bannerbanner
Брак после воскресения
Брак после воскресения

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Мы видим с вами, какие сравнения приводит апостол, дабы объяснить, каким должно быть отношение мужа к жене. Оно должно быть подобно отношению Христа к Церкви. Господь даже заповеди давал в форме притч и иносказаний, а вовсе не приказаний. Ни говоря уже о том, чтобы кого-то насиловать. Если муж действительно ведёт себя как Христос по отношению к ней, т.е. кротко и смиренно, то именно в этом случае и жена должна повиноваться ему, как Христу. А если муж ведёт себя как насильник, то от такого бежать должно как от беса, т. к. бес на иврите это и есть собственно «насильник».69 Муж тогда лишь попадает под определение апостола как «глава жены», когда он всеми силами старается быть подобным Христу. Если же он похож на дьявола, то «какое общение Христа с велиаром»? И какой же он тогда глава, когда «овцы бегут от него, ибо не знают чужого гласа»? Если муж вместо того, чтобы полагать душу свою за жену, как Христос за Церковь, напротив, полагает душу самой жены, уничтожая её морально и психологически, то как он может именоваться главой, будучи абсолютно противоположным Христу, образцу, Главе?

В настоящее время в России очень много разводов. Одной из причин этих бед является насилие мужа по отношению к жене. Это горе не предается гласности, однако причиной его часто является неправильное понимание Священного Писания. Задача Церкви правильно прокомментировать эти места. Любое насилие уничтожает любовь. Жена, терпящая подобное отношение со стороны своего мужа, вряд ли сможет сохранить к нему любовь. Поэтому их союз рано или поздно разрушится. Когда апостол говорит, что «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор 7:4), он, несомненно, имеет ввиду то, чтобы каждый супруг добровольно по любви предавал любимому всего себя, но вовсе не позволение на изнасилование жены вопреки её воле или нежеланию по состоянию здоровья или иным причинам. Павел говорил о воздержании, «как позволении, а не как повелении» (1 Кор 7:6). Он просит, чтобы оно было «с согласия». Но, очевидно, и противоположное так же немыслимо без этого «согласия», ибо «любовь не делает ближнему зла» (Рим 13:10).

«Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим 15:1). «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы («пикринесте»70 «горьки, причиняющие боль, жестоки»71)» (Кол 3:19).

Апостол просит, чтобы «жёны повиновались своим мужьям» (Еф 5:22). Но как? Так «как Церковь повинуется Христу». И мужьям говорит: «любите своих жён». Но как же?! «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Как же Церковь повинуется Христу и как Христос возлюбил Церковь, «очистив банею водною»?!

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от сего мира к Отцу, (явил делом, что), возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял (с Себя верхнюю) одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин 13:1-8).

Это какое-то странное повиновение и господство, которое заключается в том, чтобы младший по послушанию старшему относился к своему господину как к слуге, сам чрез послушание став его господином.

И дальше говорит: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин 13:13-14). Он просит, чтобы каждый относился к другому как к своему господину.

«Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе каждый заботится, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирив Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2:1-8).

Ибо любви свойственно оказывать послушание любимому. Любовь всегда видит любимого большим себя, даже если он наименьший. Не поэтому ли Господь наш в книге пророка Исаии называет себя «слугой». Целые институты из-за этого непонятного парадокса, по которому Предвечный Бог именует Себя «слугой», до сих пор не могут с полной уверенностью согласится с тем, что эти так называемые «песни Слуги», очевидные и сбывшиеся уже пророчества, есть песни Мессии «Бога, Который есть Любовь».

Добавлю, что не только насилие разрушает любовь. Тоже действие оказывает и менее грубое, подчас едва заметное давление посредством просьб, с которыми любимый не согласен. Разрушается она даже и через высказывание мыслей и соображений, которые возлюбленный не приемлет. Поэтому святые чаще всего не высказывали своих прошений и заповедей в виде приказаний. Они предлагали их в качестве совета всего лишь один раз и редко потом повторялись, дабы не насиловать и не давить на волю другого человека. Сохранение любви это самое важное делание любого человека на земле.

«Муж глава жены, яко же Христос – Церкви» (Еф 5:23). Но какое это главенство? Ведь Господь ясно говорит, что «не приидох да послужат Мне, но послужити и дати душу мою избавление за многих». Ибо «кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). Да и сами апостолы «были тихи среди нас подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Тим 2:7). Не могу это назвать иным словом, кроме как главенство любви. «Ибо Бог доказывает к нам Свою любовь тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8). «Любовь не делает ближнему зла; любовь есть исполнение закона» (Рим 13:10). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13:4-8). «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действуемая любовью» (Гал 5:6). «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:7-8).

Из всего вышесказанного, я полагаю, можно сделать такой вывод. С одной стороны, апостол всячески старается убедить обоих супругов уступать друг другу. Однако благословения на насилие в случае воздержания одного из супругов мы нигде не находим. Златоуст, когда пишет о желании жены воздержаться вопреки воле мужа, лишь говорит о том, что последний, возможно, тогда будет пытаться найти другую. О проблеме насилия он ничего не упоминает, будто её вообще не существовало в то время или же на неё не обращали внимание. Такого же мнения придерживаются и другие толковники.

Из Писания видно, что Господь вообще очень отрицательно относится к насилию.

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс 10:5). Здесь употреблено слово «хамас»72 «насилие, бесчинство». Существительное это происходит от глагола «хамас»73 «насиловать, грабить».74

«Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону» (Пс 93:20)?

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием» (Ис 61:8)… Эту фразу при другой огласовке можно прочесть несколько иначе.75 Тогда вся фраза приобретет следующий вид:

«Ибо Я Господь, люблю правосудие, ненавижу похищение замужней». Или: «…ненавижу насильное овладение обладаемой» (Ис 61:8)!

Именно насилие явилось причиной потопа!

«И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них насилием (хамас); и вот, Я истреблю их с земли» (Быт 6:13). Так перевод предоставило и МБО.

В Псалтыри есть ещё одно интересное место, в котором фигурирует слово «насильник», которое, однако, переводится словом «бес».

«И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом («насильникам»)» (Пс 105:37).

В синодальном переводе: «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам».

Слово «бес» на иврите «шед» 76«тёмная сила, злой дух»происходит от глагола «шуд»77 «насиловать, губить», от чего и само слово «бес» имеет собственное значение «насильник», «губитель».

«…От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». В синодальном: «…язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень» (Пс 90:6). В масоретском тексте дословно написано: «от гибели (пагубы), губящей (насилующей) в полдень».

«Насилие (шед) нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду» (Прит 21:7).

«Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии (шед) помышляет сердце их, и о злом говорят уста их» (Прит 24:1-2).

«Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении (=насилии – шед) дочери народа моего» (Ис 22:4).

«Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение (=насилие – шед) и гибель на стезях их» (Ис 59:7).

Можно так же обратить ваше внимание на само имя «Иисус», которое обычно переводят как «Спаситель». На иврите «Иисус»78 – «Иешуа» или по-арамейски79 «Йешу»80 является производным от глагола «шуа»81 «порываться на волю, искать освобождения от чего». Отсюда, само слово «Спаситель» может означать так же «Освободитель», «Дающий свободу».

Мне очень понравились рассуждения о свободе и насилии в одной журнальной статье об отце Софронии Сахарове. В этих простых словах очень ясно виден и характер Христа. «Слово "послушание" – это то, что мы слышим каждый день в церкви, нам об этом напоминают регулярно. Старец, как ни покажется это парадоксальным, о послушании почти никогда не говорил. Но при этом все вокруг старались исполнить его волю: они творили послушание не потому что должны, а потому, что им хотелось. Это правильная установка на послушание. Не желание как-то угодить человеку – человекоугодие, а простое выражение любви: как исполнить волю возлюбленного человека. Это применимо не только в монастыре, но и в семье: любовь проявляется в послушании. Такое послушание нельзя завоевать никакой административной позицией, ни каким бы то ни было богатством знаний, власти, денег и т.п. Такое послушание можно только заслужить через искреннюю, самоотверженную любовь… Никогда старец не терпел насилия, как и Христос. Когда Христос учил, у Него не было никакой власти над людьми. Люди сами, добровольно, ходили за Ним. Старец никогда не действовал насилием, потому что он был глубоко убеждён: всё, что достигнуто насилием, навязыванием, не имеет духовной ценности и не принесёт плода в вечности – это всё погибнет… Святой Силуан тоже никогда не действовал насилием, он говорил человеку какие-то общие принципы и оставлял человека в свободе – следовать этому принципу или нет. Человек решает это сам. Через старца я понял, почему Господь говорил в притчах. Притчи – такой язык, когда ты никому ничего не навязываешь и просто ставишь человека перед истиною, а человек решает сам…»82 Если мы обратим с вами внимание на других святых и старцев, то так же найдём в их отношениях с людьми глубокое уважении к их свободе и неприязнь к насилию.

Говорят (дай Бог, чтоб это было не так), что сегодня среди православных священников возникло немного странное учение, что жену, якобы нужно смирять. В каком месте Евангелие так учил делать Христос? Быть может, апостолы дали такое повеление? Вероятно они учили этому своим примером? Нет. Ничего такого ни у Спасителя, ни у апостолов мы не находим. Вот что говорит Господь.

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23:8-12; Лк 14:11; 18:14).

«Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Исх 22:22).

На иврите здесь употреблён глагол «ана»83, который в разных формах имеет следующую смысловую нагрузку: «сгибаться, сокрушаться, бедствовать», в возвратной форме «быть сокрушаему, смиряться, бедствовать, томиться, мучиться, в активной усиленной форме «угнетать, притеснять, томить, изнурять, насиловать женщину (Быт 34:2, Суд 20:5)», в возвратной пассивной форме «быть смиряему, смиряться, томить себя постом».

Владение одного другим в супружестве является его искажением, поэтому необходимо изобразить истинный его образ. Так как именно это супружество и пытался восстановить Христос, когда отрицал владение.

5. Первоначальное равенство мужа и жены.

На иврите «муж» – «иш»84, а «жена» – «иша».85 «Она будет называться женою («иша»), ибо взята от мужа («иш»)» (Быт 2:23). Единство корня и разница лишь в роде ясно свидетельствуют об их равенстве. О первоначальном равенстве мужа и жены сказано так же и в Быт 2:18. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Слово «помощник» «езэр»86 во-первых, мужского рода (я не ошибся). А, во-вторых, оно не имеет того унизительно-рабского значения, которое присуще рабу или слуге. Это видно из того, что это слово очень часто относится к Богу, которого, согласитесь, никак нельзя занести в категорию рабов. Сложившееся у нас понимание слова «помощь» как некоего второстепенного действия, усиливающего главное, вероятно связано со словообразованием русского слова «помощь». Именно русское слово «по-мощь» несёт значение «под-моги», «под-держки», «под-крепления». Это второстепенное действие. А еврейское слово «езэр» не имеет такого словообразования. «Езэр» не подразумевает никакой второстепенности. Известное, например, имя «Лазарь» или, по другому прочтению, «Елеазар» в своём составе имеет именно это слово. «Эл-и-езэр»87 переводится как: «Бог («Превосходящий силою» или «Всемогущий») мой помощник».88

Есть также в словаре слово «помощь» и женского рода, однако оно имеет значение исключительно «помощи», но не «помощника» или «помощницы».89 О наличии на иврите слов, которые будучи мужского рода, означают также и женский, тоже нужно знать. Ряд вопросов при этом может найти своё разрешение. Посмотрите, «езэр» «помощь, помощник» мужского рода, но может иметь значение и «помощницы», так как это же слово женского рода на древнееврейском языке означает исключительно только лишь «помощь». Другое слово «ангел» (на иврите «малах») имеет собственное значение «движимый кем-то», потом «посланный, назначенный, поощрённый, снаряжённый».90 Но то же слово женского рода «млаха», которое должно бы быть «ангелиной», имеет на первый взгляд совсем иное значение: «работа, дело, изделие», так же «скот». Но всё же это сродные слова, так как «млаха» происходит от одного глагола с «малах» и собственным значением своим имеет «движение» или «движимая», откуда и понимается как «работа, дело» и «стадо». Но это слово я буду разбирать ниже, а сейчас лишь хотел заметить, что исходя из языковых особенностей, и слово «ангел» – «малах», как и «езэр» – «помощник», будучи мужского рода, весьма вероятно может быть отнесено и к роду женскому. На иврите отсутствует слово «люди». Это слово передается обычно или как «сыны», или как «мужи». Известное выражение из церковного чинопоследования: «с братией святого храма сего» именно поэтому, вероятно, и имеет такую форму. Ведь церковная служба берёт своё начало от апостолов, которые были евреями и молились на родном языке. От них, видимо, могло перейти к нам и это выражение. «Мужи» и «сыны» – это и есть «люди», без различия пола.

«Сотворим ему помощника, соответственного («к-нэгд-у»91) ему» (Быт 2:18). Слово «соответственного», как оказалось, тоже не такое простое. Оно состоит из двух частей: еврейского предлога «к»92 «как» и некоего слова «нэгэд»93. Этот предлог переводится как «пред», «в виду кого», «против».

Т. е. «соответственно ему» в Быт 2:18 дословно переводится «как пред ним». Но, во-первых, это не благозвучно (переводчик должен думать и об этом). А, во-вторых, сам русский предлог «пред» лишь отчасти передает смысл еврейского «нэгэд», что видно из соответствующего глагола, который к тому же мало чем отличается от самого предлога. Сравните предлог «нэгэд» «пред» и глагол «нагад»94 «влечь, водить».95 От последнего происходит существительное «нагид»96 «вождь, князь, правитель, начальник», а также что-то «возвышенное, важное».

В связи с этим можно предположить, что и сам предлог «пред» может иметь значение «предвлечения, предводительства». Тогда разбираемая нами фраза приобретает следующий вид:

«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника как пред[-влекущего] (пред[-ведущего]) его» (Быт 2:18)? Не в силах подобрать русский предлог с такой смысловой нагрузкой. Не поэтому ли Адам послушал Еву? Не поэтому ли Господь изрёк жене такое наказание: «и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16)? А на ц-сл: «…и той тобою обладати будет». Здесь слышится отчётливое противопоставление. Интересно так же, что Господь говорит: «умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей твоих» (Быт 3:16). Возникает вопрос: а до этого рождение детей предполагалось без болезни?

Вспомните Быт 2:27-28: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь»…

Складывается такое впечатление, будто проклятие это не наказание вовсе, а предсказание и предвидение Богом того, что совершится после грехопадения. Ибо при потере благодати Духа и отсутствии любви начинает главенствовать физическая сила плоти. Не поэтому ли Господь в споре с саддукеями напоминает об истинном порядке вещей, говоря, что «в восстание не овладевают и не поступают во владение, но будут как суженные Богом на Небесах». Ибо в раю главенствует не сила, а любовь и благодать.

«Иисус же призвав их, рече: весте, яко князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими: не тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф 20:25-28). В супружестве бо́льший, по крайней мере по силе, ведь муж. «Не немощное ли мира избра Бог»? Это первенство не силы или превосходства, но любви и смирения, по которым мы «друг друга честию больше творим».

Откровенно говоря, стих Быт 2:18 дословно звучит как-то странно:

«…Сотворим ему помощника, как пред ним».

Септуагинта даёт такое прочтение: «сотворим ему помощника пред ним». Очень вероятно, что «нэгэд» по замыслу самого автора читался как «нагад» или «ногед», и имел значение «влекущего» и «ведущего». Но такое чтение не могло быть угодно иудеям, к числу которых принадлежали и семьдесят переводчиков. Поэтому они могли прочитать глагол как предлог, дабы затушевать это место, прямо свидетельствующее против иудейской доктрины брака, как владения. Не нужно забывать и о том, что масоретский текст так же является иудейским. Именно иудеи давали огласовку, существующую ныне. «Изначала же, вероятно, не бысть тако»! Подчеркну, что в древности это место не имело огласовки, которая возникла в иудейской среде в III-VIIIвв. после Р.Х., поэтому wdgnk читалось по смыслу либо как в современном виде: «как пред ним», либо в значении: «как влекущего (ведущего) его». И вся фраза могла тогда иметь следующий вид:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, как влекущего (ведущего) его»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Альфа и Омега. №3 (50) М 2007. С. 43: Песнь песней Соломона. Перевод с древнееврейского протоиерея Леонида Грилихеса. Также это место перевели на французский язык – «une flamme de Yahvé» («пламя от Яхве») (French Bible de Jérusalem, Copyright © 1973, Les Éditions du Cerf).

2

На титульном листе икона «Воскресение (Сошествие во ад)». Конец XIV начало XV века. В описании этой иконы в одном из иконописных сборников сказано: «Ад в иконе изображается обычно в виде чёрной зияющей пропасти, бездны. Но этот ад всегда побеждён. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Осия 13:14; 1 Кор 15:55) Из ада Христос выводит Адаму и Еву, прародителей, чей грех вверг человечество во власть смерти и рабство греху» [И. К. Языкова. Богословие иконы.]

3

Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев. Т. 2. с. 260. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 2003 г.

4

Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 11 июня.

5

Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 11 июня.

6

Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 15 июня.

7

Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 15 июня.

8

Жития святых свт. Димитрия Ростовского. 15 октября.

9

Протоиерей Леонид Грилихес. Архелология текста. М. 2005. С. 13.

10

Штейнберг. С. 87.

11

Часто говорят, что Господь хотел показать смирение этой женщины. Но дело в том, что финикийский народ не верил в истинного Бога, Которому покланялся Израиль. Финикийцы покланялись Ваалу, о котором будет сказано ниже. А грех идолопоклонства в Ветхом Завете считался самым тяжёлым грехом. Именно поэтому весь языческий мир назывался «гои». Женский аналог этого слова буквально означает «тело, труп» [Штейнберг С. 85]. А то, что Бог мог услышать её молитву, если она действительно обратилась к Нему, явствует из молитвы царя Соломона на освящение храма. «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего,– ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3 Цар 8:41-43).

12

Эта глава – цитата. История христианской Церкви. Михаил Эмануилович Поснов.

13

М. Э. Поснов приводит предполагаемый список иерусалимских епископов за I-III вв.: Св. Иаков Праведный, Симеон, Иуст I, или Иуда, Захарий, Товия, Вениамин, Иоанн, Матфий, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрем, Иосиф, Иуда, Марк, Кассиан, Публий, Максим, Юлиан, Гай I, Симах, Гай II, Юлиан, Кантон, Максим II, Антонин, Валент, Досихиан, Наркисс (+ 212), Александр (212-320), Мазабон (при имп. Галлиене), Именей, Завда, Ермон (+311), Макарий (+333).

На страницу:
3 из 4