов нашло определенные средства привлечения на свою сторону предводителей отряда, после чего она стала оказывать им особое покровительство.
В определенных политических конфликтах, существовавших в Англии, можно было предположить, что вольные каменщики стояли на стороне того, кто имел наибольшие шансы на успех.
По мнению некоторых исследователей, во время английской революции вольным каменщикам был поставлен принципиальный вопрос: Основано ли исключительное положение династий на каком-либо божественном праве или это является сугубо волей народа. Вольные каменщики высказались за народное избрание.
Хотя непосредственные общины каменщиков постепенно перестают существовать, они трансформируются в ложи спекулятивных (умозрительных) масонов, деятельность которых не носила характера непосредственных профессиональных сообществ; в их состав постепенно начинают входить предприниматели, купцы и т.д. Но, тем не менее, данные общины продолжают сохранять некоторые организационные принципы построения, задействованные у первых союзов – братств строительных рабочих.
Деятельность профессиональных гильдий строительных рабочих пользовалась особым вниманием многих известных деятелей того времени. К числу особо влиятельных членов первых союзов рабочих в разных странах можно причислить Яна Гуса, Ульриха фон Гутенна, одного из сподвижников Мартина Лютера, которые являлись идеологическими основателями реформации и появления протестантизма как самостоятельной религии, ученый каббалист и алхимик Парацельс.
Масонство и социальные утопии 17 века.
Более тесная идеологическая связь прослеживается у позднейшего масонства с философским и социально –политическим движением 17 века; тайными либо полутайными кружками интеллигенции . имеющими своей целью построение утопических учений. Этот период истории характеризуется определенным отходом представителей интеллигенции от идеологического контроля со стороны католической церкви. Наука в это время стала образовываться в качестве самостоятельного института с применением экспериментальных методов исследования и сделала попытку возврата к некоторым основам античных учений александрийской эпохи; кроме того у представителей духовной элиты той эпохи появился большой интерес к различного рода мистическим учениям, таким как магия, астрология, каббалистика. Природа почиталась началом греха; попытки проникнуть в ее тайны связывались с колдовством. Многие ученые осуществляли попытки мистифицировать себя и других с целью прикрытия под этим ремеслом свои истинные цели, коими являлись попытки реального объяснения законов природы и социального развития. В этот период времени в умах многих ученых возникает идея построения идеального общества, которая тесно соприкасалась с прогрессом экспериментальной науки. Многие из них пытались в реальной практике осуществить попытку воплощения своего идеала. Первым шагом, к которому должно было явиться создание в Англии международного братства ученых.
Научные кружки и академии считали, что научное познание природы разрушит целый ряд заблуждений и предрассудков долговременного господства католицизма в качестве доминирующей в обществе религии и схоластического типа мировоззрения. Основанием данного понимания являлись произведенные определенные научные открытия Коперника, Кеплера. На взгляд членов данных ученых сообществ представлялось возможным познание окружающего мира сугубо на рационалистической основе.
В числе основных идей, вырабатываемых членами данного философского сообщества выступала идея пантеизма т.е. олицетворения Бога с силами природы. Человек, в их определенном представлении являлся венцом создания. Только он один мог постичь тайну мироздания и вывести из нее нравственный закон.
Первые кружки оксфордских и лондонских профессоров появляются в Англии после издания акта о “ веротерпимости “. В состав этих кружков могли входить не только представители католической и протестантской интеллигенции, но сторонники деистического учения, которые могли отрицать традиционные толкования библейских текстов и догматических основ церковного вероучения, но в принципе не отрицали факт существования Бога как великого архитектора и создателя универсальных законов вселенной.
В своих мировоззренческих построениях они только пытались оспорить божественное происхождение власти и государственных институтов и примат католической церкви в качестве единственно-правильного и универсального учения. В качестве альтернативы они выдвигали гипотезу о договорном происхождении институтов власти и общества и выдвигали идею о необходимости самостоятельного существования институтов светской власти с институтами католической церкви.
Они поддерживали культ трех величайших благ мудреца – Здоровья, Свободы и Истины. Идейный прогресс. В их понимании, связывался с усилиями свободного от каких – либо догматических предрассудков ума
Пантеистические общества не были массовыми. Это было связано с тем, что представители официальной власти и духовенства видели в них представителей насаждения разрушительных идей, а основная масса населения просто не могла понять смысла их учения из за определенного эзотеризма и символизма в изложении. Многие из них подвергались определенным гонениям, что в конечном итоге привело к существованию этих общин в качестве тайных организаций.
Данные, помимо Англии, где получили широкое распространение, организации существовали во многих европейских странах и в их состав входили многие весьма известные ученые своего времени, включая Ф. Бекона, Лейбница, Яна Коменского. Данные ученые и контролируемые ими общества боролись против схоластического мировоззрения и абсолютизма.
Наиболее известными из них являлись чешские братья, под руководством известного основателя педагогической науки Яна Амоса Каменского. Они владели множеством школ, имели в своем распоряжении типографии и создавали огромную литературу. Они преследовали цель распространения света и правды во всем мире и пропагандировали идею широкой веротерпимости.
В родстве с чешскими братьями находились немецкие поэты или учителя словесности. Они занимались изучением и реформированием немецкого языка и объединяли в свои круги протестантов и других религиозных представителей, не пользовавшихся государственным признанием.
В данном обществе использовалась определенная символика, близкая по содержанию к некоторым масонским символам и атрибутам .
Идеологические истоки учения масонов.
Идеологическая основа и некоторые элементы организационной структуры современного масонства и всех его ответвлений уходит своими корнями в глубокое прошлое.
По мнению самих франкмасонов, истоки их учения исходят не только к сотворению человека, но даже к сотворению мира. В собственных трактовках у франкмасонства существовала легенда, согласно которой, на заре человечества существовало некое цивилизованное племя, знающее все законы природы и общества. Оно зашифровало эти знания в мистические символы. Франкмасонство, согласно его собственным понятиям является организацией способной сохранить эти символы, которое оно получило благодаря непосредственным контактам с представителями данного племени в прошлом через многих жрецов и пророков.
Масонство включило в свои догматы основные положения, существовавшие когда-либо у этих тайных обществ.
На современном и более раннем этапе франкмасонство включило в себя язык и обряды различных сект и учений. В нем мы можем найти древнеегипетские, индийские, иудейские и христианские термины и символы.
Идеологические истоки его учения можно отнести к глубокой древности. Приблизительно, при существовании превобытно – общинного строя, появляются первые зачатки религиозного сознания и религиозного культа; первейшего духовно-нравственного учения, объясняющего все причинно – следственные закономерности всех существующих природных и социальных процессов.
Первобытные формы религиозных верований были основаны на представлении о существовании сверхестественных покровителей между людьми и животными – тотемы. Связь между простыми членами родоплеменной общины и сверхестествеными тотемами осуществляла особая каста людей – жрецы и шаманы, которые играли роль духовной элиты своего времени и в какой-то степени являлись предшественниками современных ученых. Шаманы представляли из себя особую, закрытую касту людей, которым были доступны тайны религиозного учения ( эзотерическая сторона ) . для всего остального населения учение представлялось в совсем иной форме (экзотерическая сторона ).
Вступление в касту шаманов означало проведение определенного ритуала. Когда юноша становился шаманом, он проходил обряд инициации, который и на данный момент времени существует у некоторых племен Океании, Африки или Полинезии, сохранивших основы родоплеменного строя и находящихся в определенном отдалении от цивилизации. Суть этого обряда состояла в наложении суровых запретов, пищевых ограничений и целый ряд других испытаний. связанных с совершенствованием человеческого духа над плотью.
Целью данного обряда являлась выработка у шамана определенных качеств, необходимых ему для общения с потусторонним миром духов и обеспечения связи между ним и простыми членами родо- племенной общины.
Хотя, по своей сути, масонская инициация и посвящение в магический культ являются различными обрядами, в них имеются определенные сходства. состоящие в том, что масонская инициация и культ посвящение в шаманство имеет своей целью проведение определенных испытаний над вновь поступающим членом общины; хотя инициация в масонские ложи не была связана с определенным психо -физическим воздействиями на человека и не была связана с обрядами жертвоприношения. Кроме того, их объединяет еще то, что как масонское братство, так и каста древних шаманов являются, по своей сути организациям закрытыми от масс населения.
Постепенно произошел переход первобытных культов в политеистические религии древнего мира, существовавшие в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. В данных религиях существовало многобожие и поклонение изображениям животных и человека, в качестве определенных божеств, олицетворяющих силы природы и общественные отношения.
Многие первые религии древнего мира заложили основу учения и первые представления, которые были впоследствии использованы масонскими деятелями.
Так, например, большое влияние на масонство оказала цифровая мистика древних. Астральные ориентации религии Вавилона привели к созданию календаря, двенадцатеричной системы измерения отрезков времени и пространства, выделению цифр 3.7, 12, 60 , которым жрецы древних религий приписывали священный смысл. Три первые цифры вошли в масонскую символику.
Кроме того, влияние культуры Междуречья оказало также определенное воздействие на характер деятельности масонских лож. Оно проявлялось в использовании определенных символов древнешумерской астрологии, относительно влияния небесных светил на характер человеческой жизни, что до сих пор определенным образом оказывает влияние на характере определенных масонских ритуалов и проводимых ими обрядов. Одновременно с этим, влияние культуры данное цивилизации на масонство состоял в использовании ими определенных символов, которые пришли из недр данной цивилизации. Конкретным примером этому может служить использование символа двуглавого орла, который использовался в масонстве и, впоследствии стал одним из государственных символов российской империи и современной России.
Специфическое влияние на становление масонского учения оказала древнеиндийская цивилизация; ее философия и социальная структура. Брамины являлись высшей кастой древнеиндийского общества. Они представляли собой закрытую структуру; их деятельность состояла в созерцании высших истин, недоступных представителям низших каст. Закрытость браминских союзов от представителей других каст древнеиндийского общества, как недоступных для понимания высших истин, изложенных в ведических гимнах и иных древнеиндийских философских трактовках, наложила определенное влияние на масонские братства. В целом здесь можно провести определенную параллель между масонским учением, которое было доступно только весьма узкому кругу лиц, в силу недоступности для понимания его основ широкому кругу населения из за его недостаточно высокого уровня умственного и н нравственного совершенствования. Кроме того, здесь можно подчеркнуть долговременное господство масонства среди лиц высокого социального статуса и должностного положения и недоступность к участию в его таинствах людей из низших слоев общества. Но , в отличии от касты браминов, связь с вступлением в масонскую общину не была четко регламентирована вопросом наследственного происхождения, вступление в члены франкмасонское братство связывалось с определенным уровнем умственного и нравственного совершенствования и не доминировалось наследственным происхождением, хотя существовали определенные попытки доминирования в составе масонских лож представителей аристократии и дворянства.
Древнеиндийская философия также оказала определенное влияние на становление масонской идеологии. Некоторые мистические направления в масонстве специфически трансформировались в определенные представления, лежащие в индийской философии. В первую очередь это может касаться идеи закона кармы и реинкарнации. В понимании древнеиндийских философов учение о карме было связано с идеями причинности и судьбы. Карма приближается к понятию судьбы, которая поддерживает неотвратимость всего происходящего. В отличие от древнегреческого представления о судьбе как о явлении, влиянию которого подвержены как Боги, так и простые смертные и характер которого является неизменным в зависимости от волевых усилий того или иного человека, древнеиндийская карма может тесно соприкасаться с моральным обликом человека, его поведением и поступками в нынешней жизни. Карма ведет учет положительных и отрицательных деяний человека. Каждое деяние человека либо наказывается, либо вознаграждается в зависимости от характера его направленного воздействия. Душа вознаграждается за благие дела; наказывается за плохие. Карма указывает путь к цели и образу жизни человека- его дхарме. Данная категория приближается по своему смыслу к христианскому пониманию о воздаянии Богом человека за его плохие поступки и вознаграждении за хорошие.
Мировоззрение такого типа оказало определенное влияние на формирование доктринальных основ масонства, и требовала от его членов повиноваться определенным морально-этическим предписаниям в повседневной жизни.
Древнеегипетская религия также оказала определенное влияние на становление масонского учения. Оно проявляется в дальнейшем использовании в ходе масонских ритуалов и практик определенных обрядовых символов, которые были широко распространены в древнеегипетских мистических и оккультных учениях.
Кроме того, можно констатировать определенный факт влияния древнеегипетской религии на масонство и его конкретные ритуалы и практики, который состоит в использовании определенных символов и атрибутов, которые имеют происхождение из древнеегипетской религии. Вместе с тем, можно провести еще одну определенную параллель между древнеегипетскими тайными жреческими союзами и характером деятельности масонских лож. Она проявляется в том, что члены древнеегипетских тайных жреческих союзов представляли собой собрания духовной элиты своего времени, которые занимались развитием всякого рода наук и искусств, что можно встретить и в собраниях многих масонских организаций Европы и России, где под покровительством братства и его членов шло развитие наук и искусств.
Древнегреческая цивилизация с ее политеистичекой религией и глубоким развитием философии. Поэзии и духовной культуры в целом также оказала существенное влияние на становление масонского учения и его практик.
Одной из конкретных форм влияния древнегреческой религии на масонство являлся народный культ бога виноградорства и виноделия Диониса и его пророка легендарного певца и музыканта Орфея, якобы спустившегося в царство Аида для спасения своей любимой супруги Эвридики. В некоторых полисах в честь Диониса устраивались определенные мистерии, в которых участвовало большое количество людей.