Полная версия
Кавказ. Выпуск XI. Народы. История завоевания
Кабарда и русские славяне – тысячелетние друзья. Границы Древней Кабарды, по Бекмурзину-Ногмову, очень велики: на запад – Азовское и Русское моря, на восток – Каспийское море, на юг – вершины Кавказского хребта. Беря исходным пунктом Терек, Кабарда распространялась до Дона и Волги, а на запад – по обоим берегам Азовского моря и до Крымского полуострова включительно. На севере они соприкасались по всей линии со скифами и сарматами, а впоследствии со славянами и хазарами. Постоянное соприкосновение Кабарды со славянами было особенно тесно у Тмутараканской Руси.
Кабарда происходит от древних антов, что доказывается многими данными кабардинских поэтических преданий, памятников и слов. Греки называли кабардинцев «керкесами», что потом, по-видимому, перешло в слово «черкесы» – название, присвоенное всем народам, занимавшим пространство от Каспийского до Русского моря.
Пребывание антов, кабардинских предков, на нынешнем Северном Кавказе доказывается свидетельством многих арабских, греческих и римских писателей. Близость Кабарды к русским славянам доказывается еще и тем, что часть кабардинских семейств имеет сарматское происхождение, равно как другая часть принадлежит к хазарскому племени.
Занимая пространство от Каспийского до Русского моря, черкесы, быть может, составляли один народ. Возможно, что известное время они и царили на этом пространстве, но затем вскоре они разбились на множество мелких племен, причем имя Кабарда присвоено было преимущественно тем племенам, кои селились по Тереку, истокам Кубани до верхушки Кавказского хребта (по Малке, Баксану и Чегему).
Кабардинка Боташева из Малой Кабарды
Первому культурному влиянию они обязаны грекам. Грекам они были известны еще до P. X. Грекам они обязаны были и христианством. В Кабарде и ныне можно найти много развалин христианских храмов греческого происхождения. Таковы развалины храмов на Баксане, Малке и пр. Вместе с православной верой кабардинцы приняли от греков и их культуру. Кабардинские предания говорят, что на берегу Малки были города Малкана и Бальх. По Чегему и Баксану оказываются развалины крепостей. Полагают, что у Бургустана был кабардинский город Бургустан. Все эти остатки указывают на высокую культуру кабардинских предков-антов. Об антах много упоминается в кабардинских песнях.
Итак, связь антов, кабардинских предков, с нашими предками, славянами, заключается в пограничном сожительстве, родстве антов со всеми славянскими народами, родстве и близости кабардинцев-сарматов с сарматами-славянами, греческой православной вере и воспринятой обоими народами греческой культуре.
Но еще большее родство этих двух народов заключается в их характере и душевных свойствах.
Относительно душевных свойств и качеств кавказских антов, или адыхе, мы имеем очень ценные указания в прекрасном сочинении кабардинца Шоры Бекмурзина-Ногмова[7]: «Древние адыхе одарены были благородством души и хорошими умственными способностями, словом, деятельностью и сметливостью. Строгое воспитание приучало их твердо сносить сильный зной и горный холод и без ропота испытывать всевозможные лишения». Только впоследствии, после грозных нашествий, покорений, переселений, удалений в горы и прочего их известное трудолюбие стало падать. «Прежние хорошие качества исчезли, народ впал в беспечность, леность и во все происходящие от этого пороки, которые вовлекли его в бедность, нищету и приучили к весьма худым жилищам. Греческая культура пала и забыта…
Адыхе удивляли своих соседей своей ловкостью и неутомимостью в верховой езде, красивой одеждой, искусством накидывать аркан. Они соскакивали с лошади на самом быстром скаку и поднимали кольцо или монету.
Также искусно владели они и оружием, стреляли метко из лука и метали ловко копья и дротики. Отцы наши полагали, что уменье владеть оружием составляет главную обязанность каждого человека, упражнение в этом искусстве придает ему красоту стана, ловкость и проворство в движениях».
Адыхейцы мало заботятся о чистоте тела и порядке костюма, зато отличаются стройностью, высоким ростом и мужественной осанкой. «Оклад их лица сбивается на славянский, особенно в простом народе».
На войне они не составляют особенного плана, а по указанию вождя действуют врассыпную с великой отвагой и мужеством, не придерживаясь благоразумной осторожности.
«Адыхе славились храбростью и беззаветным мужеством». Трусов позорно наказывали. Храбрейшие бросались в средину врага и первым натиском опрокидывали их. Кроме мужества адыхе отличались особым искусством драться в ущельях, скрываться в кустарниках и лесах, лазить по стремнинам и непроходимым местам.
«Храбрость рождает славолюбие, уверенность в себе дает самостоятельный характер. Адыхе были великодушны и чужды низких страстей. Они гордились своей славой и воинскими подвигами. Адыхе не знали ни лукавства, ни злобы и дорожили древней простотой нравов».
Гостеприимство было выдающейся добродетелью кабардинцев как раньше, так и ныне. Путешественник для кабардинца – священный гость, которого он обязан не только приютить, но и охранять в пути. Поэтому Кабарду часто навещали купцы и путешественники.
«В старину между адыхами не было дурных людей, а о разбоях не было даже и помину. Помогать бедным поставлялось в священную обязанность, просить помощи у соседа или незнакомого не почиталось пороком. Бедному переселенцу из чужих стран позволялось красть в течение шести-семи лет для поправления своего состояния, по истечении же этого срока воровство запрещалось. Адыхе славились своим целомудрием. Мужья считали жен рабынями, так как платили за них выкуп. Женам не позволялось ни противоречить, ни заявлять жалоб».
Мальчики с 7 лет воспитывались под руководством мужчин, учась владеть ножом, а потом кинжалом, луком и пр. Верховая езда – обычная сфера жизни. Вот колыбельная песнь кабардинца: «Лелай, лелай, лелай, мой свет, вырастешь велик, будешь молодцом – отбивай коней и всякую добычу…» У каждого народа свой «лель»…
Дети князей до 16 лет воспитывались в доме дворян. Обиды и оскорбления требовали от кабардинца священной мести. На этом зиждилась кровавая месть. Старшие возрастом пользовались почетом.
«Кабардинцы строили свои хижины преимущественно на равнинах и только частью в ущельях. Селения обводились канавой и делались кругом завалы, подобные нынешним полевым укреплениям…
Адыхе издревле занимались земледелием и сеяли просо, ячмень, полбу, кукурузу, лук, чеснок, редьку, свеклу и пр. Они имели пчельники, табуны хороших лошадей, рогатый скот, коз, овец. Кабардинцы любили музыку, причем из инструментов употребляли балалайку, скрипку, род цымбал о двенадцати струнах и дудку…
Кабардинка
Народ не имел гражданского устроенья и не знал выгод правительства сильного, не терпел неограниченных правителей в земле своей и думал, что лучшее благо для человека есть дикая и необузданная свобода. В семействе старший имел власть неограниченную: отец над детьми, муж над женой, брат над сестрой. Всяк избирал место жительства и строил, где хотел. В важных случаях единоплеменные сходились для совещания, и народ уважал приговор старцев. С общего согласия предпринимали воинские походы и избирали вождей. Но, вообще, привязанные к независимости, они стремились ограничивать их власть и часто не повиновались им даже во время битв. Совершив общее дело и возвратившись домой, всякий считал себя господином и владыкой своей хижины».
Читая всю эту характеристику, невольно задумываешься, о ком идет речь: о предках кабардинцев или наших – славян?
Но вот что особенно интересно и важно, что и ныне сохранилось у Кабарды – это собрание советов стариков. В известное время собирались старики и молодежь, и старики передавали устно предания старины, истории, поэзию, нравы, обычаи, знания житейские о хлебопашестве, скотоводстве и т. д. Эти собрания происходят и ныне и составляют великую заслугу народа.
История Кабарды невелика и сохранилась в виде преданий. Греческий император Юстиниан стоял в добрых отношениях к адыхейцам и считал себя адыхейским витязем. В это время черкесы приняли от греков христианство и заимствовали многое из греческой культуры. Только с падением Греческой империи нарушилась связь Кабарды с греками и стала падать в Кабарде слабо привитая культура. Много тому также способствовали и постоянные войны черкесов с соседями, а также нападения более могущественных диких народов, как готы, гунны и пр.
Кабардинцы благодушествовали до VI века, как вдруг над ними разразилась гроза. Аварский хан Байкан разорил Грецию и теперь шел на Кабарду. О дальнейшем я позволяю себе привести сведения из двух источников (см. с. 37).
Князь Касаев
Итак, к кому же относится этот факт – к кабардинцам или славянам? Для нас важно указание на близкую связь этих двух народов.
Что касается судьбы Лавристана, то, по преданиям, он убит в битве с ханом аварским и похоронен под Бештау. Вот надгробные слова жены его: «Высок рост его, широки плечи, осанка мужественная. Он вошел в Русь и воротился через горы!..»
Таким образом, уже в VI веке речь идет о Руси. Очевидно, здесь имеется в виду Тмутараканская Русь, как самая ближайшая.
В XII веке Кабарда подверглась жестокому опустошению со стороны тугутов, или калмыков. В этом же столетии Кабарда разделилась на две части: на левобережную, или Большую Кабарду, и правобережную, или Малую Кабарду. С этой поры, равно как и в XIII веке, Кабарда подвергается частым опустошениям со стороны калмыков, аварцев и других татарских народов. Неудачам Кабарды много способствовала междоусобица кабардинских князей, причинявшая Кабарде почти такое же разорение, как и на Руси во времена удельных междоусобиц. Из князей в это время особенно выдаются Идар, Инал и Озмир.
«Аварский хан Байкан потребовал от Кабарды через своих послов подданства. Но князь Лавристан и другие вожди адыхейские не хотели исполнить желания хана и отвечали его послам гордыми и неприятными речами. Послы хана стали поддерживать достоинство своего повелителя, от переговоров возгорелась между ними и князьями ссора, и послы заплатили жизнью за свою дерзость. Хан не мог простить жестокого оскорбления, нанесенного ему в лице его послов. Он собрал огромное войско, вступил от берега Черного моря в землю адыхов и завладел ею до реки Баксан. Преимущественно месть его была направлена на князя Лавристана и других вождей его. Он опустошил его отечество, ограбил селения, сжег поля и истребил много жителей. Бедный народ, облитый кровью и без пропитания, искал спасения в горах, пещерах и дремучих лесах».
Шора Бекмурзин Ногмов«Смирив антов, аварский хан потребовал от славян подданства, Лавритас и другие вожди их отвечали: «Кто может лишить нас вольности? Мы привыкли отнимать земли, а не свои уступать врагам. Так будет и впредь, доколе война и мечи на свете». Посол ханский раздражил их своими надменными речами и заплатил за то жизнью. Баян помнил это жестокое оскорбление и надеялся собрать великое богатство в стране славян, которые более 50 лет не были никем тревожимы в стране своей. Он вступил в нее с 60 тысячами отборных конных латников, начал грабить селения, жечь поля, убивать жителей, которые только в бегстве и густоте лесов искали спасения. С того времени ослабело могущество славян!»
ИсторикНиколай Михайлович КарамзинЕсли Кабарда подвергалась особенным опустошениям со стороны татарских народов, то, с другой стороны, сама Кабарда производила набеги на Тмутараканскую Русь и хазар. В царствование именно Идара произошла личная борьба между Мстиславом Владимировичем и Редедей.
Кабардинская легенда говорит так: «Князь Идар со Эльжеруко Хамишевским и Редедей, собрав кохов, хачаки и воинов из других адыхейских племен, пошли на Тамтаракай. Тамтаракайцы вышли к ним навстречу со своим ополчением. Когда обе армии сблизились, Редедя, по обычаю тогдашнего времени, захотел решить участь войны единоборством. Он стал просить у тамтаракайского князя бойца и сказал ему: «Чтобы не терять с обеих сторон войска, не проливать напрасно крови и не разрывать дружбы, одолей меня и возьми все, что имею».
Князь тамтаракайский согласился, но не стал искать в своем войске единоборца, а пошел сам на вызов великана. Борьба продолжалась несколько часов. Редедя пал, и князь Мстислав поразил его ножом. Кабардинцы признали себя побежденными.
После смерти Мстислава Владимировича Тмутараканская Русь стала особо от Киевской Руси, подпала под власть Кабарды, а затем и само имя ее исчезло.
С этого момента Кабарда и Русь разъединяются. Для обоих народов начинаются тяжелые времена. И Русь, и Кабарда представляют чрезвычайное дробление на мелкие уделы. И у того и другого народа происходит междоусобная смута и взаимное самоистребление. А тут нагрянула для обоих народов новая беда – монголы. Застонали русские, застонали кабардинцы. Что значила удаль, храбрость и отвага отдельных лиц?.. Масса монголов их подавляла, угнетала, разоряла и истребляла.
Но на Руси стало систематически утверждаться самодержавие и единодержавие. Русь стала собираться вновь. Она создала Московскую объединенную Русь. Она свергла татарское иго и покорила под свою державу самих татар. А Кабарда? И она переживала по временам славные дни, но больше стонала…
И вот на кабардинском небосклоне появляется великий, славный и могучий человек – это князь Темрюк Идарович. Он мечется из стороны в сторону для спасения своей родины. Он бьет врагов. Проявляет великий ум и энергию. Его личная храбрость и отвага создали из него героя. Но все его старания не могут поднять, не могут воскресить славного прошлого вольной и отважной Кабарды. После долгого обдумывания Темрюк решил искать защиты и покровительства у тогда уже мощной и славной единоверной Руси. Князь Темрюк обращается к московскому царю Иоанну IV Грозному и отдает свою родину под его мощную защиту. Московский царь соглашается защитить и защищает Кабарду».
Личность князя Темрюка заслуживает особенного внимания.
Вот как характеризует его Бекмурзин-Ногмов: «Он презирал удовольствия роскоши, никогда не имел палатки и спал под открытым небом на войлоке, а под голову клал седло. Он питался конским мясом и сам жарил его на углях. Каков был предводитель, таково было и войско. Народные поэты сохранили для потомства еще одну прекрасную черту его характера: князь Темрюк Идаров не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну своему неприятелю и посылал сказать ему: иду на вас…»
Не будь Темрюк Идаров исторической личностью, отлично известной в русской истории, невольно являлся бы вопрос: да не есть ли это поэтическое олицетворение нашего народного богатыря, князя Святослава?
Сын и дочь князя Темрюка воспитывались в России, причем Иоанн Грозный женился на дочери Темрюка.
Кабардинский богатырь князь Темрюк не раз был пригоден и России, оказывая ей помощь в борьбе с крымскими татарами.
Из дальнейших кабардинских героев выступает имя Берслана Кантуковича Джанкутова, отличавшегося не только беззаветной храбростью и военными доблестями, но и великим умом и законодательными дарованиями.
Из потомков Темрюка отличались Казы, владетель Большой Кабарды, и Шогонико – владетель Малой Кабарды. Их войны шли на два фронта: с Крымом и Тарковским шамхалом.
Однако татары начинают одолевать Кабарду. На помощь татарам выступает Турция. Турки не могли не видеть в лице кабардинцев славных воинов и грозных соседей. Султан задумал не только покорить Кабарду, но и породнить ее с собой путем введения магометанства в Кабарде. Долго Кабарда оказывала сопротивление, но затем не устояла перед силой. Кабарда стала магометанской. Особенно долго сопротивлялись крымцам пятигорские кабардинцы, причем выделяются имена князей Алибека Тамбиева и Машуко. Машуко настолько отличался своей отвагой и своими подвигами, что дал свое имя горе Машук, на которой он имел местопребывание.
Обращение крымских татар с покоренными кабардинцами было слишком жестоко и оскорбительно, что вызывало у кабардинцев вспышки восстания и частичных избиений. Так, князь Кургоко Хатажуке, по ранее условленному заговору, устроил крымцам Варфоломеевскую ночь, перерезав всех спавших татар.
Кабарда выступает на сцену при Великом Петре и оказывает ему значительную помощь. То же было и в царствование Екатерины II. Нет слов, в это время были разные отношения к русским[8], но кончилось дело полным присоединением Кабарды к России. Императрица Екатерина II ценила достоинства и доблести Кабарды и грамотой 17 августа 1771 года даровала кабардинскому народу многие преимущества. Эти преимущества были подтверждены императором Александром I 20 января 1812 года, причем император выражает свою волю, что «вы, яко вечные наши подданные, потщитесь отвратить и других соседних вам народов от набегов на пределы наши».
Итак, близость двух наций – русской и кабардинской – вытекает из многих физических и душевных свойств и условий. Русские – славяне, Кабарда – анты, которых некоторые писатели относят тоже к славянам. Эти две нации более тысячелетия жили бок о бок друг с другом и не могли не иметь чего-либо общего между собой. Эти обе нации получили православную христианскую веру от Греции. Эти обе нации получили первую культуру также от Греции. Психология русской славянской нации и кабардинской почти по всем пунктам тождественна. Предания, легенды и поэзия кабардинцев во многом тождественны с русскими. История сближала и роднила эти две нации и не ставила их в резкие враждебные отношения. Многие из кабардинцев с честью служили и служат в рядах русской армии и были славными офицерами. Многие из современных кабардинцев получили среднее и высшее образование в русских школах и приобщились к русской культуре. К чести Кабарды, она не проявляла безумных сепаратистских требований во времена революционного кошмара.
Все это дает мне основание сказать: русские и Кабарда – два братских народа, которые искренно и душевно, без всякого насилия над собой, своей редкой национальной честью и гордостью могут слиться воедино и жить, как родные братья и дети единой Матери-России.
Кабардинцы всегда отличались прямотой, честностью и порядочностью. Они делились на княжеские фамилии, дворян и нижний класс. Княжеских фамилий в Большой Кабарде было четыре: Кайтукины, Бек-Мурзины, Мисостовы и Атажукины. В Малой Кабарде три: Бековичи, Ахловы и Таусултановы. Кабардинцы всегда любили отлично одеться и служили образцом любезности, вежливости и приличия. Все соседние народы стремились подражать кабардинцам, и не было лучшей похвалы, как сказать, что «он одет, как кабардинец», или «он ездит, как кабардинец». У Кабарды существовал обычай «аталычества» – отдачи детей, особенно сыновей, на воспитание в чужую семью. Этим обычаем очень охотно пользовались абхазцы и черкесы для отдачи своих семейств в кабардинские семьи. Там они учились знаниям, воинской доблести и утонченным приемам.
Горские татары
Карачаевцы, урусбиевцы, чегемцы, безенги и хуламцы, балкарцыВ верховьях северного склона Главного хребта Кавказских гор, у истоков Кубани и притоков Терека, живет особенный народ татарского племени. Он делится на несколько народностей, но все они одной нации и известны под общим именем горских татар. Этих племен шесть: карачаевцы, урусбиевцы, чегемцы, безенги, хуламцы и балкарцы.
Карачаевцы живут на запад от Эльбруса.
Вот что говорит Н. Н. Белявский об этой местности: «Карачай – это одна из самых суровых диких и высоких горных местностей по Закубанскому краю, заполненная высочайшими горами (11 380–12 712 футов) Главного Кавказского хребта и его гигантского массива Эльбруса. Мертва природа в этих угрюмых и безжизненных местах. Неподвижные серые скалы громоздятся здесь друг на друге над голубыми глетчерами, а белоснежные вершины как бы в своем ледяном величии. Истоки горных рек пробивают себе путь в гранитных ледяных глыбах, и только на дне глубоких узких ущелий, на более низких террасах гор возможно существование человека. В этих именно речных долинах, по берегам Учкулана, Уллукама и других ютились редкие аулы карачаевцев, а на высоких предгорьях, у самых ледников, на живописных альпийских лугах паслись летом их многочисленные стада»[9].
Урусбиевцы
Такова же природа на Урусбие, Чегеме, Череке и пр.
Расположены эти татарские племена в таком порядке: на западе от Эльбруса, по Учкулану и Уллукаму, – карачаевцы, на восток от Эльбруса по Баксану – урусбиевцы, далее все восточнее идут по Чегему чегемцы, по Урбану южнее – безенги, севернее по Урбану, у Ак-Кая и Кошкатау – хуламцы, и по Череку – балкарцы.
Мы остановимся дольше на Карачае, так как остальные народности – части целого.
Карачай. «Карачаевцы не помнят сами, откуда и когда вышли их предки. Предания их говорят, что они пришли с востока, под предводительством князей своих и заняли кем-то разоренные земли по истокам Терека. Предки их знали, что земли принадлежали сванам, но последние были разорены, обессилены и покинули эти земли, спрятавшись за горы. Один из князей карачаевских, по имени Карча, разъезжая по долине Баксана, случайно нашел путь к истокам Кубани, собрал свое храброе войско и отправился на разведку. Он нашел никем не занятые земли в истоках Кубани. Их также опустошил какой-то неприятель, неизвестно куда скрывшийся. Карча занял эти пустые прекрасные земли и многие из его племени из долины Баксана переселились в долину Кубани. Князь Карча дал своим племенам название карачаевцы. А как они назывались раньше – никто не знает. Оставшиеся в долине Баксана горцы были потеснены какими-то европейцами с севера и перебрались также на Кубань под защиту князя Карчи. Кто были эти европейцы – карачаевцы доподлинно не знают, но только не русские. В истоках Малки и близ Хурзука на скалистых гребнях указывают развалины крепости и башни, построенные именно этими европейцами. Европейцы недолго хозяйничали здесь. Соседи карачаевцев, кабардинцы, живущие и ныне на севере от них, поднялись и под предводительством князя Кази прогнали европейцев в союзе с карачаевцами. Европейцы двинулись отсюда частью на север, частью на восток и неизвестно куда скрылись. Долина Баксана снова была занята карачаевцами, и там утвердилась долгое время спустя фамилия князей Урусбиевых»[10].
Карачаевцы – народ смирный и издревле вели пастушеский образ жизни. Никаких войн сами они не предпринимали, а только заботились о сохранении в неприкосновенности их земель, занятых их предками, и об ограждении своей независимости.
Вот что говорит о них англичанин Грове (Гроув): «Северные кавказцы – это первобытный народ, ведущий в своих больших уединенных долинах пастушескую жизнь, которая обыкновенно отличается честностью, простотой и правдивостью. Воров между ними, по-видимому, совсем нет, а убийства и жестокость если и случаются, то крайне редко.
Что же касается торговли, то в этом отношении жители столь плутоваты и готовы обирать путешественника, как и любой из английских торговцев и содержателей гостиниц… Добродушие этого народа и хороший нрав, полнейшее отсутствие в нем ненависти и подозрительности должны быть вполне оценены путешественниками… Еще большего восхищения заслуживает полнейшее отсутствие в среде этого северного народа воровства и разного рода насилий и жестокостей… Они носят с собой кинжалы и пистолеты, но не пускают их в дело…
Не следует, однако, думать, что это Аркадия… Во-первых, они страшно ленивы. Сильные и здоровые, по большей части способные совершать трудную работу без малейшего утомления, они являются несносными во время путешествия, по причине их крайне частых и продолжительных остановок. Их медлительность и постоянные отлагательства просто возмутительны. Они лживы и не прочь от алчности.
Княжны. Чегемское ущелье
Карачаевцы – татары, но татары – sui generis (своеобразны (лат.). – Изд.). Скорее всего это ветвь крымских татар. Карачаевские татары отличаются своим громадным ростом, силой и грациозной поступью. Они очень стройны. В пище очень воздержаны. Едят мало и редко. При необходимости они могут идти целый день без крошки хлеба и после подобной прогулки не будут казаться истомленными или даже слишком голодными…»[11]
Карачаевцы плечисты и мускулисты. Черты лица их мелки, но правильны, форма головы не представляет никаких уклонений от нормы. Цвет кожи белый и румяный. Волосы русого цвета, также рыжеватые и редко темные. Движения ловки и не лишены присущей горцам грации.