Полная версия
Древний Рим
Гай Муций, который заставил этрусков снять осаду, стал самым популярным человеком в городе. Его прославляли, благодарили и как награду подарили земли за Тибром, которые с тех пор назывались Муциевы луга. Кроме того, он получил прозвище Сцевола (Левша), под которым и вошел в историю. Много столетий потом учителя приводили в пример юным римлянам его храбрость, уча квиритов стойко сносить испытания.
Сивилла
Тяжел гнев богов-олимпийцев, но и любовь их бывает тяжела, и даже дары богов опасны смертным. Некогда одна из греческих жриц стала возлюбленной солнечного бога Аполлона и в награду за это получила пророческий дар. Не довольствуясь этим, однажды стала она просить своего небесного друга подарить ей бессмертие, и тот пообещал, что проживет жрица до тех пор, пока не увидит родную землю.
Обрадованная женщина мгновенно собрала вещи и, переплыв море, поселилась в Италии. Здесь, вдали от родной Греции, думала она найти счастье, но выпросив себе жизнь, она забыла попросить о вечной молодости, а всегда юный Аполлон о такой мелочи просто не подумал.
Быстро пролетели веселые молодые годы, минула зрелость, и превратилась жрица в старуху. Густые черные косы обратились в редкие седые пряди, согнулась спина, поредели и пожелтели зубы, а тело усохло, став похожим на мумию. Лишь глаза, видевшие как десятилетия складывались в века, оставались по-юношески зоркими, ведь видела она сразу оба мира – человеческий и божественный. Забылось со временем ее имя, и люди звали ее просто Сивилла, что значит прорицательница.
Нашла она приют в пещере у храма Аполлона рядом с городом Кумы, и потянулись туда желающие узнать будущее. Разные люди приходили: бывали тут хитрые купцы, интересующиеся, будет ли удачной торговля, приезжали цари, выбиравшие на кого обрушить свои войска. Побывал в пещере богоравный Эней, искавший место для поселения немногих уцелевших троянцев. Сама же Сивилла крайне редко покидала свое мрачное жилище.
Знал это римский царь Тарквиний, оттого и удивился, когда на пороге его дворца возникла сгорбленная фигура. Опираясь на посох. Сивилла доковыляла до правителя и произнесла:
– Редко стал являться ко мне золотоволосый олимпиец. Не так было в былые годы. Не так… – горько усмехнулась она. Впрочем, не об этом говорить с тобой буду. Когда ко мне приходит бог, то в единую точку сходится прошлое, настоящее и будущее. В такие мгновения я знаю все, что было, есть и будет! Должно быть так смотрят на мир боги, созерцая цельную и истинную суть вещей и людей. Сложно словами передать это чувство, очень сложно. Когда Аполлон явился в последний раз, я смотрела на твой народ. На тысячу лет вперед заглянула я и записала все, что разглядела за горизонтом времени. После я долго и старательно складывала боговдохновенные строки в стихи, чтобы это великое знание обрело достойную форму. Вот они!
Достав из-под плаща перевязанные золотой лентой свитки, Сивилла показала их царю:
– Девять книг с пророчествами о будущем Рима!
– Ты их даришь мне? – удивленно произнес Тарквиний.
– Нет, – рассмеялась старуха. – Знания нельзя дарить, а то кто их станет ценить? Я их продам тебе!
– И дорого ты ценишь свои книги?
– Три сотни золотых.
Царь аж поперхнулся от возмущения.
– Да за эти деньги можно новый дворец построить!
– Можно, – согласилась старуха, и подойдя к очагу бросила в огонь три свитка. Оранжевое пламя весело заплясало, пожирая подарок. Пергамент несколько мгновений словно сопротивлялся, оставаясь целым, но вот стал чернеть и, наконец, вспыхнул, обращаясь в пепел.
Сивилла повернулась к царю, взвешивая на ладони оставшиеся шесть свитков.
– А теперь не передумал?
– Меньше книг – меньше цена, сколько ты теперь хочешь? – поинтересовался Тарквиний.
– Три сотни золотых!
– Ты издеваешься? – царь в гневе сжал кулаки.
– Нет! – спокойно произнесла жрица и бросила в пламя еще три свитка.
Царь подался вперед, словно хотел выхватить из огня книги, но они уже ярко пылали. Будто зачарованный, смотрел римлянин, как гибли пророчества, которые могли изменить ход истории.
– Так ты будешь покупать, или я зря такой путь проделала? – ехидно поинтересовалась старуха и подняла руку со свитками над огнем, готовясь кинуть последние свитки в жар.
– Триста?
– А ты догадлив, – жрица тихонько засмеялась, глядя, как играют желваки на царских скулах.
Любопытство победило, и царь, скрипя зубами, отсчитал в руки жрицы нужную сумму. Спрятав мешочек с монетами под накидку, Сивилла повернулась и вышла. Миг – и растворилась она на городской улице, словно ее никогда и не было.
Тарквиний внимательно прочитал полученные свитки, а потом назначил охранять пророчество двух жрецов, которых нарек дуумвирами. Отныне Книги Сивиллы хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера Капитолийского, а их содержание было государственной тайной. Чтобы кто-либо мог взять свитки для чтения, требовалось специальное постановление сената, а такое случалось крайне редко. Лишь когда возникали чрезвычайные ситуации, обращались римляне к пророчествам и находили там ответы на свои вопросы. Тогда вскрывался ящик, и жрецы изучали слова жрицы, пытаясь истолковать стихотворные строки и понять, что им нужно делать. Сделано это было потому что римские правители не хотели чтобы кто-то использовал эти знания в корыстных целях, а также потому, что лишь подготовленный человек мог правильно истолковать древние стихи.
Много веков хранились Книги Сивиллы в городских храмах как настоящее сокровище. В Риме была свергнута царская власть, расцвела и увяла республика, которую сменила римская империя, сошли в Аид бесчисленные поколения римлян, а квириты все так же в трудный час искали подсказку в пророчествах жрицы Аполлона. Ну а когда в 405 году христианский полководец Стилихон сжег эти книги как языческую святыню, дрогнули сердца многих квиритов в предчувствии беды. И не ошиблись. Не прошло и пяти лет после этого, как пал вечный город, захваченный варварами.
Сама же Сивилла окончила свои дни в тот миг, когда к ней за прорицаниемпришел греческий моряк, который всегда носил с собой на счастье горсть родной земли в холщевом мешочке.
Народные трибуны
Несмотря на то, что римляне смогли уберечь свою республику от возвращения царя и внешних врагов, ситуация внутри государства была весьма непростой. Если патриции были довольны жизнью и неуклонно богатели, то судьба плебеев была достаточно сложной. Их уже давно было гораздо больше, чем патрициев, но вся власть была в руках патрициев. Кроме того, именно патриции были богатейшими людьми города и именно они ссужали попавших в беду бедняков, но за это требовали высокие проценты. И горе было тому, кто не мог вовремя выплатить долг. У такого человека отбиралось не только имущество, но и его самого и всю его семью кредитор мог схватить и продать в рабство. Получилось, что многие плебеи попали в настоящую кабалу, из которой уже не могли вырваться.
Постоянные войны, которые вел Рим, также были выгодны лишь патрициям, ведь им доставалась большая часть захваченной добычи, им отходили завоеванные земли. Плебеям же боевые действия приносили одно разорение, ведь они надолго были вынуждены оставлять свои дома и мирные занятия ради участия в проходах. Слуг или рабов, которые в отсутствие хозяина могли бы вести дела и зарабатывать деньги, у них не было, а трофеи не могли покрыть понесенные убытки. Вдобавок и враги регулярно устраивали походы на римские земли, угоняя скот, сжигая посевы и разрушая сельские постройки. Богачи могли быстро восстановить хозяйство и продолжить зарабатывать, а вот беднякам неоткуда было взять средства для этого. Вот и разорялись плебеи.
Не удивительно, что на площадях и в тавернах плебеи все чаще говорили о несправедливости жизни. Их раздражение росло с каждым днем, и однажды должно было вырваться наружу.
Искрой для народных волнений стало появление на форуме худого старика в рваной и грязной одежде, больше похожей на лохмотья. Бледный и худой, словно скелет, с всклокоченной бородой и с растрепанными волосами, он звал к себе всех, кто в этот день был на форуме. Мгновенно вокруг старика собралась толпа, и многие квириты стали узнавать его. Еще недавно он ничем не отличался от прочих римлян, имел дом, командовал во время войны сотней воинов и не раз отличался в сражениях.
Все были удивлены и обеспокоены его видом и, затихнув, стали ждать рассказа.
– Вот честные раны, полученные в боях с врагами Рима, – начал он, указывая на шрамы покрывавшие грудь и руки. – А вот, – он скинул рваную тунику и показал свою спину, – позорные раны, полученные от римской руки!
Ропот возмущения пронесся над толпой, увидевшей багровые рубцы, пересекавшие тело старика.
– Что случилось с тобой? – задал вопрос один из квиритов.
– Думаю, знакомая многим история. Во время последней войны с самнитами мой сельский дом сгорел, а поля оказались вытоптаны, так что урожая я не собрал, но кредиторов это не волновало. За долги у меня отобрали землю, которую возделывал еще мой дед, а потом и меня, столько раз воевавшего во славу Рима, превратили в раба. У меня теперь появился хозяин, уважаемый патриций, который загнал меня в каменоломню и плетьми учил работать! Теперь если я не выполняю нормы, меня избивают, а если я не смогу больше тесать камень, то скорее всего просто убьют! Разве это можно терпеть?
Слова старика задели плебеев за живое, ведь с каждым могло случиться подобное. Поднялся шум и, оставив работу, на форум стали сходиться новые сотни людей. Узнав, в чем причина шума, должники, многие из которых были в оковах, вырывались из хозяйских домов и шли на форум, где их встречали сочувствующие.
К полудню весь город бурлил, десятки ораторов рассказывали свои печальные истории или призывали плебеев к борьбе. Разозленные бедняки набросились на нескольких бывших на форуме сенаторов, оскорбляя их, и дело могло дойти до расправ, если бы к народу не вышли консулы Публий Сервилий и Аппий Клавдий, которые поспешили лично вмешаться прежде, чем недовольство превратится в настоящий мятеж.
Тотчас же консулов окружили сотни разгоряченных людей, многие из которых в прошлом честно воевали под римским знаменем.
– Смотрите, – кричали они, показывая свои раны и бедные одежды, – до чего мы дослужились! Разве так должны жить победители?
– Чего конкретно вы хотите? – спросил один из консулов.
– Созывай сенат! Пора все менять и принимать справедливые законы! – заявил один из плебеев. Его слова подхватили окружающие, и вскоре весь форум скандировал:
– Созвать сенат!
Тут же плебеи отвели консулов в курию, а сами окружили здание, готовые лично следить за решением сенаторов и в случае необходимости силой заставить правителей республики услышать свой народ.
Консулы объявили о созыве сената, но на их зов пришли только те сенаторы, которые уже были в городе и не могли идти против воли толпы. Остальные отцы отечества предпочли остаться в своих укрепленных домах и не рисковать, встречаясь с разозленной чернью.
Из-за малочисленности собравшихся начать работу сената было невозможно, а напряжение росло.
– Да они издеваются над нами! – закричал кто-то в толпе. – Они специально не хотят решить это дело!
Консульские уговоры подождать и успокоиться уже не действовали, и плебеи были готовы перейти от слов к делу, пустив в ход кулаки и палки. В таких условиях консулы еще раз послали вестников и, наконец, собрали сенаторов в курии.
Началось заседание сената, посвященное требованиям плебеев, которые сводились к трем основным пунктам:
– простить уже имеющиеся долги народа, снизить размер процентов по кредитам и запретить продавать римлян в рабство за долги;
– позволить плебеям избираться в магистратуру, т.е. занимать высшие должности в городе;
– переделить общественные земли так, чтобы ими могли пользоваться не только патриции, но и плебеи.
Для сенаторов эти вопросы были не менее важны, чем для бушующей вокруг здания толпы, ведь требования плебеев подрывали основы силы и богатства патрициев. Одни соглашались, что стоит сделать некоторые уступки, чтобы успокоить народ, другие же считали, что с восставшей беднотой нужно говорить только с позиции силы. Консул Аппий предлагал схватить самых дерзких плебеев и примерно наказать, тогда остальные будут бояться устраивать смуту. Ему возражали, что плебеев слишком много, и жестокость к их лидерам вызовет лишь ответную жестокость, а в результате Рим погрузится в настоящую гражданскую войну.
– Легче успокоить народ уступками, а не силой, – доказывал Публий Сервилий.
Споры были горячими и долгими. Сенат никак не мог вынести решения, а над городом нависла новая беда. Племя вольсков объявило Риму войну, и их армия уже двинулась в поход.
Когда весть об этом достигла квиритов, в их среде произошел раскол. Патриции вооружались и готовились к войне, а бедняки массово отказывались вступать в армию.
– Пусть одни богачи повоюют! – кричали оборванцы на форуме.
– Это боги карают патрициев за гордость! – отвечали им с Марсового поля.
Время шло, а римская армия все еще не была готова к битве. Поняв, что речь идет о самом существовании государства, сенаторы поручили консулу Публию Сервилию предпринять те меры, которые он найдет нужными для спасения отечества.
Тот распустил сенат и, созвав народное собрание, вышел говорить с толпой. Плебеи знали его как сторонника компромисса, готового облегчить их жизнь, а потому, затихнув, стали ждать, что скажет консул.
– Сенаторы – это отцы всего народа, и они обеспокоены плачевным положением плебеев, – начал Публий Сервилий. – Однако сейчас, когда нависла угроза над всем государством, сенаторы не могут обсуждать вопрос, касающийся лишь одной его части. Сначала нужно собрать войско и отразить нападение вольсков, а потом принимать внутренние законы.
– А за что нам воевать? Пусть сначала отменят долги! – закричали ему в ответ, – а потом мы пойдем служить.
– Квириты, – подняв руку, консул оглядел говоривших. – Если бы сейчас было принято решение в пользу плебеев, то разве не было бы это позором для вас? Ведь получилось бы, что вы идете защищать родину только ради награды! И для патрициев это было бы неприлично, ведь вышло бы, что они позаботились о бедственном положении своих сограждан под давлением страха, а не по доброй воле!
Эти слова заставили многих задуматься. Консул сумел тронуть их гордость, ведь римляне всегда славились своей любовью к родине. Их патриотизм и стойкость были предметом гордости квиритов и зависти их соседей. Консул между тем продолжал говорить.
– Я издал эдикт, которым запрещаю арестовывать римского гражданина за долги, держать его в оковах или в заключении, лишая его тем возможности записаться в войско. Если должник несет службу в легионе, то нельзя отбирать его имущество или держать в кабале его детей или внуков.
Это объявление вызвало восторг у плебеев, которые теперь были готовы воевать. Должники из Рима и его окрестностей массово шли записываться на службу, и из них был сформирован крупный отряд.
Воодушевленные эдиктом и верой в то, что для них началась новая жизнь, римляне разбили вольсков в открытом сражении, а затем, преследуя бегущих, дошли до города Свессе Помеция, который был взят приступом. Одно из вольских племен сдалось римлянам, и те, оставив проигравшим жизни, отобрали у них плодородные земли.
Затем консул Сервилий повел войско против отряда самнитов, которые напали на окраины римских владений, где ограбили часть сельских усадеб. Стремительным маршем легионеры нагнали грабителей и заставили их в беспорядке бежать прочь.
Когда это произошло и римляне уже надеялись, что наступил мир, к ним явились послы от племени аврунков, которые угрожали войной, если римляне не уйдут с вольских земель. Снова консул повел своих воинов в поход и разбил и этого врага.
Наконец победоносное войско вернулось в Рим. Плебеи стали ждать исполнения всех обещаний, данных им консулом и подтвержденных сенатом, но жизнь их ничуть не облегчилась.
Консул Аппий Клавдий, решил что его товарищ слишком уж стал популярен в народе, и поэтому нанес свой удар. Так как войско было официально распущено, то эдикт Сервилия больше не защищал плебеев. Поэтому Клавдий и его сторонники стали снова арестовывать своих должников и отбирать их имущество, выбивая все долги и проценты.
Плебеи с возмущением пришли к Сервилию, требуя чтобы он, как их консул и главнокомандующий, помог, и консул попытался заступиться за обиженных, но в одиночку против второго консула, сената и всей аристократии идти не смог. Стремясь быть нейтральным в борьбе плебеев и знати, Сервилий ничего не добился и вскоре потерял всякое влияние. Плебеи теперь считали его лжецом, а патриции – слабым политиком и амбициозным человеком, предавшим ради власти интересы своих знатных родичей.
Теперь плебеи стали действовать, не ожидая заступничества кого-либо из чиновников. Когда какого-нибудь должника вели в суд, толпа окружала его и не давала возможность вынести приговор, а то и просто отбивала арестованного. Простолюдины уже не боялись открыто оскорблять патрициев и чиновников, и даже нападать на кредиторов. Консул Аппий со своими людьми попытался навести порядок силой и схватил одного из плебейских вождей, чтобы судить как смутьяна, но тот апеллировал к народному собранию. Началось противостояние консула и собравшегося плебейского отряда. Только вмешательство уважаемых в городе людей, уговоривших консула отступить, предотвратило вооруженное столкновение.
Так закончился этот год, а в новом18 консулами были избраны Авл Вергиний и Тит Ветузий. Плебеи же создавали свои советы, которые по ночам собирались на Эсквилийском или Авентинском холме, чтобы обсудить дела и договориться, как действовать во время народного собрания. В таком начавшемся объединении плебеев была большая опасность для официальной власти, ведь вскоре плебеи из разрозненных групп могли объединиться в единую силу, способную на равных противостоять патрициям и даже сенату.
Консулы в ночных собраниях бедноты сразу увидели угрозу и доложили о ней сенату, предлагая выбрать, как действовать дальше.
Так как в это время сразу три племени (сабины, вольски и эквы) были в состоянии войны с Римом, то требовалось на новый год собрать римскую армию, но плебеи решили не вступать в нее. После бурных дебатов сенаторы решили, что если плебеи не хотят идти служить, то нужно провести набор воинов силой, заставив чернь подчиниться. Однако угрозы консулов не помогли делу, и призванные на службу плебеи отказались вступать в легион. Их поддержали товарищи, и снова город оказался разделен на две враждующие партии. Если бы консулы стали арестовывать дезертиров, то плебеи подняли бы вооруженное восстание.
После долгих споров сенаторы приняли компромиссное решение. Ими был избран диктатор, решения которого не могли быть обжалованы в народном собрании. Теперь вся полнота власти над городом была в одних руках и диктатор мог действовать силой, не оглядываясь ни на чье мнение. Это сильно подрывало возможность плебеев саботировать решения власти. Однако на эту должность был избран Маний Валерий, человек мягкий и происходивший из рода, умевшего ладить с плебеями. Диктатор издал свой указ, практически повторяющий прошлогодний эдикт Сервилия. Снова на время службы в армии должники получали отсрочку от выплаты долга и не могли преследоваться кредиторами.
Поэтому на время плебеи прекратили борьбу с патрициями и вступили в войско. В этом году число желающих воевать было таким большим, что удалось набрать десять легионов, больше чем когда-либо раньше. По три легиона получили под командование консулы, а четыре легиона достались диктатору. После этого армия разделилась. Консул Ветузий отправился воевать против эквов, Авл Вергиний – против вольсков, а диктатор – против сабинян. Все три войны квириты выиграли, причем победа над сабинянами была столь полной, что победителям досталась и их столица, город Велитр, который был заселен римскими колонистами. Эти войны существенно расширили римские границы и пополнили казну, но не решили внутренних проблем.
Вернувшись в город, диктатор выступил перед сенатом, предлагая меры для облегчения положения плебеев, но оба консула и сенаторы-аристократы отвергли их.
Тогда Маний Валерий встал и произнес:
– Вам не нравятся мои советы помириться с простолюдинами? Хорошо! Но клянусь, скоро вы будете желать, чтобы все защитники плебеев были похожими на меня. Я же не стану более обманывать своих сограждан и не желаю оставаться диктатором. Эта должность нужна была, чтобы избавиться от внешней угрозы, и вот у нас на границах мир. Мои задачи по обороне города выполнены, а решить раздоры внутри государства вы мне не даете. Так лучше я буду присутствовать при неизбежном теперь мятеже как простой человек!
С этими словами он сложил с себя полномочия диктатора и покинул курию. Когда он шел домой, плебеи провожали его похвалами. Ведь хоть диктатор и не смог их защитить, он остался честен и изо всех сил старался это сделать.
После этого бывшие в армии плебеи по совету некоего Сициния в полном порядке ушли из Рима и разбили укрепленный лагерь на Священной горе. Раньше на этом месте авгуры и гаруспики проводили свои обряды и гадания, а теперь выросли ряды палаток, в которых тысячи воинов могли укрыться от непогоды и переночевать. Тут они провели несколько дней, никого не трогая и не предпринимая никаких действий.
Рим же застыл в напряженном ожидании. Оставшиеся в городе плебеи опасались патрициев, патриции опасались плебеев и незнали что лучше: оставить чернь в городе или позволить уйти. Кроме того, никто не знал, чего ждать от стоявшего на Священной горе войска. Если бы эти плебеи просто ушли из римских земель, это было бы плохо, но терпимо. А если эта армия присоединится к кому-то из врагов? Тогда город окажется в смертельной беде. В результате патриции пришли к пониманию необходимости плебеев для выживания города. Было решено начать переговоры и послать на Священную гору представителя, способного примирить плебеев и сенат.
Выбор пал на Менения Агриппу, человека богатого, а значит понимающего опасения городской элиты, но при этом плебея по происхождению.
Прибыв на Священную гору, он начал свою миссию с рассказа такой истории:
– Когда-то разные органы человеческого тела держали совет и решили, что жизнь несправедлива. Все они трудятся, а пища достается только желудку, который ничего не делает и лишь наслаждается всякими благами. Поэтому органы решили наказать желудок и договорились, что руки не будут подносить пищу ко рту, а зубы не станут больше жевать. Так и сделали. Только вот желая усмирить желудок голодом, все остальные части тела сами пострадали: похудели и ослабли. Так выяснилось, что и желудок нужен организму, хотя его работа и не видна со стороны. Ведь он не только поглощает принесенную пищу, но переработав ее, возвращает пищу другим частям тела, распределяя ее так, чтобы все тело могло работать.
Затем Агриппа предложил сравнить государство с телом человека и дал понять, что каждое сословие выполняет свою функцию, а отделившаяся отдельная часть общества нежизнеспособна.
– Так что и плебеи, и патриции нуждаются друг в друге, – подвел он итог, – а значит, нам следует договориться, как жить дальше.
Посоветовавшись, плебеи согласились на переговоры, которые шли напряженно, но завершились компромиссом.
После изгнания царя Римом правили избираемые чиновники, которых называли магистратами. Самыми главными из них были консулы, потом шли преторы, цензоры, военные трибуны, эдилы и квесторы. Все они избирались только из числа патрициев. Теперь в число магистратов вводилась новая должность – народный трибун, которым мог стать только плебей.
Народные трибуны имели право отменять решения любых чиновников, включая консулов, созывать собрания плебса, могли брать под свою защиту притесняемых властью плебеев, но их власть распространялась только на сам город и его ближайшие окрестности. Чтобы в любой момент быть готовым исполнить свою функцию, трибуны должны были всегда находиться в Риме, а двери их домов оставались открытыми круглосуточно. Так как действия трибунов неизбежно вызвали бы неудовольствие аристократов, то они пользовались правом неприкосновенности. Любой, кто поднял бы руку на трибуна или попытался препятствовать их деятельности, подлежал смерти. Все плебеи дали за себя и за своих потомков священную клятву защищать трибунов, и поэтому убийство тех, кто посягал на власть или жизнь трибуна, считалось не преступлением, а угодным богам делом.
Первоначально избиралось два трибуна, потом их число увеличилось до пяти. Они, как и консулы, избирались сроком на год, но в отличие от остальных магистратов, трибуны лично не участвовали в делах, связанных с управлением городом, и все их внимание было сосредоточено на вопросах законодательства и наблюдением за деятельностью чиновников. Это позволяло им не только защищать интересы плебеев, но и эффективно бороться со всякими злоупотреблениями со стороны власти.