bannerbanner
Зарубежный филиал, или Искусство жить в Израиле. Часть 2
Зарубежный филиал, или Искусство жить в Израиле. Часть 2

Полная версия

Зарубежный филиал, или Искусство жить в Израиле. Часть 2

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

– Но это мероприятия на местном уровне, и захотят ли ещё перенимать тель-авивский опыт в других городах? Нужны мероприятия в масштабах всей страны.

– В 2005 году правительство Израиля утвердило новую школьную реформу, которую называют «реформой Доврата». До этого страна в течение всего года обсуждала содержание реформы. В соответствии с её положениями, для того чтобы стать учителем, необходимо будет как минимум иметь первую, а желательно вторую или третью академическую степень по тому предмету, который он преподаёт, затем специальное педагогическое образование, после чего учитель должен сдать специальный экзамен на право преподавания, и лишь затем он будет допущен в класс.

– Задумано, может, и не плохо, но, во-первых, как бы это не забюрократили настолько, что может получиться такая же проблема, как с электриками. Во-вторых, кто же согласится проходить все эти «муки ада», чтобы потом получать нищенскую зарплату?

– А реформа предусматривает, что профессия учителя станет престижной и хорошо оплачиваемой.

– Так почему же пробуксовывает её внедрение?

– Реформа предусматривает увольнение 14 тысяч учителей. Среди них могут оказаться в первую очередь учителя-репатрианты, которых и так увольняют в конце каждого года, чтобы не давать им «квиют» (постоянство). Но в основном должны уволить тех, кто будет признан профессионально непригодным, то есть не сможет сдать специальный экзамен Министерства просвещения. Против этого выступил профсоюз учителей, пригрозивший всеобщей забастовкой. Кроме того, для успеха реформы необходимо соответствующее финансирование. По заявлению тогдашнего министра финансов Нетаньяху, «на осуществление реформы требуется два миллиарда шекелей в год, и состояние нашей экономики позволяет найти эти деньги». Однако последовавшие вскоре бурные события в стране помешали хорошим планам. После смены правительства новый министр просвещения Юли Тамир начала внедрять другие, во многом спорные, методы. А пока меняются правительства и новые министры пытаются реорганизовать школу в соответствии со своими взглядами, израильские учёные разрабатывают новые методы обучения. И вот в 2006 году Министерство просвещения Великобритании приняло решение перевести тысячу школ страны на новую программу обучения физике, химии и биологии, разработанную израильскими учёными из Института Вейцмана. По мнению британских методистов, эта программа наилучшим образом соответствует требованиям обучения школьников естественно-научным дисциплинам в XXI веке. Суть программы заключается в известной поговорке о том, что тот, кто дал человеку рыбу, подарил ему один ужин, а тот, кто научил его удить рыбу, подарил ему жизнь. Программа учит школьника приёмам самообучения, благодаря которым он может самостоятельно изучить тот или иной раздел этих дисциплин.

– Действительно, нет пророка в своём отечестве. Может быть, поэтому всё больше выпускников израильских школ предпочитают получать высшее образование за границей. Диплом, полученный в Европе, зачастую оказывается не только престижнее, но и в некоторых случаях дешевле израильского. А что касается методик, которые решили позаимствовать англичане, то для использования их нужна хорошая базовая педагогическая подготовка. Вот учителя из бывшего СССР, как правило, её имеют и хорошо работают в Израиле. А чтобы такая подготовка была всеобщей, нужно менять всю систему образования. Как считает бывший проректор Российского института усовершенствования учителей доктор педагогики Юрий Френкель, начинать следует с экономических принципов. Что представляет собой израильская система образования с точки зрения рыночных отношений? Мы все выступаем в роли клиентов этой системы, потребителей образовательных услуг. А Минпрос от имени правительства нам эти услуги предоставляет. Именно предоставляет, а не продаёт.

– А в чём тут разница?

– А в том, что акта купли-продажи тут нет, хотя мы и оплачиваем эти услуги. Не мы решаем, что покупать, у кого и сколько платить. За нас это делает Минпрос. Как монополист он имеет возможность всучить нам любой товар без нашего согласия. И, как всякий монополист, он не хочет иметь конкурентов. Международный опыт показывает, как можно эту ситуацию изменить. Должен появиться ещё один потребитель образовательных услуг – государство в лице правительства. Образовательные услуги должны предоставляться системой образования, то есть школами, университетами, колледжами и т. д., а Минпрос должен осуществлять лишь функции разработчика государственных стандартов в отрасли, контроля за их выполнением и перевода средств в учебные заведения. Должен быть изменён и сам подход к финансированию системы образования. Деньги, выделяемые на образование, должны рассматриваться не как потребительские траты, а как долгосрочные государственные инвестиции. Когда в Китае в 1993 году приняли «Программу реформ и развития образования», то были произведены экономические расчёты отдачи от вложений в образование. Оказалось, что эта отдача выше, чем от вложений в основной капитал. С тех пор инвестирования государства в сферу образования стали считаться не потребительскими расходами, а одним из главных источников умножения национального богатства. Соответственно, стали расти и темпы роста вложений в образование.

– Если бы у нас взяли этот опыт на вооружение, то давно бы прекратились ежегодные забастовки учителей, требующих повышения зарплаты.

– Да, и ещё надо добиться того, чтобы бюджет на образование формировался не по остаточному принципу. Для этого нужно выделить налог на образование из общей суммы налогов. Нужно определить, какой процент от собираемых налогов должен идти на образование, и так и назвать его – «налог на образование».

– А ведь действительно умно. По мере увеличения отдачи от образования будет расти и сумма собираемых налогов, и вложения в образование будут расти в определённой прогрессии.

– Остановка за немногим: чтобы наше правительство это поняло наконец и претворило в жизнь. Но кроме общих проблем системы образования в Израиле существует ещё проблема обучения детей-репатриантов. Причём речь не идёт, к примеру, об англоязычных иммигрантах. Те для своих детей создали частные школы и целый ряд образовательных сетей, где преподавание ведётся на родном языке. У выпускников таких школ нет проблем с аттестатом, с поступлением в университет. Детям же из бывшего СССР гораздо трудней пробиться в элиту, хотя они не менее способны. На русском языке, к которому дети привыкли в стране исхода, в Израиле преподавание не ведётся. И когда ребёнка, не спрашивая его, привезли в другую страну, обычаев и языка которой он не знает, то он переживает психологический шок. Через несколько дней после прибытия в страну ребёнка приводят в школу или в детский сад, но он не может общаться ещё с коллективом из-за незнания иврита. В первые полтора года пребывания в стране ученик получает лишь шесть дополнительных часов в неделю, а в старших классах – только один час в неделю. Обучение ивриту в младших классах, а также учащихся, находящихся в стране более двух лет, вообще не финансируется. Также не финансируются психологическая помощь детям-репатриантам, программы еврейской и израильской идентификации. А ведь многие родители сами заявляют, что их детям не хватает еврейского образования. Именно нехватка знаний о еврейской традиции и культуре является главным отличием их детей от сверстников-сабров в школе. И родители не могут познакомить детей с традицией еврейских праздников, с еврейскими музыкой и песнями, если сами о них не знают в силу советского воспитания… Также не предусмотрено бюджетное финансирование работы с детьми и подростками – репатриантами, отнесёнными к категории «проблемных детей». А таких в стране насчитывается более 40 тысяч. В Минпросе среди 900 инспекторов управления педагогики нет ни одного русскоговорящего инспектора из числа приехавших после 1989 года. Деятельность организаций новых репатриантов, занимающихся работой с детьми репатриантов в послеобеденные часы, Минпросом не поддерживается под предлогом отсутствия бюджетного финансирования. Отклоняются многочисленные инициативы учителей-репатриантов, направленные на улучшение интеграции репатриантов в израильское общество. Ввиду непрозрачности финансирования никто вообще не знает, сколько денег выделяется на абсорбцию детей-репатриантов и где эти деньги находятся. Почему это происходит? По мнению одного из экспертов, за всем этим стоят влиятельные круги, не желающие, чтобы «русские» усилили свои позиции. Из этих кругов идёт отторжение наших политиков, оттуда же поступил «заказ» на наших подростков. Может быть, поэтому в школах становится меньше детей-репатриантов. По данным разных источников, от 16 до 40 процентов детей-репатриантов не завершают учёбу в школе. Если ребёнок по каким-то причинам начинает отставать в учёбе, родители не могут ему помочь, так как не знают израильской системы образования. Да и в школе русскоязычные родители – редкие гости из-за постоянной занятости на работе. И вот подросток, который плохо успевает, не видит смысла дальше продолжать обучение в школе. Он не хочет, чтобы к нему относились свысока, как к неудачнику, и стремится найти что-нибудь другое. Из-за всех этих проблем ребёнок не чувствует привязанности к стране, у него нет «чувства дома». За последние десятилетия в стране выросли сотни тысяч чуждых ей молодых людей. Взрослые репатрианты значительную часть своей жизни провели в системе более понятных им ценностных координат. А у их детей к общим проблемам репатриантов прибавляются и проблемы переходного возраста. Ещё больше проблем у детей без статуса, а также тех, чьи родители находятся в разводе.

Но есть ещё одна причина, по которой дети уходят из школы. Причина эта – насилие, которое испытывают дети-репатрианты в некоторых школах. Среди многих руководителей школ бытует мнение, что дети приходят в школу, чтобы учиться дружить, а знания – не самоцель. Но какую дружбу получают дети-репатрианты? Моего внука привезли в Израиль, когда ему было четыре года, и сразу определили в детский сад. Представь себе, что ещё несколько дней назад он ходил в российский детский сад и играл со знакомыми детьми. И вдруг попадает в совершенно незнакомую страну, с другими обычаями, где все говорят на непонятном языке. Когда его приводили в садик, он весь день сидел в углу, как загнанный зверёк. Так продолжалось около полугода. За это время он постепенно освоился, научился говорить на иврите и ко времени поступления в школу уже не отличался от своих сверстников. А вот сын одного моего знакомого, Вениамина, попал в другую школу. Учительница его в упор не замечала, а он не знал её языка, так как «ульпан» ему не дали. Другим детям он был в диковину, и они всячески его травили. Его пинали, били по лицу, оплёвывали. Как-то на перемене они начали гоняться за ним по двору школы и бросаться камнями. Когда Вениамин сам был мальчишкой, в одном небольшом российском городке за ним с улюлюканьем гналась толпа мальчишек, прикрикивая: «Бей жида!». И вот через столько лет, уже в еврейской стране, толпа еврейских мальчишек гналась за его сыном… Один камень попал мальчику в голову, и он упал. Хулиганы разбежались, и тогда появилась учительница. Скорая помощь увезла мальчика в больницу, но спасти его не удалось. Родители дали согласие пожертвовать внутренние органы ребёнка для пересадки и сохранили память о сыне в пятерых спасённых детях.

Глава 2

Я бы в армию пошёл…

Слабость провоцирует оскорбления. Лучший способ избежать этого – быть сильным и уверенным в себе.

Джеймс Мэдисон, четвёртый президент США

Человеку, впервые оказавшемуся в Израиле, может показаться, что он попал в зону военных действий. На улицах, в автобусах и поездах постоянно встречаются солдаты с оружием. Кажется, что они патрулируют всю территорию страны. На самом деле это не патрули. Просто солдаты едут с базы домой или из дома на базу. Удивляет, конечно, что делают они это с оружием. В Советском Союзе было по-другому: личное оружие солдат находится под замком и охраной и выдаётся только на время занятий и несения караульной службы. Правда, во время боевых действий солдаты и в России держат оружие при себе. В Израиле же из-за враждебного окружения военнослужащие должны быть в боеготовности в любую минуту и при получении приказа выехать в ту или иную точку страны, поэтому и домой на шабат они едут с личным оружием.

Вооружённые отряды на территории нынешнего Израиля появились ещё до образования государства. В 1920—1930-х годах арабы восстали против британских властей, а за компанию досталось и евреям. Арабы терроризировали еврейские поселения, нападали на транспорт, отбирали запасы продовольствия, устраивали погромы. Крупная кровавая резня была устроена в еврейских кварталах Хеврона. Для защиты поселений руководители ишува сформировали организацию «Хагана» («Оборона»). Её боевое крыло, «Палмах», представляло собой боевые отряды, в задачу которых входила борьба с арабскими бандами. В отряды «Палмаха» вступали добровольцы, однако массового энтузиазма не наблюдалось. Несмотря на постоянную угрозу со стороны арабов, многие молодые и здоровые люди в ишуве продолжали жить так, как будто их борьба не касалась. Когда в начале 1940-х годов для борьбы с нацизмом в Британской армии создавалась Еврейская бригада, руководители ишува повели жестокую борьбу против уклонистов. Даже британская администрация была возмущена проявляемой жестокостью. В дома уклонистов подкладывали бомбы, наносили урон их имуществу, людям угрожали, их похищали, над ними всячески издевались. После Второй мировой войны, в процессе подготовки к созданию Государства Израиль национальные организации во главе с Еврейским агентством вновь повели борьбу с уклонистами. В газетах публиковались приказы, в которых всем работодателям под личную ответственность предписывалось увольнять уклонистов. Ответственность возлагалась и на членов семей уклонистов. Они тоже могли быть привлечены к суду. То время было очень трудным для еврейского государства. И нужны были бойцы для его защиты. Поэтому проводились регулярные рейды по выявлению уклонистов. Проверялись рестораны, кафе и другие места массового посещения. Прочёсывались жилые кварталы, проводились обыски в квартирах соседей уклонистов. Всё это сопровождалось широкомасштабной пропагандистской кампанией с привлечением молодёжных организаций. И в общественном сознании укрепилось мнение о том, что служба в ЦАХАЛе – святой долг и почётная обязанность. Уклонисты стали изгоями общества, навеки опозорившими себя в глазах окружающих. В первые же годы существования Государства Израиль количество уклонистов сократилось до минимума. В период Синайской кампании желание служить в армии ещё больше укрепилось. А пик армейского энтузиазма пришёлся на период, последовавший за Шестидневной войной. Молодёжь с гордостью надевала форму ЦАХАЛа, ставшую для всего мира символом непобедимой армии, и стремилась попасть исключительно в боевые части. Если кто-то по каким-то причинам не имел такой возможности, то считал это личной трагедией.

Сейчас по израильскому законодательству призыву на военную службу подлежат мужчины в возрасте 18–29 лет и незамужние женщины в возрасте 18–26 лет. Закон распространяется на евреев, а также (для мужчин) на друзов и черкесов. Христиане и мусульмане могут служить в армии добровольцами. Срок службы для мужчин – 36 месяцев, а для женщин – 21 месяц. Лица, подписавшие обязательства на сверхсрочную службу, могут быть направлены на офицерские курсы. Время сверхсрочной службы составляет один год для большинства офицеров, два с половиной года – для окончивших курсы морских офицеров и шесть лет – для окончивших курс лётчиков. Подобное обязательство подписывают и лица, получившие отсрочку от армии для учёбы в колледжах и университетах. Период обязательной службы для врачей – два года, для инженеров и других специалистов с высшим образованием – три года, для выпускников колледжей – один-два года.

Во время войны за независимость в 1948 году в только что созданном ЦАХАЛе служило 3,5 тысячи добровольцев-евреев из других стран. Это были ветераны Второй мировой войны, солдаты и офицеры с большим боевым опытом. Вопреки распространявшемуся антисемитами мнению, что якобы отсиживались в тылу, они успешно боролись с фашизмом в армиях разных стран мира. В СССР, например, по итогам войны было 150 Героев Советского Союза еврейской национальности. Выехать из СССР для оказания помощи молодому еврейскому государству бывшие фронтовики, конечно, не могли. Но из других стран боевые офицеры приезжали. Они оказали большую помощь молодой израильской армии, готовили офицерский состав и специалистов. И сегодня молодые евреи из разных стран и лица, имеющие право на репатриацию, могут проходить службу в ЦАХАЛе на добровольных началах. Многие после этого решают остаться в Израиле. Если молодые люди репатриируются в Израиль без родителей, то, призываясь в армию, они считаются солдатами-одиночками. Таким солдатам армия оказывает помощь. Ежемесячно они получают подарок в размере зарплаты рядового в дополнение к его обычной армейской зарплате. Армия принимает участие в оплате расходов на аренду и эксплуатацию квартиры. При тяжёлом материальном положении одинокий солдат может обращаться в особый отдел ЦАХАЛа. Если родители одинокого солдата проживают за границей, то ему положен отпуск продолжительностью 21 день один раз в течение каждого года воинской службы для поездки за границу. В случае смерти одного из ближайших родственников за границей одинокий солдат получает специальный отпуск продолжительностью 30 дней, и армия оплачивает расходы на поездку. Кроме обычного отпуска одинокому солдату положен дополнительный – не реже одного раза в два месяца – для улаживания личных дел.

На добровольных началах в израильской армии служат и бедуины. Причём уклонение от службы среди бедуинской молодёжи встречается очень редко. Для бедуинов служба в армии является хорошей возможностью обзавестись связями, сделать карьеру. Бедуины служат и во внутренних войсках, и в боевых частях. Есть бедуинские батальон спасателей и батальон патрулирования пустыни. Они являются полезными в разведке и патрулировании, так как хорошо знают местность, имеют острое зрение и врождённые качества воина пустыни. Бедуин-следопыт по понятным ему признакам может выяснить, где и когда прошли террористы, определить заминированные участки и места возможной засады.

В боевых частях в армии хотят служить около 70 процентов учеников старших классов, однако годны к службе в этих частях не более 10 процентов. Причинами низкой физической подготовки являются система школьного воспитания, а также компьютеры и телевизоры. Однако те, кто всерьёз мечтает о боевой романтике, стремятся посещать кроме школьных уроков физкультуры занятия в школе боевых искусств. В такой школе ребят готовят к службе в армии физически и морально. Их не только учат боевым искусствам, физической выносливости и дисциплине. Ребят приучают преодолевать страх, быть братьями друг другу, быть вместе и уважать другие взгляды. Сейчас также действуют центры подготовки к службе в армии, и у парней есть возможность выбрать определённую армейскую специальность.

В последнее время становым хребтом ЦАХАЛа становится религиозно-сионистская молодёжь. Очевидно, это объясняется особенностями образования и воспитания, которые получают молодые люди в вязаных кипах.

Во всяком случае, в боевых частях они представляют уже половину офицерского состава. Среди слушателей курсов подготовки армейских офицеров растёт и количество новых репатриантов. По имеющимся данным, в числе новых репатриантов, проходящих службу в армии, около шести тысяч не являются галахическими евреями. И странно выглядит ситуация, когда призывники из числа новых репатриантов принимают присягу на Евангелии, а не на Танахе. По инициативе начальника управления кадров ЦАХАЛа генерала Элазара Штерна теперь в армии существует программа ускоренной подготовки к гиюру. Среди проходящих срочную или резервистскую службу репатриантов, желающих пройти гиюр, оказались десятки тысяч. Для участия в программе таких солдат освобождают от служебных обязанностей.

В Армии обороны Израиля есть офицер, к которому могут обращаться военнослужащие и их ближайшие родственники с любыми просьбами или жалобами, связанными со службой в армии. Для срочных случаев имеются телефоны «горячей линии».

В случае гибели военнослужащего с его ближайшими родственниками активно занимается социальная служба армии. Для вдов, чьи мужья погибли на войне или во время армейской службы, ЦАХАЛ организует специальные реабилитационные группы. Помощь психолога предоставляется сразу и на неопределённый срок. За каждой вдовой армейская социальная служба закрепляет куратора, который занимается её делами.

Юношам и девушкам, устраивающимся после службы в армии на работу, полагается премия, которая в 2007 году составляла 7578 шекелей. Военнослужащие, заканчивающие службу в армии, получают право на налоговые льготы в течение трёх лет. При этом они имеют право прервать, то есть «заморозить», действие этих льгот на время учёбы и по другим причинам. В период службы призванным в ЦАХАЛ ежемесячно откладывается определённая сумма в специальный сберегательный фонд. Эти средства предназначены для получения образования, приобретения квартиры, профессиональной подготовки или открытия собственного дела. Их можно получить в течение первых пяти лет после демобилизации. Кроме того, неработающий демобилизованный имеет право на пособие по безработице в течение 70 дней на протяжении первого года после демобилизации. При прохождении резервистских сборов («милуим») для резервистов тоже предусмотрены льготы:

– солдат-резервист, вступающий в брак, освобождается от военных сборов на период, начинающийся за 10 дней до регистрации брака и заканчивающийся через 10 дней после прохождения указанной процедуры;

– солдат-резервист, имеющий жену на девятом месяце беременности, освобождается от прохождения «милуим»;

– если у солдата-резервиста рождается ребёнок, то «милуим» «замораживается» на месяц с момента рождения;

– солдат-резервист, являющийся единственным родителем находящегося на его попечении ребёнка, не достигшего 18 лет, должен проходить резервистскую службу на расстоянии, не превышающем 100 километров от места жительства. Его обязаны ежедневно отпускать со службы в такое время, чтобы он мог прибыть домой не позднее 17:00.

И всё же желание молодых людей служить в боевых частях несколько снизилось. По данным командования армии, в 2007 году только 67,3 процента призывников подходящего профиля выразили желание служить в боевых частях. В августе 2006 года этот показатель составлял 68,9 процента, а в ноябре 2005 года – превышал 70. Исследования показывают, что тенденция уклонения от армейской службы развивается в периоды кризисов – как политических, так и экономических.

Поскольку вопрос обороноспособности страны является чрезвычайно важным, о признаках надвигающихся кризисов нам предстоит разобраться в дальнейшем более подробно. А пока что можно наблюдать, что сегодня молодые люди не воспринимают армейскую службу как фактор для собственной гордости и уважения со стороны окружающих. Теперь при приёме на работу не требуют удостоверения о демобилизации и не спрашивают, в каких частях и в какой должности служил соискатель вакансии. Поскольку нынешняя система образования с детства приучает человека «ловить кайф», то и выросшему ребёнку хочется избавиться от всего, что этому кайфу мешает. И, естественно, от службы в армии с её дисциплиной, к трудностям которой молодой человек совершенно не приучен. В армии особенно наглядно проявляются негативные стороны нынешнего образования. Для борьбы с уклонизмом разрабатываются соответствующие меры. Одна из них – вновь клеймить уклонистов позором, в том числе и соответствующей записью в удостоверении о демобилизации.

Ухудшается и состояние дисциплины в армии. Удивительно, что у непьющих в общем евреев выявляются случаи распития спиртных напитков на военных базах, что строго запрещено. Причём среди пьющих попадаются не только солдаты, но и офицеры. В элитном сапёрном подразделении «Налом» пьянство среди военнослужащих приняло такие угрожающие размеры, что командование ЦАХАЛа обязало всех военнослужащих этого подразделения дать подписку об отказе от употребления алкогольных напитков как во время несения службы, так и во время отпуска. В 2007 году военный суд рассмотрел дело пяти военнослужащих, в том числе кадровых из Южного военного округа. Все они были признаны виновными в том, что торговали автоматами Калашникова, М-16, патронами и гашишем. В 2006 году по делам, связанным с наркотиками, только в Северном военном округе было подано 173 обвинительных заключения. Встречаются случаи, когда даже генералы ЦАХАЛа подозреваются в получении незаконных льгот и привилегий.

Командование армии больше стало уделять внимания соблюдению правил и техники безопасности. Согласно данным управления кадрами, в период с 1978 по 1993 год среднее число военнослужащих, погибших в происшествиях небоевого характера, равнялось 42. В эту категорию не вошло число солдат, погибших в отпусках. А в период с 1999 по 2006 год таких погибших было 37 человек, включая и находившихся в отпусках. От лётчиков раньше требовалось выполнение поставленной задачи во что бы то ни стало, даже на учениях. Борьбе с аварийностью уделялось меньше внимания. Однако в последние двадцать лет подход стал меняться. Если раньше в среднем разбивалось около 25 самолетов в год, то с 2000 года эта цифра колеблется в пределах двух.

На страницу:
3 из 7