bannerbanner
Сказания хори-бурят. Девятый том
Сказания хори-бурят. Девятый том

Полная версия

Сказания хори-бурят. Девятый том

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 10

ЦЕДНЭЙ-ЛАМАХАЙ И ЗАРЫТАЯ СОБАКА

Злоупотребления случаются и в религиозной сфере. Порой неприглядные поступки совершаются во имя блага человечества, блага самой религии. Как можно что-то изменить, стоя в стороне? Если вы только критикуете, значительного эффекта это не принесет. Идите и попытайтесь изменить ситуацию изнутри. Так нужно действовать.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Агинский дацан Дэчен Лхундублинг, основанный в 1811 году, на протяжении почти двух столетий является духовной опорой, источником веры, надежды для жителей Забайкалья.

Хотя официально датой начала строительства Агинского дацана считается 1811 год, в войлочных юртах он был основан уже в начале XVIII века. К середине XIX века в нем действовал один из крупнейших в Забайкалье буддийских университетов. В самом названии «Чойде ченбо Дэчен Лхундублинг» подчеркивался университетский уровень монастыря. По классификации монастырей ученого Б. Барадийна Агинский дацан относится к «образовательно-школьному типу «шадда».

Архитектура первого здания Агинского дацана, выстроенного в течение пяти лет с помощью русских плотников, отличалась несомненным влиянием традиций русского церковного зодчества. Двухэтажный Сокчен-дуган – один из первых бурятских каменных храмов. Строительство и отделка велись исключительно местными мастерами.

Порядок проведения и обучения всем дисциплинам в Агинском дацане соответствовал традиции тибетского монастыря Лавран в Амдо. Всех настоятелей в окрестные монастыри приглашали из числа образованных учителей Агинского дацана. Гунэйский дацан не стал исключением. Делегация прихожан получила разрешение на приглашение своим настоятелем Цеднэй-ламы, также его знали как Аняа-ламу. С тех пор его называли Цеднэй-ламахай. Он на протяжении 30 лет изучал философские трактаты, а затем тантрические практики в Жудмеде и стал известен как сильный йогин.

С виду он ничем не отличался от сотни других пожилых лам Агинского дацана. Только связь с тантрическими божествами у него была крепкая, поэтому лама не отказался от столь опасного поста, хотя несколько других претендентов на пост настоятеля умерли, так и не доехав до Гунэя.

Перед въездом в поселение Цеднэй-ламахай вдруг свернул на пригорок, с которого открывался вид на Гунэйский дацан. На самой вершине он попросил раскопать, видимо, давно засыпанную яму. Паломники удивились, когда обнаружили на дне ямы зарытую собаку.

Голова собаки была направлена в сторону монастыря, он спокойно попросил развернуть ее в другую сторону и снова закопать. С тех пор настоятели Гунэйского дацана перестали умирать, а несколько местных колдунов стали болеть и вскоре переселились с тех земель.

С тех пор местные жители, объезжая тот пригорок, поговаривают: «Вот где собака-то зарыта была».

ЧОД НА МЕСТЕ ПОСТРОЙКИ ХРАМА МАЙТРЕИ

Возбужденные страстью попадают в поток как паук в сотканную им самим паутину. Мудрые же, уничтожив поток, отказавшись от всех зол, странствуют без желаний.

Дхаммапада5

В конце XIX века в Агинском дацане также решили построить храм Майтреи6 и возвести в нем десятиметровую статую Будды будущего. Для этого выбрали подходящее место, где и провели обряд Чод.

Эту практику обычно проводят в уединённых и пустынных местах, вроде пещер и горных вершин, но в особенности на кладбищах и в местах сожжения трупов, чаще всего ночью. Находясь один в темноте, практикующий чод дует в ганлинг, в ритуальную тибетская флейта. Она изготавливался обычно из бедренной или большеберцовой кости человека, и оправляется в металл.

Монаха, проводящего обряд, называли Чодче-лама. Он надел костюм, прикрыл глаза бахромой, держа в руках барабанчик-дамару7, колокольчик и ваджру. Чодче-лама вошел в транс и мелодично начал распевать молитвы, параллельно совершая гигантские прыжки, некоторые из них были до семи метров.

Чод – это глубинный превосходный путь объединения метода и мудрости или быстрый путь порождения плода всеведения в собственном потоке сознания. Слово «чод» можно перевести с тибетского как «отсечение». Что же здесь отсекается? Внешние галлюцинации, видения божеств и демонов происходят от внутреннего корня – концепции цепляния за «Я». Вот этот-то корень неведения всех ошибочных представлений и отсекается в процессе практики Чод.

Введена на Тибете инд. йогином махасидхой Падампа Сангьей (ум. 1117), основателем школы шиджед. Иногда автором Чод называют ученицу Сангьи – Мачиг Лабдрон (ум. после 1129), разделившую Чод на внешний (посещение кладбищ или уединённых мест с мрачными ландшафтами), внутренний (подношение тела кладбищенским демонам и духам) и истинный (отсечение привязанностей от их корня).

ПОСТРОЙКА СТАТУИ МАЙТРЕИ И НЮХАТЕЛЬНЫЙ ТАБАК

В своем тексте «Наивысший непрерывный поток» (Ратнаготра-вибхага, или Уттара-тантра) Майтрея говорит, что все живые существа совершенно равны в том смысле, что все они обладают природой Будды. Это означает, что в каждом из нас есть семя доброты Будды, сострадания Будды ко всем живым существам, а, следовательно, потенциал для достижения Просветления и совершенства заложен в каждом из нас. Учение подобного рода дается для того, чтобы наделить практикующего несгибаемым мужеством и целеустремленностью. В противном случае размышлять об основополагающем равенстве всех существ было бы довольно бессмысленно.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

В Агинском дацане в 1899 году было получено разрешение на воздвижение металлической статуи Майтреи. Тайша Самдан Зодбоев с товарищами привез из Китая статую Майтреи высотой в пять саженей (чуть больше десяти метров), изготовленную китайскими мастерами в Долонноре, в мастерской Инкэ Интун Жана, по специальному заказу.

Когда статуя была готова, внутрь нее нужно было положить освященные свитки мантр для оживления тела, речи и ума статуи, также огромное количество благовоний и зеленого чая. Для этого создали специальную группу молодых послушников для сбора ингредиентов.

Один из послушников зашел в старую келью к пожилому ламе, где не было ничего, кроме кровати и стола. В это время лама держал в руках нюхательный табак и собирался втянуть его в нос. Услышав просьбу послушника, он отсыпал на бумажку горстку своего табака. Послушник, выйдя на улицу, посчитал табак недостойным священной статуи и развеял его по ветру.

Вскоре статуя полностью была готова, и все ламы, прихожане и далекие гости собрались на долгожданное ее освящение. Вдруг во время службы статуя начала странно гудеть через носовое отверстие. Благочинный был мудрым ламой, поэтому, собрав всех послушников, он строго спросил, кто и что утаил из ингредиентов. Наш молодой послушник долго не решался, но, наконец, сознался, что рассыпал табак. Его опять отправили к пожилому ламе за табаком.

Войдя, послушник сослался на резкий ветер, из-за которого весь табак рассыпался, и попросил еще. Старик, не жалея, насыпал еще больше табака, и довольный послушник прибежал в новый храм, аккуратно держа сверток в руке. На тот момент статуя уже была завершена, и встал вопрос, как же поместить внутрь нюхательный табак. Настоятель, увидев замешательство собравшихся, предложил использовать табак по назначению.

Притащили огромную лестницу, так как вместе с троном и подставкой из лотоса статуя достигала двадцати метров в высоту. Забрались на нее и поднесли табак к носу статуи. В очередной раз статуя Майтреи стала шмыгать носом, и весь табак залетел внутрь. С тех пор она больше не гудела.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАПЛАКАВШЕГО МАЙТРЕИ

На мой взгляд, сегодня человечество достигает большей зрелости, мы начинаем мыслить более разумно. Конечно, появился терроризм, что очень печально, но это лишь горстка существ. Если же мы посмотрим в целом, то увидим стремление к миру и к ненасилию.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Настали тяжелые времена, и опьяненные кровью невинных граждан комсомольцы и коммунисты стали разорять дацаны и ссылать лам на каторги. Эта плачевная участь постигла и Агинский дацан в 30-е годы. Статую Майтреи разобрали и отправили в Петербург, в Казанский собор. Там в запасниках и пролежала она до самой перестройки. В 1990 году меня и Бадма-ламу, настоятеля Агинского дацана, Золто-лама пригласил в Петербург, чтобы вернуть оттуда разобранную статую Майтреи.

Когда мы поднялись на крышу Казанского собора, то обнаружили там голову статуи. Старая крыша протекала, и капли дождя падали прямо на глаза Майтреи. И, если поглядеть в эти глаза, складывалось ощущение, что статуя проплакала многие годы – две зеленые дорожки тянулись вниз по огромному лицу.

После того, как мы доставили части статуи в Агинский дацан, Его Святейшество Далай-лама во время своего визита сказал:

– Как только восстановите статую, меня не нужно приглашать, я сам приду, даже пешком, поклониться ей.

ЛЕНИВЫЙ МОНАХ И ОБОРОТЕНЬ

С буддийской точки зрения медитация ― это духовная дисциплина, позволяющая обрести определенный контроль над своими мыслями и чувствами.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Новый соборный храм, посвященный Будде Шакьямуни, строительство которого шло с 1875-го по 1886 годы, представляет собой великолепное трехэтажное здание, украшенное с южной стороны портиком с шестью колоннами. В храм ведут три двери, украшенные ажурной резьбой. Основная площадь здания почти квадратная, двадцать шесть на тридцать метров, и включает в себя главный зал молитвенных собраний, перекрытие которого поддерживают тридцать расписных колонн, расположенных в пять рядов.

Второй этаж занимает верхний, более скромный, молитвенный зал. На третьем этаже, опоясанном галереей с колоннами, размещался гонкан храма – помещение, где проводились обряды для почитания защитников монастыря. Главный Цокчен-храм до сих пор окружен большим кедровым парком.

Во время церемонии освящения нового храма, когда монахи собрались на молитву, произошел один инцидент.

Во время перерыва, когда разливали из медных чайников чай с молоком, у одного монаха не оказалось чашки. Видимо, он ее забыл дома. И, поленившись возвращаться, монах отправил за ней своего прислужника. Спросите, что тут такого необычного? В том-то и дело, что слуга этот был оборотнем. Он был невидимым. И, когда он принес, что велели, то благочинный увидел только проплывающую по воздуху чашку. Он проследил за ней и вычислил хозяина. Тут благочинный сразу отчитал монаха за беспечность и леность.

Связь с сомнительными духами строго запрещалась в монастыре. Тем более что раньше монах всегда был посредственным участником на философских диспутах, а в последнее время стал непобедимым мастером. Теперь все сразу догадались, что это нечистая сила ему подсказывала ответы.

Монаху приказали уничтожить оборотня и впредь не общаться с сомнительными духами. Все эти духи питаются человеческой энергией, предлагая за это свои сомнительные услуги. И, если бы не забытая дома чашка, этот дух мог окрепнуть, а затем погубить своего хозяина.

ПРИГЛАШЕНИЕ ФИЛОСОФА НА КОНЕ

Само желание изменить себя коренным образом на первый взгляд кажется неосуществимым. Однако длительное применение такого упражнения, как медитация, позволяет достичь поставленной цели. Мы выбираем для себя определенный объект и затем упражняем свой ум, приучая его сохранять сосредоточение на этом объекте. Обычно, если мы пробуем сосредоточиться, пусть даже на мгновенье, то видим, что нам очень тяжело удерживать фокус. Мы сосредотачиваемся, но затем наш ум отвлекается на какую-то новую мысль, внезапно пришедшую в голову. Наши мысли то и дело бросаются вдогонку то за тем, то за другим, потому что мы не приучили себя к сосредоточению. Медитация может помочь нам развить в себе способность фиксировать свой ум и удерживать сосредоточение на любом избранном нами объекте.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

В одном маленьком монастыре служил старый монах. Был он ничем не заметен, только молился с утра до вечера. Все считали его немного ненормальным, так как он был необщительным и нелюдимым. В его келью заходил только один ученик, чтобы прибраться и приготовить нехитрую еду. В келье монаха стоял единственный стол, а на нем – деревянная чашка, в которую были насыпаны зерна пшеницы.

Однажды утром всех лам в монастыре поразила весть о том, что гонцы с великого Агинского дацана пригласили этого монаха на пост настоятеля своего монастыря. Службу в новом монастыре он должен был начать с молебна – хурала «Доншод». Молебен приходился на 15-е число первого летнего месяца лунного календаря и был одним из самых больших религиозных праздников – молебнов, посвященных рождению Будды, его Просветлению и погружению в Нирвану8. В Агинском дацане шла большая работа: приготовили подношения из тысячи лампад, балины – жертвенные яства, большие фляги с аршанами – святой водой. Прихожане начали усиленно совершать священный обход – гороо – и молитвенные простирания – мургэл.

Наш скромный монах оседлал свою лошадь и, собрав свои пожитки, которые уместились в одной котомке, отправился в путь. Сопровождал его лишь тот самый незаменимый ученик. Монастырь находился рядом с чудесным озером, и именно там, на берегу, собрались все монахи, чтобы проводить своего собрата.

– Как же это наш оборванец стал настоятелем такого крупного дацана? За какие такие заслуги? У нас его даже на службу не приглашали, уж очень старенькая на нем одежда, не ровен час, прямо на глазах начнет рассыпаться, – шептались между собой монахи.

Выйдя из ворот, старый монах остановился, словно вспомнил что-то важное. Он подозвал своего ученика и шепнул ему что-то на ухо. Тот соскочил с лошади и побежал в келью.

– Наверное, забыл шкурку от крысы, которая у него в келье от голода умерла, – пошутил один из языкастых монахов, и все засмеялись этой шутке.

Но оказалось, это была деревянная чашка.

Ученик так спешил обратно к учителю, что споткнулся и просыпал все зерна прямо в озеро. Тогда, взяв чашку в руки, учитель сказал:

– Эх, хотел я всю сущность буддийской философии с собой забрать, но, видимо, так судьба распорядилась, что останется она в этих местах.

Сказав эту не всем понятную фразу, резво поскакал он напрямик через озеро. Его лошадь отталкивалась копытами от водной глади, словно от земли. Это было чудо! Его ученик чуть замешкался, потом тяжело вздохнул и так же, по воде, поплелся за ним. Все собравшиеся удивленно раскрыли глаза, и только когда старый монах со своим учеником исчезли на другом берегу озера, поняли, какого великого мастера они лишились. Порой мы не ценим, что под ногами лежит, а лишь потеряв – осознаем.

ПРИГЛАШЕНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ И ЕГО ДЕЯНИЯ

Если созерцатель однонаправленно сосредотачивается на мысли о том, что все меняется в каждый последующий момент, то такая медитация будет однонаправленной. Если же он медитирует о непостоянстве, применяя ко всему, что встречает, различные логические цепочки, доказывающие преходящую природу вещей, и в ходе такого аналитического процесса усиливает в себе убежденность в непостоянстве всего сущего, то такая практика будет называться аналитической медитацией о непостоянстве. В обоих случаях речь идет об одном и том же объекте, непостоянстве, но способ медитации отличается.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Агинский дацан входил в число наиболее значительных монастырей Забайкалья. Первым настоятелем дацана стал Ригден Пагбаев. В 1819 году его сменил Сультим Мункуев, который, не пробыв в этой должности и года, умер в 1820-м. Его сменил Галсан-Нима Раднаев. Четвертый настоятель – Жамьян-Зундуй. Пятый – Галсан-Жимба Тугулдуров – занимал пост настоятеля с 1858-го по 1873 год. Далее, с 1873-го по 1878 год, – Галсан-Чоймпел Пушигеев. Седьмым настоятелем был Лубсан-Доржи Данжинов (с 1878-го по 1901 год). Восьмой настоятель – Галсан-Чойдак Сундаров (с 1901-го по 1912 год), девятый – Данби-Жалсан Жамсаранов (с 1912-го по 1924 год), десятый – Дарижаб Норбоев (с 1924-го по 1932 год).

В 1858-1870 годах настоятелем Галсан-Жимба Тугулдуровым был основан философский факультет (цанид-дацан), в 1880 году – факультет тантры.

Лубсан-Доржи окончил факультет философии и тантры в бурятских дацанах, затем поселился в агинских степях и обзавелся семьей. В то время ушел из жизни настоятель Агинского дацана, и было решено создать делегацию из монахов для поиска нового кандидата. Астрологические книги показывали, что нужно искать его к югу от дацана. Группа монахов отправилась на поиски, понимая важность своей миссии.

Они вошли в юрту к одному высокорослому чабану, у которого оказалось множество детей. Он курил длинную черную трубку, набивая ее табаком из кисета на поясе. Поздоровались и спросили насчет соседей южнее его угодий. Лубсан-Доржи предложил им выпить с дороги чаю, но те сослались на спешку и ушли. Пройдя дальше, они открыли гадальную книгу, которая показывала, что объект теперь находится севернее. Делать было нечего, только возвращаться обратно в юрту. Каково же было их удивление, когда они увидели, что Лубсан-Доржи сварил чай и уже разлил его в пиалы ровно по количеству монахов. Теперь у всей группы исчезли сомнения, и они пригласили его в свой монастырь настоятелем. Лубсан-Доржи согласился, и с тех пор он стал известен под именем Лубсанэй-ламахай.

Руководил он своеобразно, ввел строгую дисциплину, хотя сам продолжал по старой привычке курить трубку. Однажды он застал своего ученика за курением трубки, затащил его в свою юрту и спросил:

– Как ты смеешь курить в монастыре?

– Смею, вы же курите, а я во всем вам следую, – ответил тот.

Тогда Лубсанэй-ламахай взял свою трубку, засунул себе сзади за пояс и приказал:

– Обойди юрту снаружи и принеси все, что найдешь необычного.

Тот послушно вышел и позади юрты нашел дымящуюся трубку учителя, заткнутую за средний ремень юрты. Он с удивлением принес трубку обратно.

– Когда научишься так делать, тогда можешь смело курить! – был приказ.

СОСТЯЗАНИЕ С МАГОМ

Стоит нам разозлиться, и мы чувствуем себя сильными и смелыми. Однако эта сила ― слепая. Энергия гнева может оказаться не такой уж созидательной, она может быть попросту разрушительной: нет никакой определенности, как все повернется. Крайнее проявление гнева может даже стоить вам жизни, и это очень глупо. Так что гнев ― слепая энергия.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Как-то повадились местные маги приходить в Агинский дацан и вызывать главных учителей на поединки – помериться силой. Победитель забирает всю силу проигравшего. Все они получали отпор и убирались восвояси уже без своей магии.

И вот однажды пришел в дацан знаменитый маг, а в монастыре никого из старейшин не оказалось. Остался только посредственный учитель, у которого было всего несколько учеников. Вдруг ему тоже захотелось прославиться в своем монастыре победой. Он вызвался на поединок, не имея тантрической подготовки. История умалчивает, как умудрился он победить этого мага, говорят, какой-то хитростью, и тот настолько ослабел, что потерял всю свою жизненную силу и при смерти проклял своего врага: «Хорошо, ты победил меня, но как только наступит ночь, я приду за твоей душой в виде демона ночи». И затем умер.

С тех пор монах перестал спать по ночам и каждый вечер просил своих учеников покрепче привязать его к кровати. Ночью начинался настоящий кошмар – схватка продолжалась, стоял невообразимый шум, но ученики не могли и головы поднять, чтобы защитить своего учителя. Утром они обнаруживали еле живого учителя развязанным и уцепившимся за дверной косяк. Со временем все привыкли к шуму, раздающемуся по ночам из его дома. Учитель быстро поседел и умер от сердечного приступа. Видимо, ноша была не по плечу, либо слава победителя слишком тяжелой.

ПРИВЯЗАННЫЙ МОНАХ

Некоторые видят тину на дне пруда, а другие цветок лотоса на его поверхности – все зависит от точки зрения.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

В 1934 году Агинский дацан подвергается гонениям. Цогчен-дуган, главный храм в монастыре, в дальнейшем используется не по назначению. Только в 1990 году, по настоятельному требованию жителей округа Цогчен, дуган был возвращен Агинскому дацану. В 2003 году, после десятилетних реставрационных работ под руководством известного бурятского художника Дашинимы Дугарова, первый этаж был завершен, а в феврале 2004-го, после 70-летнего перерыва, в главном соборном храме был проведен молебен в честь празднования Нового года по лунному календарю.

Когда лам начали ссылать, был случай, что один избежал каторги. Он практиковал выход сознания из тела. Во время медитации он представлял, что человеческое тело ограничивает его возможности и не дает достигнуть совершенства, поэтому желал освободиться от тела. При этом само тело взлетало вверх и ударялось о потолок. Чтобы не повредить себе, он стал привязываться к тяжелому стулу.

Когда пришли народные комиссары с ордером на арест, то застали его в трансе. Он, привязанный к огромному стулу, с выпученными глазами и пеной на губах скакал по комнате и кричал:

– Освободите меня!

Нарком не любил исполнять чужие приказы, он решил, что лама и так с ума сошел, зачем его арестовывать, все развернулись и ушли.

ХУВАРАГ НА ШАМАНСКОМ ОБРЯДЕ

Под законом причинно-следственной связи мы понимаем универсальный принцип, который применим ко всем явлениям и событиям. Все появляется в результате причин и условий.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Во время распространения буддизма в агинских степях оставались шаманы, которые проводили свои камлания. Однажды во время обряда «онгон» главный шаман не смог впустить в себя дух своего предка. Он должен был облизать раскаленный чугун и взлететь на верхушку дерева. Пристыженный он посмотрел на собравшихся и вдруг пальцем указал:

– Это он виноват!

Оказалось, хувараг – послушник из Агинского дацана, – движимый любопытством, решил подсмотреть обряд и спрятался в толпе. Из-за того, что послушник имел прибежище в Трех драгоценностях, все духи не могли подойти к нему близко. Шаман указал на послушника и попросил его удалиться, а обряд перенесли на следующий раз.

ПОСЛЕДНЯЯ КАЛАЧАКРА, ИЛИ ПОСТРОЙКА СТУПЫ «ГЕНДУН ЧОДТЕН»

Что касается пространства, то в Калачакра-тантре упоминаются так называемые атомы пространства, частицы пространства, являющиеся центральным ядром всех явлений. В период своего формирования мировая система, вселенная, появляется из центрального ядра, из частицы пространства. В этой частице пространства мировая система растворится в конечном итоге. Именно на базе пяти элементов можно говорить об очень тесной взаимосвязи между окружающей средой и ее обитателями, существами, живущими в этой среде.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Ступу «Гендун Чодтен» начали строить в 1926 году и закончили в 1929-м. В целях умиротворения нарастающего насилия воинствующего атеизма усилиями всех верующих прихожан и священнослужителей в Агинской степи была воздвигнута Великая ступа «Гендун Чодтен», что в переводе с тибетского – «Побуждающая к примирению».

На освящение специально приехал наставник Далай-ламы XIII-го Агван Доржиев. Он провел большое посвящение Калачакры и освятил ступу. В дацане собралось огромное количество людей, что не понравилось комсомольцам. Они подошли к великому учителю и попросили его не проводить ритуал, но Агван Доржиев достал свою фотографию с Лениным и сказал:

– Между буддизмом и коммунизмом нет видимых различий, и тот, и другой хотят счастья и равенства всех людей! Сам Ленин поддерживает меня.

После этого комсомольцам пришлось покинуть мероприятие несолоно хлебавши. Но после отъезда Агван Доржиева в 1933-м году ступа была все же разрушена опозоренными и злыми комсомольцами. Поговаривают, что кто-то из них позарился на зеленый чай, которым была заполнена внутренность ступы. Но так как чай перемешали с можжевельником, он оказался горьким и непригодным к питью.

В 2005 году при поддержке администрации Агинского округа и прихожан Агинского дацана ступа «Гендун Чодтен» вновь была воздвигнута во имя мира, гармонии, процветания нашего края и освящена Пандито Хамбо-ламой9 Дамбой Аюшеевым. Ламы утверждают, что во время работы по закладке содержимого ступы время останавливалось – для тех, кто работал внутри, проходил всего час, тогда как снаружи – не меньше шести.

Высота великой ступы равна двадцати двум метрам, верхний конец ее находится почти вровень с Цогчен-дуганом. Скульптурные бронзовые львы-хранители смотрят в направлении четырех сторон света, стены ступы также украшают красочные изображения львов, выполненные в каноническом стиле. Верх ступы увенчан золоченым соембо – символом взаимосвязи человека и космоса.

На страницу:
2 из 10