bannerbanner
Древний Рим
Древний Рим

Полная версия

Древний Рим

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

Первыми народными трибунами были выбраны Гай Лициний и Луций Альбин, и во главе с ними плебеи со Священной горы вернулись в Рим.

Разумеется, появление народных трибунов не сняло всех противоречий между патрициями и плебеями, но накал борьбы между этими сословиями снизился.

Кориолан

Римляне славились своей воинственностью и храбростью, но даже на их фоне Гней из рода Марциев выделялся отвагой. За спасение раненого товарища еще в юности он был награжден венком, затем во время осады города Кориолы с несколькими товарищами Гней ворвался во вражескую крепость и поджег там дома, тем самым обеспечив победу. За это он получил почетное прозвище Кориолан и вскоре стал считаться одним из лучших военных вождей Рима. Умный, храбрый, честный и щедрый к товарищам, он вместе с тем имел одну очень характерную черту: абсолютное презрение к плебеям. Среди всех патрициев Кориолан был самым непримиримым противником любых уступок простонародью. За это плебеи его сильно не любили и боялись, так что он так и не смог стать консулом, хотя и превосходил военными заслугами большинство соотечественников.

В год, когда плебеи ушли на Священную гору, многие римские поля остались необработанными, и урожай был собран скудный. Цены на продукты стали расти, а потом и вовсе в стране начался голод. Чтобы спасти положение, сенат разослал посланцев купить зерно в другие страны, хотя сделать это оказалось сложно. Одни соседи сами не имели излишков продовольствия, другие враждовали с квиритами и не хотели помогать врагу. Наконец хлеб был куплен в Сицилии и по морю доставлен в Рим.

Так как сделка была сделана на средства сената, то и решать, как быть с зерном, должны были сенаторы. Некоторые считали, что его нужно раздать голодным или продать по низкой цене, но большинство патрициев увидели шанс снова обрести полную власть над городом. Они хотели голодом усмирить почувствовавших свою силу простолюдинов, и самым ярым сторонником таких действий был Гней Марций.

– Голод возник не из-за непогоды, а из-за лени плебеев! Если они теперь хотят получить хлеб, пусть откажутся от своих новых прав и упразднят должность трибунов, пусть подчиняются воле лучших людей и не ропщут! – убеждал сенаторов Кориолан.

Однако народ не собирался отказываться от полученных с таким трудом прав. Наоборот, созванное трибунами народное собрание назвало Кориолана врагом отечества и приговорило к изгнанию. Под угрозой начала новой смуты патрициям пришлось уступить и пожертвовать своим товарищем ради успокоения народных масс.

Оскорбленный и обозленный Гней Марций покинул родной город и нашел приют у Аттия Тулия, одного из царей племени вольсков. Этот правитель был старым врагом Рима, и Кориолан решил отомстить с его помощью.

Переход на их сторону такого прославленного полководца и смута в Риме вдохновили вольсков, не раз до этого битых квиритами, начать новую войну. Собрав ополчение, они двинулись походом на Рим, а полководцами выбрали Аттия Туллия и Кориолана. Изгнанник в очередной раз подтвердил свою славу, быстро взяв город Цирцеи, откуда изгнал римский гарнизон. Затем он огнем и мечом прошелся по Лацию, захватывая одну крепость за другой. Встреченные им римские отряды были разбиты, и войско вольсков подошло к самому Риму. При этом Кориолан разослал во все стороны отряды с приказом жечь и разорять поля плебеев, но не трогать собственность патрициев. Благодаря этой хитрости плебеи считали, что аристократы в сговоре с изгнанником и не доверяли им. Так римское общество было разделено, и между его частями царили подозрения и неприязнь. Поэтому сенат снова не смог собрать армию, а те отряды, которые удалось мобилизовать, были морально подавлены и не желали идти в бой.

Тогда консулы отправили послов к Кориолану для переговоров, но тот не захотел говорить о мире до тех пор, пока Рим не вернет вольскам все их земли, завоеванные в минувшие годы квиритами. Это требование было невыполнимо, так как земля уже была поделена между гражданами, и попытка отнять ее привела бы к гражданской войне. Однако на меньшее Гней Марций не соглашался. Даже патриции, бывшие друзья и сторонники Кориолана, не смогли склонить его к уступкам. Перейдя на вольскую сторону, полководец теперь доказывал, что отныне он не имеет ничего общего с изгнавшим его городом. Римляне послали второе посольство, но его даже не впустили в вольский лагерь. Тогда на поклон к Кориолану отправились жрецы со святынями, но и они не имели успеха.

Тогда за дело взялись женщины. Они уговорили мать и жену Кориолана отправиться вместе с ними во вражеский лагерь и просить полководца о мире. Узнав о новых просителях, Гней Марций сначала приказал прогнать их прочь, но один из его товарищей заметил:

– Там твоя мать!

И тяжело поднявшись с кресла, Кориолан вышел навстречу женщинам. Первые шаги он делал спокойно, но с каждой мгновением он шел все быстрее, а достигнув границ лагеря, воин почти бежал.

Он, многократно рисковавший жизнью, лично убивавший в боях и не щадивший никого, дрогнул. Мать вырастила его и поставила на ноги, когда его отец погиб. Кориолан порвал с друзьями, отказался от родины, но вырвать из сердца любовь к матери не смог. Так что, увидев женщину, он привычно бросился обнять ее, но матрона остановила сына движением руки.

– Сначала ответь: я пришла к врагу или к сыну, – сказала она. – Я в твоем лагере пленница или мать?

Кориолан смешался и потупил взгляд.

– За что мне это? Мало мне было увидеть тебя изгнанником, так пришлось увидеть еще и врагом! Как ты мог разорять землю, которая тебя вскормила? Глядя на город, ты не подумал, что за его стенами твой дом, мать, жена и дети?

Полководец сжал зубы до скрипа. Его пальцы сомкнулись вокруг боевого пояса, и их костяшки побелели от напряжения.

– Если бы я тебя не родила, то Рим не был бы в осаде! Если бы у меня не было сына, то я умерла бы свободной в свободном отечестве, а теперь я несчастна! Из-за тебя нас всех ждет смерть или рабство! Ты этого хотел, да?

Плечи полководца опустились, спина согнулась, словно под неподъемным грузом.

– Ты спасла Рим, – произнес он и обнимая мать мысленно добавил: «И похоже, погубила сына».

Отпустив женщин, Кориолан увел свою армию прочь от Рима. Вольски подчинились приказу, но поняв, что полководец не задумал очередную военную хитрость, а просто пощадил врага, новые товарищи свергли его. Одни говорили, что разозленные воины убили обманувшего их надежды полководца, другие – что потерявший всё Кориолан ушел в изгнание.

Римляне, спасенные своими женщинами, не забыли их заслуг. В память о произошедшем они построили храм Женскому Счастью, чтобы глядя на него, потомки вспоминали о поступке матери Кориолана.

Вольски хотели продолжить войну, но внезапно они оказались ввязанными в войну с еще одним италийским племенем, эквами. Занятые взаимными набегами, два этих народана время забыли о Риме, что дало квиритам время решить внутренние проблемы и приготовиться к войне.

Децемвиры

Шаг за шагом плебеи отвоевывали себе все больше прав, их трибуны могли вмешиваться в вопросы государственной важности, влиять на выборы высших магистратов, однако судебная власть была полностью в руках патрициев, ведь суд вершили консулы, которые вынося решение, опирались на обычай, который при желании могли трактовать по-разному. Больше всего от такого судопроизводства страдали бедняки, так что именно плебеям принадлежала идея создать письменный свод законов, обязательный для всех.

Создание такого кодекса позволило бы избежать произвола судей, и поэтому в 462 году до н.э. трибун Гай Терентилий Арса вынес на голосование закон, предусматривающий создание комиссии из пяти человек для выработки кодекса римских законов. Это предложение было встречено в штыки, и прошло несколько лет, прежде чем идея обрела плоть. Но прежде чем составлять законы, римляне решили узнать, как обстоят дела в области права у других народов. Поэтому трое уважаемых граждан были отправлены в различные греческие города для ознакомления с действующими там законами.

После их возвращения было решено на один год изменить систему власти в Риме и вместо двух консулов избрать десять человек, которые должны были не только управлять республикой, но и кодифицировать19 римское право. Все решения они должны были принимать коллективно, а чтобы они могли работать без помех, было решено, что действия этих чиновников нельзя обжаловать в народном собрании. Также на это время были отменены выборы народных трибунов, и вся полнота власти над Римом оказалась в руках децемвиров20.

Каждый из них по очереди правил городом один день, и в этот день его сопровождали двенадцать ликторов с фасциями, символизирующими верховную власть.

Хотя каждый из десяти правителей был равен, но неформальным главой этой коллегии стал сенатор Аппий Клавдий Красс, который считался другом простонародья. В 451 году до н.э. децемвиры приступили к работе, и к концу года были созданы десять таблиц с законами, которые были выставлены на форуме для ознакомления. Народное собрание утвердило эти законы, но так как не все нужные законы были приняты, то и на следующий год была выбрана новая комиссия, куда наряду с патрициями вошло несколько плебеев. Эти децемвиры дополнили свод законов еще двумя таблицами, после чего практически все сферы жизни были охвачены законами. Так возникли «законы Двенадцати таблиц», которые стали определять жизнь в Риме. Эти законы регулировали семейные отношения и уголовные дела, денежное дело и ростовщичество, права наследования и многое другое. Многие из таблиц лишь узаконивали то, что давно уже практиковалось в Риме, например меру наказания для воров и поджигателей или права кредиторов и должников, но в угоду патрициям был введен закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями. Этот закон вызвал всеобщее возмущение и уже через пять лет был отменен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

По латински отец – патер

2

Поражающий, бьющий.

3

Дословно – жирных, а по смыслу – царских.

4

Тело Тарпеи было погребено на одной из скал Капитолия, которая с тех пор называлась Тарпейской. Затем эта скала стала местом казни государственных преступников, которых сбрасывали с нее вниз.

5

Старшие сыновья в римских семьях получали личные имена и родовое, а младшие могли быть названы просто третий, четвертый и так далее с добавлением родового имени. Имя Квинт Манлий означает«Пятый сын из рода Манлиев», Секст Манлий соответственно «Шестой из рода Манлиев».

6

Народ как высшая инстанция стоит выше спорящих сторон (в данном случае судьи и подсудимого) и имеет право миловать.

7

Дословно «хранитель города». Префект был одним из высших правителей города и замещал царя, когда последний покидал Рим.

8

Мамертинская тюрьма

9

Центральная площадь города, где располагался рынок, общественные здания и проходили собрания горожан.

10

Приск в переводе означает Древний.

11

Медная монета.

12

В данном случае здание для собраний сената.

13

Почётное название свободнорождённой замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию.

14

Манипула – основной тактический отряд в древнеримском легионе. Имела собственное знамя и могла действовать на поле боясамостоятельно. Насчитывалаот 60 до 120 воинов.

15

Троюродный брат Секста Тарквиния, правнук Демарата Коринфского. Коллатин – город рядом с Римом, захваченный Тарквинием Приском и отданный в наследственное владение его племяннику, потомки которого из-за этого получили прозвище Коллатин.

16

Жрица—прорицательница при оракуле в Дельфийском храме Аполлона.

17

В 495 г. до н. э.

18

494 год до н.э.

19

Кодификация -способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т. д.

20

Децемви́ры (лат. decem viri «десять мужей») – коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8