Полная версия
Сказания хори-бурят. Девятый том
ОТКРЫТИЕ МАНБА ДАЦАНА
Что же касается выживания человека, то люди – это общественные существа. Для выживания нам необходимы другие люди, без них наше существование попросту невозможно. Это закон природы.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
До революции открытие медицинского института в Агинском дацане столкнулось с неожиданным препятствием. Не было посетителей. Оказалось, что всех больных вылечивают ламы из тантрического колледжа Жудмед. Они мантрами10 очищали все болезни. Видимо, весь человеческий род раньше не пользовался лекарствами, а лечили заговорами и благословением. Поэтому и слово «врач» произошло от слова «вра», что значит «говорить ртом».
Пришлось благочинному Агинского дацана запретить монахам-тантристам лечить людей. С тех пор потихоньку люди научились принимать настои из трав и тибетские препараты.
Хотя до сих осталось много лам, имеющих силу молитвы, способную излечить рак, сахарный диабет, псориаз и многие другие болезни, трудно излечивающиеся европейской медициной.
РАЗГОВОР ЭМЧИ-ЛАМ ПО ПУЛЬСУ
В любом случае, крайне важно поддерживать высокий уровень качества подготовки и дисциплины монахов и монахинь, и это гораздо важнее их числа.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Вскоре к концу XX столетия эмчи-ламы Агинского дацана стали такими специалистами по пульсовой диагностике, что перестали в общении между собой пользоваться словами. Они приходили в гости и щупали пульс друг другу, этого было достаточно, чтобы передать информацию. Они могли по пульсу определить, что ел пациент на завтрак или обед. Могли по пульсу одного члена семьи поставить диагноз всем остальным. Много чудес они показывали и излечивали от страшных недугов. Слава о них дошла до самого Тибета. С первого месяца у беременных определяли пол ребенка и могли с ним разговаривать через пульс матери.
МОНАХ, КОТОРЫЙ ЛЕЧИЛ САИГОМ
Куда бы я ни направлялся,
С кем бы ни встречался,
И какой бы ни была моя цель,
Да буду я считать себя нижайшим из всех,
Да смогу я со всей искренностью
Привести других к высочайшему Просветлению.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
После Гражданской войны в России наступили разруха и голод. Сибирская язва начала косить людей тысячами. Не было врачей, так как большинство образованных медиков сослали или расстреляли. Не было лекарств, некому было их производить. Народ был в панике. И стал тогда один лама из Агинского дацана лечить людей мантрами.
Он писал на бумаге молитвы и давал людям съесть. Все, кто принимали это лекарство, излечивались, а метод этот применялся в буддизме тысячелетиями и назывался – «саиг».
Так он спас целые районы и тысячи кочевников от эпидемий. Также лама завязывал охранные нити11 на руках.
СПАСЕНИЕ ТАРАКАНА
Мы должны считать болезненным и нежелательным не только очевидное страдание, но и страдание от перемен и, что важнее всего, всепронизывающее страдание от обусловленности. И здесь важно следовать по пути постепенно, шаг за шагом, а потому нужно совмещать аналитическую медитацию (випашьяну) с однонаправленным сосредоточением (шаматхой). Поскольку сострадание – это свойство ума, а ум ― это бесконечный поток, то, совмещая випашьяну и шаматху на протяжении длительного времени, мы заложим прочную основу для своей духовной практики. Опираясь на силу привычки, мы сделаем эту прочную духовную основу неотъемлемой частью своего ума.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Как-то зимой во время молебна на улице один лама достал из-за пазухи свои книги, завернутые в материю. Когда он начал разворачивать их, то оттуда выбежал таракан и бросился наутек. Несомненно, он бы замерз в снегу, но лама ловко поймал его и обратно засунул себе за пазуху.
– Все живые существа в прошлых рождениях являются моими матерями, в том числе и ты, мой таракан! Как же я тебе позволю умереть здесь! – сказал довольный лама.
СЕКРЕТЫ ДОЛГОЛЕТИЯ МОНАХОВ
Говорим мы об окружающей среде или ее обитателях, и то, и другое состоит из пяти базовых элементов. Это земля, ветер, огонь, вода и пространство.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Когда в 1989 году я поступил послушником в Агинский дацан, там служили около двадцати пожилых лам. Самому молодому, Жанчип-ламе, было 85 лет, а старейшему – 112. Приходилось Жанчип-ламе, как самому зеленому, бегать и подносить чай старшим, хотя мне, стороннему наблюдателю, это казалось не совсем естественным. Все они обладали богатырским здоровьем и отличной памятью. Весь секрет их долголетия был в том, что они в молодости соблюдали целибат, то есть обет безбрачия, и не тратили свою драгоценную энергию попусту. Много лет они почитали божество долголетия Аюшу и делали подношения Будде медицины – Менла. Не имели разрушающих эмоций, а имели покой в сознании. Не причинили ни одному живому существу вреда, сказать об этом или подумать – легко, но на практике это очень сложно. Поэтому они стали для меня примером подражания и эталоном нравственности.
ЭКЗАМЕНЫ ПО НАХОЖДЕНИЮ ИГОЛОК
Есть еще одна область, где свобода воли играет определенную роль. Допустим, вы совершили кармическое12 действие и заронили зерно, из которого должен прорасти определенный результат. Однако для того, чтобы этот результат проявился в полной мере, одной причины недостаточно ― нужны еще условия для ее активизации. У людей есть выбор, они могут принять соответствующие меры, чтобы такие условия не сложились.
Его Святейшество Далай-лама XIV
При Агинском монастыре был факультет Калачакры. Слово «калачакра» означает круг (круговорот) времени, и система Калачакры представляет три таких круговорота: внешний, внутренний и изменяющий. Внешний и внутренний круговороты имеют отношение ко времени, как мы его обычно понимаем, а изменяющий – это практика для достижения освобождения от тех двух.
Структуры внешнего и внутреннего круговоротов схожи, что подобно параллели между макрокосмом и микрокосмом, обсуждаемой в западной философии. Это означает, что сходные законы Вселенной пронизывают и атомы, и тело, и наш опыт жизни. Практики изменяющего круговорота также следуют этой структуре, чтобы дать нам возможность включить эти силы и собрать их эффективным образом. Такое уподобление, на самом деле, одна из отличительных особенностей в методике ануттарайога тантры.
В буддизме время определяется как мера изменения. Например, месяц – это мера изменения на внешнем уровне вращения Луны вокруг Земли или – на внутреннем уровне – в прохождении женщины от одних месячных до других. Такие перемены цикличны в том смысле, что данная модель повторяется, хотя события каждого цикла не полностью идентичны. На внешнем уровне Вселенная проходит через космические, астрономические, астрологические и исторические циклы. На внутреннем уровне тело проходит через психофизиологические циклы, многие из которых привносят также связанные с ними ментальные и эмоциональные циклы. Далее, как вселенные формируются, расширяются, сжимаются, исчезают и затем формируются заново, так же и отдельные существа проходят через продолжающиеся перерождения с повторяющимися зачатием, ростом, старостью и смертью.
Поступали на этот факультет после десяти лет обучения философии, и только отличники могли туда поступить. На факультете изучали тантру, астрологию, искусство построения песочных мандал и танца мистерии Цам. После окончания астрологии монахи должны были сдать экзамен на усвоение пройденного материала. Одним из них было нахождение иголок в ближайшем лесу.
Заранее экзаменационной комиссией иголки с разноцветными нитками втыкались в глухой чаще леса. Экзаменуемому отводилось ограниченное время, чтобы он по своим астрологическим книгам находил правильное направление и местонахождение иглы. Тот, кто первым приносил иголку, становился лучшим. Обычно все находили спрятанные иглы, только некоторые не укладывались во времени. Бывали случаи, что приходилось блуждать и до самой ночи.
Считается, что составление гороскопа прихожан – очень ответственное занятие, и ошибок в нем не должно быть. У тебя должна быть точность и способность найти хоть иголку в стоге сена или же, в данном случае, в лесу, что намного труднее.
КАК НАПЕЧАТАЛИ СЛОВАРЬ
Исторически после Будды Шакьямуни доминировала палийская традиция. В Пакистане существовал монастырский центр Таксила, а в первом столетии в Бихаре возник университет Наланда, который затем на протяжении нескольких веков был основным институтом буддийского знания. Очень многие наставники Наланды использовали санскрит. В целом существовало два канона – палийский и санскритский. В Бирме, Шри-Ланке, Тайланде, Лаосе была в основном распространена палийская традиция. В Китае, Вьетнаме, Японии, Корее, Тибете и Монголии была распространена санскритская традиция.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Библиотека Агинского дацана имела в своих фондах лучшие образцы буддийской научной мысли, этому в немалой степени способствовала собственная издательская деятельность Агинского дацана. По всему Забайкалью и далеко за его пределами славилась своей издательской деятельностью печатня Агинского дацана. По описанию краеведа Г. Нацова, эта печатня располагалась в отдельном деревянном двухэтажном здании. В библиотеке Агинского дацана хранились 47 525 ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами. Кроме того, имелись доски с рисунками и культовыми изображениями (592 штуки). Буряты переняли опыт ксилографического книгопечатания у монголов и тибетцев. Процесс был трудоемким.
Здесь печатались книги по буддийской философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантрические трактаты на тибетском языке, издавалась популярная дидактическая литература, словари, справочники на бурятском и монгольском языках.
В Монголии до революции был знаменит тибето-монгольский словарь Богдо-Гегена. Был он самым точным и имел четыре уровня перевода: дословный, литературный, философский и глубинный, объясняющий пустотность13 бытия. Находился словарь в библиотеке Богдо-Гегена, и его запрещалось выносить за пределы здания. Агинский лама, будучи в Урге, совершал паломничество и, прочитав этот словарь, решил любыми путями напечатать его у себя в дацане. Он сошелся с библиотекарем и подарил ему золотое кольцо, за что тот разрешил ему каждый день выносить по листочку, а на следующий день он должен был его возвращать. Так он в течение трех месяцев переписал весь словарь и привез его в Агинский дацан. Через год там издали его с деревянных ксилографов. Видимо, такая благая карма у словаря. Так, во время революции библиотеку Богдо-Гегена сожгли, и монгольский вариант навсегда был утерян. А вот агинский вариант до сих пор существует и приносит пользу переводчикам!
ЧИНСРЕК, ПРОВЕДЁННЫЙ УЧЕНИКАМИ
Помнить о том, что мы умрем, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие – приносят счастье.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В Агинском дацане монахи-послушники проходили обучение по проведению обрядов огненной пуджи14. К нему они приступают после нескольких лет обучения обрядовой службы и сдачи всех текстов молитв наизусть.
Согласно пути высших тантр Ваджраяны, желающие достичь Пробуждения, должны сначала с помощью начитывания мантр призвать поток Пробужденного Ума и созерцать его, таким образом приближаясь к божеству, вступая в мандалу и практикуя стадии зарождения и завершения. Затем практикующему нужно исполнить великую цель на благо себя и других с помощью мирных, умножающих, подчиняющих и свирепых ритуалов. Ошибки и нарушения практики начитывания мантр очищаются с помощью ритуала огненной пуджи. Приближаясь к божеству, Его умилостивление зависит от ритуала огненной пуджи и потому она восхваляется в учении тантры. В «Самбхута тантре» сказано об этом: «Огненная пуджа умилостивляет божеств, а они даруют сиддхи! Если ты не закончил начитку мантр, то исправишь все ошибки и удовлетворишь всех божеств огненной пуджой! Порождая этим ритуалом Три Каи Будды, огненная пуджа восхваляема в Учении тантры».
Монахи-послушники так хотели поскорее провести обряд, что решили сделать это самостоятельно. Они тайком от учителей собрались за горой, собрали все ингредиенты и разожгли огромный костер. При проведении ритуала они сожгли с помощью топленого масла ивовые палочки, пучки травы пырей, рис, пшеницу, горох, ячмень, овес, пшенку и в конце добавили обжаренной муки – цампу. Обряд проводили около двух часов, все было сделано по-настоящему, и хозяин огня с удовольствием принял угощения будущих лам. Только на следующий день благочинный монастыря все узнал и наказал виновных, а главного зачинщика выгнали, так как он, не имея леруна – ретрита Ямантаки, сел на трон учителя. Это он мягко отделался, так как была опасность расстаться с жизнью во время игры.
ЗАВЯЗАННЫЙ МЕЧ
Для того чтобы работать с обычным человеческим сознанием, нужно понимать, как оно функционирует в условиях современного мира. Этим и занимается современная наука, выясняя, что такое ум, каковы его категории, каковы категории эмоций, сенсорный уровень, ментальный уровень, концептуальный и неконцептуальный уровни. Сознанию присущи различные ментальные состояния: во время бодрствования, во время сна, во время глубокого сна без сновидения, и еще одно ментальное состояние, когда человек находится в обмороке. В буддизме мы находим очень четкое описание этих состояний.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Над внутренней стороной входа в Агинский дацан весит старинный меч. Он необычный, так как завязан узлом. Мечи раньше ковались из булатной стали и поэтому они не гнутся, а при большом давлении они только ломаются.
В Агинский монастырь однажды пригласили известного оракула, и он во время транса завязал этот меч. В буддизме часто обращаются за помощью в предсказаниях к оракулам. Оракулы устанавливают контакт с защитниками через специальные ритуалы. На что же направлена вся их гигантская энергия? Основным «врагом» защитников является неведение живых существ относительно истинной природы бытия, рассматривающееся как корень всех проблем. Наше невежество, заблуждения, стереотипы сознания – всё то, что обычно приносит нам наибольшую боль и страдания, прежде всего, является «врагом дхармы», а значит и «врагом» защитников. Именно против этого направлена их энергия. Оракулы пользуются огромным уважением в Тибете. К сожалению, в придачу к почётному званию «оракул» человек обычно получает сильнейшее перенапряжение и болезненные ощущения, которыми сопровождается сеанс вхождения в транс. Говорят, что оракулы часто рано умирают, истощённые невыносимой физической нагрузкой, которую они испытывают во время транса. Помимо этого, для того чтобы быть оракулом, необходимо вести праведный образ жизни, так как божеству крайне сложно входить в «нечистое» тело. Высшим оракулам запрещено иметь семью. Оракул завещал хранить этот меч как очень сильный оберег, который способен устранить все основные проблемы прихожан.
ЗЕМЛЕКОП
Оптимистический настрой ― это ключ к успеху. Сложно достичь даже небольших целей, если вы с самого начала настроены пессимистично. Именно поэтому важно всегда сохранять оптимизм.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Был в Агинском дацане свой святой, звали его Дольдин-геген. С начала 20 века он был настоятелем в Хужуртуйском дацане в Чиндалее (перевод с бур. – Новое Море), с 1906 года два года был настоятелем Димчик сумэ, с 1908-го до 1920 года был настоятелем тантрического монастыря Жуд, с 1924-го по 1929 годы – настоятелем Гунэйского дацана. Затем он перебрался в Китай и был еще 10 лет настоятелем Бодонгоо сумэ. В 1945 году он был арестован нашим НКВД и посажен в тюрьму в Нерчинске.
Много чудес он показал народу за свою жизнь, и молва о них до сих пор жива среди народа. Как-то шли они с учеником по дороге, а навстречу попался землекоп с лопатой на плече. Дольдин-геген, сложив ладони перед грудью, попросил у него благословения. Тот, не задумываясь, дал лопатой по голове мастеру. Ученик удивился выходке своего учителя, но решил не высказывать удивления, и тоже получил лопатой по голове. Прохожие увидели странный поступок столь известного учителя и спросили его:
– Почему же вы, столь великий мастер, преклоняетесь перед простым рабочим?
– Где простой рабочий?! Это же само божество Мудрости – Манджушри!
Прохожие побежали вдогонку за землекопом, в надежде тоже получить благословение, но того и след простыл.
САПОЖНИКИ
Сегодня в быстро меняющемся мире очень важно осознавать взаимосвязь всех человеческих существ. В древние времена люди могли даже не подозревать о существовании соседей, и это никак не влияло на их жизнь. Однако нынешняя реальность такова, что, нравится нам это или нет, каждый отдельный кризис неотъемлемо связан с глобальным кризисом, поэтому подход с позиции интересов моей страны, моего континента, моей семьи, моей религии, моей традиции на сегодняшний день бесперспективен. Именно поэтому в настоящее время появилась насущная необходимость в чувстве всеобщей ответственности и изменении нашего внутреннего мироощущения.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Когда паломники отправлялись в Тибет вместе с Дольдин-гегеном, заехали они по дороге в монгольский дацан Бадгар. Возле дацана были китайские торговые ряды. Проходя по этим рядам, Дольдин-геген остановился возле 16-ти сапожников и у каждого получил благословение. Кто дал ему башмаком по голове, кто иглой уколол в руку, кто прямо молоточком тюкнул по макушке. Вся группа стала смеяться в кулак над святым. Одни подумали, что он перегрелся на солнце, а другие, что он просто разыгрывает бедных китайцев. Когда все повернули за угол, то Дольдин-геген спросил у остальных:
– Почему это вы все не получили благословение у 16 архатов?
– Где архаты? – хором переспросили сопровождающие.
– Там, я же сейчас только со всеми поздоровался.
Вся толпа ринулась обратно, но там оказалась только дорожная пыль.
БАРАБАН
Опыт существования в безначальной цепи перерождений приучил нас к омрачающим эмоциям, а теперь, в добавление к этому, мы делаем основой своей духовной практики поверхностные ценности. Это еще более ухудшает положение, заставляя нас отвергнуть то, что действительно может оказать нам помощь.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Во время буддийских ритуалов в Бурятии и Монголии подносят своим Защитникам различные дары, просят о защите и покровительстве. Чтение молитв, мантр, подношение балина, по-тибетски «торма15», и восхваление своего Защитника очищает негативную карму, приводящую человека к страданию. Слово «балин» проникло в Монголию прямо из Индии, минуя Тибет.
В раннем буддизме Индии подношение балин состояло из радующих вкус и «ублажающих субстанций» – зёрен, фруктов, «трёх белых» – молока, йогурта и ги, «трёх сладких» – мёда, патоки и сахара, целебных трав, цветов, воды и благовоний. Со временем они стали обязательным предварительным подношением во всех ритуальных практиках.
«Торма» – означающий жертвенный объект как подношение, происходит от глагола «торва», означающего «разбрасывать», «раскидывать» или «рассыпать». Глагольный корень «тор» также подразумевает акт даяния без привязанности, как выражение чистого намерения, суффикс «ма» означает «мать» и подразумевает лишённую эгоизма необусловленную любовь, которой мать окружает своих детей.
Во время этого обряда почитания защитников Дольдин-геген очень любил бить в огромный барабан. Бычья кожа на нем была толстой, причем настолько толстой, что когда однажды ученики поспорили, что тот, кто ударит в этот барабан так, чтобы он лопнул, тот и будет самым главным, то никто не смог этого сделать. Они даже заворачивали в свои накидки большие камни и били ими со всей силой. Когда же в этот барабан бил обычной палочкой Дольдин-геген, то от кожи во все стороны летели искры, как при ударе стали о камень. После него никому это не удалось повторить. Барабан увезли в 30-х годах в Ленинград, в Казанский музей, а в 90-х годах настоятель Золто-лама привез обратно в Агинский дацан, где он и служит по сей день на молебнах.
ССЫЛКА
Люди нередко путают сострадание с жалостью и несколько свысока смотрят на человека, вызывающего сострадание. Я думаю, это неправильно. Подлинное сострадание должно рождаться из осознания того, что все существа, как и мы сами, желают счастья и не хотят страданий.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В 1945-м году Дольдин-гегена, как и всех других лам в Шэнэхэне, то есть новом поселении во Внутренней Монголии, арестовали и посадили в Нерчинскую тюрьму. Но иногда люди его видели в народе. Иногда он приходил в гости к своим родственникам. Когда его спрашивали: «Как так, тебя что, уже отпустили?», он отвечал: «Да нет. Просто я отпросился на время!»
Все сначала думали, что такое возможно, но потом когда вернулись другие заключенные, они опровергли такую возможность. Вот таким был Дольдин-геген.
ИЗВЕСТИЯ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Богатый еще не значит, что счастливый; умный еще не значит, что мудрый.
«Полезные советы» Пандэ-лама.
В конце 1930-х годов дацаны были закрыты, ламы отправлены в ГУЛАГ. В 1946-м было разрешено открыть в Забайкалье лишь Иволгинский16 и Агинский дацаны. После ареста Дольдин-геген не вернулся домой, хотя все знали, что он жив.
В 1990-х началось возрождение буддизма: восстановлено около 20 дацанов. Все старые ламы стали возвращаться в свои дацаны. И к ним пришла весть из Казахстана, что там поселился бурятский святой. По всем описаниям его проделок это был Дольдин-геген. Говорят, там он и умер, и оставил после себя много детей.
23 Истории о Гандане
СВЕТ С ТУШИТЫ
Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию.
Дхаммапада
Монастырской святыней Гандана, полное название монастыря Гандантекченлинг, является 26-метровая статуя бодхисатвы Авалокитешвары. Статуя была построена в 1911—1913 годах по инициативе Далай-ламы XIII, под личным контролем Богдо-Гегена VIII (третье лицо в иерархии тибетских буддистов). Внутри статуя была заполнена томами тибетского канона Ганжура, мантрами, целебными травами и драгоценными камнями. В 1938 году статуя была демонтирована по приказу Чойбалсана и, согласно легенде, отправлена в СССР. В 1996-м статуя Авалокитешвары была восстановлена на пожертвования верующих, сейчас она вся покрыта сусальным золотом и украшена огромным количеством драгоценных камней. Поклониться ей приезжают тысячи паломников со всей буддистской Азии.
Говорят, ночью в полнолуние при чистом небе можно увидеть свет, проникающий из космоса на территорию Гандана. Это свет с самой Тушиты доходит до земли. Тушита17 на тибетском звучит «Ганден». Это рай, где сейчас пребывает Майтрея – Будда будущего.
На небесах Тушита пребывают боги состояния блаженства, этот мир называют миром жизнерадостных дэвов. Там был рождён Бодхисаттва перед тем, как спустится в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, «Белый стяг», который переродился Сиддхартхой и стал Буддой Шакьямуни; после этого главой Тушиты стал Натха – защитник, который переродится как Аджита и станет Буддой Майтреей.
САНДАЛОВОЕ ДЕРЕВО НА БОГДО-УУЛЕ
«Монголы, – говорит Лазарист Гюк, – очень набожны: будущая жизнь занимает их непрерывно и земные дела в их глазах ничтожны. Оттого живут они в этом мире, как бы не принадлежа ему».
Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.
Город Улан-Батор находится у подножия горы Богдо-Уула. «Богдо» означает король, «Уула» – это гора, вместе «Король Гор». Вершина горы покрыта кедровым лесом, по которому гуляют олени с ветвистыми рогами. Однажды ночью, гуляя по окраине города, в одном дворе я заметил прекрасную скульптуру оленя, она была настолько естественной и прекрасной, что я стоял и не верил своим глазам. Тут моя скульптура стала перемещаться, и я понял, что ошибся – это настоящие олени спустились с гор. Они не боятся городских жителей и поэтому частенько приходят полакомиться угощениями в виде хлеба или остатками пищи. Однажды среди мощных кедров появилось сандаловое дерево, и один из старейших лам Гандана заявил об этом. Многие, конечно, не поверили и посмеялись над его заявлением, но он смело повел свою монастырскую братию на гору. И вот оно чудо, там действительно рос сандал. Хотя он растет только в теплых странах, видимо, это был подарок с юга всему монгольскому миру. Говорят, можно и до сих пор натолкнуться на него в густом кедровнике, только для этого нужно везение. Это знак, что тебе дорога в Индию открыта, и ты смело можешь отправляться туда в паломничество.