Полная версия
Бузовьязы. Страницы истории
После русских завоеваний XVI века территория современного Башкортостана оказалась в составе Российского государства. Известно, что территория края в XVI-XVIII веках входила в состав Минской родоплеменной волости, т. е. на данной территории проживало племя Мин. С присоединением Башкирии к Русскому государству край вошел в состав Казанской и Ногайской дорог Уфимского уезда (Уршак-Минская волость). Позднее, в связи с изменениями границ, введением губернского деления, Уршак-Минская волость входила в состав Уфимской провинции, Стерлитамакского уезда Оренбургской (образован в 1744 году), а с 1865 года – Уфимской губернии (Шмитовская, с 1914 года Ново-Андреевская волость Стерлитамакского уезда). С 1919 года селения нынешнего Кармаскалинского района входят в состав БАССР. В 1920-е годы Бузовьязы находились в составе Уршак-Минской волости Стерлитамакского кантона. В 1930 году в ходе районирования село стало центром Бузовьязовского сельсовета Кармаскалинского района. С 1935 по 1956 год селение было центром Бузовьязовского района. После ликвидации Бузовьязовского района селение было включено в Кармаскалинский район.
После присоединения Башкирии к Российскому государству в середине XVI века русский царь пожаловал новых поданных тем землями, которые они занимали в момент присоединения. Правда, здесь следует учитывать тот факт, что процесс "присоединения" растянулся до первой трети XVII века, то есть до времени ногайско-калмыцких столкновений на Южном Урале и ухода основной массы ногайских племен за Волгу. В шежере племени Мин говорится, что это племя признало власть русского царя при их бие Канзафаре, в 1554-1555 годах. В то же время, по грамотам XVII века видно, что сыновья участников посольства минских башкир к русскому царю проживали еще в 1671 году. Из этого вытекает, что сам князь Канзафар и другие участники посольств жили в конце XVI – первой половине XVII века.
Башкиры и пришлые люди (татары, марийцы, чуваши, казахи, удмурты), попавшие в ряды башкир, то есть включенные в "башкирское сословие", за "пожалованную" землю обязаны были платить ясак (пушниной, медом). Так же как "исстари" они платили казанским ханам и ногайским биям, нести военные, подводные и другие повинности. Видимо, со времен Казанского ханств осталось и территориальное деление волости (по-татарски "ил"), когда территория нынешней Северо-Западной и Западной Башкирии входила в состав "Беловоложской земли" Казанского ханства.
Земли Минской волости располагались по рекам Белой, Деме, Уршаку. Помимо этого по р. Мензеля Мензелинского уезда располагалась Сарали-Минская волость. На территории Минской волости в настоящее время располагаются Благоварский, Альшеевский, Аургазинский, Бакалинский, Бижбулякский, Буздякский, Давлекановский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Миякинский, Стерлитамакский, Туймазинский, Уфимский, Чишминский районы. Иными словами, можно сказать, что Минская волость была крупнейшей волостью Уфимского уезда. В 19 веке во время межевания за всеми минскими волостями насчитывалось 1 074 578 десятин (без Мензелинского уезда)12.
По мнению Г.Н. Потанина, люди племени Мин (Минг) являются потомками монгольского народа Мынг, известного позднее как Мингат. Уфимский этнограф Р.Г. Кузеев также утверждает, что "Минтаг" является формой множественного числа этнонима "Минг"13.
Известно, что в XV – XVI веке территория нынешней Башкирии входила в состав Казанского ханства и Ногайской орды. А территория будущей казанской дороги входила в состав Ногайского юрта Казанского ханства и была как бы под двойной юрисдикцией этих двух государственных образований.
Именно на территории Минской волости располагалась ставка (город) ногайского хана. В "преданьях старины глубокой" говорится, что последним владетелем этого горда на месте нынешней Уфы был ногайский хан Тиря (Тюря) баба Тюклас14. В то же время родословная башкир и тептярей деревень Сарайлы-Муталыпово, Балышлы (ныне входят в состав Благоварского района РБ) и ряда других селений восходит к Тюкласу и золотоордынскому эмиру Идигею (Едигею) через князя Канзафара, принявшего российское подданство15. Помимо этого известно, что доминирующей силой в Ногайской орде являлись мангыты, да и сам эмир Идигей и его потомки являлись мангытами. Это позволяет предположить идентичность мангытов Ногайской орды и башкир-минцев Уфимского уезда. В 1600 году упоминается башкирский татарин Минской волости Мангутай16. В прошении поверенного Чубиминской волости Билала Ногайбекова говорится о том, что "предки наши башкирцы, производящие от княжества и тарханства татарского, в разных бывшей Казанской, а ныне Оренбургской губернии местах жалованы землями и другими угодьями…17» После завоевания Казанского ханства Московским государством роль сюзерена этих краев перешла в руки Российского государства и той же Ногайской орды18. Платеж местным населением ясака как русской администрации, так и ногайским владетелям зафиксирован и в русскоязычных источниках. Так, в грамоте, датированной 1643 годом, говорится, что "ногайские мурзы… от Уфы кочевали днищах в трех и в четырех и менши по Деме и по Уршаку рекам". Далее отмечается, что при царях Федоре Ивановиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском ногайцы "Уфинсково уезду з башкирцев имали ясак лисицами и куницами и бобрами и всякою рухлядью."19 об этом же свидетельствует и взимание ясака с башкир Минской волости как в Уфу, так и в Казань20.
Основу экономики жителей современной центральной Башкирии ко времени подчинения Российскому государству составляло полукочевое скотоводство. Но это не говорит о том, что минцы не знали земледелия. Еще предки ногайской татар половцы при своих городках занимались земледелием. Да и в Ногайской орде было известно земледелие. Так, в своем челобитье за 1690 год башкиры Минской волости Емашка Маметкулов "с товарыщи" жалуется на Тимофея Рукавишникова, "насильством" поселившегося в их вотчине и травившего "всякой хлеб скотиною"21. Во многих документах упоминаются "пашенные земли" минцев22. Но все же главной отраслью хозяйств минцев оставалось скотоводство. Даже ко времени 1840 годов, когда большинство кочевых угодий было захвачено или же куплено пришлыми русскими помещиками, количество скота на двор у башкир в деревне Караякупово оставалось высоким. Так, в 55 дворах башкир-караякуповцев было до 500 лошадей, 220 голов крупного рогатого скота, 180 овец, 200 коз, то есть 20 голов скота на двор. Высокой в это время была обеспеченность скотом и в селениях припущенников Минской волости. Так, у башкир-припущенников деревни Сабырово (ныне Кармаскалинский район РБ), потомков татарского князя, выходца из Свияжского уезда Умряса мурзы Ямметова сына князя Ишеева, на 11 дворов (27 мужчин и 15 женщин) имелось 33 лошади, 31 голова крупного рогатого скота, 50 овец, 40 коз23. В среднем на один двор приходилось 14 голов скота. Для обеспечения скота кормом широко применялось сенокошение. Благо долины рек Белой, Демы, Уршака и других мелких речек изобиловали заливными лугами.
Значительную роль в экономике занимали охота, рыболовство и бортничество. В документах XVII – XVIII веков часто упоминаются "звериные ловли", "бобровые гоны" и "бортные ухожья". Именно в основном куницами, бобрами и лисицами уплачивается ясак. Так, к 1694 -1695 годам вся Минская волость должна была уплачивать в казну в Уфе 180 куниц и два бобра, кроме того, на них же было 32 куницы "казанского ясаку"24.
Кроме куниц и бобров ясак выплачивался и медом. В различных документах, касающихся Минской волости, часто упоминается "медвяной" или же "медяной" ясак. Деды и отцы башкира Минской волости Уразая Булашева платили в казну "сам пять восемь куниц да полбатмана меду"25. Важной отраслью хозяйства бортничество (пчеловодство) оставалось и в XIX веке. К 1839 году у башкир деревни Караякупово имелось 240 ульев и 10 бортей, а у тех же сабыровцев на 11 дворов было 29 ульев26.
О значительности рыбной ловли свидетельствует такой факт. В результате спорного дела о рыбных ловлях на реке Деме воеводской администрацией в 1685 году было арестовано три воза рыбы, выловленных уфимским пушкарем Пушкаревым27. Рыбу ловили неводами и перевесами.
Население Минской волости в XVII веке было довольно многочисленным сравнительно с другими волостями Уфимского уезда. В конце XVIII века (на 1795 год) численность минцев составляла 6101 душу мужского пола (без учета башкир Сарайли-Байлярской волости Мензелинского уезда), и, видимо, с учетом и женского населения численность этой группы населения достигала 13-15 тысяч человек28.
Какими же были населенные пункты минцев? Известно, что они существовали и в период Казанского ханства и Ногайской орды. Так, ставка ногайского хана Тюря баба Тюкляса, известного также как Тура (Туря) хан, на месте нынешней Уфы занимала территорию в несколько верст29. Один из первых исследователей Башкирии П. И. Рычков утверждал, что территория этого города составляла «по длине верст на десять»30. Сохранился и мавзолей Тура хана вблизи поселка Чишмы. Из населенных пунктов Минской волости в XVII веке (на 1659 год) нам известны, к примеру, деревни Караабызово и Якшиваново31. В основном, видимо, существовали недолговременные населенные места из-за полукочевого хозяйства, но в первую очередь из-за внешней угрозы. Архивные материалы XVII века пестрят упоминаниями о военных столкновениях с калмыками. Так, во второй половине XVII века башкир Минской волости Токпай Юзекеев за свои службы и за пребывание в калмыцком плену («полонное терпенье») был жаловал в тарханы32. От тех же калмыков пострадал башкир той же дороги Уразай Булашев. В ходе воинских набегов калмыков была взята в плен его жена, ранен его сын, а «юртишко разорили без остатку»33.
В основном формирование населенных мест на территории края приходится на первые три четверти XVIII века. Одной из самых первых деревень служилых татар (мещеряков) на землях Минской волости стала деревня Тимкино нынешнего Кармаскалинского района. По материалам переписи населения 1720 года, в селении жили два семейства служивых мещеряков, переселившихся из деревни Богданово Кощи (ныне в Балтачевском районе РБ). Мещеряки деревень Сафарово, Термы, Калмаш (ныне Чишминский район РБ) перешли на земли Чуби-Минской волости в 1746 году. Служивые татары деревни Биштяки (ныне Шаймуратово) были припущены башкирами Минской волости в 1755 году. Еще до 1720-х годов возникла деревня Адзитарово, основанная тептярями. Позднее в этом селении поселились мещеряки. 17 января 1757 года башкир Уршак-Минской волости Аскар Юлумбетев из деревни Мрясево «дал запись тое дороги деревни Мукминевы служивым мещерякам Курбанаю Газееву с товарищами, припустил его, Курбаная с товарищами, где прежде была деревня Бурзянова, жить, землю пахать»34. На этой земле возникла деревня Курманаево. В наших краях довольно много деревень, в которых проживали мишари. Среди них можно назвать деревни Адзитарово (в 1834 году проживало 510 мещеряков), Тукаево (в 1834 году – 694 мещеряка), Муксиново (87 мещеряков), Султанмуратово (526 мещеряков) и многие другие35.
Жили здесь и ясачные татары, чуваши и марийцы, вошедшие позднее в сословие тептярей. К 1720 году на Ногайской дороге Уфимского уезда известны следующие тептярские населенные пункты:
Колюбаево (на р. Деме). Ясачные татары. 17 дворов, 49 душ мужского пола. Ясак бобыльский: от 17 дворов – по 13 алтын 2 деньги. Платили также подымные, ямские, полоняные (от слова «плен») деньги.
Елангачево (на р. Деме). Ясачные чуваши. 9 дворов, 28 душ. Ясак бобыльский: от 6 дворов – по 13 алтын, 2 деньги. От 2-26 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Ногаево. Ясачные татары. 8 дворов, 21 душа. Ясак бобыльский: от 3 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 2-13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 3 дворов ясак не платят.
Сартово (на р. Узе). Ясачные татары. 1 двор, 1 душа. Ясак бобыльский: 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Игень (на р. Игень). Ясачные татары. 1 двор, 3 души. Ясак тептярский: 25 алтын. Подымные.
Ногаево. Ясачные мари. 4 двора, 11 душ. Ясак бобыльский: от 1 двора – 5 алтын, от 1-8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 2 дворов ясак не платят.
Тлешево (на р. Нияз). Ясачные татары. 5 дворов, 21 душа. Ясак бобыльский: от 2 дворов – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 1 рубль 6 алтын 4 деньги, от 1 – 6 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Ильтуганово (на р. Уршак). Ясачные горные татары36. 8 дворов, 14 душ. Ясак бобыльский: от 1 двора – 16 алтын 4 деньги, от 5 – 26 алтын 4 деньги, от 2 – 13 алтын, 1 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Тимошкино (на р. Уршак). Ясачные чуваши. 7 дворов, 18 душ. Ясак бобыльский: от 1 двора – 26 алтын 4 деньги, от 4 – 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 2 дворов ясак не платят.
Тимкино (на р. Уршак). Ясачные татары. 7 дворов, 21 душа. Ясак бобыльский: 5 дворов – 13 алтын, 2 деньги, от 1 – 10 алтын, от 1 – 26 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Елмантаево (на озере Бобровом). Ясачные татары. 20 дворов, 52 души. Ясак бобыльский: от 5 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 8 – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 25 алтын. Подымные, ямские, полоняные. Ясак тептярский: от 2 – 13 алтын 2 деньги. Подымные. С 4 дворов ясак не платят.
Чензеул (на озере). Ясачные татары. 7 дворов, 17 душ. Ясак бобыльский: от 2 дворов – 13 алтын 2 деньги, от 2 – 8 алтын 2 деньги, от 3 – 26 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Васильево (на р. Юрмаш). Ясачные татары. 13 дворов, 42 души. Ясак бобыльский: от 1 двора – 16 алтын 4 деньги, от 4 – 26 алтын 4 деньги, от 3 – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 4 дворов ясак не платят.
Красный Яр (на р. Белой). Ясачные татары. 11 дворов, 27 душ. Ясак бобыльский: от 10 дворов – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 26 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Ширеево (на р. Белой). Ясачные татары. 10 дворов, 29 душ. Ясак бобыльский: от 4 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 5 – 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские. С 1 двора ясак не платят.
Багашево (на озере Кряс). Ясачные мари. 6 дворов, 15 душ. Ясак бобыльский: от 1 двора – 26 алтын 4 деньги, от 4 – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Аскын (на р. Касын). Ясачные мари. 15 дворов, 28 душ. Ясак бобыльский: от 5 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 2 – 13 алтын 2 деньги, от 6 – 16 алтын 4 деньги, от 1-8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
18
. Бакралы (на р. Бакралы). Ясачные татары. 27 дворов, 52 души. Ясак бобыльский: от 6 – 26 алтын 4 деньги, от 10-13 алтын 2 деньги, от 2 – 11 алтын 4 деньги, от 2 – 16 алтын 4 деньги, от 2 – 8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 5 дворов ясак не платят.
Елим (на р. Елим). Ясачные татары. 20 дворов, 32 души. Ясак бобыльский: от 13 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 4 – 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 3 дворов ясак не платят.
Бурлы (на р. Бурле). Ясачные татары. 17 дворов, 32 души. Ясак бобыльский: от 3 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 9 – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 16 алтын 4 деньги Подымные, ямские, полоняные. С 4- дворов ясак не платят.
Курмантаево (на р. Белой). Ясачные татары. 11 дворов, 20 душ. Ясак бобыльский: от 9 дворов – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 16 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Леканда (на р. Леканде). Ясачные татары. 10 дворов, 26 душ. Ясак бобыльский: от 2 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 4 – 13 алтын 2 деньги, от 2 – 8 алтын 2 деньги, от 1 – 20 алтын. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Сасыкуль (на оз. Сасыкуль). Ясачные татары. 5 дворов, 10 душ. Ясак бобыльский: от 2 дворов – 6 алтын 4 деньги, от 2 – 26 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Урунды (на р. Урунде). Ясачные татары. 4 дворов, 8 душ. Ясак бобыльский: по 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Акеево. Ясачные мари. 9 дворов, 39 душ. Бобыльский ясак: с 2 дворов – по 13 алтын 2 деньги, от 4 -26 алтын 4 деньги, от 2 – 8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Новая (на р. Юрмаш). Ясачные татары. 10 дворов, 27 душ. Ясак бобыльский: от 2 дворов – 26 алтын 4 деньги, от 1 – 5 алтын, от 1 – 10 алтын, от 1 – 6 алтын 4 деньги, от 3 – 13 алтын 2 деньги, от 1 – 8 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 1 двора ясак не платят.
Козенбаево (на р. Тауш). Татары. 2 двора, 7 душ. Ясак бобыльский: от 2 дворов – по 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Безсоново (на р. Тауш). Ясачные татары. 1 двор, 5 душ. Ясак бобыльский: 13 алтын 2 деньги. Подымные, ямские, полоняные.
Бибахтино. Ясачные мари. 12 дворов, 28 душ. Ясак бобыльский: от 2 дворов – 16 алтын 4 деньги, от 3 -13 алтын 2 деньги, от 1 – 8 алтын 2 деньги, от 3 – 6 алтын 4 деньги. Подымные, ямские, полоняные. С 3 дворов ясак не платят.
Ямская (на р. Белой). Ясачные татары. 20 дворов, 60 душ. Ясак не платят.
Итого: мари 121, татар 577, чувашей 46. Всего 30 деревень37
Земли в бассейне реки Уршак стали и одним из центров помещичьего землевладения на территории современного Башкортостана. Имея у себя большие земельные площади, башкиры Уршак-Минской волости стали продавать свои земли и российскому дворянству. Так, по записи от 14 декабря 1790 года, вотчинники-башкиры команды старшины Усмана Ибрагимова продали свои земли за 200 рублей в районе вершины речки Бузовьязы и речки Уяш-Язы полковнику Андрею Иванову сыну фон Шмидт (немцу по происхождению; фамилия его в некоторых документах писалась как Шмит). А. И. фон Шмидт, видимо, служил в Оренбургской губернии долгое время, так как он упоминается в одном из документов еще в 1773 году. На приобретенной земле А. И. фон Шмидт вскоре поселил крепостное население в основанном им сельце Андреевка (или же Ново-Андреевка). В 1795 году в этом сельце в шести дворах проживало 50 крепостных крестьян (20 мужчин и 30 женщин). При селении во владении «полковника и кавалера Андрея Иванова Шмидта» было 2585 десятин земли38.
Приобретались российским дворянством земли в Стерлитамакском уезде и позднее. Так, 28 января 1809 года башкиры Уршак-Минской волости по купчей продали часть своих земель в вечное владение губернской секретарше М. Островской за 500 рублей. 8 августа 1816 года башкиры той же волости продали часть своих земель в вечное владение коллежскому секретарю Михаилу Иванову сыну Князеву за 2000 рублей и т.д.39 В основном же формирование населенных пунктов края завершилось к концу XIX века.
До XVI-XVII веков население Северо-Западной и Западной Башкирии было относительно однородным. Основную часть населения составляли башкиры. Положение стало меняться сразу после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным. В. Н. Витевский об этом писал так: «Вскоре по завоевании Казани… многие из казанских татар и других инородцев, обитавших в пределах нынешней Казанской губернии, удалились в Башкирию и поселились в окрестностях нынешней Уфы, особенно в лесах и по берегам рек»40.
Особенно большой размах приобретает переселенческое движение нерусского населения Поволжья в Башкирию, начиная со второй половины XVII века, что было связано с увеличением различных повинностей нерусского населения и политикой насильственной христианизации, проводимой царизмом. По подсчетам Н. А. Фирсова, за период с 1678 по 1710 год с территории Казанской губернии убыло в 184416 дворов. С 1710 по 1714 год с территории Казанской губернии убыло еще 35215 дворов. Большинство из них перебралось на территорию Уфимского уезда41. Переселенцы (мишари, служилые и ясачные татары, черемисы (марийцы), чуваши, удмурты и другие) оседали на башкирских землях на основе припуска, т. е. они становились припущенниками башкир.
Наши предки мишари (мещеряки) на территории Башкирии появились, по некоторым данным, с конца XVI века. Само название «мишари», «мещеряки» связано с названием местности, с древней исторической областью Мещера в районе р. Ока, в XIV веке эта местность располагалась в пограничье с Нижегородским княжеством. То есть это такой же политоним, как и «алаторцы», «казанцы», «поморы». Таким образом, наименование «мишари» является вторичным по сравнению с этнонимом «татары».
Еще со времен Волжской Булгарии на службу к русским князьям стали отходить те или иные представители феодальной верхушки этого государственного образования. Приток на службу к русским князьям новых волн тюркских феодалов связан с возникновением на территории Дешт-и-Кыпчака (современных южнорусских степей) и сопредельных территориях новой империи Чингисидов – Золотой Орды. Именно с этого времени начинает распространяться среди народов Европы новый этноним – «татары».
Наименование «татары» известно в исторических анналах издавна – еще в VII-VIII веках нашей эры они упоминаются в рунических надписях Тюркских каганатов. Наибольшую известность татары получили в XII веке, когда создали мощное племенное объединение, боровшееся за гегемонию в степях с монгольскими племенами Чингисхана. О татарах и монголах оставлено много свидетельств путешественников, дипломатов, царедворцев. Рашид-Ад-Дин о татарах писал так: «Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем»42. После поражения от войск Чингисхана татары были включены в монгольскую державу. В составе монгольских войск с боями прошли Азию и пол-Европы. Голландский монах Гильом Рубрук, побывавший в Монгольской державе, о монголах писал, что они «не желают именоваться христианами, желая свое название, то есть Моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и татарами. Ибо татары были другим народом». Характеризуя татар, Рубрук пишет, что они жили рядом с монголами и способствовали возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед… и отсюда распространилось их имя»43. Венгерский же миссионер Юлиан о монголах пишет так: «Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способных к бою, оставляют для обработки земли… и обязывают тех людей впредь именоваться татарами»44. Таким образом можно констатировать, что наименования «монголы» и «татары» принадлежали разноэтничным народам.
Видимо, тюрки-татары составляли подавляющую часть войска хана Вату, монгольская же элита была чрезвычайно малочисленна. В завоеванных причерноморских, прикаспийских степях, Волжской Булгарии население было таким же тюркским и языкового барьера практически не существовало. Арабский историк Ал-Омари в XIV в., описывая Золотую Орду в своей книге «Пути взоров по государствам разных стран», писал: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными.
Потом Татары смешались и породнились с Кипчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами Татар и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного с ними рода»45. С этого времени все тюркские племена Дешт-и-Кипчака (кипчакские степи) стали именовать себя «татарами». Тот же Рашид-Ад-Дин по этому поводу писал: «Вследствие силы и могущества татар… (ныне) в стране киргизов, коларов и башкир в Дешт-и-Кипчаке, в северных (от него) районах… все тюркские племена называют татарами»46.
В первую очередь «татарами» себя стремились называть представители той или иной племенной знати, тем самым причисляя себя к могущественным завоевателям. Все «татарское» в себе становится с этого времени престижным. Среди православного населения вплоть до XVII века встречаются тюркские или же мусульманские имена. Даже среди Рюриковичей они встречаются. Среди князей Белозерского княжества известен князь Ахметек Сугорский47. Многие русские княжеские и боярские роды начинают возводить свои генеалогии к тем или иным мифическим татарским мурзам и царевичам. Татарами начинают считать себя и привилегированные слои других народов, подвластных золотоордынским ханам, в частности мордовские князья и старшины. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что «татары» для времен Золотой Орды и постзолотоордынских государств (Казанское, Касимовское, Сибирское и Астраханское ханства, Ногайская орда, Наровчатское (Мещерское) княжество) – это прежде всего военно-служилое сословие, вбиравшее в себя не только собственно татар, но и мордву, кыпчаков (половцев), башкир и т. д. Подобное положение сохранялось какое-то время и после присоединения постзолотоордынских государств к Московскому царству.
С образованием Золотой Орды в этом государстве образовалась улусная (областная) система. Во главе каждого улуса был поставлен тот или иной представитель династии Чингисидов. Вместе с ним в подвластном ему улусе обосновывалась и его свита, воинские отряды. Одним из таких улусов был Улус Мухша, вбиравший в себя территории с мордовским ясачным населением, в том числе и Мещерский край. Именно с территорией Улуса Мухша (Мещерского края) связано появление мещерякского (мишарского) сословия. Русские стали называть выходцев из этой местности «мещеряками», «мещерянами», хотя те и продолжали именовать себя татарами, служилыми татарами.