bannerbanner
Сказания хори-бурят. Девятый том
Сказания хори-бурят. Девятый том

Полная версия

Сказания хори-бурят. Девятый том

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 10

ПЕПЕЛ ВОКРУГ МОНАСТЫРЯ

Буддийское учение пустило в Монголии такие глубокие корни, как, может быть, ни в одной другой стране буддийского мира.

Н.М.Пржевальский.

В 1809 году из монастыря Богдо-Гегена выделилась специальная школа для изучения цанида. Она была названа «Гандан» в честь одноимённого монастыря Ганден в Лхасе. Первое деревянное здание для нового монастыря было основано в Их-Хурэ в 1835 году по указанию Богдо-Гегена V, желавшего перенести в монастырь свою резиденцию, отдалиться от китайского торгового квартала столицы. В 1840—1841 годах было построено первое каменное здание.

Монастырь Гандан строили по всем канонами буддизма. Ученые ламы выбрали подходящее место. Сначала испросили у хозяина местности – сабдака выделить землю. Для этого они поднялись на обоо, это чаще всего груда камней, сложенных на возвышенности, и вокруг которого развешаны флажки-удачи с изображением Коня Ветра, расположенного на вершине Богдо-Уулы. Каждая местность в Монголии имеет своего невидимого покровителя, который отличается от людей и имеет сознание, они относятся к разряду духов, божеств или ангелов-хранителей. Эти хозяева местности обеспечивают благоприятную погоду, могут помочь получить хороший урожай, так как им подвластны все стихии. Помимо этого они могут содействовать в сохранении здоровья, жизненной удаче, сохранности в дороге. Срок жизни у сабдаков исчисляется несколькими десятками тысяч лет, а то и сотнями.

Ламы лишь совершили обряд подношения хозяину местности, так как ламы не обращаются под прибежище к сабдакам, они просто по-дружески угощают их, тем самым задабривая и прося о том, чтобы те не вредили и не обижались. Оказалось, для строительства монастыря недостаточно одного согласия сабдаков. Нужно еще лусов попросить об этом. Лусы, или, по-другому, наги – змееподобные существа. Обитают на земле, в воде и под землёй.

У самого Будды были ученики наги, а наг Мучалинда защитил своим капюшоном его от палящего солнца во время медитации перед просветлением. Сам махасиддха Нагарджуна 17 лет медитировал, чтобы обрести тело нага, после чего погрузился в их стихию – воду, где и обрёл высшую интуитивную мудрость – праджняпарамиту. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. Земля была населена нагами ещё задолго до человеческой цивилизации.

Ламы совершили еще один обряд – почитания нагов «Луса тахилга». По гороскопу выбрали благоприятный день, а он бывает нечасто, не более одного или двух раз при каждой новой луне. В остальное время наги спят, и страшно не любят, если их будят. Для выполнения ритуала принесли молоко красной коровы и белой козы, и еще много благовоний. За день до ритуала все ламы, проводящие обряд, перестали употреблять в пищу чеснок, лук и мясо. Обряд прошел удачно, и все знаки природы свидетельствовали об этом. На небо поднялась двойная радуга, сразу после окончания молитв заморосил слепой дождик. Это особый знак радости нагов. И вот эти самые наги дали клятву, что не будут мешать в будущем этому монастырю, даже будут помогать в пропитании монахов. Только данное обещание касалось той территории, которую сейчас монахи сами себе отмерят. Ламы очертили нужную для будущего монастыря землю, вырыли там ров глубиной в метр и засыпали пеплом.

Со временем монастырь Гандан стал самым главным в Монголии и прославился своими учеными ламами на весь мир. И до сих пор, разрывая землю за стенами монастыря, находят пепел, и ни один монах не голодал за всю историю существования монастыря.

ЧУДО БАКУЛЫ РИНПОЧЕ

Бывали случаи, что ученик, явившись к учителю и распростершись перед ним ниц, заставал его погруженным в созерцание, и вот, чтобы не прервать мысль учителя, он оставался без движения в своем распростертом положении три дня.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Во многих буддийских монастырях вокруг статуи Будды расположены статуи или танки с изображениями шестнадцати Архатов, учеников Будды Шакьямуни. Эти ученики поклялись оберегать Учение Будды ради спасения существ от страданий сансары18 и дали обет не уходить в нирвану ранее времени, предсказанного Буддой. Согласно легенде, они жили сотни лет, окружённые своими учениками.

Одним из них был Архат Бакула. Имя Архата Бакулы означает, что одеждой ему служит кора дерева бакула. Он родился в семье Брахмана, в Шравасти. Был значительно старше, чем Будда, когда его посвящали, и обрел архатство в своем преклонном возрасте. Будда сказал, что он обрел состояние Архата силой крепкой веры. Он стал монахом в возрасте шестидесяти лет. Он держит в своих руках мангуста, который постоянно чудесным образом изрыгает драгоценности из своего рта – символ желания Архата избавить мир от бедности. Сейчас он пребывает в Северных Землях Звука Пророчества, окруженный 900 архатами. Она также называется мифической страной Утаракуру. Бакулу до сих пор почитают в Ладаке, в горах Кракорум, на севере Кашмира, как Гуру основателя Учения.

Ранее действующий духовный глава Ладака, которого звали Бакула-лама, в непрерывной линии реинкарнаций почитается как духовный перерожденец Архата Бакулы.

Когда я учился в буддийском университете монастыря Гандан, послом Индии в Монголии был как раз великий святой Бакула ринпоче. Однажды нас пригласили на обряд соджонг вместе с учителем. Когда мы все дружно уселись, Бакула ринпоче взял в руки микрофон и сказал:

– Все, кто не имеет обета монаха-гелонга или монаха-гецула, должны покинуть этот молебен, так велит устав Винаи.

Никто не тронулся с места, в зале царила тишина. Тогда он сам встал и вышел, сказав перед этим:

– Если вам это тяжело, то я сам покину вас!

Все ринулись за ним, и я в том числе. Когда его решили догнать, то ринпоче вдруг стал резко отдаляться. Пока молодые монахи запыхались, пробежав лишь сотню метров, он уже был на расстояния километра, хотя я не увидел резких или активных движений с его стороны. Когда он исчез из вида, все с сожалением бросили попытки догнать его. Может, это покажется чудом, я раньше только слышал об этом, а сейчас воочию столкнулся. Это значило, что Бакула ринпоче практикует тумо и обрел внутренний огонь. Раньше в Тибете практики тумо в сильный мороз могли медитировать раздетыми. Так же до появления телеграфа и Интернета в Тибете практиковались почтальоны лунпопо, они передвигались быстрее бегущей лошади. Они, словно воздушные шарики, подпрыгивали и делали трехметровые шаги. Так они могли бежать безостановочно несколько суток и преодолевали расстояния от Тибета до Монголии.

Сегодня же в Гандане несколько сотен монахов следуют пути учителя Бакулы ринпоче и полностью соблюдают все обеты.

10 ТЫСЯЧ МОНАХОВ И ЛЕЧЕНИЕ ПРОКАЗЫ

Прослушавший курс цанида в Тибете получает степень Рабжамба, Доромба получают в тибетском монастыре Лабран, прослушавшие в Тибете курс тантрического учения, получают степень Нгарамба, наконец, выдержавшие цанидское состязание перед Лхасским Джу удостаиваются Лхарамба.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

В начале XX века на территории монастыря, ставшего важнейшим центром буддийского образования в Монголии, проживало около 14 тысяч монахов. В 1938 году, в годы инициированных Чойбалсаном репрессий в отношении буддийского духовенства, монастырь был закрыт. Однако в 1944 году Гандан по просьбам верующих был вновь открыт и под руководством настоятеля габжу Эрдэнипэла стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём. Этот статус сохранялся до 1990 года, когда после реставрационных работ открылись два действующих храма – Соборный (монг. Цокчин) и Дзу. До 2013 года Хамбо-лама, настоятель Гандана Д. Чойжамц, являлся одновременно и главой монгольских буддистов. C 1970 года при Гандане действует Буддийский университет – крупнейшее учреждение религиозного образования в Монголии и Бурятии.

В начале XX века в Гандане на обряд Соджонг собиралось более 10 тысяч монахов. Их угощали зеленым китайским чаем с молоком. Во время перерыва между сессиями монахи дружной толпою выходили на улицу и приседали. Там был огромный канал, куда стекались переработки чая, и там моментально образовывалась маленькая речка. Говорят, маленьких детей, в этот момент играющих на дне или переходящих эту канаву, уносило вниз по течению. Многие прихожане заметили, что если у них на ноге были раны, проказа, псориаз или воспаления, то они исчезали, только стоило им обмочить ноги в этой речке. С тех пор для многих это место стало своего рода целебным источником здоровья.

Ну, а мы же помолимся, чтобы карма повторялась и в Монголии в будущем опять наступили столь благодатные времена!

ПОДНОШЕНИЕ НЕКТАРА ЗАЩИТНИКУ МАХАКАЛЕ

Хубилган, что значит перерожденец, или воплощение какого-либо знаменитого ламы. Титул хутухты жалуется хубилганам уже Богдо-гегеном при особом рескрипте и непременно с выдачей золотой печати, то же самое относится и до титула геген, что собственно значит – светлый, блестящий и святой. Различия между этими двумя титулами почти нет, хотя китайское правительство приняло в обычай давать хубилганам титул хутухты за отличную деятельность на пользу церкви и религии, а титул геген – за гражданскую доблесть.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

В Гандане раньше был лама, почитающий Махакалу.

Махакала – защитник, идам19, развивающий в людях сострадание. У него шесть рук, символизирующих шесть парамит: даяние, нравственность, терпение, усердие, сосредоточенность и мудрость.

По легенде, Авалокитешвара в течение многих эонов20 трудился на благо существ, помогая им высвободиться из сансары. Но однажды, взглянув на мир и увидев, что страдальцев не стало меньше, он очень огорчился и впал в уныние. Тогда к нему явился Гуру Амитабха и посоветовал: «До сих пор ты действовал миром – попробуй разгневаться. Может, тогда ты сумеешь помочь большему числу страждущих».

Так, для развития трудноусмиримых, для успокоения их слишком возбужденных умов проявился Махакала – гневный образ Авалокитешвары. Несмотря на свирепый и ужасный облик, по отношению к живущим он испытывает лишь любовь и сострадание, и ум его спокоен.

Из-за паралича этот лама не мог ходить, а в обязанности входило каждый день подносить своему защитнику ведро водки. Делал он это по-особенному, преобразовывая все ведро в нектар и совершая подношение, в конце обряда водка улетучивалась, и никто не мог понять куда! А своего послушника, который ухаживал за ним и выносил целое ведро с мочой, он заставлял выливать содержимое только на землю. Запрещал расплескивать, особенно против ветра. Ученик несколько лет в точности выполнял инструкции, пока однажды не решил нарушить. Он вышел и вылил ведро в сторону дующего ветра, и его с головы до ног окатило мочой, но, как ни странно, мочой она не пахла. Это был запах настоящей водки. «Так вот куда водка девается, наш учитель все это выпивает! Только почему я его никогда не видел пьяным?», – подумал он. С тех пор стал послушник пить мочу своего учителя. Так как в его обетах не было запрета на употребление мочи, то он не совершал ничего плохого. Он представлял себя вместо учителя, который пьет водку, и ему становилось хорошо. Из-за его омрачений у него не было силы для того, чтобы преобразовывать алкоголь в нектар, да он и не задумывался об этом. Только через год ученик спился, и его поймали, когда он заснул с ведром в руках.

АТЛАНТ

Поза льва. Ложитесь на правый бок, подкладываете правую руку под правую щеку и безымянным пальцем затыкаете правую ноздрю, выпрямляете правую ногу, а левую сгибаете в колене, левую рук, напротив, вытягиваете по мере возможности и кладете на таз.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

В Гандане есть большая белая ступа. Рядом с ней – пригорок, говорят, на этом месте хотели построить храм, а когда стали раскапывать землю, то обнаружили семиметрового человека в позе лотоса. Не зная, что с ним делать, ламы обратились к оракулу, и тот, войдя в транс, наказал закопать его обратно, так как он еще живой и время для просыпания не наступило. Так и сделали, но земли словно стало больше, поэтому образовался пригорок. Храм построили в другом месте, а по пригорку, то есть по голове атланта, ходят толпы верующих, ничего не зная.

БУРЯТСКИЙ ЛАМА

«Вследствие того, что я делаю эти поклонения, да очистятся грехи и препятствия к спасению мои собственные, а также и всех живых существ. Пусть все мы станем Буддами!». Человек просит ни много ни мало, а лишь, чтобы сам он и даже грызущее его насекомое сделались богами!

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Приехал до революции в Гандан монастырь в Монголии один бурятский лама. Во время обхода в главном здании Цогчен-дугана собрания местных лам он запнулся и ухватился за центральный столб. Это вызвало бурю насмешек. После службы все были поражены тем, что на столбе осталась глубокая вмятина в форме руки ламы. И тут всем смеявшимся стало стыдно. По прошествии времени в храме случился пожар, и он полностью сгорел, а этот столб остался единственным и невредимым. Он стал местной святыней, и новый храм заново отстроили в стороне. Теперь, обходя центральную ступу, все прихожане прикладывают свои руки в след от руки бурятского ламы.

ВОПЛОЩЕНИЕ БЕЛОЙ ТАРЫ

Несмотря на то, что все мы в равной мере хотим счастья и не желаем страдать, лица некоторых людей нам нравятся больше, о них мы думаем: «Это мои друзья». Лица других людей нам нравятся меньше, и о них мы думаем: «Это мои враги». Мы разделяем людей на «своих» и «чужих», настойчиво стремимся приблизиться к первым и культивируем неприязнь ко вторым. Приносит ли это пользу? Нет. Огромное количество энергии расходуется в заботах о самых поверхностных явлениях этой жизни. Глубина уступает банальности.

Его Святейшество Далай-лама XIV

В доброе старое время в Гандане служил один лама. Все свою жизнь он почитал только одно божество – Белую Тару. Так как эта богиня безмерного сострадания дарует долгую жизнь, никто не помнил, сколько старому ламе лет, те, кто помнили, как ему исполнилось 100 лет, давно уже умерли.

Однажды во время дебатов в монастыре он встал и вступил в диспут. При этом он всех побеждал, даже тех, кто 30 лет изучал философские науки. Все были крайне удивлены. Но потом приехал с Тибета святой ринпоче и увидел, что это не сам монах вступает в спор, а Белая Тара воплощается в его тело. И поэтому ее-то никто и не мог победить.

ЧУДО ЧАДО РИНПОЧЕ

Как известно, Индия – это родина многих великих мыслителей и духовных учителей. Некоторые из этих мыслителей, такие как Махатма Ганди и другие политики, применяли благородные идеи, такие как ахимса, в политической сфере.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Как-то в Гандане во время празднования Зула21 хурала пригласили Чадо22 ринпоче, тибетского мастера, для возжигания тысячи лампад на улице.

Чадо Тулку ринпоче родился в Тибете в семье кочевников в 1954 году и в возрасте трех лет был признан шестым воплощением Чадо Тулку. Оставив оккупированный китайцами Тибет, Чадо ринпоче обучался в известном монастыре Сера Дже на юге Индии, где получил обширные наставления от многих великих лам, таких как Кенсур ринпоче и Лобсанг-Вангчук.

Чадо ринпоче вышел из храма на улицу, а там дул сильный ветер. Лампадка мастера горела, словно не было никакого ветра. Пламя поднималось ровно и даже не колыхалось. Он спокойно подошел к остальным лампадкам и зажег их, хотя все сопровождающие ламы закрывали уши от шквального ветра. Вот такие случаются чудеса.

СУР И ТАБАК

«Не принимайте слово мое на веру из одного лишь почтения ко мне, но лишь после тщательной проверки, как ювелир, приобретающий золото».

Будда Шакьямуни.

В Монголии был один продвинутый учитель, который сострадал всем живым существам, в том числе и голодным духам. Он каждый вечер в своем дворе возжигал костер, затем на углях подносил духам пищу. Этот обряд в буддизме называется «сур».

Однажды этого монгольского учителя пригласили в далекую деревню, и он, переживая о своих голодных духах, попросил своего ученика сделать подношения вместо него. Ученик был озорником, курил самокрутку из махорки. Без учителя он выходил покормить духов, а заодно и покурить. Не желая курить один, он насыпал махорки и духам. Вот учитель вернулся и сам стал кормить духов. Но духи после еды стали шептать ему на ухо: «А как же остальное?». Учитель долго не мог понять, чем это духи недовольны. Он вызвал своего ученика и заставил его сделать подношения так, как он делал в его отсутствие. Пришлось ученику все учителю рассказать, тот посмеялся и сказал:

– Плохие привычки и к духам пристают, теперь будешь вместо меня каждый день это совершать!

ПУД ЯЗЫКОВ

«Если практикующий Дхарму не соблюдает ее предписаний, он наносит ущерб учению».

Великий йог Миларепа.

До революции в Монголии ламы Чодчии были не такой большой редкостью, их можно было увидеть вдоль дорог, на пустынных кладбищах, везде они держали водной руке ганлин23 – костяную трубу – и в другой – большой барабанчик – дамару. Эти аскеты полностью отреклись от мирской суеты и занимались созерцанием смерти и будущих жизней. Ламы, достигая высшего мастерства, проводили на себе испытания. Приходили на кладбище и, откопав свежеумерший труп, привязывали себя к нему. Нужно было своим дыханием согреть его и в течение трех дней оживить. За это время кожа ламы становилась синей от трупного яда, а запах потом не отмывался месяцами. И как только труп оживал, он на долю секунды высовывал свой язык. В этот момент надо было его откусить, если лама не успевал, то труп его съедал. То есть шансов было поровну: либо победить, либо пойти на обед зомби. Но если все получалось, то лама получал в качестве приза язык зомби, который потом становился золотым. Сколько бы золота вы от него ни взяли, за ночь язык восстанавливал свой вес. Можно было получить от него столько золота, сколько нужно. И так как практики Чод становились все профессиональнее, то таких золотых языков накопилось в монастыре Гандан около пуда. Все они хранились в тайниках монастыря и использовались для позолоты крыши храма. Во время революции монгольские чекисты уже знали об этом золоте, поэтому специально пришли его конфисковать. К сожалению, нигде больше в архивах не указано, что это золото было изъято, только был слух, что сам Сталин интересовался этим золотом и просил доставить его в Москву. Но это только слухи…

КАК НАРИСОВАЛИ ЖАМСАРАНА

Такими покровителями избраны в Урге – Жамсаран, в Эрдени Дзу – Гонбо, в Барун-хуре – Жигжит, в Гусиноозерском дацане наших бурят – Лхамо, в Цугольском и Эгитуйском – Чойжил, в Агинском – Жамсаран.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Однажды к Хамбо-ламе обратились художники-танкописцы с просьбой нарисовать грозного защитника Жамсарана. Проблема была в том, что они не видели самого защитника вживую, поэтому не могли создать живой образ. Хамбо-лама отправил своего послушника за ламой, который единственный проводил ежедневные службы для почитания Жамсарана. Лама сразу отозвался и пришел, но Хамбо-лама сделал удивленное лицо и ответил, что никого не звал. Так повторилось три раза, на четвертый раз он предупредил мастеров художников запомнить каждому по одной детали. Первый должен был нарисовать одну руку, второй – другую, кто – тело, кто – ногу и т. д. Когда ламе в четвертый раз ответили, что это, видимо, шутка, его лицо стало багряным, глаза красными, и он, недовольно топнув ногой, вышел. Все художники незамедлительно начали рисовать и, вскоре закончив, объединили свои рисунки. К удивлению всех получилось полное и очень точное изображение защитника Жамсарана. До сих пор монголы почитают эту танку за оригинал, срисованную с настоящего ангела-хранителя!

СИЛА ЗАЩИТНИКОВ ЛАМЫ

Имея доброе сердце и мудрость, вы автоматически обретаете правильную мотивацию и желание делать то, что необходимо. Если в своих поступках люди начнут руководствоваться подлинным состраданием, тогда мы сможем спасти и себя самих, и окружающую среду. И сделать это будет гораздо легче, нежели приспособиться к суровым и непонятным условиям, которые прогнозируются на будущее.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

В Монголии в старые добрые времена был один старый лама. Его все уважали и почитали, все те семьи, которые просили провести обряд на благополучие в будущем, быстро процветали. Конечно, много было учителей умнее его и сильнее в тантре, но у ламы была одна неординарность. Он был очень близок к защитникам. Они его слушались, как дворовые собаки, и выполняли любую прихоть. Поэтому ему приходилось все время оберегать себя от дурных мыслей о посторонних. Если он видел, что кто-то обижает слабого, и думал: «нехорошо», то тут же хулиган спотыкался и падал, ломая себе кости. Если он видел, как кто-то своровал чужую вещь, он только качал головой, но вора тут же ловили стражи порядка и сажали в тюрьму. Конечно же, лама сам не хотел наказывать этих плохих людей, но защитники не дремали. Поэтому лама перестал вообще выходить из дому, дабы не навредить другим. Он был одним из немногих учителей, сумевших породить в своем сердце любовь ко всем живым существам. Поэтому его самого никто не боялся, а вот с его защитниками никто не хотел шутить. С тех пор прихожане, придя к нему домой, просили: «Пусть ваши защитники не обижаются на нас и простят наши прегрешения, пусть они всегда помогают нам и заботятся о нас!»

ПРО ТАНТРИКА ИЗ ТИБЕТА

Если мы внутренне счастливы, то способны без труда перенести даже телесную боль. Нельзя пренебрегать заботой о состоянии своего ума. Духовность совершенно не обязательно подразумевает поклонение Богу, Будде; духовность – это также спокойствие ума, умиротворение. В этом смысле для умиротворения ума очень и очень полезна практика сострадания.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Как-то пригласили в Монголию, в монастырь Гандан, одного известного ламу-тантриста. Все ждали от него чудес, а он с виду был вполне заурядным. Следили за ним круглые сутки, но так и не смогли найти сиддхи. Все решили, что он обычный лама, и задумали подшутить над ним. Одели одного из монахов в одежду черта, приделали хвост и рога, смазали сажей. Ночью он выскочил на дорогу, по которой шел тантрист. Тот сделал вид, что испугался, и произнес вслух заклятие. Горе-шутник упал замертво, а почтенный лама спокойно последовал к себе в келью. Друзья-заговорщики подбежали к упавшему, и нашли его тело бездыханным. Они пришли в ужас от собственного содеянного и тотчас бросились к ламе-тантристу с хадаками24, упали на колени и стали просить прощения.

– Да я ничего страшного не сказал, даже не произнес ПАД – мантру отсечения, а только ХУНГ, что означает объединять, так что с вашим другом ничего страшного не случится.

Действительно, когда они вернулись, тот уже пришел в себя и только качал своей глупой головой.

ЖАМЬЯН-ЛАМА ЖЕВИ-ШЕНИН, КОТОРЫЙ НАШЕЛ СТУПУ В УТАЙШАНЕ В 1900 ГОДУ

«Избегайте дурных деяний и вершите добро; направляйте все практики на воспитание ума».

Будда Шакьямуни.

Лама Жамьян Жеви-Шенин отправился в паломничество в Утайшань, на родину великого божества мудрости Манджушри.

Это горный массив длиной около 170 км, а высотой до 2291 м в провинции Шаньси. С точки зрения истории и религии Утайшань – место просто исключительное. Во-первых, для китайского буддизма «Гора Пяти Помостов» – наиглавнейшая из четырех священных гор, остальные три – это Путошань в Чжэцзяне, Эмейшань в Сычуани, Цзюхуашань в Аньхое. Со времени появления в Китае учения Шакьямуни на Утайшань начали строиться буддийские монастыри, к настоящему моменту их насчитывается сорок восемь. Эта гора считается официальным местом пребывания Манджушри – одного из наиболее почитаемых в Махаяне25 бодхисаттв, олицетворение мудрости; изображается обычно в двух канонических позах – с мечом в руке, которым отсекает невежество и заблуждение, или сидящим на льве. Такие китайские императоры, как Канси, тяготевшие к буддизму, не раз совершали паломничества на Утайшань, совершая там молитвы и воскуряя благовония.

Во-вторых, для последователя буддизма вообще существует несколько мест, числом также пять, для паломничества, которые, в идеале, конечно же, необходимо посетить в течение жизни. Это Потала в Тибете, Лумбини – место, где родился Будда Шакьямуни, Раджагриха – город, где он проповедовал, Шамбала впрочем, как туда попасть, понятно далеко не каждому, и, между прочим, уже знакомые нам горы Утайшань. Так что «Гора Пяти Помостов» обладает и известностью, и святостью далеко не только для китайского буддиста. В настоящее время из нескольких известных течений буддизма на Утайшань безраздельно господствуют два – Цзинту (Учение Чистой Земли) и тибетский буддизм. Что касается последнего, то на «Горе Пяти Помостов» можно встретить его в чистом виде: встречаются храмы, где монахи – только тибетцы, и мирно существующим в комбинации с Цзинту в рамках одного и того же монастыря

На страницу:
4 из 10