bannerbanner
Оккультная хронология. Новейшая история западной магии
Оккультная хронология. Новейшая история западной магии

Полная версия

Оккультная хронология. Новейшая история западной магии

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 6

Оккультная хронология

Новейшая история западной магии


Алексей Игнатов

Дизайнер обложки Алексей Игнатов


© Алексей Игнатов, 2022

© Алексей Игнатов, дизайн обложки, 2022


ISBN 978-5-0056-1158-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Необъятная история

Подробное изложение истории сакральной традиции Запада, даже в рамках пары последних веков – задача почти неподъемная. Изобилие сплетающихся между собой событий, людей и организаций, толкнет благоразумного человека на путь подробного изложения какого-то одного вопроса – истории спиритизма или масонства, истории Ордена Мартинистов или Ордена Золотой Зари. Но такое изложение не сможет показать всю картину истории, увидеть которую можно только отступив назад и окинув взглядом сразу все, не погружаясь в детали и подробности каждого события.

Любой момент истории западного оккультизма окажется связан с каким-то еще. Тому, кто рассказывает об Алистере Кроули, придется вспомнить Орден Восточных Тамплиеров и Орден Золотой Зари. Но их история означает, что придется вспомнить о розенкрейцерах и масонах.

Тому, кто начнет рассказ о Папюсе, придется вспомнить мартинизм, и тогда всплывут новые имена, Луи-Клод де Сен-Мартен и Мартинес де Паскуалли. И вот уже речь заходит о христианской каббале, а значит нужно вспомнить Мирандоллу, ее основателя, чтобы понять, что это такое.

Так можно уходить в историю все дальше и дальше, объясняя еще какие-то причины и отыскивая еще какие-то корни. А самые дальние корни тянутся в Египет, в Рим и Грецию, в каббалу. Нет предела тому, как далеко можно уйти в прошлое. И однажды придет время сказать: «Стоп!» попыткам уйти дальше в историю или в детали.

Но этот рассказ будет посвящен именно созданию общей картины новейшей истории западного оккультизма, с погружением в подробности лишь отдельных событий и жизней. Началом станут далекие от нас, но важные, пятнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый века. То, что было еще раньше, упомянем лишь мельком. На этой базе вырастут розенкрейцерство и масонство, спиритизм и теософия, мартинизм и английская оккультная школа. Орден Золотой Зари воспитает будущих оккультных лидеров новых обществ и групп, которые сменятся хаосом и неоязычеством.

И это не просто история и истории – это дерево.

Живое дерево с несколькими корнями и бесчисленными, сплетенными друг с другом, веткам огромного числа учений, систем, организаций и отдельных прославленных адептов. Все они – часть сакральной традиции Запада. И все они важны как звенья в цепи ее передачи.

Это не значит, что некая Великая Древняя Традиция без изменений передавалась из рук в руки тысячи лет. Традиция живет, и потому она постоянно изменяется, что-то появляется в ней, что—то исчезает. Порой это меняет ее до полной неузнаваемости, порой создает нечто принципиально новое. Но это изменения в традиции, а не что-то, просто выдуманное на пустом месте.

И это важно! Особенно сейчас, когда суть такой передачи стала забываться. Оккультный Орден стал восприниматься как некий шабаш, куда собираются люди для совместного проведения колдовских ритуалов. И это прекрасно, если люди вместе практикуют, но для этого не нужно называть себя Орденом.

Орден создается не во имя совместного колдовства, а во имя сохранения и передачи сакральной традиции. Орденом его делает не громкое название, не проведенный ритуал, а четкое осознание места в сложной и запутанной линии передачи этой традиции. И плох тот «Орден», создатели которого не могут ответить, где лично их место, как они принимают и передают инициацию, по какому именно из сложных маршрутов, уходящих в прошлое порой на сотни и тысячи лет.

Именно тысячи! И не на уровне легенд, возводящих все к Древнему Египту или Атлантиде, а буквально. Принципы, учения, идеи, на которых основан современный оккультизм, очень древние. В нем постоянно возникает что-то новое, но его корням буквально тысячи лет.

Традиция меняется, развивается, создает новые системы, и вот уже чья-то ветка инициации растет от масонов, а чья-то от мартинистов. Чья-то тянется в телему, которая сама растет на ветке Золотой Зари, растущей от большой от розенкрейцерской ветви. Спиритуализм, теософия, масонство, Енохиана, алхимия, каббала, астрология, Таро – все это сплетается сложную и прихотливую сеть, и каждый, кто претендует на место в ней, должен это место хорошо осознавать.

Вот в этом сплетении ветвей и предстоит разобраться. Или хотя бы окинуть его взглядом! Я не ставлю своей целью рассказать все про всех и перечислись бесконечные имена и названия. Я не ставлю своей целью рассказать подробно о чем-то или ком-то одном, или даже рассказать равномерно, уделив всему равное время и внимание.

Моя задача – создать общую картину, которая покажет передачу этой традиции и поможет разобраться в изгибах оккультной хронологии сакрального Запада.

Глубокие корни

Ни одна стартовая точка оккультной хронологии не может считаться ее истинным началом, всегда есть что-то, что было еще раньше. Поэтому прежде чем коснуться современного оккультизма, нужно вспомнить его глубокие корни и понять их суть.

Корни эти тянутся во времена задолго до нашей эры. Это не значит, что я в Шумере и Вавилоне существовали масоны или виккане, но это значит, что там зарождались современные оккультные знания. Уже древние халдеи знали, что на небе два светила (Солнца и Луна) и пять блуждающих звезд (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), изучали их и связывали с ними своих богов.

Связывать богов и планеты продолжили греки, а за ними и римляне, и сами планеты названы именами римских богов. Римляне посвятили своим богам не только планеты, но и дни недели, так что дни, планеты и боги оказались связанными вместе. Это дало начало современной системе планетарных дней (вторник – это Марс, среда – Меркурий, пятница – Венера). И она очень часто используется в современных ритуалах.

Божества дали свои характеристики планетам, названным в их честь. Марс – бог войны, поэтому планета Марс – планета борьбы, конфликтов и кровопролития. Планета Венера – планета любви и удовольствий, как и богиня Венера-Афродита, давшая ей и имя и характеристики. И это уже начало астрологии и магии планет

Античный мир создал теорию четырех стихий, которую намного позже дополнили пятой (духом), и используют до сих пор. Бесконечная череда идей, символов, образов, методов, тянется из античной Греции, Рима, Древнего Египта. Сами их боги не забыты и до сих пор призываются в ритуалах.

Не прошли бесследно и мистерии – серии ритуалов, проводимых в честь богов, но не как обычные богослужения, а как церемонии для посвященных и посвящаемых, в ходе которых открываются сакральные знания об этих богах. В будущих историях встретятся Элевсинские мистерии и Мистерии Исиды, как часть современного оккультизма.


***


Говоря о богах и магии, нельзя пройти мимо Ямвлиха, античного философа, последователя школы неоплатонизма, жившего в начале нашей эры. Формально Ямвлих ничего не писал о магии, он использовал термин «теургия». Это религиозно-магическая практика, направленная на взаимодействие с богами, духами, и это основа и предок современной церемониальной магии.

Термин «теургия» стоит пояснить. Можно говорить о двух направлениях магической работы, двух стратегиях ритуала – теургии и тауматургии. Теургия направлена на взаимодействии с духовными силами, духами, божествами, и это взаимодействие обеспечивает развитие самого человека, его духовный рост. Материальные блага, которыми этот рост сопровождается – не цель, а просто побочный эффект.

Для тауматургии (что буквально переводится с греческого как «чудотворение») все наоборот, здесь цель – именно эти блага, прямые материальные результаты, а духовный рост становится побочным эффектом, раз уж без него не удается преуспеть в практике.

Тауматургия может ставить перед собой цели вроде приворота, порчи, предсказания, привлечения денег. Для теургии все это лишь побочный продукт, а цель – возвышение души человека, развитие его сил, стремление к достижению уровня, который можно назвать божественным. В теории все звучит вполне понятно и четко, но на деле между ним нет никакой резкой границы, это размытые понятия, плавно переходящие друг в друга.

Но именно теургия – основа того, о чем пойдет речь дальше. А основа этой основы – идеи Ямвлиха. В представлении Ямвлиха и его последователей мир наполнен божественными силами и духовными разумами, иерархически образующими несколько уровней.

На вершине – Единый, разум самой Вселенной, источник всего. Его сила, опускаясь ниже, образует иерархии духов, всех тех, кого назовут ангелами, гениями, демонами. Они присутствуют во всем, они проявлены в материи, они окружают людей. Эта идея повлияет потом на формирование каббалы.

Сам человек – это Микрокосм, подобие Макрокосма, то есть Вселенной, и душа его подобна Единому. Он может взаимодействовать с духовными разумами, поднимая свою душу навстречу божественному миру, может превзойти свое смертное тело и стать одним из тех духов, что управляют всем космосом.

Для этого он, в начале своего пути, совершает обычные религиозные церемонии в честь богов. Это его подготовка к занятию теургией. Религиозные обряды – это лишь начало, подножие для теургических практик, религия тут – что-то вроде низшей ступени лестницы, по которой человек поднимается к богу.

Магия – это более высокая ступень, превосходящая религию и открывающая путь к богу. Поэтому не стоит удивляться тому, что дальше нас ждут, например, христиане, верящие в единого бога и Библию, но активно практикующие церемониальную магию. В таком мировоззрении магия не отрицает религию, а продолжает и развивает ее, давая ей более возвышенный уровень, прямую связь с божественным.

Перейдя от религиозных обрядов к самой теургии, маг призывает богов, совершая ритуалы инвокации, призывания божественной силы (инвокация остается основой всей современной церемониальной магии). Призывая богов, он буквально становится с ними единым целым, устанавливает несокрушимые связи с божественным. Маг призывает духов, ангелов, богов, двигаясь к все более возвышенным уровням духовной иерархии. От духов и богов места, где он живет, к богам и духам неба, к богам небесных светил, все выше и выше. Он находит и своего личного духа, которого смело можно назвать Ангелом – Хранителем. Идея контакта со своим ангелом будет очень популярной в современной оккультной истории.

Если в начале пути маг приносил богам физические жертвы, то на этом этапе его жертвами становятся символы, идеи, собственное Эго. Все сильнее сближаясь с Единым, маг сам становится его подобием и творит мир вокруг себя, меняя его своей Волей. Но это не цель, это результат обожествления мага, которое и составляет цель магии.

Эти взгляды – один из краеугольных камней западной традиции. И это то, что важно запомнить: магия, о которой пойдет речь, это не порчи и привороты. Магия – это раскрытие человеком бога в самом себе, духовная эволюция, совершенствование себя. Материальные блага н цель, а лишь приятный побочный эффект.

И до первых веков нашей эры, до широкого распространения христианства, мир еще не был жестко поделен на добро и зло, Бога и Сатану, рай и ад, ангелов и демонов. В это время использовался термин не «демоны», а «даймоны» или «даймонии» – духи, которые могут быть как злыми, так и добрыми. Они занимают промежуточное положение между людьми и богами, выступают посредниками между ними. В дальнейшем именно они дали начало идеям ангелов и демонов.

Даймон, среди прочего, воспринимался как дух, который с рождения до смерти сопровождает человека, ведет его, направляет его судьбу. Римляне называли их гениями и верили, что гений есть у каждого человека, добрый или злой, отвечающий за легкую или тяжелую судьбу. Свой гений есть у каждого рода, семьи, места. Это дух-хранитель, в честь которого проводили праздники, именем которого давали клятвы.

С гениями мест смешались лары – духи, покровительствующие роду, общине, городу. Лар почитали на перекрестках, где им приносили жертвы и строили алтари. Им поклонялись рабы, считавшие, что лары могут карать тех, кто с ними слишком жесток. Женщина после свадьбы приносила в дар ларам рода мужа монеты, чтобы встать под их защиту и покровительство, войти в семью мужа, стать частью его рода. Все это вошло в жизнь и практикуется до сих пор, хотя в других формах.

В христианском мире эти духи стали почитаться как Ангелы-Хранители, что вошло в систему магии Абрамелина, а потом и в телему.

В Библии можно найти описания множества странных существ. Если изучать разные варианты переводов и не забыть проверить текст на языке оригинала, то там найдутся аспиды, ламии, онокентавры, Левиафан и даже Лилит. Но в Библии короля Якова (то есть английского короля Джеймса I), изданной в начале 17 века, нет ничего подобного. Все эти существа там превратились в просто демонов. Никакого больше разнообразия – есть ангелы, и есть демоны.

И магия работы с духами приняла к тому времени соответствующие формы – демонология, и менее известная ангелология, магия вызывания демонов и магия вызывания ангелов.

Но это лишь новая форма – к духам в ритуалах обращались еще греки и египтяне. Легенды о Древнем Египте очень популярны в оккультизме, но многие методы магии действительно египетские. Эти методы сохранились в записанном виде в Греческом Магическом Папирусе.

Хотя правильнее сказать «в папирусах» – это не один папирус, а свод текстов, написанных на папирусах в Египте, в конце прошлой и начале новой эры. Это смешение Египта с Грецией и Римом (которые когда-то правили Египтом), и это узнаваемая основа современной церемониальной магии.

В папирусах приведены ритуалы, включающие подготовку, очищение мага, выбор времени для ритуала, принесение клятвы, специальную ритуальную одежду. Описаны используемые масла и благовония, описан круг, в котором находится маг. Описана инвокация (призыв божества) и обращение к духу от имени этого божества. Эти приемы и методы меняли форму, но суть сохранилась неизменной до наших дней.

И все это совершенствовалось и улучшалось, становясь частью более проработанных и систематизированных учений, текстов, книг, таких, как «Гигромантия», греческий магический и астрологический текст, позже ставший «Магическим трактатом Соломона», и давший начала «Завещанию Соломона», а потом и «Ключу Соломона».


***


Царь Соломон, великий маг и мудрец, чрезвычайно популярен, а его имя постоянно используется в названиях религиозных и магических книг. А «Малый ключ Соломона», также называемый «Лемегетон», пожалуй, самая прославленная из таких магических книг. Само слово «Лемегетон» – кусок оригинального латинского названия книги «Lemegeton clavicula Salomonis». Эта книга написана в 17 веке, на основе более ранних текстов и систем, уходящих в 13—15 века.

Но прославилась в веках и используется до сих пор не вся книга, а одна ее часть, «Гоэтия». В «Лемегетоне» есть несколько самостоятельных разделов, посвященных вызыванию различных духов – «Арс Алмадель», «Арс Паулина», «Арс Нотория» и «Гоэтия». Из них именно «Гоэтия» сохранила популярность, она издается как самостоятельная книга, и излагает то, что стало самостоятельным течением в магии, которую тоже называют Гоэтией.

Это система вызова демонов, которых всего насчитывается семьдесят два. Каждый из них имеет свое имя, титул, внешность, свою печать, позволяющую подчинить его воле мага. Методы вызова принципиально не изменились со времен Египта. Маг, пройдя очищение, зажигает свечи, благовония, входит в защитный круг, и обращается к богу (это инвокация), получая от божества силу и поддержку.

После этого маг призывает демона, принуждая его появиться в специально нарисованном для этого треугольнике, сдерживающем демона (это эвокация, вторая важная техника церемониальной магии). В треугольнике лежит печать демона, еще одну печать маг держит при себе. Печати помогают вызову и покорению демона, который подчиняется воле мага, наполненного божественной силой. Именно подчиняется – тут не идет речь о торге, сделках и выполнении условий демона. Демон именно подчиняется силой и принуждается к выполнению требований мага.

Демон буквально общается с магом, говорит с ним и может быть видимым физически, но обычно подразумевается, что маг видит демона астрально, то есть на уровне видений, в своей голове или в специальном зеркале.

Каждый демон имеет свои полномочия и возможности, порой очень своеобразные. Часто эти полномочия связаны с изучением каких-то наук, языков, получением знаний. Например, демон Ситри – принц ада, двенадцатый демон в списке Гоэтии. Он выглядит как человек с головой леопарда и крыльями. Он возбуждает любовь и может показывать людей голыми.

А номер семь, маркиз Амон – огнедышащий вол со змеиной головой, способный примирять врагов и открывать тайны прошлого и будущего.

В 1898 году Артур Уайт включил перевод кусков «Лемегетона» в свою книгу «Книга черной магии и договоров», вдохновившую Алистера Кроули на занятия магией. Полный текст книги появился в английском переводе в Ордене Золотой Зари, выполненном Кроули и Макгрегором Мазерсом. С тех пор Гоэтия остается важнейшей системой работы с демонами. Хотя не обязательно именно с теми демонами, которые описаны в книге, методы Гоэтии применяют и в работе с другими духами и демонами.


***


С ангелами вышло немного сложнее. Привычные для современного человека ангелы восходят к иудаизму, где они творят чудеса, спасают людей, насылают бедствия и даже дерутся с людьми.

В книге пророка Иезекииля описаны его видения внешности ангелов, и ангелы эти вовсе не похожи на людей с крыльями и нимбами, играющих на арфах. Ангелы там – это колеса с глазами или фигуры с четырьмя лицами на одном теле, лицом человека, орла, льва и быка (это тетраморф – образ, очень популярный в религиозной и оккультной символике, в картах Таро).

А вот первые христианские рисунки ангелов – это просто фигуры людей, не отличимых от прочих. Ангелы же с крыльями и нимбом, вероятно, восходят к образу Ники, античной богини победы, женщины с крыльями и венком на голове.

Новый Завет прямо называет ангелов служебными духами, и ангелы там выполняют ту же роль, что и даймоны – это духовные посредники между человеческим уровнем и божественным. Ангелы (и вообще – духи) покровительствуют всему на свете, у всего есть свой ангел. Святой 5 века Епифаний Кипрский учил, что свой ангел есть у грозы и снега, холода и жары, у каждого облака, у каждой страны, у каждого человека. А если бог желает обрушить свой гнев на народ или город, то делает это через приставленных к ним ангелов.

И это значит, что ангелы – это духи, через которые и маг может попытаться управлять миром вокруг него! Ангелов призывали, как и демонов, хотя иными техническими методами и с упором скорее на почет и сотрудничество, чем на подчинение их свой силе.

Очень старая система работы с ангелами носит название Шем ха-Мефораш. Это странное слово – искаженная фраза на иврите, обозначающая что-то вроде «явное имя» или «открыто произносимое имя».

Имя Бога – это тайна, а самая сакральная его форма, доступная людям – это Тетраграмматон, то есть имя из четырех букв иврита, Йод, Ха, Вав, Ха. Именно его читают как Яхве или Иегова, хотя настоящее чтение этого имени знал лишь главный иудейский священник, но его убийство римлянами навсегда уничтожило его знание.

А Шем ха-Мефораш – имя явное, не скрываемое. И состоящее из 216 букв! Но намного важнее, что это еще и система из 72 ангелов, имена которых получены из этого имени.

История появления имени довольно своеобразная. В библейской Книге Исхода, если читать ее на иврите, есть три идущих подряд стиха (19, 20 и 21 стихи 14 главы), состоящие из 72 букв каждый. Их записали один под другим, причем первый справа налево, второй слева направо, третий снова справа налево. Так получили 72 столбца букв, по три буквы в каждом. Все это вместе, все три стиха – то самое явное имя. А столбцы из трех букв, после добавления к ним окончаний Ях или Эль (окончаний, образующие имена) становятся именами семидесяти двух ангелов.

Каждый из них приписан к деканату Зодиака, которым управляет днем или ночью, каждый призывается особым стихом Библии (почти всегда – стихом Псалмов) и выполняет свою роль. Например, Ангел Иелиэль управляет первым деканатом Льва по ночам, его призывает стих Псалмов: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне». Ему приписывают способность примирять врагов и возбуждать любовь.

Когда-то эта система была очень известной, на нее ссылается Агриппа в «Оккультной Философии», она входит в гримуары, в русские тексты, а запись самого имени из 216 букв использовалось как самостоятельный талисман. Но Шем ха-Мефораш не назвать системой, популярной в наши дни, в отличие от второго способа работы с ангелами – Енохианской магии.

О ее создателях и истории будет отдельный большой рассказ, и здесь важно помнить, что создатели сами не использовали Енохиану в том виде, в каком она применяется сейчас. Современная форма Енохианской магии – это, прежде всего, система Ордена Золотой Зари.

И это очень своеобразная система, для которой снова потребуется астральное видение, а также изучение особого языка – енохианского или ангельского. На этом языке написаны Зовы, серия заклинаний, которые читаются в ходе ритуала, и это одна из основ Енохианы. Вторая основа – Енохианская Скрижаль большая и сложная таблица с буквами.

Если знать, как она устроена, то можно взять из нее определенные буквы, получить имена ангелов, приписанных к различным силам природы, и составить иерархию ангелов, подчиненных друг другу. И призвать их с помощью имен и соответствующих Зовов на енохианском языке. Это должно вызвать видение ангела, с которым уже можно буквально договориться о выполнении задуманного.

Еще одна система, снова древняя, но ставшая популярной благодаря Золотой Заре, и посвященная сразу ангелам и демонам – магия Абрамелина. Эта система описана в «Книге святой магии Абрамелина», написанной от имени мага Авраама из Вормса, в Германии, примерно в 14—15 веке. Книга переводилась на несколько языков и увидела свет на английском в переводе Макгрегора Мазерса. В ней описана система магии, состоящая, из всего одного ритуала – ритуала контакта со Святым Ангелом-Хранителем.

Но это не просто ритуала, а мощнейшая церемония, со сложной и долгой подготовкой. Чтобы установить контакт со своим ангелом, надо познать себя. Поэтому во время подготовки к ритуалу, которая может занять больше года, маг погружается в духовные практики и постигает свой внутренний мир. Это время очищений, молитв, поста, максимального ухода от дел, это большой магический ретрит.

И лишь когда маг готов, он обретает контакт со своим ангелом, а после этого получает силу призывать других ангелов и демонов, делать талисманы. Магия Абрамелина еще будет важна в оккультной истории.


***


А следующий компонент оккультной традиции, идущий через тысячи лет – астрология. И порой в критике астрологии звучат два утверждения, которые кажутся убедительными и логичными, на первый взгляд, но на деле лишь выдают непонимание сути вопроса.

Первое утверждение – люди вовсе не сводятся к 12 типа, 12 судьбам, прописанным по 12 знакам Зодиака! И это так.

Но астрология – это не газетный гороскоп, где несколько универсальных общих фраз приписано к каждому знаку. Знаки выступают в роли координатной сетки, по которой отсчитывается положение планет. Они практически не связаны с самими созвездиями в небе, которых, строго говоря, не 12, а 13 (за счет подвижности небесных тел в тесную компанию знаков Зодиака сумел вступить Змеедержец).

Сама же картина астрологической карты складывается из положения планет в знаках, домах гороскопа и относительно друг друга. Здесь и речи никогда не шло ни о каких 12 фиксированных типах людей. Даже у людей, рожденных в одну и ту же секунду, но в разных местах, астрологическая картина будет отличаться.

Второе возражение – астрология не может работать, потому что от звезд не идет никаких влияний, способных определить жизнь человека. Физическое воздействие от звезд куда слабее, чем от стоящей на улице высоковольтной линии! И это так. Но астрология и не уверяет, что от звезд исходят какие-то излучения и флюиды!

Планеты в домах и знаках – вовсе не источники некой «астрологической силы», неведомой физикам. Они лишь указатели, по которым выполняется предсказание. Также и стрелки часов не создают время и не влияют на его скорость, а просто указывают текущий момент времени. Планеты в знаках и домах создают картину для предсказания, а не испускают таинственные лучи, влияющие на людей.

На страницу:
1 из 6