Полная версия
Петр Великий. Первый полицейместер
Официально считается, что потери населения в войне с Польшей, с казаками, с русскими староверами в 1649—70 составили 3800 тыс. чел., в 1678—1723 потери населения составили 1500 тыс. чел. или 2200 тыс. чел.
В 17 веке в России, как и в начале 20 века, произошла кровавая революция, полностью уничтожившая всю государственную иерархию. Это революция была намного кровавее и масштабнее, чем последующие революции Европы. Высшие сословия вырезаны, и к власти пришли мелкопоместные дворяне. Если в Европе 17 века «noblesse» – это знать, аристократия, то дворяне 17 века в России это незнатное сословие, дворня, их место было на дворе, на улице. Аналог же европейскому «noblesse» на Руси – «бояре».
Григорий Котошихин описывал иерархию на Руси: «8. Дворяне московские. И тех дворян посылают для всяких дел и по воеводствам, и по посолствам в послех, и для сыскных дел, и на Москве в приказех у дел, и к служилым людем в началные люди, в полковники и в головы стрелецкие. 9. Дьяки. 10. Жилцы. 11. Дворяне городовые и дети боярские бывают посыланы во всякие ж посылки и по воеводствам, и в началные люди к рейтаром и к салдатом, и в какие чины годятца. И за службы бывают пожалованы многою честью. И тех детей боярских прозвание таково: как в прошлых давных летех у Московского государства бывала война со окрестными государствы, и в то время ратные люди збираны со всего Московского государства изо всяких чинов людей и по покою, роспущены по домом. А иные многою своею службою и полоном свободились от рабства и от крестьянства. И у кого были поместья и вотчины, и ныне попрежнему за ними. А у которых людей поместей и вотчин не было, и им за службы и полонное терпение поместья и вотчины даваны жилые и пустые, малые, и служити им было с тех даных поместей и вотчин, против прямых дворян, не с чего. Так же у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их поместья и вотчины розделены были детем их, и от них дети потому ж размножились, а дать им было из старых их отцовских поместей и вотчин, и вновь не ис чего, потому ж и царских служеб не служивали, и их написали в дети боярские, что беспоместны и малопоместны. Есть по тех и иные чины, которые служат при царском дворе. А написаны они ниже сего в розных местех…
Столники менших родов и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и жилцы, и иноземцы, и подьячие приезжают в город и с лошадей слазят далеко царского двора, на площади. А приезжаючи, бояре и думные, и ближние люди ходят к царю в Верх в переднюю полату и ожидают царского выходу ис покою. А ближние бояре, уждав время, ходят в Комнату. А столники и стряпчие, и дворяне, и полковники, и головы, и дьяки, и иные служилые чины к царю в Верх не ходят, бывают на крылце на середнем перед полатами непокоевыми. А иным чином и до тех мест ходити не велено, где бывают столники и иные нарочитые люди».
Стольник. Фото Пономарев. 1903
Жилец. Фото Эгглер.1904
В Разряде царя Федора 1682 году четко говорится, что дворяне занимают лишь четвертую ступень, после знатных москвичей: «Того ж году сказана родословная книги, и выижия, и боярским и воевотцким родом, и гостиным и дворянским и дьячьим, а делать на шесть книг с отверски, а книгам быть: (1,2,3,4,5,6) 1) родословным людем; 2) виежим; 3) московским знатным родом; 4) дворянским; 5) гостиным и дьячим; 6) всяким ниским чинам» («Разряд без мест царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Роси самодержца 190 году»).
Во время гражданской войны 1667—83 годов новый режим практиковал массовое уничтожение мирных жителей.
В 1670—71 Ю. А. Долгорукий казнил всех пленных казаков-мордвин. В сентябре 1670 Ю. А. Долгорукий казнил 15000 пленных. В Арзамасе было казнено 11000 человек.
«И действительно резня была ужасающая, а тех, что попались живыми в руки победителей, ожидали в наказание за государственную измену жесточайшие муки: одни пригвождены были к кресту, другие посажены на кол, многих подцеплял за ребра багор». (А. Г. Маньков. Иностранные известия о восстании Степана Разина)
После сражения 13.02.1671 было казнено 24000 человек. 27.03.1671 немецкие офицеры в Мурашкино сожгли 7000 человек, 28.03.1671 ими повешено 20000 человек, утоплено 50000 человек.
В Симбирске 03.10.1671 были повешены 600 пленных разинцев, совершены массовые казни мирного населения. В 1671 в Тамбове 11000 человек казнили палачи, остальных сожгли.
«А тем временем его величество государь повелел князю Константину Щербатову выступить в Тамбов и усмирить свирепствовавших там мятежников, что милостью божией и было совершено. И так при помощи виселиц, костров, плахи, кровавых расправ (сверх казни одиннадцати тысяч, произведенной руками палачей) и того, что в сражениях истребили не менее ста тысяч человек, все пришедшие в колебание и взбунтовавшиеся земли были снова приведены к повиновению». (А. Г. Маньков. Иностранные известия о восстании Степана Разина) В 1678 население в Тамбовском уезде осталось 75 тыс. чел., в Рязанском уезде 140 тыс. чел, в Хотомышском уезде 1 тыс. чел.
Герб Одоевских
После взятия Астрахани Я. Н. Одоевским 07.1672 были проведены массовые казни, предложено срыть город и выселить население в новое место, что частично было осуществлено. «Спустя несколько недель прибыл другой боярин, которому надлежало сместить Милославского. Его звали князь Яков Никитович Одоевский, это был безжалостный человек. Он был сильно ожесточен против бунтовщиков. Так как генерал взял Астрахань подобру, то он обещал прощение всем, кроме главарей. А Одоевский велел взять под арест всех астраханских жителей вместе с генералом и всем его войском. Свирепствовал он до ужаса: многих повелел заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать глотки из языка, кого заживо зарыть в землю. И так поступали как с виновными, так и невиновными… Он настолько привык к людским мукам, что по утрам ничего не мог вкушать, не побывав до этого на пытках. Там он приказывал… бить кнутом, поджаривать, вздымать на дыбу. Зато потом он мог есть и пить за троих….После многих досадительств он отпустил генерала Милославского домой, но большинство его людей задержал в Астрахани… После такого его длительного тиранства не осталось в живых никого, кроме дряхлых старух да малых детей». (А. Г. Маньков. Записки иностранцев)
О размахе террора говорят и песни уральских казаков о Степане Разине, в которых говорится, что после разгрома Астрахани, они ушли от гнева царского на Амур-батюшку. Боевые действия шли в 1693 в Саратове, в 1695 на Северном Кавказе.
Еще в 1706 на картах обозначены руины городов Данков, Воронеж, Синбирск, Булгар. По «Carte Generale des Etats du Czar Empereur du Moscovie» 1714 обозначены руины – Донкагород (Данков), Синбирская гора (Новоульяновск?), Серай (Ахтуба), Батурин.
12.01.1682 Поместный Собор обосновал необходимость казней в борьбе против старообрядцев. Собор принял решение о вооруженном уничтожении старообрядческих пустынь. Собор настойчиво требовал решительной физической расправы над старообрядцами, уничтожения старообрядческих книг, церквей, скитов, монастырей. 04.04.1682 по приказу правительства сожжены в Пустозерске лидеры раскола Аввакум, Епифаний и др. «Думая искоренить зло страхом казни, патриарх Иоаким, по кончине царя Алексея Михайловича, неохотно прибегавшего к мерам суровым, убедил правительство воздвигнуть решительное гонение на раскольников, и главные ересиархи, Аввакум и Лазарь, были сожжены всенародно. Единомышленники их ожесточились и скорее хотели погибнуть в срубах, чем покориться патриарху… Таким образом, было гонение повсеместное. Оно принесло горькие плоды: изуверы ожесточились более прежнего; многочисленными толпами нападали на монастыри, целые месяцы отбивались от царских войск; наконец доведенные крайности, гибли в пламени зажженных ими церквей. Грустно читать подобные события, и тем виновнее кажутся тогдашние законодатели» (Н. Г. Устрялов. Т. 1)
В 1676 каратели (свыше 1 тыс. иностранных наемников) овладели Соловецким монастырем. Монастырь был сожжен. «История об отцах и страдальцах соловецких» Симеона Денисова: «Потом повелел привести соборного старца именем Макария… Мучитель вскочил, поражен сим ответом, как стрелою, и немилосердно бил блаженного руками своими по голове и щекам. Потом бил железом, пока не изнемог бивший. Наконец повелел ноги веревкою связать и с руганью немилостиво тащить на берег моря и положить на смерзшийся лед, дабы мучим тройной болью (от воздуха, льда и воды) болезненно отошел от жизни… Потом воевода допросил Хрисанфа, искусного резчика по дереву, и Феодора, живописца умелого, с учеником Андреем – мужей сколь знаменитых в обители, столь и усердно ревностных о благочестии. Увидев, что они тверды и непоколебимы в отеческих законах, повелел лютейшею смертью казнить: руки и ноги им отсечь, потом и сами головы отрезать… повелел воевода из-под караула привести прочих иноков и бельцов числом до шестидесяти. И, разнообразно допросив, нашел их твердыми и неизменными в древнем церковном благочестии. Тогда, страшною яростью вскипев, уготовил им различные смерти и казни, велел повесить кого за шею, кого за ноги, кого же (большинство), разрезавши межреберье острым железом и продевши на крюк, повесить, каждого на своем крюке» (Семен Денисов). Идеологом осады монастыря и казней был патриарх Иоаким.
Епископ Георгий Конисский описывает практиковавшиеся в конце 17 века казни и пытки: «Казни сии были – колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая – вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надёжным средством служило препохвальное тогда таинство – пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской – кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьём, кнутом и шиною, т.е. разожжённым железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-е, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и ведён на казнь».
«При Петре I было введено колесование, заимствованное от шведов, и вешание за ребра – колесовали разбойников и вешали за ребра воров; за поджоги и колдовство сжигали живыми. Последнюю казнь несли также еретики и неудачные врачи». (М. И. Пыляев. Старая Москва).
Чаще всего пытали поднятием на дыбу. Как описывает историк М. Снегирёв, «поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнажённой спине так, что кожа лоскутьями летела. Пытки производились не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым подчинялись монастырские тюремщики». (Е. Ф. Грекулов)
В 1672 в Пошехонье сожжено 2000 староверов (всего населения там было меньше, видимо свозили со страны). «В 1679 г. в Тюмени, Тобольского края, поп Дометиан устраивает гарь для 1700 человек. В 1687 г. на Онежском озере в Палеостровском монастыре сжигаются 2700 человек. Поводом к таким трагическим предприятиям служил обычно приход правительственных военных отрядов, и пред упорствующими стоял вопрос не только битья и ссылок, но и смертной казни. В том же Палеостровском монастыре в следующем 1688 г. затворившиеся 1500 старообрядцев сопротивляются осаде больше 9-ти недель и, в конце концов сжигаются. По приблизительной статистике до 1690 года в таких сожжениях покончило больше 20000 человек… В „гарях“ Пошехонского уезда Ярославской губернии за 1676—87 гг. сожглось 1929 человек» (А. В. Карташев. Т. 2)
Население бежало от московской власти за границу: на Керженец, Поморье, Дон, Сибирь, Лифляндию, Ветку (Стародуб на реке Сож), Карпаты, Пруссию, Дунай, Крым, Кавказ.
Петровское правительство в этом смысле следовало практике предшевственников.
1702. Борис Шереметев Царю, 18 сентября из Пскова: «Писал ко мне полковник из Гдова Моисей Мурзенок: которые жили в Шведской стороне всяких чинов русские люди и раскольщики в урочище за Сыренцом Черной деревне, и он ходил с полчаны своими, и с темин раскольщиками был бой, и милостью Божиею их побили и деревню выжгли; и из них заводчиков, переловя, на границе перевешали; а от тех расколыщиков великое бывало бедство и всякие вести переносили. Великое чинят Черкасы разорение; мочи не стало, что с ними делать. Теж Черкасы Слободские зело живут смирно, и непрестанно за рубеж ходят и жгут деревни». (Н. Г. Устрялов Т. 4. Ч. 2)
«Из Нарвы, в 28 д. июня 1708. Piter.
Надлежать опустошить:
По Хапру сверху Пристанной по Бузулок;
По Донцу сверху по Лугань;
По Медведице по Усть-Медведицкой, что на Дону;
По Бузулук все;
По Адару все;
По Деркул все;
По Калитвам и по другим запольным речкам все;
По Илавле по Илавлинской.
По Дону до Донецкого надлежит быть как было». (Писано собственноручно Петром Великим).
15 августа 1708. «О наказании только зачинщиков булавинскаго возмущения, о сожжении городков согласно прежнему указу и о том, что следовало бы перевести полк, оставленный в Черкаске, в Азов». (СИРИО. Т 11)
Ч. Витворт. Москва. 22.09.1708. «26-го марта уверяют, будто запорожцы на днях приняли сторону короля шведскаго. Около восьми тысяч запорожцев взялись за орудие, а один запорожский отряд напал на полк русских драгун, состоявший под командою бригадира Камибелля… Все приезжающие из Воронежа утверждают, будто за последнее возстание на Дону до восьми тысяч человек казнено в разных местностях различными казнями». (СИРИО. Т. 50)
«Петр I… ненависть его к Москве за тамошние случаи с ним в его молодости, доходившая до того, что он охотно сравнял бы Москву с землей, если бы только это можно было сделать благовидным образом и без большого раздражения народа: так в 1715 году под видом надобности в каменщиках для Петербурга он запретил под строгим наказанием строить или поправлять каменные здания в Москве, хотя бы и самые ничтожные, отчего вышло, что там великое множество самых значительных домов обвалилось и обратилось в груду развалин». (Иоган-Готтгильд Фоккеродт)
Ч. Витворт. 26 мая 1712. «13-го выгорела почти третья часть Москвы (около пятнадцати тысяч домов, не считая надворных строений и служб), причем пострадала и большая часть присутствовавших за обедом знати: дома князя Гагарина, графа Головина, адмирала Апраксина разрушены, хотя они каминные; литейный двор и пороховой магазин взорваны. Это несчастие несколько смягчается тем, что 18-го апреля Его Величеством подписано и отправлено было в Москву приказание значительному числу местных жителей выехать оттуда с семьями и строиться в Петербурге». (СИРИО. Т. 61)
«Пожары в XVI и XVII веках раз уничтожали великолепное внутреннее убранство Грановитой палаты; до Петра Великого палата удерживала свой первоначальный вид, но затем, позднее, внутренний вид ее изменился к худшему, вся живопись ее по штукатурке была сбита и своды перекрашены запросто…
При переделке стен, когда был снят малиновый бархат, то в некоторых местах под штукатуркой открылись следы древних живописных по золоту орнаментов, украшавших стены залы, а самая кладка показала следы пожаров и многократных исправлений». (М. И. Пыляев. Старая Москва).
Псков. 1900
К другим русским землям Петр относился также. Ч. Витворт статс-секретарю Гарлею. Москва 12 Февраля 1707. «Разумными условиями он (Петр) называет уступку Ингрии за деньги или взамен города Пскова с приплатою некоторой суммы».
Псков, государство на Северо-Западе Руси. Василий III в 1510 присоединил Псков. В 1540 права Пскова были восстановлены. Как государство Псков существовал в 1571—1617. В 1627—50 самоуправление было упразднено, но после восстания 1650 в Пскове появилось свое Земское правительство, существовавшее до 1700.
1696—1709. «Фокерод утверждал, что при строительстве Таганрогской гавани (с 1696) от голода и болезней уничтожено 300 000 человек». (А. Г. Брикнер. Т. 2)
«В 1708 году работы, предпринятые в Петербурге, потребовали 40 000 человек рабочих, которые, видимо, все, или почти все, погибли при постройке города. Так что в следующем году пришлось набрать такое же число рабочих. В 1710 году понадобилось только 3000 человек; но зато в 1711 году понадобилось сначала 6000, потом 40 000 человек, еще столько же потребовалось в 1713 году. Эти рабочие, прежде чем погибнуть в смертоносных болотах, окружавших новую столицу, получали по полтиннику в месяц заработной платы и жили на счет населения, одни нищенствуя, другие занимаясь грабежами. В то же время армия, в свою очередь, поглощала человеческие жизни. В 1701 году несостоятельные должники были объявлены рекрутами, поступающими в распоряжение офицеров, заведующих набором. Кредиторы теряли деньги, но государство приобретало солдат. В 1703 году чиновники и купцы обязаны были выставить каждого пятого человека из своих крепостных. В 1705 году, в январе происходил рекрутский набор в двадцати местах, новый в феврале, еще раз в декабре и, кроме того, набор драгун среди родственников чиновников канцелярии. Одним словом, увеличение податей втрое соответствовало во время великого царствования уменьшению народонаселения до двадцати на сто, не считая ужасных жертв, принесенных цивилизации в тюрьмах и застенках Преображенского, на Красной площади Москвы, в казематах Петропавловской крепости». (К. Валишевский. Петр Великий)
Среди французских источников во время визита Петра I, сообщения в газете «Nouveau Mercure» за май-июнь 1717, выдержанные в духе официальной лести наиболее подробны. К майскому номеру газеты ее издатель аббат П.-Ф. Бюше приложил «Краткий очерк истории царя Петра Алексеевича, с описанием нынешнего состояния Московии и того, что произошло наиболее примечательного со времени его приезда во Францию до сегодняшнего дня». В «Nouveau Mercure», в июне 1717, сообщаются подробности строительства Петербурга. «Начало этого нового города стоило жизни более чем 200 тыс. этих несчастных (работников, согнанных со всех концов страны), которые были вынуждены работать без отдыха, не имели пропитания, не имели даже ни палаток, ни хижин, где бы могли расположиться», писал Руссе де Мисси. У Геркенса названо число жертв строительства новой столицы «свыше ста тысяч человек», у Вебера «едва ли не сто тысяч человек». (Мезин С. А. Взгляд из Европы)
7. Новая человеческая общность и Желтая звезда
«Хотя и, правда, что они признают Римско-Католиков Христианами, однако считают их учение преисполненным бесчисленных заблуждений, и потому, наравне с другими, переходящими в их Веру, крестят их еще раз, называя их Латинами, по причине языка, который те употребляют при богослужении, и чувствуют к их способу причащения такое отвращение, что нет ничего хуже, как быть, по их понятию… Лютеран и Реформатов Pyccкие терпят более других, хотя они их считают бусурманами (Surmanni), погаными (pagani) или язычниками (Hedningar), так что тиран Иван Васильевич сам сказал, что Лютеранская Вера всех ближе к истине, и потому может быть терпима». (Генрих Седерберг)
Революционеры отменили прежнюю веру.
Курляндский аристократ Яков Рейтенфельс пишет, что «нынешний царь» решил нанять священников для свержения Никона. После чего регламент кардинально поменялся и теперь патриарха московского (Иоакима) избирают из числа базилианских монахов. Вместо православного жезла с осьмиконечным крестом в руки патриарху теперь вручается епископский посох. Каноническая православная символика приобретает латинские черты. Он сообщал, что в столице живет «писатель, монах базилианского ордена Симеон, в высшей степени преисполненный латинской учёностью». Симеон Полоцкий посвятил одно свое произведение малолетней царевне в сборнике панегириков и окказиональных стихов «Рифмологион» – «Вручение книги „Венца веры“ благородной и благоверной государыни царевне великой княжне Софии Алексеевне» (Я. Рейтенфельс)
Описывая Соборы 1666—67 годов, историки отмечают засилье западно-русских и иноземных церковников. Церковный Раскол 17 века до сих пор является неразгаданной исторической загадкой. Никон оставался патриархом вплоть то 1676 года. (Митрополит Макарий)
«Всего же иноземных архиереев присутствовало теперь на Соборе двенадцать, чего прежде никогда у нас не бывало». (Митрополит Макарий) Отстаивали они строго латинские взгляды и ошибочность православных догматов. Евфимий в 1687 году доказывает «что яд „латинской ереси“ притек в Россию с Украины, что еретиками были все киевляне со времен Петра Могилы, а их московские сторонники, начиная с Полоцкого и Медведева, объявлялись агентами пошатнувшихся в вере киевлян и злокозненных иезуитов» (А. П. Богданов)
После прихода к власти Иоакима Симеону Полоцкому «удается открыть при дворце „верхнюю“ типографию, свободную от цензуры патриарха, то есть от его благословения, что недопустимо для православного человека. В этой типографии Симеон Полоцкий как настоящий базилианин, в первую очередь радеющий о введении нового типа образования, печатает составленные им лично учебники („Букварь языка славенскага“ для малолетнего Петра I) и другие книги собственного сочинения, имеющие педагогическую направленность». (Н. Г. Устрялов)
В 1676 на Сейме приняты постановления, ущемлявших права православного населения Речи Посполитой. Православным всех сословий, под опасением смертной казни и конфискации имущества (sub poena colli et confiscationis bonorum), запрещалось выезжать за границу Польского государства.
Кандидат Петра на патриарший престол Маркелл (умер 1698) происходил из греков или задунайских славян, с 1680 архиепископ Суздальский, с 1682 митрополит Псковский, с 1690 Казанский. (Гордон. Дневник. 1690—1695)
Симеон Полоцкий – Симеон Емельянович Петровский-Ситианович (1628 г.р).
«Родившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович принадлежал по своему происхождению к сфере польских влияний, а по воспитанию – к католической церкви.
Прокопович… круглый год воздерживался от мясной пищи, но на стол у него ежегодно шло 1500 штук семги, 21 000 сигов, 11 пудов икры, 11 бочек всякой копченой рыбы и т. д. Епископ рязанский и московский Стефан Яворский – также дитя Киева и воспитанник иностранных школ». (К. Валишевский. Петр Великий)
Кимры
«В Сибири и пределах новгородских, на Дону и в Москве раздавалась раскольничья проповедь, что патриарх не патриарх, потому что заразился латынскою ересью». Шляхтич Попара писал: «У папы, цесаря, королей французского и польского положено: если война с турками и у цесаря с французом прекратится, то всем сообща войною и всякими вымыслами внести в Московское государство католическую веру; многие иезуиты, которые в Москве были, предложили к тому способы, и многие охотники собираются о том радеть и присягают, что это дело могут в Московском государстве совершить в короткое время… Верно знаю, что поляки чрез иезуитов, папу, цесаря и француза уговорили вводить в Москву католическую веру». (С. М. Соловьев)
В претензиях к С. Т. Разину новые власти писали: «А в 7178 (1670) году, придя на Дон, ты, злодей, вместе с приверженными тебе казаками, забыв страх божий, отступя от святой католической апостольской церкви, говорил про спасителя нашего Иисуса Христа всякие богохульные слова и не велел ставить церквей на Дону и служить в тех, которые имелись, и прогнал священников всех…».
В мае 1682 лидеры раскола заявили: «Мы пришли бить челом об исправлении веры, ибо введена новая вера» и стал читать свою челобитную.…», потребовали ответа «для чего власти веру, старую, истинную отвергли, и возлюбили новую Латинско-Римскую?». (Карташов А. В. Т. 2)
7193.1684. Декабря 24. Патриарший, объявленный Стрелецкому Приказу.