bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Master Fei

Мета-сознание

Введение. Сознание и «мета»

«Познай самого себя» (др. – греч. Γνῶθι σεαυτόν)

Дельфийский оракул (надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах)

Что есть сознание?

Этот вопрос тревожит умы мудрейших людей на протяжении всей истории человечества. Основоположники древних духовных учений искали и находили глубинную суть человеческой души, источник всего сущего внутри самого себя.

«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки 17:20–21).

Наука является методом познания внешнего «объективного» мира, изучения его законов и принципов. Современные ученые глубоко продвинулись в познании природы внешней реальности. Наука объективна. Это так. Но единственное, что не может изучить объективная наука по своему определению, – это «субъективное» Я, сознание.

Сознание одним своим присутствием делает мир субъективным, воспринимаемым субъектом. Наука не может проникнуть в «субъективность». Наука никак не способна познать природу сознания, природу духа.

Что есть сознание? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Истина в том, что нет какого-то единственного научного определения этого столь обыденного и в то же время загадочного явления. Есть множество научных теорий, и все они так или иначе пытаются описывать бесформенное сознание. Кто-то говорит о «сознательном» и «подсознательном». Якобы в «пространстве сознания» есть направления, верх или низ. Бесформенное сознание невозможно зарисовать и сказать, что есть «над» и есть «под»; есть «слева» от подсознания или «справа» от инстинктов. Это мир бесформенного.

Хотя мы можем его картографировать, актуализировать, обозначать и зарисовывать… Мы можем выводить законы его функционирования, схематично обозначать их… и это будет работать. Но не стоит забывать, что в своей основе сознание обладает природой бесформенности (у-син, 无形).

Наблюдение за бесформенным сознанием есть медитация. Откуда рождаются мысли в вашем уме? Наблюдайте! Куда они уходят? Наблюдайте! Осознанное наблюдение есть медитация. Смотреть внутрь самого себя – это древнейший метод самопознания.

Великие духовные учителя тратили жизнь не на то, чтобы смотреть на внешний мир, но в состоянии глубокой осознанности наблюдали мир внутренний. И познав свою внутреннюю божественную и вечную природу изначального духа (юань-шень, 元神), обретали духовное просветление.

У всех без исключения единая духовная природа, единый Источник. И у католика, и у буддиста, и у шиваиста, и у даоса, и у атеиста… у всех без исключения единая духовная природа. Буддисты называют ее «природой Будды» (фо-син, 佛性), даосы называют ее «изначальной природой» (бень-син, 本性), индуисты называют ее «атман» (по-китайски «духовная природа», 神性) и т. д.

Возвращение в свое изначальное божественное состояние, из которого все мы вышли, – и есть цель. В православном исихазме это называется «обожение», познание Творца в глубинах своей души. Об этом говорят все религии и духовные учения – познать свою душу и вернуться к Источнику. Различны лишь слова, но суть одна.

Как познать самого себя? Наблюдать наблюдателя. Осознать само сознание. Это явление мы назовем «мета-сознание», то есть состояние, когда сознание познает само себя. Дух обращается вспять к источнику и познает начало начал.

Метафизика (др. – греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά), описанная еще Аристотелем, – это наука об основополагающих принципах Бытия, о «начале начал» и источнике всего сущего.

«Мета» удивительное слово из древнегреческого языка. Одно из его значений – это направленность на самого себя или пребывание «в центре», в самой сути. «Мета» (греч. Μετά – «между, после, через») обозначает абстрагированность, обобщенность, промежуточность, центрированность, а также перемену состояния, превращение, нахождение «вне», «за пределами».

Например, «метафизика» – наука, занимающаяся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового, исследованием самой сути мироздания. «Метаданные» – это данные о самих данных (когда, где и кем были созданы и т. п.). «Метаязык» – язык, предназначенный для описания другого языка.

«Мета-сознание» есть предмет этой книги. Как сознанию заглянуть внутрь себя? В самый центр, в самую суть… выйти за пределы и обратиться вспять.

В этой книге автор описал самую глубинную суть даосского учения о самопознании и бесформенном источнике всего сущего, но не в сложных и специальных китайских терминах, а в максимально обобщенных терминах и всеобщих принципах. Для этого осознанно ввелась «мета-терминология». Ибо само учение о бесформенной Силе находится вне слов, вне языков, вне религий, вне национальностей, вне конфессий. Оно находится вне любых доктрин. Потому мы назовем его «мета-учение».

Даосская метафизика: сила творения и время

Есть мнение, что Вселенная была создана около 14 миллиардов лет назад во вспышке Большого взрыва. Возможно, так оно и было.

С одной стороны, даосский космогенез выглядит следующим образом. Из Небытия (У, 无) появилось Бытие (Ю, 有). В соответствии с одним из мифов из Небытия в великой пустоте (太虚) появилось яйцо[1]. И когда его скорлупа была разрушена, то из этого космического первояйца родилась вся наша Вселенная.

Кто-то расскажет, что первое живое существо – первочеловек Пань-гу (盘古) родился из этого яйца. После чего путем бесчисленных трансформаций из тела Пань-гу родилась известная Вселенная. Вся Вселенная – это один живой организм – Паньгу.

Но это лишь один взгляд. Точка зрения внешней доктрины. Внутренняя же доктрина учения гласит, что Вселенная не была создана миллиарды лет назад… она не была создана вчера… или минуту назад… Вселенная непрестанно создается Творцом каждое мгновение! Прямо сейчас!

Поясню. Часто в пример приводится ночное сновидение. Когда человек спит, то его подсознание (По, 魄) творит целый мир. И пока сновидящий присутствует в мире своего сновидения – эта внутренняя Вселенная существует. Но стоит ему проснуться, в это же мгновение весь мир сновидения исчезнет.

То есть вся вселенная сновидения непрестанно создается сновидцем… каждое мгновение. Само «присутствие» (存在) сновидящего создает этот мир.

Вспомните свое сегодняшнее ночное сновидение. Что вы видели вокруг себя? Деревья, улицы, людей, машины… Так вот в этом сновидении вы являлись одновременно и Творцом, и Творением. Вы были каждой из этих машин, каждой улицей, каждым встреченным человеком… каждым листком на дереве… Вы были всем одновременно. И не важно, знали вы об этом или нет, но подсознание творило этот мир для вас. Мир, где вы были и наблюдателем, и наблюдаемым. Просто не осознавали этого.

Так же и с «объективной» Вселенной. Творец непрестанно находится в каждой части этого мира… в каждом дереве… в каждом человеке… в каждом атоме… везде. Ибо нет ничего кроме Творца. Весь мир – лишь иллюзия, Его сновидение. Истинно лишь «присутствие», которое, к примеру, в иудейской религиозной и каббалистической традиции записывается четырьмя буквами, составляющими «непроизносимое имя» Творца – יהוה[2]. Кто-то читает его как «Яхве», кто-то – как «Иегова»… А переводится это слово как «Я есть»[3].

На этот счет хочется привести цитату из Евангелия от Иоанна:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Хм… Так она звучит на русском языке. Но вот на греческом и на китайском смысл у фразы совсем иной.

«ἐν ἀρχη̨̃ ἠ̃ν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἠ̃ν πρòς τòν θεόν καὶ θεòς ἠ̃ν ὁ λόγος»

Разберу китайский вариант. Как эту фразу видит любой китаец?

«太初有道,道与神同在,道就是神»(«圣经» 新约 约翰福音)

Во-первых, в греческом оригинале используется термин «Логос» (др. – греч. λόγος), имеющий значение как «слово», так и трансцендентный неописуемый «источник бытия». И если в русском варианте взяли для перевода «Слово», то в китайском этот же термин перевели иероглифом «Дао» (как невыразимый источник всего сущего, трансцендентное начало). То самое «Дао» (кит. 道), которое почитают даосы в Поднебесной, о котором повествует канон «Дао дэ цзин». Во-вторых, для перевода слова «Бог» был использован иероглиф «神» (шень), означающий «Дух». В-третьих, первые два иероглифа первой строчки, 太初 (тай-чу), означают в китайской философии «великое первоначало» – состояние Вселенной, предшествующее разделению мира на Инь и Ян (Тайцзи, 太极), условно предшествующее Большому взрыву, акту творения.

Эта строчка из Библии в китайском варианте дословно имеет следующий смысл: «В состоянии великого первоначала было Дао. Дао было едино с Духом. Дао – это и есть Дух»[4].

Таким образом, в древнегреческом и китайском вариантах эта фраза постулирует изначальное невыразимое начало – Логос («Дао»), пребывающее за границей творения, в «великом первоначале» (кит. 太初, тай-чу). Но в русском переводе радикально меняется смысл. Здесь божественная сущность – Логос – вербализируется и приравнивается к «слову».

А если заглянуть еще глубже… То в этой фразе нет слова «было». Китайская фраза читается как: «В состоянии великого первоначала присутствует Дао». Дао всегда рядом, оно всегда «здесь». Из него рождается вся проявленная Вселенная и в него возвращается. И происходит это прямо сейчас.

Современная квантовая физика открыла «виртуальные частицы», которые ежесекундно создаются и исчезают в вакууме. В вакууме! Еще недавно считалось, что в вакууме нет ничего, ибо это пустота. Но теперь физики экспериментально доказали, что в вакууме непрестанно «из ничего» появляется материя, а потом вновь возвращается в Небытие и исчезает. В частности, это доказывает «эффект Казимира», открытый еще в 1957 году[5], заключающийся в наблюдаемом взаимном притяжении или отталкивании незаряженных немагнитных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме. Этот эффект подтверждался во всех последующих научных исследованиях[6]. Не нужно принимать этот постулат на веру, ибо теперь наука убедительно доказывает, что «Бытие рождается из Небытия», непрестанно.

Как же это волшебно! И как же чудесно то, что даосские патриархи, как и многие учителя других духовных учений, познали это тысячи лет назад.

Вернуться к источнику всего сущего – это и есть Путь.

Познать божественное «присутствие» внутри себя, познать Творца. Творящее начало не имеет пола, не мужчина и не женщина. Творящее начало не имеет формы, оно бесформенно. Творящее начало просто «есть».

И это не связано с верой во что-то внешнее. Напротив. Дао познается внутри, познается на уровне личного опыта[7]. Вне слов. Ибо оно существует еще до появления слов, до появления форм и образов. Познание Дао есть познание бесформенного и невыразимого. Возвращение к источнику. Тому самому, который ежесекундно прямо сейчас творит этот мир. Вселенная прямо сейчас рождается у вас на глазах! Разве это не чудо?! Быть наблюдателем рождения Вселенной!

Будущего еще нет, прошлое уже ушло, есть лишь бесконечный момент настоящего. Прошлое и будущее – иллюзия, лишь способ говорить. Истина в том, что «настоящее» вечно. У него нет ни начала, ни конца. И это то, что даосы называют «прежденебесная» или «изначальная» природа времени и Бытия.

С другой стороны, даосы тысячелетиями разрабатывали и разрабатывают сложнейшие модели описания времени. В основе их лежит учение о циклах. А также основополагающий принцип – «неизменны лишь перемены». Все перемены цикличны. И каждое мгновение настоящего обладает уникальным качеством. Качеством, состоящим из качеств всего бесчисленного множества различных циклов.

Например, прямо сейчас это мгновение является «полуднем» в суточном цикле, пятым днем лунного месяца в месячном цикле, 257-м днем годового цикла, первым годом пятилетнего цикла, вторым годом двенадцатилетнего цикла, тридцать вторым годом шестидесятилетнего цикла… и так до цикла в 50 000 000 лет… Хотя это лишь просчитанные циклы. На самом деле их именно бесконечность. Потому каждое мгновение времени уникально.

Но в то же время мы можем довольно точно предсказывать будущее, понимая учение о циклах. Скажем так, я не знаю, будет ли ясное небо или дождь через 39 лет 5 месяцев и 7 дней в том месте, где вы сейчас читаете эту книгу. Но в час ночи… там точно будет ночь, а не день. Довольно очевидные предсказания мы можем дать по каждому из циклов… Но когда совмещаются тысячи качеств разных циклов, то есть возможность предсказать изменения, понимая цикличность времени.

Учение о циклах – это «посленебесная» доктрина времени. Здесь время имеет протяженность и цикличность, его можно просчитать и, в некоторой степени, предсказать.

Учение о вечном мгновении «здесь и сейчас» – это «прежденебесная» доктрина времени («мета-учение»). Здесь нет протяженности, есть лишь бесконечные изменения в настоящем моменте.

Эти два учения никоим образом не противоречат друг другу. Просто рассматривают время с разных уровней реальности. Подробнее мы еще обратимся к этому в следующих главах.

Квантовая метафизика

С древнейших времен люди пытались познать природу реальности. В разные времена в разных обществах были разные парадигмы: спиритическая, энергетическая и материалистическая. Наука, изучающая это, получила название «метафизика».

Где-то в основе всего лежало космическое сознание, творящее видимое бытие. В античной философии Платон описывал видимый мир как вторичный по отношению к трансцендентному миру эйдосов (идей). В китайской культуре в основе Вселенной находится энергия-ци. Сущность, подобная воде. Сгущаясь, ци становилась материей. Истончаясь – духом. Подобно тому, как, замерзая, вода становится твердым льдом, а испаряясь – тонким паром.

В последний век особую популярность приняла материалистическая парадигма, основанная еще Декартом и Ньютоном, где реальность представлялась огромным механизмом. И имея данные о каждой конкретной детали реальности, можно рассчитать поведение всей механической системы, каждого атома во Вселенной. Все абсолютно предсказуемо и определимо. Такова была идея – и ее многие века придерживались многие ученые. С тем, что внешняя реальность влияет на человеческие мысли, согласиться еще можно («Бытие определяет сознание»), но вот что мысль сама по себе может воздействовать на объективную реальность… Это абсурд. В этой парадигме сознание и материя отделены друг от друга непреодолимой границей.

Труды Рене Декарта и Исаака Ньютона легли в основу материалистической картины мира, утверждающей, что реальность подчиняется законам механики. И она всецело предсказуема. Сознание никак не воздействует на «объективную реальность», и все уже предопределено. Движение каждой частицы во Вселенной можно рассчитать, ибо она всегда движется по определенным физическим законам.

Но, как вы скоро убедитесь, современная наука однозначно доказала, что энергия – это само существо материи. И одно может переходить в другое. Но самое удивительное, что эта энергия восприимчива к влиянию сознания.

Началось все с работы Альберта Эйнштейна и его выдающегося уравнения: E = mc². То есть энергия равна массе физического тела (умноженная на квадрат скорости света). Энергия = материя. Фактически он обосновал, что энергия и материя взаимозаменяемы.

Это прямо противоречило классической механистической физике Ньютона и разрушало представление о природе реальности. Теории Эйнштейна послужили началом исследований загадочного поведения света. Было замечено, что иногда свет ведет себя как волна, огибая препятствия на своем пути. А иногда ведет себя как частица-фотон, способная лететь только по прямой. Согласно ньютоновской парадигме, свет не может быть одновременно и волной, и физической частицей. Это просто невозможно. Полет фотона должен либо огибать препятствия, либо нет.

Но, как оказалось на самом фундаментальном уровне, уровне субатомных частиц, свет не подчиняется законам классической физики. Ученые открыли, что самые элементарные компоненты материального мира могут быть как волнами, так и частицами, в зависимости от наличия или отсутствия наблюдателя. Именно из экспериментов с этими частицами родилась новая наука – квантовая физика.

До ее появления считалось, что атом состоит из массивного ядра и менее массивных электронов, имеющих физическую природу. Каждую частицу можно «взвесить» и рассчитать ее положение в каждый момент времени. Казалось, что атомы состоят из твердой материи.

Но эксперименты доказали, что большую часть атома составляет пустота. А субатомные частицы, кванты, не материальны, но есть энергия. Любое твердое тело состоит из пустоты и энергии.

Дальнейшие исследования показали, что на субатомном уровне не действуют физические законы макромира. События, происходящие с объектами макромира, были предсказуемы и воспроизводимы. Но на квантовом уровне эти законы не действовали. Наблюдение отдельных дискретных взаимодействий на уровне субатомных частиц по своей природе является вероятностным, что необъяснимо с помощью классической механики[8].

Был открыт корпускулярно-волновой дуализм. Доказывающий, что материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других – свойства классических частиц[9]. Корпускулярно-волновой дуализм необъясним в рамках классической физики и может быть истолкован лишь в квантовой механике[10].

Свет можно трактовать и как поток частиц – фотонов, и как волну. Свет демонстрирует свойства волны в явлениях дифракции и интерференции. Но более того, даже одиночные фотоны (частицы), проходящие через двойную щель, создают на экране интерференционную картину, свойственную только волновому поведению[11].

Квантовое волновое поведение проявляют не только элементарные частицы, но и более крупные объекты – молекулы. В 2019 году удалось добиться дифракции молекул, состоящих из почти 2000 атомов каждая[12]. То есть целые большие молекулы, «кирпичики» материальной вселенной, также могут вести себя как нематериальные волны. Это удивительно. Но есть нечто более невообразимое.

Двухщелевой опыт. Впервые был проведен Томасом Юнгом и впоследствии был многократно повторен. Суть его была в следующем. Лазерный луч освещает пластину с двумя параллельными щелями, и свет, проходящий через щели, наблюдают на экране за пластиной. Волновая природа света вызывает явление интерференции, что проявляется на экране как чередующиеся светлые и темные полосы.



Подобного бы не могло произойти, если предположить, что свет – это поток частиц. Ибо частицы летят только по прямой. И если бы свет был потоком частиц, то, пройдя через две щели, на экране ученые бы увидели лишь две яркие точки (а не волновую картину). Тут все понятно. Свет – это волна. Хотя всегда обнаруживается, что свет попадает на экран в виде отдельных точек (фотонов), а волновая картина (с чередующимися полосами) появляется из-за изменяющейся плотности попадания этих частиц на экран.



Предположили, что в процессе полета свет является волной, но, как только контактирует с экраном, он становится частицей – фотоном. В таком случае один фотон должен проходить через обе щели одновременно (как волна) и лишь потом вновь «собираться» в одну частицу, попадающую на экран и формирующую волновой интерференционный рисунок. Совсем уж невероятно.

Тогда ученые провели другой эксперимент, чтобы понять, может ли один фотон пройти сразу через две щели одновременно. Они стали выпускать по одному фотону и решили измерить, через какое именно отверстие проходит фотон. Ведь волна проходит через оба. И тут появились непредвиденные результаты. Шокирующие результаты!



Каждый выпущенный и зафиксированный детекторами (находящимися на щелях) фотон проходит только через одну щель (как классическая частица), а не через обе щели (как волна)[13]. И в итоге формирует не интерференционную волновую картину с полосами, а просто две светлые полосы. Именно так: ведь фотон как частица летит только по прямой и не может двигаться как волна.

Тут, возможно, вы пока не в полной мере осознали всю грандиозность происходящего. Возможно, это самое удивительное научное открытие всего человечества за всю историю. Оно фундаментально.

Этот опыт показывает, что частицы не образуют интерференционную картину, если наблюдать, через какую щель они проходят. Сам процесс наблюдения влияет на поведение частиц. Когда присутствует наблюдатель – свет ведет себя как частица (летит только по прямой, формируя карнитину из двух пятен). Когда мы не наблюдаем поведение конкретного фотона, то свет ведет себя как волна (проходит одновременно через две щели как волна, формируя картину интерференционных полос). Центральное место здесь занимает Наблюдатель[14].

Фотон – частица и волна. Наблюдая за фотоном, мы всегда будем распознавать его как физическую частицу. Сам факт наблюдения приводит к «коллапсу волновой функции». И бесформенная многовариантная реальность обретает конкретные очертания, становится физической материей. Наука может изучать только уже проявленную реальность (хотя мы видим, что появление квантовой физики существенного раздвинуло горизонты возможного к изучению). Наблюдая за процессом, ученый переводит систему из непроявленного «волнового» состояния в проявленное «материальное» состояние.

То есть как только вы начинаете наблюдать за частицей, мгновенно теряется «чистота эксперимента», ибо сам факт наблюдения изменяет поведение частицы. Само наблюдение (наличие субъекта) меняет ход событий. В науке это получило название «эффект наблюдателя».

Чем является реальность до момента наблюдения? Для современной науки это пока загадка. Существует ли «объективная реальность» вне субъективного восприятия? Здесь вспоминается книга ирландского епископа Клойнского и философа Джорджа Беркли под названием «Трактат о принципах человеческого знания». В ней он задается вопросом: «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» И сам дает ответ: «Но, скажете вы, без сомнения, для меня нет ничего легче, как представить себе, например, деревья в парке или книги в кабинете, никем не воспринимаемые. Я отвечу, что, конечно, вы можете это сделать, в этом нет никакого затруднения; но что же это значит, спрашиваю я вас, как не то, что вы образуете в своем духе известные идеи, называемые вами книгами и деревьями, и в то же время упускаете образовать идею того, кто может их воспринимать?»[15]

Восточные же духовные учения давно пришли к ответу на этот непостижимый вопрос. Непроявленную природу реальности даосы именуют «Дао».

«Дао проявленное перестает быть истинным Дао» (Дао Дэ цзин, 1 чжан).

«道可道非常道» (道德经 1章).

Сама фокусировка внимания наблюдателя на внешнем объекте воздействует на него, приводя к коллапсу волновой функции и переводу реальности из непроявленного состояния («суперпозиции») в проявленное состояние (материального объекта).

Как говорил один из основателей квантовой физики Нильс Бор: «Если квантовая физика вас не шокировала, значит, вы ничего в ней не поняли».

Если же удается обратить внимание вспять, наблюдать наблюдателя, созерцать созерцателя, то в этот момент сознание достигает пробуждения. Назовем это состояние высшее «мета-сознание». Внешняя реальность постигается как иллюзия, Майя. Как долгий бессознательный сон. И любая попытка описать это состояние обречена на провал. Ибо в нем нет ничего – и в то же самое время содержится всё. Подобно состоянию Вселенной до Большого взрыва. Всё и ничего. Тотальная пустота, заполняющая все мироздание, которая является не чем иным, как изначальным «Я».

Во многих восточных духовных традициях было учение о том, что сознание (наблюдатель) непосредственно влияет на «объективную реальность» (материю). Одним фактом своего наблюдения. Ныне же квантовая физика это научно доказала. Воистину, мы живем в век, когда наука, философия и религия могут слиться воедино.

На страницу:
1 из 3