bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

26 июля 1940 года приказом НКО Управление по начальствующему составу РККА было переименовано в Управление кадров Красной Армии (начальник А.Д. Румянцев). Но и после этого вплоть до лета 1941 года продолжался процесс восстановления в должностях и званиях командиров и политработников РККА, арестованных и уволенных в 1935–1938 гг. В результате еще около 3 тысяч человек были восстановлены на военной службе и возвращены в строй.

Не приходится сомневаться в том, что в данной работе принимали участие наркомы обороны К.Е. Ворошилов и С.К. Тимошенко, народный комиссар внутренних дел Л.П. Берия и лично И.В. Сталин. Также не лишним будет напомнить, что среди реабилитированных были такие видные военачальники периода Великой Отечественной войны, как командующий фронтом К.К. Рокоссовский, маршал авиации А.Г. Ворожейкин, командармы генерал армии А.В. Горбатов, генерал-полковники В.Д. Цветаев и В.А. Юшкевич, генерал-лейтенант К.П. Подлас, командиры корпуса генерал-лейтенанты М.И. Глухов и Я.Д. Чанышев, генерал-майор Э.Я. Магон, командир дивизии генерал-майор А.Д. Кулешов и многие другие.

Безусловно, репрессии и военные события 1939 и 1940 годов обусловили быстрый карьерный рост ряда советских военачальников. 7 мая 1940 года наркомом обороны был назначен С.К. Тимошенко, в тот же день получивший звание Маршала Советского Союза. Тогда же высшего воинского звания были удостоены начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников и начальник Главного артиллерийского управления Г.И. Кулик.

В мае 1940 года советское руководство приняло решение (вместо расстрелянных командармов и флагманов) о возвращении генеральских и адмиральских званий. 4 июня 1940 года постановлением Совета народных комиссаров СССР новые звания были присвоены 966 генералам и 74 адмиралам. Первыми звания генерала армии были удостоены Г.К. Жуков, К.А. Мерецков, И.В. Тюленев, генерал-полковника – И.Р. Апанасенко, О.И. Городовиков, А.Д. Локтионов, Г.М. Штерн, генерал-полковника танковых войск – Д.Г. Павлов, генерал-полковника артиллерии – Н.Н. Воронов и В.Д. Грендаль. Звание адмирала получили Л.М. Галлер, И.С. Исаков и Н.Г. Кузнецов. Кроме того звание генерал-лейтенанта получили 81 общевойсковой командир, 33 командира родов войск, 6 командиров войск НКВД, генерал-майоров – 479 общевойсковых командиров и 375 командиров родов войск.

Однако назначение командира на вышестоящую должность и присвоение ему генеральского звания само по себе не гарантирует соответствия этого человека занимаемому им месту. Из-за отсутствия кадрового резерва на основные руководящие должности в РККА нередко назначались лица, не обладавшие необходимыми подготовкой и опытом работы.

Так, командующие войсками западных военных округов имели боевой опыт, полученный в различное время, 89 % из них имели высшее военное образование. Однако стаж руководства группировками войск оперативно-стратегического масштаба у лиц этой категории был небольшой. Так, Д.Г. Павлов, который в 1937 году командовал бригадой, в июле 1940 года получил Западный особый военный округ. М.П. Кирпонос, который в 1940 году командовал только стрелковой дивизией, в феврале 1941 года получил под свое командование Киевский особый военный округ. Ф.И. Кузнецов, который до лета 1940 года в основном работал в военно-учебных заведениях, был назначен командующим войсками Прибалтийского особого военного округа.

Из общего числа командармов опыт руководства объединениями у них колебался от одного года до нескольких месяцев.

Желал быть лучшим и уровень специального образования военных управленцев. В РККА на 1 января 1941 года списочная численность командно-начальствующего состава армии и флота составляла 579,6 тысяч человек. Из этого количества лиц командного состава высшее образование (военные академии) имели 7,1 %, среднее (военные училища) – 55,9 %, ускоренное (курсы младших лейтенантов) – 24,6 %, а 12,4 % вовсе не имели военного образования.

Из командармов высшее военное образование имели 71 %. Из числа командиров корпусов высшее военное образование имели только 52 %, из командиров дивизий – 40 %. 70 % командиров корпусов имел стаж службы в данной должности менее полугода, каждый второй командир дивизии был назначен на должность за 2–3 месяца до начала войны.

Особенно плохо было то, что при назначения многие «перескакивали» сразу по несколько должностных ступеней. Так, К.М. Гусев, который до командировки в Испанию (1936–1937 гг.) командовал всего лишь эскадрильей, после возвращения вначале был назначен командующим ВВС Белорусского особого военного округа, в июле 1940 года – вторым заместителем командующего ВВС РККА, а в декабре того же года – командующим ВВС Дальневосточного фронта (арестован 17 июля 1941 года, расстрелян). М.П. Петров, который в Испании командовал всего лишь батальоном, по возвращении был назначен командиром механизированного корпуса, который был разгромлен в первые дни Великой Отечественной войны. Ф.Н. Маткин, который до командировки в Испанию также был командиром батальона, после возвращения был назначен командиром дивизии. И таких случаев было много.

Таким образом, на уровне И.В. Сталина и наркоматов страна делала все возможное для того, чтобы материально укреплять обороноспособность страны. Однако его кадровая политика привела к выдвижению на высокие должности послушных, но безынициативных исполнителей, не способных самостоятельно решать сложные задачи.

Из выступления И.В. Сталина на расширенном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) (конец мая 1941 года)

«Обстановка обостряется с каждым днем, и очень похоже, что мы можем подвергнуться внезапному нападению со стороны фашистской Германии. В это, конечно, трудно поверить, так как Германия ни в экономическом, ни в военном отношении сегодня к войне с Советским Союзом не готова. Однако от таких авантюристов, как гитлеровская клика, всего можно ожидать, тем более, что нам известно, что нападение фашистской Германии на Советский Союз готовится при прямой поддержке монополистов США и Англии. Англо-американская агентура делает в Германии все, чтобы как можно скорее бросить Германию на Советский Союз. Англо-американские империалисты рассматривают фашистскую Германию как ударную силу в борьбе против Советского Союза и демократического движения во всем мире. В этом мы убедились, еще когда анализировали политику англо-французских правящих кругов, направленную на срыв предложений о разоружении, внесенных Советским правительством в Лигу Наций, на отказ прекратить подлую провокационную политику так называемого «невмешательства», возродившую германскую агрессию. Достаточно вспомнить, что накануне заключения нами договора с Германией о ненападении бывший британский премьер Чемберлен, со свойственным правящим кругам Англии лицемерием, делал все от него зависящее, чтобы подставить нашу страну под удар фашистской Германии.

Во время переговоров в Москве между тремя делегациями английской, французской и советской – об организации коллективного отпора агрессии со стороны фашистской Германии выяснилось, что английская и французская делегации умышленно затягивают переговоры и не имеют поручений от своих правительств заключать какие бы то ни было военные соглашения о совместных действиях с Советским Союзом в случае агрессии со стороны Германии. В это же время мы узнали, что английское правительство наряду с переговорами с нами ведет одновременно тайные переговоры с Гитлером, предлагает немцам за нашей спиной заключить пакт о ненападении и разделить между Германией и Англией территорию Советского Союза и Китая. Суть этой политики понять несложно. Стравить в военном конфликте Германию и Советский Союз, чтобы самим стоять в стороне и, как это свойственно англичанам, загребать жар чужими руками. Они надеются, что после взаимного истребления Германией и Советским Союзом друг друга, сохранив свои вооруженные силы, станут безраздельно и спокойно господствовать в мире. Убьют двух зайцев: ликвидируют Советский Союз и устранят с мировой арены своего конкурента в борьбе за мировое господство в лице фашистской Германии. Заключенный нами в 1939 году договор с Германией сорвал эти коварные замыслы. Англо-американские политиканы, как уже бывало не раз в прошлом, например с небезызвестным планом Дауэса, пока что явно остались с носом.

Если подвести итог внешнеполитической деятельности с 1931 до начала 1941 года, то главным является то, что, несмотря на все происки англо-американского империализма, удалось избежать вовлечения Советского Союза в войну против фашистской Германии. В противном случае летом 1939 года нам бы пришлось в одиночестве вести войну на два фронта: против фашистской Германии на западе и против открыто напавшей на нас в районе реки Халхин-Гол Японии – на востоке. Теперь же советская граница отодвинута далеко на запад, что дает нам возможность, в случае нападения, развернуть наши вооруженные силы и вести военные действия вдали от жизненно важных центров страны. Разгром же Японии на Халхин-Голе существенно умерил воинственный пыл японских самураев, которые заключили с нами договор о нейтралитете.

Таким образом, заключение договора о ненападении с Германией было правильным политическим шагом с нашей стороны. Он дал необходимую передышку для более лучшей подготовки страны к обороне, позволил расколоть направленный против нас мюнхенский фронт империалистов в лице Германии, Италии, Англии и Франции и стоящих за их спинами США. В результате общего похода империалистических держав против СССР не получилось. Это главный результат.

Чем же объяснить то обстоятельство, что вторая мировая война началась, вопреки надеждам англо-американских правящих кругов, не нападением Германии на Советский Союз, а как схватка между империалистами Германии, с одной стороны, и империалистами Англии, Франции и стоящими за их спиной монополистами США? Во-первых, это объясняется прежде всего объективными межимпериалистическими противоречиями. Борьба монополий за рынки сбыта и источники сырья, обеспечение наивысших прибылей оказались практически сильнее, чем противоречия капиталистического мира с Советским Союзом – со страной нового общественного и государственного строя. Англо-американский империализм не мог уступить своим конкурентам в лице Германии и Японии господство над капиталистическим миром. Во-вторых, это объясняется тем, что правящая клика фашистской Германии не может не учитывать известных уроков первой мировой войны: она всячески стремится избежать войны на два фронта и разбить своих противников поодиночке. Поскольку они считали, что Англия и Франция – более слабый противник, чем СССР, решили начать с них. Известно, например, что Англия к моменту нападения на нее Германии имела на Британских островах всего 20 тысяч обученных солдат, 200 пушек и 50 танков. В-третьих, если и решатся гитлеровцы напасть на Советский Союз, то сделают это только лишь после того, как подчинили себе Западную Европу, поставив на службу германскому империализму все ресурсы европейских стран, коренным образом укрепив и усилив военное могущество Германии. В общем обстановка крайне сложная, и нам не следует забывать слова великого Ленина, что мы всегда от всякого нашествия на волосок. В то же время следует помнить, что нам следует трезво учитывать бешеные метания мировой буржуазии и не давать англо-американским поджигателям войны возможность загребать жар чужими руками…

…Тогда подведем некоторые итоги. Период с 1939 года по 1941 год подтвердил правильность взятого курса партии на всемерную подготовку страны к обороне. Мы создали мощную экономическую базу для отпора агрессии – это, во-первых. И теперь подготовка к обороне нашей страны проводится на прочной экономической основе, созданной в ходе успешного выполнения пятилетних планов.

В результате, если в течение 1913 года накануне первой мировой войны в царской России было произведено 4 миллиона 220 тысяч тонн чугуна, 4 миллиона 230 тысяч тонн стали, 29 миллионов тонн угля, 9 миллионов тонн нефти, 21 миллион 600 тысяч тонн товарного зерна, 740 тысяч тонн хлопка-сырца, то в 1940 году в нашей стране было произведено 15 миллионов тонн чугуна, то есть почти в 4 раза больше, чем в 1913 году, 18 миллионов 300 тысяч тонн стали, то есть в 4 с половиной раза больше, чем в 1913 году, 166 миллионов тонн угля, то есть в 5 с половиной раз больше, чем в 1913 году, 31 миллион тонн нефти, то есть в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году, 38 миллионов 300 тысяч тонн товарного зерна, то есть на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 году, 2 миллиона 700 тысяч тонн хлопка-сырца, то есть в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году. Это поистине историческое превращение было проделано в баснословно короткие сроки, в течение трех пятилеток, начиная с 1928 года – первого года первой пятилетки. До этого срока страна восстанавливала разрушенную промышленность и залечивала раны, полученные в результате первой мировой и гражданской войн. В настоящее время по объему промышленного производства мы занимаем первое место в Европе и второе место в мире. Благодаря объективным преимуществам социалистического способа производства над капиталистическим, преимуществам социалистической экономики, умелому их использованию мы стали великой индустриальной державой за 13 лет, да еще в условиях враждебного капиталистического окружения. Срок просто фантастический. Известно, что Англии для этого потребовалось 150 лет, а США – 80.

Проявляя повседневную заботу о вооруженных силах, мы воспитали сильную и боеспособную армию, подготовили ее к обороне страны – это, во-вторых.

История учит, что когда об армии нет должной заботы, и ей не оказывается моральная поддержка, появляется новая мораль, разлагающая армию. К военным начинают относиться пренебрежительно, что всегда приводит такую страну и такой народ к катастрофе. Армия должна пользоваться исключительной заботой и любовью народа и правительства – в этом величайшая моральная сила армии. Армию нужно лелеять. В этом залог успеха, в этом залог победы.

В своем докладе товарищ Жуков упустил один очень важный вопрос – усиление партийного влияния в советских вооруженных силах. В ходе подготовки страны к обороне Политбюро ЦК ВКП(б) приняло ряд важных решений по этому вопросу: «О приеме красноармейцев в партию», «О работе среди комсомольцев РККА», «Об отборе 4000 коммунистов на политработу в РККА».

К началу 1941 года в Красной Армии и на Флоте находилось 560 800 коммунистов – 15 % всего состава партии. Коммунисты составляли 12,7 % личного состава армии и флота. Комсомольцев в армии и флоте насчитывается более 2 миллионов – это пятая часть комсомола. Члены ВЛКСМ составляют почти 40 % всего личного состава армии и флота. Таким образом, 52,7 % наших вооруженных сил составляют коммунисты и комсомольцы, что несомненно, если придется воевать, обусловит невиданную в истории стойкость и боеспособность Красной Армии и Красного Флота.

Командующие войсками округов и армий – это на 100 % исключительно опытные в военном отношении генералы – участники гражданской войны, служащие в вооруженных силах не менее 20 с лишним лет. 89 % командующих войсками, 53 % членов военных советов округов, 71 % командующих армиями, 65 % членов военных советов армий, 88 % начальников штабов округов и 100 % начальников штабов армий имеют высшее военное образование.

Однако, говоря о недостатках, нельзя не отметить, что товарищ Жуков прав: часть наших беззаветно преданных Родине командных кадров – люди молодые, недавно выдвинутые на командные должности, не имеющие достаточного военного опыта. В ходе своевременного и правильного очищения наших вооруженных сил от проникшей в них иностранной агентуры товарищ Ворошилов и его заместители по Наркомату обороны явно перестарались. Доверившись «информации», которую получали от бывшего наркома НКВД Ежова, уволили из вооруженных сил около 40 тысяч опытных командиров якобы за политическую неблагонадежность. Большинство было уволено под прикрытием ставших модными лозунгов: за связь с врагами народа или за потерю бдительности. Достаточно было НКВД СССР установить, что среди знакомых военнослужащего или среди тех, с кем он повседневно общался по службе, оказался разоблаченный агент иностранной разведки, чего он, конечно, не знал и знать не мог, чтобы такого командира немедленно увольняли из вооруженных сил.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5