bannerbanner
Классическая мифология от А до Я. Энциклопедия богов и богинь, героев и героинь, нимф, духов, чудовищ и связанных с ними мест
Классическая мифология от А до Я. Энциклопедия богов и богинь, героев и героинь, нимф, духов, чудовищ и связанных с ними мест

Полная версия

Классическая мифология от А до Я. Энциклопедия богов и богинь, героев и героинь, нимф, духов, чудовищ и связанных с ними мест

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Что касается исторического происхождения богини, то она не слишком прозрачна. Есть основания предполагать, что она могла быть «ввезена» в Грецию из Анатолии, но в любом случае Артемида была известна еще с бронзового века, охватывающего период примерно с 3000 по 1150 г. до н. э. Святилища Артемиды обнаруживаются по всему греческому миру, наиболее значимые из них находились в Бравроне на территории Афин и в Спарте: первое являлось местом инициации молодых девушек, которых обряжали в медведей; второе было связано с ритуалами посвящения спартанских юношей в воины и в граждане.

В мифах, где присутствует Артемида, затрагиваются разные аспекты ее многогранной личности. Она и ее брат Аполлон, вооруженные луками и стрелами, отомстили за свою мать, когда дочь лидийского царя Ниоба стала похваляться, что у нее больше детей, чем у Лето, и что она заслуживает большего поклонения, чем эта богиня. Среди других жертв Артемиды – охотник Актеон, на которого она натравила его охотничьих собак за то, что он увидел ее обнаженной. Писатель Гигиний утверждает, что не Гера, а именно Артемида превратила Каллисто в медведицу за то, что она вступила в связь с Зевсом и понесла от него, хотя беременность была результатом насилия. Охотника Ориона богиня убила за то, что он бросил ей вызов в метании колец, а на великана Тития они с Аполлоном напали за домогательства в отношении их матери.

Мало того, Артемида потребовала принести в жертву дочь Агамемнона Ифигению за то, что царь убил на охоте посвященную богине лань. По одним источникам Ифигения погибла на алтаре Артемиды, однако по другим богиня спасла ее и перенесла в варварскую Тавриду, где девушка стала ее жрицей и уже сама была обязана готовить людей к человеческим жертвоприношениям.

Самым известным почитателем Артемиды был целомудренный, но незаслуженно опороченный Ипполит, сын царицы амазонок Ипполиты.

В греческом искусстве Артемида изображалась вооруженной луком и колчаном со стрелами. Иногда она, подобно Гекате и Илифии, держала один или несколько факелов. Ее главными священными животными являлись олень, медведь и кабан, растениями, как и у брата, – пальма и кипарис.

(См. также Агамемнон, Актеон, Амазонки, Аполлон, Афины, Геката, Гера, Делос, Диана, Зевс, Илифия, Ипполит, Ипполита, Ифигения, Каллисто, Лето, Ниоба, Олимп [гора], Орион, Ортигия, Селена, Спарта, Таврида, Титаны и Титий.)

АСКЛЕПИЙ

Асклепий (или Эскулап) – сын Аполлона, обожествленный герой-врачеватель, получивший наиболее широкую известность именно как бог врачевания и медицины. По Гесиоду, его матерью была смертная женщина Арсиноя, дочь Левкиппа, но более распространена версия его происхождения, согласно которой его матерью является Коронида, дочь фессалийца Флегия. Относительно самого его рождения тоже есть несколько версий. Первая: Коронида родила Асклепия в Эпидавре, у своего отца, который не знал о ее беременности и отдал ребенка на растерзание диким зверям. Но Асклепия кормили козы и охраняла собака пастуха, который впоследствии его и обнаружил. При его приближении к ребенку сверкнула молния, и испуганный пастух убежал, оставив младенца в лесу. Вторая версия: беременная Коронида завела смертного любовника, и разгневанный Аполлон (или его сестра Артемида) убил ее. Однако Гермесу было поручено извлечь ребенка из тела матери, лежавшего на погребальном костре. Асклепия отдали благородному кентавру Хирону для воспитания и обучения искусству целительства. Аполлодор пишет, что Асклепий настолько преуспел в этом деле, что стал не только спасать жизни, но и оживлять мертвых при помощи крови горгоны Медузы, данной ему Афиной. Гигиний же рассказывает о способности Асклепия воскрешать мертвых другим способом (подобная история существует о прорицателе Полийдосе): когда Асклепия попросили вернуть к жизни Главка, сына Миноса, и он размышлял, как это сделать, вверх по посоху, который он держал, поползла змея. Асклепий убил змею, но вскоре после этого появилась другая. В ее пасти была трава, которую она положила на голову убитой соплеменницы. Затем обе змеи уползли, а Асклепий использовал ту же траву, чтобы вернуть к жизни Главка. Опасаясь, что таким образом будут стерты различия между бессмертными богами и смертными людьми, Зевс поразил Асклепия молнией, а рассерженный Аполлон убил циклопов, изготавливавших молнии. За это преступление Зевс заставил его целый год служить смертному человеку, царю Адмету, а Асклепия Зевс по просьбе Аполлона поместил среди звезд.

Хотя главным местом поклонения Асклепию был Эпидавр на северо-востоке Пелопоннеса, его святилища – так называемые асклепионы, предшественники современных больниц, куда люди совершали паломничества, чтобы исцелиться, – обнаруживаются по всему греческому миру и за его пределами. В Рим традиция поклонения Асклепию была привнесена из Эпидавра в 293 г. до н. э. для борьбы с чумой. Уникальным в культе Асклепия было относительное единообразие устройства святилищ и проводимых в них ритуалов. Святилища, которые состояли из храма, жертвенника и помещения для сна, обычно находились за пределами поселений и близко к источникам воды. Священные животные Асклепия, змеи и собаки, содержались в асклепионе. Козы также были священными для бога, поскольку выкормили его в младенчестве. Их нельзя было приносить в жертву, а козье мясо запрещалось употреблять в пищу в стенах святилищ. Само «врачевание» происходило во время пребывания в асклепионе, пока пациенты спали. Асклепий или один из его представителей являлся больным во сне и либо лечил, либо рассказывал о средствах исцеления их недугов.

Изображался Асклепий обычно в длинном плаще и с посохом, обвитым змеей.

(См. также Адмет, Аполлон, Арсиноя, Гермес, Горгоны, Зевс, Кентавры, Коронида, Левкипп, Минос, Полийдос, Фессалия, Хирон и Циклопы.)

АСТРЕЯ

Астрея была олицетворением справедливости. Согласно «Феноменам» Арата и римским авторам, на которых его труд о созвездиях оказал влияние, Астрея превратилась в созвездие Девы. Таким образом, Астрея почиталась и как Дева, и как Дике («справедливость»). Относительно ее родителей также есть разные версии: либо это были титан второго поколения бог Астрей и богиня утренней зари Эос, либо Зевс и Фемида («священный закон»). Римские авторы Овидий, Гигиний и другие полагали, что Астрея покинула землю и отправилась на небеса, опечаленная превращением людей в грешников «железного века» в результате деволюции от «золотого века» к «серебряному», а затем к «бронзовому».

(См. также Дике, Зевс, Фемида и Эос.)

АТА

Ата – женское воплощение помрачения ума. По Гесиоду, она была дочерью Эриды («раздора»), а Гомер называет ее дочерью Зевса. Отдельных мифов об этой богине не существует, но она часто упоминается в сюжетах о крайне безрассудных, безумных или разрушительных действиях различных персонажей. Среди последних можно назвать микенского царя Агамемнона, который проклинал Ату за свое решение забрать у Ахилла красавицу Брисеиду. Этот поступок в дальнейшем привел к отказу Ахилла от борьбы в критический момент Троянской войны. Жена Агамемнона Клитемнестра также считала безумие одной из причин, по которым она убила своего мужа. Орест и Электра в помутнении рассудка убили свою мать, желая отомстить ей за смерть отца.

(См. также Агамемнон, Ахилл, Брисеида, Зевс, Клитемнестра, Микены, Орест, Электра [героиня] и Эрида.)

АТЛАНТ (АТЛАС)

Атлант – представитель второго поколения титанов по отцовской линии. Был сыном титана первого поколения Иапета и Климены, дочери Океана, брата Иапета. Со своей теткой океанидой Плейоной он зачал Плеяд, Гиад (чьей матерью, по другой версии, считалась Эфра, еще одна океанида) и Калипсо. С Гесперидой, дочерью Геспера, бога вечерней звезды, он породил Гесперид. Братьями Атланта являлись Прометей, Эпиметей и Менетий.

Гигиний пишет, что Атлант, возглавивший борьбу титанов против олимпийских богов, был наказан Зевсом, заставившим его держать небеса на своих плечах. Считалось, что Атлант живет в саду Гесперид, на крайнем западе, на берегу реки Океан, в Ливии, либо на крайнем севере (или востоке), где обитали гипербореи.

Когда Геракл пришел похищать яблоки Гесперид, он обратился к Атланту за помощью, попросив сорвать яблоки в обмен на то, что в его отсутствие подержит небесный свод. Атланту так хотелось продлить свой отдых от изнурительной работы, что он вызвался сам доставить яблоки Эврисфею, по приказу которого действовал Геракл. Но Геракл перехитрил его, попросив взять ношу ненадолго, чтобы он мог подыскать себе подушку для плеч. Стоит ли говорить, что, подобрав яблоки, он ушел и обратно не вернулся.

Также Атлант сыграл свою роль в мифе о Персее. В отместку за негостеприимство Атланта Персей показал ему голову Медузы и превратил в горы, которые и по сей день носят имя титана (Атлас).

(См. также Геракл, Геспер, Геспериды, Гиады, Гипербореи, Калипсо, Климена, Океан [место], Океаниды, Персей, Плеяды, Прометей, Титаны, Эврисфей и Эпиметей.)

АТРОПОС

Атропос («неотвратимая») была одной из трех мойр, богинь, наделявших людей определенными судьбами. Как свидетельствует имя Атропос, обычно решение мойр, которые сплетали, разматывали и обрезали нить жизни, изменить было нельзя.

(См. также Мойры.)

АФИНА

Афина – греческая богиня войны, мудрости и ремесел, защитница городов, прежде всего Афин. Ее характер как богини войны очень отличался от нрава Ареса, воплощавшего в себе агрессию и жестокость. Афина, напротив, была богиней войн оборонительных, необходимых, а не развязанных в порыве гнева.

В роли покровительницы ремесел и ремесленников она была наиболее благосклонна к женским ремеслам – прядению и ткачеству, но ее патронаж распространялся также на плотницкое, столярное, гончарное, кузнечное дело, пересекаясь со сферой влияния Гефеста, с которым Афину объединяет ряд культовых моментов. Среди многочисленных эпитетов Афины наиболее популярны Эргана («работница»), Ника («победоносная»), Промахос («воительница»), Полиада («защитница городов») и Парфенос («девственница»). В последней ипостаси она пребывала в Афинском Парфеноне. Также богиню часто называли Афиной Палладой или просто Палладой. Это имя древние авторы связывали с именами близкой подруги богини, которую она случайно убила, или намеренно убитого ею гиганта.

Что касается происхождения Афины и ее имени, то консенсуса в этом вопросе нет, хотя ранняя форма ее имени была известна в Греции еще в бронзовом веке, то есть в период, длившийся примерно с 3000 по 1150 г. до н. э. Также неизвестно, возникло ли название «ее» города – Афины – раньше, чем имя.

В мифах Афина была дочерью Зевса и его первой жены, Метиды, воплощенной мудрости. Греческий поэт Гесиод пишет, что Зевс проглотил Метиду, когда она была на сносях, потому что узнал от Геи и Урана, что ей суждено родить детей, которые будут угрожать его главенству среди богов: сначала это будет мудрая и могущественная дочь, а потом – жестокий и сильный сын. Через некоторое время у Зевса началась ужасная головная боль, и он обратился за помощью к Гефесту, который ударил его по голове топором. Из трещины в черепе выскочила Афина, совершенно взрослая и при полном вооружении.

Афина осталась незамужней девственницей, но стала приемной матерью легендарного афинского царя Эрихтония, человека-змея, рожденного из семени Гефеста, попавшего в землю, когда тот пытался овладеть Геей.



Множество героев получали поддержку и защиту Афины. Так, Персею она дала зеркальный щит, чтобы он мог узнать, где находится Медуза, не глядя прямо на нее. В благодарность за помощь Персей отдал Афине голову Медузы, которую она закрепила на своем нагруднике. Фаворитом Афины являлся и хитроумный Одиссей, поскольку, как пишет Гомер, он был к ней ближе всех людей по остроте ума. Афина также была защитницей Ореста, сына микенского царя Агамемнона. Когда его судили за убийство матери, богиня помогла добиться оправдания.

Гнев Афины в полной мере испытала на себе Арахна, искусная ткачиха, высокомерно заявившая, что превзошла богиню, свою наставницу. Также Афина обрушила свою ярость на троянцев, хотя в их городе находилось одно из ее святилищ. Как и Гера, она рассердилась на Париса за то, что он признал красивейшей из трех богинь Афродиту.

Важнейшим мифом с участием Афины, помимо истории чудесного рождения богини, является рассказ о ее состязании с Посейдоном, итог которого ставил точку в споре о том, кто будет покровителем Афин. Посейдон ударил своим трезубцем по Акрополю, и в этом месте забил источник с соленой водой, символ морского могущества. А Афина подарила оливковое дерево. И победила в состязании – ее дар был признан более ценным, поскольку оливы стали одним из главных источников экономического процветания города.

Что касается атрибутов Афины, то ее изображали вооруженной, с пикой или копьем, одетой в шлем и нагрудник, обрамленный змеями, – так называемую эгиду (выделанную из козьей шкуры) с закрепленной на ней головой Медузы. Священные животные Афины – змея и сова, символ мудрости, растение – олива.

У римлян с Афиной отождествлялась богиня Минерва.

(См. также Акрополь, Арахна, Афины, Афродита, Гефест, Гея, Зевс, Медуза, Метида, Микены, Минерва, Одиссей, Орест, Паллада, Парис, Персей, Посейдон, Троя, Уран и Эрихтоний.)

АФРОДИТА

Афродита – греческая богиня эротической любви, сексуальности и красоты. Одна из двенадцати олимпийских богов, она была связана с фертильностью людей и животных, а также плодородностью почвы и растений. Римлянам она известна под именем Венера.

Есть две версии мифа о рождении Афродиты. Гомер сообщает, что она была ребенком сравнительно малоизвестной богини Дионы от Зевса. А вот Гесиод рассказывает совсем другую, более драматичную историю ее рождения в своей «Теогонии» («Происхождении богов»). Стремясь отомстить своему отцу Урану за дурное обращение с матерью, Геей, Кронос кастрировал его, и отрезанные гениталии Урана упали с небес в море, заставив его воды закипеть и вспениться. Афродита появилась взрослой из пены волн, что подтверждает этимология ее имени, которое означает «дар пены». Когда Афродита впервые ступила на берег, из песка возникли розы, заливая землю цветом. Грации поднесли ей венки из благоухающего мирта, чтобы она могла прикрыть наготу. Некоторые полагали, что местом, где это произошло, был остров Китира, в честь которого она носит прозвище Китерия. Другие объявляли «местом рождения» Афродиты Кипр, поэтому называли богиню Кипридой.

Афродита являлась одним из важнейших божеств греческого пантеона, ее культ был чрезвычайно широко распространен в греческом мире. Материальные доказательства ее культа найдены в Северной Греции, в частности в Фивах; в Аттике, в Афинах и их окрестностях; в Мегаре и Коринфе. Также они обнаружены на Пелопоннесе: в Сикионе, Гермионе, Эпидавре, Аргосе, Аркадии, Элиде; на островах Кипр, Крит и Китира; в греческих колониях в Малой Азии; а также в других местах, связанных прочными узами с Грецией: на Сицилии в Италии, в египетском Навкратисе, в Сагунто в Испании. Тем не менее еще в Античности высказывались предположения о негреческом происхождении Афродиты. Несмотря на то что истоки культа Афродиты не слишком прозрачны, общепризнано, что в его истории значимую роль сыграл Кипр, как место смешения греческих и ближневосточных влияний. За счет миграций и торговли в «бронзовом веке» (примерно с 2500 по 1050 г. до н. э.) регион был охвачен новыми формами культа плодородия, происходившими из Анатолии и Леванта: культами богинь Иштар и Астарты (обе восходят к месопотамской Инанне). Афродита стала как бы синтезом этих божеств и в таком виде была принята греками в их пантеон. Значимость ее святилищ на Кипре, и особенно на Китире, определенно повлияла на историю ее рождения.

Будучи богиней любви и желания, Афродита не только отвечала за многочисленные романтические хитросплетения между богами и смертными, но и сама отнюдь не пренебрегала любовными отношениями. Она была замужем за Гефестом, богом кузнечного дела, но в его отсутствие не раз оказывалась в объятиях Ареса, бога войны. Именно от него она родила Эроса, которого римляне называли Амуром или Купидоном; Демоса («страх»); Фобоса («паника») и Гармонию. Позднее Гармония вступила в брак с Кадмом, царем Фив. Богу Гермесу, чьи ухаживания она долго отклоняла, Афродита родила Гермафродита. По некоторым версиям, она также являлась матерью бога плодородия Приапа (от бога Диониса) и сицилийского царя Эрикса (от бога Посейдона). Среди наиболее известных смертных возлюбленных Афродиты – красавец Адонис, плод кровосмесительной связи принцессы Мирры и ее отца, кипрского царя Кинира. Примечательно, что эта связь была результатом наказания, которому Афродита подвергла юную принцессу. Это один из случаев, показывающих, что дары богини не всегда были благословением, иногда они представляли собой и жестокую кару.


Афродита: богиня плодородия и телесной любви, рожденная из пены морской


Среди тех, кому Афродита помогла в любовных устремлениях, были герои Иппоменей, очарованный быстроногой охотницей Аталантой; Ясон, который крайне нуждался в помощи волшебницы Медеи для добычи золотого руна; троянец Парис, вручивший богине золотое яблоко и получивший в награду Елену Прекрасную, что стало поводом для Троянской войны. А жертвами Афродиты стали сын Тесея Ипполит и его мачеха Федра, которую Афродита заставила влюбиться в него самым трагическим образом; Тиндарей, царь Аргоса, чьи дочери (наиболее известная из них – Клитемнестра, убившая своего мужа Агамемнона в бане) предали своих мужей; критская царица Пасифая, которой овладела страсть к быку; женщины Лемноса, убившие своих родственников-мужчин.

Что касается символов и атрибутов Афродиты, то они включают в себя растения, присутствующие в мифах о ней: благоухающая роза и мирт, яблоко, спелый плод, ассоциирующийся с любовью и размножением; мак (или анемона), цветок, возникший из крови Адониса. В животном царстве это голуби, воробьи, ласточки, гуси, лебеди, зайцы, козы, бараны, дельфины и даже черепахи. Некоторые из этих животных были символами любви и фертильности, другие ассоциировались с рождением богини из вод.

(См. также Агамемнон, Адонис, Анхис, Аргос, Аркадия, Аталанта, Афины, Венера, Гея, Грации, Гармония, Гефест, Гермес, Диона, Дионис, Елена, Женщины Лемноса, Зевс, Ипполит, Иппоменей, Кинир, Кипр, Клитемнестра, Коринф, Крит, Кронос, Купидон, Мегара, Медея, Мирра, Олимп [гора], Парис, Пасифая, Приап, Тесей, Тиндарей, Титаны, Троя, Уран, Федра, Фивы, Эней и Ясон.)

АХЕЛОЙ

Ахелой – река и в то же время бог этой реки, которая была одной из самых протяженных и полноводных в Греции. Хотя он ассоциировался с определенной рекой, к нему взывали и когда речь шла о реках (и их богах) вообще. Проще говоря, ему молились как богу всех рек. По словам греческого поэта Гесиода, Ахелой, как и множество других рек, являлся ребенком титанов, богов стихий Океана и Тефиды. Среди его собственных детей были сладкоголосые, но жестокие сирены, а также нимфы, которые, как считалось, набирали из него воду. В их число входили Касталия, дух Кастальского ключа близ Дельф, священного источника муз, и Пирена, дух коринфского источника Пирена – его воды заставил вырваться из земли Пегас, ударив копытом.

Ахелой наиболее известен своим поединком с Гераклом, с которым он боролся за руку Деяниры, дочери Ойнея, царя Калидона. Тактические уловки – превращение в змею, а затем в быка – не помогли Ахелою: Геракл все равно победил и сломал ему один из рогов. Этот рог, согласно римскому поэту Овидию, стал рогом изобилия, так как его взяли наяды и наполнили плодами и цветами, воплотившими земную щедрость, ставшую возможной благодаря водам Ахелоя. По альтернативной версии, Геракл вернул рог Ахелою, а тот взамен дал ему рог Амалфеи, козы, выкормившей своим молоком Зевса-младенца, и рогом изобилия стал именно он.

(См. также Ахелой [место], Калидон, Кастальский ключ, Коринф, Деянира, Дельфы, Зевс, Музы, Наяды, Нимфы, Океан, Ойней, Пирена, Сирены и Титаны.)

БЕЛЛОНА

Беллона, чье имя происходит от латинского слова bellum («война»), римская богиня войны, отождествлялась с греческой богиней Энио. В произведениях искусства она изображалась в воинском шлеме. Ее атрибутами являлись щит, меч или копье и горн, в который она трубила, призывая к битве. Вместо волос у нее, как у горгон, были змеи. Поскольку богиня воплощала разрушительные аспекты войны, ее римский храм располагался за сакральной границей города, померием.

(См. также Горгоны и Энио.)

БЛИЗНЕЦЫ

Близнецы – название созвездия, в которое превратились божественные близнецы Диоскуры, Кастор и Поллукс. Они были братьями Елены Троянской и вероломной Клитемнестры.

(См. также Диоскуры, Елена, Клитемнестра и Троя.)

БОРЕЙ

Борей – воплощение северного ветра и его божество. Борей, Нот, южный ветер, и Зефир, западный ветер, были детьми Эос, богини утренней зари, и Астрея, титана второго поколения. Его домом, как пишет Пиндар, была земля гипербореев, не тронутая его ледяным зимним дыханием. Невестой Борея, которую он похитил, когда она собирала цветы у реки Иллис, была Орифия, дочь легендарного афинского царя Эрехтея. Она родила Борею сыновей-близнецов – Зета и Калаида, которые сопровождали Ясона в его путешествии за золотым руном, – и дочерей Хиону и Клеопатру. Дети Борея известны как Бореады.

Борей и его братья изображались крылатыми, иногда в виде коней. Существовали и легенды о том, что они зачинают особо быстрых скакунов, например, жеребцов, рожденных кобылами троянского царя Эрихтония. Римляне отождествляли Борея с Аквилоном.

(См. также Аквилон, Аргонавты, Афины, Гипербореи, Зефир, Зет, Иллис [река], Нот, Орифия, Троя, Эрехтей, Эрихтоний и Ясон.)

БРОМИЙ

Бромий – эпитет Диониса, который переводится как «громоподобный» или «шумный». Это имя описывает шумную и неистовую природу поклонения этому богу, включающую в себя экстатические танцы и ритуальные крики. Этот титул также является отсылкой к громовержцу Зевсу, отцу Диониса, и одновременно к способности Диониса по собственному желанию менять свой облик, превращаясь, помимо прочего, в рычащего зверя.

(См. также Дионис и Зевс.)

ВАКХ

Вакх – одно из имен бога Диониса. Изначально было эпитетом, отсылающим к способности Диониса вызывать экстатическое безумие. Также имя Вакх использовалось применительно к мужчине, поклоняющемуся Дионису и пребывающему в том самом экстатическом состоянии или участвующему в соответствующих мистериях. Вакханки – женщины, прославляющие бога.

(См. также Вакханки, Дионис.)

ВЕСТА

Веста – римский эквивалент греческой Гестии, богини очага. Отдельной мифологии Веста не имеет. В римском мире она отвечала как за семейный очаг, так и за большой «очаг» – города и государства, то есть была символическим центром каждой семьи и сотрудничества между семьями. В Риме священный огонь Весты беспрерывно поддерживали шесть жриц, находился он в круглом храме на Римском форуме. Жрицы выбирались в возрасте от шести до десяти лет и служили богине в течение тридцати лет. По окончании этого срока им разрешалось вступить в брак. Весталок, нарушивших обет безбрачия (что было большой редкостью), хоронили заживо.

(См. также Гестия и Рим.)

ВУЛКАН

Вулкан – римский бог огня, преимущественно в его деструктивных проявлениях. Его называли Мульцибером («предотвращающим»), Квиетусом («успокаивающим») и Митисом («смягчающим») за его способность контролировать возгорания и их последствия. Вулкан – один из древнейших богов Рима, но его происхождение неизвестно. Выдвигалась гипотеза, что это этрусское божество, прибывшее в Италию через Восточное Средиземноморье.

Супругой Вулкана была богиня Майя, которую следует отличать от дочери Атланта и матери Гермеса, носившей то же имя.

Будучи чрезвычайно важным для римлян божеством, Вулкан имел алтарь под названием Вулканал у подножия Капитолийского холма на территории Римского форума, а также храм на Марсовом поле, который был построен позднее. Ежегодно 23 августа в его честь проводился праздник – Вулканалия. Во время него в жертву Вулкану приносились живые рыбы, пойманные в Тибре, – их бросали в священный огонь.

Уже в IV веке до н. э. Вулкана отождествляли с греческим богом кузнечного дела Гефестом, а также считали воплощением вулканов и подземного огня. Соответственно, он присвоил характеристики и мифологию Гефеста. В этом качестве Вулкана изображали в рабочей шапке, вооруженного кузнечными щипцами, наковальней и молотом.

(См. также Атлант, Гермес, Гефест, Капитолийский холм, Майя, Рим и Тибр [река].)

На страницу:
2 из 4