Полная версия
Ключевые моменты истории Руси. VIII—XVI века
Мстислав Изяславич после смерти Ростислава и занятия Киева попытался соединить в своих руках Киевщину, выгнав Ростиславичей. Последствия оказались катастрофическими: Андрей Боголюбский пришёл на помощь Ростиславичам, разгромил Киев (1169), дал его брату Глебу, а киевскую землю оставил Ростиславичам. Однако аналогичный натиск на Новгород, где княжил 20-летний Роман Мстиславич, закончился фиаско: новгородцы смогли разбить осаждающих так, что потом продавали пленных за бесценок (1170).
Мстислав умер в 1170 году, а Глеб был отравлен киевлянами (1171), как и его отец. И тогда произошли невероятные изменения в расстановке сил. Брат Мстислава Ярослав, хотя и был его наследником по лествичному праву, не мог быть признан ни киевлянами, ни Святославом Всеволодовичем Черниговским. Фактически произошёл «переход» Волыни в союзники к Ростиславичам, причём «переход» с лидерством Волыни, а не Смоленска. Цепная реакция пошла дальше. Усиление Ростиславичей вывело их из подчинения Андрею Боголюбскому: они запретили ему обращаться с ними как с подручниками и остригли бороду его послу. Но в оппозиции к ним оставался и Святослав Всеволодович Черниговский. Только он и Ярослав Осмомысл Галицкий не участвовали в разгроме Киева в 1169 году. Описанное изменение совсем не ударило по Святославу, но ударило и по Галичу, и по Суздалю – оба сразу лишились роли главных игроков.
Из Галича бежали законный сын Ярослава Владимир с матерью. Но галицкие бояре арестовали Ярослава и сожгли его любовницу. Переворот привёл к тому, что Ярослав остался у власти, но Галич надолго стал смоленским союзником. Переформирование коалиций застало Владимира Ярославича в Чернигове, где он из гостя превратился в пленника. И Святослав Всеволодович обменял его на младших Юрьевичей Михаила и Всеволода, которые были захвачены Ростиславичами при попытке занять Киев. Обмен был очень удачным, если учесть, что со всеми этими пленниками было непонятно что делать.
Во Владимире бояре саботировали поход на Волжскую Булгарию в 1172 году, но пока кризис только предстоял. Андрей двинул войска на Киев в 1173 году, чтобы выгнать Ростиславичей, но потерпел разгром галицко-волынским войском во время осады Вышгорода. Андрею посчастливилось меньше, чем Осмомыслу: в 1174 он был убит боярами. Андрей повторил за многими своими предшественниками то, что повторять не следовало. В начале правления он выгнал из княжества всех родственников, а в конце никому престол не передал. Новые города встали за младших Юрьевичей Михаила и Всеволода, а Ростов и Суздаль – за старших внуков Юрия Мстислава и Ярополка Ростиславичей, поддержанных своим сватом Глебом Рязанским и смоленскими Ростиславичами. С черниговской помощью победили Михаил и Всеволод (1175—1177). Забавно, что именно младшим детям и предназначал Юрий Долгорукий северные земли, ошибочно полагая, что старшие дети удержатся на юге после его смерти.
Следующую попытку концентрации всей Киевщины в своих руках предпринял Святослав Всеволодович в 1180—81 годах. Условно кампанию можно назвать «северным походом Святослава Всеволодовича». Пресняков А. Е. называет её «фантастической попыткой предпринять борьбу с южными Мономаховичами и Всеволодом суздальским». Это замечательный пример русского воинского искусства домонгольского периода, того самого искусства, которое так принижается и замалчивается, специально чтобы легче объяснить будущие поражения от монголов. Не перечисляя все события кампании, перечислим элементы воинского искусства, показанные её участниками:
– Киев сдавался без боя Святославом в начале кампании и Рюриком – в конце кампании (оба раза без атаки со стороны противника);
– Святослав, нанявший половцев, поделил их на две части, каждую из которых объединил с половиной чернигово-северских сил для повышения устойчивости, создав так две одинаковые смешанные группировки;
– Во время первого похода (против Всеволода) одна из этих групп оставалась для прикрытия Чернигова от Рюрика, а во втором походе (против Давыда) она участвовала, уступив функцию прикрытия Чернигова вернувшейся из первого похода группе. Это позволяло отдыхать этим группам по половине времени кампании, они прошли каждая по 1,5 тыс км. Святослав и новгородцы прошли по 2 тыс км;
– В походе на Всеволода, а затем в походе на Давыда участвовало также новгородское войско, всякий раз соединявшееся с пришедшей из Чернигова смешанной русско-половецкой группой до столкновения с противником. Несмотря на то, что Давыд смоленский пытался навязать бой отдельно чернигово-половецкой группе до подхода новгородцев. Это значит, что русские войска обладали навыком, о котором постоянно упоминают применительно к монголам – соединяться для решающих битв;
– Трижды войско избегало столкновения при неблагоприятном соотношении сил, отгораживаясь от противника рекой, оврагом или крепостной стеной: Всеволод отгораживался от Святослава оврагом, Ярослав Всеволодович и Игорь Святославич от Давыда – рекой, Давыд от Святослава укрылся в Друцке. Навык не вступать в бой при неблагоприятном соотношении сил также стабильно упоминается применительно к монголам.
Поход Игоря Святославича Новгород-Северского
Нельзя не сказать несколько слов об этом князе, печально прославившемся своим походом на половцев в 1185 году. Событие это настолько же известно, насколько важно, но вот только известно оно по одной причине, а важно совсем по другой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.