bannerbanner
Кавказ. Выпуск V. Культы, легенды, предания
Кавказ. Выпуск V. Культы, легенды, предания

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Наблюдение за таким порядком относится к обязанности владельца. Если кто учинит воровство в том ауле, где живет, хотя на цену одного рубля и менее, подвергается уплате двадцати рублей серебром. Кто уворует у родных, когда имение, в котором он сам имеет часть, еще нераздельно, не подвергается никакому изысканию. Если же раб украдет у господина своего или последний у раба, оба не подлежат пени. Учинивший в мечети спор платит десять рублей серебром, но по решению шариата проситель, или ответчик, за неправильный иск платит три рубля серебром в пользу владельца. Кто не явится в молитвенный дом хоть один раз в сутки[21], тот платит пени три рубля серебром, если он совершенных лет и не был одержим болезнью. Если всякий возвратившийся из отлучки до заката солнца не был в мечети, платит три рубля серебром; но если же он прибыл в дом свой в сумерках, не подлежит наказанию. Все штрафы от узденей и вольных принадлежат владельцу, а штрафы, взыскиваемые с холопей, – господам их. Если же сам владелец или холоп его будут уличены в воровстве, платят штраф по пятидесяти рублей серебром в пользу всего аула; равным образом владелец платит в пользу аульной кассы десять рублей серебром, если он не был в мечети на семидневной молитве. О дознании виновных выбираются всем аульным обществом депутаты, или надзиратели поведения: без их свидетельства о нарушении постановленных обычаями правил никто не может налагать штраф; но если бы обвиняемый оказал сопротивление в уплате налагаемого взыскания, тогда депутаты берут от него против воли двух быков или коров в пользу главного владетельного князя; если же воспротивился бы такому налогу и сам владелец, тогда все аульное общество настоятельно взыскивает с него пятьдесят рублей серебром в пользу общественную, и он не может отказаться, не подвергаясь нареканию или потере уважения. Как сам главный владелец, так и частные не вправе назначать денежное наказание, ибо эта повинность воспринимает свое действие тогда только, когда вина открыта депутатами и виновный будет уличен.

Закон уголовный более отличается строгостью от гражданского: убийцы преследуются кровомщением, если только не войдут в положение обеих сторон люди, заслужившие общее уважение, чтобы склонить враждующие стороны к денежному вознаграждению; тогда только мстительное убийство, изобретаемое всякими дозволенными и недозволенными средствами, может остановить самое жестокое мщение; но если враждующие стороны не могут окончить ненависти своей мирным согласием, то кровная месть превзойдет всякую меру жестокости и не будет еще удовлетворена, если бы истребилось до последнего одно из враждующих семейств. Такое кровомщение может простираться до седьмого колена или до того времени, когда у потомков обеих сторон не останется в памяти и следов вражды предков их; но такой случай почти несбыточный: матери передают грудным детям своим о нанесенном оскорблении их фамилии, и дитя, всасывая с молоком ненависть и мщение, делается с возрастом новым и сильным врагом виновного – и кровопролитие бесконечно!

Нередко бывают и такие случаи, что по истреблении одного из враждующих семейств не останется ни одного мстителя ни из домашних, ни даже из родственников, тогда этот кровавый обет принимают на себя друзья или сторонние, и междоусобие с такой же жестокостью и хитростями всякого рода, допускаемыми обычаем, возобновляется. Так неизменны горцы и так непоколебимы в своем честолюбии: всякий из них нелегко забывает свою обиду, если не омоет ее потоками крови.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

По историям, Кавказ имеет девять народных переселений, под общим названием скифов, от востока: аланы, гунны, авары и болгары, доныне удержавшие настоящее свое название, готы, угры, печенеги, хазары и монголы, один из сильнейших народов; от юга – три, и по истории Дербент-Наме: лезгины, гесиры и арабы.

2

Восточная часть Кавказа всегда была подвержена первоначальному нашествию переселявшихся один за другим народов, и отсюда уже, как из главного источника, они разливались по всему Кавказу и уходили в отдаленные страны.

3

И ныне есть племя еврейское, разбросанное по горам и живущее или совместно с другими племенами, или же отдельно небольшими обществами, сохранив догматы своей веры и обычаи, исключая одежды, которую присвоили от горцев: поэтому можно думать, что они действительно есть остатки гесириан.

4

История указывает нам нашествие монголов на Кавказ в XIII веке, и нигде не видно, чтобы наводнение их на юге было за 100 лет до Р. X., а потому нельзя утвердиться положительно на историке Дербент-Наме: он мог принять под именем монголов другой народ, пришедший с востока, это анахронизм, недоступный моему описанию, а принадлежит исследованию глубокой учености.

5

Остатки этого города еще и поныне видны при деревне помещика Скаржинского под именем Бургон-Мадусар.

6

В пятидесяти верстах от Екатеринограда, по Военно-Грузинской дороге, при самом начале первой цепи Черных гор, с левой стороны реки Терека, видны еще признаки бывшего города. Это место здешними народами и ныне называется Татар-Теп, то есть стан, или скопище, и этим доказывается, что этот город построен и получил свое название от татаро-монголов.

7

В 17 верстах от Екатеринограда, по той же Грузинской дороге, на правом берегу реки Терека видны развалины бывшего города Джуллат, сохранившего название свое до настоящего времени; но какой народ обладал им при основании – неизвестно.

8

Начало магометанства в областях народа левой стороны Кавказа.

9

Ныне столица шамхала Тарковского.

10

Андреевскую деревню можно назвать главной столицей Чечни и всех вольных обществ по многолюдному населению ее разными племенами. Она составляла центральную торговлю левой стороны Кавказа и принимала отовсюду стечение народное.

11

По-арабски: дитя шаха.

12

Ныне уцмий, по-арабски: повелитель.

13

Повелитель Дербента, как брат царствующего калифа, был освобожден от всякой зависимости Абун-Муселима и Шахбалла.

14

Тело Абун-Муселима похоронено в Аварии, в одной пещере, во всем воинственном наряде и, как уверяют набожные магометане, остается до настоящего времени нетленным, почему и признается ими за святое, куда ходят на поклонение даже из дальних мест.

15

Кяфир- и Газе-Кумык доныне сохранили свое название.

16

Есть глиняная посуда, сбереженная при повседневном употреблении до 60 и 70 лет, и остается неоценимым сокровищем.

17

Аджи (хаджи. – Изд.) – считается тот, кто посетил Мекку для поклонения гробу Магомета, в удостоверение ему кладут на руке штемпель, заключающийся в молитве из Алкорана.

18

Подобный случай был в 1818 году: центральный начальник Кавказской линии, артиллерии полковник Ю. П. Коцарев, преследуя разбойника, известного во всех горах своей неустрашимостью и жестокими беспощадными грабежами, Дженбулата, с восьмьюстами отчаянных абреков, нагнал его при переправе через реку Терек, благоразумным и быстрым движением окружил партию отчаянных со всех сторон, отняв всякую возможность к спасению, заставил их в засаде своей из животных биться до последнего. Все, исключая одного, спасшегося каким-то чудным случаем, перебиты так, что ни одного не осталось раненым. Память о Коцареве и до настоящего времени страшна горцам: они без содрогания не могут вспоминать о смерти страшного в набегах Дженбулата.

19

Со времени подданства России все, под именем мирных, более управляются под покровительством нашим, и самовластие владельцев ограничено нашими законами и правилами, особо изданными, дабы дать всякому справедливую защиту против сильного.

20

Адат – суд по правам древних обычаев, шариатский же суд – по разуму Алкорана.

21

Набожные старики должны быть в молитвенном доме пять раз в сутки.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4