Полная версия
История Табасарана
Иса Исаев
История Табасарана
Пусть эта книга будет великим памятником тем, кто творил и документировал великие истории моего маленького табасаранского народа
Родился 22 мая 1959 г. Село Кондик, Хивского района, табасаран.
Образование Высшее: Ивановский Энергетический институт 1981–1986 гг.
По специальности: Релейная защита и автоматика электроэнергетических систем.
Служба в рядах СА.
Махачкалинские гор. эл. сети. Мастер УО, мастер производственной лаборатории, старшим мастером ТП и ЛЭП
Дагестанский ХСМНУ. Инженер-наладчик 1 категории.
ООО Энергия-2000. Инженер-наладчик 1 категории.
Энергосбыт ОАО Дагэнерго. Инженер-инспектор 1 категории.
ОАО Дагэнерго. Главный специалист Отдела экономической безопасности при ген. директоре.
ОАО ФСК ЕЭС-РЦТИ Юга. Главный технический инспектор.
ООО ДОСК. Начальник центральной службы эксплуатации и организации ремонтов.
ООО «Нурэнергосервис» Зам. Генерального директора. Главный инженер.
Предисловие
Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исторической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого передела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иудаизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование.
Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.
Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов-Табар и прибрежных равнин-Аран» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама.
Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколению есть о чем думать.
«Каждый народ, – как писал академик Б. Рыбаков – должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя культура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей.
От мифических племен и языков чье происхождение теряется во тьме предыстории, от древнего происхождения бога Ахуры Мазды, а значит и самого Заратуштры, от библейского ковчега, который будто бы остановил после потопа Ной на горе Арарат (Арайин айит1) и до новейших народов – этруски, хазары, косоги, яссы-алапы, авары, готы, скифы, сарматы, мидийцы, ассирийцы, татаро-монголы, римляне, персы, арабы, турки… И проходившие, прорубавшие себе путь огнем и мечом, пожарами и кровью потомки великих кавказских албан сами оставляли свой след, наслаиваясь и создавая новую прожилку в муаре человеческого мрамора.
Исаев И.Р.Выражаю особую и искреннюю благодарность моему брату Исаеву Сеферу и доктору медицинских наук Фадееву О.В. за моральную и материальную поддержку в издании этой книги.
Промывальны золота и рудники самоцветов Табасарана
Не пером написана история моего народа – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.
«Почти ни один завоеватель не миновал Табасаран. Гунны, сасаниды, хазары, русы, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы – все эти … побывали здесь…». Но, ни один из них долго не оставался в Табасаране.
Топонимика почти каждого аула по сегодняшний день сохранила следы пребывания этих варваров:
Разрушенные села (стертые с лица земли населенные пункты) во времена захватнических войн варварских держав против табасаранского народа.
АРЧУГ (АРЧУГЪ)
Разрушенные села: ЧIуру гъул – на северо-запад, 0,8 км.
АСККАН ЯРАКК
Разрушенные села: Беграндик гъул – на север. Ч1валк-карин – на восток. Гъюбрягъ – на восток. АйитIгъул – на юг. ЧIучIгъарин – на юг. Амнарин – на запад. Инжинарин – на север.
БУХНАГ (БУХЬНАГЪ)
Разрушенные села: ДерчIвгъярин гьул – на северо-восток. Хццулар – на восток, 1 км.
ВЕРТИЛ (ВЕРТIИЛ)
Разрушенные села: ЧIихтIил – на северо-восток, 0,5 км. ЧIиларин гъул – на восток, 1 км.
ГЯРИГ (ГЬЯРИГЪ)
Разрушенные села: Кьява, селение – на юг, 1 км.
ГУРХУН
Разрушенные села: Гирхьни – село всосавшееся в землю – на восток, 0,7 км.
ГАРИХ (ГЬАРИХЪ)
Разрушенные села: Рякъюлар – на восток, 1,5 км. Кюшкъяр.
КУШТИЛ (ГЪУШТIИЛ)
Разрушенные села: Гьювариъ – на юг, 1,5 км. ГъямпIлин гъулахъ – на восток, 2 км. Жвурдагъ – на восток, 2,5 км. Гьяригъ – на восток, Зкм. Гъаз’ярин хутIларихъ – на северо-восток, 0,8 км. Мяхълар – на запад, Зкм.
КОНДИК (ГЪВАНЖИКК)
Разрушенные села: Рягъччккарин гъул – на север 1 км. Кьулхъарин гъул, Чиар, Гъимгьар, Хьанар, Илжгьяр, Вакъйир, ТIитIивар, Журсар…
ГАСИК (ГЬЕСИХЪ)
Разрушенные села: Мешермар – на восток, 1,5 км. Кючгьяр – на юг, 2 км.
ГУМИ
Разрушенные села: ЧIири гъул – на юг. Гьюжриярин йишв.
ГЕПИЛ (ГЬЕПIИЛ)
Разрушенные села: Сина – на север, 2 км.
ГУЛЛИ (ГЪУЛЛИ)
Разрушенные села: Урситъ (Юрсигъ). Чириндихъ.
ДУМУРХИЛ (ДУМУРХЬИЛ)
Разрушенные села: ЦIунтIарин гьюлягъишв – на юг, 1 км.
ТАТТИЛ
Разрушенные села: Мизран – на север, 1 км. Синик – на восток, 1 км.
ЗААН ЯРАКК
Разрушенные села: ГьарчIвла – на востоке. Афна – на востоке.
ЗЮРДЯГ (ЗЮРДЯГЪ)
Разрушенные села: Гъурхлар – на юг, 1,5 км. Афна – на запад, 2,5 км.
ЗИЛДИКК
Разрушенные села: РаццачIитаб – на восток. ШантIа-рин гъул – на север. Бачи жардрягъ – на запад.
ККУВИГ (ККУВИГЪ)
Разрушенные села: Аьхъмюкъ – на севере, 0,5 км. «Кьул’ин» – на востоке, 1 км. Жандукарин Гъюлягъишв – на востоке, 2 км.
КУЛИКК (КЬУЛИКК)
Разрушенные села: Хираригъ – на севере, 0,7 км.
ККУВЛИГ (ККУВЛИГЪ)
Разрушенные села: Гагьран гъул.
КУЖНИК (КЪУЖНИК)
Разрушенные села: Уьрхлигъ. Жяргъяр. Кьилдик. Жякъиникьар. Ханбижар. Хинаъ. К1елдик. Мазайин хяр.
ЛЯХЛА
Разрушенные села: Уркъин – на север, 2 км. Хьаржакъ – на юг, 3 км. НитIарикк – на юго-восток, 6 км.
ЛИКА
Журас – на север, 2 км.
МАЖГУЛ (МАЖВГУЛ)
Разрушенные села: Гьюржиригъ – на запад. Афачрин – на юг. Гуршар – на юг. Гьюржиригъ – на юг. Шимигъишв – на запад.
НИЧРАС (НИЧIРАС)
Разрушенные села: ЭбелтIин – на север, 3 км. Инжинарин гъул – на север, 2 км. КьяппартIин. Гъуярик. ЧIуру гъюлягъ. Унжларин гъул.
ПИЛИГ (ПИЛИГЪ)
Разрушенные села: Жиж’варин гъул – на восток. Кьялягъ – на север, 2 км. ГижетI – на север, 2 км. Балбнарин гъул – на север, 0,3 км.
РУГУЖ
Разрушенные села: Кьюлягъ – на север, 6 км. Гьяжигъ-ярин гьюрдар – около села.
СУЛАНТИЛ (СУЛАНТIИЛ)
Разрушенные села: АхьнитI – на восток, 2 км. Суннар – на восток, 1 км.
СЕРТИЛ (СЕРТИIЛ)
Разрушенные села: Къухрар – на западе. Къярпткъар – на западе. ЦIумакь.
СИКУХ (СИКIУХЪ)
Разрушенные села: Къярихъ. Зерт|ил. Хякъ – все эти села находились на севере, на одной территории.
ТЮРЯГ (Т1ЮРЯГЪ)
Разрушенные села: Инжла – на юг, 2 км. Хурцак – на юг, 1,5 км. АрчIитI – на восток 1,5 км. Хяняригъ – на север, 1,5 км. Хяракишв – на запад, 1 км. ХулартIин – на юго-запад, 1 км. Дакьраъ – на север, 1,5 км.
УРТИЛ (УРТIИЛ)
Разрушенные села: Бечер – на север, 0,5 км.
УЛЦЦИГ (УЛЦЦИГЪ)
Разрушенные села: Ккимирин къяр.
УЛУЗ
Разрушенные села: Къурма – на восток. Бижниин – на северо-восток, 1 км.
ХЮРИКК
Разрушенные села: Турагъ – на северо-восток, 3 км. Хинаъ – на север, 4 км.
ХИВ
Разрушенные села: Гасул – на север, 2 км. Гамагь на север 2 км. Ккалай – на юг, 2 км. Ккилар – на север 2,5 к Кьялччвяр – на север, 3 км. КIелжикк – на восток, 3,5 км. ЧIуру на запад, 3 км. Дерчва (Дукъларикк) – на север, 3 км. Фкъарик – на север, Зкм, и город Гардашан (Гардаман).
ХОРЕДЖ (ХРИЖВ)
Разрушенные села: Жвугьудрин дагрихъ – на запад, 7 км. Кют, Хина, Арарик.
ХАЛАГ (ХАЛАГЪ)
Разрушенные села: Гьери – на юг.
ХЮЧНА
Разрушенные села: Укъури – на восток, 3 км. РухьатI – на юг, 2 км. Жемягъ – на восток, 3 км. Башмагъ тепе – на юг, 1 км.
ХАРАГ (ХЬАРГЪ)
Разрушенные села: Никьардаригъ – на запад. Ягълугь.
ЦУРИТИЛ (ЦIУРИТIИЛ)
Разрушенные села: Зиккар – на восток, 2 км. Гиндигъар – на северо-восток, 1 км. Марццулар – на северо-восток, 0,2 км. Эбнер – на юго-восток, 0,3 км. АхьнитI – на юг, Зкм.
ЦУДУК (Ц IУДИХЪ)
Разрушенные села: Дирчва – на юг, 2 км. ЧIуру гъул – на юго-восток, 1 км. Кьалариъ – на северо-восток, 1 км.
ЦАНИТИЛ (ЦIАНИТИIЛ)
Разрушенные села: Гьяварихъ – на запад. ЦIюлгьярин гъул – на юг.
ЦАЛАК
Разрушенные села: Бачан – на восток, 3 км.
ЧЮВЕКК
Разрушенные села: Жагран – на севере, 0,2 км. ЧIири гъул – на восток, 0,5 км. Сенгриъ – на северо-запад, 0,5 км.
ЧИРИ (ЧЬИРИ)
Разрушенные села: Ванихъ – на север, 3 км. Вахьдихъ – на юг, 1 км. Гурдаригъ – на восток, 1,5 км. Гурдаригъ – на запад, 2 км. ГьидиртГин йишв.
ЧУРДАФ (ЧIВУРДАФ)
Разрушенные села: Бертгъярин гьул. Севлихъ.
ШИЛЛА
Разрушенные села: ЦIумакъ – на юго-восток. Гъюр-дартIил – на северо-восток,
ЯРАГ (ЯРАГЪ)
Разрушенные села: Ярагъ – на восток, 0,5 км.
ЯРГИЛ (ЯРГЪИЛ)
Разрушенные села: ЧIуру- на горе латахъ – на запад, I км. ЧIуру – на восток, I км. Вачи жердряуъ – на север, I км.
Более того, по всему Табасарану раскиданы безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей»:
По верхней дороге в с. Кондик справа от верхнего поворота имеется старинное кладбище (Нукьарин к1ул). На надгробном камне с лицевой стороны в центральном поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеется изящная надпись высеченная очень красиво, буквами – она нанесена непонятным шрифтом. На обратной стороне на надгробном камне высечены доспехи воина; меч, шпага, револьвер, кувшин и другие вещи. По изящной надписи и рисунку можно сразу предположить, что здесь похоронен великий воин. Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что находится напротив ущелья Джеваншира (Джевенжин гъяр), а чуть выше- озера Ирана (Иран даграр). А разве не здесь похоронен великий албанский принц Джеваншир?
В нескольких метрах от описанной могилы расположена другая могила. На надгробном камне в глубоко врезанном рамочном обрамлении изображен равноконечный крест с расширяющимися крыльями. Он имеет четырехугольную форму с тройными лепестками на концах.
Возникает вопрос. А какой католикос похоронен здесь? Официальной датой правления католикоса Елиазара принято считать период с 683 по 689 годы. Возможно, что в 681 году к хазарам Елиазар был направлен в епископском достоинстве. Но более уместно предположить, что начало правления Елиазара приходится на 680/681 год. После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644–671), Ухтанес (671–683) и Елиазар (683–689).
Табасаран – удивительно красивый уголок Дагестана. Природа наделила его живописными ущельями с журчащими серебристыми речками, вереницей хребтов, покрытых густыми лесами, беспорядочно перемешанными с альпийскими лугами, богатым животным миром и гостеприимным народом.
Этот неповторимый край Южного Дагестана с незапамятных времен населялись «албанами», «каспиями», «таваспарами», «таваспаранами», «табарсаланами», «табасаранами». Так их называли в разные времена в разных исторических источниках. Путешественник 12 века Абу-Хамид аль Гарната, совершивший путешествие по Северному Кавказу и проживший у них около трех лет говорит, что при посещении им Кавказа жил у эмира Абу-л-Касима и этот эмир говорил на разных языках, такие как: лакзанский, табаланский (табасаранский), фи-лакский и закаланский, тюркский, и арабский, и персидский.
Естественное стремление маленького народа к свободе и независимости отразилось в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.
Такая палитра несказочной прозы тысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. В каждом ауле бытуют легенды о борьбе табасаранского народа с полчищами. Краткое содержание легенд таково, что варвары поголовно истребляли все трудоспособное население, а женщин с грудными младенцами собирали на ток-площадки для молотьбы и устраивали по ним скачки и молотили копытами коней. Около с. Куштиль Хивского района до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар, означающее «Кровавые ток-площадки», в память о «молотьбе шаха», особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали.
Кюраг (Кюрягъ)
В горной части Табасаранского района, на хребте, на левом берегу речки Афнанир. Святые места: НикьартIил – место где, 1700 годы под конями варваров молотили детей, на восток, 0,2 км.
Цудук (Ц IУДИХЪ)
Кровавые камни (Ифдин гъарзар) – в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии – на западе, 2,5 км.
Кувиг (КУВИГЪ)
Свыше 1,5 км над уровнем моря расположена высокая гора «Каркул» (Кьаркъул дагъ), площадка на которой называется «Эреллер». По преданию на этой площадке иранские полчища молотили жителей близлежащих аулов, и образовалось озеро из крови, известное как «Озеро крови» («Ифдин дагар»). По другим преданиям на местностях «Сенгирик» и «Кай-куйди» (Къай-къуйдиъ) шахские войска также молотили табасаранских детей и стариков.
Вертиль
Одной из достопримечательностей села является местечко ЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи молодежи Хивского и Табасаранского районов. На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупнейшие надгробные камни трех братьев – Ананы, Мананы, Мусананы.
Кондик (ГЪВАНЖИКК)
В верхней стороне с. Кондик местность называется «Иран даграр» (Озера Ирана), а ущелье – «Джевенжин гъяр» (ущелье Джеваншира). При попытке в обход села Кондик (Гъванжикк) пройти в с. Журас (село не существует – уничтожено в те годы), албанский принц Джеваншир во главе албан встретил персов, где произошло кровавое побоище. Кровь текла рекою, свертывая в равнинной местности, создавая озера. Остатки персов были загнаны в это ущелье. Эта местность и по сегодняшний день называется «Иран даграр»– (Озера Ирана)), а ущелье – «Джевенжин гъяр» – (ущелье Джеваншира). События датируются 639 годом. (Албанский принц Джеваншир 616–669).
Хив
Памятник, высеченный из очень твердой породы камня – доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась – она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М.Р.Х.К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (320 г.х. = 13.1.932-1.1.933 г.).
В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.
Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха… с опорой Аллаха. Пусть Аллах… спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.
Селение Хив – единственное в Южном Дагестане село, на которое в 1942 году была сброшена вражеская бомба.
Гюхряг
На территории села (участок Чвараг) имеется священное место Пир, где на камне высечена надпись 210 год по Хиджре.
Недалеко от Джума-мечети в Дербенте была расположена баня, где можно было совершить полное омовение (гусль). Перед входом в мечеть врыт каменный столб – молчаливое напоминание о прошлом. По преданию, здесь иранский Надир-Шах, напавший в 1741 году на Кайтаг и Табасаран, велел насыпать холм из человеческих глаз. Этой экзекуции подверглись жители непокоренных аулов Кайтага и Табасарана.
Чрезвычайная сложность исторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горой наречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабских источниках; еще больше осложнений вносит в дело арабский алфавит, совершенно неподходящий для передачи необычных иностранных имен (Так в арабском тексте Ибн А’сама (см. А. Н. Курат, – “Ankara Universitesi, dil ve tarih dergisi”, 1949, VII/2, стр. 268) и у Ибн Асира (V, стр. 45) название реки Алран (текущей на расстоянии шести фарсахов от ал-Баба) должно читаться *ал-Вак. Другая форма того же имени Дарвак (Дарбах) у Гарнати (изд. Феррана, стр. 83) передана как вместо правильного ад-Дарвак).
Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: «Двадцать тысяч проклятий тебе!». Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана.
И еще одно поверье бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз – и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья – это целый жанр табасаранского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса. И каждый из этих варваров оставил свой отпечаток в истории моего маленького гордого народа.
В экспозиции азербайджанского Государственного музея искусств имени Рустама Мустафаева представлены редкие образцы средневековых металлических изделий с художественной рельефной обработкой.
Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, – 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку. Надпись на шербетнице относится к 680 году.
Поселение Гамах-гул находится на приречной террасе у реки Рапакчай. От него остались лишь развалины, сохранилось небольшое кладбище с 40 надмогильными плитами и надмогильное сооружение – «гюмбет», названный в народе как Гамах наквар. На кладбище проводились раскопки. Их вела группа, возглавляемая сотрудниками ИИЯЛ ДНЦ АН СССР антропологом Ю. М. Гаджиевым. Было установлено, что здесь захоронено 25 детей в возрасте от 10 до 15 лет и 15 взрослых. Четыре черепа пробиты ударами кинжала или топора. Могильные ямы сделаны в виде вытянутого четырехугольника глубиной 1,5–1,8 метра. Детские захоронения расположены на глубине не более 1 метра. Погребальная камера устроена не по мусульманскому обряду – сбоку могилы, а внизу на правой стороне. Это место обмазывалось специальным глиняным раствором. В детских захоронениях обнаружены бусы, ожерелья, кольца, бронзовые браслеты. Это также нетипично для мусульманских захоронений, так как ислам запрещает класть в могилу какие-либо предметы, помимо покойника, облаченного в саван. На кладбище есть надмогильные плиты с куфическими и полу-куфическими арабскими надписями. Большинство из них пострадало от времени и трудноразличимы. Хотя кладбище и заброшено, местные жители все же ходят сюда на поклонение. Объектами поклонения служат «гюмбет» над могилой какого-то святого, также дерево Гамах-пир Достопримечательности кладбища, относящегося к переходному этапу от язычества к мусульманству, на этом не исчерпываются. Есть здесь и «священный» камень – известняк-ракушечник, большая часть которого находится в земле. Этот камень («лизи-гван» – белый камень) служит объектом почитания, в особенности в период засухи. Чтобы вызвать дождь, жители окрестных сел проводили особый обряд. Группа взрослых и детей во главе с муллой направлялась к этому камню. С него топориком откалывали крошки, которые бережно собирались муллой в платок. Затем процессия отправлялась на речку, где мулла, встав на камень посреди реки, ссыпал каменные крошки в воду, читая при этом молитвы из Корана. Находящиеся на берегу дети бросали камешки реку, стараясь обрызгать находящихся на берегу и муллу. Участники обряда расходились по домам, веря, что дождь пойдет тотчас как только крошки «священного» камня достигнут моря.
Табасаран
Существует множество версий относительно происхождения племенного и географического названия Табар-сар-аран, в том числе и учитывающие его иранскую этимологию, однако все они малоубедительны, поскольку отталкиваются от этой формы как от исходной. А между тем во всех источниках, созданных до монгольского нашествия, зафиксирована лишь одна форма этого топонима, а именно –
Табар-сар-ан. Впервые это название упоминается в числе персидских титулов, которые Хосров I Ануширван дал местных владетелям, а также ворот, «которые являются входами в ущелья горы ал-Кабк», контролируемыми различными племенами (Баб филаншах, Баб табарсараншах и др.).(Хосров I Ануширван (перс. от пехл. anōšag-ruwān – «с бессмертной душой»; 501–579) – шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 531 до 579 года.)
Подтверждая сведения ал-Балазури, ал-Йа‘куби и других своих предшественников, Йакут ал-Хамави приводит идентичный материал, но со ссылкой на «книги персов». Табарсараном этот край называл и автор местной хроники Та’рих ал-Баб (начало XII в.), житель Дарбанда.
Безо всякого сомнения, Табар-сар-ан – искаженная форма названия Табар-сар-аран, засвидетельствованного во всех арабо-персидских источниках, но никак не наоборот, как считалось до сих пор. Под влиянием языка исконного населения этой местности срединный звук – р вследствие редукции выпал, и Табар-сар-аран превратился в Таба-сар-ан. В переводе с персидского языка форма множественного числа ﻥﺍﺭﺴ саран (мн. от ﺭﺴ сар «голова», «вершина», предводитель»; в пехлевийской транслитерации sl) означает «предводители войска», «военачальники».