Полная версия
Не может быть, или Зазеркалье
– Выходит, что так, – нехотя согласился Кузьма Кузьмич.
Листья осины опасливо трепетали на ветру, как бы предупреждая людей, сидевших под ее кроной на скамейке, об осторожности. «Тише, тише, – шелестели они, – вас могут услышать. Ветер сегодня настроен несерьезно. Слышите, как кричат птицы, а ведь они далеко. Это все ветер, он играет звуками, как листьями, подхватывая их, отбрасывает в сторону, и невозможно предугадать, куда это долетит и кто это услышит. Говорите тише, как можно тише», – предостерегала осина, дрожа листьями на ветру.
– Современную жизнь невозможно представить без зеркал. Они в каждой квартире… – сделав небольшую паузу, Азимова задала вопрос, взволновавший ее еще в Петербурге и на который из-за внезапной смерти Валентины Михайловны она не успела получить ответ: – Что, через любое зеркало можно войти и выйти?
– Как сказать, – начал нерешительно Кузьма Кузьмич.
– В квартире Валентины Михайловны Палашиной, – намеренно перебила рассказ старика Наталья, пытаясь подтолкнуть собеседника к более решительным действиям, – я видела зеркало, похожее на то, что находится в тайной комнате, в имении. Я была знакома с хозяйкой усадьбы. Она общалась с призраками, занималась магией и не скрывала от меня это. Она потихоньку вводила меня в свой мир. То, что она мне показала, потрясло мое сознание, но я не сошла с ума. Как вы думаете, зачем она это делала?
– Вот как? – оживился Кузьма Кузьмич. – Вот оно что!
– Да, вот так!
– И что она вам рассказала?
– Она рассказала о своей семье, об имении… Она хотела, чтобы я сюда приехала. Как вы думаете, зачем она хотела, чтобы я сюда приехала?
Наталья задала вопрос, надеясь растормошить собеседника, расположить к откровению, подтолкнуть к мысли о том, что ей можно доверять.
– Я за нее сказать не могу.
– Позволю себе предположить: она хотела, чтобы я сюда приехала не для того, чтобы видами любоваться! Я уже даже не знаю, какие аргументы привести, чтобы вы… – начала было отчаиваться женщина, но, посмотрев на Кузьму Кузьмича и заметив перемену в его лице, замолчала.
Если раньше старик старался на нее не смотреть, отводил взгляд в сторону, как бы негласно давал понять: «Я не расположен к беседе». И если прежде взгляд его был беглый, то теперь он смотрел на женщину иначе. Наталья Павловна вдруг почувствовала доверие к себе.
– Зеркала – вещь полезная, но опасная, – неторопливо заговорил мужчина. – Особенно старые зеркала. Ваша дальняя родственница Анна Васильевна знала, как их использовать, как с ними обращаться. Она их изучала, относилась к ним с уважением, как к живым, – старик неожиданно перешел к делу, при этом стиль его речи сильно изменился, голос стал твердым, налет просторечья куда-то исчез. – Почти любое зеркало – это дверь, но не всякий через нее может пройти. Старые зеркала лучше занавешивать: это равносильно тому, что вы заперли дверь на ключ.
– Да, Валентина Михайловна в свое отсутствие покрывала зеркало палантином.
– Она знала, что делала.
– Вы были знакомы с Валентиной Михайловной, и у меня такое ощущение, что и со всей ее родней, – предположила Наталья. – А также и с Элеонорой.
– Так и есть. Я живу давно. Элеонору знал еще ребенком. При рождении ей было дано имя Аксинья. В Элеонору ее переименовала Анна Васильевна, прабабушка Валентины Михайловны, когда дала ей вторую жизнь. Новая жизнь – новое имя.
– А кем вы были для Анны Васильевны?
– Близким другом. Я познакомился с ней в книжном салоне, в Англии. Она искала книги, в которых описывались старинные поверья, обычаи. Она купила книгу народных сказок. В народных сказках редко, но встречаются ключи к тайнам. Мы разговорились. Я предложил посетить спиритический сеанс мадам д’Эсперанс, ее настоящее имя Элизабет Хоуп. Д’Эсперанс была талантливым медиумом и ясновидящей, на ее сеансах происходили необычные для простого обывателя явления частичной или полной материализации. Я подарил Анне Васильевне книгу д’Эсперанс «Страна теней», она и сейчас стоит в библиотеке. В книге Хоуп рассказала, что в детстве она общалась с людьми, которые умели проскальзывать сквозь нее. Она назвала их люди-тени, они были неосязаемы. Мы их называем привидения, призраки. Затем мы вместе посетили сеанс Леоноры Пайпер, она тоже была медиумом. Но это было уже не в Англии, а в Америке.
– О какой библиотеке вы говорите? Где стоит книга «Страна теней»?
– Усадьба не двухэтажная, а трехэтажная. Под подвальным помещением имения есть еще один этаж.
– Вы говорите о той комнате, в которой висит зеркало?
– Эта комната – малая часть подземного этажа. В этой комнате, за шкафом, есть дверь, которая ведет в другие помещения. В подземный этаж можно войти через камин, этот путь вы знаете, и через подвал дома, в котором я живу.
– В голове не укладывается. Где ваш дом, а где усадьба! Это такой длинный подземный тоннель?!
– Да. Удивительное сооружение, оно ведет не только от имения ко мне в подвал, но и имеет разветвления.
– Куда ведут разветвления?
– Не знаю, некоторые проходы замурованы, а некоторые закрыты дверью. Ключей от этих дверей у меня нет.
– Вы пробовали их открыть?
– Пытался, но, к сожалению, у меня нет таланта взломщика. Помощью со стороны я воспользоваться не решился – опасно.
– Да, – согласилась Наталья Павловна, – надо внимательно осмотреть тоннель еще раз, – предложила она и добавила: – Вдвоем, конечно. Может быть, сегодня и начнем?
– Можно и сегодня.
Старик решил для себя так: «Если я не могу в теории найти выход из положения, я буду искать его на практике, вслепую, как ребенок, натыкаясь на всевозможные углы. Опасно? Что делать! Другого пути я пока не вижу».
– Через подвал пойдем или через тайную комнату? – глаза Натальи загорелись лихорадочным блеском.
– В имении сторож. Лучше через подвал, – оживился старик.
– Вы правы, – Наталья посмотрела по сторонам: возле входной двери дома резвились две сторожевые собаки. – Кузьма Кузьмич, извините меня за бестактный вопрос: почему вы так долго живете?
– Потому, почему и Элеонора, – не вдаваясь в подробности, ответил Кузьмич.
Азимовой этот человек был чрезвычайно интересен, она хотела узнать все, что знает он, почувствовать то, что чувствует он, и даже прочитать, если возможно, его мысли. Она была уверена, что Кузьма Кузьмич, как и усадьба, полон тайн, он как двуликий Янус, о котором говорила ей Валентина Михайловна. «Да, у этого человека два лица, – думала Наталья. – Сейчас он мог стать для меня божеством всех начинаний, дверей, входов и выходов, ключиком, который способен открыть самую важную дверь».
На минуту собеседники замолчали. У ног старика деловито прыгал взъерошенный воробей. Выискивая, что бы поклевать, он бесстрашно смотрел на двух великанов, сидевших на скамейке.
– Элеонора сказала, что устала от вечной жизни… А вам не надоело жить? – вспомнив разговор с Кошкиной, спросила у старика Наталья.
– Временами бывает, – достав из кармана бумажный свернутый кулечком пакет с семечками ответил старик.
– И что вы в такие времена предпринимаете?
– Беру отпуск и отправляюсь в путешествие, – он жестом предложил Наталье взять семечки.
– К морю? – поинтересовалась женщина, разбрасывая перед воробьем семена.
– И к морю тоже. Я сам себе хозяин.
– Не примите мое любопытство за дурной тон. Мне кажется, что чем больше я буду знать, тем лучше я буду понимать все то, что происходит. Может быть, я ошибаюсь, но…
– Спрашивайте, чего уж там, – махнул рукой старик. – Признаться, окажись я на вашем месте – засыпал бы вас вопросами.
– Здешних не удивляет то, что вы слишком долго живете?
– Я время от времени меняю место жительства.
– А как со старением?
– С этим проблемы. Элеонора утратила способность умирать в молодости, поэтому она выглядит юной, а я в преклонном возрасте. Но я знаю, что делать, чтобы казаться старше лет на десять или моложе. Хотя, если быть откровенным, меня не смущает старость, морщины и дряблость кожи. Меня волнует здоровье, физические возможности, и только. В пожилом возрасте легче оставаться незаметным. Кого интересует жизнь старика? Никого.
– В плане конспирации преклонный возраст более выигрышный, нежели молодой. С этим нельзя не согласиться.
Кузьма Кузьмич громко свистнул, и сторожевые собаки пулей подлетели к нему, радостно виляя хвостом:
– Вы мои хорошие, – приговаривал старик, ласково поглаживая собак по холке.
– В котором часу мы пойдем в тоннель?
– Через два часа жду вас у себя в доме. Рассчитывайте на то, что нам понадобится часа четыре на дорогу и на осмотр подземного этажа. Антону Павловичу лучше не знать, куда мы направляемся.
– В это время он будет занят в клубе. Сегодня киносеанс, а после обсуждение просмотренной картины. Закончат поздно.
– Хорошо.
– Кузьма Кузьмич, вы, как и Анна Васильевна, занимались магией? Или вы не практик, а теоретик?
– Не хочу вас сильно разочаровывать, но я больше теоретик, чем практик.
– Савелий Иванович идет, – заметила сторожа Наталья. – Сейчас попрощаюсь с ним и пойду домой, – она погладила по голове большую гладкошерстную собаку, которая пристроилась у ее ног. – Значит, договорились, я буду у вас ровно через два часа, – она посмотрела на наручные часы. – Сейчас час дня, ровно в пятнадцать ноль-ноль я у вас. Что мне надо с собой взять?
Собака повернула вытянутую морду в сторону приближающегося хозяина, вскочила на ноги и побежала к нему навстречу.
– Ничего не надо брать. Запасной фонарь для вас у меня найдется, – ответил старик Наталье и, улыбаясь старому приятелю Савелию, крикнул: – Твои питомцы резвятся как щенки!
– Так ведь солнышко сегодня ласковое, радуются последним теплым денькам. Осень нынче хорошая. Обычно она дождливая, а в этом году ничего, небо голубое, высокое, облака белые. Роскошь! А как листвой пахнет! Вы чувствуете запах? – сторож закрыл глаза и, глубоко вдохнув, с восторгом добавил: – Рай!
– Мы здесь сидели, любовались стаей гусей, – леший посмотрел в небо. – Большая стая летела.
– Ну да, что им в холоде делать? Не дураки. Все в дикой природе разумно, ничего лишнего, все по делу, осмысленно. Животные, птицы, насекомые на самом деле умнее, чем мы думаем. Взять хотя бы собак. Они мою речь понимают, а я их лай нет. Кто в таком случае умнее: собака или человек со всем его прогрессом? Это ж какие надо иметь мозги Рексу, чтобы понимать то, что я ему говорю?! Голос, Рекс, – скомандовал Савелий Иванович, – и собака незамедлительно залаяла. – Рекс лает, а Гамлет, вы посмотрите на него, – сторож указал в сторону спокойно лежащей у ног Кузьмича собаки, – молчит. Правильно, чего Гамлету голос подавать, я ж Рексу приказ отдал. Человек – венец творенья! Животные нас понимают, а мы понять их не в состоянии! Хозяева природы! – усмехнулся сторож. – Завтра буду луковицы георгинов выкапывать. На следующей неделе заморозки обещали. Наталья Павловна, вам луковицы георгинов не нужны? У меня много, могу поделиться. Весной высадите возле Дома культуры, – предложил Савелий.
– С удовольствием возьму.
– Я вам еще луковицы тюльпанов подброшу. Цветов чем больше, тем лучше. Сейчас природа ко сну готовится, листья сбрасывает, а весной причепурится, заиграет всеми красками! Сад наш весной – райские кущи! Все цветет и благоухает: сирень, жасмин, розы… А как цветут яблони, вишни, черемуха! Кузьмич, подтверди. Разве ж это не рай?!
– Рай!
– Да и сейчас вокруг красота! Листья на деревьях желтые, красные, багровые с прожилкам зелени… Любуюсь, наглядеться не могу, все мне мало. Взять хотя бы этот засохший лист клена, – он поднял с земли скрученный по краям коричневый лист. – Какая форма! Красавец, отжил свое, отшелестел, упал на землю, нам под ноги. Нате, топчите, идите по красоте, не задумываясь, ногами, растирайте все в пыль, наслаждайтесь шелестом. Все имеет огромное значение и в тоже время ничего не стоит. Умейте ценить и ни за что не цепляться – все это ваше, но не навсегда.
– Да-а-а, – протянул с пониманием Кузьма.
– Я старый, все понимаю, но ничего с собой поделать не могу, за все, что сердцу, глазу дорого, – цепляюсь. Взять, к примеру, сад: он не мой, а я до него жадный, охраняю его не как наемный работник, а как хозяин. В лес пойду грибов набрать – та же самая петрушка! Лес не мой, а душа за него болит так, как будто это мое собственное! Ведь пойдут некоторые в лес погулять, воздухом подышать и обязательно нагадят, стаканчики пластиковые, пакеты, бутылки – все бросят и уйдут. Куда это годится? Как рука поднимается? Должно же быть в каждом из нас хоть какое-то чувство прекрасного?! – разволновался сторож. – Должно, а нету! Я тут недавно хотел сделать одному товарищу замечание…
– По какому поводу? – спросил Кузьмич.
– Бутылки стеклянные возле магазина бил. Пиво выпил – бутылку о стену.
– Кто такой?
– Наш, местный. Так вот, открыл, было, я рот, смотрю ему в лицо, а у него в глазах пусто. Пусто, как в его бутылке! Нет в нем понимания, нет чувства прекрасного! Что ему мои слова, когда он ничего не чувствует вот к этому ко всему, – он обвел парк руками. – Скудный он, смотрит и не видит, душевный инвалид, а я к нему с моралью. Поначалу я на этого субъекта рассердился, а потом мне его стало жаль. Парень ничего не в состоянии понять. Что самое интересное – природа наделила этого субчика хорошей внешностью, силой, он, можно сказать, первый парень на деревне, на мотоцикле ездит, девкам голову морочит. Ему б к фасаду ум приладить – и цены не будет. А как это сделать?
– Поживем – увидим, – тяжело вздохнул Кузьмич, – может, со временем глаза у него откроются.
– Дай бог, дай бог. Главное, чтоб войны не было, – держась за бок, натянуто проскрипел Савелий.
– Что это ты о войне?
– Фильм вчера смотрел, про войну. Все там по-гусарски, с бравадой, с героическим форсом, смерть легкая, слезы не соленые, горе не горькое. На такую войну сходить за медальками одно удовольствие, себя показать, других покалечить. Никакого понимания о ценности жизни.
– Кино!
– Не такое уж это и кино. Ну, ладно, – улыбнулся Савелий, – хочу пригласить вас на чай. Воздухом чистым надышались, аппетит нагуляли – милости прошу к столу.
– Я бы с удовольствием, – улыбнулась Наталья, – но мне пора домой, Антона Павловича обедом кормить. Я зайду к вам на днях, Савелий Иванович, за луковицами.
– Буду ждать.
– До свидания, – простилась с мужчинами Наталья и в сопровождении сторожевой собаки направилась к кованым воротам.
* * *В условленное время Азимова постучала в деревянную дверь скромного с белеными стенами дома, в котором жил леший.
Старик ее ждал, на кухонном столе лежали четыре фонаря. Один фонарь, оснащенный ремнем, Кузьмич надел на голову, ручной положил в карман, два других, точно таких же, протянул Наталье:
– Этот фонарь – на голову, – пояснил старик, – а этот – про запас, в карман, на случай, если первый перегорит.
– Понятно.
Леший отбросил коврик, лежавший на полу возле стола, в сторону, и Наталья увидела крышку люка с большим металлическим кольцом.
– Это мой погреб, – потянул на себя кольцо старик, открывая люк. – Следуйте за мной. Осторожно: лестница крутая.
В погребе было темно.
– Сейчас свет включу, – комментировал свои действия хозяин дома, пытаясь нащупать кнопку выключателя.
Одинокая лампочка, подвешенная к низкому потолку, осветила тесное помещение.
– Так лучше, – Кузьмич просунул руку за стеллаж, уставленный ящиками с картошкой, морковкой и луком. – Здесь есть рычаг. Его надо потянуть на себя, тогда это овощное добро отъедет в сторону. Запоминайте: может, вам когда-нибудь без меня придется воспользоваться входом в тоннель.
Стеллаж действительно отъехал в сторону, а за ним во мраке показался высокий сводчатый коридор, выложенный красным кирпичом.
– Не может быть! Фантастика! – не в силах скрыть восторг прошептала Наталья. Из тоннеля потянуло холодом и сыростью. – Здесь немного жутковато.
– С непривычки.
Наталья боковым зрением заметила промелькнувшую вдоль стены тень.
– Здесь крысы? – с волнением спросила она у хозяина дома.
– Крысы, – спокойно ответил он. – Подземелья без крыс не бывает. Но вы не бойтесь, они сами нас боятся.
– Давайте в следующий раз, когда сюда пойдем, возьмем с собой собаку или кота, – предложила Азимова. – Крысы кошек боятся сильнее, чем людей.
– Собака, если крысу заметит, лаять начнет. Да и кот переполох устроит – лови его потом. Возни с ними много.
– Все-таки в следующий раз давайте возьмем собаку. Наденем ей на шею поводок. Собаки послушнее кошек, их ловить не надо, – рассуждала женщина. – Мне так спокойнее.
– Я не возражаю, конечно, но если она залает в подземном этаже, в усадьбе нас могут услышать. В этом случае как быть?
– Да, придется обойтись без собаки, – с сожалением заключила Наталья. – Жаль, с собакой было бы веселей идти. Тоннель неплохо сохранился. Я бы даже сказала, очень хорошо сохранился. Стены, потолок, пол целые.
– Строили на века.
– А кто строил? – снова спросила Азимова.
– Не знаю. Я о тоннеле случайно узнал. Анна Васильевна мне о нем ничего не рассказывала. Ну правильно, зачем мне об этом было знать?
– И все-таки вы о нем знаете.
– Знаю. Я знал о тайной комнате, в которой мы с вами были. Там она провела ритуал над Элеонорой, поняла, что он работает, и также спасла мне жизнь. Я тогда имел неосторожность заболеть туберкулезом… запущенная форма. Вот, – протянул мужчина, – такие дела. Когда усадьба опустела, в революцию, я проник в комнату, хотел взять кое-какие книги. Заглянул в каждый угол, в каждую щель, прощупал заднюю стенку шкафа и случайно обратил внимание на бронзовое кольцо, украшенное головой льва, точно такое кольцо, как на камине. Я повернул его, и проход за колонной открылся.
– Не усадьба, а шкатулка с секретом.
– Естественно, я обследовал тоннель и выяснил, куда он ведет. В давние времена здесь конезавод был, а на месте моего дома стоял амбар с погребом. И конезавод, и амбар, и еще много чего смыло волной революции без следа, – с грустью заметил он и добавил: – Конезавод был хороший. Когда я вернулся в эти края, на месте амбара стоял домик, в нем жила учительница. Дом я у нее выкупил, а она на радостях подалась в город. Все остались довольны, – закончил рассказ Кузьмич.
– А зачем вы сюда вернулись?
– Тянет меня сюда, тянет, – остановившись, объяснил старик. – Наталья Павловна, справа от вас дверь, – осветив дверь фонарем, добавил: – Через двадцать метров точно такая же дверь будет слева.
– Вместо ручки на двери медное кольцо со львом, – заметила Наталья Павловна.
– На второй двери точно такое же кольцо, – старик попытался повернуть кольцо. – Но, увы, крути не крути – дверь не открывается. Под кольцом замочная скважина, ключ нужен.
– Ага, вижу, – Наталья провела пальцем по отверстию для ключа, пытаясь удостовериться, что это именно замочная скважина, а не просто темное пятно. – Дверь деревянная, влажная, – заметила она. – За долгое время дерево могло подгнить. Может, ее выбить?
– Дверь прочная, дерево чем-то обработано и обшито металлом. Ее просто так не выбьешь. Я рад, что иду по тоннелю не один, а с вами. Хорошо, что есть человек, с которым можно обсудить важные вопросы, появляется надежда на то, что, может быть, вдвоем мы найдем на них ответы.
Идя рядом с Кузьмой Кузьмичом, Наталья поймала себя на мысли, что если она не смотрит в его сторону, то создается впечатление, что возле нее полный сил, крепкий мужчина, но никак не человек преклонных лет. «Почему так? – задумалась она. – Может быть, из-за твердого, уверенного голоса? От этого человека веет надежностью, – рассуждала женщина. – Хотя странно: он ничего не предпринял для того, чтобы помочь Элеоноре. Как это объяснить? Дело не в трусости, это понятно. Тогда в чем?»
– Вон там вторая дверь, – леший посветил влево. – Брат-близнец первой двери, не отличишь. – Он похлопал по двери рукой, демонстрируя ее крепость.
– Да, двери совершенно одинаковые. Послушайте, а может быть, за этими дверями ничего нет, – предположила Наталья, – стена. Не знаю, почему я так подумала.
– Это правильно, что вы озвучиваете свои мысли. Все нуждается в проверке, – он достал из рюкзака зажигалку. – Сейчас проверим вашу гипотезу.
Мужчина поднес зажигалку к двери, и пламя заплясало.
– За дверью что-то есть. Видите, огонь дрожит от сквозняка. Оттуда поддувает.
– Вижу.
– Пойдемте, мы почти пришли, – сунув зажигалку в карман, Кузьмич направился дальше. – Сегодня я проведу для вас экскурсию с вопросами и ответами. Может быть, в разговоре мы натолкнем друг друга на какие-нибудь идеи. Когда разговариваешь сам с собой, мозг ржавеет. Озвучивайте все мысли, которые придут в голову, даже если они вам кажутся глупыми, наивными. Иногда глупые, на первый взгляд, мысли оказываются самыми верными. Подсознание зачастую выдает полезную информацию в нелепой обертке. Не всегда упаковка соответствует содержимому. Все надо проверять. Договорились?
– Договорились.
Леший задавал темп движению. Он шли размеренным шагом, его нельзя было назвать бодро-быстрым или прогулочно-медленным, а именно размеренным. В таком движении чувствовался деловой ритм, спокойствие, уверенность в себе, знание пути. Наталья невольно подстроилась под темп, заданный спутником, и это помогало ей преодолевать волнение, которое заставляло сердце стучать сильнее обычного.
– Мы пришли. За этой дверью подземный этаж, – он повернул кольцо на двери и потянул его на себя. Дверь открылась. – Я сейчас зажгу свечи на канделябрах – станет светло. Идите за мной. Как ни странно, крыс в комнатах подземного этажа нет. В тоннеле грызуны есть, а здесь их нет.
– С трудом верится.
– Поверьте, если бы здесь водились крысы, то книги, свечи и многое другое было бы безнадежно испорчено. Мыши, крысы не переходят порог этой двери.
– Что же их останавливает?
– Не на все вопросы у меня есть ответы.
– От волнения меня начинает знобить, – призналась Наталья.
– Идет сонастройка сознания с действительностью, – пояснил старик. – Знобит, потому что сознание ищет аналог того, что видит, с тем, с чем сталкивалось раньше. Ищет и не находит. Сознание привыкло все контролировать, всему давать оценку, оно запирает подсознание в дальней комнате и выпускает его только в экстренных ситуациях и во время сна. Сейчас сознание в панике, оно не находит ответы на поставленные вами вопросы – отсюда озноб. Прислушивайтесь к себе, ваше подсознание уже повернуло ручку двери и переступило порог, оно выходит и занимает равноправное место рядом с сознанием. Вы чувствуете это?
– Да, – протянула Наталья, – я чувствую.
Она посмотрела по сторонам, голос Кузьмы Кузьмича доносился не со стороны мужчины, а как бы рождался в ее собственной голове.
– Это что, гипноз? – спросила она вслух. – Я вас как-то странно слышу.
– Это не гипноз. Подсознание наводит в вас порядок по-своему, так, как ему удобно. Привыкайте, когда вы будете приходить сюда, ваши органы чувств: слух, обоняние, осязание – будут переходить в немного иной режим восприятия. Прислушивайтесь к себе. Эти помещения излучают особую энергию, способную раскрыть ваш потенциал. Хочу вас предупредить: вы можете услышать голоса, вас могут посетить воспоминания из прошлых воплощений. Всего не перечислить, все индивидуально. Главное, не пугаться и не думать, что вы сошли с ума. Все нереальное реально, все невозможное возможно. Настраивайтесь на эту мысль.
– Хорошо.
– И не забывайте озвучивать идеи, которые придут на ум. Это важно.
– Я поняла.
– Посмотрите по сторонам, – предложил старик. – Можно сказать, что это гостиная: камин, диван, кресла, стол, картины…
– Этот камин рабочий?
– Да, он действующий.
– А дым куда выходит?
– В дымоход. А вот куда ведет дымоход и откуда виден дым, я сказать не берусь. Знаю одно, что, невзирая на логику и здравый смысл, дым в дымоход проходит, но из видимых труб в поместье не выходит. Он выходит, но куда – я не знаю. Обошел, как мне кажется, все окрестности, но дымящей трубы, которая может принадлежать этому камину, не увидел.
– Давайте разожжем камин, – предложила Наталья.
– У нас мало времени, лучше в другой раз. А сейчас я хочу показать вам весь подземный этаж. Пойдемте.
Наталья Павловна послушно следовала за мужчиной.
– Я думаю, мы не станем во всех комнатах зажигать свечи. Это займет много времени. Сегодня просто обзорная экскурсия.
– Согласна.
Азимова прислушивалась к каждому звуку. Ей казалось, что здесь непременно должен скрипеть пол, без пугающих шорохов не бывает таинственных усадеб, подвалов и тому подобных помещений.
– Это библиотека и лаборатория. Вдоль стен книжные шкафы до потолка, в центре большой деревянный стол, украшенный резьбой. Эта комната по виду напоминает ту тайную комнату, которую вы видели в усадьбе, но эта намного больше.