Полная версия
Кавказ. Выпуск XI. Народы. История завоевания
Коренное население Абхазии – абхазцы (апсуа). Абхазцы имеют свой язык, свою веру, свои нравы и обычаи и потому по праву составляют самостоятельную народность. Но кроме абхазцев в Абхазии живет очень большое количество иноземцев: мингрельцев, греков, армян и пр. Исключительно абхазцы живут только в Гудаутском и Кодорском участках и отчасти в Гумистинском, в остальной же части живут преимущественно мингрельцы и другие народности.
О первобытных поселенцах Абхазии существует несколько преданий. Одно из них гласит, что некогда в ущелье реки Бзыби, около Калдахвар, жило племя страшных великанов-людоедов, с семью и более головами, которые имели во лбу по одному глазу. Они долгое время разбойничали в стране, наводя ужас на окрестных жителей, пока не явились сюда богатыри-нарты и не победили их[2]. Подобное же предание существует и у осетин. Второе сказание – «о лесных людях». Эти лесные люди, по г-ну Альбову, в сказании изображаются чрезвычайно дикими существами, которые живут в глуши девственных лесов Абхазии. Они имеют длинные волосы. Одеваются в звериные шкуры, а на груди у них всегда привешен небольшой топор. Они очень злы и встреча с ними в лесу не обещает ничего хорошего. Живут эти лесные люди только охотой.
Наконец, существует предание о карликах, или цаниях, которые жили в пещерах или пещерных городах, места которых и доныне сохранили название «Цанигвара», то есть ограда цаниев.
«Некогда в этих оградах жили карлики, принадлежавшие к племени Ацань, или Цания. Тогда на земле было то блаженное время, когда еще не было ни ветра, ни холода, ни дождя, ни снега, ни даже различия между днем и ночью. Солнце вечно сияло на безоблачном небе и цаниям не было вовсе холодно на этих высотах, которые теперь доступны для жительства лишь в течение трех летних месяцев. Цании беззаботно жили здесь со своими стадами, которые паслись на сочной траве нагорных лугов, возле прохладных ручьев, бежавших из подземных источников. Питались цании исключительно молочными продуктами и мясом коз. Мясо ели сырым, так как огня они не знали. Цании были народ очень нечестивый, почему Бог послал с неба огонь, который и сжег цаниев»[3].
Вообще, Абхазия богата пещерами и признаками жилищ первобытного человека, которые ждут своей научной разработки.
Еще до P. X. греки имели на Абхазском берегу свои колонии, и Абхазия служила дорогой для веденния торговли с Азией и Индией. Таковыми колониями были Пицунда, Лыхна, Анакопия (ныне Афонский Симоно-Кананитский монастырь), Дюснурий, ныне Сухум, Илори, Бадия и др.
Все эти колонии за 100 лет до P. X. подпали под власть Митридата Понтийского, а затем под власть Рима. Во времена Диоклетиана Абхазия была местом ссылки христиан. Абхазия принимала участие в войне Византии с Персией, причем Абхазия была на стороне Византии. К 545 году Хозрой персидский, покорив Лазистан, одновременно с этим захватил и Абхазию. Вскоре, однако, благоприятные обстоятельства способствовали тому, что Абхазия стала независимой и имела своих князей. В VI веке византийцы вновь завоевали Абхазию и ввели христианство, причем Юстиниан в Пицунде в 551 году устроил храм во имя Божьей Матери, который сохранился и доныне.
В VII веке Абхазия становится сильным государством, имеет собственного самодержавного архонта и подчинила себе горцев и Лазистан. В 786 году Леон I объявил себя первым царем, династия которого владычествовала до 985 года Абхазию погубила удельная система. Вскоре Абхазия была объединена с Грузией, причем Кутаис и Никопсия нередко служили царской столицей.
Абхазы
Самурзаканец
В начале VII века грузинский царь отдал Абхазию во владение потомку Ширван-шахов князю Шервашидзе, от которого и пошла династия князей Шервашидзе, впоследствии добившаяся независимости Абхазии и расширения ее границ.
С 1453 года восточным побережьем Русского моря овладевают турки. Они там устраивают свои крепости Сухум-Кале, Редут-Кале, Поти, Анапа и Суджук-Кале.
Долго идет борьба между Россией и Турцией за Кавказское побережье и Имеретия, Гурия и Абхазия становятся переметными сумами. В 1856 году турки окончательно покидают Сухум-Кале. Русские под предводительством владетеля Абхазии генерал-адъютанта князя Михаила Ширвашидзе заняли крепость Сухум-Кале. В 1877 году Сухум-Кале сильно пострадал от турецкой бомбардировки.
Помимо борьбы с Турцией, абхазскому владетелю пришлось вести упорную борьбу с мингрельским князем за Самурзакань, которая попадала то в руки одного, то в руки другого.
В 1864 году, в политических видах, князь Ширвашидзе отказался от владычества в Абхазии и Абхазия была присоединена к России.
Два слова о Самурзакани.
О самурзаканцах существует два мнения. По одному, самурзаканцы – смесь абхазцев, мингрельцев, имеретин, гурийцев, грузин, поселившихся в различное время в Самурзакани; по другому – жители Самурзакани – абхазцы, к которым только впоследствии присоединились мингрельцы. Один из самурзаканцев говорит по этому поводу следующее: «Самурзаканцы – народ абхазского племени, отделившиеся от абхазцев в силу исключительно религиозных причин»[4]. До XIV века в Абхазии процветало православие, но с падением греческого владычества и с переходом юго-восточного побережья во власть Оттоманской империи все горцы впали в магометанство, за исключением самурзаканцев, твердо следовавших учению Христову. В силу этого самурзаканцы, отделившись от своего родного народа абхазского, начали мало-помалу сближаться с мингрельцами и усвоили их язык.
Первыми проповедниками христианства в Абхазии, по сказаниям греческих писателей, были апостол Андрей и его спутник Симон Кананит. Явные признаки пребывания Симона Кананита в Абхазии мы имеем и ныне в Новоафонском монастыре. Однако недолго держалось христианство в Абхазии. Жестокое гонение владетелей скоро искоренило его. Только в VI веке христианство вводится в Абхазию Юстинианом и с той поры прочно укрепляется.
С воцарением в Абхазии династии Ширвашидзе начинается давление на Абхазию, в смысле введения там магометанства. Впоследствии магометанство насильно вводится в Абхазии и там идет усиленная борьба между христианством и магометанством. Несмотря на то что ныне абхазцы магометане, однако между ними есть много и христиан. Да и само магометанство имеет много добавлений чисто христианских. Истинная религия абхазцев, религия племени, религия преданий, религия обрядности, – христианская. Немного требуется, чтобы христианство было восстановлено в Абхазии. Этому делу посвятил себя в Абхазии Новоафонский монастырь. Он устроил школы для детей абхазцев и путем этих школ ведет весьма удачное и обрусение, и приведение в христианство. Эта миссия монастыря заслуживает самой тщательной поддержки и усердного поощрения как со стороны Государственной думы, так и со стороны администрации.
Абхазцы – народ очень рослый и прекрасно сложенный. Черты их лица приятны, но очень крупны и резко выдаются. Их правильный нос загнут крючком. Глаза черные, остро выглядывающие из-под нависших бровей. Огромное большинство абхазцев брюнеты, но попадаются огненно-рыжие с голубыми глазами. Сохраняя усы и бороду, они все бреют голову. Костюм обычный, кавказский: получеркеска, бешмет, узкие штаны и сандалии. Абхазец всегда с башлыком, которым он кокетничает, то распуская его концы по плечам, то завязывая на голове наподобие чалмы, как носят в Гурии. Прежде абхазцы носили папахи, ныне ограничиваются мингрельскими шапочками. При абхазце всегда много дорогого и красивого оружия, и уж во всяком случае кинжал.
Абхазки
Абхазки, особенно девицы, довольно красивы, хотя с резкими чертами лица, преимущественно выдающимся носом. Одежда – простая, без особенного стремления к щегольству. Она носит длинный бешмет (ацкы), поверх которого нечто вроде безрукавки или жилета, обыкновенно пестрого и вообще отличного от ацкы цвета.
Абхазцы живут обычно разбросанно, окружая себя фруктовыми садами и кукурузниками. Жилище – сакли, причем устраивается несколько саклей: одна для гостей, хозяина и семьи, другая для кухни и третья для скота. Для коз строится отдельная вышка, на которую козы взбираются по лестнице. В каждой жилой сакле – веранда, на которой абхазцы трапезничают и проводят время.
Дети абхазцев обладают прекрасными способностями и очень успешно проходят курс обучения. Сами абхазцы очень неглупы, сообразительны и находчивы. Жители горных местностей более умственно работают, долинные жители вялее и тупее.
Абхазцы живы, порывисты, крайне любопытны и склонны к болтливости не меньше любой женщины. Их речь сопровождается богатой мимикой, жестикуляцией и порывистостью. Абхазцы очень любят пение и музыку, и нет того дома, где бы не было музыкального инструмента. Любят они танцы, но танцы их не грациозны и напоминают прыганье козы. Особенно абхазцы любят скачки и в этом отношении представляют собой прекрасных наездников. Любят также они и стрельбу, которой сопровождают все торжества.
Гостеприимство у абхазцев очень радушное, и гости являются настоящими господами сакли. Каждый абхазец рад посетителю. Развито у них также и аталычество, то есть передача своих детей на воспитание в чужие семьи, причем чужие семьи этим способом сближаются, как родные.
Абхазец сознает свое достоинство, умеренно самолюбив, умеет себя держать величественно и не позволит никому себя оскорбить. Он не выносит не только брани, но и грубости. Оскорбление действием отплачивается убийством.
В деле абхазцы очень ленивы и медлительны. Целыми днями они обществом лежат, проводя время в болтовне, под деревом, а если надоест под одним, то они обществом переходят под другое. Невыносимо иметь абхазца проводником. Он изведет своей медлительностью. Но есть между ними и люди энергичные, деловые, оборотливые. Эти легко составляют себе прекрасное положение и благосостояние.
Абхазцы очень выносливы и могут совершать большие переходы без пищи и утомления. В еде они крайне воздержаны. Они очень любят выпить, хотя пьяными бывают очень редко. Пьянство в Абхазии отсутствует и считается пороком быть даже навеселе. Точно так же абхазцы целомудренны. Отношения молодых людей обоего пола отличаются безукоризненной чистотой, доходящей до пуризма. Никаких внебрачных отношений не допускается. Брака, освященного церковью, у абхазца не существует. Его избегают даже самурзаканцы, во всех других отношениях ревностные христиане. По отношению к родителям проявляется самая трогательная нежность.
Телесных наказаний абхазцы не переносят, даже ничтожных. И это относится как к взрослым, так и к детям. В отношении к приезжим абхазцы вежливы, внимательны и сдержаны. При встрече с посторонним они всегда его приветствуют.
Увы, все это доброе было. А теперь только его остатки. Цивилизация, проникающая и в Абхазию, как всюду, вначале дает одни худые плоды. Деньги, деньги и деньги… Под влиянием лжецивилизации страдает нравственность, страдают нравы, страдает и все доброе…
По занятиям абхазец прежде всего земледелец, причем преимущественно возделывает кукурузу, тем более что она не требует за собой особенного ухода. Также они садят арбузы, тыквы, фасоль и пр.
Как на полях, так и при домах, у абхазцев сады, но растут они сами собой, абхазец же мало прилагает стараний к их культуре. Тут же он садит табак для себя и хлопок для женщин, которым он заменяет лен. Было когда-то тут и шелководство, но теперь остались одни воспоминания.
Работа распределяется так. Мужчина работает в поле, в винограднике, в саду и на винодельне, смотрит за скотом и доставляет дрова, женщина ведет домашнее хозяйство, огород, хлопчатник, рукоделие и вязание. Вообще, женщина в Абхазии пользуется значительной самостоятельностью, особенно привилегированного класса.
«Она исполняет в некоторых случаях религиозные обряды, руководит общественными делами, даже предводительствует иногда во время ночных похождений с целью грабежа – одним словом, стоит совершенно наравне с мужчиной. В Абхазии можно было нередко встретить женщину, одетую в черкеску с башлыком на голове и в полном вооружении, скачущую в сопровождении отборнейших всадников во весь карьер на ретивом коне. Переехать вброд через большую реку, сделать стоверстное расстояние, ограбить, поджечь, взять кого-либо в плен, а в случае надобности и броситься с шайкой на неприятеля – все это казалось для подобной женщины делами обыкновенными».
Древний храм в Пицунде
Сословные предрассудки в Абхазии были в некоторых отношениях очень крепки. Так, дворянин не имел права жениться на крестьянке, какими бы достоинствами она ни отличалась, и крестьянка никогда не выйдет замуж за дворянина. Скотоводство в загоне. Этому много способствует и лихорадочность местности, от которой гибнут и люди, и скот. Абхазский скот очень мелкий, равно и лошади, но вместе с тем и очень выносливый. Много у абхазцев буйволов, мало овец. Множество зверья открывает охотничий промысел, но он все-таки мало развит. Точно так же абхазцы мало использовали и множество пчел.
Военно-Грузинская дорога
Торговлей абхазцы не занимаются и относятся к ней презрительно, предоставляя ее мингрельцам и армянам. Впрочем, от торговли не прочь князья и дворяне абхазские, которые в широких размерах ведут торговлю кукурузой и самшитом.
В последнее время в Абхазии страшно развито конокрадство. «Тем не менее рискованно приписывать дурное качество всему народу. Как отлично известно всякому, кому случалось пожить более или менее долгое время в Абхазии, занятие конокрадством в настоящее время стало почти исключительной привилегией бывшего класса князей и дворян, считающих унизительным для себя заниматься какой бы то ни было работой»[5].
Нужно заметить, что часть абхазцев переселилась через Гагринский хребет и расселилась до реки Хосты, заселяя то место, которое известно у нас под именем Джигетии. В 1864 году все эти очень храбрые горцы, по замирении Кавказа, переселились в Турцию.
Другая часть абхазцев перевалила за Главный хребет, заняла верховья Большой и Малой Лабы, Зеленчука, Урупа и других рек, впадающих в Кубань. Они делились на несколько общин и были известны у нас под именем абазинцев или абаза. Эти горцы переселились туда, по Гюльденштедту, в XVII веке и по завоевании Россией Кавказа большей частью выселились в Турцию, а часть переселилась в Баталпашинский округ.
У всех этих горцев язык общий абхазский, по своему существу самостоятельный, теперь исчезающий и очень трудный в смысле произношения. Для образца я позволю себе привести несколько абхазских слов. Так: молюсь – сччыздвыдзнуэйт, лгу – амтцсгфьэйт, не мог скрывать – лчилзимтзаахты и пр.
Барон Услар об абхазском языке выразился так: «Абхазцы говорят на таком мудреном языке, что удивительно, как они сами себя понимают».
Кроме абхазцев в Абхазии живут и другие народности. Там можно встретить значительное количество имеретин, мингрельцев, грузин и гурийцев. Но что особенно удивительно и для России в высокой степени странно, там целое селение состоит из негров. Это селение Адзюбжа, у устьев Кодора, в Сухумском уезде. По заявлению А. А. Миллера, эти негры, вероятно, являются потомками рабов прежних владетелей Абхазии. Эти негры с течением времени вырождаются, но еще вполне сохранили свои племенные черты.
Абхазцы – прирожденные разбойники. Мать, вручая шашку и благословляя своего сына, произносила: «Помоги тебе Бог приобрести этой шашкой много добычи и днем и ночью…»
Семейство негров из Адзюбжи
Кабарда
Кабарда занимает среднюю часть Северного Кавказа. Ее положение в общем находится по Главному Кавказскому хребту, почти между Эльбрусом и Казбеком. Границы Кабарды будут: с севера – река Кума по Джиналу, Малка и Терек до Моздока, с востока – Чечня, с юго-востока – Кабардинско-Сунженский хребет, отделяющий Кабарду от Осетии, на юге – Передовой хребет, за которым лежат татарские поселения: Балкар, Безенги, Чегем, Хулам и Урусбий, с запада Эльбрус и часть Главного хребта отделяют Кабарду от Карачая и абазинцев. Вся Кабарда (66 189 жителей) во всей своей целости делится Тереком на две части – Большую, или западную, Кабарду и Малую, или восточную, Кабарду.
Находящиеся здесь реки довольно значительны. На западе Эльбрус выступает вперед и дает от себя северный значительный отрог, который составляет водораздел для Кубани на запад и для Баксана на восток. По истокам Кубани живут карачаевцы, по Баксану – урусбиевцы. И Карачай, и Урусбий, несмотря на близость, по высоте и отвесности гор являются друг для друга почти непроходимыми. Восточнее этого отрога лежит второй отрог, на котором берет начало река Чегем. Этот отрог на северном склоне покрыт непроходимыми лесами и составляет часть Черных гор, у которых русские вели частые бои с Кабардой. Восточнее отходит отрог Карча, отделяющий чегемцев от Хулама и Безенги. Этот отрог у Ак-Кая соединяется с Передовым хребтом, образуя Черные горы, отделяющие Чегем и Черек в области Нальчика. Хулам и Безенги отделяются от Балкара Дыхтау (16 925 футов), тут же лежит Коштантау (17 096 футов), из которого берет начало Черек.
Карта Кабарды и Карачая
Малая Кабарда граничит с северо-западным Тереком, юго-западным Кабардинским, или Карадагским, хребтом. Терек прорезывает у Татартупа Кабардинский хребет и выступает на плоскости, принимая в себя Урух и Малку.
Самой северной из рек Кабарды является Малка, в которую впадает Баксан. Как Малка, так и Баксан имеют свои истоки в северной части Эльбруса, затем следует Чегем, берущий начало у Главного хребта, Черек – у Коштантау, Урух – там же и Курт, прорезывающий Малую Кабарду у Кабардинского хребта.
У Ак-Кая от Главного хребта отделяется на север Передовой хребет, идущий почти параллельно Главному, причем между тем и другим существуют соединительные контрфорсы хребтов. Между этими хребтами образуются долины, по которым протекают вышеназванные реки. В тех долинах живут татарские народы. Идя с запада на восток, мы имеем: по Баксану – урусбиевцы, по Чегему – чегемцы, между Чегемом и Череком – безенгиевцы, южнее Нальчика, в верховьях Черека – хуламцы и балкарцы. Верховье Уруха занимают уже дигорцы.
Народ Кабарды, или Кабартай, или кабардинцы, составляет часть и притом лучшую часть великого народа адыхе, занимавшего всю великую равнину Кавказского предгорья, от Каспийского моря и до Русского моря, а также и восточное побережье Русского моря почти до Абхазии.
Кабардинец
Вот одна из легенд о происхождении Кабарды[6].
Народ адыхе, по-видимому, шел с запада на восток. Заняв пространство от Русского, или Черного, моря по Кубани, он здесь осел. Во главе его стояли князья из родов Болотокова и Куйцукокова. Власть этих князей была неограниченная. Жизнь народа состояла в захвате добычи путем грабежа. Каждый из славных сынов Кабарды должен был прославить себя на этом поприще. Вернуться с предприятия без добычи значило опозорить себя. Жил-был в этом племени Кабарды Тамбиев. Была у него красавица-жена Жан и маленькая дочь Зулихан.
Однажды Тамбиев отправился на промысел. Осталась дома одна Жан. Жан была красавица, и слава о ее красоте достигла князя. И захотел князь узреть эту красавицу. Но сделать этого нельзя было.
Кабардинка
По обычаям Кабарды, князь не должен был видеть жены высшего дворянина. Тем не менее князь Болотоков настойчиво настаивал на свидании с Жан. Долго Жан сопротивлялась. Наконец, предвидя, когда должен был приехать муж, Жан назначила свидание на время, когда должен быть Тамбиев дома. Так и совершилось. Приехал Тамбиев. Жан рассказала ему о настойчивости князя Болотокова. Что было делать? Тягаться с князем нельзя было. Оставалось одно – переселиться в другое место. Сказано – сделано. Тамбиев собрал свой скарб и двинулся на реку Малку. Тут он остановился на том месте, где ныне станица Прохладная. Жилось хорошо. Жилось привольно. Оказалось, что на том месте жил тургутский (калмыцкий) князь. Пошли переговоры. Тургутский князь был человек добрый и согласился на поселение здесь рода Тамбиева. Тамбиев поселился там, где ныне аул Лафишева. Жили все дружно, по-хорошему.
На беду, хану сказали, что у Тамбиева жена-красавица. Захотел он увидеть Жан. Захотел и увидел. Увидел – полюбил. Полюбил – захотел овладеть. Новое горе постигло Тамбиева. Хан потребовал жену. Он предлагал Тамбиеву все, что тот хочет, за Жан. Загрустил Тамбиев. Воля хана беспрекословна. Тогда сама Жан дала ему совет: «Потребуй от хана взамен всю ту землю, на которой живет ныне его орда, и чтобы хан ушел на край света, за море». На горе, хан согласился. Он взял Жан и ушел, а Тамбиев явился обладателем всех земель его. Тошно стало Тамбиеву жить на этих местах. Взял он дочь Залихан, всех подданных и хозяйство и занял место по Баксану, где его аул стоит и ныне. Жилось хорошо. Народ прибывал. Род Тамбиевых становился сильнее и знатнее. Так прошло для Тамбиева двенадцать грустных лет. Зулихан выросла красавицей, каких свет не видел. Наступила весна. Баксан разлился и переехать его было почти невозможно. Вдруг на той стороне появился богатырь Куденет, говорят, еврей родом. Увидев его, Тамбиев заявил: «Если он переберется живым через Баксан, отдам за него Зулихан». Куденет переехал свободно и Зулихан была ему отдана. Однажды Куденет со своей женой явился к Тамбиеву в гости. Обрадовавшись, Тамбиев заявил Зулихан:
– Проси что хочешь – все отдам.
– Отец, дай нам земли столько, сколько займет воловья шкура!
Тамбиев расхохотался. Принесли наибольшую воловью шкуру. Но и Куденеты были хитры. Они разрезали всю шкуру на тончайшие полоски, связали их и этой бечевочкой отвели себе огромную площадь земли. Сюда вошла земля почти по всему Чегему. И вот Куденет устроил себе там свой аул, и этот аул стоит там доныне.
Греческие и другие писатели называют первых жителей Кавказа киммерийцами.
По свидетельству Геродота, более чем за 500 лет до P. X. киммерийцы, жившие у предгорья и в горах Северного Кавказа, были потеснены скифами и направились в горы, заняв приблизительно ту местность, где ныне Кабарда. Другие писатели объединяют скифов и киммерийцев.
Так, Дионисий говорит: «С савроматами же соседят анты, киммерийцы и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы».
Кабардинец Шу Шидов
Евстафий же прямо называет киммерийцев скифским племенем. Поэтому Услар отождествляет киммерийцев со скифами, отвергает оттеснение киммерийцев в горы и полагает, что при этом произошло только переименование одной и той же народности, чего не знал Геродот.
Отсюда вытекает, что Северный Кавказ был обитаем в весьма отдаленное время и едва ли не был для своей местности сам колыбелью человека. Во всяком случае, в очень отдаленное время Северный Кавказ был обитаем киммерийцами, которые если сами и не были скифами, то были очень близки скифам. Поэтому близость жителей нынешней Кабарды к скифам, нашим предкам, уходит в весьма седую древность.
Вот что говорит одна кабардинская легенда. Однажды на жителей Баксана, ногайцев, напали выходцы из Аравии, поселившиеся по соседству в Грузии. Баксанцы, постоянно обижаемые выходцами, обратились к своим соседям – русским. Их послы пришли к семи русским богатырям и просили оградить их народ от набегов Араби-хана. Русские не хотели воевать с грузинами, но вместе с тем хотели помочь и кабардинцам. Поэтому они послали грузинскому царю подарки, прося его удалить из Грузии Араби-хана.
Кабардинец
Все это указывает, что кабардинцы ближе нам по жительству, во многом близки нам и по характеру, нравам и обычаям. Наша история и история Кабарды более тысячи лет переплетаются одна с другой. Поэтому я позволю себе остановиться на истории Кабарды, чтобы сделать тот итог, которого она заслуживает.
Кабардинец во многом герой, рыцарь, русский богатырь, беззаветно храбрый и готовый на самопожертвование. Кабардинец – магометанин, но магометанин по недоразумению. По свойствам своей души он христианин и христианин православный, любящий, милостивый, сострадательный, готовый на самопожертвование. Кабарда и была христианского исповедания, но насильно была обращена в магометанство.