Полная версия
В Единстве – сила
Можно вспомнить, что многие граждане СССР, оказавшиеся за рубежом, называли себя русскими. Причем сами считали себя таковыми независимо от этнической принадлежности. Интересен и тот факт, что этнические русские нигде и никогда, ни в какой эмиграции не составляли устойчивых национальных диаспор, хотя и численно, и качественно были представлены весьма значительно. Потому что в нашей идентичности – другой культурный код.
Межнациональные отношения в России всегда строились на принципе взаимного уважения к традициям народов, их культуре.
«Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое – неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное – поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют», – так высказался в статье «Россия. Национальный вопрос» Владимир Владимирович Путин11.
«Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь»12.
Вглядитесь повнимательнее в золотые скифские подвеску и пектораль. Сквозь века на нас глядят: девушка в кокошнике – просто русская красавица и скиф в кожаной повязке, один в один – настоящий русский мужик. Благородные люди, отлитые из благородного металла умелым мастером, видимо, и для того, чтобы потомки не забывали, как выглядели их далекие предки. Именно самоназвание – «благородные» до сих пор отражает самую сущность русского народа, прошедшего через тысячелетия длинный и славный путь, отмеченный великими победами и выдающимися изобретениями.
Глава 1. Основные этапы развития русской цивилизации
«Предсказать значительные события будущего … не более сложная задача, чем отгадать прошлое… Если совершившиеся события оставляют следы, то законно предположить, что у будущих есть корни»
Оноре де Бальзак13
«При внимательном рассмотрении исторического процесса, «каким бы удаленным от сегодняшнего дня он не представляется беспристрастному исследователю последовательностью событий, образующих бесконечную цепь причин и следствий, протянувшуюся из прошлого через настоящее в еще не реализованное будущее»14. Иными словами все то, что будет уже, когда то было в истории. Де жа вю. Нам же важно для понимания своего будущего разобраться в своем прошлом и четко определиться: кто мы и откуда. И не менее важно разобраться, почему так получилось.
«… историк, чей интерес связан с событиями уже происшедшими, может по своему желанию описывать и исследовать последовательность событий против , а не по течению времени… Почему же при изучении истории не делать то же самое?»15 Можно выразиться проще: «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай свой взор на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок» (Козьма Прутков). Давайте оглянемся на свое прошлое, чтобы понять, что нас ждет в будущем.
А чему учит школа? Итак, берем в руки учебник для 5-го класса средней школы Н.И.Ворожейкиной: «Ты уже знаешь о жизни и занятиях славян. Все необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таившей в себе много жуткого и непонятного для них. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие дома, долгая жизнь человека – все это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них (приносили им в жертву) животных». Вот такие «загогулины» прописаны в учебниках по отечественной истории.
Вольтер как-то заметил: История- это ложь, в которую все верят. Но пришло время, когда русские люди не хотят и не желают верить в ту чушь, которую пытаются преподнести с экранов телевизоров, а также с первых полос газет и журналов. Как же развивалась русская цивилизация, в каких условиях это происходило и к каким результатом привело?
Наша страна всегда находилась в очень неблагоприятных погодно-климатических условиях. Основная ее часть располагается в северных широтах. Девять месяцев в году – зима. Да и русское лето мало похоже на лето в Майами или на Мальдивах. Нашим предкам приходилось постоянно бороться не только с голодом и воинственными соседями, но и с главным своим врагом-холодом. Именно поэтому был создан настоящий строительный шедевр – бревенчатый срубный дом. Бревенчатый сруб-жилище очень практичное и универсальное. Его можно разобрать на бревна достаточно быстро, сплавить вниз по реке и так же быстро собрать. Иными словами мобильность невероятная.
Следующим этапом было важнейшее открытие принципа обогрева от печи. В суровых условиях обитания, жизненно необходимо было хорошо отапливать помещения для проживания. Создание очага, стало эпохальным открытием для жителей севера. Теперь человеку не надо было постоянно следить за костром. Печь-этот автономный реактор стал более безопасным источником тепла и более контролируемым. Использование же печей в бревенчатых срубах для севера можно сравнить с введением газового отопления в современных условиях. Домашний очаг- первооснова существования не только одного человека, но и прежде всего семьи. Самые древние типы печей использовались для религиозных обрядов и впоследствии нашедшие применение в быту. Если взглянуть на планировку Аркаима, то можно увидеть, что помещения для религиозных целей расположены в центре. Другими словами первооснова сохранения священного огня – культовая. Древнейшие виды печей с течением времени трансформировались в промышленные, используемые для выплавки металлов. Прежде всего, меди и бронзы. Наличие богатых залежей меди и олова на Урале и на территории современного северного Казахстана стало причиной появления протогородов типа Аркаима и Синашты. Эти города как промышленные центры выплавляли большое количество металла. Излишек, которого направлялся на продажу по водным артериям и по суше, с помощью конной тяги. Именно такое разделение труда стало мощным рывком к промышленной революции и модернизации сельского хозяйства.
Следствием открытия бронзы, стало появление первых денег как всеобщего эквивалента. Деньгами первоначально возможно были, наконечники стрел у воинов (мелкая монета), бронзовые бляшки как эквивалент настоящим животным у охотников и скотоводов и т.д.
Важным этапом в развитии стало промышленное гончарное производство. Изобретение и внедрение в массовое производство гончарного круга и как следствие этого стало увеличение выпуска продукции и снижение ее себестоимости. Появились изделия очень высокого качества по невысокой цене.
Одомашнивание лошади без преувеличения стало очередной революцией пришедшей в мир с территории, занимаемой современной Россией. Можно только представить, как беспомощно выглядел бы современный человек без автомобиля. Несколько тысяч лет назад, лошадь, как средство передвижения позволило сократить время на перемещение грузов, снизило транспортные расходы, увеличило товарооборот, повлияло на разнообразие ассортимента товаров, так как появилась возможность доставлять их в отдаленные регионы, с наименьшими затратами. Это в целом улучшило качество жизни.
Еще одним фактором, перевернувшим древний мир, стало использование лошади как глобального преимущества при ведении войны арийскими племенами, волны которых переселялись по всей Евразии с территории занимаемой современной Россией. Только на миг представим себе армию пехотинцев против кавалерии. Скорость, быстрота маневрирования, возможность внезапной атаки делали конницу непобедимой на поле боя того времени. Массовое применение лука и стрел стало первым примером в мировой истории ведения бесконтактного боя, когда стрелки имели возможность, быстро сближаясь, уничтожать градом стрел врага, оставаясь при этом не досягаемыми.
Как известно история повторяется. Так, например, в первую мировую войну применение скорострельного оружия и тяжелой артиллерии были основополагающими факторами, совместно с основанной на их применении тактикой и стратегией.
Появление на мировой сцене колесного транспорта пришедшего с территории занимаемой современной Россией, произвело на свет массовую транспортировку грузов. Объемы перемещаемых грузов увеличились многократно. Использование колесного транспорта сделало рентабельным завоз скоропортящихся грузов в относительно труднодоступные регионы, доставка в которые ранее была нерентабельной. Именно приручение крупнорогатого скота, а затем и лошади явилось отправной точкой для создания колесного транспорта. Как известно из изысканий археологов, первоначально за волом крепились так называемые волокуши. Изобретение колеса открыло перспективы для модернизации волокуш и превращения их в повозки. Возможно, что первоначально колесный транспорт создавался для религиозных обрядов и военных целей, и только впоследствии, стал применяться именно как транспорт для массовой перевозки грузов.
Сухопутные артерии не являлись для древних цивилизаций единственными путями торговли и других взаимоотношений. Реки служили и служат связующими нитями между народами и государствами. Для любого здравомыслящего человека остается загадкой: почему бассейны практически всех великих рек мира, таких как Нил, Тигр и Евфрат, Ганг, Янцзы и Хуанхэ, Амазонка, считаются колыбелями самобытных древних цивилизаций, а реки, протекающие по территории современной России, такие как Волга, Дон, Обь, Енисей не рассматривались историографией в таком контексте, в принципе. Аргументы разные по содержанию сводятся в конечном итоге к следующему: северные реки из-за своего географического положения и климатических условий априори не могут создать условий для зарождения великих цивилизаций. Даже школьнику понятна вся абсурдность подобных измышлений. Наши великие водные артерии также как и ныне использовались как для продвижения различных товаров, так и для и военных экспансий.
Давайте рассмотрим по подробнее эти исторические вехи и роль русского народа в этом процессе.
Отечественные историки о древней истории России.
Знаменитый русский историк Н. М. Карамзин, в "Истории государства Российского" свое отношение к древней русской истории выказал весьма лаконично: "Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками".
«В обращённой к широкому читателю книге о С.М. Соловьёве его двадцатидевятитомная «История России с древнейших времён» оценена так: «…он создал наиболее полную, цельную и… наиболее обоснованную концепцию истории России, ставшую вершиной… историографии»16.
Позиция эта, дожила до наших дней и нашла свое отражение в школьных и вузовских учебниках, научной и популярной литературе, в средствах массовой информации. В результате выходило, что до IX века н. э русский народ вовсе и не существовал, а когда возник из небытия на исторической арене, то просто воспринял идеологию, культуру и государственно-правовые традиции, сложившиеся до него и без него.
Но не всегда и далеко не все были согласны с такой точкой зрения. Вот, что писал великий Л.Н. Толстой в своих дневниках 4-5 апреля 1870 г. об С.М. Соловьёве:
«Читаю историю Соловьёва. Всё, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабёж, правёж, грубость, глупость, неумение ничего сделать… Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России.
Но как- же так ряд безобразий произвели единое великое государство? Но, кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли?.. Кто и как кормил хлебом весь этот народ?.. Кто ловил чёрных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? … История хочет описать жизнь народа – миллионов людей. Но тот, кто… понял период жизни не только народа, но человека… тот знает, как много для него нужно. Нужно знание всех подробностей жизни… нужна любовь. Любви нет и не нужно, говорят. Напротив, нужно доказывать прогресс, что прежде всё было хуже…».
Все становится на свои места, когда начинаешь разобраться в корнях такого подхода. Уже с XVIII века, когда в только что созданную Петербургскую академию наук были приглашены иностранные ученые, в основном немцы. Они перенесли в русскую науку многие достижения западной культуры. Вместе с тем, именно трудами Байера, Шлёцера и Миллера была похоронена русская историография и русская лингвистика, и была создана историческая наука уже прозападная. Эти ребята «приобщили Россию к общечеловеческим ценностям», в результате которых наша страна оказалась практически без своей древней истории.
Но, в исторической науке была сильна и другая точка зрения. Она восходит к двум замечательным ученым – В.Н.Татищеву и М.В.Ломоносову. Оба, независимо друг от друга отстаивали одну и ту же мысль: корни русского народа уходят в глубины тысячелетий и затрагивают древние народы, известные под разными именами античным и иным авторам.
Вот как писал Ломоносов: «Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул»17. И далее продолжает.
«Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей и едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же, сам народ и язык простираются в глубокую древность… имя славенское по вероятности много давнее у самих народов употреблялось, нежели в Грецию или в Рим достигло и вошло в обычай. Но прежде докажем древность, потом поищем в ней имени.
Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоят почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до столь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славян вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими»18. Именно предков русских, наш великий ученый Ломоносов считал и предками западных европейцев.
«Амазоны, или алазоны, славенский народ, по-гречески значат самохвалов; видно, что сие имя есть перевод, славян, то есть славящихся, со славенского на греческий. Имена славенских государей, в одно время со славенским именем прославленных, не в самое то- время могли принять начало, но перед тем задолго. По именам государей и героев своих народ прежде внутрь пределов назывался, потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении»19. Это, правда, что имя славяне – позднее наименование, имеющее более древние корни, восходящие к самоназванию скифов – сколоты. Академик Чудинов в своих работах пришел к выводу, что первоначальным самоназванием руссов-славян было слово- Соколовы.
Стоит ли говорить, что многие труды Ломоносова долгие годы замалчивались. Считалось, что он слишком предвзято описывает отечественную историю. Однако недавние исторические и археологические открытия и исследования подтвердили практически все то, о чем писал Ломоносов в XVIII веке.
В.Н. Татищев, сумел проанализировать и обобщить древнюю историю славян и убедительно доказал, что русская история более древняя и более величественная, чем та, о которой писал, к примеру, небезызвестный Н.М. Карамзин. А еще выдающийся отечественный историк Татищев считал, что скифы были также предками татар и турок. А предков славян, опираясь на труды того же Геродота выводил из амазонов: «… древние писатели все странные народы скифы именовали. Геродот, о сарматах говоря, рассказывает, что они от скифов отличающийся язык имели, об амазонах, кн. 4, гл. 21, говорит, что они языком сарматским по соседству говорили, а скифский с трудом изучали; из чего видно, что ни амазоны сарматы, ни сии со скифами одного языка не были, а так как, кроме славянского, языка третьего не было, то амазоны конечно славяне были, гл. 4, н. 5, гл. 34, р. 4»20.
Ссылаясь на Диодора Сицилийского В. Н. Татищев считал ошибочным (и справедливо) родиной предков славян-сарматов Мидию, опираясь на того же «отца истории» он настаивал на том, что киммерийцы (предки амазонов) жили на Дону раньше нашествия скифов на Азию, а следователь не могли быть насильственно депортированы скифами из Мидии: «Геродот же амазонов славян в Каппадокии и Колхиде, киммеров, то есть сарматов, при Доне прежде нашествия в южную Азию скифов положил».
В.Н. Татищев (как и Валерий Флакк), из этого делает вывод о том, что сарматы не были скифами. «Но никто лучше и порядочнее из древних писателей сию разность не изъяснил, как Птоломей, ибо он сарматов от скифов Волгою, а сарматов азиатских от европейских Доном разделил, хотя часть скифов между сарматами под именем турок и пр. находил».21 Сейчас мы уже знаем, что скифы не были однородным населением, а скорее по национальному составу напоминали современную Россию. Поэтому, прав Птоломей, находя родство у среднеазиатских скифов и турок. Среднеазиатские скифы и внешне отличались от европейцев. Соседство с южно-азиатскими народами, в первую очередь с Индией, наложило на их облик свой отпечаток. Турки как народ сформировались именно от смешения европейцев скифов и племен Индии и Ирана. Здесь стоит упомянуть легенду описанную Геродотом и пересказываемую другими более поздними историками. Однажды скифы совершили дальний затянувшийся поход в Азию. В их отсутствие, скифские жены вступили в связь с рабами, работавшими по хозяйству. Дети, родившиеся от отношений, успели повзрослеть и возмужать. Когда скифы возвратились домой, то обнаружили, что их места уже заняты. Как в советском кинотеатре, пришел на сеанс, а на твоем месте какой-то «хмырь» сидит. Естественно возникает конфликтная ситуация…
Геродот рассказывает о битве, в которой скифы не могли одолеть бывших рабов, но когда взялись за плети, невольники побежали, вспомнив рабское происхождение.
Татищев писал, что неправильно считать предками шведов – татар. Смешивать тут на самом деле нельзя и вот почему: предки татар и готов и русских жили некогда в одном великом государстве, название которого менялось со временем. У разных народов было разным. Но происходили они от хоть и родственных, но несколько отличных друг от друга народов образовавшихся на основе единой арийской общности. Также и татарский историк Абулгази турок, татар, руссов и германцев считал родственными, одного происхождения от внука Иафетова.
Наш знаменитый историк Татищев ареал расселения наших предков- гиперборейцев распространял далеко на Север и в Сибирь, именуя наших далеких северных прапредков скифами [г]иперборейскими.
Тут стоит отметить, что даже первого аполлонийского пророка, к примеру, звали – Олен[ь]. Об этом указано в канонических стихах одной из пифий, в главном святилище Эллады:
Так многославное тут основали святилище Богу
Дети гипербореев…
Также Олен: он первым пророком был вещего Феба,
Первый, песни который составил из древних напевов.
Павсаний22
бог-солнце древних греков- Аполлон, рожденный в Гиперборее и получивший по месту рождения один из своих главных эпитетов, постоянно посещал, согласно мифологии, свою далекую родину. Сохранилось несколько изображений Аполлона, летящего к гиперборейцам (рис.4).
Очевидно влияние предков (гипреборейцев, киммерийцев, скифов) не только на Балканы, но и на Перинейский полуостров.
Но не все это очевидное колоссальное скифское влияние не только в Азии, но и других частях света признают… Вот что писали известные востоковеды Григорий Максимович Бонгарт-Левин, Эдвин Арвидович Грантовский:
«Обратимся, например, к хорошо известным в археологической литературе изображениям борьбы грифов и людей. Такие сцены встречаются на предметах из скифских курганов, на греческих сосудах, на саркофагах от Северного Причерноморья до эллинских колоний в Южной Италии. Так, при раскопках в Таренте была открыта целая серия рельефов на саркофагах IV в. до н.э., центральный сюжет которых – грифы и их схватка с животными и людьми (пешими или конными). Обращает на себя внимание негреческий характер изображенных на рельефах персонажей: их одежда, вооружение и другие детали говорят о том, что греческие мастера, очевидно, передавали здесь традицию «степного круга» и следовали информации, идущей из скифского мира. Примечательно, в частности, и полное композиционное и совпадение сцен на обрядовом головном уборе из кургана Большая Близница на Тамани и на саркофаге из Тарента (оба памятника относятся к IV в. до н.э.).
Бытование «скифских» образов и сюжетов в далеком от Скифии Таренте не должно нас удивлять: в Южной Италии в то время, как сообщают античные авторы, была хорошо известна традиция о заскифских областях и расположенной за ними «стране блаженных»– гипербореев.»23
В указанных рельефах даже не профессионалу, скифское влияние видно невооруженным глазом. Вещественные доказательства налицо, а по мнению ученых говорит это о том… что этруски тоже знали о гипербореях… Если немного задействовать в мыслительном процессе серое вещество, то получается что сами этруски, возможно, были скифами или относились к скифскому миру… Само же название скифы – греческого происхождения, а самоназывание- сколоты или сколты, является производным от которого произошло слово – славяне.
Не вызывает сомнения что, так называемые греческие колонии на аппенинском полуострове основались руссами, что явно читается в имени этрусков: это- русские. Да и «греческие колонии» в северном Причерноморье, греческими не являются. Вот, например, знаменитая плита Трифона, найденная в Танаисе, может дать представление о том, кем были "архонты эллинов" в действительности. Судя по греческой надписи, на плите изображен некий "Трифон, сын Андромена". Но "несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат… Одетый в пластинчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне в вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье… Можно думать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений".67
На стенах склепов скифского некрополя обнаружены росписи, многие из которых отличались высокохудожественным исполнением. На стене "склепа №9" изображен "бородатый скиф в высокой шапке, в мягких сапогах. На нем широкополый кафтан с откидными рукавами, напоминающий древнерусские кафтаны. Скиф играет на греческой лире"… На другой стене "мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, в правой руке держит повод, в левой – копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки – красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана…"24
Очевиден тот факт, что скифы вовсе не были колонизованы эллинами, а сами имели огромное влияние на своих соседей. Относительно середины 1 тыс. до н.э. у нас есть точные сведения, что скифы не только контролировали всю Центральную Азию (Монголию и Восточный Туркестан), но и подчинили себе на несколько столетий китайские царства по всему течению Хуанхэ.25