bannerbanner
Масонство: история, идеология, тайный культ
Масонство: история, идеология, тайный культ

Полная версия

Масонство: история, идеология, тайный культ

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Однако в них могли принимать участие далеко не все, а только те, которые прошли испытания. Посвященные составляли тайные орфические союзы.

Орфизм оказал определенное влияние на Пифагорейство и функционирование первых пифагорейских союзов. Пифагорейство включало в свою основу учения мистического толка наряду с математическим рационализмом.

Орфики и Пифагорейцы учили, что число является началом всех начал. Они считали, что после растерзания Диониса чудовищами-титанами на семь частей большинство проникло во все сферы, а семерка и единица составили священное начало всех вещей и души.

В своих практиках они использовали определенные символы. Круг символизировал вечность, треугольник триединство.

Числовая мистика считалась сокровенным фундаментом вселенной, посредством графического изображения цифр пифагорейцы выходили на символическое изображение квадратов.

Масонство во многом использует числа и сопоставляет их с числовой философией древних. Влияние числовой философии древних на масонские ритуалы и обряды проявляется, в первую очередь в наличии у них определенных священных чисел, к примеру, семь является числом наиболее почитаемых членами братства наук, тройка служит числом трех основополагающих степеней голубого или иоанического масонства, а тридцать три используется в шотландском обряде для характеристики числа степеней посвящения.

Пифагорейские союзы по своей организационной структуре являлись тайными организациями. Все члены первых пифагорейских союзов были обязаны хранить обет молчания. Здесь можно увидеть первый прообраз масонства. Пифагор разграничивал ступени посвящения в зависимости от заслуг, каждого из членов перед орденом.

Пифагорейская школа состояла из трех ступеней: первая ступень слушателей, которые в течении определенного времени в полном безмолвии стремились овладеть тайнами учения; вторая ступень математиков, которые изучали геометрию и музыку, природу числа, цвета и звука, третья ступень физиков на которой было необходимо овладеть космогонией и метафизикой. Эти три ступени вели к истинным мистериям. Впоследствии в школу должны были поступать люди с безупречной репутацией и уравновешенным характером.

Действительно, налицо некоторые черты сходства с масонством, включая организационную структуру и веру в бессмертие души.

Кроме того, характер влияния пифагореизма на дальнейшее становление масонства как самостоятельного учения состоял также в том, что многие из приемов геометрической науки, которая была разработана пифагорейцами, были впоследствии использованы братствами каменщиков, которые впоследствии явились непосредственными предшественниками образования лож спекулятивного или умозрительного масонства.

Кроме пифагорейского учения и организационной структуры первых и последующих пифагорейских союзов на формирование идеологической основы учения масонов оказали определенное влияние другие античные учения, в частности философская система Гераклита Эфейского о логосе и психеи (душе), учение Ксенофана о субстрате материального космоса. Платоновское учение об универсальной мировой душе, учение Аристотеля Стратогиста о вечной неподвижной сущности.

Существенные элементы древнегреческих философских учений и политеистических культов позволило вычленить в них существенные элементы, которые масонство впоследствии синтезировало с выделением нового качества. Это касалось, прежде всего, организационной структуры пифагорейских союзов, которая впоследствии трансформировалась в организационную структуру масонских лож. Кроме того, числовая символика очень часто использовалась в некоторых масонских культовых и обрядовых действиях; при чем числа приобретали сугубо символическое толкование.

Вместе с тем, помимо религиозно-философских учений древности, существенное влияние на формирование масонской идеологии оказали мировые религии: буддизм, христианство и ислам и лежащие в их основе морально-этические предписания.

Буддизм , религия возникшая в Индии около 6 века до н. э. оказала также определенное влияние на масонское мировоззрение . Основатель данной религии принц Гуатамма ( Будда ) провозгласил целью избавление человека от печалей и страдания, которые существуют в земном мире, по причине существования зла. Избавление от страданий , в его собственном представлении связывались с избавлением от крайностей непомерной роскоши и строгого воздержания. Такой путь по его мнению, приводил, в конечном итоге, к состоянию полного спокойствия и благополучия ( нирване ).

Буддизм давал универсальную теорию спасения для каждого человека, в не зависимости от его социального и национального происхождения. При этом он не отвергал представления о законе кармы и переселении души.

Становление данной религии привело к возникновению первых буддийских общин. Вступление в первые буддийские общины происходило через обряд посвящения, и получали наставника, которому они были обязаны подчиняться. Здесь мы можем видеть определенную параллель с масонством и его системой степеней посвящения, в которой каждый мастер отвечал за вновь принятого ученика.

Вопрос о приеме в общину решался большинством голосов, присутствовавших при опросе кандидата, после чего он принимал множество обетов отказа от земных радостей жизни.

Принципиальным для буддизма являлось понимание средней линии. Мысль об избежании крайностей.

Масонство подчеркнуло от буддизма его основные этические принципы, прежде всего – концепцию средней линии в подходе к решению социальных вопросов. Это касалось практики компромиссов и соглашений между конфликтующими сторонами, которое нашло конкретное выражение в проведении определенных практик по предотвращению конфликтов и решению всех спорных вопросов мирным путем.

Вместе с тем многие идеалы и практики деятельности франкмасонского ордена коренным образом отличались от многих принципов и постулатов буддистского учения и его практик. В основном, это касалось буддисткой доктрины избавления от страданий путем избавления от желаний собственного эго и плоти. Ключевые идеи франкмасонства начинали отходить от универсальных принципов буддизма. Кроме того, трактовка божества в изображении буддистов шла в резкий контраст с франкмасонским великим архитектором.

Кроме того, влияние буддизма на масонство шло и через отдельные средневосточные культы; например через зороастризм, религию, возникшую приблизительно в 7-5 веке до н. Э. На территории современного Ирана. Документальные течения этой религии изложены в священной книге Авесте, которая повествовала о непрерывной борьбе добра со злом.

Мифологическое мировоззрение зороастризма может свидетельствовать о понимании первородного греха и о наказании за него. О райской жизни для праведников, о конце мира и о страшном суде.

Некоторые из положений данной религии впоследствии трансформировались во франкмасонское учение .

Наибольшее влияние на непосредственное становление масонского учения оказали иудаизм и христианство, с их священной книгой Библией . В отличии от христианства иудаизм мог признавать только Ветхий Завет ( Тору). К нему впоследствии были написаны комментарии истолковавшие многие принципы ветхозаветного учения – Талмуд ).

В первой части Библии, ветхом завете говорится об истории, жизни и быте древних евреев и окружающих их народов. Ветхий завет учил поклонению одному ( единому) божеству, именуемому Яхве ( Иегова ). Он является Богом- отцом. В понимании данной религии на первый план начинает выступать трактовка Бога как единичной универсальной субстанции, в отличие от ранних религий, в которых господствовало многобожие

В ветхом завете Бог Яхве ( Иегова ) выступал как бы в двух ипостасях. Во – первых он безличный творец из хаоса всего живого на земле. Включая человека, заступник за страждущее людское общество. Он создатель первых земных людей , прародитель всего земного человечества.

С Яхве заключает завет еврейский народ, посредством пророка Моисея.

В масонской теологии имеется интерпретация данных сюжетов без осуществления попытки анализа и трансформации. В частности, в некоторых обрядах шотландского масонства имеет место использование данного сюжета для проведения определенных церемоний посвящений в специфические градусы.

Доброму Богу Яхве противопоставляется его антипод – Сатана, являвшийся отождествлением злого начала . Ветхий завет, в отличие от ранее упомянутых культов не уделял особого значения борьбе добра со злом.

Особо следует упомянуть ветхозаветное толкование представлений о мессианизме. Мессия, в понимании ветхозаветных толкователей, представляет собой реальное лицо в качестве утвержденного на троне царя или первосвященника, а также некий божественный избранник, ожидание которого было связано с освобождением от императорского гнета Рима и даже с мировым господством. Появление миссии связывалось с понятием об аде и рае, а также с крушением мира, днем страшного суда, воскресением мертвых.

Это мыслилось с воцарением в качестве наивысшей точки развития человечества всеобщего мира на абсолютной справедливости. Приход мессии связывался с наступлением полной идиллии на земле и устранением всех внутригрупповых конфликтов. В художественной форме это описывалось так: волк будет лежать вместе с ягненком и барс вместе с козленком.

Масонство подчеркнуло из ветхого завета идею строительства Иерусалимского храма, с воспроизведением его особенностей, которая впоследствии стала использоваться во многих ритуалах и культах членов масонского братства и послужила одним из основополагающих символов всей доктрины франкмасонского братства.

Иудейская религия не могла распространиться на все территорию Римской империи из за несостыковки менталитета древних народов, а также с их верованиями. Вот почему, впоследствии возникает большое количество всевозможных сект иудейского направления.

К ним можно было отнести есеев и кумаритов, живших отдельными общинами от ортодоксальных иудейских общин. В них практиковалось общность имущества, господствовал внутренний распорядок, основанный на обещаниях хранить тайны своей организации. Вступление в данные общины сопровождались определенным обрядом.

В качестве основы социальной этики членам общины приписывалось любить брата своего, как самого себя. Результатом являлась широкая благотворительность, выражающаяся в существовании кассы взаимопомощи.

Все члены общины делились на новичков и полноправных. Главенствовали священники. За ними следовали старейшины,, затем шел простой люд, члены которого рассаживались на собраниях и в трапезных в соответствии со своими рангами. Все важнейшие вопросы решались большинством голосов. За нарушение внутригрупповых правил члены общины подвергались дисциплинарному наказанию, наибольшим из которых являлось изгнание из общины.

Иудейские секты , во многом ,были похожи на масонские ложи, по принципу закрытости собственной общины. Но их основной заслугой являлось создание идеологической почвы для появления нового религиозного учения-Христианства, связь которого с масонством очень значительна.

На первый план выступает образ Богочеловека. ( Иисуса Христа ) . В масонском преломлении отправными точками божества в лице Великого архитектора вселенной брались христианские трактовки логоса при сужении его понимания лишь до некой отвлеченной причины мира.

Большая часть представителей масонских орденов сохранила представление о Христианской вере в бессмертие души и в загробную жизнь. Среди наиболее почитаемых деятелей христианства у масонов был предтеча Иоанн креститель и апостол Иоанн Богослов. У христиан также были задействованы обращения друг к другу . Члены масонских общин называли себя братьями . Кроме этого понятие света, который они постоянно перекликаются во время своих работ. Собрания масонских общин , как правило, завершались трапезами . как и у представителей некоторых ортодоксальных христианских общин.

Кроме того, Библия и использование образа некоторых других святых христианской религии очень часто использовались в масонской атрибутики в качестве определенных символов масонства. К примеру, некоторые из масонских лож носили имена святых христианской религии.

Близость масонства к христианству, а не к иудаизму состоит также в том, что на место идеи о национальной исключительности, в масонской трактовке говорится равенстве всех перед Богом без деления всех на лучших и худших, богоизбранных и всех остальных. Позиция ордена в большинстве вопросов состояла в пропаганде солидарности и сотрудничества между представителями различных этнических и классовых образований, за урегулирование конфликтов мирным путем, проповеди толерантности и взаимного уважения друг к другу.

Данные положения христианской этики находили свое конкретное воплощение в проведении определенных масонских обрядовых церемоний и проведении ими некоторых благотворительных и филантропических проектов и по ряду вопросов характера масонской деятельности.

В христианстве также появляется трактовка воплощения, очеловечивания Бога, ожидания близкого конца света и наказании грешников и торжеством праведников. Оправдание зла, в трактовке христианства, было связано с изначальной греховностью человека; надежда на спасение связана с искупительной смертью Иисуса Христа.

Особенностью христианства, которая замалчивалась теологами, как ортодоксального, так и протестантского направления, но раскрытой масонством является эзотеризм, который наряду с масонами, был глубоко описан и растолкован представителями антропософских и теософских обществ современности.

В понимании некоторых идеологов масонства, христианство имело в себе сакральное учение, которое не было доступно основным массам населения. На это имеются ссылки в самом Новом Завете, где говориться об использовании притч и аллегорий самим Иисусом Христом.

По мнению некоторых источников, первые христианские общины состояли из двух групп: ближайших сподвижников Иисуса Христа, которым были доступны основные тайны христианского учения и их глубокий философский смысл и группы более многочисленных верующих, для которых тайный смысл учения Христа являлся недоступным в силу их определенной умственной и нравственной ограниченности. Кроме этого, близость раннего христианства к масонству можно также вывести в закрытости первых христианских союзов.

Эта закрытость связывалась, по всей видимости, с преследованиями первых христианских общин официальными властями, а частично и тем, что первые христиане чувствовали себя людьми избранными.

Христианство в целом ссылалось на Библию, которая составляла основу его учения, и установило определенную связь между Ветхим и Новым заветом. Это, в определенной мере, роднит его с масонством, в котором его определенные культовые и обрядовые действия, а также идеологические каноны учения во многом исходили из определенных библейских толкований; кроме того самим масонством шло использование многих библейских символов для проведения собственных практик и ритуалов.

Христианство в целом наложило определенный отпечаток на духовную культуру и историческое развитие человечества в целом. По мнению многих исследователей масонство можно назвать его определенной квинтесенцией. Это проявляется в том, что масонство стало использовать в качестве понимания Великого архитектора, как своей основополагающей категории христианские представления о Боге, кроме того в определенные периоды истории масонства членство в составе братства наиболее тесным образом перекликалось с принадлежностью к христианской религии.

Кроме этого, христианство вместе с иудаизмом способствовало появлению третьей, достаточно недавней мировой религии ислама, который также наложил определенный отпечаток на масонство.

Ислам, в свою очередь оказал определенное духовно – нравственное воздействие на Европейскую духовную культуру в целом. Исламская культура, в какой-то степени, могла стимулировать развитие европейской научной и философской мысли.

Ислам был обязан своим возникновением арабскому пророку из Мекки Мухамедду, который являлся посланником единого Бога – Аллаха. Сам он, в итоге, стал просветителем Аравии.

Священная книга мусульман Коран состоит из откровений пророка Мухамеда, которые по его собственному толкованию исходили ему из небесной божьей книги, части которой были переданы другим пророкам Аврааму, Моисею, Иисусу Христу. Но, по его мнению, иудеи и христиане забыли некоторые откровения, и он сам был избран Аллахом для первоначального восстановления основ истиной веры.

Аллах, в их представлениях, существенным образом отличается от Яхве. Логоса и святой троицы. Он един, существует в себе и для себя. Подобно всемогущему творцу мира и света. Он наделен всеми сверхественными атрибутами. Здесь мы можем встретить определенную параллель с масонским великим архитектором, имеющим новые черты абсолютной истины.

В мусульманстве регламентировано обязательное посещение собраний в определенное время и предусматривается обязательная милостыня в пользу бедняков.

В масонстве также имеется определенная регламентация посещения собраний. Масонские Храмы ориентированны на Восток. Подобно мечетям, ориентированным на Мекку, к источнику мудрости. Кроме этого, в масонских орденах пропагандируется и даже широко регламентируется сбор определенных пожертвований, которые направляются на филантропические (благотворительные ) цели.

Появление ислама породило, в последствии, раскол среди его приверженцев, что в конечном итоге привело к появлению некоторых эзотерических направлений и сект, которые, как по своему внутреннему содержанию . так и по внешней форме были близки к масонству.

Одной из них являлся орден Исмаилитов, иногда называемых караматами. Учение и смысл их деятельности хранился в строгой тайне от непосвященных. У них имелось семь ступеней посвящения, в зависимости от степени нравственного совершенствования адептов.

Высшие ступени посвящения в этот орден были доступны единицам. Основная масса членов ордена не достигала 2-3 ступени посвящения. На высшей ступени посвящения в орден была глубоко развита доктрина эзотерического ислама ( священного толкования текстов Корана ) , наряду с развитием исламской теологии и философских знаний.

Суфийские ордена также представляли собой разновидность эзотерического ислама. Члены данного ордена верили в возможность достижения состояния близости к Богу . путем определенных психологических и физических тренировок. Они всецело подчинялись своему наставнику-шейху. который учил всех подопечных ему членов общины достижению такого состояния. Все рядовые члены общины суфиев были обязаны давать клятву верности шейху-руководителю.

Исмаилиты и суфии оказали, впоследствии, определенное воздействие на некоторые масонские ритуалы и практики.

Кроме мировых религий, на появление доктрин масонского учения определенное влияние оказали ереси и секты, существовавшие в первые века христианства и его становления в качестве господствующей религии в Европе.

Одной из разновидностей таких сект являлись гностики. Это течение представляло собой конгломерат существующих, зачастую обособлено друг от друга общины в Европе и Малой Азии. Они стремились проникнуть в смысл эзотерических сторон христианства. Их интересовали вопросы существования света и тьмы, наказания грешников, бедности и богатства и ряд других вопросов.

Они решали философские вопросы и в своих трактовках ограничивались комментированием священных текстов. Они практиковали строго аскетический образ жизни, жили закрытыми общинами и давали клятвы верности и не разглашений тайн учения.

Доктрина гностиков сводилась к интуитивному познанию мира, определенному уходу в решении человеческих проблем в область магии. Астрологии и демонологии; доступность основ учения избранному кругу лиц и другие подобные основы учения; что способствовало тому, что в конечном итоге им пришлось проиграть борьбу ортодоксальному христианству как учению, ориентированному на более широкие слои населения.

Гностицизм оставил после себя определенный след. Он состоял в определенном влиянии на доктрину масонства и его организационной структуры. Кроме того, гностицизм оказал определенное влияние и на само христианство, которое заключалось в том, что первые раннехристианские общины монахов – отшельников были в какой-то степени похожи на гностические союзы.

Христианству, помимо этого, в период падения Римской империи, и своего становления в качестве одной из господствующих мировых религий пришлось выдержать борьбу с герметическим языческим учением и неоплатонизмом.

Герметизм был основан на вере в Гермеса (древнегреческого покровителя скотоводов, торговцев.) Римляне присвоили ему титул Трисмегистр, что означает трижды великий. Таким образом, он превратился в высшее благо- первооснову всего сущего. Они верили в реинкрнацию души, влияние демонических сущностей и планет на судьбу человека. В человеке , по мнению представителей данного учения. существует множество возможностей для развития, которые он должен использовать. Последователи учения собирались тайно; у них не было служителей культа и обрядовых действий. Данное направление несло в себе лишь философский смысл, который был впоследствии использован масонами при формировании собственной идеологической доктрины.

Кроме этого в данную эпоху господствовало еще одна определенная идеологическая доктрина, оказавшая определенное влияние на масонство. Ею являлся неоплатонизм, представляющий из себя, дальнейшее эзотерическое развитие объективного идеализма Платона. Его основными представителями являлись: Плотин, Парфирий, Ямвлихи Прокл. В их понимании во главе бытия стоит сверхсущее единое благо, постижимое только в сверхчувственном экстазе. От него полностью зависит бытие.

Данные трактовки являлись, по своей сути, трактовками бога-логоса, которые впоследствии были взяты на вооружение некоторыми представителями схоластического направления.

Кроме этого, в данную эпоху шло развитие арабской философии. Находясь в рамках ислама, ее представители ( Аль- Кинди. Аль- Фараби, Ибн Сину ( Авицена ), Ибн Ражда пытались развивать доктрину философии Аристотеля , но старались отделить разум от веры, трактуя его в качестве самостоятельной субстанции. Некоторые из них пытались осуществлять построение идеалистических утопий по типу государства Платона.

Раннее средневековье принесло помимо этого ряд идей, развитых в еврейской философии, которые впоследствии были использованы представителями масонства. Данные идеи были развиты в каббале. По поводу этого источника и его происхождения и по сей день ведутся споры среди представителей философской и исторической науки. Многие пытаются изобразить ее в качестве еврейского гностицизма; в другой трактовке каббала представлена тайным еврейским учением, которое передавалось от поколения к поколению внутри еврейского народа и не могло быть передано непосвященным. В число которых помимо не евреев входили также женщины и холостые мужчины. не достигшие возраста сорока лет.

Основное каббалистическое учение излагается в двух работах: Сияние ( Зогар ) и книга творения ( Сефер Имутра ). Сами каббалисты называют свое учение наукой, которая подразделяется на теоретическую и практическую части. Практическая каббалистика занимается составлением талисманов и амулетов. В ней также описываются определенные приемы и способы достижения конкретных целей путем воздействия человека на высшую силу. Одним из видов практической каббалистики является стремление приблизить скорейший приход миссии ( мошиаха ).

Теоретическая делится на догматическую и буквенную. Догматическая представляет из себя изложение учения докторов каббалистов; буквенная – мистический способ объяснения священных предметов, особенности употребления букв в слове. Она делится на три ветви.

Рассмотрение слов по числу находящихся в них букв- Гематрия; Потерикоп- способ составить одно слово из первых и последних букв многих других. Третья ветвь Темурса или перестановка букв, то что мы называем амограмой.

В каббале используется мистика пифагорейцев с привязкой к 22-м буквам еврейского алфавита и 10 первым цифрам, рассматриваемым в качестве орудия творца при создании мира и человека.

В каббале указываются разнообразные приемы и способы для раскрытия сокровенного смысла священного писания, дающие полный простор фантазий ученых каббалистов. Одним из подобных способов является перестановка букв.

Она бывает разного рода : во-первых буквы, заключающиеся в каком-либо слове перестанавливаются по произволу; во –вторых буквы известного слова заменяются другими так , что в начале первой буквы становится последняя и наоборот : в третьих 22 буквы еврейского алфавита ставятся в две строки по одиннадцать в каждой . двенадцатую ставят на место первой и наоборот. Каждая из букв может быть заменена 231 способом.

Данный принцип мог использоваться в масонстве для различного толкования всевозможных обрядов и символов.

Бог Яхве. в трактовке каббалистов, представляется в качестве абсолютной бескачественной и неповторимой беспредельности. Однако это нечто существует определенно; оно есть все в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого самого себя.

На страницу:
4 из 5