bannerbanner
Петр Великий. Первый полицейместер
Петр Великий. Первый полицейместер

Полная версия

Петр Великий. Первый полицейместер

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 9

О запрещении чинить игрища 24 Декабря в навечерие Рождества Христова, так же и в продолжение святок. (ПСЗРИ. Т 2. 1101)

7193.1684. Декабря 24. Именной. О наказании рассевающих и принимающих ереси и расколы. (ПСЗРИ. Т 2. 1102)

7 апреля 1685 года (7193 года от сотворения мира) правительство царицы Софьи, издало «12 статей» на основании которых тысячи старообрядцев будут преданы различным казням, сожжениям живыми в срубах, изгнаниям, тюрьмам, пыткам, лишению имущества. Открыто критикующих церковные реформы, «производящих в народе соблазн», если не покоряться «жечь в срубе». Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере «казнить той же смертию». Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их «казнить смертию». Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его, а затем «казнить тою же смертию без всякого милосердия». Покрещеных в древней православной вере «если останутся упорными, казнить смертию». Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места. Бить кнутом и батогами тех, кто окажет, хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды. Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились.

«По приблизительной статистике до 1690 года в таких самосожжениях покончило с собой больше 20000 человек». (Карташов А. В)

«Таким образом, было гонение повсеместное. Оно принесло горькие плоды: изуверы ожесточились более прежняго; многочисленными толпами нападали на монастыри, целые месяцы отбивались от царских войск; наконец доведенные крайности, гибли в пламени зажженных ими церквей. Грустно читать подобныя события, и тем виновнее кажутся тогдашние законодатели». (Н. Г. Устрялов)

Граф М. В. Толстой пишет: «Многие тысячи раскольников, преступая клятву в верности царю, бежали за границу и завели там гнездо раскола. Так основались в Лифляндии известные поселения раскольников по берегу Пейпуса. Другие в 1683 году перешли за рубеж польский и основали долго бывшую в славе у раскольников Ветку и столь же славное Стародубье. Иные делали еще хуже: бежали в Крым к татарам и оттуда вместе с мусульманами то с моря, то сухим путем делали набеги на Россию, грабили и убивали христиан; или скрывались в гребнях Кавказа близ рек Терека и Кумы и оттуда делали набеги на мирных поселенцев по примеру диких горцев». (М. В. Толстой)


«Патриарху казалось ужасным нарушением прежних порядков существование иноверных церквей в Немецкой слободе. Теперь же царь иногда вместе с Гордоном присутствовал при католическом богослужении в молельне, построенной благодаря стараниям Гордона». (А. Г. Брикнер) Первый католический храм в России был заложен в 1694 году стараниями П. Гордона и завершен в 1698.


«Петр …еще в Москве, до выезда за границу, он сделал неслыханный для московского государя шаг, посетив католическую службу. Путешествуя за границей по Германии и Голландии, он заглядывал в иностранные церкви. Поэтому естественно видеть у него тот же интерес и в Англии». (М. М. Богословский. Петр I)


Гюйссен де-Вигланд. Huyssen de Wigland. Письмо о преобразованиях московского царя (1702). «Уверяют, что его императорское величество весьма желает союза с его величеством царем. Даже говорят, что быть может состоится брак между молодым царевичем и австрийскою эрцгерцогиней и что к весне император отправит посланника к московскому двору. Папа надеется, что при этом случае можно будет наконец соединить греческую церковь с церковью латинскою, к чему несколько раз были делаемы тщетныя попытки, особенно на флорентинском соборе. Говорят, что Пиантелли нунций в Польше, должен в том же звании отправиться в Московию; но это еще требует подтверждения». (СИРИО. Т. 34)

«Шляхтич Попара: «У папы, цесаря, королей французского и польского положено: если война с турками и у цесаря с французом прекратится, то всем сообща войною и всякими вымыслами внести в Московское государство католическую веру; многие иезуиты, которые в Москве были, предложили к тому способы, и многие охотники собираются о том радеть и присягают, что это дело могут в Московском государстве совершить в короткое время… Верно знаю, что поляки чрез иезуитов, папу, цесаря и француза уговорили вводить в Москву католическую веру». (С. М. Соловьев)


«Двенадцать статей» были отменены в 1716 году, старообрядцам была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и ссылать на каторгу.


Староверы отрицали право московских правителей распоряжаться ими, их нельзя было превратить в кабальных холопов или крепостных рабов.

«Раскольники… Эти люди, имея состояние, отказывались исполнять общественные обязанности; их нельзя было сделать ни чиновниками, ни солдатами, за преимущество стоять особняком они должны были платить. Конечно, они отказались, и борьба началась. Петр сейчас же увлекся ей. В сентябре 1718 года Георгий Ржевский в сопровождении монаха Питирима, обращенного бывшего раскольника, отправился в Нижний Новгород – один из главных центров раскола – и работал там с кнутом в руке над восстановлением порядка; в это же время Стефан Яворский, следуя данному примеру, пользовался тем же оружием в борьбе с кальвинистской и лютеранской ересью». (К. Валишевский. Петр Великий)

От г. де-Кампредона к кардиналу Дюбуа. С.-Петербург, 8 декабря 1721. «Раскольниками» называют ту часть русскаго народа, которая сохранила такую строгую и ревностную преданность древней литургии, что, вследстие изменений, сделанных, по повелению Царя, в старинных церковных книгах и образах (поклонение им Царь хотел бы уничтожить совсем), не признают нынешнюю церковь за православную и предпочитают лучше жить в лесах, вдали от общения с прочими людьми, чем покориться воли своего Государя в деле религии.

Количество этих суровых поклонников старины так велико, что Царь не посмел еще и попытаться подчинить их силою. До сих пор он удовольствовался тем, что обложил остающихся в городах раскольников гораздо большими податями, принудил их носить отличную от прочих одежду, по которой их тотчас можно узнать, и позволил каждому безнаказанно оскорблять их. Часть живущих в лесах раскольников занимается грабежом, и что всего страннее, это, что эти, равно как и другие грабители, называемые здесь «разбойниками», имеют патронов и покровителей среди придворных вельмож, с которыми делятся добычей, награбленной у прочих подданных». (СИРИО. Т. 40)



«О раскольниках. …Вышеописанные истинные обстоятельства ужасного сего произшествия не столь были известны, как то, какую заслуженную казнь сей злодей получил, и что единоверцы его с того времени должны были для отличия от других людей носить на спине лоскуток красного и желтого сукна.

…Учредив только, чтоб все объявившие себя раскольниками, для отличия от правоверных, носили на спине продолговатой четырехугольной лоскуток красного и желтого сукна. Как сей знак отличал раскольников от правоверных и некоторым образом делал их смешными и презрительными, то Монарх думал, что они устыдясь того, скорее согласятся присоединится к православной Греческой церкви. Но и сия остроумная выдумка не имела ожидаемого действия. Раскольники, нося желтой свой лоскуток, остались при прежнем своем упрямстве». (Штелин Яков)

«1710 год. Петр повелел (когда?) раскольникам нашить на спины платья четвероугольники из красного сукна с желтыми казырями. Они повиновались, и без всякого стыда являлись на бирже: торговать с иноземцами». (А. С. Пушкин. История Петра Великого)

Потом этим рецептом воспользовался Гитлер.


20 век


1722. Апреля 6. Именной, состоявшийся в Сенате. О взыскивании особой подати с бородачей и о ношении ими особаго платья. (ПСЗРИ. Т 6. 3944)

1722 года 15 мая Святейшим Синодом издаётся закон «О распоряжениях по обращению раскольников к православной церкве» согласно нему свидетельства раскольников (старообрядцев) приравниваются к свидетельствам еретиков и не принимаются в судах, как церковных так и гражданских.

1722. Октября 15. Именной, данный Сенату. О посылании раскольников, вместо Сибири в Рогервик на Вечную работу. (ПСЗРИ. Т 6. 4109)

1723. Июня 12. Сенатский. О поступаннии раскольниками, касательно подстрижения ими бород, по прежнему, и о ношении указаного платья тем, которые плотно бород не подстригают. (ПСЗРИ. Т 6. 4034)

1723. Июня 28. Сенатский. Об отсылании в Рогервик бородачей, которые не в состоянии заплатить определенного с них указами штрафа, для заработки онаго. (ПСЗРИ. Т 6. 4041)

«1724 год. Раскольники объявлены бесчестными. Опять указ о раскольниках: носить им медные знаки, а женам опашни и шапки с рогами, старинные». (А. С. Пушкин. История Петра Великого)

1724. Ноября 13. Именной. О раздаче раскольникам для ношения сверх платья, особых знаков; об учреждении при Сенате особливого стола для сбора с раскольников денег и о ношении женам раскольников особого платья. (ПСЗРИ. Т 7. 4596)

1726. Марта 11 Сенатский. О сборе денег c раскольников и бородачей по окладам, в городах и слободах Камерирам, а в уездах Коммисарам. (ПСЗРИ. Т 7. 4651)

1728. Июля 15. Именной, Состоявшейся в Верховном Тайном Coвете. О взимании с раскольником, за раскол, одних подушных денег вдвое, а оброчных, вместо помещичьего дохода, в один ряд. (ПСЗРИ. Т 7. 5308)


Бородовой знак


«Борода составляла для Петра предмет особой, отчасти личной ненависти. Она олицетворяла в его глазах все привычки, заветы, предрассудки, предназначенные им к искоренению». (К. Валишевский. Петр Великий)


В правление Анны Иоанновны представители Синода обладали большими полномочиями и наводили ужас на население. За укрывательство и защиту раскольников синодальные инквизиторы наказывали, как «за противность власти». Чтобы разгрузить свою тюрьму, Синод в январе 1732 велел 173 заключённых синодальной канцелярии разослать по монастырям для содержания «в цепях и железах и в трудах монастырских неисходно». Полномочия церковных властей по борьбе с расколом всё расширялись. При епископах были организованы особые мирские суды по раскольническим делам, следствие по этим делам велось в Приказе церковных дел. По настоянию Синода раскольнические дела были причислены к «злодейственным», «понеже, – как сказано в указе, – раскольничья прелесть упрямства наполненная, правоверию противна и злодейственна». Особо важные дела рассматривались в Канцелярии тайных розыскных дел, но и тут на допросы и пытки являлись представители Синода. В распоряжение Синода для борьбы с раскольниками предоставлялись воинские отряды. Кроме того, повсеместно рассылались синодские указы о выделении в распоряжение епархиальных властей воинских команд. По данным Синода, из 190 тысяч записавшихся в раскол с 1716 по 1737 обращено в православие, бежало, сослано на каторгу и умерло в результате гонений 111 тысяч.

1733. Мая 26. «Сенатский. О сыске чрез Полицию и об отсылке в Синод раскольников, которые, не быв посвящены, дерзают священнодействовать». (ПСЗРИ. Т 9. 6415)


В июле 1734 года обер-прокурор Сената Маслов подал императрице Анне «проект о худом состоянии крестьян Смоленской губернии и протчих мест». (По сообщениям из дворцовых волостей в мае 1734 только 35 дворов из 1887 имели хлеб). Анна Иоанновна немедленно приказала созвать совещание в Кабинете министров. Результатом был доклад Кабинета министров императрице, решивший уничтожить Ветку. Не умевшие организовать хозяйство оккупанты решили разграбить работоспособных зажиточных староверов, проживавших в соседней стране. Армия главнокомандующего Украинским корпусом, киевского генерал-губернатора, генерал-аншефа Вейзбаха, разграбила благополучную область, а жители, не успевшие бежать, были вывезены на территорию России – была осуществлена так называемая «выводка» Ветки. Были сожжены дома ветковских крестьян, монастырские постройки, церковь. Инквизиторы захватили свыше 13 тысяч жителей Речи Посполитой и отправили их в глубь России. Большой воинский отряд в 1735 перешёл польскую границу и вторично разгромил крупнейшее раскольничье поселение Ветку. (Петрухинцев Н.)

Но это не совсем верно, официально действия императорских войск были связаны с нападениями польской шляхты.

1738. Марта 16. «Сенатский. О содержании на Российской границе исправных форпостов для обороны от нападений Поляков». (ПСЗРИ. Т 10. 7541)

1735. Июля 29. Сенатский. О присылке ведомостей в Раскольническую Контору о раскольниках и бородочах, в начале каждаго года; о cбopе с них денег и недоимок, и об отдаче из оной Конторы ежемесячно поступающих в приход денег в Московскую рентерею, для употреблении в расход, по предписанию Штатс-Конторы. (ПСЗРИ. Т 9. 6780)

1737. Февраля 11. Резолюция Кабинет-Министров на доклад Синода. Об у потреблении раскольников при казеных заводах к горным работам, и о содержании их под крепким караулом. (ПСЗРИ. Т 10. 7172)


Борисоглебск


«Приложение от 10 октября 1737 г. Именной, подписанный кабинет-министрами, указ к п. Борятинекому о посылке «искуснаго человека» в Стародубовский полк, на земли Киево – печерскаго монастыря, населенные раскольниками, для разследования жалоб означеннаго монастыря на указанных раскольников о разорении грунтов, грабительстве и утиснении монатырских подданных и пр.

…просят о своде с их монастырских, в Стародубовском полку, земель поселившихся с 1711 г. на оных раскольников российской нации, вышедших из-за границы польской, принося притом жалобу, что оные раскольники, живучи на тех их землях, грунтам монастырским великия разорения и смежным их подданным грабительства и yтеснения чинят, а что под поселением и владением тех раскольников Киево-печерскаго монастыря земель и поскольку с оных в монастырь доходов сбирывалось, известия здесь не имеется. Вам надледжит послать туда, где вышеозначенные раскольники живут, кого искуснаго человека, дав ему инструкции, чтоб он их жилища осмотрели, освидетельствовав, описал подлинно, сколько под оными раскольниками, как под селидьбою, так и во владении их, Kиeво-печерскаго монастыря земель, пашни, сенных покосов и лесных и иных угодий, или мельниц и каких заводов, и ту опись имеете вы прислать сюда, в Кабинет Наш. А раскольников с тех монастырских земель впредь до Нашего указа сводить нe надлежит, токмо велеть вам им накрепко запретить, чтоб они земли Киево-печерскаго монастыря более того, что им под селидьбу и во владете отведено, отнюдь не прихватывали, и к себе не присовокупляли, и обретающимся около их жилищъ того-ж Киево-печерскаго монастыря селам, дереввям, хуторам и грунтам, и подданным разорения, обид и никакого утеснения ни в малейшем чем чинить не дерзали, под опасением жестокаго наказания. И ежели-б от того Киево-печерскаго монастыря на них, раскольников, впредь в каких обидах жалобы происходить стали, то вам чинить в том без отлагательства изследование и надлежащую, по справедливости, расправу, дабы инако о таких делах здесь докучностей происходить не могло. Дан в С.-Петербурге октября 10 дня 1737 г». (СИРИО. Т. 117)


Инквизитор Феофилакт составил особое руководство «Обличение неправды раскольнической». В нём раскольники именовались «злокознёнными и деревенскими мужиками». В 1745 «Обличение» дополнил ростовский митрополит Арсений Мациевич. И он не жалел бранных слов по адресу раскольников, называя их «хищными волками, душепогубительными бесами». Арсений доказывал право церкви на физическое уничтожение её врагов.

Ростовский архиерей Георгий Дашков выступал против ограничения имущественных прав церкви, пытался восстановить патриаршество, возмущался всесильным Феофаном Прокоповичем, осуждая его жестокость. «Сколько людей погубил Феофан совершенно напрасно, писал он, змучил, сжёг медленным огнём, подверг пыткам и заточениям без всякого сострадания и сожаления». В 1734 Георгия Дашкова обвинили в выступлении против правительства, во взяточничестве и разорении епархии. Его лишили сана и сослали «под крепкое смотрение» в вологодский Спасо-Каменский монастырь на Кубенском озере. За «неспокойствие и подозрение» его отправили в Нерчинский монастырь для содержания в одиночном заключении «до смерти, неисходно».


В начале правления Елизаветы, инквизиторы при помощи местных доносчиков и наушников, по-старому продолжали изымать раскольников, а строения сжигать. Но затем, исходя из сложившейся ситуации, Сенат издал пояснение, что поступать надо без разорения, в бой не вступать.


Мезень. 1900


1743. Декабря 25. «Сенатский. О взятии раскольнических учителей в селениях Мезенского уезда без разорения селений и грабежа, о строгом воспрещении посланой для сего команде вступать в бой с жителями, и об отсылки пойманных учителей для распроса и следствия в дом Архиерейский.

В собрании Правительствующий Сенат слушав допошения присланного из Архангелогородской Губернской Канцелярии, которым во известие доносит, что мишувшаго Ноября 24 дня сего 1743 года присланною из домовой Преосвящениаго Варсонофия, Арxиeпископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго, Канцеллрии промеморию показано о живущих в Мезенском уезде и в прочих разных местах скитами многочисленных из монашествующих и бельцов обоего пола потаенных раскольниках, и церкви Святой противниках, между де которым по доношению доносителя Мезенскаго уезда Окладниковой слободки черносошнаго крестьянина Артемия Ванюкова и по усмотрению его признаны оне из Шляхетства или из знатнаго Московскаго и других городов купечества, или из подрядчиков, которые, может быть, забрав из Государственной казны в подряды многую сумму бежали, и живут в тех местах, которых де для сыска и провоза посланы с оным доносителем в те места из духовных священник с приказными людьми по инструкции, по которой де велено им, по приезде во оные скиты наставников раскольннческих yвещевав, и тех наставников для разглагольствия присылать к его Преосвященству за караулом, а прочих тамо жительствующих раскольщиков оставливать в тех скитах, обязывая друг по друге поруками, чтоб они из тех мест никуда до указа не выезжали, и для вспоможения б в сыску и взять оных раскольщиков с ними отправить Обер и унтер-офицеров с довольным числом солдат. И по определению де той Губернской Канцелярии для сыска тех раскольщиков посланы из Архангелогородскаго гарнизона премьер-майор с Обер-Офицером и cии надлежащею унтер-офицеров и солдат командою, которым велено с посылаемыми от той Apxиepейской Канцелярии и с доносителем Ванюковым в показанные скиты ехать, и по вступлении в те места, во первых, ежели ни от кого какого противления не будет, собирать наставников их раскольнических, и всех тамо живуащих пристойным образом, без озлобления, и буди они во всем склонными ко Святей церкви явятся, то всех их, как мужеска, так и женска пола, сколько явится, переписать порознь по именам со отечествы и прозваниями, и кто какаго чина, и откуда, и давно ли в те места, и с какими отпусками пришли; а потом их всех и с пожитками за караулами отправлять к городу Архангельскому; а их раскольников в тех скитах или пустьнях не оставлять, а строение их сжечь; а ежели оные раскольники потолько на увещание не склонятся, но и противность или не допущение до себя чинить будут, в таком случае и силою их склонять и увещевать; буде же отбиваться вознамерятся, тогда по ним палить, и как возможно оных поймав, поступать против вышеписаннаго; а притом всячески стараться и недопускать, чтоб они над собою какаго душенагубнаго злодейства или огнесожжения не употребили.

И о том о всем, как им поступать, дана инструкция с полным наставлением; а в Двинском уезде; в недлежащих местах, чтоб те раскольники те своих скитов не могли чрез оныя куда пройти, учреждены заставы, на которыя командированы капралы и солдаты; а что по той посылки явится, в Правительствуюший Сенат о том донесено будет, а в Святейший Правительствующий Синод, о том же доношение послано.

Приказали: в Архангелогородскую Губернию послать указ, велели, вышеписанной посланной команде, о взятие одних раскольнических наставников и об отсылки в Архиерейский дом и переписки тех всех раскольников, поступать весьма осмотрительно без разорения и грабежей, також при том и в бой отнюдь не вступать, под опасеникм военнаго суда, а чинить по всем так, как о том прежние о раскольниках указы повелевают; а для чего в копии указам та Губерния такой определение, чтоб по тем раскольщикам той команде стрелять и пожитки забирать, a строение жечь, чинила, и что по посылке команды учинено, о том в Правительствующий Сенат прислать доношение с обстоятельством с первою почтою, и впредь в таких делах поступать той Губернии осмотрительно, дабы не могло произойти каких худых следствий.

А дабы, как в той Архангелогородской, так и в других Епархиях с таковыя раскодыщиками в обращениях по Святей церкви чинено было по правилам Святым, и по Ея Императорскаго Величества указам, о том бы от Святейшаго Синода к Епархиальным Apxиepеям, и куда наддежит, подтверждено было Ея Императорского Величества указами, сообщить в Святейший Синод ведение. (ПСЗРИ. Т 11. 8845)

Фактически население Мезенского уезда вело войну с Архангельской губернией, с потерями для обеих сторон, что никакого смысла для правительства Елизаветы Петровны не имело.


Мезень


Хотя отношение к расколу было по-прежнему негативное. Указом Сената и Синода от 13 мая 1745 было запрещено официально именовать себя староверцами, скитскими общежителями и пустынножителями, а так же подтверждал чтобы они жителей грекороссийского исповедания, не держали беглых, безпаспортных, носили определенную для них отличительную одежду и имели при себе паспорта. Ничего, кроме распространения имени староверов среди населения и укрепления их общин, в итоге указ не вызвал. (ПСЗРИ. Т 12. 9155)

1742. Октября 18. Сенатский. Об оставлении Раскольнической Конторы на прежнем основании. (ПСЗРИ. Т 11. 8644)

1743. Февраля 19. Сенатский. В подтверждение прежних указов. О ношении Немецкаго платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указаном для них одеянии. (ПСЗРИ. Т 11. 8707)

1749. Февраля 20. Сенатский. О недопущении раскольников в Устюжской Провинции до сборищ, побегов и самосожений.

Правительствующей Сенат, по доношению Устюжской Провинциальной Канцелярии, коим объявляет, что в прошлом 1748 году Декабря 19 дня в поданном в ту Канцелярии от сотскаго с товарищи доношении написано: в оном де 1748 году Декабря на 12-е число Белослуцкаго стану из разных деревень по нынешней росписи вновь записавшихся в раскол из черносочных крестьян съехали и бежали из домов своих тайно ночным временем, также и незаписавшихся в раскол, а куда де съехали и бежали, сыскивали и проведывали по дорогам, токмо нашли тропу в Сузем, а они де сотский с товарищи ехать за оными без указа и без повеления судейскаго не смели, а в домах досматривали и по осмотру в оных домах, скот и в анбарах хлеб в остатке и к тем домам, скоту и хлебу поставлен мирской караул, а мужескаго ж и женскаго полу съехало и бежало, записавшихся и незаписавшихся в раскол, 53 человека, и для сыску тех раскольников послан был по инструкции обретающейся при подушном сборе Прапорщик Емельян Данилов с солдаты 3 человеками, которому велено, не ходя в уезд, прежде явиться в Консисторию Преосвященнаго Варлаама, Епископа Великоустюжскаго и Тотемскаго. (ПСЗРИ. Т 13. 9579)


Cornelis de Bruns. Тотьма. 1714


«Начиная с 1745 года всех диссидентов подвели под одну категорию, подвергавшуюся все более и более яростному преследованию. Относительно раскольников сначала прибегали к фискальными мерам. Их принуждали платить двойные подати и сделали их предметом различного рода вымогательств… И при известии о приближении солдат раскольники запирались в своих домах или деревянных храмах, где они складывали воспламеняющиеся вещества и затем поджигали их. В окрестностях Каргополя насчитывали 240, а затем еще 400 человек, покончивших с собой таким образом, а в окрестностях Нижнего Новгорода число жертв дошло до 600; в Олонецком уезде, по некоторым сведениям, их было 3000. На берегах Умбы от 30 до 50 сектантов подожгли себя вместе со своим наставником Филиппом, который учил их молиться за царя и был основателем секты филипповцев… с начала до конца царствования Елизаветы гонения на раскол были безжалостны; в деле религиозной пропаганды насилие слишком часто заменяло убеждение. Вместе с деньгами не жалели ни огня, ни железа». (К. Валишевский. Дочь Петра Великого)

На страницу:
8 из 9