bannerbanner
Кавказ. Выпуск XI. Народы. История завоевания
Кавказ. Выпуск XI. Народы. История завоевания

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Женщины карачаевские тоже красивы. «Карачаевская красавица может похвастаться тонкой, красивой, точно выточенной, талией. В телосложении ее замечается большой изъян – плоская, как доска, грудь… Народный костюм карачаевской девушки заимствован у кабардинок. Интересен ее головной убор – высокий цилиндр, украшенный спереди рядами монет, побрякушек и расшитыми золотом и серебром полосками, а также и галунами, полоски украшаются иногда также драгоценными камнями. Поверх цилиндра, окруженного сверху, повязывается большой шелковый платок таким образом, чтобы передняя его сторона была открыта. Платок заменяется иногда белым газом. Как платок, так и газ скрывают часть лица и подбородок» (В. Я. Тепцов). Карачаевцы слывут честнейшими из всех горских народов. Они отличаются добродушием и общительностью. К сожалению, лжецивилизация много портит этих детей природы. Их добродушие часто служит покровом наглой эксплуатации, а общительность превращается в кляузничество. Карачаевцы отличаются скромностью и нерешительностью, почему много страдают от своих соседей-осетин.

«Осетины захватывают их земли, и те молчат. „Мы до того робки, – говорят они, – что не в силах согнать осетин, если они поселятся на нашей земле. Мы боимся даже мстить осетинам за убийство наших… А их много, много тайно убито“».

Невысокого мнения о карачаевцах и осетины: «Кабардинцы хороший народ, храбрый; а карачаевцы – трусливые воры»[12].

«Отдельная личность горца имеет большее или меньшее значение, смотря по тому, к какому она принадлежит роду. Чем многочисленнее, сильнее, богаче род, тем во внешних отношениях более значения приобретает каждый член рода», – говорит А. Лилов[13].

Эти горские татары живут в своих замкнутых долинах и редко появляются на торжищах в Пятигорске, Кисловодске и пр. Поэтому их нравы, обычаи и образ жизни являются замершими и неподвижными.

Карачаевцы занимаются скотоводством и содержат большие стада овец и лошадей. Карачаевские барашки приобрели всероссийскую известность. Предметом сбыта карачаевцев служат сыр, сукно, бурки, дрова и пр. В мае карачаевцы покидают свои аулы, оставляя на аул по сторожу, и удаляются на альпийские пастбища.

«Продать или променять что-либо в своей среде или у себя дома считается позором: каждый должен иметь все необходимое для себя дома, и излишнее покупать на стороне… Наши предки и мы жили без всяких лавочек и жили хорошо, по-своему, ни в чем не нуждались: нас кормил скот и одевал скот, а оружие и необходимые в хозяйстве вещи приготовляем своими мастерами»[14].

Замкнутые сами в себе, татары слабо поддаются воздействию соседей. Да и соседи недалеко ушли от них. Ни сваны, ни дигорцы не могут много просветить татарских горцев. И те, и другие, и третьи одинаково находятся во тьме неведения. Более других народов на татар оказали влияние кабардинцы. Они долгое время держали татар в зависимости и получали с них дань, но в 1867 году эти зависимые отношения покончились, и ныне татары живут с кабардинцами только в добрососедских отношениях.

Еще немного времени – и горские татары легко могут стать преданными русскими гражданами. Побольше внимания, человеколюбия и заботливости как о материальном благополучии этих дикарей, так и о духовном просвещении в духе преданности и благодарности России, их общей матери, и они вполне оправдают наши надежды. Особенно важно здесь просвещение профессиональное, ибо оно поднимет их способность к использованию даров природы и общее благосостояние.

Горские татары – магометане. Какую религию они раньше исповедовали и когда приняли магометанство – ничего неизвестно.

Карачаевцы, как и другие горские татары, имеют свои школы, где муллы обучают детей арабской грамоте, но эти школы не имеют ровно никакого влияния, так как муллы часто сами ничего не понимают в арабских молитвенниках.

Многие карачаевцы посылают на свой счет молодых людей в Константинополь для изучения науки и богословия в тамошних мусульманских училищах. Богатые пожертвования деньгами и скотом собираются муллами для поддержания и процветания этих училищ и на содержание в них софтов (В. Я. Тепцов).


Карачаевки


Заводятся у них и русские школы. «В ауле Хурзух вполне культурный уголок, откуда, как от яркого источника света, рассеиваются кругом в темной массе населения лучи духовного просвещения и культуры. Не один уже десяток мальчиков карачаевских и даже юношей, перешагнув порог школы дикарями, вышли оттуда с зачатком стремления к знанию и свету, вышли просветленными, очищенными от многих закоренелых суеверий и предрассудков»[15].

К сожалению, жизнь этих людей так темна, так некультурна, что эти знания в большинстве не к чему применить. Хуже того. Нередко они применяются во зло. Карачаевцы – сутяги, и грамотность очень усилила в них эту очень несимпатичную черту.

Многие карачаевцы уходят в Турцию. Не ненависть к русским их гонит туда, а крайне тяжкое экономическое положение.

В начале XIX века, когда хищники Кабарды, черкесы и прочие в значительном количестве находили себе приют в Карачае, русские вынуждены были завоевать Карачай. Напрасно карачаевцы старались дать отпор. Генерал Эммануэль их разбил, и в 1827 году горские татары приняли русское подданство, а в 1867 году они получили гражданскую независимость.

Но положение «кула» не улучшилось. Земля княжеская. Народ размножался. Земли было мало. Князья поступали с «кулами» жестоко и с великим презрением. А тут турецкие муллы и турецкие эмиссары сулят им в Турции чуть не Магометов рай. И идут несчастные «кулы» в Турцию, с горестью расставаясь со своими родными горами и с родной Россией. Мне лично приводилось знать несчастных, которые с великим горем покидали Россию…

Все остальные племена горских татар мало чем отличаются от карачаевцев, так как все они дети одной нации и жили при одних и тех же условиях.

Урусбиевцы занимают долину по верховью Баксана, на запад от Эльбруса. Долина Баксана – одна из наиболее красивых долин северного склона. Особенную красоту ей придает начинающийся здесь ледник. Прежде урусбиевцы жили на Кумыке. Однако здесь им пришлось много терпеть от соседних народов. Волей-неволей им пришлось искать более надежное и безопасное место. Разумеется, нужно было покинуть низменные долины и двинуться в ущелья гор, подняться к самому хребту. Между тем карачаевцы покинули долину Баксана и перешли на верховья Кубани. Долина Баксана была свободна. Урусбиевцы ее и заняли. Их было очень немного. Всего не более 20 дворов. Этому-то маленькому народцу пришлось отбиваться от Кабарды. Только со времени князя Мурзакула род урусбиевцев стал увеличиваться и крепнуть. Приходилось поневоле платить дань Кабарде, хотя зависимость урусбиевцев от Кабарды была ничтожна.

Чегемцы живут в долине реки Чегем и отделяются от урусбиевцев хребтами Бодургу и Бунхар. В ущелье Чегем до чегемцев жил какой-то цивилизованный народ, о чем свидетельствуют развалины на скалах в виде крепостей, и в пещерах. Долго боролись эти обитатели, но, видимо, не выдержали продолжительного натиска многочисленных дикарей-хищников и удалились, куда – неизвестно. Скалы ущелья Джилги-Су и горы Лакарги и доселе носят явные остатки культуры и совершенно не обследованы. Эти-то места и заняли чегемцы. Чегемцы – магометане и приняли магометанство в VII веке. Главное и исключительное занятие чегемцев – скотоводство и коневодство. Чегемцы состоят из княжеских родов и крестьян, рабов. Разницы между ними собственно мало. Княжеские роды так разрослись, что составляют собой целые аулы. Разница между жителями имущественная. Все земли пахотные, сенокосные и даже лучшие пастбища принадлежат князьям. Беднейшие жители из-за голода вынуждены наниматься пастухами у князей. Условия найма – десятая часть приплода овец и коз и право пользоваться пастбищами. Несчастные вольные рабы бьются из последнего, чтобы купить себе клочок земли, но земля им не посредствам, да и совсем земли мало. И остаются чегемцы батраками. А тут турецкие муллы и эмиссары… Как не соблазниться Турцией… Между тем эти несчастные преданы России и очень легко ассимилируются. Укажите им реальный исход – и они охотно останутся в России на доброй земле и пребудут верными ее сынами… Нелегко живется и княжеским родам. Количество увеличивается. Земли мало. И бедствуют они наравне с рабами… А княжеский гонор все-таки живет. Как бы ни был беден князь, однако он ни за что не станет работать на другого. Он не пойдет даже проводником к туристам: князь. Жизнь чегемца настолько проста и незатейлива, что в общем беднота не очень велика. Чегемцы сами говорят: «В Чегеме не было бы бедных, если бы не было ленивых. Воровство в Чегеме – преступление, но не позор или бесчестье».

Чегемцы считают себя одного племени с карачаевцами, хотя полагают, что они произошли из Осетии. Правда, между чегемцами и осетинами кое-какое сходство есть.

Многие чегемцы говорят по-русски, да и все эти горцы относятся к русским любовно.

Безенги и хуламцы занимают долину по притоку Черека – Урбан (Урвань. – Изд.). Долина Урбана лежит между контрфорсами, соединяющими Главный хребет в области Дыхтау с Передовым хребтом в месте отхода его от Ак-Кая и Кошкатау. Безенги расположились у самого верховья Урбана, у Дыхтау, а хуламцы – у Ак-Кая, при впадении Урбана в Черек. Долина носит название Черек-Тхахо. Эти жители огромного роста, сложены очень крепко, с выдающимися скулами, широкими челюстями. Губы у них толстые, зубы крупные и редкие, глаза маленькие, сидящие как бы в щелках, и со злым выражением. Это самая дикая группа. Да и место их пребывания самое дикое и недоступное.

Хуламцы более общительны. Они имеют большее сношение с другими жителями, соседями. Через Кошкатау лежит Нальчик, который летом заселяется русскими, да и зимой там много русских. Можно даже сказать, что хуламцы имеют достаточную примесь кабардинцев, осетин и евреев.

В этом уединенном месте по зеленым плоскогорьям, у самых ледников бродят многочисленные стада рогатого скота, сопровождаемые страшными волкодавами и пастухами, вооруженными только одной дубиной с крюком на конце. Крупный скот и лошади бродят одиноко без присмотра и сами собираются к ночи на места стоянки. Скот загоняется на ночь в особые помещения, базы.

Балкарцы живут в долине Черека, который берет начало на Коштантау. Эту местность прежде заселяли осетины, но балкарцы их выселили, сами теснимые кабардинцами. Даже теперь между балкарцами находится много осетин.

«Судя по имени «балкар», можно предположить, что народ этот представляет собой осколок великого болгарского народа, жившего на Волге и продвинувшегося по Южной России до Балканского полуострова»[16].

В этой области было много башен и крепостей. Теперь все это разрушается и остается неисследованным. Между тем на многих башнях находятся кресты. Очевидно, балкарцы поселились на землях, прежде занимаемых христианами. Эти башни во многом отличаются от башен Сванетии.

К чужестранцам балкарцы относятся радушно и приветливо, услуг и доброго отношения они не забывают никогда и за внимание, оказанное одному балкарцу, готово отблагодарить все общество. Во главе народа стоит князь, коему подчиняются дворяне и крестьяне. Земли принадлежат преимущественно княжеским фамилиям, но есть и свободные земли.

Одежда у балкарцев обычная, кавказская. Занимаются скотоводством, коневодством и овцеводством. Вообще балкарцы не сидят без дела и любят работу. Прежде между ними было много ремесленников, причем они выделывали хорошие ружья, а также посуду из красной меди, кувшины и прочее, теперь это дело падает. Торговлю балкарцы любят и ведут в широких размерах. Любовь эту они унаследовали у евреев. В жизнь балкарцев проникает цивилизация. Тут можно найти самовар, стаканы, тарелки и даже вилки. Жена пользуется большой любовью мужа, хотя это они скрывают от посторонних глаз. Нищих между балкарцами нет. Ложь и пустословие у балкарцев не в почете. Балкарцы недолюбливают своих диких соседей – безенги.

«Безенги очень плохой народ… Безенги – в Балкаре мало… ух, разбойники, шайтан – безенги-народ…»

Черкесы, или адыге

Натухайцы, шапсуги, бжедухи, бесленеевцы, абазинцы

Главный Кавказский хребет в горизонтальном направлении разделяет весь Кавказ на Северный Кавказ и Закавказье. Отношение к Русскому, или Черноморскому, побережью Главного хребта таково, что в области от Батума до Очемчир он как бы упирается своим поперечным разрезом в море, образуя своими отвесными скалами его берег. От Очемчир и почти до Анапы Главный хребет идет почти параллельно морскому берегу, таково же направление его отрогов (Понтийского и Аджарского хребтов) от Батума до Лазистана. Наибольшая высота Главного Кавказского хребта у моря представляется там, где он сочетается с морем под углом, там же, где он идет почти параллельно, горы значительно ниже, и живущие там племена легко переходят с одной стороны гор на другую. Со снеговых вершин горного хребта берут начало реки как с северного, так и с южного склонов. Из этих рек наиболее известны на северном склоне: Кубань, Большой и Малый Зеленчуки, Уруп, Лаба, Белая, Псекупс, Афипс с притоками Шибс и Убин, Мара, Пшада, Иль, Азипс, Хабль, Абинь, Адагум и другие, на западном склоне: Шахе, Хоста, Супс, Кодор, Ингур, Рион и др.



От Главного Кавказского хребта обыкновенно идут контрфорсы то к морю, то на север, к России, между которыми лежат узкие долинки с протекающими в них реками. Здесь-то и селились черкесские многочисленные племена. Идя с юго-запада на север, начиная от Абхазии, мы имеем многочисленные черкесские племена, которые все происходят от одного корня, говорят одним языком, исповедуют одну веру и представляют одни исторические судьбы и одну культуру. Первообразом их служит Кабарда, остальные племена отличаются от нее только более слабой культурой.

Было время, когда черкесы, или адыге, занимали все северное Кавказское побережье и территорию от Русского до Каспийского моря. Но затем скифы, сарматы и другие народы стали их теснить на юг, и черкесы уходили в горные долины и самые горы. Заселение Черкесии шло с запада от Русского моря и на восток к Каспийскому морю. Первыми на этом пространстве появились кабардинцы и заняли места у Анапы, Новороссийска, к Екатеринодару и восточнее. Затем явились бесленеевцы и потеснили Кабарду на восток.

В свою очередь бесленеевцы были выселены темиргоевцами, хатухаевцами и т. д., пока, наконец, место у побережья не заняли шапсуги и натухайцы.

О происхождении черкесов существует следующее предание: один из вавилонских князей, Ларун, вследствие гонений на родине переселился в Египет. Потомок Ларуна, Араб-хан, остался недоволен тамошней жизнью и переселился в Крым, а сын его Абдан-хан перекочевал на Западный Кавказ, где у него родился сын Кес. Этот Кес своим умом, храбростью и добрым отношением к народу добился владычества в народе и стал князем с неограниченной властью над всей Черкесией. Он-то и считается многими родоначальником всех черкесских племен. При его внуке, Хуропатлае, произошло распадение черкесов на отдельные племена. Сын его, Инал, еще при жизни отца заслужил необыкновенную любовь народа и стал родоначальником кабардинских, темиргоевских и бесленеевских князей. Черкесы именовали его великим и мудрым[17].

Таким же почетом темиргоевцы окружают имя князя Бесрука Болотокова, «князя над князьями», представителя доблести и мудрости.

Инал имел четырех сыновей: Темрюка, Беслана, Заноко и Капарта. От Темрюка произошли и получили название темиргоевцы: от Беслана – бесленеевцы, от Капарта – кабардинцы, от Заноко – шапсуги, но шапсуги не назывались его именем. Каково бы ни было происхождение всех этих черкесских племен, однако между всеми ими высоко стоит имя князя Болотокова, сына Темрюка.

«Черкесские племена не представляли собой чего-либо цельного, сорганизованного в одну крепкую объединенную нацию. В общей своей массе черкесы состояли из ряда племен, обособленных политически. Не было ни единства управления, ни общих военных сил и финансов, ни определенной территории, ни одного признака объединенной государственной организации».

Адыге делились на четыре класса: князей, дворян, свободный народ и крепостных и рабов.


Абадзинка


«В состав первой группы входили князья-султаны и простые князья. К султанам причислялись потомки бывшей владетельной династии крымских ханов – Гирей. Тот, к имени которого приставлялись эпитеты «султан» и «гирей», и был представителем этого сановного ранга князей…»[18]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Абхазия находится в Сухумском округе. Прежде сюда принадлежали и Гагры, ныне Гагры отделены в Черноморскую губернию.

2

И. Н. Абхазия.

3

Альбов Н. М. Этнографические наблюдения в Абхазии. 1893.

4

Самурзаканец // Казбек. 1899.

5

Державин Н. Абхазия в этнографическом отношении // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1907. Вып. 37. Отд. 1. Далее: СМОМПК.

6

Тамбиев П. И. Сказание о переселении Кабарды // СМОМПК. 1891. Вып. 12.

7

Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа.

8

См.: Ковалевский П. И. Завоевание Кавказа Россией. СПб., 1911.

9

Белявский Н. Н. Утверждение русского владычества на Кавказе. Т. 3. Ч. 2.

10

Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. 1892. Вып. 14. С. 92.

11

Грове. Холодный Кавказ. 1879.

12

Дьячков-Тарасов А. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах // СМОМПК. 1898. Вып. 25. Отд. 1.

13

Лилов А. С. Очерк быта кавказских горцев // СМОМПК. 1892. Вып. 14. С. 4.

14

Ковалевский М. М. и Иванюков И. И. У подножия Эльборуса // Вестник Европы. 1886.

15

Талицкий Н. Е. Очерки Карачая // СМОМПК. 1909. Вып. 40. С. 38.

16

Караулов Н. А. Болкары на Кавказе // СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 138.

17

См.: Записки природного бжедуха князя Хаджимукова // Кавказский сборник. 1910. Т. 30. С. 14.

18

Щербина Ф. А. История Кубанского войска. Т. 2. С. 22.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4