Полная версия
Азербайджанское лобби Израиля: генезис, ресурсы и основные направления деятельности
С другой стороны, именно эта группа наиболее богатых горских евреев способствует укреплению стратегического союза не только между Азербайджаном и Израилем, но также между Азербайджаном и Россией, с одной стороны, и Россией и Израилем – с другой. Следует отметить однако, что социальный статус и финансовое могущество глав вышеперечисленных кланов целиком зависят от политических изменений в Москве. Эта ситуация обусловлена прежде всего тем, что именно в Москве находятся основные владения и источники дохода глав вышеупомянутых кланов. Поэтому усиление или наоборот, ослабление позиций лидеров горских евреев в Москве всегда связано со сменой руководства в высших эшелонах власти российской столицы.
Так, пик могущества Тельмана Исмаилова и Романа Манаширова из бакинского клана горских евреев приходится на годы правления в Москве Юрия Лужкова. И наоборот, крах вышеупомянутых персон и возвышение горских евреев из клана Красной Слободы – Якова Якубова, Года Нисанова, Германа Захарьяева и Зараха Илиева – приходится на годы правления Сергея Собянина, с которым у Нисанова и Захарьяева есть общий бизнес.
Роль горских евреев отнюдь не ограничивается одним только экономическим аспектом в формировании и укреплении израильско-азербайджанского альянса. Не менее значимая роль принадлежит горским евреям также в идеологическом и пропагандистском аспекте израильско-азербайджанского стратегического сотрудничества, поскольку идейным фундаментом для действующих в Израиле азербайджанских объединений является «азербайджанизм» – калька с турецкой идеологии пантуркизма, приспособленная под азербайджанские интересы и реалии. Суть этой концепции заключается в том, что под азербайджанской диаспорой подразумеваются не только этнические азербайджанцы, но также представители других национальностей и конфессий кроме армян.
Что касается «азербайджанизма» в отношении евреев, то здесь основной акцент делается как раз на долгую историю еврейской общины в Азербайджане, которая, в соответствии с официальной азербайджанской трактовкой, не была омрачена враждой, а наоборот, характеризовалась дружественными отношениями между двумя народами.
Так, например, посёлок Красная Слобода в Кубинском районе Азербайджана представлен в азербайджанском агитпропе как единственное на всём постсоветском пространстве и даже во всей Европе место, где на протяжении трехсот лет жили и продолжают компактно проживать евреи (Еврейское население Красной Слободы составляет сегодня, по разным оценкам, от трёх до пяти тысяч человек).
Данный факт позволяет азербайджанскому агитпропу позиционировать Азербайджан как страну мультикультурную и толерантную к другим религиям и этносам, где мирно, без противостояния на национальной или конфессиональной почве сосуществовали и сосуществуют разные по религии и происхождению народы.
Что касается конкретно евреев, то азербайджанский агитпроп в этом направлении строит свою деятельность на двух главных тезисах: в Азербайджане всегда дружественно относились к евреям и в республике никогда не было антисемитизма.29
Однако здесь следует отметить ещё один очень важный момент: вместе с беспрецедентным усилением финансовых и политических позиций горских евреев Азербайджана на постсоветском пространстве и в Израиле, появилась новая трактовка истории евреев Кавказа.
Согласно этой трактовке, историческим и культурным центром горских евреев всегда был и есть Азербайджан. При этом ещё не так давно считавшаяся глухой провинцией, «медвежьим углом» даже среди самих горских евреев город Куба (Губа) стал, в новой трактовке, «Иерусалимом горских евреев», а традиционно являвшиеся историческими и культурными центрами для евреев Кавказа Дербент, Махачкала, Нальчик в новой трактовке вообще не упоминаются.
Благодаря щедрому финансированию Года Нисанова и Зараха Илиева, данная трактовка получила вполне материальную опору в виде «первого в мире музея истории и культуры горских евреев» в поселке Красная Слобода в Азербайджане. «Поселение в Губинском районе, где откроется музей, само по себе место уникальное, и уже много лет притягивает туристов со всего мира. Негласно люди именуют его Иерусалимом Кавказа, и это не случайно. Вот только несколько фактов, объясняющих почему. Во-первых, евреи на этой территории жили, кажется, всегда – по крайней мере, исторические источники называют дату VII век до н. э., а люди в этой местности до сих пор говорят на древнейшем языке джуури. Во-вторых, до 1926 года Красная слобода называлась Еврейской слободой, а до распада СССР количество живущих здесь горских евреев достигало 15 тысяч человек, что делает эту общину одной из самых больших в Азербайджане. Ну а в-третьих, самое удивительное – в этих местах евреев не коснулись ни антисемитизм, ни погромы, ни гонения. Именно поэтому эта маленькая обетованная земля постоянно притягивает к себе туристов. Даже странно, что в месте с такой историей до сих пор не было музея».30 Указанная здесь дата начала истории еврейской общины Красной Слободы – VII век до нашей эры не имеет никаких документальных или археологических подтверждений и связана исключительно с преданием, согласно которому после разгрома Северного Израильского царства Ассирией, потомки десяти из 12 колен Израиля, были переселены ассирийцами в Мидию.
Что касается непосредственно Красной Слободы, то этот посёлок, как и Губа, считался глухой провинцией даже среди самих горских евреев вплоть до начала XXI века. «Кавказским Иерусалимом» Красная Слобода стала в связи с возвышением горско-еврейских магнатов – выходцев из этого посёлка, о которых речь шла выше. Таким образом, самые богатые и влиятельные представители азербайджанского лобби Израиля позиционируют Азербайджан как исторический и культурный центр горских евреев, в том числе и для самой многочисленной сегодня группы этого субэтноса в Израиле.
Не менее важным фактором горские евреи Азербайджана стали и в израильской пропаганде. «…в Израиле, где всё ещё идёт непримиримое противостояние еврейской и палестинской общин, которое иногда истолковывается как религиозная нетерпимость, большинству стали несколько непривычны сведения о нормальном совместном проживании мусульман и евреев в Азербайджане. Это, во-первых, послужило основанием того, что израильский конфликт стали всё более истолковывать не как религиозный, а как межэтнический.»31
В связи с вышесказанным следует отметить важный факт: не только азербайджанский агитпроп, но и Академия Наук Азербайджана всерьёз занимается темой горских евреев непосредственно с момента установления дипломатических отношений между Израилем и Азербайджаном. Так, уже в феврале 1992 года Академией Наук Азербайджана совместно с Международной Ассоциацией иудаики и еврейской культуры был организован Международный коллоквиум на тему «Горские евреи: история и современность».
С этого времени такого рода научные мероприятия в Баку проводились регулярно. Так, например, с 24 по 26 апреля 2001 года под эгидой Азербайджанской Академии наук в Баку прошёл международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа» в котором помимо азербайджанских историков приняли участие исследователи России, Израиля и США. С этого времени научные мероприятия по теме горских евреев проводятся уже не только в Баку, но и в Израиле. Так, в январе 2004 года Российским Фондом сохранения и развития еврейской культуры совместно с Всемирным Конгрессом горских евреев была организована международная конференция под названием «Современные проблемы самоидентификации и сохранения традиций горских евреев» (Тель-Авив, Университет им. М. Бар-Илана, 22 января 2004 г.), которая завершилась частичным изданием её трудов.
Интерес к горским евреям со стороны как Израиля, так и Азербайджана определяется, в первую очередь, головокружительным финансовым успехом и влиянием, которых добились представители этой общины в первые два десятилетия двадцать первого века.
Этот феномен и его влияние как на внутреннюю политику России, Израиля и Азербайджана, так и на взаимоотношения этих стран становятся предметом исследования со стороны научных кругов только в последние годы уходящего десятилетия. Однако в данной монографии рассматривается только участие горских евреев в деятельности азербайджанского лобби Израиля.
Прежде, чем перейти к рассмотрению вопроса о роли горских евреев в продвижении азербайджанских интересов на территории Израиля, следует отметить важную особенность генезиса азербайджанского лобби, а именно, его, по крайней мере, частичное формирование за пределами еврейского государства, причем не собственно в Азербайджане, а в России. Российская Федерация со штаб-квартирой в Москве, была и остается центром и главным источником финансового могущества для наиболее богатых и влиятельных горских евреев – выходцев из Азербайджана.
Возвышение горских евреев началось в последние годы советской эпохи и было связано прежде всего с уроженцем Баку Тельманом Исмаиловым, Черкизовский рынок которого стал стартовой площадкой для других кланов общины: братьев Манашировых, Акифа Гилалова, сегодняшних королей российской недвижимости Года Нисанова, Зараха Илиева и Германа Захарьяева. Финансовое могущество вышеперечисленных семейных кланов сделало находившуюся на задворках диаспоры общину горских евреев привилегированной группой мирового еврейства.
Сын крупного цеховика, Тельман Исмаилов рано осознал силу и потенциал образования.32 В 1980 году он закончил Институт народного хозяйства им. Плеханова, после чего работал в министерстве экономики СССР, попутно подвизаясь в кооперативной торговле. В 1987 году Тельман Исмаилов зарегистрировал кооператив с противоречивым и даже несовместимым со здравым смыслом названием – «Коммерческая благотворительная компания» и попутно сблизился с председателем комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности Юрием Лужковым и Еленой Батуриной. В 1989 году Тельман Исмаилов зарегистрировал уже группу компаний ACT, которая захватила ведущие позиции по целому ряду направлений в бизнесе. Центральное место в предпринимательской деятельности Тельмана Исмаилова занимал «Черкизон» или Черкизовский рынок – крупнейшая столичная зона розничной и оптовой торговли. Именно Черкизовский рынок и стал основой могущества азербайджанского лобби как в Израиле, так и в России. С 1986 по 1996 годы на Тельмана Исмаилова работали его земляки и единоверцы.
Представители диаспоры горских евреев тесно связаны между собой не только происхождением и азербайджанскими корнями, но и общим бизнесом. Так, например, братья Манашировы долгое время имели общий бизнес с Акифом Гилаловым, партнерами в бизнесе являются, также, Год Нисанов и Зарах Илиев. В 1996 году братья зарегистрировали ООО «Каренфор» – предприятие, специализировавшееся в торговле ширпотребом, стройматериалами и сдачей в аренду коммерческой недвижимости, а в конце прошлого века Манашировым принадлежала уже целая торговая империя в Москве, состоявшая, кроме ТЦ «Каренфор» из ТРЦ «Пражский пассаж», мебельного центра «Армада», торгово-выставочного комплекса «ГЕМ», ТРЦ «Колумбус» и девелоперской компании «МИРС». В рейтинге крупнейших обладателей российской недвижимости по версии Forbes Манашировы занимали довольно высокое 24-е место с состоянием в $700 млн.
Империя Тельмана Исмаилова закончила свою жизнь в 2009 году. Тельман Исмаилов и его брат Вагиф официально были признаны банкротами и до недавнего времени находились в международном розыске. Первого октября 2021 года Тельман Исмаилов был задержан властями Черногории в столице этой страны по выданному РФ ордеру. Однако затем власти Черногории предоставили опальному российскому олигарху политическое убежище.33
После краха Тельмана Исмаилова, созданная им по этническому принципу империя сетевой торговли была поделена между младшими партнерами опального олигарха: братьями Манашировыми, Зарахом Илиевым и Годом Нисановым. Подобно тому, как диадохи поделили между собой империю Александра Македонского, так и единоверцы Тельмана Исмаилова поделили его империю сетевой торговли на несколько рынков (причем уже не только и даже не столько ширпотреба), которые стремительно разрослись до гигантских размеров.34 Черкизовский рынок стал своего рода грибницей сетевой торговли из которой выросли такие «отростки» как, например, рынок «Садовод», площадь которого составила 40 гектаров, оптовый рынок в Люблино и торгово-ярмарочный комплекс «Москва».35
Однако империю братьев Манашировых постигла та же судьба, что и Тельмана Исмаилова, хотя за братьев рьяно заступались известные политики, такие, как Эраст Иосифович Матаев – бывший помощник министра национальной политики РФ Рамазана Абдулатипова, бывший советник вице-мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, бывший генеральный директор компании «Соцэнерго плюс»36, Ильдар Рафикович Самиев и лидер азербайджанской диаспоры в Петербурге Вагиф Мамишев, являющийся по совместительству владельцем десятимиллиардного холдинга. Одно только перечисление имён влиятельных людей, участвовавших в судьбе братьев Манашировых позволяет говорить о сформировавшемся если не лобби, то весьма прочной финансовой структуре. Следует отметить, что интересы братьев Манашировых не ограничивались финансовой сферой.
Так Роман Манаширов входил в совет Ассоциации Азербайджан – Израиль (АзИз) и был одной из ключевых фигур не только в общине горских евреев Москвы, но и одним из главных спонсоров Московского еврейского общинного центра. Впрочем, империя братьев Манашировых вовсе не распалась. В отсутствие братьев семейным бизнесом руководит зять Романа Манаширова Руслан Шумшумов, являющийся, фактически, регентом во владениях Манашировых.
После ухода в тень братьев Манашировых монополистами московского рынка стали Год Нисанов и Зарах Илиев. В 2015 году один только принадлежащий магнатам агрокластер «Фуд Сити», площадью 91 гектар, по оценке мэра Москвы С. Собянина, контролировал треть поставок продовольствия в столицу РФ.37 Кроме агрокластера олигархам принадлежит 3,9 млн кв. м. коммерческой недвижимости в столице РФ – по большей части элитной. Следует заметить, что этими активами финансовые возможности Г.С.Нисанова и З.Б.Илиева не исчерпываются.38 В рейтинге «Короли российской недвижимости», ежегодно публикуемой экспертами журнала Forbes, первую позицию этого списка семь раз подряд занимали Зарах Илиев и Год Нисанов – владельцы компании «Киевская площадь». В 2018 году их годовой арендный доход впервые превысил $1,5 миллиардов, что сделало компаньонов самыми богатыми рантье России.
Однако одной финансовой деятельностью активность самых богатых горских евреев не ограничивается. Одновременно с финансовым успехом представители горских элит заняли ключевые позиции, в частности, в структурах еврейской диаспоры, прежде всего российской. Так, Год Нисанов с сентября 2014 года является вице-президентом Всемирного еврейского конгресса и членом бюро президиума Российского Еврейского Конгресса (РЕК). Его деятельность, как финансовая, так и благотворительная, отмечена правительственными наградами РФ, а в июне 2016 года Год Нисанов был награждён президентом Азербайджана орденом «За службу Отечеству» 3-й степени «за заслуги в области укрепления дружбы между народами». Не был обойдён различными наградами РФ и Азербайджанской Республики также и Зарах Илиев.
Своё влияние семейные кланы горских евреев осуществляют прежде всего через благотворительность. Так, например, в настоящее время отбывающий срок в карельской ФСИН Геннадий-Роман Манаширов и его брат Соломон являлись одними из главных спонсоров еврейского общинного центра в Москве.39
Следует отметить, однако, что в данной монографии благотворительная деятельность анализируется только в аспекте, непосредственно касающемся азербайджанского лобби Израиля.
Но, раскрывая эту тему, невозможно обойти вниманием благотворительную деятельность миллиардеров из числа горских евреев в диаспоре, которая выражается прежде всего в строительстве синагог и центров изучения Торы как в России, так и в Израиле, а в Азербайджане – в реставрации еврейской части посёлка Красная Слобода.
Так, например, миллиардер, владелец группы компаний «ЗАР» и президент Всемирного конгресса горских евреев Акиф Гилалов построил в Подмосковье крупнейший в Европе центр изучения Торы, а в Израиле осуществил строительство синагог в Тират Кармеле и в Иерусалиме.
Что касается непосредственно азербайджанского лобби Израиля, то здесь можно отметить следующий примечательный факт: помимо братьев Манашировых, Романа-Геннадия и Соломона, в правление «АзИз» входили и другие известные представители общины горских евреев из Азербайджана. Это, например, Яков Якубов – владелец казино «Корона» и «Golden Palace», ресторана «Прага», гастронома «Елисеевский» в центре Москвы, торгового дома «Москвичка» на Новом Арбате, офшорной компании «Краунлайн лимитед», зарегистрированной на Кипре и строительной фирмы ООО «Ливардис» (Последней из перечисленых компаний Якубов владеет вместе с Шоломо Кайковым).
СТМЭГИ
Однако наиболее важная роль в деятельности азербайджанского лобби в Израиле принадлежит «Общественному благотворительному фонду горских евреев» СТМЭГИ, который был учреждён в августе 2001 года семьёй известного российского миллиардера и вице-президента Российского Еврейского Конгресса из еврейской части посёлка Красная Слобода Германа Захарьяева.
Вице-президентом СТМЭГИ является родной брат Германа Захарьяева Исай, 1973 года рождения. Об Исае Захарьяеве известно, что он закончил медицинское училище и потом получил высшее юридическое образование. Исай Захарьяев – российский предприниматель, совладелец ООО «Сезар Груп», ООО «Источник» и еще ряда компаний. Его брат Герман Захаряев прихоится зятем владельцу ГК «Киевская Площадь» Году Нисанову.40
Распорядителем Фонда СТМЭГИ в Израиле является Роберт Абрамов. Об этой персоне известно следующее: он горский еврей, репатриировался вместе с родителями в Израиль в восьмилетнем возрасте из Дербента. Родители Р. Абрамова поселились в городе Ор-Акива. После окончания школы Р. Абрамов учился в колледже, затем в университете Бар-Илан, где получил вторую академическую степень по специальности «контролер общественных организаций». В израильской армии Р. Абрамов служил в боевых инженерных войсках, закончил офицерские курсы. Есть сведения, что Р. Абрамов имеет звание подполковника израильской армии, однако точных данных по этому вопросу нет. В тридцать лет Р. Абрамов стал заместителем мэра города Ор-Акива Симхи Юсипова. В настоящее время является директором израильского филиала Фонда СТМЭГИ. Принимает активное участие в мероприятиях «АзИз».41
Официально, фонд СТМЭГИ занимается благотворительностью и сохранением исторического и культурного многообразия духовного наследия горских евреев, что подразумевает изданием книг, оказание поддержки горско-еврейским общинам по всему миру, прежде всего в России, в Израиле и в Азербайджане. Однако Фонд СТМЭГИ с полным основанием можно назвать эффективным инструментом мягкой силы, используемой в интересах азербайджанского лобби Израиля.
Практикуемая СТМЭГИ благотворительность, например, выдача стипендий студентам и оказание материальной помощи нуждающимся из числа членов общины, помимо того, что создаёт положительный имидж Фонда в глазах общественности, позволяет в нужный момент привлечь значительное количество людей прежде всего во время выборов или массовых кампаний. В то же время благотворительность не требует значительных расходов и даже позволяет сэкономить на налогах. Например, такая благотворительная акция, как раздача мацы и пасхального вина перед праздником Песах не требует серьёзных расходов и в то же время позволяет организатору – Фонду СТМЭГИ быть, что называется, «на слуху» у целых общин.
К громким заслугам Фонда можно отнести реставрацию Московской хоральной синагоги к её столетию или регулярное дарение Свитков Торы синагогам и ешивам. СТМЭГИ принимает активное участие в самых разных мероприятиях, проводимых не только российским представительством, но и Фондом Гейдара Алиева, Российской Академией Наук, Московской еврейской религиозной общиной, Федерацией еврейских общин России, Израильским культурным центром в Москве, Всероссийским азербайджанским конгрессом, Международной ассоциацией «Израиль-Азербайджан» (здесь перечислены далеко не все еврейские и нееврейские общины и организации, с которыми сотрудничает Фонд Г. Захарьяева, поскольку полный список займёт гораздо больше места).
Другим направлением деятельности Фонда СТМЭГИ является сохранение культурного наследия горских евреев. В этой деятельности в полной мере раскрывается эффект мягкой силы, поскольку под прикрытием заботы о сохранении культурного наследия происходит, в частности, переписывание истории кавказских евреев в интересах азербайджанской пропаганды. Фонд Захарьяева занимается, также, издательской деятельностью, публикуя брошюры и книги о горских евреях, издаёт газеты «Бирлик-Юнити» в Азербайджане, «Новую границу» в США, «Кавказскую газету» в Израиле, специальное приложение к Международной еврейской газете (Россия) «Страницы истории и культуры горских евреев».
Следует отметить, что СТМЭГИ является крупнейшей в мире организацией горских евреев. штаб-квартира Фонда находится в России, а филиалы, официально зарегистрированные, действуют в Израиле, в Азербайджане и в США. Согласно финансовому отчёту, опубликованному на сайте израильского министерства юстиции, «Денежные средства и их эквиваленты» СТМЭГИ в 2016 году составляли сто десять тысяч новых израильских шекелей, в 2017 – сто шестьдесят тысяч пять тысяч, эквивалентных сорока семи тысячам долларов США.
Для сравнения, в России за 2018 год денежный оборот СТМЭГИ составил один миллион восемьсот тысяч рублей или около двадцати девяти тысяч долларов США. Также для сравнения можно привести пример объединения выходцев из Черкасс, денежный оборот которого в 2018 году составил сто шестьдесят пять тысяч шекелей.
Однако приведенные выше данные не должны вводить в заблуждение исследователей, поскольку, во-первых, возможности фонда СТМЭГИ и его владельца несопоставимы с официальными затратами.
Во-вторых, из приведенных выше данных можно сделать заключение о том, что фонд СТМЭГИ предназначен скорее для пропагандистских эффектов, нежели для серьёзных мероприятий. И, наконец, в-третьих, более чем скромный денежный оборот СТМЭГИ, возможно, является выражением нежелания его владельца быть обвиненным в финансовом давлении на неправительственные организации. Что касается связей СТМЭГИ с про-азербайджанским лобби Израиля, то здесь примечательны откровения самого основателя и президента этого фонда, а также вице-президента Российского еврейского конгресса Германа Захарьяева.
В обращении-приветствии к делегатам Третьего съезда международной ассоциации Израиль-Азербайджан Г. Захарьяев отметил дату начала сотрудничества Фонда СТМЭГИ с «АзИз» 2008 годом, «когда ко мне с предложением о поддержке обратилась инициативная группа, создавшая неправительственную Ассоциацию дружбы Азербайджана и Израиля „АзИз“. Я с радостью согласился, так как понимал, что это очень важно для поддержки и продвижения культурных, экономических и политических интересов обоих государств. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что не ошибся.»42 В чём выразилась эта поддержка, можно только предполагать.
В своём выступлении Г. Захарьяев отметил, что «Её („АзИз“) деятельность и успехи широко известны во многих странах, а роль в развитии межгосударственных связей с каждым годом усиливается» и подчеркнул, что основным направлением деятельности ассоциации является «сохранение и популяризация культуры Азербайджана в Израиле и в местах проживания еврейской диаспоры». Г. Захарьяев также назвал «АзИз» «соединительным звеном для наших народов», а Израиль и Азербайджан – братскими странами.43
Фонд СТМЭГИ активно сотрудничает не только с Ассоциацией Азербайджан – Израиль, но также с Фондом Гейдара Алиева. Так, например, при поддержке Фонда Гейдара Алиева проводятся ремонтно-восстановительные работы на территории еврейского кладбища в селе Муджи Исмаиллинского района Азербайджана.44
Данная акция удачно вписывается в израильскую стратегию периферийных альянсов и позволяет как Израилю, так и Азербайджану не только использовать еврейскую диаспору обеих стран для укрепления политических связей между ними, но и создать гуманитарное прикрытие для тесного азербайджано-израильского сотрудничества в военной сфере.
Что касается бюджета «Центра выходцев из Азербайджана АзИз» – под таким названием официально зарегистрирована Ассоциация «Израиль – Азербайджан» на сайте министерства юстиции Израиля, в 2017 году он составил шестьсот пятнадцать тысяч новых израильских шекелей, что равнозначно, приблизительно, ста семидесяти шести тысячам долларов США. В следующем, 2018 году бюджет «АзИз» составил уже восемьсот пятнадцать тысяч новых израильских шекелей или приблизительно двести тридцать три тысячи американских долларов.45