bannerbanner
История Табасарана
История Табасарана

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 11

Г.Ворошил утверждает, что Ирану пришлось пойти на уступки армянам и даже привлечь к ответственности Васака Сюни, которого между прочим, обвиняли в тайных связях с князем гуннов Ераном. Иранские войска вновь овладели укреплениями и областями, опустошёнными гуннами. В известии об этом Елише перечисляет следующие области: алан (албан?), лепники (лбииов), джегбов, еджматаков, таварспаров. и хибиованов. «Больше всего, – добавляет он, – шаханшах горевал о разорении укреплений, которые персы с большим трудом построили на границе области гуннов».

К.В. Тревер полагает, что «крепость, построенная Йездигердом» на границе между владениями албан и гуннов, – это крепость Бармак с идущими к морю заградительными стенами, находящаяся к северу от Апшерона, где горы близко подходят к морю. Это самая южная из крепостей, заграждавших проход между горами и Каспийским морем. Однако из изложенных выше данных следует, что граница с гуннами проходила значительно севернее этой крепости, где-то в районе современного Дербента. Здесь же находились и «Северные врата Дербентские» или «Крепость у ворот ущелья Чора», иначе «Ворота гуннов».

Опираясь на данные только Мовсэса Хоренаци, можно заключить, что Баласакан находился в районе, прилегающем к Каспийскому морю, поскольку, проповедуя в Баласакане, он «многих (еретиков) наставил на путь истинный и немногих безвозвратно изгнал в страну гуннов», т. е. изгнал в расположенное к северу от Дарбанда (Табарсаран) царство гуннов (гъунарин вилаят).

Елишэ пишет: «Но и против них он собрал многочисленную конницу Ариев, закрыл и запер ворота их прохода, и вовсе не давал покоя царю Персидскому, но посылал и призывал многочисленные отряды в пограничную крепость Чора, провел полный набор в стране Иверов, составил войска Лпинов и Чилбов, (провел набор) в Вате, Гаве и Глуаре и Хрсане и hЕчматаке, Пасхе и Посхе, и Пюкуане, (собрал) все войско Таваспарана— горного и равнинного, и крепостной стороны гор».

Второе упоминание гуннов в тексте Агафангелу откосится ко времени царствования царя Трдата III (287–332), где говорится, что Трдат «силой изгнал» вторгшихся с Северного Кавказа гуннов. Это же самое событие, видимо, более подробно отражено у Мовсеса Хоренаци, где, по его словам, Трдат «через земли албан» выступил навстречу вторгшимся с Кавказа, так называемым «северным народам». Однако в отличие от сообщения Агафангела, который называет врагов Трдата просто «гуннами» (хоны.)

Чрезвычайная сложность исторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горой наречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабских источниках; еще больше осложнений вносит в историческую науку современные ученые. Не обязательно наверное быть ученым, чтобы правильно прочесть, что написано в абзаце; (провел набор) в Вате, Гаве и Глуаре и Хрсане и hЕчматаке, Пасхе и Посхе, и Пюкуане, (собрал) все войско Таваспарана—горного и равнинного, и крепостной стороны гор». А кто не понял объясняю: (провел набор) людей в населенных пунктах…(собрал) все войско Таваспарана—горного и равнинного, и крепостной стороны гор».

«Гъуннарин вилаят» от горы Кваркул до горы Джуфдаг (Т1ит1ивжин к1ак1). т. е. от с. Куштиль Хивского района до с. Кужник Табасаранского района. Населенные пункты: Гарик (Гьяригъ), Думурхиль (Думурхьил), Кувиг (Ккувигъ), Кулик (Кьуликк), Ляхля (Ляхла), Сулантиль (СулантІил), Уртиль (УртІил), Цуртиль (ЦІуритІил), Курек (Кьюракк), Урзиг (Улццигъ), Чурдаф (ЧІвурдаф), Цалак.

Около с. Куштиль гора называется Тюркидаггун. Протекают в стране гуннов реки: Тюркидаггун-недалеко от с. Куштиль на границе страны гуннов (гъунарин вилаят), Мухун, Ханаг Хивского района,

Слово «Тюркидаггун»– «гора тюркских гунн» в переводе с табасаранского на русский язык, а разве не в нем заключена – ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ- гунны тюркского происхождения.

Село Ляхля

Ближайший город от с. Ляхля Дербент, (на восток) расположен в 90 км. От райцентра Хив до с. Ляхля грунтовая извилистая дорога с крутыми подъемами и спусками, которая составляет 18 км.

Основано приблизительно 2000 лет назад, вероятно потомками пророка Яхьйи (Иоанна Крестителя) Иоа́нн Крести́ тель, Иоа́нн Предте́ча (ивр. ‏יוחנן המטביל, Йоханан бар Зехарья – «сын Захарии»; Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил[1]] – «совершающий ритуальное очищение водой»; греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής, Иоаннес о Баптистес, Ιωάννης ο Πρόδρομος, Иоаннес о Продромос; лат. Io(h)annes Baptista; араб.

, Yaḥyā,
, Yūḥanna; 6–2 годы до н. э. – ок. 30 года н. э.) – согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода мессии. В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях – под именем Юханна (Юханна). В исламе мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи.

В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).

Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, – и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12–15).

Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39).

Село Ляхла несколько раз был разрушен религиозными войнами. Около 500 лет назад село снесло вместе с оползнем. И только спустя 200–300 лет, на том же оползне, где сохранились могилы, вновь образовали село с тем же названием «Яхья». В процессе языковых изменений речи, село сегодня так и называется «Ляхля». Подтверждения этому, найденные в ущелье реки Рубас наскальные, до сих пор никому не известные рисунки, в том числе звезда Давида и т. д.

Село Гюхряг

На территории села (участок Чвараг) имеется священное место ПИР, где на камне высечена надпись 210 год по Хиджре.

а) сел. Ханаг-пашенное поле Гъуннарии хут1ил (Пашня гуннов);

б) сел. Тивак (Дюбек) – мельница Гъуннарин рягъяр (Мельница гуннов);

в) сел. Хали (Халикент) – Коран Гъуннарин кьур’ан (Коран гуннов);

этот Коран весьма больших размеров и высокочтим;

за право присягнуть на нем платится по одному рублю в пользу мечети. Коран до сих пор совершенно хорошо сохранился, на одной только странице виднеется кровавое пятно: кто-то дерзнул присягнуть ложно, и глаз его немедленно вырвался и влепился в Коран;

в виде приписки изложено все завещание последнего из гуннов;

г) сел. Ляхла-медный котел Гъуннарин йигьаг (котел гуннов), в котором будто бы можно сварить за раз мясо двух быков.

Хазары остались только в истории? А куда делись гунны, которые вторглись в Табасаран «Страна гуннов- Гъунарин вилаят» в 3 веке? В Крыму до сих пор живут хазары, или, по крайней мере, народность, которая думает, что она произошла от хазар. Только теперь современные хазары известны под именем крымские караимы или караи. Крымские караимы – удивительная община, которая насчитывает всего около 2000 человек.

Сами караимы это название не любят, и в официальных публикациях не употребляют в силу установки на свое тюркское происхождение, но это название общеупотребительно в Крыму и сейчас. Караимы считают «Чуфут-Кале» своим родовым гнездом и утверждают, что их община владела крепостью, пользуясь автономией при всех правителях Крыма еще со времен существования Хазарского каганата, когда в крепости укрывался последний хазарский каган, потерявший все другие земли. Караимы являются в соцветии тюркских народов одним из уникальных народов. Несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории… тюркских народов…их древний язык жив и он очень близок современному алтайскому языку – это еще раз доказывает наше древнее родство. (Президент Конгресса тюркских народов России Бронтой Бедюров) Происхождение. Принадлежат к тюркской группе алтайской семьи народов. Потомки караитов, входивших в гуннский и хазарский племенные союзы, частично смешались в Крыму с сармато-аланами и готами.

Караимское вероисповедание

«Путь на небо начинается с Земли» – «Йол кьоклерге баш-лана иэрдэн»

Самостоятельная монотеистическая религия со своими традициями, догматами, иерархией, календарем. Базируется на учении Анана с его верой в Единого Бога, в бессмертие души, в пророков и откровения Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Последователей учения Анана называют также ананитами. Традиции основаны на почитании нравственных заповедей Священного писания, терпимости и свободе верующих в постижении канонов веры и мудрости откровений сообразно своей совести, не полагаясь на мнения других. Мусульманство и православие покровительствовали караям, почитающим Магомета и Иисуса Христа. Караи издавна чтили Единого Бога Неба – Тэнгри (Сенгри). Тэнгрианство (Сенгрианство) с его единобожием и верой в зависимость судьбы от поступков человека, облегчило караям понимание нравственных положений Ветхого Завета и принятие учения Анана. Важными принципами вероучения караев являются любовь к Богу и ближнему, почитание десяти заповедей и других нравственных предписаний Святого Писания. Вероучение основано на милосердии и благотворительности. Заповедь о любви к ближнему воплощается в конкретные дела. Поступками и делами каждый без посредников несет ответственность перед Богом. Добрые дела – форма служения Богу – Тэнгри (Сенгри). Одной из сокровенных сторон древних верований является поклонение Тэнгри (Сенгри) у Священных Дубов. Как писал академик К. Мусаев, «караимы – один из тех народов, которым удалось донести до наших дней верования древних предков, например, почитание священного дерева (дуба), веру в духов, почитание неба – Тэнгри-Сенгри».

Таким образом, караимы, исповедуя Ветхий Завет, и признавая пророческую миссию Иисуса Христа (и, как увидим далее, Мухаммеда), а талмудистов за отступников от истинной веры, считают недозволенным вступать с ними; в религиозное общение и не допускают брачных союзов с ними. Талмудисты занимают в отношении их такую же позицию, а может даже и более непримиримую. В виду указанного влияния мусульманства на учение Диана, естественно, что арабские ученые давно начали интересоваться караизмом и уже в средние века уделяли ему много внимания. Так арабский историк мусульманских оскт Шахристани (XII в.) и знаменитый Макризи (XIV в.) высоко возносили имя Анана-ибн-Дауда, причем Макризи т. к’.казался, что появись Анан в эпоху существования Иерусалимского храма то он несомненно был бы признан Пророком.

Религия, зародившаяся среди одного народа, со временем проникает и к другим племенам и народам, распространяясь часто, среди народов не только родственных, но даже совершенно чуждых, иной расы. Уважаемый Читатель еще раз прочитайте раздел «Гунны».

Раньше село Вертиль было одним из самых больших в Сувакском союзе сельских общин, куда, кроме села Вертиль, входили еще села Атрик, Джули (ныне Табасаранский район), Урга, Фурдаг, Яраг, Хурсатиль, Гарик, Кувиг, Кулик, Ляхля, Уртиль. Все выше перечисленные села входили в «Страну гуннов-Гъунарин вилаят»

Одной из достопримечательностей села является озеро Дагар, расположенное в самом центре села, другой – местечко ЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи молодежи Хивского и Табасаранского районов.

На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупнейшие надгробные камни трех братьев – Ананы, Мананы, Мусананы – основателя учения караимов (гуннов) со своими братьями.

Кавказская Албания

Маленькие комментарии к «великим исследованиям» современных ученых

1. Во II веке до н. э. – в первые века нашей эры правителями Албании была династия Арани. Ее основоположником считается правитель Арран (Ərən). Имя Арран переводится с тюркского как Ар – воин, ан – древний показатель множественного числа.

Комментарии: Читатель наверное догадался, кого не встречай, все воины, львы, барсы и орлы. А, где она Правда?.

Прав был Виктор Гюго: Лжецы переиначат текст, придумают новый народ, новую страну, но есть то, пред чем их власть бессильна, это – правда, скрытая в символах и знаках Времени.

Мы все знаем, что все народы привязаны к какой-то местности, или к самоназванию. В переводе с табасаранского языка «Арран» на русский язык- благодатная земля. Арраном называли и по сегодняшний день называют прибрежную низменность Каспийского моря.

По названию местности и назван правитель Албании.

2. Происхождение названия «Албания» [в передаче греческих и латинских авторов (и «Алванк» в армянской передаче)] до сих пор окончательно не установлено. Принимая во внимание, что это же название носит страна на Балканах, довольно убедительным представляется предположение Н. Я. Марра, что «Албания», как и «Дагестан», означает «страна гор». Но допустимо и другое предположение, именно что греки и римляне придавали названием «Албания» близкое к их языкам звучание местному самоназванию – «Арран», восходящему к имени легендарного предка (Моисей Ка-ланкатваци). Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на Кааба-и Зардушт в Накш-и Рустаме слову «Албания» в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в пар-сик слово «Арран». Как известно, это же название, в форме «Арран» носит страна со времени завоевания ее арабами.

Комментарии: Происхождение названия «Албания» давно установлено. Слово «албан» имеет корневую основу табасаранского слова «албагну», «албагна», «албагдар» в переводе на русский язык- означает мирно сосуществуюший, дружественный.

3. Согласно историческим трудам того времени гунны долгое время охраняли границы Албании с Иберией и Арманией. Так на северо-западе современного Азербайджана находилась историческая область Хунан (Хун – гунн, ан – множественное число) – названая в честь гуннов.

Комментарии: Гунны ни как не могли охранять границы Албании с Иберией и Арменией. Согласно историческим трудам того времени гунны расселились на северо-востоке от Дербента т. е. в Табарсаране. Гунны могли охранять границы Кавказской Албании с Арменией и Грузией до свержения династии Аршакидов т. е. когда Кавказская Албания простиралась от Табаристана вдоль всего побережья Каспийского моря.

4. Говоря о «многоязычности албанов», Страбон писал, что «вследствие отсутствия частых сношений одних с другими у албанов имеется 26 племен»

Г. Ворошил утверждает, что расселение издревле на севере, северо-западе и северо-востоке Албанского государства различных дагестанских (позднейший термин) народностей в соседстве с албанами и удинами наложило свой отпечаток на сохранившиеся и по сей день многочисленные топонимы и гидронимы.

Комментарии: Фантазии современных ученых разрушает исторический факт, что название «утии» – это этнос. В «Истории Ауланка» часто встречается слово «гавар». Это слово имеет корневую основу табасаранского слова «гафар»-«разговор или говор». Слово «Утии»-село Уртиль Хивского района. И звучит примерно так: «УртIларин гафар-Уртильский говор». А может агульский язык сохранил произношение этого слова как «га-вар». Говоря о «многоязычности албанов», Страбон писал, что «вследствие отсутствия частых сношений одних с другими у албанов имеется 26 племен». З. Ямпольский утверждает, что перевод сочинения Страбона, касающегося языков, сделан не совсем верно: «Переводчики его текста на русский язык передали его слова как 26 языков, вместе 26 наречий. Это следует и из последующих высказываний Страбона, где он отмечает, что «ныне один царь над всеми властвует». В связи с этим К.Тревер отмечает, что «мы вправе заключить, что к середине I в. до н. э., когда римляне впервые столкнулись с албанами на их территории во время походов Лукулла, Помпея и Антония, союз племен был уже возглавлен племенем албанов и возобладающим стал их язык».

5. Каспий – тоже самоназвание этноса. Происходит от тюркских «кас» – «огуз», «пий» или «бий» – видоизмененное «бай» – «богатый». Не стоит забывать, что у многих тюркских народов вплоть до 20-х годов ХХ века сохранился титул «бий», который ведет свое происхождение от тюркского «бай» – «богатый». А «пий» – лишь искаженный греческий вариант от тюркского названия.

Название Каспиана также тюркское, которое греки заимствовали их местного тюркского языка для обозначения данной области. Расшифровывая слово «Каспиана», мы приходим к следующему буквальному значению: «Кас (огуз) / пий (бай) / ана (ан – показатель множественного числа)» – «[Страна] Богатых Каспиев» или «Богатая [Страна] Каспиев».

Комментарии: Наверное не стоит еще раз уточнить, когла появились тюрки на Кавказе. В 6–7 веках, в период расцвета Тюркского каганата, продолжалось проникновение в Южный Кавказ тюркских племен.

В 9-ом веке тюрки-огузы окончательно поселились на территории Южного Кавказа и Северного Ирана. В этот же период они приняли ислам.

В 9-10 веках происходило постепенное смешение тюрок-огузов с местными этническими группами, в результате этого процесса сформировался новый этнос-тюрки Азербайджана.

6. Сегодня Каспийское море по-тюркски называется «Хазар» – от названия тюркских племен хазаров. В древности его также называли Хорезмским – от тюркской страны Хорезм. Было у Каспия в средние века и название «Гирканское море» – тюрк. «Гюрган» (красивый, «достойный взгляда») – племя (позже – огромная ветвь Барласского племени), к которому принадлежал Амир Теймур (Тамерлан).

Комментарии: Называли еще и Табаристанским.

Названия каспи и Каспиана – негреческие. Эти слова имеют табасаранское происхождение. Такого племени «каспии» не существовало и не существует.

7. В главе XIX первой книги истории Мовсэса Каланкатуаци ясно сказано, что отрок Григорис увез мощи святого Захарии и блаженного Пандалиона в страну чилбов: «Явление мощей святого Захарии—отца Иоанна и блаженного Пандалиона, увенчанного (венцом мученика) в городе Никомидии увезенных отроком Григорисом в страну чилбов»; и что эти мощи находились в городе Цри: «Много совершилось знамений и чудес в городе Цри, где находились мощи блаженных подвижников Христа. Однако никому не было известно точное местонахождение мощей святых. И хотя жители страны были язычниками, однако страдающие лихорадкой и другими недугами ходили в церковь, где лежали мощи святых и получали полное исцеление». В той же главе еще раз подтверждается, что город Цри находился в стране Албании, а правитель города—албанский нахарар: «Пойди в Цри к правителю города Хочкорику, нахарару глуанскому и расскажи о видении».

Комментарии: Великие творения Великих людей не обсуждают, а читают. А, кто не умеет читать, тому и не стоит его обсуждать.

Да, по этой Великой дороге жизни – «ДагДереТаб- Дагълар, дерйир, табар» из Лпинга (Тпиг» в Цри (Дербент) (Впервые это предание под названием «Цалли» было записано писателем Муталибом Митаровым и использовано в одноименном повествовании, но в художественно переработанном виде. (Впрочем, древние даргинцы Дербент называли «Чулла», «Цулла», лакцы – «Цурул» или «Чурул», табасаране – «Цалли – стена, Цур (Ц1ур) – дверной затвор» и т. д.)). встречается «страна чилбов» село Чилик (Ч1илихъ-Атрик).

8. Рассказывая о шагах, предпринимаемых Васаком Сюни для предотвращения вторжения в Закавказье союзников армян Гуннов, Елишэ пишет: «Но и против них он собрал многочисленную конницу Ариев, закрыл и запер ворота их прохода, и вовсе не давал покоя царю Персидскому, но посылал и призывал многочисленные отряды в пограничную крепость Чора, провел полный набор в стране Иверов, составил войска Лпинов и Чилбов, (провел набор) в Вате, Гаве и Глуаре и Хрсане и hЕчматаке, Пасхе и Посхе, и Пюкуане, (собрал) все войско Таваспарана—горного и равнинного, и крепостной стороны гор»

Комментарии: … (провел набор) в Вате, Гаве и Глуаре и Хрсане и hЕчматаке, Пасхе и Посхе, и Пюкуане, (собрал) все войско Таваспарана—горного и равнинного, и крепостной стороны гор – (Табасаран)». Наверное, и так понятно, где он собрал войско.

9. Первая известная историографии царская династия, носившая титул Арраншахи, была местного происхождения. Название Араншах могло происходить как от имени эпонима Аррана, так и от этникона Арран. По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)»

Комментарии: Араншах (табасараншах, филаншах). По названию местностей и названы и правители.

11. Другое сообщение касается маршрута, по которому двигалось посольство князя Восточных краев Вараз-Трдата, возглавляемое епископом Исраэлом, к хазарскому хакану Алутверу или Илутверу в 684 г. и который исследователями интерпретировался по-разному. Приводим это сообщение целиком: «…и восемнадцатого числа месяца меhекана отправили в путь. Выступив с миром из города Пероз-Кавата, они перешли великую реку Куру, пересекли границу Алуанка и на двенадцатые сутки (достигли) города лпинов, откуда навстречу ему вышли все жители города и приняли его с радостью и почестями, которые подобали его епископскому сану, тем более, что приближался праздник богоявления Господня. Прибыв в город, они остановились на отдых и совершили там вечером праздник. Оттуда они перешли в страну Чилбов, что у склона великой горы. Там, на склонах Кавказских гор, дующие с севера холодные зимние ветры подняли страшную вьюгу. Трое суток они не могли даже глаз открыть, чтобы отыскать дорогу. Крайне утомленные, они (путники) были встревожены борьбой дьяволов, поднявших вой и гром, но не сумевших напугать все же мужа Божьего. Взяв в руки крест, он (Исраэл) велел всем опуститься на колени (и помолиться). (Затем) они вместе с ним поднялись на гору, называемую Вардегруак. Силою божественного Креста и молитвами великого епископа утихли ветры, усмирилась вьюга, и они перевалили через вершину громадной горы. Но еще много дней после этого не было видно ни звезд, ни солнца и держались крепкие морозы. Так, утомленные и обессиленные они шли еще много дней, пока не прибыли в древнюю царскую резиденцию, в ту самую, где был удостоен венца мученика католикос Алуанка святой Григорис, внук великого Григора. Выйдя оттуда, через несколько дней они достигли ворот Чора, вблизи Дарбанда.

В описании Сарматии автор «Ашхарацуйца», после дурцуков упоминает дидойцев, затем леков, тапасаранцев, алутаканов, хновов, далее—шилпов, чилбов и пвиев: «Дурцки, затем Дидои, затем Леки, затем Тапотараны, затем Алутаканы, затем Хеновы, затем Шилпы, затем Чилбы, затем Пвии».

Перечень стран но втором отрывке носит такой же характер. В ряду Агванк— Лпинк—Чилбк—Хечматакк—Таваспарк— Хибиован.

Комментарии: Если, она правда, то остается один маршрут, по которому двигалось посольство князя Восточных краев Вараз-Трдата, возглавляемое епископом Исраэлом, к хазарскому хакану Алутверу или Илутверу в 684 г. Была одна дорога – Великая дорога жизни – ДагДереТаб (Дагълар, дерйир, та-бар – горы, долины и вершины). До 70 годов 20 столетия эта дорога была основной дорогой для горцев, чтобы добраться до Дербента.

Вот описание этого маршрута: Цунтинский район (дидойцы), Чародинский район, Тляратинский район (в Тляратинском районе имеется село Албания. Разве не там заблудилось албанское посольство) и повернулись в сторону Лакского района, Кулинский район (живут лакцы), Агульский район; Лпинг (Тпиг), Фиде, Хивский район; Чилик (Ч1илихъ-Атрик), (по горе Туркиндаггун) Яраг, – Кулиг- Гариг (Гаргар или Гьаргъяр) – Ляхла, – Уртил, Табасаранский район; Халаг, – Гасик, – Хархни-Чурдаф (Чора), Кулиф, – Гурик, – Ягдыг, – Хапиль, – Зиль, – Мугарты, – Митаги, – Дербент.

На страницу:
10 из 11