bannerbanner
Брак после воскресения
Брак после воскресения

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

В Талмуде о жене также сказано: «и она становится собственностью своего владельца ваал») вплоть до разводного письма или смерти супруга».40

Эта цитата ярко свидетельствует нам, насколько грехопадение исказило человека. Из-за него в сознании людей сформировалось отношение мужа к жене как к собственности или имуществу. Муж по отношению к супруге фактически является владельцем-собственником, имеющим среди прочего своего имущества (коз, овец, волов, рабов и т.д.) ещё и жену. Обратите внимание для сравнения, хотя бы на всем известные десять заповедей. В десятой заповеди жена даже пророком Моисеем перечисляется среди имущества ближнего. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 21:17).

На арамейском, как и на древнееврейском языке замужняя женщина также зовётся «находящейся во владении» («була»41). А про женщину не девственницу говорят «бывшая во владении» («нивала»42).

Важно заметить, что до недавнего времени считалось, будто во времена земной жизни Христа Спасителя арамейский язык был языком основной массы населения Палестины, а иврит якобы уже вышел тогда из употребления. Однако, по данным рукописей Мёртвого моря, и последний вовсе не был забыт. Среди кумранских свитков (≈900) лишь немногие составлены по-арамейски.43 Это значит, что иврит был знаком в кругах образованных людей. Прежде всего, к ним относятся книжники, любившие вступать в спор с Иисусом, знавшие Закон и хорошо владевшие библейским ивритом, на котором, к тому же (судя по кумранским рукописям) велась в то время официальная документация. И Господь, в данном случае, вёл диалог не с простыми людьми, а, напротив, с высокообразованными интеллигентами того времени на понятном для них языке. Он приводит, по всей видимости, знакомую, но забытую ими цитату из Священного Писания, о чём ясно свидетельствует, говоря: «не знаете Писания» (Мф 22:29). Предположение о возможной ссылке, которую даёт Спаситель, я предоставлю вашему вниманию ниже с подробным её анализом. Вы, я думаю, сами увидите, что арамейское значение там никак не допустимо. Писание же, как известно, написано на иврите, а не на арамейском языке (за редким исключением). Хотя существуют переводы (таргумы) на арамейский язык, но, несомненно, для верного понимания библейского текста мы должны изучать его в плоскости древнееврейского первоисточника, а не арамейского перевода. Я уже отмечал, что Матфей, вероятнее всего, писал Евангелие именно на иврите, как раз пытаясь продолжить Писание, используя при этом, несомненно, древнееврейские, а не арамейские понятия. Желающие убедиться в этом могут ознакомиться с трудом современного библеиста, нашего соотечественника, протоиерея Леонида Грилихеса,44 в котором автор приводит многочисленные свидетельства в пользу того, что первым было написано Евангелие от Матфея на иврите, а Евангелие от Марка является его переводом на общедоступный арамейский язык. Видимо, только исключительно хорошее знание Закона могло оставить всего лишь один, единственно возможный в данном случае, вариант понимания слов Спасителя, который, к тому же, (и мы видим это из самого повествования), никак не вступил в спор со священным текстом, так как не вызвал более никаких нареканий. Ибо «фарисеи, услышав, что Он привёл саддукеев в молчание, собрались вместе» (Мф 22:34). Т.е. и они, очевидно, так же не нашли, чем возразить.

В связи с упоминаемой мною ссылкой, которую, как мне кажется, делает Спаситель, нужно знать следующее. Слово «супруг» на древнееврейском языке означало также и известного идола Ваала. «Вааль» название финикийского и пунического божества (у вавилонян «бель»45) под различными видами. Иначе «Вельзевул» («вааль зевув»46) (2 Цар 1:2) божество филистимского города Аккарона. Говорят, что именно «Вила» воплотили в Ленине. А мавзолей, в свою очередь, является точной копией зиккурата.

«И прилепился Израиль к Ваал-Фегору («бааль пеор»47)» (Чис 25:3), где «Фегор»,48 гора в Моаве с капищем Моавитского идола Ваал-фегора, служение которому отличалось распутством. Древние писатели отождествляют его с Приапом, что вполне согласно с Талмудом, производящим это слово от глагола «пеар»49 «растлевать». Как это схоже с современным «пиаром».

«И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам («ха-балим»50) и Астартам («ха-ашерот»51)» (Суд 3:7).52

Фактически, в древнем Израиле хозяина, супруга, идола, обладателя какой-либо вещи, а иногда, возможно, даже Бога,53 называли «владельцем».

Далее я вижу необходимость подробно рассмотреть причину, по которой Господь отрицает иудейский брак. Получается, что Спаситель мог отрицать не супружество как таковое, но особую форму брака, которую очень точно выражает еврейское слово «владение». Проблему насилия и порабощения в ветхозаветном браке нам и нужно выяснить для более ясного понимания слов Христа.

Проблема узаконенного рабовладельческого отношения к женщине в иудаизме.

В Ветхом Завете есть ряд постановлений, которые дают нам характеристику общего отношения к женщине в то время. Если приводить в пример какие-либо частные случаи, то кто-то может сказать, что это вина конкретного человека. А законы, всё же, показывают лицо всего общества. Итак, примеры:

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмёшь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь её, и захочешь взять её себе в жену, то приведи её в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живёт в доме твоём, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться её мужеми она будет твоею женою» (Втор 21:11-13).

Здесь слова «и сделаться её мужем» на иврите звучат как «и завладеть ей» («у-вальт-ах»54). Арамейский таргум повторяет глагол «вааль» («тибали-на»55).

Прочитав внимательно это постановление, мы видим:

1) желание самой женщины не рассматривается;

2) благословения священноначалия, родителей и т.д. не требуется;

3) употребляется глагол «овладевать» («бааль»56), благодаря чему мы можем отчасти уразуметь, какой способ брака мог отрицать Спаситель. Фактически речь идёт о законном насилии и рабстве.

Очень интересно так же, что если Господь отрицал именно подобного рода вещи, то исполнение Его слова совершается не только на Небесах, но уже сегодня с первых веков христианства в Церкви Христовой на земле. Ибо супруги вступают в союз:

1) по взаимному согласию и любви;

2) требуется благословение священника (епископа)57, присутствие свидетелей и родителей, чтобы точно знать, что

3) никакого насилия (овладения) нет.

Не лишним будет заметить, что брак как овладение против воли одного другим существовал ещё совсем недавно и у нас на Руси. Вспомним хотя бы жизнеописание блаженной Паши саровской, которую против её желания выдали замуж за человека, которого она даже не знала.

К великому прискорбию, ещё худшее зло совершается и сегодня среди некоторых народов. Некоторые из их представителей просто воруют женщин, превращая их в своих рабынь. Насилие среди них считается добродетелью. Порой, даже если свои женщины решают оставить родную религию, то их насилуют всей общиной и бросают как изгоев. Очевидно, что для безумцев, способных совершить столь тяжкие преступления, женщина не является человеком, но собственностью и вещью в полном смысле этого слова.

Продолжу примеры из Священного Писания.

«Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы» (Исх 21:7).

Продать что-то может только тот, кто является его владельцем.

Далее в этой же главе встречается ряд примеров, в которых употреблено известное уже нам слово «владелец» («вааль»). Но только по отношению к жене его перевели как «муж». Я же сделаю выписку, поставив везде на месте еврейского «вааль» слово «владелец», дабы картина была более ясной.

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит владелец («вааль») той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках» (Исх 21:22). Также написано в арамейском таргуме.58

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а владелец («вааль») не виноват, но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и владелец («вааль») его, быв извещен о сем, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и владельца (вааль) его предать смерти» (Исх 21:28-29);

«Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет её, и упадет в неё вол или осел, то владелец («вааль») ямы должен заплатить, отдать серебро владельцу («вааль») их, а труп будет его. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но владелец («вааль») его не стерёг его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его» (Исх 21:33-36).

«Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдётся вор, пусть он заплатит вдвое; а если не найдётся вор, пусть владелец («вааль») дома придёт пред судей и поклянётся, что не простёр руки своей на собственность ближнего своего» (Исх 22:7-8).

«Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, – клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и владелец должен принять, а тот не будет платить; а если украден будет у него, то должен заплатить владельцу его» (Исх 22:10).

«Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет повреждён, или умрёт, а владельца («вааль») не было при нём, то должен заплатить; если же владелец его был при нём, то не должен платить» (Исх 22:14-15).

В этих цитатах мы вновь с вами видим, что жена для мужа фактически является собственностью. Сравните: «владелец жены», «владелец вола», «владелец ямы», «владелец дома».

То же мы находим и в других постановлениях, которые являются следствием отношения к жене как к имуществу. Я думаю, что если бы взаимоотношения основывались на взаимной любви, то подобных законов никогда бы не было. Ибо предать смерти можно только вещь, которой ты больше не можешь воспользоваться, но никак не человека, которого ты любишь, даже если он изменил. Вспомните, например, Иосифа, мужа Марии, который «праведен сый и не хотя Ея обличити, восхоте тай пустити Ю» (Мф 1:19).

Вопросы хранения супружеской верности и девства до женитьбы обсуждаются в 22 главе книги Второзакония. Мы видим, что за потерю девства до свадьбы жену побивали камнями, а к мужу такого требования нет. Жену за измену побивали камнями, а вопрос измены мужа жене вообще не рассматривается. Мужчина наказывается только если он «войдет» к замужней и его поймают, так как он посягнул на собственность ближнего своего, «так как он опорочил жену ближнего своего» (Втор 22:24), или «ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его» (Втор 22:26). Т. е. жена побивается камнями как собственность, которой более нельзя пользоваться из-за её «осквернения», а муж – только если он посягнул на ту собственность, которая принадлежит другому. Более того, если, как я сказал, жену за одну лишь потерю девства официально побивали камнями всем народом, то мужу, напротив, можно было написать упоминаемое саддукеями в споре со Христом разводное письмо, и не только при этом остаться в живых, но и ещё взять другую жену. Вообще, «супружеская верность в Ветхом Завете безусловно, предписывалась только жене»…59

«Разводное письмо».

«Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрёт сей последний муж её, взявший её себе в жену, то не может первый муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом» (Втор 24:1-4)…

Напомню, что Господь так прокомментировал это постановление.

«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф 19:8).

Сравните ситуацию с женой.

«Если кто возьмёт жену, и войдет к ней, и возненавидит её, и будет возводить на неё порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: я взял сию жену, и вошёл к ней, и не нашёл у неё девства… Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города её побьют её камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля» (Втор 22:13-21)…

В книге Судей описана одна очень неприятная история, которая, с одной стороны показывает нам нравы того времени, а с другой – общее отношение к ним. Действия народа соответствуют вышеизложенным законам. Дух Святой, видимо, подвигнул вписать в святую Книгу книг и такие вот тоже непристойности с той, вероятно, целью, дабы впоследствии слова пророков или Христа, направленные против подобных вещей, были нами правильно поняты. Я не буду выписывать всё это полностью, ограничившись лишь ключевыми моментами.

Случай в Гиве.

«И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришёл он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега. И вот, идёт один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой и жил в Гиве. Жители же места сего были сыны Вениаминовы. Он, подняв глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идёшь? и откуда ты пришёл? Он сказал ему: мы идём из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом; у нас есть солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чём нет недостатка. Старик сказал ему: будь спокоен: весь недостаток на мне, только не ночуй на улице. И ввёл его в дом свой и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои и ели и пили. Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину (владельцу) дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошёл в дом мой, не делайте этого безумия; вот у меня девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали её, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили её при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин её, и лежала до света. Господин её встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки её на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла» (Суд 19)…

Далее в 20 главе повествуется о том, как израильтяне всем народом отомстили войной колену Вениаминову. Но здесь важно заметить следующее. Во-первых, каково отношение мужа? Не относится ли он как владелец к своей жене? Если бы он руководствовался любовью, не проще ли было ему самому умереть? Такое же отношение мы видим и у этого «благочестивого» старца по отношению к своей дочери. Видно, что они явно не сочли безумием или преступлением отдать их на поругание этих злодеев, дабы те «смирили их и сделали с ними, что им угодно», так как были их владельцами. Более того, муж остался без малейшего осуждения и наказания со стороны общества, что может быть признаком одобрения его поступка.

После полного уничтожения колена Вениаминова возникла другая проблема, которую израильтяне решают тоже в соответствии с иудейскими законами.

«И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество. (Снова мы видим, что они считают себя вправе распоряжаться другим человеком). И пришёл народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена? На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; как поступить нам с оставшимися из них касательно жён, когда мы поклялись Господом не давать им жён из дочерей наших? (Они видят себя «владельцами» своих дочерей, которые могут распоряжаться их жизнью). И сказали: нет ли кого из колен Израилевых, кто не приходил пред Господа в Массифу? И оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание. И осмотрен народ, и вот, не было там ни одного из жителей Иависа Галаадского. И послало туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей; и вот что сделайте: всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предайте заклятию. И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханааской. И послало все общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир. Тогда возвратились сыны Вениамина, и дали им Израильтяне жён, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно. Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых. И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жён, ибо истреблены женщины у Вениамина? И сказали: Наследственная земля пусть остаётся уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля; но мы не можем дать им жён из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину. И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову; и когда придут Отцы их, и братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виноваты. Сыны Вениаминовы так и сделали, и взяли жён по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них» (Суд 21).

Быть может, кто-то сочтёт такой порядок вещей с захватом в свою собственность человека и распоряжением им как владелец имуществом, нормой?

Ещё одной нормой иудаизма было так называемое «вено». Вено – это плата от жениха за невесту, выводное.60 На иврите существительное «моар»61 – происходит от глагола «маар»62 «приобретать жену веном».63 Глагол «маар», в свою очередь, является расширением от глагола «мур»64 «выменивать, заменять чем».65 Примеры:

«Если обольстит кто девицу необручённую и переспит с нею, пусть даст ей вено («моар») и возьмет её себе в жену; а если отец не согласится выдать её за него, пусть заплатит столько серебра, сколько полагается на вено девицам» (Исх 22:16-17).

«…Назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену» (Быт 34:12).

«Саул думал: отдам её за него, и она будет ему сетью, и рука Филистимлян будет на нём. И сказал Саул Давиду: чрез другую ты породнишься со мною. И приказал Саул слугам своим: скажите Давиду тайно: вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; будь зятем царя. И передали слуги Сауловы в уши Давиду все слова эти. И сказал Давид: разве легко кажется вам быть зятем царя? я – человек бедный и незначительный. И донесли слуги его и сказали: вот что говорит Давид. И сказал Саул: так скажите Давиду: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя. Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян. И пересказали слуги его Давиду эти слова, и понравилось Давиду сделаться зятем царя. Ещё не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошёл сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принёс Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество» (1 Цар 18:19-27; 2 Цар 3:13-14).

4. «Муж – глава жены»… и насилие.

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс 10:5).

«…гордость, как ожерелье, обложила их, и насилие («хамас»), [как] наряд, одевает их» (Пс 72:6).

Господь, сказав, что «не будут владельцами и не будут поступать во владение», решает таким образом сразу несколько проблем.

1) Запрещает насилие в браке одного супруга по отношению к другому.

2) Отменяет рабство как таковое.

3) Прекращает любые формы владения одного человека другим в той или иной степени схожие с рабством.

К сожалению, этот вопрос тоже нужно разобрать, так как даже поныне существуют мужья, которые с насилием относятся к своим жёнам. Именно это зло могло иметь место в иудейских браках, которые заключались по договору родителей без согласия брачующихся, а, значит, без любви. От чего и побивалась жена камнями, как вещь не могущая исполнять своих «супружеских обязанностей». К несчастью, и сегодня есть священники, которые оправдывают таковых владельцев на основании якобы Священного Писания, так как «муж глава жены» (Еф 5:23).

Замечу так же, что выражение «муж глава жены» в устах еврея может иметь значение не только административного начала, но и начала вообще. Т.к. еврейское слово «рош»66 «голова»67 может иметь значение и «начала».68 И действительно, муж является началом жены, т.к. Еву Господь сотворил от Адама.

Посмотрите же, какой контекст этой фразы.

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. …Но исполняйтесь Духом…, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф 5:1-33).

Смотрите, Павел просит мужей любить своих жён. Но ведь это и означает: не причинять им зла и насилия, так как «любовь не ищет своего», «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь»…

На страницу:
2 из 4