Полная версия
Третий вызов официозу: Этнология мира. История культур и цивилизаций. Книга 1
Лат. ripa – «берег реки». Слово «рип/рипа» в др.-инд. языке, известное из «Ригведы», здесь упоминается как «гора», «место Птицы (Шьены)». В совр. хант. языке также известно слово «реп» в понятии «гора», а ханты (самоназв. – ханти, ханту, кантэг), населяющие Зауралье, имеют южную культуру, связанную с дравидами Индостана (каннара/каннада/каннадига) в шт. Карнатака; другая их ветвь известна как первые конники-кентавры, предки кантабров/кантавров близ Страны басков в Испании. В древности европ. родичи хантов населяли Британию (племя кантиев/кантиаков на п-ове Кантий, поз. – Кент), и, вероятно, Канарские острова (отдельное племя на п-ове Хандия о-ва Фуэртевентура (абориг. – Маора или Маоа)), о-в Цейлон (р-н горы Канди), куда, видимо, пришли из Индии.
Кроме того, как ни фантастично сие предположение на первый взгляд, но даже аборигенное название тихоокеанского полинезийского о. Пасхи – Рапа-нуи (Б. Рапа; был и М. Рапа – Рапа-ити) тоже связано с понятие «рип (а)» – гора, и т. о. имеет не имя собственное, а конкретное понятие – Большая гора. Из этого следует, что пришельцы, давшие это название о-ву, были из Ю. Азии, откуда распространялись малайские народы. Напомню, что в Закавказье существовала область Арбанаси, которую обычно отождествляют с кавказской Албанией/Алванией, производя название последней то ли от кельт. слова «альб» (гора), что сомнительно, то ли от названия албанского народа лпинов. Но на самом деле Арбанаси – область курд. племени раван с центром в древ. Эребуни (нын. Ереване). Кельтское же «альб» – мягкая форма слова «реп, рипа».
С др. стороны название Рифейских гор может быть связано с понятием «Эреб» (Европа) и нын. с.-афр. бербер. народом риффов, населяющих горы марокканского Атласа, куда они пришли, судя по всему, из Европы.
Рифейские горы греко-скиф. мифологии – скорее всего в изначальном варианте – это горные массивы Европы – Шварцвальд, Альпы, Татры, Карпаты. Может быть, отсюда позднее возникло название рим. пров. Реция.
Но Рифейские горы и «семиглавый» хребет Меру – не одно и то же, хотя в горном хребте Альп (от кельт. «alp» – гора) выделяется Монблан (Белая гора). Впрочем, это это название не претендует на древность. Из кельто-валл. предания о Максене Вледиге также известно о некоей Снежной (Белой) горе И-Витфа в Британии, якобы, высочайшей в мире. И здесь следует обратить внимание на то, что в ср.-век. Британии существовала провинция (королевство) с характерным названием Мерсия, отражавшая этническое и географическое наименование, отчасти близкое в.-европ. ср.-век. племени меря, видимо, автохтона Севера, связанному по происхождению с вайнахским орстхоевским тайпом мержой. В брит. Мерсию этот народ пришёл из В. Европы. Здесь же, в Британии, фигурировал и «чародей» Мерлин («кречет»), имя которого является едва ли не эпонимом (существует фин. этнос марлоны), восходящим как к Мерсии, мере, так и древней Меру. В 1-й пол. 1 тыс. н. э. гетский историк Иордан упоминал народ меренс в С. Европе, а во 2-й пол. 1 тыс. н. э. в В. Европе, с центром в Ростове Великом уже отмечается племя меря, которое можно рассматривать как одного из предков групп нын. марийцев, относящихся, как и ханты, к финно-угор. ЯС. Однако появился этот народ здесь, мигрируя с Кавказа вместе с мордовскими этносами эрзя (мн. ч. – эрзя'т) (собственно, основателями Ростова) и мокша (мн. ч. – мокшадь; ветвь адыгских махошевцев (самон. – махошъ)). Сейчас известно, что эти народы (меря, марийцы) в древности населяли не только Европу, включая Брит. о-ва, но и, возможно, Б. Восток, где в нач. 2 тыс. до н. э. существовало государство Мари (по-арамейски «мар» – светлый, сиятельный), разгромленное вавилонским царём Хаммурапи. Позднее (в персидскую эпоху) племя маров, предков груз. мегрелов (самоназв. – маргали) упоминается на Кавказе, по соседству с колхами (предками ингушей (самоназв. – гъалгъай)). В Иране известна древ. эпическая страна Моуру, а также существует племя марри из состава белуджей, в Ц. Индии – мариа из группы гондов, видимо, пришедшие с Б. Востока после 4—3 вв. до н. э. Кроме того, др.-египтяне знали древ. страну Та-Мери, «владыкой» которой являлся древний бог солнца Ра, эпоним ариев. С нею вроде бы ассоциировали Индостан, куда ходили егип. корабли, но по новым данным эти ассоциации – ошибочны, и имелась в виду некая северная страна, как и горы Меру, получившая имя от народа меря (впрочем, можно попытаться произвести название Та-Меру от названия древ. аморейского племени идамарац, предка арабов-таамире, и, возможно, группы, получившей имя удмуртов, а также казахов-тымыр, или же от названия Шумера или Самарии). Эти предания были древнее преданий о Швета-двипе (Белом о-ве) и горе Меру (поскольку арии пришли в Индию не ранее сер. 17 в. до н. э.), и, следовательно, восходят не к Востоку, а к Северу. Более того, надо добавить, что 1-е арии (гаплогруппа R1a1) появились на Левантийском побережье 5300 л. н., т. е. ещё до возникновения Др.-Егип. царства. С ними связаны культы таких богов и богинь как Ра (Египет), Рея (Крит), Арей/Арес (Греция), Ара (Армения), Ураш (Шумер и Аккад), Эреш-ки-галь (Шумер). Отсюда же берёт начало понятие «рай» (слав. – «ирий»).
В распространении всех этих представлений большую роль сыграли и сами шумеры (самаритяне), предки совр. арабов-шаммар, поскольку также происходят с Севера, от одной из групп саамов – самар, часть которой жила до 16—17 вв. ещё в Поволжье. Из Междуречья, вероятно, с торговыми целями, часть их переплыла Индийский океан, поселившись в ЮВА (рисоводческий народ самрэ), а затем добралась до Микронезии (о. Гуам, чаморро), откуда попала даже в Ю. Америку, где основала государство Чимор (Чиму), представленное характерной микронезийской материальной культурой. Весьма интересно, что и в древ. Японии появился класс воинов-самураев. Напомню, что и в Древ. Египте термином для обозначения сановников было «семеры». Разумеется, это было не случайное единичное переселение подобного рода. В этих миграциях участвовали и другие племена. Например, ветвь иллир. доклеатов / слав. дуклян (из области Дукля), некогда живших на р. Тигр (Идиглату), стала предком филиппинских тагалов, а ветвь лакцев, населявших в древности шумерский ном Лагаш (= г. Лахис), стала предком филиппинских же илоков, попутно населив Лаккадивские о-ва. В шумер. городище Эль-Мукайяр (центре культа синкретического божества Макара, известного как в Непале, так и в Греции под именем супруги Геракла – Мегеры) археологами найдены статуэтки, изображающие мать, держащую на руках дитя, но у женщины – змеиная голова. В соседнем Абу-Шарейне найдены как раз наоборот – мужские змеиноголовые фигурки. Есть предположение считать его центром божества, известного у славян как Сирин, у греков – как сирена, человеко-птица. Отсюда пришло индо-араб. сказание об о-ве Серендиб (инд. Саран-двипа, т. е. «остров сирен» или «золотой остров»), миф. земли на юге. Но в П. Азии отмечается и народность зараник (древ. саранги). Вполне возможно, что и один из этнонимов коми – зыряне, имеет прямое отношение и к этому мифу, и к этому истор. центру.
Ради справедливости надо сказать, что в др.-иран. языке понятие «белый» звучало как «ауруша», что идентично осетинскому (из группы иран. языков) «ворс». По-греч. же «белый» – «левка», что близко лат-му «альбис». При этом не будем забывать, что Британия называлась также Альбионом, по-кельт. – Альбой (от понятия «альп» – гора), то есть, может быть и «Белым островом». Но здесь следует учесть последние выводы о том, что ИЕ языки складывались не в З., а в В. Европе, и их появление на Западе относится к периоду не ранее 5 тыс. до н. э. (хотя не исключается, что частично они всё же присутствовали в Ю. Европе, как минимум, с эпипалеолита), и как называлась Британия раньше – неизвестно. Следовательно, население Европы до некоего момента было до-ИЕ, относившимся, по большей мере, к гаплогруппе I1. Но оно не могло принадлежать к финно-угор. группе (эта группа появилась в Европе не ранее 7—6 тыс., а то и 3 тыс. до н. э., когда сюда пришли монголоидные выходцы из Сибири, составившие первичный субстрат гаплогруппы N1с). Это могут быть, скорее, народы, входящие в прото-герм. и прото-саам. группы, причём, относящиеся только к гаплогруппе I1, появившийся в Европе, как будто, ок. 30—28 тыс. л. н.
Т. о. можно сделать заключение о том, что под «Белым островом» и страной Та-Мери в конце 4—3 тыс. до н. э. могла пониматься также и Британия (Альбион) – где только запад и север гористые, и вряд ли – Скандинавия (возможно, с Кольский п-овом). Однако сведения о Приполярье в др.-инд. и др.-греч. мифологиях относятся никак не к Британии, а к землям, находящимся намного севернее и восточнее. Поэтому не исключено, что уже в тот период были освоены и заселены не только Скандинавия, но и С.-Брит. о-а, в т. ч. и Исландия-Туле, к которой скорее приложимы сведения о Крайнем Севере, и которая была населена, по известным сведениям (Пифей), по меньшей мере, с сер. 1 тыс. до н. э., а вероятнее – ещё раньше. В то время могли быть известны и Новая Земля, и Шпицберген, и Земля Франца-Иосифа. Кроме того, уже в этот период было известно и о существовании Гренландии (Кронийской земли), куда, якобы, бежал бог Крон после свержения Зевсом. Это же, похоже, свидетельствует о происхождении древнего пласта, первоосновы др.-греч. мифологии, от населения, осевшего затем на Брит. о-вах, населённых с глубочайшей древности (Ирландия, как минимум – с 6 тыс. до н. э.).
Так формировался древ. мифологический сюжет, ставший легендой, вокруг которой впоследствии возникло столько домыслов, не имеющих под собой сколько-нибудь реальной основы.
Мировое древо
Параллельно с образом «мировой горы» возник и образ «мирового древа» (послуживший возникновению культа определенных священных деревьев, получивших этнические названия), кроной (в которой селится гигантская птица, ведающая судьбами) упирающегося в небо, а корнями уходящих в подземный мир, где их гложет низверженный дракон. От подножия мирового древа берут начало священные источники – иные образы «небесных» рек. Наиболее характерно это отражено в «Эдде», как и создание мира из тела великана Имира (близкого именем к названию «мировой горы» Меру).
И чтобы совсем уже не осталось сомнений в связях между финно-уграми, индо-ариями и индо-иранцами, следует привести нек. характерные слова, имеющие хождение в этих регионах: вот, ват (хант.), вата (иран.) – ветер; джрайас (др.-инд.), зрайа (иран.), сарас (финн.), сарис (манс.), зарез (удмурт.) – море. Можно также привести параллели в культуре индо-иранцев и культур Урала и европ. Севера: аналогичные южным образам звероподобные птицы и фантастические крылатые хищники Ананьинской археологической культуры Прикамья 7—3 вв. до н. э., почитание числа «7», столь характерное ля древ. Б. Востока, в более поздней Пьяноборской культуре, характерное также для совр. хантов, живущих рядом с этим регионом, тот же образ Крылатого Небесного Карса, бытующий у хантов и манси (т. е. с Высокой Хары), общие мифол. черты у северных селькупов (чумыль-куп, известных также как чомылы, самал) и древ. шумеров. Всё это – свидетельства того, что и финно-угор., и самод. народы в древности жили на благодатном юге, откуда принесли синкретическую культуру, возникшую из местной, с наложившейся на неё арий. культурой северян. Южный шаманизм, в частности, достаточно хорошо просматривается в архаических образах инд. и иран. божеств, например, того же пляшущего Шивы. Именно на основе шаманизма, берущего свои корни из Сибири, прародины ариев, в своё время возникло жречество как каста, класс, создавшее впоследствии политеистическую культовую систему, приспособленную для классовых многонациональных царств и империй. С момента своего возникновения жречество уже было обречено на деградацию, отход от слияния с природой, утрату естественно-научных знаний широким кругом населения, что наиболее ярко проявилось в загнивающих формах религии вообще – т. н. нео-языческих мировых религиях – иудаизме, христианстве, исламе.
Следует остановиться на нек. существенных моментах, касающихся вопроса появления мифов и их трактовки, этнической среды их формирования.
Так, например, бог Бел/Баал/Ваал в инд. мифологии – это Бали/Балу, царь из рода асуров. В его стране все люди были счастливы. По этой причине боги стали опасаться, что никто не будет им верить и приносить жертвы, и решили погубить Бали. Вишну, зная щедрость и великодушие Бали, от которого ни один проситель не уходил неудовлетворённым, обратился в карлика и попросил у него столько земли, сколько он сможет покрыть за три шага. Бали согласился, и тогда Вишну, обретя свой подлинный облик, перешагнул за два шага небо и землю, а на третьем – опустил ногу на голову Бали и низверг его в подземный мир.
Известно, что «Махабхарата» написана позже 6 в. до н.э. (поскольку в ней упоминается Будда под именем муни Шуки), но многие моменты в ней относятся к событиям гораздо более древним. Так, мы можем лишь догадываться, к какой эпохе относятся её главные события. Настораживает, в частности и такой момент: возможное тождество отца шумер. Гильгамеша из легендарного г. Урук – лугаль Банды (где «лугаль» – титул правителя) с царём Панду, приёмным отцом Пандавов, героев «Махабхараты», имеющего отношение то ли к Пенджабу («пятиречью»), то ли к ю.-инд. государству Пандья (усл.-егип. – Пунт).
Интересно и то, что прародительница др.-инд. богов носит имя Вината, и можно даже предположить, что именно она была племенным божеством венедов/венетов/вендов. Другая богиня-прародительница, Кадру, находит аналогию среди др.-егип. божеств – священная корова Хатор, культ которой, очевидно, восходит к древ. г. Хатра (С. Ирак, обл. Хадра).
Возможно, в подобных мифах отразилось древ. представление пришельцев-северян о происхождении южных народов, попавших под их культурное влияние. Может быть, даже африканские негроидные племена, ряд которых в ту эпоху ещё населял Аравийский п-ов и побережье Персидского залива, также получили свои названия по имени своих северных владык. Это касается не только афро-негроидных, но также ю.-европеоидных и монголоидных народов.
Что касается городов-топонимов, то уже тогда начавшееся широкое расселение этносов не всегда позволяет достаточно точно определить, какой народ населял их в то время, поскольку названия городов и рек уже далеко не всегда соответствуют этнической принадлежности, хотя на описываемом этапе ещё не существовало столько городов, чьи названия уже поменяли своих основателей на пришельцев.
Глава 2 Миф о Фаэтоне. Катастрофа конца 4 тыс. до н. э. Загадка древнего диска
Вкратце сюжет этого мифа гласит: сын бога Солнца Гелиоса и богини Климены Фаэтон взялся управлять колесницей отца, но не справился с управлением и опустился к Земле-Гее, которую охватили пожары (по одной из версий, потушенные только водами Потопа). Он превратил Ливию (С. Африку) в сухую, выжженную страну. Тогда Зевс-громовержец разбил молнией колесницу, и Фаэтон упал в воды р. Эридан. В глубокой скорби Гелиос целый день не появлялся на небе. Сестёр же Фаэтона, гелиад, Зевс обратил в тополя, слёзы которых обращаются в янтарь (интересно, что на др.-герм. янтарь назывался gles, что довольно близко как имени Гелиоса, так и названию гелиад, тем более что смысл этого слова – «солнечный»).
Заметно близки мифу о Фаэтоне сюжеты о скандинавском Рагнарёке (гибели богов), об императрице Китая Ну Куа Ша, жрице японской богини Аматерасу, о событиях времени египетского фараона 6-й династии Пиопи/Пепи II, описанных жрецами Ипувером и Неферохо.
Скандинавы описывают гибель богов как войну стихий: злой волк Фенрир/Фенрис пожрал Солнце, Луну затмило другое чудовище, звёзды падали и исчезали с неба, а Земля тряслась так, что можно было видеть волнующиеся горы. Дочь бога огня и зла Локи (почти аналога фин. божества Лоухи, датского Оле Лукойе, и кельто-ирланд. бога Луга), помогая отцу, выпустила подземные воды, затопившие города. Боги и их противники погибли, но бог подземного огня Сурт успел ввергнуть Землю в море пламени, потушенного только водами Потопа. Немного осталось в живых богов и людей.
Кит. мифология говорит о том, что якобы ок. 2800 г. до н. э. царица Ну Куа Ша была вовлечена в реорганизацию страны после великого стихийного бедствия (здесь следует пояснить, что имя «царицы» странно напоминает часть надписи на тэртэрийской и «шумерской» табличках, явно связанных с мифом о Потопе: «Нун ка. Ша.», где «нун» – жрец (жрица) или даже божество, «ка» – двойник или душа, а «Ша» – имя бога. Вообще, китайцы на редкость талантливо присвоили себе часть истории, к ним не относящейся никак). Якобы в эти же годы (?) жрица богини Солнца Аматерасу сделала запись, что в период её полномочий Солнце было долго скрыто от наблюдений (однако, в то время ни Японии-Ямато как государства, ни собственно японцев на о-вах не было, если только богиня Аматерасу не являлась изначально айнским дояпонским божеством).
После смерти фараона Пиопи II (предположительно, 26 в. до н. э. – по др. данным, 2-я пол. 23 в. до н. э.) случилась крупная катастрофа. Жрец Ипувер/Ипуэр свидетельствует: «Бедствие по всей стране… Повсюду кровь… Почва вращается, как гончарный круг… как будто Земля собирается исчезнуть от грохота и неистовства, и тогда бедствие прекратится». Неферохо: «Земля совершенно иссохла и ничего не осталось… Солнце закрыто пеленой и не светит людям… Страна перевернулась вверх дном… Солнце не отбрасывает тени… Никто не знает, когда наступит полдень…».
Судя по описаниям, мы приблизительно можем датировать это событие, которое имело столь разрушительные последствия, отталкиваясь от времени правления и смерти Пиопи II. Под Фаэтоном, по- видимому, можно понимать одну из комет или сопутствующих ей тел (метеоритов), хорошо известную древним, которые дали ей имя собственное. Очевидно, кометы считались «детьми» Солнца, на что как будто есть намёк у Платона, когда ведётся речь о происходящих «через равные промежутки времени» событиях. Не только греки, но и другие народы давали имена «пожирателям» Солнца: у др.-египтян это змей Апоп/Апофис, у скандинавов – волк Фенрир/Фенрис и т. д. Не исключено, что это событие связано с кометой Галлея, приближающейся к Земле каждые 76 лет. Один из таких периодов падает на 2650 г. до н. э., другой – на 2576 г. до н. э. Кроме всего прочего, событие вначале выглядело как падение болида. Что же касается Ливии, то в пустыню она превратилась много позже – в нач. 1 тыс. н. э., хотя уже в 3 тыс. до н. э., очевидно, начала приобретать совр. облик. Сейчас в ней известно 3 метеоритных кратера – Ауллоил, Эль-Рихат, и ещё один, пока безымянный.
Но в мифе недвусмысленно идёт речь о том, что Фаэтон (основная часть болида) рухнул в р. Эридан. В истории известно 3 Эридана: один – в греч. Аттике, другой – совр. Рейн, лежащий против Родана (нын. Роны), а также совр. Иордан в Палестине, впадающий в Мёртвое море, образовавшееся в результате провала долины Сиддим, где, по Библии, якобы, находились города Содом и Гоморра, славившиеся своими беззакониями и преступлениями против бога. Однако, это не более чем позднейшее предание, поскольку в те времена евреев ещё не было в Палестине, и, как утверждает та же Библия, их предки жили в шумер. г. Ур (известны Ур-Халдейский – в Месопотамии, и Ур-Шумерский или Ур-Самарина – совр. ливанское городище Рас-Шамра, принимаемое за некий «Угарит», т. е. буквально «город»). Лично я полагаю, что г. Гоморра находился на месте нын. городища Охеймир, неверно ассоциируемого археологами с древним Кишем, находившемся восточнее (он упоминался как ассир. крепость Кишассу в Мидии). Позднее в Ю. Аравии существовало государство Химьяр (название которого, как и Гоморры-Охеймира напоминает этноним киммерийцев). Это подтверждается также тем, что, по историческим данным, рядом с Химьяром находилось Сабейское царство (Саба/Сава), а в Ю. Междуречье (нын. Ю. Ираке) обитает секта сабиев, имеющих собственную священную книгу «Кинза Рабба», в чём-то перекликающуюся с Библией. Название же Содома напоминает имя шумеро-аккад. отца «героя потопа» Шуруппака (одноименного истор. г. Шуруппак) – Суда, почти одноименного богине Нин-Лиль, также именовавшейся именем Сут. А следы одного из потопов известны и в Охеймире! Но ведь и миф о Фаэтоне связан с одним из потопов. Если учесть, что уже в 6 в. до н. э. предание о Фаэтоне считалось древним, и в 3—2 тыс. до н. э. в разных вариантах было известно в широкой ойкумене, можно предположить, что речь идёт об Эридане-Южном, т. е. Иордане, поскольку сведения об Эридане-Северном – Рейне, вряд ли так легко проникли на юг. Но, с др. стороны, в мифе говорится и об янтаре, известном именно на севере. В С. Европе действительно помещали некий Янтарный о-в (Абалус или Глессарию). Кроме того, не исключено, что при падении метеорит рассыпался на обломки (был разбит «молнией» Зевса), и упал в разных местах. Так, например, в Ю. Эстонии известны 3 метеоритных кратера Илуметсаа возрастом 6—4,5 тыс. лет, т. е. относящихся к периоду от 4000 до 2500 лет до н. э., и т. о. укладывающихся во временные рамки, связанные с Фаэтоном. К тому же 4500—5000 л. н. вершины Рижского залива – мыса Колка, не существовало, как, возможно, и Вислянской и Куршской кос, по всей видимости, порождённых метеоритами. Длина первой – 60 км, второй – 98 км, и в них сконцентрированы колоссальные массы песка.
Каали
В 1 км от главного кратера Каали на эст. о. Сааремаа лежат 8 более мелких кратеров, возникших при падении расколовшегося метеорита предположительно в 8—6 вв. до н. э. Весь лес эст. о. Сааремаа, скорее всего, сгорел в результате столкновения раскаленного метеорита. Кратер является частью многих эстонских мифов и рассказов.
Нам известно и ещё одно событие, имевшее грандиозные последствия.
В 19 в. во время раскопок в развалинах царского дворца в Ниневии – одной из столиц древ. Ассирии был найден глиняный диск со значками и клинописным текстом, датируемый примерно 700 г. до н. э., и хранящийся в Британском музее. С момента находки специалисты строят догадки о смысле значков и о содержании клинописного текста, причём значки можно расшифровать как созвездия и названия этих созвездий. Но до сих пор никто не мог объяснить, какой смысл вложил в своё сообщение неизвестный звездочёт, пока 2 брит. исследователя – Алан Бонд, возглавляющий фирму, разрабатывающие новые ракетные технологии, и Марк Хэмпселл из Бристольского университета, не догадались применить компьютерные программы, с помощью которых можно сделать модель звёздного неба в таком виде, в каком его наблюдали люди, жившие на Земле в течение последних тысячелетий. В результате этого анализа оказалось, что на глиняном диске представлена копия заметок одного шумерского звездочёта, зарисовавшего свои наблюдения, сделанные незадолго до восхода солнца 29 июня 3123 г. до н. э. Эта дата, или близкая к ней, фигурирует в летосчислении индусов, египтян и даже ц.-амер. майя, что позволяет говорить о знаменательности и неординарности данного события: индуистская мифология особо отмечает дату 3113 (3123) г. до н. э., а в календаре майя фигурирует 12 февраля 3102 г. до н. э.
Шумер. звездочёт-жрец зарисовал не обычное расположение звёзд на небе, а такое событие, которое поразило его воображение. Он обозначил расположение планет, даже сделал наброски облаков, но особенно тщательно изобразил неизвестный объект, который быстро двигался по небу и был настолько больших размеров, что наблюдатель даже смог различить его форму.
Ориентируясь на местоположение известных созвездий, Бонд и Хэмпселл относительно точно рассчитали траекторию неизвестного объекта, которая привела их в Альпы, в дер. Кефельс в долине Этц, где неск. тыс. лет назад произошёл внезапный массивный оползень, причины которого долгое время ставили в тупик специалистов. Ещё в 19 в. учёные, пытавшиеся разгадать загадку оползня, высказали предположение, что там произошло падение крупного метеорита, которое позднее было отвергнуто, поскольку в рельефе местности совершенно не сохранилось следов падения небесного тела и, прежде всего, отсутствует ударный кратер. Благодаря этим исследованиям, старая теория получила новое обоснование. Объяснение отсутствия ударного кратера, по их мнению, очень простое: метеорит, якобы, имевший километровый диаметр, ударился о Землю под очень острым углом, буквально срезав вершину горы Гамскогель в 11 км от Хефельса, и после этого взорвался. В долину рухнул гигантский огненный шар, из-за которого и возник оползень. Поскольку в долину упало не одно крупное твёрдое тело, а груда обломков, то и типичного ударного кратера не осталось.