Полная версия
Информационная концепция сознания. Книга 2. Развитие
4. Более полное представление о философских взглядах ученого на научное знание, науку, можно найти в выступлениях и публикациях нашего другого ученого, ученого-физика В. Л. Гинзбурга. Думается, что его атеистическое мировоззрение, которым мы все в годы существования Советского государства были заражены (да и руководствуемся до настоящего времени, ввиду отсутствия какой-либо внятной цивилизованной философской точки зрения на место человека во Вселенной, роль и участие сознания человека в процессе формирования реальности), и которое уступило место светскому гуманизму, позволят получить дополнительно интересный и самобытный взгляд на причины нашего существования. Называя в своей публикации «Астрология и лженаука» астрологию лженаукой, В. Л. Гинзбург пишет: «Основа научного мировоззрения такова: при изучении природы (в том числе, конечно, и человека) нужно базироваться исключительно на опыте, наблюдениях и экспериментах». Это не просто взгляд известнейшего ученого-физика, причастного к прибавлению научного знания к сумме научной информации об окружающем мире. Это есть утверждение места и роли науки в познавательной деятельности всего человечества.
5. Из этого высказывания как-будто не следует, что человеку необходимо иметь научное мировоззрение. Этот тезис, однако, проходит красной нитью во всех выступлениях В. Л. Гинзбурга, касающихся ущербности религиозного мировоззрения. И мы принимаем в качестве одного из условий определения базы при поиске ответа на поставленный вопрос: «Почему мы есть?», – необходимость человеку не столько прикоснуться к научному мировоззрению, сколько просто формировать его в своем сознании. Но из высказывания этого ученого-физика следует прежде всего очень простая вещь: формирование такого научного мировоззрения требует, по крайней мере, принятие участия в «изучении природы». И даже если нельзя усмотреть это требование в приведенном высказывании В. Л. Гинзбурга, мы не можем оставить это без внимания: прийти к научному мировоззрению, к научному взгляду на жизнь человек может только в процессе участия или обращения своего внимания к разрешению проблем, занятых современной наукой, своего постоянного знакомства с публикациями открытий научных исследований, обучаясь научным дисциплинам, лежащим в основе создания и производства современных информационных технологий и всякого рода гаджетов.
6. Второе следствие из утверждения В. Л. Гинзбурга состоит в следующем: «опыт, наблюдения и эксперименты», – вот что необходимо для мировоззрения, чтобы оно было научным. Умозрительные построения философов и мыслителей об окружающем мире, природе, человеке, его сознании, – не подкрепленные научными истинами, представляют собой самые разнообразные метафизические и псевдо-логические суждения, мало что имеющие общего с реальностью. Естественно, что «опыты, наблюдения и эксперименты», как составная часть научных исследований, не могут служить гарантией и подтверждением ни истинности получаемого научного знания, ни формирования научного мировоззрения. Но именно опыты, наблюдения, эксперименты последних 50 -100 лет явились основой как для возникновения современных концепций и теорий мироустройства, так и для новых философских взглядов на зарождение Вселенной, человека и его сознания. Научное мировоззрение, исповедуемое учеными даже самых разных религиозных верований, не оставляет места в сознании человека и в представлениях различных научных сообществ какому бы то ни было Творцу, в просторечии богу, без того чтобы не умалить своего достоинства как человека, свободного от мистики, оккультизма и сектантства самых различных форм и проявлений.
13.01.2013 К продолжению. Почему от 12.01.2013
1. С чем трудно согласиться в мировоззренческом взгляде В. Л. Гинзбурга, это смешение понятий, используемых как при научных исследованиях, в частности «истина», «истинность», так и применяемых при нравственных оценках людей и общества, например, «справедливость». И если как-то это можно принять, когда разговор идет о светском гуманизме, то говорить о «признании справедливости научного мировоззрения», знакомстве ученого «с доказательствами справедливости, истинности тех или иных научных положений» просто недопустимо. Истина не может устанавливаться решением вопроса, справедлива она или нет. Привнесение в научное мировоззрение нравственных категорий из области гуманизма, справедливости, честности, отмены цензуры, вседозволенности, когда речь идет об оценке физических теорий и концепций, не позволяет использовать такие суждения для их отнесения к фундаментальным основам поиска «смысла жизни».
2. Когда затрагивается вопрос о существовании истинных знаний и на примере предложения по изобретениям «вечного двигателя» показывается относительность истины в невозможности построить такой двигатель из-за ограничения количества опытов и наблюдений, автором совершенно опускается вопрос о нарушении закона термодинамики изобретателями «вечных двигателей». И здесь нет оснований говорить о недостаточности опытов и наблюдений, они здесь вообще излишни. Тем более, что В. Л. Гинзбург прямо указывает на решение Французской Академии наук от 18-го века, прекратившей прием заявок на рассмотрение проектов «вечных двигателей».
3. Последнее замечание по ценности мнения В. Л. Гинзбурга о научном мировоззрении относится к общности такого мировоззрения для российского общества в целом. Однако для нас представляет прежде всего интерес научного мировоззрение отдельного человека. Именно оно должно послужить для нас средством для ответа на вопрос: «Почему мы есть?». Поиск коллективного «смысла жизни» изжит нами вместе с уходом из нашей действительности тоталитарного государства. Однако авторитарность режима несомненно накладывает отпечаток на взгляды автора, которые в большей мере касаются неприятия, в частности, религии в целом, но не религиозного мировоззрения отдельного человека, лженауки астрологии, как противоречащей «надежным научным знаниям сегодняшнего дня», без указания хотя бы одного конкретного адресата, пользующегося услугами астрологов из ближайшего научного сообщества этого известного ученого и публициста.
16-10-2021 Информация физическая и биологическая информация
1. Информация, биологическая информация – знание о предметах и явлениях физического мира и живых образованиях; возникает в нейронной среде головного мозга человека и в других мыслящих существах; выражается в форме понятий общего, раскрываемых через слова речи в общении существ одного биологического вида, и иным образом.
2. Выпишем несколько мыслей об энтропии и информации Леонарда Сасскинда из его книги: «Битва при черной дыре. Мое сражение со Стивеном Хокингом, за мир, безопасный для квантовой механики. 2013 г.».
Стр. 139: «Джон (Уилер) представлял, что бит, будучи самым фундаментальным объектом, имеет самый маленький возможный размер, равный фундаментальному квантовому размеру, открытому Максом Планком более столетия назад» (1900 год) – минимальный размер пространства, определяемый планковской единицей длины, равен 10 в степени минус 35 метра, стр. 116.
Стр. 143: «Это один из глубочайших и трудных для понимания законов природы, который был нами открыт: максимальное количество информации, которое может содержаться в области пространства, равно площади этой области, а не ее объему». «Энтропия черной дыры, измеренная в битах, пропорциональна площади ее горизонта, измеренной в планковских единицах» или «Информация равна площади». «Тепло – это энергия хаотического движения, а энтропия – это количество скрытой микроскопической информации», «Энергия и энтропия – не одно и то же. Энергия принимает множество форм, но одна из них, тепло, срослось с энтропией».
3. Из Лекции 3 Ст. Хокинга «Квантовые черные дыры», дающей его представление о том, что такое информация в мире вселенной.
Стр. 54: «Теорема об отсутствии волос показывает, что при коллапсе тела с образованием черной дыры теряется огромное количество информации. … Такая потеря информации несущественна в рамках классической теории. … Однако квантовая теория все это меняет. Во-первых, до того, как коллапсирующее тело пересечет горизонт событий, оно испустит лишь ограниченное число фотонов. Их будет недостаточно, чтобы перенести всю информацию о коллапсирующем теле».
4. Стивен Хокинг, «Вселенная Стивена Хокинга», Стр.191: «Прогресс человека на пути познания Вселенной привел к возникновению маленького уголка порядка в растущем беспорядке Вселенной». Эти слова известного физика и космолога подтверждают возможность «наведения порядка» в малой части вселенной, по крайней мере в нашей части космического пространства, доступного нашему наблюдению. Однако тут же вывод Хокинга о возрастании порядка в голове человека, пока он читает эту его книгу, на неизмеримо меньшую величину увеличения тепла во Вселенной от затрат на ее прочтения и запоминания того, что написано, которое несоизмеримо увеличит беспорядок во Вселенной, – находится, с одной стороны в согласии с сказанным им только что, и с другой стороны – в явном противоречии с этим же сказанным. В нашей земной части пространства космоса есть живая материя, создающая посредством фактического реального взаимодействия живых разумных существ с окружающим миром информацию, противостоящую нарастанию энтропии, хаоса и неупорядоченности именно в этой части вселенной.
5. Несмотря на то, что физики считают информацию материальной, с ней они обращаются как с абстрактными величинами – бит оказывается ячейкой пространства, воспринимаемой только умозрительно. Однако при этом бит материален, он может быть волной света различной длины, то есть различной частоты и, следовательно, различной энергии, относящейся к любой части пространства. Физическая информация создается мыслящим существом в процессе мышления работающим сознанием в форме интеллектуального понятия и представляет собой знание человека об исследуемом объекте. Содержанием этого знания может быть, как отдельный бит информации, сущность и поведение которого и является предметом исследования ученого, так и понятие, выражаемое словами языка общения.
6. Физическая информация выражается количественно в битах – минимальных единицах информации. Один бит занимает в пространстве часть протяженностью одной единицы планковской длины, то есть десять в степени минус тридцать пять метра. Содержание физической информации, ее смысл может быть любой. Ученые физики договариваются между собой, что понимать под информацией в том или ином случае; но в общем, информация есть информация и количественно она оценивается числом битов, присутствующих в сообщении. Физиков интересуют случаи изменения энтропии при попадании в черную дыру одного бита информации, или сколько угодно. Причем попадание одного бита информации или больше ведет к увеличению в ней энтропии, так что оказывается, что «Энтропия черной дыры, измеренная в битах, пропорциональна площади ее горизонта, измеренной в планковских единицах» (или «Информация равна площади»). Для нас последнее не столь существенно, но показывает материальность того, что имеется в виду, когда пользуются словом информация представители этой конкретной области знания. Отметим, что теоретическое положение, что такое информация, изложенное в глоссарии книги Сасскинда, гласит: «Информация – данные, которые отличают одно положение дел от другого; измеряется в битах». И этим определением ученые и пользуются так, как оказывается возможным и необходимым.
7. Единицей биологической информации является понятие, относящееся к отдельному предмету, явлению, событию, воздействующим на нейроны-рецепторы органов чувств человека или на другие нейроны тела. И смысл этого понятия характеризует сущность, то общее, что присутствует в действующем на человека объекте. Минимальный размер понятия биологической информации, представленной биологическим кодом состояний нейронов, есть слово языка общения. Но сам биологический код информации, образующей одно понятие, состоит в общем случае из неопределенного числа единичных состояний нейронов-рецепторов или просто нейронов, способных изменять свое информационное состояние при внешнем, относительно их, воздействия. которые и являются битами биологической информации. Единичное состояние нейрона, возникающее при переходе его фонового состояния в вызванное, означает появления одного бита биологической информации. Ввиду множества воспринимающих одно внешнее воздействие нейронов-рецепторов одного органа чувства образуемый отдельными битами биологический код представляет собой комбинацию сигналов каждого нейрона-рецептора такого органа чувства. В качестве параллельного кода комбинация сигналов в форме одного информационного сообщения передается в нейронные структуры мозга, функционально предназначенные для восприятия сигналов соответствующих органов чувств.
8. Одновременно с передачей такого сообщения в нейронные структуры мозга включаются функциональные механизмы сознания, способные придать такому информационному сообщению, а именно содержащейся в нем информации, смысл того, что действует на нейроны-рецепторы. Поскольку любой внешний объект имеет множество свойств и качеств, то каждым органом чувства формируется собственное информационное сообщение о внешнем воздействии. Приоритетное значение имеют информационные сообщения, сформированные органами чувств, предназначенными для восприятия качественных признаков внешнего объекта. Так, при восприятии фрукта, например, яблока человеком, как бы не было важным первое восприятие этого яблока зрением человека, его формы, размера, цвета, сенсорное восприятие внешности яблока, гладкости или шероховатости поверхности яблока, аромат, улавливаемый обонянием, последним заключительным суждением сознания об этом фрукте будет его вкус. И так во всем и во всех случаях затруднительного положения в придании смысла тому суммарному биологическому коду, сформированному из всех отдельных кодов остальных органов чувств. Ассоциативное чувство есть условие придания наибольшей достоверности смыслу сформированной информации о внешнем объекте.
9. Таким образом, биологическая информация возникает в нейронной среде головного мозга либо в форме рабочего понятия одновременно с возникновением сознания о действующем на человека объекте, которым этой информации придается определенный смысл, выражаемый в языке общения, либо поступает в нейронную среду головного мозга в виде интеллектуального понятия с уже сформированным смыслом другим сознанием, другим человеком.
10. Однако, информация биологическая, отличаясь от информации материальной внешне, имеет и сущностное отличие от физической информации: биологическая информация своим содержанием указывает на предмет или явление внешнего мира, который, воздействуя на нейроны-рецепторы органов чувств, своими свойствами или признаками, и создает ее в нейронной среде головного мозга человека. Но придать смысл сформированной в нейронной среде мозга информации, связать ее с признаками или качествами действующего на человека объекта, предмета или явления помогает специфическое знание в человеке, называемое сознанием. Действие этого сознания, одной из его способностей, в акте придания информации смысла, происходит интуитивно и без какого-либо осознания самим сознанием человека этого действия. Как правило, приобретение человеком первых навыков осознаваемости своих действий, совершаемых непроизвольно, случайно, становится основой логических умозаключений, используемых в процессе мышления человека.
18-10-2021 Стрела времени, 16-01-2020
1. Что такое стрела времени? Если это – стрела, то куда она направлена? Стивен Хокинг определил три аспекта или три вида стрелы времени. Первый говорит о направлении течения времени в сторону возрастания энтропии, увеличения хаоса, то есть неупорядоченности движения. Движения чего? Всего и вся. В этом раскрывается физическое понятие стрелы времени. То есть предполагается, что время имеет направление своего движения, то есть время не стоит на месте, а все время находится в движении. Этим самым времени придается некоторая сущность, как любой физической вещи. И время становится таким же воспринимаемым нами свойством вселенной, как любая из трех координат пространства. То есть вменение времени свойства движущегося пространства, а не его движения, как бы полагалось на самом деле, именно это имеется ввиду, когда говорят о стреле времени.
2. Хокинг называет ее термодинамической стрелой, поскольку в ней реализуется второй закон термодинамики, проявляющийся в увеличении беспорядка, хаоса в мире и выражающийся в постоянном возрастанием энтропии. Для вселенной движущейся материи, мира физических явлений и объектов, лишенного целесообразности и целеполагания, которые появляются только в мире живой материи, знаменуя наступление эры действительного развития, присущего живым существам и миру биологических отношений, такой вывод вряд ли может быть опровергнут. И поэтому пример Хокинга с падением чашки (Стр. 181—182, Стивен Хокинг. Три книги о пространстве и времени, 2014г.) со стола кажется убедительным, несмотря на то, что речь идет не просто о физическом предмете – фаянсовой или фарфоровой чашке, а о предмете, обладающем явной упорядоченностью своего строения, формы, размера и прочих физических свойств, но и одновременно обладающего нефизическими качествами удобства этой чашки для кофе, ее употребления именно как прибора для кушанья кофе, имеющего особое изящество формы, доставляющее эстетическое наслаждение смотрящего на нее человека. Но последнее как раз и является самым важным в том смысле, что эта качественная упорядоченность кофейной чашки не возникла сама по себе в мире физических и химических отношений.
На самом деле, у Хокинга речь идет о падении со стола чашки с водой; «Представьте себе, что со стола падает и разбивается чашка с водой. … Целая чашка на столе – это состояние высокого порядка, а разбитая, лежащая на полу, находится в состоянии беспорядка». И следует его разъяснение: «Чтобы объяснить, почему разбитые чашки никогда не возвращаются целыми обратно на стол, обычно ссылаются на то, что это противоречило бы второму закону термодинамики. Он гласит, что в любой замкнутой системе беспорядок, или энтропия, всегда возрастает со временем».
3. Утверждение Хокинга, что «Целая чашка на столе – это состояние высокого порядка» – возможно, очень верное. Но верно и то, что этот предмет с высокой упорядоченностью не сам по себе возник в нашей вселенной. Он появился в виду возможности сознания человека его создать. А это есть не что иное, как реализация возможности возникновения в нашей вселенной объектов и частей пространства с уменьшением энтропии. Энтропия чашки равна нулю – так может утверждать другой известнейший физик Леонард Сасскинд. И пусть при создании такой чашки энтропия остальной части вселенной возрастает, что несомненно. Но что нам до этого – мы живем в мире парадоксов, одним больше – одним меньше. В нашей части пространства вселенной, ничем не отгороженной от ее бескрайних границ бесконечно расширяющегося пространства, мы имеем возможность организации нашей жизни так, что энтропия – эта скрытая информация физического мира, будет убывать. И убывать именно за счет возникновения информации, создаваемой человеком при его непосредственном взаимодействии с внешним миром.
4. В качестве другого авторитета из ученого мира мы возьмем суждения Леонарда Сасскинда о применении второго закона термодинамики к взаимосвязи энтропии и физической информации во вселенной. Не больше и не меньше. Что нам мешает высказать свое мнение о месте размещения информации во вселенной на ее границе или еще где бы то ни было. Тем более, что мы склонны подправить понятие информации с учетом ее сущности и месте ее возникновения или происхождения в мире живой материи.
Выпишем несколько мыслей об энтропии и информации Леонарда Сасскинда из его книги: «Битва при черной дыре. Мое сражение со Стивеном Хокингом, за мир, безопасный для квантовой механики. 2013 г.».
Стр.144 «Второе начало термодинамики: неведение всегда возрастает», «Энтропия всегда возрастает, энергия всегда деградирует», «Это второе начало термодинамики: общее количество энтропии в мире всегда возрастает».
Стр. 132. «Энтропия – это скрытая информация».
Стр. 137: «В том смысле, в каком физики используют это слово, информация состоит из материи и где-то находится».
«Информация – данные, которые отличают одно положение дел от другого; измеряется в битах», глоссарий к «Битве при черной дыре».
«Когда информация кодируется с помощью двух символов – … такие символы называются битами». «Бит – это отдельная минимальная единица информации».
5. И что же следует из таких кратких мыслей этого известнейшего физика? Особенно при сопоставлении с суждениями Стивена Хокинга. Они единодушны в мнении – энтропия возрастает со временем во вселенной. И мы этого же мнения. Различие нашего мнения от мнения этих уважаемых людей в одном: они говорят о мире физическом, о вселенной движущейся материи, мы говорим о мире живой материи, мире разумных существ в лице обычного человека. Их мнение о мире физических объектов и отношений физических свойств есть их убеждения, основанные на прочном фундаменте научного знания, которое, тем не менее, есть их частное знание человека одной области знания – физики, космологии, других сопутствующих научных дисциплин, полученное ими благодаря их сознанию, способности мыслить, причем чрезвычайно логически и последовательно, опираясь на фундаментальные закономерности физического мира.
6. Наше знание о рассматриваемых предметах проистекает из другой области научного знания. Только краем затронуты слова Стивена Хокинга о замкнутости нашей вселенной, – что чрезвычайно важно в мировоззренческом аспекте понимания сущности информации, а о размещении информации на границе вселенной, согласно высказываниям Леонарда Сасскинда, вообще здесь и не упоминается. Физико-химические процессы движущейся материи вселенной, характеризуемые постоянным и никаким образом не направленным и не управляемым движением физического мира, находятся в состоянии постоянного изменения физических объектов и в их движении вместе с движением самого пространства вселенной в сторону его расширения,
7. Здесь следует отметить, что 1) определение понятия информации, используемое Сасскиндом и Хокингом, принципиально отличается от понятия информации, рассматриваемой в «Информационной концепции сознания», в которой основное внимание сосредоточено на биологической информации. На том первичном идеальном единстве этого понятия, из которого, как из источника знания, и возникает бесчисленное количество видов информации, и как знания, и как данных, и как сообщения, и даже такое понятие, прозвучавшее в суждениях авторов этого слова в средине прошлого столетия: «Информация есть информация», посредством которого этому понятию придавалась такая же всеобщность, которая присуща словам материя и энергия. Раскрытию сущности информации, как первично возникающему понятию в форме биологической информации, возникающей в нейро-информационной среде головного мозга, посвящена третья книга «Информационной концепции сознания»; 2) в большей части случаев информация рассматривается через призму теории вероятностей; чем меньше вероятность некоторого события, чем реже оно случается, тем большее значение имеет информация об этом событии. Информацией в «Информационной концепции сознания» рассматривается как всегда то, что несет новое о чем-либо, но, как правило, ожидаемое. Если вероятность события мала, и тем более уменьшается, приближаясь и становясь бесконечно малой величиной, информация о совершившемся событии становится бесконечной величиной; 3) общим моментов во всех случаях понимания содержания информации является ее смысл; для биологической информации смысл относится к содержанию, свойству, характеристике того предмета или внешнего явления, которое действует на органы чувств человека; именно содержание информации о действующем на живой организм предмете образует понятие этого предмета, в виде рабочего или интеллектуального понятия, посредством придания этому понятию смысла, назначаемого сознанием, как специфическим видом знания.
8. Второй аспект стрелы времени имеет космологический характер: вселенная расширяется, и расширяется все с возрастающей скоростью. И чем дальше по времени своего возникновения от нас находится это место или точка вселенной, и чем большее расстояние отделяет ее от нас, тем выше скорость движения вселенной. Третий аспект стрелы времени имеет биологическое содержание. Каждое живое существо развивается в направлении от простого к сложному, от одноклеточного организма к многоклеточному. И вся живая материя проходит этапы своего развития и существования: от архей и бактерий к живым простейшим органическим образованиям, от мира трав, растений мхов и грибов, к миру насекомых, земноводных, животных, и человека включительно. Став в процессе эволюционного развития разумным существом, человеком, обладающим сознанием, человек стал в процессе познания им окружающего мира и самого себя носителем знания об этом мире. Именно его сознание позволило задать себе вопрос: что такое стрела времени? А по существу – в каком направлении движется мир? Но что означает этот самый вопрос – в каком направлении?