bannerbanner
Оккультная хронология. Новейшая история западной магии
Оккультная хронология. Новейшая история западной магии

Полная версия

Оккультная хронология. Новейшая история западной магии

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

Но и в Чехии беседы почти прекратились. Келли все больше времени проводил отдельно от Ди. Он вернулся к алхимическим опытам, много путешествовал между Чехией и Польшей, и даже провел демонстрацию получения унции золота из ртути, что сильно укрепило его авторитет, в том числе в глазах Ди. Это напомнило миру, что Эдвард Келли – известный алхимик, прежде всего, и только в последние годы он временно стал духовидцем Джона Ди.

Он все больше отдалялся от Ди, уходя в алхимическую карьеру. Общение продолжалось, но письма партнеры друг другу писали куда чаще, чем виделись лично. Ди попытался использовать в роли духовидца своего сына Артура, но ничего не вышло. Два ума, работающие как один – и без любого из них ничего не получится!

Отдельные сеансы с Келли продолжались, хотя и не приносили ничего значительного, вплоть до 1587 года. В этом году Мадими отдала самый неслыханный, крамольный (и последний) приказ.

Она пришла в видении, и начинала раздеваться. Ди, считая это греховным, потребовал прекратить ангельский стриптиз, но Мадими ответила, что обнажение – вовсе не грех. Грех – это то, что нарушает заповеди Бога. А нагота и сексуальность их не нарушают, потому что заповедей больше нет!

Отныне наступает новое время, в котором упраздняются старые понятия греха и праведности, то, чтобы запретным, отныне будет разрешено. А чтобы прочувствовать приход нового мира, без грехов и заповедей Ди и Келли должны обменяться женами! Точнее, жить вчетвером – как сказала Мадими про их жен: «Владейте ими вместе».

Ди сумел убедить всех согласиться и на это, но долго договор не продержался. Первым не выдержал Келли, которому ангелы навязали сначала жену, а теперь уже двух жен. И Келли снова ушел, и на сей раз уже действительно навсегда. Ди переживал расставание, до конца считал Келли своим близким другом и продолжал следить за его судьбой.

На этом их совместная работа закончилась – но не закончилась история Енохианы и истории о Енохиане.

Жизнь после конца

В 1588 году Ди вернулся в Англию и обнаружил, что его дом взломан, разграблен, многие книги из библиотеки пропали, а все должности и места при дворе заняты другими людьми. Ему пришлось заложить дом, а уцелевшие книги из библиотеки выставить на продажу, чтобы заработать на жизнь.

В это время Испания пошла войной на Англию, отправив в бой легендарную Непобедимую Армаду, мощный флот военных кораблей, не знавший себе равных по силе. Королева Елизавета обратилась за помощью к своему любимому астрологу, советнику и вдохновителю, и Ди дал странный совет – не сражаться. Пустить все на самотек и ждать, не мешая испанцам приближаться к английским берегам. Ди уверяет королеву, что войну за нее выиграет сама природа – начнется буря и потопит корабли испанцев.

Совет странный, но Елизавета последовала ему, английский флот не вышел в море. На море действительно начался сильный шторм, который длился несколько дней. Непобедимая Армада испанцев теряла корабль за кораблем и была вынуждена отступить. По дороге домой многие выжившие моряки умерли от голода, и с испанским флотом было покончено. Англия теперь оказалась обладательницей самого сильного флота в мире, и могла начать завоевания. Мечты Ди о Британской Империи, подчиняющей себе мир и восстанавливающий древний Альбион, которым правил когда-то сам король Артур, начали сбываться.

Слава вернулась к нему, о нем снова заговорили, а Шекспир даже использовал его как прототип для своего персонажа, мага Просперо, умеющего вызывать бури. Но слава переменчива и непостоянна. Внезапный, но единичный, успех так и не изменил ничего принципиально.

Много лет назад ангелы обещали великие откровения, открывающие все тайны, которые будут даны в 1600 году. Этот год настал, но ничего не произошло. Разочарованный Ди сжег часть своих записей, и кто знает, сколько всего потеряла в тот день Енохианская магия.

В 1603 Елизавета умерла. Место королевы, терпимой к иным верам, взглядам и даже к магии, занял король Джеймс I, принципиальный борец с колдовством, написавший собственную книгу об охоте на ведьм, что не улучшило шансы знаменитого мага Джона Ди встать на ноги. Ди переехал в пригород Лондона, под опеку дочери, и пытался снова вернуться к любимому делу с новым духовидцем Бартоломью Хикманом. С ним Ди работал до самой смерти, но без особых успехов.

Чума 1605 года пронеслась по Англии, убив жену Ди, которая вернулась домой вместе с мужем. Если бы Ди и Келли исполнили договор с ангелами и продолжили совместную жизнь в Европе, чума прошла бы стороной, и жена Ди не погибла бы.

В 1609 году не стало и самого Дона Ди. На церкви, рядом с которой он был похоронен, осталось мемориальная доска в его честь, но никаких следов самой могилы не сохранилось


***


Путь Эдварда Келли после Енохианы оказался куда более успешным, блистательным и коротким. В первую очередь он был алхимиком, он начал с алхимии, он имел славу и репутацию алхимики, обладал познаниями и навыками в этом сложном искусстве. И вернулся к алхимии еще до того, как расстался с Ди.

Он продолжил жизнь в Европе. В качестве алхимика его приняли ко двору короля Рудольфа. Келли продолжил общение с Розенбергом и переехал в город Мост, где его брат Томас к тому времени женился на племяннице главы города.

Очень быстро Келли сделал карьеру, получил титул барона и состояние, стал владельцем нескольких поместий и собственных серебряных рудников. В 1590 году он издал книгу «Камень философов», посвященную алхимии, а чуть позже еще одну знаменитую алхимическую книгу «Театр земной астрономии».

Про него рассказывают легенды. О слитках золота, которые валялись на полу. О том, как он превратил голову младенца в ослиную (дом в Праге, где была лаборатория Келли, до сих пор называют «Домом осла в колыбели»).

Сохранилось письмо Елизаветы, отправленное в 1591 году Эдварду Дайеру, близкому другу Джона Ди, крестному отцу Артура Ди и секретному агенту королевы в Европе. В письме королева приказывала использовать любые средства, чтобы убедить сэра Эдварда Келли вернуться в Англию и отплатить своей стране за образование, которое он получил на английской земле. Это значило, что Келли нужно вернуть в Англию и заставить пополнить королевскую казну искусственным золотом. Или хотя бы убедить его выслать королеве достаточно золота, чтобы покрыть все ее расходы на войну с Испанией.

И это значит, что придворный алхимик Рудольфа II теоретически имел шансы переметнуться на сторону Англии, чего король допустить не мог. И уже в мае 1591 года дом Келли подвергли обыску, прислугу арестовали, а сам Келли ушел в бега, пытаясь добраться до Розенберга и найти у него защиту. В бегах Келли провел три дня, был схвачен и брошен в тюрьму на два года.

Хотя точная причина ареста так и осталась неизвестной. Ходили слухи, что Келли задолжал много денег торговцам драгоценностями; или что он приготовил для короля эликсир, который оказался не целебным, и ядовитым. С этого момента история жизни Келли – это слухи и предположения.

В 1593 году он вышел на свободу и отправил письмо Ди, в котором передал ему королевское приглашение вернуться в Прагу. Никто не знает наверняка, что случилось дальше, но в 1595 Эдвард Келли снова арестовали. По самой популярной версии дальнейшего развития событий, он пытался сбежать из тюрьмы, спустившись по веревке со стены, но упал и разбился, однако это лишь одна версия из многих. В дневнике Ди есть запись об убийстве Келли в ноябре 1595, но есть и свидетельства того, что он был жив несколько лет спустя.

О Келли напишут книги, одни будут считать его великим алхимиком и духовидцем, другие – великим мошенником, королем обмана. Алистер Кроули внесет его имя в список величайших духовных мастеров и учителей человечества, а себя объявит его инкарнацией, тем, кем сам Кроули был в позапрошлой жизни, 300 лет назад.

Наследие и наследники

Сын Джона Ди, Артур Ди, продолжил оккультную работу, но уже в области алхимии и медицины, в чем весьма преуспел, став королевским врачом и алхимиком. Как и отец, он получил приглашение переехать в Россию, которое принял, и стал придворным медиком царя Михаила Федоровича, получив дом, довольствие и огромное жалование. Он провел в России четырнадцать лет, живя под именем Артемий Иванович Дий, занимаясь медициной и алхимией. В России он написал собственные прославленные трактаты по алхимии.

Но он не унаследовал документы отца, которые тот предпочел спрятать, причем в разных местах. Мы не можем точно судить, сколько тайников было у Ди, но найти удалось два.

Примерно через десять лет после смерти Ди антиквар Роберт Брюс Коттон, коллекционер рукописей, получил права на землю вокруг его дома и занялся раскопками, в надежде обнаружить что-то ценное, припрятанное Ди.

Надежда оправдалась, Коттон действительно откопал дневники Ди, сумевшие пережить годы, проведенные в земли. Помимо рукописей Коттон заполучил основные рабочие инструменты Ди, его Стол, кристалл для ясновидения и Печать Бога Истины. От Коттона вся эта коллекция перешла к его сыну, а от того – к Мерику Касабону.

Касабон не был ни магом, ни антикваром, зато был протестантом консервативных взглядов и верил в абсолютную достоверность и буквальность всех историй о колдунах, продающих души Дьяволу. Историю Ди Касабон использовал как пример коварства духов. В 1659 году он издал книгу «Истинное и правдивое сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Ди и некоторыми духами».

Большая часть книги заняли дневники Ди и описание его опытов, но Касабон использовал их, чтобы показать опасность дьявольских искушений. По его мнению, Джон Ди, праведный и добропорядочный человек, был сбит с пути некромантом и колдуном Эдвардом Келли, а затем стал жертвой злых духов, который приходили к нему, выдавая себя за ангелов, и погубили его своей ложью.

Книга преследовала две цели, и достигла двух результатов. Цели книги, это: 1 – критика магии, демонстрация того, насколько она богопротивна и как легко человек становится жертвой вездесущих демонов, выдающих себе даже за ангелов; 2 – критика уже наметившегося атеизма, отрицания религии и рационального подхода к изучению мира.

Касабон считал, что дневники Ди однозначно доказывают, что на свете точно есть Бог, духи и демоны, и никто не сможет остаться неверующим, если изучит их.

Результатами работы Касабона стали: 1 – недоверчивое отношение общественности к Ди и Келли, которых многие стали считать мошенниками; 2 – сохранение материалов Енохианской магии для потомков.

Иронично, что тот, кто пытался отговорить людей от Енохианской магии, собрал в своей книге все, что тогда было о ней известно. Так «Истинное сообщение» стало первым исследованием Енохианы, из которого энтузиасты магии брали информацию для собственных экспериментов. Книга, направленная против магии, стала руководством по магии.

Чуть позже «Истинного Сообщения» появляется «Руководство по ангельской магии» или «Рукопись Радда», написанная на основе материалов Касабона, и включающая рисунок Священного Стола, енохианский алфавит, Семь Знамен Творения, Печать Бога Истины и другие сведения по Енохиане. Рукопись названа в честь Томаса Радда, оккультиста, математика и инженера. Говорили, что Артур Ди сохранил некие записи и передал их Радду, но Артур жил в России, а все, что есть в рукописи, можно было взять из книги Касабона.

Помимо «Руководства» есть и другие документы, в которых упоминается Енохианская магия, ее ангелы, а также демон Коронзом, которого в это время начинают называть Хоронзоном. Этого демона еще вспомним.

И все это – на основании исключительно личных дневников Ди, то есть половины его наследия. Вторая половина оставалась спрятанной и не попала в руки Касабона. Это книги, в которых Ди систематизировал и последовательно описал самое главное. Их он спрятал в тайнике, сделанном в дне сундука, в котором хранил свои вещи. Тайник удался на славу, много лет никто и не подозревал, что в сундуке есть что-то, кроме самого сундука.

Сундук был выставлен на продажу вместе с другими вещами Ди, сменил нескольких владельцев, как простой предмет мебели, и приглянулся некоему мистеру Джонсу, кондитеру, у которого стоял несколько лет, пока не возникла надобность его передвинуть. Перетаскивая сундук, Джонс обратил внимание, что внутри пустого сундука что-то стучит. Он заинтересовался источником шума, тщательно исследовал сундук и обнаружил двойное дно, в котором лежала пачка рукописей – тексты енохианских Зовов, материалы по Гептархии, рукопись «Книга знаний, помощи и земных побед», посвященная Эфирам.

Но рукописи остались лежать без дела, а часть из них были использованы в качестве бумаги для выпечки, чтобы подстилать формы при выпекании пирогов. Остатки документов хранились до большого пожара, охватившего Лондон. Спасая имущество от огня, жена Джонса спасла, в том числе, и записи Ди. Она сохранила их, овдовела, снова вышла замуж и передала бумаги мужу, а тот, сумев оценить их важность, продал записи антиквару Элиасу Эшмолу.

Эшмол был не только антикваром, но еще и астрологом, алхимиком, масоном, интересовался магией и розенкрейцерством. Усилиями Эшмола документы были расшифрованы, сохранены и далее перешли во владение коллекционера Ганса Слоуна.

Коллекция Слоуна, в свою очередь, легла в основу собрания рукописей Британского музея. Рукописи Ди не просто попали в Британский музей – рукописи Ди стали одной из причин, по которой вообще был организован Британский музей!


***


Так часть документов Ди попала в книгу Касабона, часть поступила в музей, и назрел момент для тех, кто все это найдет, изучит, применит на практике и соединит Енохиану со всем остальным оккультным знанием. И Енохианскую магию взял на вооружение Орден Золотой Зари. О самом Ордене состоится подробный разговор, а пока скажу, что это уже конец 19 века, и для Золотой Зари Енохианская магия стала не просто частью магических практик Ордена, а важнейшим элементом, проходящим через все учение и ритуалы.

Адепты Зари вплели ее во многие свои церемонии и добавили свои ритуальные методы в Енохиану, соединив ее с ритуалами пентаграммы (призыв сил стихий) и гексаграммы (призыв сил планет), с системой астральных путешествий, с картами Таро, с египетскими богами. Они разработали правила чтения енохианского языка, и имен ангелов, порой состоящих из одних согласных букв. В Заре возникли уникальные Енохианские шахматы – игра на основе шахмат и Енохианской магии, служивавшая не для развлечения, а для предсказания будущего, практически потеряна после распада Зари. В Заре Эфиры стали восприниматься как миры, в которые можно путешествовать астрально. В заре разработаны правила использования Зовов для призыва различных сил и обращения к разным ангелам.

И все это далеко уходит от того, что было описано в рукописях Джона Ди. Но адептов Золотой Зари интересовала не оригинальность системы, а ее практичность, и критерий правильности был только один – достигнутый успех.

Так что они свободно отбрасывали ангелов, без которых можно обойтись, создавали новые правила и экспериментировали, не повторяя работу Ди и Келли, а создавая на ее основе свою систему магии. В этом они весьма преуспели, Енохиана действительно стала полноценной системой практической магии, основанной на Великой Скрижали и видениях ангелов. Именно эта Енохиана широко известна в наши дни.

Отдельно от Золотой Зари и всех, кто с ней был связан, свой путь в Енохиану проложил Орден Aurum Solis, то есть Орден Золотого Солнца, возникший в 1897 году и действующий до сих пор. Он основывается на соединении западной магии с традициями мистицизма Древней Греции и Египта времен примерно 3 века до нашей эры. Не забыты каббала, астрология, Таро, астрал и Енохиана.

Их система работы с Енохианой во многом схожа с методами Золотой Зари, но важная и уникальная составляющая енохианской работы Aurum Solis – это связь Эфиров и регионов мест на Земле. Эфирами правят ангелы, и еще у Джона Ди каждый ангел считался привязанным к какому-то региону Земли, делами которого можно управлять через этого ангела. Но разобраться, к какому ангелу какое место приписано, тогда так и не удалось.

Орден Aurum Solis занимался изучением управителей Эфиров и стремился к точной привязке ангелов к местности, чтобы получить возможность использовать их в ритуалах. Итогом работы стало описание магических сил этих ангелов, их внешности и возможностей. Один поможет в сложных астрологических расчетах, другой может защитить от оружия, кто-то помогает в добрых анонимных делах, а кто-то в некромантии.

Еще одна небольшая группа, практикующая Енохиану – Орден Кубического Камня, действующий, но не принимающий новых участников. Орден считал систему Золотой Зари неточной, а в вопросах Енохианской магии ориентировался на оригиналы работ Ди. При этом в немногочисленных описаниях ритуалов Ордена явно прослеживается влияние именно современной Енохианы образца Золотой Зари, а также упоминаются церемонии, разработанные Алистером Кроули.

По сути, Орден просто использовал самые разные источники, слепо их не принимая, но и не отбрасывая, и строил собственную систему, с упором на чистую практику, в которой важен только достигнутый результат.

Среди прочего, Орден пытался использовать на практике Гептархию. Адепты отнеслись к делу очень ответственно, изготовили Стол, Печать, все прочие инструменты, и даже арендован дом, расположенный рядом с местом, где работали Ди и Келли, получая видения Гептархии.

Но Гептархия, во всяком случае, в руках адептов Кубического Камня, не принесла желаемых результатов. Это не пошло на пользу Ордену, сосредоточенному именно на практике и результатах. Его покинули ключевые участники, а сам Орден превратился в закрытую группу, не разглашающую результаты своих исследований и ритуалов.

Отдельный вопрос – это использование енохианских Зовов Церковью Сатаны. В сатанинские ритуалы Зовы вставил Антон Шандор Лавей, основатель Церкви. Зовы, читаемые на енохианском, эффектно звучат, и придают драматизм и театральность церемониям.

Еще самим Ди ко всем Зовам дан их точный подстрочный перевод на английский, отлично сохранившийся в его рукописях. Енохианское слово «IAIDA» обозначает единого бога, от имени которого произносятся Зовы, рассказывающие, как он сотворил мир и как им будет повержен дракон – Сатана.

А Лавей просто поменял оригинальное енохианское IAIDA на не енохианское Satan (хотя, при желании, в самих Зовах можно было найти подходящее енохианское слово), и объявил, что это заклинания, обращенные к Сатане. А сами Зовы, по утверждению Лавея, служат для разжигания похоти, гнева, предсказывают эпоху правления Дьявол, а текст со словами: «Я слуга бога вашего, истинный почитатель Всевышнего», теперь надо переводить как: «Я истинный почитатель высочайшего и несравненного Короля Ада!».

Слова другого Зова: «сделай меня бурлящей силой, я – Тот, кто живет вечно!» он превратил в: «Я принадлежу Ему, живущему вечно!».

Слова «маслины с Елеонской горы» (это библейская метафора, обозначающая праведных христиан) превратились в «саженцы глупости» и так далее. Это искажение Зовов, не имеющее никакого уже отношения в Енохиане.

Чуть лучше обстоят дела с Енохианой в Храме Сета, организации отколовшейся от Церкви Сатаны. Храм был основан Майклом Аквино, покинувшим Церковь Сатаны из-за расхождения во взглядах во взглядах на магию и оккультизм. Сам Майкл Аквино – американский офицер, проходивший службу в подразделении Сил Специальных Операций, американской спецслужбе, занимающейся разведкой, диверсиями, а также психологической обработкой, пропагандой и дезинформацией.

В своей енохианской работе он сосредоточился на астральных путешествиях в Эфиры, и, по его словам, в первом же путешествии встретил Тайных Вождей. Так называют гипотетических высших адептов, тайно управляющих духовной эволюцией человечества, этот термин еще не раз встретится.

Многие прославленные маги искали встречи с ними, заявляли о контактах и передавали послания от их имени. Но с Аквино все вышло иначе – встреченные им Тайные Вожди сказали, что в духовных мирах сатанистам не место, и не пустили его дальше в Эфиры.

Но после этих экспериментов Аквино начал астрально получать некие тексты, которые записывал под диктовку духов, по несколько часов каждую ночь. Тексты позже стали основным документом Храма Сета.

Аквино счел, что Енохианские Зовы намного старше, чем работы Ди и Келли, существовали задолго до их рождения и подготовил свои собственные пересказы текстов Зовов, которые теперь используются Храмом Сета.

Роза на груди креста

Как часто бывает, у розенкрейцеров двойная история. Одна их история – достоверная, вторая – мифологическая. История достоверная ведет свой отсчет от первого документа, в котором рассказывается о розенкрейцерах. История легендарная – от событий, в этом документе описываемых.

В легендарной истории сами розенкрейцеры могут вспомнить учение Иохима Флорского, который говорил о трех эпохах жизни человечества – эпохе Отца (до Иисуса), эпохе Сына (наша эра) и эпохе Святого Духа. Эпоха Духа, по его мнению, должна была наступить где-то после 13 века, как царство просвещения и любви.

Эта третья эпоха, очевидно, так и не настала, но порой говорят, что он предсказывал розенкрейцеров, которые принесли просвещение. Флорский говорил, что появится некий Орден, который будет проповедовать Евангелие, бескорыстно и вне рамок традиционных христианских церквей, принесет свет братской любви и веры всему миру. И это на самом деле похоже на идеи розенкрейцеров.

Предсказание появления розенкрейцеров находят и у Нострадамуса, в его словах, записанных за 60 лет до розенкрейцеров:

«Появится новая школа философов,

Презирающих смерть, золото, почести и богатства,

Они будут подле гор Германии,

И будет множество тех, кто поддержит их и последует за ними».

Розенкрейцеры появились в Германии, они (хотя бы в теории и на уровне легенд) настаивали на бескорыстии и отказе от поиска выгод в духовном развитии, и многие последовали за ними. Порой тут видят или пророчество об их явлении, или указание, что розенкрейцеры существовали уже в то время, а Нострадамус был в курсе их планов.

Но достоверное начало – 1614 год. Он не был мирным и спокойным. Близится Тридцатилетняя война, мятежный торговец пряниками Винценц Феттмильх организует бунты и погромы во Франкфурте, католики и протестанты враждуют друг с другом. Не это ли подходящий момент, чтобы призвать Европу к миру, единству и братству? Это призыв изменит ход оккультной истории запада и сделает Германию центром второго, германского, оккультного возрождения Европы, повлияв на судьбы очень многих людей.

Хотя началось все очень просто и незатейливо, с публикации нескольких текстов, изданных в Германии в 1614 -1616 годах. Если судить с точки зрения сухой истории, то именно эти тексты положили начало братству розенкрейцеров. А если верить легендам, то этими текстами великое древнее братство открыто заявило о себе. Заявило, опубликовав свои манифесты.

И первый среди них, тот, с которого все началось – «Fama Fratemitatis», изданный в 1614 году крупным немецким издателем Вильгельмом Весселом. Название на латыни означает «Откровения Братства», а полное название: «Всеобъемлющая и всеобщая реформация всего обширного мира, вкупе с Fama Fraternitatis („Откровение Братства“) Высокочтимого Ордена Розового Креста, составленный для уведомления всех ученых мужей и государей Европы».

Это буквальное объявление миру о том, что в этом мире существует древнее братство мудрых адептов, называющих себя розенкрейцерами. Слово «розенкрейцеры» происходит от слов «роза» и «крест», это последователи Ордена Розы и Креста, или розового креста.

Крест – это распятие, а роза – воплощение жизни, цветок, распустившийся на кресте. Их соединение воплощает торжество жизни над смертью, перерождение в смерти и самопожертвовании, соединение человека, готового принести себя в жертву, с богом. Это может быть буквальное изображение розы на распятии или условное, в виде круга, нарисованного поверх креста, или сложный набор символов, которым крест стал в Ордене Золотой Зари.

Само сочетание распятия и розы появился не в этом манифесте, к 1614 году его уже использовали, и Мартин Лютер сделал своей личной печатью «Розу Лютера» – цветок, внутри которого сердце и крест.

На страницу:
4 из 6