Полная версия
Оккультная хронология. Новейшая история западной магии
Уже в это время каббала стремится покинуть рамки иудаизма, смешивается с христианством и неоплатонизмом. Мир, полный духовных иерархий, происходящих от Единого – это неоплатонизм. Восприятие мира как результата нисхождения духа, который опускается, проходя несколько уровней, пока не порождает материальный мир – это неоплатонизм. Но это же и идеи каббалы, а Сефирот, образующие Древо Жизни – именно уровни нисхождения духа на пути сотворения материального мира.
Иудейская каббала породила множество учений и течений, от каббалы Ицхака Лурии, описывающей сотворение мира через катастрофу, до идей Саббатая Цви, предлагающего нарушать заповеди и грешить во имя неба, достигая через грех духовных целей.
Иудейская каббала исключительно важна в самом иудаизме, но все это именно часть иудейской религии. Для оккультной же традиции куда важнее, что процесс, начатый Абулафией, на нем не остановился, каббала продолжила смешиваться с христианством и античными учениями. Новая каббала станет христианской и выйдет за рамки иудейской религии. Ортодоксальный иудей едва ли признает ее настоящей каббалой, но именно она важна для западного оккультизма.
15 век для Европы – это начало эпохи Возрождения. В том числе и духовного, и его центр – Флоренция и созданная Козимо Медичи Платоновская Академия. В стенах Академии многочисленные тексты античных философов оказались собраны в одном месте, переведены и доступны для изучения, что возродило интерес к неоплатонизму и теургии.
Марсилио Фичино, поклонник магии, мистики и неоплатонизма, лично перевел на латынь множество греческих текстов, подготовив почву для их смешения с иудейской каббалой, которым займется его ученик Джованни Пико делла Мирандолла.
Мирандолла – потомок богатого и наделенного властью аристократического рода Италии, окончивший два университета, знаток права, богословия и философии. Он изучал латынь, греческий и арабский языки, иврит, обучался каббале у иудейских каббалистов, и пришел к выводу, что каббала – это куда больше, чем просто иудейское богословие. Это мудрость, которая не вмещается в одну религию и стоит выше любой из них, а потому может быть и христианской.
Он считал, что нет лучшего способа убедиться в божественной природе Иисуса, чем изучение каббалы и магические практики. Что каббала, христианство, магия и даже язычество не противоречат друг другу. И что языческие боги – это природные силы, сотворенные единым богом, а потому нет ничего плохого в обращении к ним в ходе ритуалов, использующих античные орфические гимны и каббалистические божественные имена.
В 1486 году он издал книгу «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», содержащую суть его мировоззрения. Именно с этой книги и начинается история уже не иудейской, а христианской каббалы. Но публичное обсуждение, упомянутое в названии, стало скорее публичным осуждением – Папа Иннокентий VIII собрал комиссию для проверки соответствия тезисов учению церкви. В тринадцати из них нашли ересь, после чего вся книга была запрещена.
Мирандолла был арестован, провел некоторые время в тюрьме, откуда вышел благодаря заступничеству Лоренцо Медичи. Он поселился о Флоренции, столице европейского свободомыслия, где и продолжал работу до своей смерти в 1494 году. Эксгумация его тела в 2014 году показала, что он был отравлен мышьяком.
Творец умер, но творение сохранилось. Христианская каббала, несущая в себе саму каббалу, христианство, языческие мотивы и неоплатонизм в едином учении, зажила самостоятельной жизнью. Иоганн Рейхлин, Христиан Кнорр фон Розенрот, Ян ван Гельмонт, Якоб Бёме и многие другие теологи, алхимики, оккультисты и философы изучали и совершенствовали христианскую каббалу, ставшую основой очень многого в оккультной традиции.
Древо Жизни, важнейший ее символ, появилось именно в христианской каббале. Первая версия рисунка Древа Жизни – творение Паоло Ричи, иудея, принявшего христианство и ставшего христианским каббалистом. Позже Древо ушло в иудейскую каббалу (где до того Сефирот рисовали как спицы в колесе или вложенные друг в друга круги), а Древо современного вида – работа Афанасия Кирхера, немецкого монаха-иезуита, ученого и оккультиста 17 века.
На пользу процессу распространения христианской каббалы, и других новых духовно-оккультных движений и учений, пошла Реформация – зарождение протестантизма. Старт ему дал Мартин Лютер, в октябре 1517 года приколотивший гвоздями к двери церкви текст «95 тезисов», критикующих католичество, церковную иерархию и продажу индульгенций. В них, конечно, нет ничего оккультного или каббалистического, и ранний протестантизм вовсе не приветствовал оккультные учения. Наоборот, он придал новую, ранее невиданную, силу охоте на ведьм!
Но само выступление против католической монополии на духовность вдохновило многих на поиск иных путей духовной жизни. Католическая церковь перестала казаться единственным возможным вариантом, что открывало дорогу к большему свободомыслию, чем было до Реформации, следы которой можно легко найти в манифестах розенкрейцеров (о них речь еще пойдет).
И все это не оставалось теорией – уже в легендарной «Оккультной философии» Генриха Корнеллия Агриппы, изданной в 16 веке и популярной до сих пор, идеи христианской каббалы описаны как часть практической магии, несущей еще и явный след теургии Ямвлиха.
Сам Агриппа прожил своеобразную жизнь, сочетающую жизни юриста, богослова, мага и наемного солдата. Он изучал христианскую каббалу, а его «Оккультная философия» стала обобщением оккультного опыта того времени. Это не оригинальное авторское исследование, а именно компиляция, собрание всего важного в одной книге, что очень удобно. Книга стала главным оккультным трудом на многие века. И не просто очередным гримуаром, излагающим описание чьих-то ритуалов, списки демонов, их печати и прочее, а именно общим руководством, дающем картину оккультной теории и практики.
Оригинальное название книги – «Три книги оккультной философии», что намекает на именно три книги, написанные Агриппой. Но уже после его смерти другим автором был дописан четвертый том.
В самом начале 19 века подобную работу, но с меньшим успехом, проделал Френсис Баррет, автор книги «Маг или Посланник небес. Полная система оккультной философии в трех книгах», во многом пересказывающей трехтомник Агриппы.
В 19 веке, в начале 20, эти оккультно-каббалистические идеи достались Элифасу Леви, стоящему у истоков французского оккультизма, и Ордену Золотой Зари, развивавшему розенкрейцерские традиции в Англии. И здесь каббала перестала быть даже христианской, став магической каббалой, частью оккультной традиции, не имеющей связи с конкретной религией.
Енохианские опыты
Маг и духовидец
Шел год 1527 от рождества Христова. Жители Флоренции подняли восстание против Медичи и изгнали их, восстановив республику. Войска короля Карла V захватили и разграбили Рим, вынудив Папу бежать из Ватикана через секретный подземный ход. Швеция приняла новомодную протестантскую веру, отбросив католичество, и начала изымать собственность у католических церквей. В семье английского придворного Роланда Ди родился сын. Сына назвали Джоном.
Последнее событие не бросается в глаза на фоне прочих, но оно важно для истории – как для мировой, так и для оккультной. Джон Ди. Он говорил на множестве языков, владел множеством наук, славился как великий маг, астролог и собрал в своем доме лучшую библиотеку страны.
Астролог-протестант при дворе королевы-католички Марии I, он попал под суд по обвинению в занятии астрологией и колдовством. По восемнадцати пунктам обвинений его судила Звездная Палата, закрытый суд, учрежденный для расправы над неугодными дворянами, но Ди добился полного оправдания и верно служил королеве до самой ее смерти, открывшей путь для Елизаветы I.
И время Елизаветы – это время расцвета культуры, науки, географических открытий, это время торжества Уильяма Шекспира, Френсиса Бэкона, Джордано Бруно, Френсиса Дрейка. И Джона Ди.
Теперь он знаменитость, великий маг, астролог и ученый муж при королевском дворе. Его научные лекции собирают полные залы, он прокладывает торговые маршруты в Россию, он автор термина «Британия» и идейный вдохновитель будущих колониальных войн.
Но наступает год 1581. Что-то потустороннее начинает скрестись за стенкой, стучаться и проситься в наш мир. Что-то неведомое, чему нужен проводник, готовый открыть двери и впустить его.
Во всяком случае, именно в этом году Ди сделал запись в своем дневнике, описав шумы, стуки и странный голос, похожий на очень долгий, протяжный крик совы, которые он начал слышать в своей спальне. Не найдя причин шумов, Ди счел их попыткой духов связаться с ним, и попытался установить контакт самым традиционным способом – через скраинг. То есть он сидел и смотрел в кристалл, ожидая, что в нем появятся видения от духов.
Видения так и не появились, так что к делу пришлось подключить того, кто умеет получать видения, духовидца. Это стандартная практика того времени – дуэт из мага и духовидца. Один вызывает духов, второй получает от них послания.
Ди – тот, кто вызывает. Кто станет духовидцем? Первая попытка – Барнабас Сол (иное написание этого имени – Варнава Саул). Сол умел видеть духов и получать видения, но не умел их записывать. В декабре 1581 года он установил контакт с ангелом, которого призывал Ди. Явился дух, назвавшийся ангелом Анаэлем, и показал что-то, что могло бы стать первым видением Енохианской магии, и состояло из букв, предположительно – букв иврита.
Но Сол не смог ни записать их, ни описать, и послание ангелов пропало попусту. Зато он записал другое послание – Анаэль сказал, что скоро придет «тот, кому предназначен камень». Этот камень – это кристалл для ясновидения, то есть скоро к Ди придет тот, кто сможет получить и сохранить видения от ангелов.
8 марта 1582 года знакомый Ди представил ему своего приятеля, Эдварда Талбота. Как оказалось позже, его настоящее имя – Эдвард Келли. Он родился почти на 30 лет позже Ди, не был политиком, придворным, не вдохновлял войны и не выбирал даты коронаций, поэтому история не сохранила подробностей его жизни до момента встречи с Джоном Ди. Известно, что он владел несколькими языками, имел проблемы с законом, и изучал алхимию, которой посвятил жизнь.
Но алхимии – дело не простое, требующее больших знаний. Знания таятся в книгах, книги таятся в библиотеках, а самая большая библиотека страны таилась дома у Джона Ди. Келли нуждался в знаниях, а Ди нуждался в человеке, способном видеть духов, и именно этим талантом Келли был наделен в полной мере. Тот, кому предназначен камень, пришел. Так началась Енохианская магия.
Келли видел в кристалле ангелов, которых призывал Ди, мог подробно описывать видения, записывать послания, рисовать являющиеся ему символы. Ди нашел духовидца своей мечты. И задал вопрос, который волновал его больше всего. И это не философский камень, бессмертие или собственная судьба – это секреты книги «Soyga».
«Aldaria Soyga Vocor» – древняя книга, посвященная магии и полная странных таблиц с буквами. Ди нашел ее, изучал, и получил пророчество, что прочитает книгу, но умрет после этого через три года. Но и тогда не перестал ее изучать! О книге долго знали только из дневников Ди, ее считали потерянной, а то и мифической, пока не нашли прямо в собрании рукописей Британской библиотеки. Там она хранилась веками, подписанная в каталоге не как «Soyga», а как «Aldaria» – по первому имени полного названия.
Именно тайны этой книги и смысл ее таблиц и стали первым, что решил узнать Ди у ангелов. Решил, но не узнал. Явившийся Келли архангел Уриэль сказал, что даже он не в силах прочитать книгу, это по силам только самому архангелу Михаэлю. Он также уверил, что название книги, слово «Soyga», написано на языке бога, ангелов, Адама и Евы. Через несколько лет окажется, что он говорил про енохианский язык. Хотя Ди и Келли не говорили «енохианский», они говорили «ангельский». Привычное слово «енохианский» – современное, оно появилось в Ордене Золотой Зари.
Опыты с духами продолжались, приходили ангелы и те, кто себя за них выдавал. Келли жаловался на сильные головные боли и приступы беспамятства, которые вызывали ангелы, а ангелы жаловались на Келли, уверяя, что он носит в себе злого духа по имени Белмагель, который мешает работе. По их словам, сердце духовидца не до конца открыто ангелам, а сам он, несмотря на молодость, уже старый грешник, поэтому его преследуют злые духи, искажающие ангельские послания. Но только Ди и Келли, два ума, действующие как один, смогут закончить работу и получить все послания ангелов. Без любого из них ничего не получится.
Год 1582 – это год первого этапа Енохианских работ, и время поучения первых требований, предъявленных ангелами. Для начала, Уриэль предупредил Ди о еще одном злом духе, который жаждет уничтожить его и рассказал о благовонии из серы, которое поможет от духа избавиться. Михаэль же потребовал, чтобы холостяк Келли посвятил себя миру, или, говоря проще, женился. Это необходимо для продолжения работы!
Такое предложение не вызвало никакой радости у Келли, но Ди удалось уговорить напарника согласиться на брак с девятнадцатилетней Джоанной Купер. Брак, заключенный по воле ангелов, но без любви и согласия, не был счастливым, супруги оставались чужими друг другу до самого конца.
Этот приказ вызвал первую размолвку между партнерами, и в мае 1582 Келли отказался от общения с ангелами и уехал навсегда. Но вернулся уже в июне, а с ноября работа продолжилась.
В видениях Келли открылись инструменты, которые требовалось изготовить. Это Семь Знамен Творения (сложные символы планет), ламен, то есть нагрудный символ для ритуалов, золотой перстень с надписью «PELE», популярный и в наши дни. Про перстень ангелы сказали, что именно таким перстнем свои чудеса творил Соломон. Само слово PELE – божественное имя, которое было известно и до Ди, и обычно трактуется как «Творящий чудеса».
Также были изготовлены Священный Стол, служащий алтарем и Печать Бога Истины. Печать – это восковой пентакль в виде набора звезд и многоугольников, заполненных именами ангелов, полученных из таблиц с буквами имен других ангелов, которые нужно читать по особым правилам и в особых направлениях. И это – типичная Енохиана, магия букв и шифров, головоломок и таблиц, где можно отыскать имена, если знать правила.
Печать Бога Истины и рисунок Священного Стола
Семь Знамен Творения – Енохианские символы планет
Видения, полученные в этом году, сложились в Heptarchia Mistica – Мистическую Гептархию, или, если переводить все до конца, то Мистическую Власть Семи, ставшую первой системой ангельской магии. И под семью подразумеваются традиционные семь планет магии и астрологии. Сама Гептархия – это сложная, но пока еще относительно традиционная, форма магии планет. Она вполне соответствует всем веяниям 16 века, но облачена в шифры и головоломки.
Оригинальные записи этого периода вошли в рукописи Ди «Трактат о мистической Гептархии» и «Пять книг тайн», которые, вместе с другими документами Ди, хранятся сейчас в Британской библиотеке, как рукописи Sloane 3188, Sloane 3189, Sloane 3191, Sloane 3677. Стол не сохранился, от него остались лишь эскизы, в том числе и сильно искаженные.
***
Настал год 1583. Сеансы идут полным ходом, ангелы легко выходят на связь и дают все новые послания. Именно в это время приходят первые видения того, что со временем станет енохианским языком. Ангелы показали Келли странные буквы, ни на что не похожие. Буквы загорались желтым светом, Келли обводил их на бумаге, буквы гасли в видении и оставались на его рисунке. Двадцать одна буква енохианского алфавита была показана и названа ангелами. Пока еще не пришло время использовать буквы, но скоро они сложатся в слова и тексты.
А пока вместо осмысленных текстов ангелы начинают диктовать таблицы, заполненные буквами, подобные таблицам любимой Ди книги «Soyga». Полученный результат, 65 листов с таблицами, заполненными буквами, получил название «Liber Lagaeth» или «Книга Речей Бога».
Ее смысл так и остался неведомым, но, по утверждению ангелов, это прямая запись слов, которыми Бог сотворил Вселенную. В них заключены истинные имена всего, что есть в мире; они записана сразу на всех языках мира; каждое слово там имеет 49 значений и смыслов. Сведения, связанные с этой книгой, вошли в «Шестую и седьмую книгу тайн» Ди, также хранящуюся сейчас в Лондоне.
В это время на связь с Келли вышла Мадими, ангел в образе маленькой девочки. Мадими предупредила об опасности – враги собирают компромат, скоро последуют обвинения в безумии и колдовстве. Нужно срочно покинуть страну и переехать в Польшу. Фактически, это означало полностью посвятить себя Енохианской магии, отбросив все остальное и отказавшись от своего положения в Англии.
Впрочем, свои советы Мадими излагала языком довольно причудливым и метафорическим. Например, она сказала, что ловцы дельфинов не стоят на земле, и нужно стать червем в стоге сена – сено не давит на него, но скрывает его ходы. Вероятно, это значило, что нужно приспособиться к ситуации и замаскироваться, действовать тайно, избегая давления.
Еще одна плохая новость пришла от брата Келли, Томаса. Против Келли выдвинуты обвинения, его считают фальшивомонетчиком (частое обвинение в адрес алхимиков, чье золото обычно оказывалось поддельным). К тому же его разговоры с ангелами привели к обвинению в мошенничестве.
Угроза ареста и расправы – это отличный стимул, чтобы отправиться в путешествие вместе с семьями. Дорога от Англии до Польши – это длинный путь для 16 века. Енохианские странники проездом посетили множество городов и стран, едва не утонули вместе с кораблем во время бури, пообщались со многими духами и ангелами. И встретили Рождество в Польше.
Енохианская Европа
Так настал 1584 год. Настало время пика Енохианской работы, время получения самой значимой информации. Старые видения Гептархии отошли на второй план, пришло время Великой Скрижали.
Для начала, ангелы завели речь о таинственных 49 ключах, способных открыть 48 врат к мудрости и пониманию мира. Последние врата навсегда останутся закрытыми для людей. А ключи эти – енохианские Зовы, короткие тексты, написанные на совершенно новом, ранее не виденном, языке – енохианском, языке ангелов.
Зовы, написанные на этом языке и на нем же прочитанные, должны были обладать огромной магической силой. Ангелы не объяснили, какой именно, но решили, что произнесенный не в то время Зов, даже просто вслух продиктованный буква за буквой, может оказать магический эффект и испортить сеанс связи. Поэтому ангелы продиктовали первые Зовы по одной букве задом наперед, чтобы Зов не пришлось произносить вслух.
Но дело шло так медленно, что после четырех Зовов от этой идеи пришлось отказаться, и прочие Зовы диктовались уже без таких сложностей. Именно Зовы и стали источником знаний о словарном запасе енохианского языка – к каждому слову ангелы дали перевод на английский.
И это тексты, часть которых произносится от имени Бога. Часть Зовов описывает творение и устройство мира, часть – его разрушение, а часть просто призывает ангелов. А все вместе они становятся чем-то вроде одного большого магического текста с единым сюжетом. В последнем Зове Бог говорит, что давно пожалел, что создал человека и разочарован во всем.
Зовы полны сложных метафор, вроде «Мох земной», «Столпы гиацинта» или «Маслины с Елеонской Горы», затрагивают существовавшую в то время теорию о множестве небес, расположенных друг над другом, полны отсылок к Библии, особенно к книге Апокалипсиса.
К тому времени Келли окончательно перестал доверять ангелам, считая, что они используют партнеров в своих целях и слишком сильно влияют на их жизни. Они дали много обещаний, но где их выполнение? Где польза, где деньги, где инструкции, как использовать магию, искать клады и получать алхимическое золото? Два года просто потрачено впустую! Келли снова ушел.
Но снова вернулся через несколько дней и занял свое место перед магическим кристаллом.
За Зовами пришло время Эфиров (или Этиров, в другом варианте написания). Ангелы описали 30 Эфиров, 30 духовных миров, окружающих Землю и вложенных один в другой. Каждым эфиром правит ангел, контролирующий какой регион Земли. И маг, общаясь к ангелам Эфиров, сможет управлять тем, что происходит в этих регионах! Если поймет, где какой. Разобраться в этом так и не удалось, поскольку Эфиры был привязаны к весьма неточной географии Птолемея. В наши дни Эфиры используются как духовные миры для астральных путешествий.
Сверх этого ангелы предложили отправиться в Прагу, на встречу с королем Рудольфом II. Прага – самое перспективное место для магии и алхимии, убежище адептов тайных знаний всей Европы. Король Рудольф обожал магию, алхимию, астрологию, не зря Прага до сих пор украшена оккультной символикой. Ему составил гороскоп лично Нострадамус! Казалось бы, это отлично место для двух магов, но распоряжение прибыть в Прагу оказалось с подвохом. Ангелы потребовали явиться к королю вовсе не за покровительством. Ди Келли должны были отчитать Рудольфа за грехи и аморальную жизнь.
Это было исполнено со всеми дипломатическими предосторожностью и максимальной тактичностью, но король все равно приказал изгнать Ди и Келли из королевства. Приказ этот так и не был исполнен, благодаря вмешательству поклонников и покровителей, уже появившихся у этого оккультного дуэта.
***
День 20 июня 1584 года можно считать днем рождения «той самой» Енохианы. Гептархия, Книга Речей Бога, Эфиры – это все часть ангельской магии. Но именно в этот день началась та Енохиана, которая чаще всего применяется в наши дни, магия, использующая Великую Скрижаль.
Великая Скрижаль
20 июня Келли получил Видение Сторожевых Башен – первое из тех, которые приведут к появлению Скрижали. И именно Скрижаль станет основным инструментом Енохианской магии в наши дни. Сама скрижаль – это еще одна таблица с буквами, в которых можно найти имена иерархий ангелов. Эти ангелы могут быть призваны с помощью Зовов и использованы для различных целей мага.
Вместе с новыми видениями ангелы передали Келли очередную порцию обещаний, согласно которым Ди обретет сокровища, сможет подчинять себе принцев и ниспровергать целые страны во славу божью. Но не сразу, а после того, как прикоснется к небесам, когда придет время, и когда на то будет воля Бога, о чем будет сообщено дополнительно.
Ди и Келли ссорились все чаще. Жена Ди жаловалась на нужду, вынуждена была заложить драгоценности и даже распродать часть своей одежды. Но работа продолжалась, слава енохианского дуэта росла, а история о двух протестантах, которые говорят от имени ангелов, дошла до Ватикана.
Ди сглаживал углы, пытаясь избегать прямого противоречия с католической церковью, но Келли оказался куда менее сдержан. Он открыто рассуждал о грядущих переменах, о том, как все изменится, когда ангелы полностью раскроют свою волю, как изменится церковь. Это похоже на ересь!
И Рим потребовал приехать и лично доказать благочестие, показать ангелов и привести свидетельства того, что все разговоры с ними подлинные. Доказать, что это не демоны, и что слова ангелов полностью соответствуют учению католической церкви. Поездка в Рим не состоялась, так что в мае 1586 года Папа Сикст V приказал изгнать магов с территории католической Европы.
Ди и Келли покинули Прагу, но не покинули Европу и нашли приют в Германии, под покровительством Вильгельма фон Розенберга, одно из самых влиятельных аристократов Чехии, претендовавшего на трон Польши. Постепенно волнения улеглись и к августу они вернулись в Прагу. Это вызвало краткое оживление, Ди собрал новую лабораторию, со Священным Столом и прочими инструментами, начал делать записи в почти уже совсем заброшенных дневниках и провел новые сеансы.
И получил приглашение, от царя всея Руси и великого князя московского Федора I Иоанновича, послы которого пригласили Ди в Россию. Ему сулили большие деньги, но Ди отказался от приглашения. Келли в Россию не приглашали, и Ди не смог бы говорить с ангелами без него.