bannerbannerbanner
Классическая мифология от А до Я. Энциклопедия богов и богинь, героев и героинь, нимф, духов, чудовищ и связанных с ними мест
Классическая мифология от А до Я. Энциклопедия богов и богинь, героев и героинь, нимф, духов, чудовищ и связанных с ними мест

Полная версия

Классическая мифология от А до Я. Энциклопедия богов и богинь, героев и героинь, нимф, духов, чудовищ и связанных с ними мест

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4
ГАЛАТЕЯ

Морская нимфа Галатея – одна из нереид, пятидесяти дочерей океаниды Дориды и морского бога Нерея. В главном сюжете, связанном с ней, задействован циклоп Полифем, который страстно влюбился в Галатею и оказывал ей знаки внимания, играя на камышовой дудке внушительного размера, подходящего для его огромных, грубых и неловких рук. Он обещал ей радости сельской жизни: свою пещеру, стадо овец, обильный урожай золотых яблок, ягод и винограда. Полифем с гордостью пел, что ее свекром стал бы Посейдон. Однако все это не тронуло Галатею, которая была влюблена в юного Ациса (Акида), сына лесного бога Пана, а циклопа отвергала. В приступе ревности Полифем придавил юношу вырванным из склона горы камнем. Как пишет Овидий, в ответ на мольбы Галатеи в том месте, где погиб Ацис, открылась расщелина и он возродился в виде речного бога. Возлюбленный Галатеи стал больше, чем в прежней жизни, на голове у него появились рога, а тело стало зеленовато-голубого цвета.

Нимфу Галатею следует отличать от одноименной «ожившей» статуи, изваянной Пигмалионом.

(См. также Ацис, Дорида, Нереиды, Нерей, Океаниды, Пан, Пигмалион, Полифем, Посейдон и Циклопы.)

ГАМАДРИАДЫ

Гамадриады – особые древесные нимфы. Жизнь каждой из них была связана с конкретным деревом, в котором она обитала. Но поскольку гамадриады воспринимаются как разновидность дриад (разнообразных нимф деревьев), то иногда и неотличимы от них.

(См. также Дриады и Нимфы.)

ГАРМОНИЯ

Гармония – персонификация гармонии, обычно считалась дочерью Афродиты и Ареса, с которым Афродита, жена Гефеста, имела связь. По желанию Зевса Гармония должна была выйти за героя Кадма, и историк Диодор Сицилийский пишет, что бракосочетание Гармонии и Кадма, ставшего затем основателем Фив, было первым, в честь которого праздник устроили сами боги. На этом празднике музы пели, а Аполлон играл на лире. Кадм подарил своей невесте прекрасный пеплос[2] и ожерелье, изготовленное Гефестом. Это ожерелье, при всей его красоте, Гефест сделал, когда был рассержен неверностью своей жены Афродиты, и потому оно явилось для семьи Кадма источником горя. Гармония и Кадм стали родителями сына Полидора и четверых дочерей: Ино, Автонои, Семелы и Агавы, – и все они пользовались дурной славой. Что же до ожерелья, то унаследовавший его сын Эдипа Полиник подарил его Эрифиле, чтобы она убедила своего мужа Амфиарая присоединиться к Полинику в войне против его брата Этеокла, на тот момент бывшего правителем Фив. Этеокл отказывался соблюдать условия совместного попеременного правления. В последовавшей за этим битве оба брата погибли, равно как и Амфиарай, а также пятеро других союзников Полиника (Семеро против Фив). Ожерелье (или, по некоторым версиям, платье) снова оказалось в деле, когда Эрифилу стал подкупать уже сын Полиника для того, чтобы она убедила своего сына Алкмеона повести войско сыновей Полиника против Фив, дабы отомстить за смерть их отцов. Дельфийский оракул повелел Алкмеону убить свою мать как виновницу смерти отца, что он и сделал, после чего, в наказание за убийство матери, им овладело безумие. В дальнейшем Алкмеон еще сильнее осложнил свою жизнь, женившись на Арсиное (или Алфесибее), дочери царя Псофиды, и вручив ей ожерелье Гармонии в качестве свадебного подарка. Позднее Алкмеон женился на Каллирое, дочери Ахелоя, и она тоже захотела получить ожерелье. Алкмеон попытался хитростью забрать ожерелье у первой жены, но был разоблачен и убит. Сыновья Алкмеона от Каллирои отомстили за его смерть, покончив с убийцами отца, и пожертвовали ожерелье Дельфийскому святилищу.

Гармония и Кадм уехали из Фив в Иллирию из-за трагедий, выпавших на долю их детей. Греческий драматург Еврипид пишет, что они оба были превращены богами в змей, а в конце жизни отправились в Элизиум, обитель душ блаженных.

В одной из альтернативных версий мифа родителями Гармонии называют Зевса и Электру, дочь титана второго поколения Атланта. Там же говорится, что злополучное ожерелье было подарено Афиной или Афродитой.

(См. также Автоноя, Агава, Алкмеон, Амфиарай, Арес, Арсиноя, Атлант, Афина, Афродита, Гефест, Дельфы, Зевс, Ино, Кадм, Полиник, Семела, Семеро против Фив, Титаны, Фивы, Эдип, Электра [нимфа], Эрифила и Этеокл.)

ГАРПИИ

Гарпии, имя которых означает «похитительницы» (или «хищницы»), – это две или, в некоторых источниках, три чудовищные демоницы, или духа, которые формально являются божествами. В них воплощены демонические, непредсказуемые, захватнические силы штормовых ветров. Ранние источники не описывают их физически, но позднее они становятся гибридными чудовищами с головами женщин и телами птиц.

(См. также Гарпии [чудовища].)

ГЕЙЯ

Гейя (Гея) – богиня земли и персонификация планеты Земля.

(См. Гея.)

ГЕЯ

Гея – богиня земли, первичное стихийное божество, которое персонифицировалось в разной степени. У римлян она была известна как Теллура. Невозможно переоценить древность Геи и ее важность в религиозном мышлении. Гея – греческое воплощение Матери-Земли, богиня, поклонение которой было широко распространено в самой Греции, на Ближнем Востоке и в других местах за тысячелетия до того, как она и мифы о ней появились в трудах Гомера и Гесиода. В так называемом гомеровском гимне в ее честь Гея именуется матерью всех существующих вещей и старейшей из всех богов и богинь. Также она является источником пищи для всех созданий, а значит, и основой человеческой цивилизации и материального благополучия. Большинство богинь являются преломлением ее всемогущества: она была первой, а те, что пришли позднее, получили часть ее силы.

Неудивительно, что Гее, имевшей столь важное значение, поклонялись по всему греческому миру. Писатель-путешественник Павсаний особо отмечает святилище богини в Ахее (Ахайе) и так называемый пепельный алтарь Геи на месте древнего оракула Матери-Земли на сакральной территории в Олимпии. По поводу ее оракула следует отметить, что влияние Геи распространялось и на сферу прорицательства: считалось, что ее пророчества исходят из самой земли, из расщелин в скалах или каким-то подобным образом. И хотя существуют разные версии того, как бог Аполлон завладел знаменитым Дельфийским оракулом, все источники сходятся в том, что первоначально оракул полностью или частично принадлежал Гее. Именно она посадила дракона Пифона охранять оракул.

Что касается происхождения и потомства самой Геи, то в «Теогонии» Гесиода, где описано рождение Вселенной, дан самый ранний вариант: сначала появился Хаос, Великое Ничто, а затем возникла Гея (Земля), Тартар (Земные глубины) и Эрот (Вожделение). Далее из Хаоса возникли Эреб (Мрак) и Ночь, последняя породила Эфир (верхний слой атмосферы) и День, которых она зачала от Эреба. Гея, в свою очередь, сначала родила Урана (Небо), чтобы окружить и защитить себя, а потом горы (Урея) и море (Понт), «оформившие» ее физически. Гея и Уран стали родителями двенадцати титанов, к их числу принадлежали Океан, Кой, Гиперион, Иапет, Рея, Фемида, Мнемозина, Феб, Тефида и Кронос, младший из них. Следующими отпрысками Урана и Геи стали две группы чудовищ. Первая состояла из циклопов, одноглазых великанов: Бронта (Грома), Стеропа (Молнии) и Арга (Перуна). Позднее, когда царем богов стал Зевс, они изготавливали для него громы и молнии. Вторая группа братьев-монстров – три гекатонхейра («сторуких»), у каждого из которых было по сто рук и пятьдесят голов. Их звали Котт, Бриарей и Гиес, и все они были наглыми, жестокими и ужасно сильными. Эти шесть чудовищ были настолько ненавистны их отцу, Урану, что после рождения он затолкал их обратно в чрево матери, причинив ей тем самым страшную боль, которую она не могла выносить. Гея изготовила серп и попросила своих детей-титанов отомстить за учиненное над ней насилие. Вызвался сделать это только младший сын, Кронос. Вооружившись серпом, он дождался, когда отец ночью ляжет с Геей, и, застав Урана врасплох, оскопил его. Капли крови упали на землю, и из них появились эринии, духи мщения; полностью вооруженные гиганты и нимфы-мелиады. Из пены, возникшей при падении гениталий Урана в море, родилась Афродита, богиня сексуальности и желания. Оскопив отца, Кронос стал царем богов и был им до тех пор, пока его не сверг собственный сын, Зевс.

(См. также Афродита, Аполлон, Гекатонхейры, Гиганты, Гиперион, Дельфы, Зевс, Иапет, Кронос, Мнемозина, Океан, Олимпия, Пифон, Рея, Тартар, Теллура, Тефида, Титаны, Уран, Феб, Фемида, Хаос, Циклопы, Эреб, Эринии и Эрот.)

ГЛАВК

Главк был смертным и занимался рыбной ловлей до тех пор, пока не съел немного травы, превратившей его в морское божество с рыбьим хвостом вместо ног. В качестве бога он стал покровителем моряков. Главк домогался Сциллы, и именно он непреднамеренно стал причиной ее превращения в чудовище волшебницей Цирцеей.

(См. также Сцилла [чудовище] и Цирцея.)

ГРАЦИИ

Грации, или хариты, как их называли в Греции, богини, воплощающие красоту, радость и грацию. Гесиод повествует, что их родителями были Зевс и прекрасная Эвринома, дочь Океана (то есть океанида). Звали их Аглая («сияющая»), Ефросина («благомыслящая») и Талия («цветущая»). Грацию Талию следует отличать от ее тезки музы.

Любовь и красота, пишет Гесиод, струились из их глаз. Также от Гесиода мы узнаем, что грации жили с Гимером («вожделением») неподалеку от муз на горе Олимп и принимали участие в сотворении первой смертной женщины – Пандоры. В работах более поздних авторов грации иногда более многочисленны, а их родителями считаются то Зевс и Эвномия (богиня благозакония и законопорядка), то бог солнца Гелиос и наяда Эгле, то Гера и Дионис.

Грации широко известны как спутницы других женских богинь, особенно Афродиты, которую они украшали ветвями мирта, когда богиня впервые ступила на землю после появления из пены морской.

(См. также Афродита, Гелиос, Гера, Дионис, Зевс, Музы, Наяды, Океан, Океаниды, Олимп [гора], Пандора, Талия.)

ГЕБА

Геба («юность»), персонификация юношеской красоты и энергии. Гесиод рассказывает о ней как о дочери Зевса и Геры, а согласно Гомеру, она была спутницей этих олимпийских богов, в чьи обязанности входило наполнять их чаши нектаром, купать и одевать Ареса и запрягать лошадей Геры в ее колесницу. Когда к сонму богов присоединился Геракл, Геба стала его женой. Также она была помощницей божеств, связанных со свадьбами: Геры, Афродиты, харит (граций) и Гармонии.

Римляне в какой-то степени отождествляли с Гебой свою богиню юности Ювенту.

(См. также Арес, Афродита, Гармония, Гера, Геракл, Грации, Зевс и Ювента.)

ГЕКАТА

Геката – дочь богов-титанов второго поколения Астерии и Перса. Гесиоду она была известна как добрая богиня, которую Зевс почитал больше остальных, предоставляя ей широкие полномочия на земле и на небесах: она отвечала за богатство и удачу, за победу в битвах и спортивных состязаниях, за изобилие в рыбной ловле и плодовитость стад, за рост и здоровье детей, за справедливый царский суд и здравые суждения во время собраний. То есть Геката была вовлечена практически в каждый аспект семейной и политической жизни. Помимо этого, Гекату часто вспоминали в связи с магией, некромантией и колдовским часом, и ее темные стороны подчеркивались поздними классическими авторами. В разных обличьях Геката ассоциировалась с Артемидой, Деметрой, Гермесом, Селеной и Персефоной. Геката стала свидетельницей похищения последней Аидом. У римлян она была известна как Тривия, «богиня трех путей», что связано с ипостасью Гекаты как богини перекрестков. Ее часто изображали с факелами, с собакой, а порой даже с тремя телами.

Что касается мифологических сюжетов, то Геката играет важную роль в экспедиции Ясона, преуспевшего в поисках золотого руна только за счет помощи Медеи, жрицы этой богини. Медея получала от Гекаты подсказки касательно колдовства и обращения с волшебными травами. При помощи этих трав она могла потушить огонь, изменить течение рек и движение звезд и Луны. Медея снабдила Ясона снадобьем, которое сделало его неуязвимым для меча и огня. Оно было сделано из корня шафранно-желтого растения, выросшего из капель крови на том месте, где орел клевал печень Прометея. Чтобы корень обладал своими волшебными свойствами, Медее нужно было отрезать его только ночью и только после ритуального очищения.

(См. также Аид, Артемида, Гермес, Деметра, Медея, Персефона, Прометей, Селена и Ясон.)

ГЕЛИАДЫ

Гелиады – нимфы, дочери бога солнца Гелиоса и богини из второго поколения титанов Климены. Их судьба хорошо известна из «Метаморфоз» Овидия: оплакивая своего юного брата Фаэтона, который захотел проехаться на колеснице Гелиоса и трагически погиб, они превратились в тополя, росшие вдоль берега реки Эридан (по другой версии – По). Их слезы, бесконечно стекавшие с ветвей деревьев, затвердевая на солнце, превращались в янтарь.

(См. также Гелиос, Климена, Титаны, Фаэтон и Эридан [река].)

ГЕЛИОС

Гелиос – греческий бог солнца. Вместе с Селеной (Луной) и Эос (Утренней зарей) был рожден титаном Гиперионом и Теей (встречается написание Тейя). У самого Гелиоса было множество детей от нескольких партнерш. Так, с Персеидой, дочерью Океана, он стал родителем Ээта, отца волшебницы Медеи, Цирцеи, богини-колдуньи, превратившей спутников Одиссея в свиней, и Пасифаи, жены критского царя Миноса, которая в результате сношений с быком родила ужасного Минотавра. Гелиады были дочерьми Гелиоса и Климены, как и Фаэтон, который подверг мир опасности, взявшись управлять колесницей своего отца. После его гибели скорбящие сестры Фаэтона претерпели чудесное превращение. Менее значимыми в мифологическом плане были семь сыновей от союза Гелиоса с Родой, дочерью Посейдона, давшей имя острову Родос. Потомки этих сыновей стали правителями острова и воздвигли статую Гелиоса, известную как Колосс Родосский, одно из семи чудес Древнего мира.

Что касается внешнего облика Гелиоса и его деятельности, то одно из ранних описаний содержится в так называемом гомеровском гимне этому богу. Гелиос едет на колеснице, увлекаемой четверкой великолепных жеребцов. Он светит и людям, и бессмертным богам – ослепительно-яркие лучи исходят прямо от него. Всевидящие глаза горят огнем, золотые волосы красиво обрамляют лицо. На нем золотой шлем и богатое одеяние из тонкой ткани, которое сияет и развевается на ветру.

В более поздних источниках содержатся дополнительные подробности. Из озера или из пучины Океана на востоке – или, у Овидия и других поэтов, из богато украшенного золотого дворца – Гелиос выводит свою колесницу в небеса, достигая их высшей точки в полдень, а затем спускаясь по небесному своду на запад. Ночью он продолжает свой путь в глубинах Океана с запада обратно на восток в золотом челне или «чаше», выкованной для него Гефестом.

Поскольку во время передвижения по небу Гелиос мог видеть все, что происходит на земле, он становился свидетелем множества событий, на развитие которых был способен повлиять в силу своего знания. Например, он увидел Афродиту и Ареса вместе и сообщил о скандальной связи Гефесту, мужу Афродиты. Также Гелиос наблюдал похищение Персефоны Аидом. Среди тех, кому довелось ощутить на себе его гнев, можно назвать Одиссея, чьи люди, сойдя на берег на остров Тринакрия, забили и съели 350 священных коров Гелиоса. Помог же он Гераклу, несмотря на то что герой целился в него из лука, страдая от непомерного жара.

Гелиоса путали или отождествляли с его отцом Гиперионом, а также с Аполлоном в его роли бога солнца еще в древности. Его римский эквивалент – бог Сол (Солнце).

(См. также Аид, Арес, Афродита, Гелиады, Гефест, Гиперион, Климена, Крит, Медея, Минос, Океан [место], Одиссей, Пасифая, Персефона, Посейдон, Селена, Титаны, Тринакрия, Фаэтон, Цирцея, Эос и Ээт.)

ГЕРА

Гера – царица богов, жена Зевса, их царя. Гера, наряду с Зевсом, Посейдоном, Аидом, Гестией и Деметрой, являлась дочерью богов-титанов Кроноса и Реи. Как и все ее братья и сестры, за исключением Зевса, после рождения она была проглочена своим отцом, а позднее исторгнута.

Сфера ее влияния была достаточно широка, однако в особенности она славилась как защитница женщин в качестве супруг и матерей. Соответственно, богиня была тесно связана со свадебными церемониями, браком и деторождением. В этом смысле ее брак с Зевсом был божественным прототипом человеческих браков. Также Гера считалась защитницей городов, поселений и их обитателей.

Ее происхождение и значение ее имени в точности не известны. Вероятно, богиня эволюционировала из прототипа эгейской Матери-Земли, а с Зевсом она ассоциировалась уже с бронзового века, который длился примерно с 3000 по 1150 г. до н. э. Святилища Геры – одни из древнейших в Греции, и хотя ей поклонялись по всему греческому миру, важнейшие культовые центры находились в Аргосе, на острове Самос, в Перахоре и Олимпии, а также в Пестуме, Метапонте и Кротоне, греческих колониях в Южной Италии. Аргос и Самос фигурировали как места рождения Геры, или, точнее, ее появления из чрева Кроноса. Гера и Посейдон состязались за контроль над Аргосом, и Гера одержала верх.

Что касается брака Геры и Зевса, то Павсаний пишет, что он состоялся в результате обольщения богини ее братом, принявшим облик беззащитной ручной кукушки, которую она взяла и положила себе на колени (или прижала к груди). В качестве свадебного подарка богиня Гея (Земля) преподнесла Гере дерево, приносящее золотые яблоки, которое затем было посажено на краю земли в саду Гесперид.

Детьми Геры и Зевса были Геба («юность»), Илифия, богиня-покровительница рожениц, Арес, бог войны, и Гефест, бог кузнечного дела. Существует альтернативная традиция, согласно которой Гера родила Гефеста одна, без отца, дабы отплатить Зевсу за рождение богини Афины, появившейся на свет из его головы. Геру всегда сердили многочисленные связи ее мужа с богинями, нимфами и смертными, поэтому многие мифы о ней связаны с преследованиями его любовниц. Им подверглись богиня Лето, чью беременность Гера жестоким образом продлила; нимфа Эхо, отвлекавшая Геру своей болтовней в нужные Зевсу моменты; Каллисто, которую богиня превратила в медведицу; Семела, мать Диониса, – ее Гера хитростью заставила спровоцировать собственную ужасную смерть; Ио, девушка в облике коровы, которую преследовал и жалил овод, посланный ревнивой супругой Зевса.

Геракла Гера преследовала всю его жизнь, от колыбели до погребального костра. Именно она создала предпосылки для его знаменитых подвигов в отместку за связь Зевса с матерью Геракла Алкменой. Еще одним объектом истязаний Геры стали троянцы, так как она не смогла простить сыну троянского царя Парису его выбор при вручении золотого яблока с надписью «прекраснейшей» – оно, как известно, досталось Афродите. С другой стороны, богиня демонстрировала ярую преданность своим фаворитам, каковыми являлись, к примеру, греки у стен Трои. А за доброту героя Ясона, проявленную к ней самой в обличье отвратительной старухи, ему была дарована поддержка в путешествии за золотым руном. Помимо всего прочего, Гера заставила волшебницу Медею влюбиться в него.

Среди атрибутов Геры были различные священные животные и растения. Знаменитая статуя из слоновой кости и золота в святилище (Герайоне) в Аргосе, по словам Павсания, изображала богиню держащей в одной руке скипетр с сидящей на нем кукушкой, символизировавшей соблазнение Геры Зевсом, а в другой – гранат, фрукт, символизирующий плодородие. Другими священными растениями Геры являлись мирт, символ брака, мак, еще одно растение с большим количеством семян, и благоухающая белая лилия, выросшая из капель грудного молока богини. Все эти растения были также священными и для богини любви Афродиты. Среди животных, помимо кукушки, с Герой ассоциировались павлины, лошади и коровы.

Римляне отождествляли Геру с италийской богиней Юноной, позаимствовавшей и мифологию своей греческой «предшественницы».

(См. также Аид, Алкмена, Аргос, Арес, Афродита, Геба, Геракл, Гестия, Гефест, Гея, Деметра, Дионис, Зевс, Илифия, Ио, Каллисто, Кронос, Лето, Медея, Олимпия, Парис, Посейдон, Рея, Семела, Титаны, Троя, Эхо, Юнона и Ясон.)

ГЕРМЕС

Гермес, известный в римской мифологии как Меркурий, был богом-посланником, который осуществлял посредничество между небом и землей, доставляя сообщения богов людям. Важно отметить, что этот бог, известный в Греции уже в бронзовом веке (примерно 3000–1150 гг. до н. э.), имел много возможностей и сфер влияния. Несмотря на особо тесные связи с Аркадией, Гермес почитался по всей Греции. Гермес – бог пастухов, которых он защищает, и их стад, чью плодовитость он обеспечивает. Также Гермес покровительствовал путешественникам, купцам, вестникам и ворам. Как Психопомп («проводник душ») сопровождал души умерших из земного мира в Царство мертвых. Он был богом границ городов, обозначаемых гермами (столбами, увенчанными его бюстом), границ частной собственности и входов в дома. В качестве носителя культуры Гермес считался первооткрывателем огня и лиры, но одновременно являлся и неугомонным трикстером. Многие его проделки отражены в так называемом гомеровском гимне в его честь. Согласно данному гимну, Гермес родился в пещере в Аркадии от связи Зевса с нимфой Майей. В сам день своего рождения он выскочил из колыбели и выбрался из пещеры. Снаружи Гермес поймал черепаху, быстро вынул ее из панциря, натянул на него струны (овечьи кишки) и, сделав лиру, начал на ней играть. В тот же день Гермес отправился в Пиерию, где украл пять коров из стада Аполлона. Вел он их задом наперед, чтобы их сложнее было найти. Пройдя довольно большое расстояние с коровами, Гермес изобрел сандалии для защиты ног и придумал, как добывать огонь. Аполлон сделал его сторожем своих стад в обмен на лиру, которая в дальнейшем стала его инструментом. Как посланник богов и посредник между ними и людьми Гермес неизбежно участвовал во множестве историй, включая нижеизложенные. Гермес привел богинь Геру, Афину и Афродиту к троянцу Парису, который принял судьбоносное решение, выбрав самую красивую из них троих. Он сопровождал Зевса, когда тот посещал скромное жилище щедрых крестьян Бавкиды и Филемона. В качестве посланника Зевса Гермес отправился на остров Калипсо, чтобы убедить ее отпустить Одиссея домой, и это он дал герою траву «моли», при помощи которой тот смог противостоять чарам Цирцеи. Гераклу и Персефоне он помогал выйти из Царства мертвых. Именно Гермесу досталось прозвище «Аргифонт», убийцы ужасного Аргуса, охранявшего возлюбленную Зевса Ио, когда она приняла облик коровы. И он дал герою Персею серп, чтобы тот смог отсечь голову горгоны Медузы.

Что касается внешних атрибутов, то Гермеса можно было узнать по кадуцею, или керикиону (жезлу вестника), в руках, широкополой шляпе странника и крылатым сандалиям, при помощи которых он перемещался с огромной скоростью.

(См. также Аполлон, Аргус, Аркадия, Афина, Афродита, Бавкида, Геракл, Горгоны, Зевс, Ида (гора), Ио, Калипсо, Майя, Медуза, Меркурий, Одиссей, Парис, Персей, Персефона, Пиерия, Царство мертвых и Цирцея.)

ГЕСПЕР

Геспер – персонификация вечерней звезды, как называли видимую вечером планету Венера. В этом качестве он был визави утренней звезды, Люцифера, то есть планеты Венера, которую видно в утренние часы. Геспер считался отцом Гесперид и царя Кейка, превратившегося после смерти в морскую птицу.

(См. также Геспериды, Кейк и Люцифер.)

ГЕСПЕРИДЫ

Геспериды – нимфы, которым было доверено ухаживать за деревьями с золотыми яблоками, столь хорошо известными в классической мифологии. Эти деревья охранял стоглавый змей (по другой версии – дракон) Ладон.

Число Гесперид в разных источниках варьируется от четырех до семи, их имена – Эгла, Эрифия, Гестия, Аретуза, Геспера, Гесперуса и Гесперейя. Сведения об их рождении, равно как и о расположении их сада, также разнятся. Поэт Гесиод (в числе ранних источников) называет их родителями божества стихий Никту (Ночь) и Эреба (Мрак), но позднее таковыми считались либо морской бог Форкис и его сестра Кето, либо царь богов Зевс и Фемида, персонификация правосудия; либо титан второго поколения Атлант, который держал на своих плечах небесный свод, и Гесперида, дочь Геспера, вечерней звезды (также их отцом называли и самого Геспера). Известно и несколько вариантов местонахождения сада Гесперид: в Ливии (в Античности так называли Северную Африку) рядом с горами Атлас (ныне территория Марокко); в самой западной части Средиземноморья, на берегу реки Океан, или в землях гипербореев, на крайнем востоке или крайнем севере. Все эти локации воспринимались как «край света». Что касается золотых яблок, то деревья, на которых они произрастали, являлись подарком богини земли Геи Гере, царице богов, по случаю ее свадьбы с Зевсом. Яблоки были источником бессмертия, а потому ценились очень высоко. Одно из яблок стало предлогом к Троянской войне: богини Гера, Афродита и Афина желали получить плод с надписью «прекраснейшей». Для выбора одной из трех претенденток пригласили сына троянского царя Париса. Стоит отметить, что его решение не могло быть непредвзятым: Парис выбрал Афродиту, поскольку именно она сумела предложить ему желанный дар – Елену, прекраснейшую из женщин. Проблема заключалась в том, что Елена была замужем за спартанским царем Менелаем. Когда Парис сбежал с ней в Трою, тысяча греческих кораблей отправилась в погоню.

На страницу:
3 из 4