
Полная версия
Тайны старого подвала
СКАЗКА О БРАСЛЕТАХ ЗАБЫТА, ЗАТО ПОМНЯТ ОБ ОЗЕРЕ, О ПЛЫВУЩИХ ПО ОЗЕРУ ЛЕБЕДЯХ, О КРАСИВОМ ТАНЦЕ, КОТОРЫЙ В ДАВНИЕ-ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И ДОЛЖЕН БЫЛ ПОСЛЕ КРАСИВЫХ ВЗМАХОВ РУКАВАМИ И СВЯЩЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ ВЫЗВАТЬ ОЗЕРО С ЛЕБЕДЯМИ, А ПОПРОСТУ – ДОЖДЬ И ХОРОШИЙ УРОЖАЙ.
– А кто-нибудь сделал эти браслеты? – спросил Вовка, когда Николай Андреевич закрыл тетрадь.
– Да, Вовка, кто-то сделал. Они лежат на второй полке слева.
– Правильно, дедушка, ты сказал. Вот они. Их сделал… Сделала Нина Затынайченко из 5 класса. – Вовка принес их и показал директору музея. – Алюминий? – спросил он.
– Нет, Вовка. Жесть. Обыкновенная жесть. А рисунки нанесены краской по металлу.
Мальчик долго рассматривал волшебные знаки, а потом отнес их к другим волшебным вещам, историю которых разгадал Николай Андреевич. Старик посмотрел на часы, что стояли на камине и ахнул:
– Бог мой! Да ты сегодня задержался! Мама будет ругаться!
– Пойдем, дедушка! – согласился Вовка.
…И вот он уже спешит через пустырь, думая о чудесных вещах в старом школьном подвале. И вдруг как молния мелькнула в голове фраза, которую сказал папа: "СКОРО, сынок, мы эту школу снесем!" А как же подвал? А чудеса? А директор?
Строительно-монтажное управление, где работал папа, было недалеко, в конце пустыря. Оно и разместилось здесь потому, что ожидалось большое строительство. Вовка взбежал по ступенькам к застеклённой двери-входу, вбежал внутрь здания, поднялся на второй этаж и, запыхавшись, подбежал к тете Паше, которая всегда сидела за столом у обитой кожей двери.
– Тетя Паша, мой папа у себя?
– Да что ты, сынок, так разволновался, – пожалела она мальчика. – Сядь, отдохни.
– Теть Паш, мне некогда. Мне надо уроки учить и папу увидеть.
– Нет твоего папы, Вовочка, на объект уехал. Сказал – до вечера не вернется.
– Эх! – разочарованно махнул рукой мальчик и, не попрощавшись с тетей Пашей, побрел к выходу.
Глава десятая
Вечером, когда папа пришел с работы, пообедал и прилег отдохнуть, Вовка, как это часто делал, лег рядом с ним и стал тереться об его колючую щеку. Если отец устал и хотел немного вздремнуть, он никак не отзывался на Вовкины ласки, а если не слишком утомился и склонен был поговорить, спрашивал: "Ну что нового, сынок?"
Сегодня отец взъерошил льняные волосенки сына, прижал к себе его податливое тело и сказал: "Ну, рассказывай!"
Но Вовка ничего не стал рассказывать, а спросил:
– Папа, а вы будете ломать твою школу?
– Будем, сынок.
– Скоро?
– Наверное, скоро. Я и так долго откладывал.
– Папа, а ты знаешь, что там директор живет?
– Какой директор?
– Твой, директор, папа, только он совсем не злой.
– А ты откуда знаешь?
– Я с ним разговаривал.
– Отец даже привстал на локте: "Не может быть!”
– Правда, папа. Его зовут Николай Андреевич, и он сторожит музей.
– Какой еще музей?
– Музей волшебной сказки. И твой летучий корабль сторожит.
– Какой летучий корабль? Что-то я ничего не пойму.
– Он висит на ниточке в кабинете у директора. Он весь желтый, а внутри, под алыми парусами, семь храбрецов сидят.
– Постой, постой… Ты хочешь сказать, что мой летучий корабль. Я его сделал в шестом классе. Что, он сохранился?
– Конечно, папа! Ты так красиво его сделал!
– И директор сторожит, значит.
– Да, папа. У него музей в кабинете, а еще больше музей – в подвале.
Отец свесил ноги с кровати и стал искать домашние туфли. Только они никак не находились. Он елозил ногами по коврику совсем рядом с туфлями, но не видел их. Он думал о том, что рассказал сын.
Вовка спрыгнул на пол, одел на папины ноги туфли и смотрел снизу вверх на растерянное папино лицо.
– Что же делать, сын? – спросил он у Вовки как у взрослого.
– Подождать, – просто ответил мальчуган.
– А чего ждать?
– Пока что-нибудь не случится…
– Ты совсем заморочил мне голову! – наконец пришел в себя отец. – Тебя послушать, так можно поверить чёрт знает во что! – Он посадил сына рядом с собой на кровать – Разве это серьезно, жить в доме, который собираются ломать?
Вовка пожал плечами.
– Разве серьезно сторожить детские поделки?
Вовка молчал.
– А вдруг бы ты не сказал мне ничего, я послал бы трактор с огромным шаром и он похоронил бы директора под развалинами, а? Ты подумал, что было бы со мной?
– Но я же сказал!
– А мог бы и не сказать… – Он помолчал, прижимая к себе сына и потом сказал. – Знаешь, что мы с тобой сделаем? Мы пойдем к нему в гости!
Вовка захлопал в ладоши.
– Когда ты снова его увидишь, передай от меня привет и скажи, что я навещу его.
– А сказать, что это твое СМУ будет школу ломать?
– Нет, Вовка, пока не говори. Я сам скажу. Ну а сейчас встаем и пойдем маме помогать!
…И вот Вовка снова в гостях у старого директора. Тот очень рад маленькому другу. Кипит самовар, на тарелочке бутерброды и печенье, в вазочке – мед.
– А ну-ка покажи свой дневник! – вдруг сказал директор.
Мальчик вынул его из портфеля и подал. Старик стал медленно перелистывать дневник и бормотал при этом: "Отменно! Отменно! Четыре и пять. Не опускаешься до презренных троек… – Он вернул дневник. – Я хотел проверить, не помешало ли учебе наше знакомство. Молодец! Не подвел, стало быть, я тебя. А я уж думал позаниматься с тобой! Ну вот и чай готов! – Николай Андреевич разлил по чашкам кипяток, добавил заварки, сыпанул сахару, и они одновременно пригубили чашки.
Некоторое время они пили молча. Вовка то и дело поглядывал на старика. Но тот деловито пил и делал вид, что не замечает мальчишеского нетерпения. Наконец, он сделал последний глоток и посмотрел на Вовку: "Тебе подлить?”
– Нет, не надо. Лучше расскажите что-нибудь… И вдруг он вспомнил отцовский наказ. – Николай Андреевич, а к вам скоро мой папа придет.
– Буду очень рад! – удивительно спокойно ответил Николай Андреевич.
– Он вас любит! – улыбнулся Вовка.
– Буду очень-очень рад, – повторил старик. – Для меня мои ученики – мои дети! Я их тоже очень люблю…
И тут Вовка понял, что директор разволновался. Он хотел сделать вид, что ничего необычного не услышал, а сам едва сдерживал слезы радости. – Знаешь что, Вовка, я снова захотел чаю… Тебе налить?
Они выпили еще по чашке, Николай Андреевич успокоился немного, вымыл посуду и стал искать свой портфель.
– Неужели я его опять забыл в подвале? Да что за напасть? – Он пересмотрел немногие вещи, что были в комнатке и сказал, – Придется нам опять спускаться в подвал.
– А я знаю, дедушка! – сказал Вовка. – Они хотят, чтобы вы читали в Музее, где лежат эти вещи… ну, про которые вы рассказываете.
– Может быть… – как-то быстро согласился старик и они стали собираться в подвал.
Глава одиннадцатая
…Камин не горел, но был плотно заряжен. Николай Андреевич разжег его, опустился в кресло, вынул из портфеля, который, конечно же, лежал под креслом, черную тетрадь.
– Итак, тайну пяти волшебных вещей ты узнал. В моем словарике разгаданы еще четыре. Ну-ка, принеси с третьей полки, вон там, возле башни, стрелу. Нашел?
– Нашел! – Вовка сбегал к камину и опустился на маленькую скамеечку, не выпуская стрелы из рук. Она была выкрашена красной краской, ее наконечник был сделан из кости, а оперение для нее подарила ворона.
– Ну, слушай! – он стал читать:
Каленая стрела«В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ ЖИЛ ДА БЫЛ ЦАРЬ С ЦАРИЦЕЮ; У НЕГО БЫЛО ТРИ СЫНА – ВСЕ МОЛОДЫЕ, ХОЛОСТЫЕ, УДАЛЬЦЫ ТАКИЕ, ЧТО НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬ. ВОТ КОГДА СЫНОВЬЯ СТАЛИ НА ВОЗРАСТЕ, ЦАРЬ СОБРАЛ ИХ И ГОВОРИТ:
– СЫНКИ МОИ ЛЮБЕЗНЫЕ, ПОКУДА Я ЕЩЕ НЕ СТАР, МНЕ ОХОТА БЫ ВАС ЖЕНИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ НА ВАШИХ ДЕТОЧЕК, НА МОИХ ВНУЧАТ.
СЫНОВЬЯ ОТЦУ ОТВЕЧАЮТ:
– ТАК ЧТО ЖЕ, БАТЮШКА, БЛАГОСЛОВИ. НА КОМ ТЕБЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО НАС ЖЕНИТЬ?
– ВОТ ЧТО, ДЕТИ МОИ МИЛЫЕ, ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ ПО СТРЕЛКЕ, ВЫХОДИТЕ В ЧИСТОЕ ПОЛЕ, НАТЯНИТЕ ТУГИЕ ЛУКИ И ПУСТИТЕ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ; НА ЧЕЙ ДВОР СТРЕЛА УПАДЕТ – ТАМ И СВАТАЙТЕСЬ».
ТАК НАЧИНАЕТСЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ, ЧТО УВОДИТ НАС СКАЗКА В ТЕ ДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА, КОГДА НЕ БЫЛО ЕЩЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, А ТУГОЙ ЛУК ДА БЫСТРЫЕ СТРЕЛЫ БЫЛИ ГЛАВНЫМИ ПОМОЩНИКАМИ В ОХОТЕ. ПРОИЗНЕСЕТ СЛАВЯНИН ОХОТНИЧИЙ ЗАГОВОР, СТРЕЛУ СВОЮ КАЛЕНУЮ ЗАГОВОРИТ, ТРАВОЙ-КОЛЮКОЙ ОКУРИТ, ТЕПЕРЬ НИ ОДНА ПТИЦА НЕ УБЕЖИТ ОТ НЕЕ, НИ ОДИН ЗЛОЙ КУДЕСНИК ОХОТЕ НЕ ПОМЕШАЕТ. ИДЕТ ОХОТНИК, ВЕТКИ ЛИСТВЕННЫЕ БЕСШУМНО РАЗДВИГАЕТ, СТАРИННУЮ ЗАГАДКУ ВСПОМИНАЕТ: "ДЕРЕВЯННАЯ ПТИЦА, КРЫЛЬЯ ПЕРЯНЫЕ, КЛЮВ ЖЕЛЕЗНЫЙ. ЧТО ЭТО?" И САМ ОТВЕЧАЕТ – СТРЕЛА. ИБО ОНА СЛОВНО ПТИЦА ЛЕТИТ, НА РАССТОЯНИИ РАЗИТ, КЛЮВОМ ЖЕЛЕЗНЫМ, КАК МОЛНИЯ, СВЕРКАЕТ.
С МОЛНИЕЙ СЛАВЯНЕ И СРАВНИВАЛИ СТРЕЛУ, СЧИТАЛИ ЕЕ ЗЕМНЫМ ПОДОБИЕМ ОГНЯ НЕБЕСНОГО И ДУМАЛ: КАК МОЛНИЯ В РУКАХ ПЕРУНА-ГРОМОВИКА ПРЕДВЕЩАЕТ ДОЖДЬ, А С НИМ УРОЖАЙ, ТАК И СТРЕЛА ОЗНАЧАЕТ СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ. С НЕЙ БЫЛИ СВЯЗАНЫ ВСЕ СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ СЛАВЯН. ПОТОМУ МОЛОДЫЕ ИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА И СТРЕЛЯЮТ ПЕРЕД СВАДЬБОЙ.
А НА СВАДЬБЕ, В ЧИСЛЕ БОГАТЫХ ПОДАРКОВ, БЫЛА И СТРЕЛА, РАСПИСАННАЯ КРАСКАМИ И УКРАШЕННАЯ ЛЕНТАМИ, И – ЗАГОВОРЕННАЯ КУДЕСНИКОМ! ДО НАШИХ ДНЕЙ ДОШЕЛ ЧУДЕСНЫЙ ЗАГОВОР, КОТОРЫЙ КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ ПОХОЖ НА СКАЗКУ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА":
"ВСТАНУ Я, РАБ БОЖИЙ, БЛАГОСЛОВЯСЬ, ПОЙДУ, ПЕРЕКРЕСТЯСЬ, ВО ЧИСТОЕ ПОЛЕ. СТАНУ НА ЗАПАД ХРЕБТОМ, НА ВОСТОК ЛИЦОМ, ПОЗРЮ-ПОСМОТРЮ НА ЯСНОЕ НЕБО: С НЕБА ЛЕТИТ ОГНЕННАЯ СТРЕЛА. ТОЙ СТРЕЛЕ ПОМОЛЮСЬ, ПОКОРЮСЬ, СПРОШУ ЕЕ: «КУДА ПОЛЕТЕЛА, ОГНЕННА СТРЕЛА?» – "ВО ТЕМНЫЕ ЛЕСА, В ЗЫБУЧИЕ БОЛОТА, В СЫРОЕ КОРЕНЬЕ" – "ОХ ТЫ, ОГНЕННАЯ СТРЕЛА! ВОРОТИСЬ, ПОЛЕТАЙ, КУДА Я ТЕБЯ ПОШЛЮ! ЕСТЬ НА СВЯТОЙ РУСИ КРАСНАЯ ДЕВИЦА. ПОЛЕТАЙ ЕЙ В РЕТИВОЕ СЕРДЦЕ, В ЧЕРНУЮ ПЕЧЕНЬ, В ГОРЯЧУЮ КРОВЬ, В СТАНОВУЮ ЖИЛУ, ВО САХАРНЫ УСТА, ВО ЯСНЫЕ ОЧИ, В ЧЕРНЫЕ БРОВИ, ЧТОБЫ ОНА ТОСКОВАЛА, ГОРЕВАЛА ВЕСЬ ДЕНЬ, ПРИ СОЛНЦЕ, НА УТРЕННЕЙ ЗАРЕ, ПРИ МЛАДОМ МЕСЯЦЕ, НА ВЕТРЕ-ХОЛОДЕ, И ПРИБЫЛЫХ ДНЯХ И УБЫЛЫХ ДНЯХ ОТНЫНЕ И ДО ВЕКА!"
И ВЕРИЛ ЮНОША СЛАВЯНСКИЙ, ЧТО ПОСЛЕ ЭТОГО СТРАШНОГО ЗАГОВОРА И НА САМОМ ДЕЛЕ ПОЛЕТИТ ОГНЕННАЯ СТРЕЛА ПРЯМО В СЕРДЦЕ ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКИ, И ОНА ПОЛЮБИТ ЕГО ТАК ЖЕ КАК ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА ПОЛЮБИЛА ИВАНА-ЦАРЕВИЧА.
А ЧТОБЫ ВЕРНЕЕ БЫЛА НЕВЕСТА ЖЕНИХУ СВОЕМУ, А ПОТОМ ЖЕНА-МУЖУ, ДЕВИЧЬЮ КОСУ ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ РАЗДЕЛЯЛИ СТРЕЛОЮ: КАК МОЛНИЯ ДОЖДЬ И ПЛОДОРОДИЕ ВЕЩАЕТ, ТАК ПУСТЬ ПОМОЖЕТ И СТРЕЛА-МОЛНИЯ МОЛОДЫМ.
А КАК КОНЧАЛИСЬ СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ, УХОДИЛИ МОЛОДЫЕ СПАТЬ В СЕННИК, А ТАМ УЖЕ ПО УГЛАМ И НАД БРАЧНОЙ ПОСТЕЛЬЮ СТРЕЛЫ ПОНАТЫКАНЫ. ОНИ ВЕДЬ, ПО ВЕРОВАНИЯМ СЛАВЯН, НЕ ТОЛЬКО БЫЛИ СИМВОЛОМ МОЛНИИ И ПЛОДОРОДИЯ, НО СЛУЖИЛИ ТАКЖЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ ПРОТИВ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ И ЗЛЫХ ЧАР.
А УТРОМ, С ПЕРВЫМИ ЛУЧАМИ СОЛНЫШКА, КОГДА ПРОСЫПАЛИСЬ МОЛОДЫЕ, ПОЛОГ ИХ ПОСТЕЛИ ПРИПОДЫМАЛИ СТРЕЛОЮ.
НЕТ, НЕДАРОМ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» РАССКАЗЫВАЕТ, КАК ВЫШЛИ В ЧИСТОЕ ПОЛЕ ЦАРЕВИЧИ И ПУСТИЛИ СТРЕЛЫ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ: "НА ЧЕЙ ДВОР СТРЕЛА УПАДЕТ – ТАМ И СВАТАЙТЕСЬ! ПОМНИТ СКАЗКА СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ СВАДЕБНЫЕ И ДОНОСИТ ИХ ДО НАС В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.
– Все про любовь! – констатировал Вовка, когда Николай Андреевич кончил читать.
– Что ж, Вовка, и у любви есть история. Значит, про стрелу тебе не очень понравилось?
Вовка пожал плечами.
– И все-таки тебе опять придется послушать про любовь, – улыбаясь, сказал Николай Андреевич. Про перышко Финиста ясна сокола.
– Я помню такую сказку! – обрадовался Вовка.
– Ну тогда слушай тайну еще одной волшебной вещи:
Перышко Финиста ясна соколаВСЕ-ТАКИ УДИВИТЕЛЬНЫ РУССКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: ОТКРЫЛ КНИЖКУ – И ВЕСЬ ОКАЗАЛСЯ ВО ВЛАСТИ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ, НЕОБЫКНОВЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ; С ВОЛНЕНИЕМ СЛЕДИШЬ ЗА СКАЗОЧНЫМИ СОБЫТИЯМИ И НИКОГДА НЕ ЗАКРОЕШЬ КНИЖКУ, ПОКА НЕ ПРОЧИТАЕШЬ ДО КОНЦА ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ.
И НАЧИНАЕТСЯ ОНА ВСЕГДА ЗАГАДОЧНО, КАК БЫ ОБЕЩАЯ УВЕСТИ В МИР ТАИНСТВЕННЫЙ, НЕПОСТИЖИМЫЙ. И МЫ ИДЕМ ЗА СКАЗКОЙ В ЭТОТ МИР, ГДЕ НАС ОЖИДАЮТ СТРАШНЫЕ, НО ВСЕГДА УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ. ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО МЫ ЗНАЕМ: КАКИМ БЫ ДРЕМУЧИМ НИ БЫЛ ЛЕС, КАКИЕ БЫ ЧУДИЩА НИ ВСТРЕЧАЛИСЬ НА ПУТИ ГЕРОЯ – ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ БЛАГОПОЛУЧНО.
СКАЗКА О ФИНИСТЕ ТОЖЕ НАЧИНАЕТСЯ ЗАГАДОЧНО. ТРИ ДОЧЕРИ У КУПЦА, И ТОЛЬКО МЛАДШАЯ ПРОСИТ ПРИВЕЗТИ ЕЙ С ЯРМАРКИ НЕ ОБНОВУ, НЕ СЛАДОСТИ, А ПЕРЫШКО ФИНИСТА – ЯСНА СОКОЛА, ДЕВУШКА ЗНАЕТ КАКУЮ-ТО ТАЙНУ ОБ ЭТОМ ПЕРЫШКЕ, И НАМ ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО: ЗАЧЕМ ЕЙ ОНО? И ПОЧЕМУ ПТИЧЬЕ ПЕРЫШКО ДОРОЖЕ ЗАМОРСКИХ ТОВАРОВ?
А ПОТОМ, КОГДА ПЕРЫШКО, УДАРИВШИСЬ ОЗЕМЬ, СТАНОВИТСЯ КРАСАВЦЕМ МОЛОДЫМ, МЫ ГОВОРИМ СЕБЕ: ТАК ВОТ КАКУЮ ТАЙНУ ЗНАЛА МЛАДШАЯ ДОЧЬ!
НАМ НРАВИТСЯ СКАЗКА, НАМ ХОЧЕТСЯ ЧИТАТЬ ЕЕ ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ И МЫ ЗАДУМЫВАЕМСЯ НАД ВОПРОСОМ: ДЕВУШКА ТАК УВЕРЕНА, ЧТО ИМЕЯ ПЕРЫШКО, ОНА БУДЕТ ИМЕТЬ И ВСЕГО СОКОЛА?" НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ ВСЕ ВОЛШЕБНОЕ: И ПЕРЫШКО, И САМ ФИНИСТ-ЯСНЫЙ СОКОЛ. ДА МАЛО ЛИ ЧЕГО НЕ ПРИДУМАЕТ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА?
НО ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКИ СТАЛИ СО ВРЕМЕНЕМ. А СНАЧАЛА ОНИ БЫЛИ НЕ СКАЗКАМИ, А ЗНАНИЕМ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ИЗЛОЖЕННЫМ В ВИДЕ ПОУЧЕНИЯ. И ИХ НЕ РАССКАЗЫВАЛИ МАЛЬЧИКАМ В «ШКОЛЕ», А ПОКАЗЫВАЛИ КАК В ТЕАТРЕ, И АКТЕРАМИ ШЛИ СТАРИКИ ПЛЕМЕНИ. СРЕДИ РАЗНЫХ «УРОКОВ» В ЭТОЙ «ШКОЛЕ» БЫЛ УРОК И О ТАЙНАХ ОХОТЫ. НА ЭТОМ «УРОКЕ» В НЕСКОЛЬКИХ ТАНЦАХ – ИСТОРИЯХ – ПОУЧЕНИЯХ МАЛЬЧИКОВ УБЕЖДАЛИ В ТОМ, ЧТО В ОХОТЕ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ НЕ СТРЕЛЫ, СЕТИ, ЛОВУШКИ И КОПЬЯ, А ВОЛШЕБСТВО! И ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ!
В ТАНЦЕ НЕСКОЛЬКО ВОИНОВ ОКРУЖАЛИ И УБИВАЛИ ТИГРА ИЛИ ЛЬВА. А ТОТ СТАРИК, КОТОРЫЙ НЕ УЧАСТВОВАЛ В ТАНЦЕ, ТОТ СТАРИК, КОТОРЫЙ ПЕЛ И РАССКАЗЫВАЛ, ОН ГОВОРИЛ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ-УЧЕНИКОВ:
– ОНИ УБИЛИ ЛЬВА, НО НЕ ПОТОМУ, ЧТО СТРЕЛКИ БЫЛИ ТОЧНЫ ИЛИ СТРЕЛЫ ХОРОШИЕ, А ПОТОМУ, ЧТО ПЕРЕД ОХОТОЙ ОНИ НАШЛИ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА И ПРОИЗНЕСЛИ ИХ НАД НАРИСОВАННОЙ ТЕНЬЮ ЖИВОТНОГО, А ЕЩЕ ПОТОМУ, ЧТО У НИХ БЫЛИ ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ЗУБОВ МОГУЧЕГО ЛЬВА, А ЕЩЕ ПОТОМУ, ЧТО У НИХ К ПОЯСУ БЫЛА ПОДВЕШЕНА КИСТОЧКА С ХВОСТА ЕЩЕ ТОГО, МОГУЧЕГО ЛЬВА, И ЕЩЕ КУСОК КОЖИ С ЕГО ШКУРЫ! ОХОТНИКИ ПРОИЗНЕСЛИ НАД ЭТИМИ ЧАСТЯМИ ЖИВОТНОГО ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА – И МОГУЧЕЕ ЖИВОТНОЕ СТАЛО ЗАКОЛДОВАНО И ПОТЕРЯЛО СВОЮ СИЛУ.
ВОТ ЧЕМУ УЧИЛИ МАЛЬЧИКОВ НА УРОКАХ ТАЙНЫ ОХОТЫ: БУДЕШЬ ИМЕТЬ ЧАСТЬ /РИСУНОК – «ТЕНЬ» – ЖИВОТНОГО/, ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА – ПОЛУЧИШЬ ЦЕЛОЕ! ЭТО БЫЛА ГЛАВНАЯ ТАЙНА ОХОТНИЧЬЕЙ МАГИИ! ИМЕННО ЕЕ И СТАРАЕТСЯ ДОНЕСТИ ДО НАС СКАЗКА О ФИНИСТЕ.
КАК И ВСЕ ДРУГИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ, ОНА ПРИШЛА К НАМ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО И ПРИНЕСЛА В СЕБЕ ПАМЯТЬ О ДАВНИХ ОБЫЧАЯХ, ЗАБЫТЫХ ПОВЕРЬЯХ.
НАМ СЕГОДНЯ ТРУДНО УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА И ПОНЯТЬ, КАК ЭТО МОЖНО – ЗА КУСОЧКОМ КОЖИ, ЗА ВОЛОСКОМ, ЗА ПЕРЫШКОМ, ВИДЕТЬ ВСЕ ЖИВОТНОЕ И ВЛАДЕТЬ ИМ ЧЕРЕЗ ЕГО ЧАСТЬ. ЗАТО У НАС ЕСТЬ СКАЗКА, КОТОРАЯ ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО. МНОГИЕ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ СКАЗОК – ЧАСТИ ТЕЛА ЖИВОТНОГО: ШКУРКИ, ВОЛОСКИ, ЗУБЫ, КОСТОЧКИ. «ЗАРЕЖЬТЕ МЕНЯ И СЪЕШЬТЕ, – ГОВОРИТ БЫЧОК ИВАНУ-ЦАРЕВИЧУ И ЕЛЕНЕ ПРЕКРАСНОЙ, – А КОСТОЧКИ МОИ СОБЕРИТЕ, УДАРЬТЕ: ИЗ НИХ ВЫЙДЕТ МУЖИЧОК-КУЛАЧОК, САМ С НОГОТОК, БОРОДА С ЛОКОТОК. ОН ДЛЯ ВАС ВСЕ СДЕЛАЕТ».
ПОБЕДИЛ ИВАН-ЦАРЕВИЧ ВОРОНА-ВОРОНОВИЧА. ВЗМОЛИЛСЯ ТОТ И ГОВОРИТ: "ЧТО ТЕБЕ НУЖНО, ИВАН-ЦАРЕВИЧ? ХОЧЕШЬ – КАЗНОЙ НАДЕЛЮ", "НИЧЕГО МНЕ НЕ НАДОБНО, ТОЛЬКО ДАЙ МНЕ ПОСОШОК-ПЕРЫШКО!" – "НЕТ, ИВАН-ЦАРЕВИЧ, БОЛЬНО В ШИРОКИЕ САНИ САДИШЬСЯ!" И ОПЯТЬ ПОНЕС ЕГО ВОРОН ПО ГОРАМ, ПО ДОЛАМ, ПО ВЕРТЕПАМ И ОБЛАКАМ; ИВАН-ЦАРЕВИЧ КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, НАЛЕГ ВСЕЙ ТЯЖЕСТЬЮ И ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ ОБЛОМИЛ ЕМУ КРЫЛЬЯ. ВСКРИКНУЛ ТОГДА ВОРОН-ВОРОНОВИЧ: "НЕ ЛОМАЙ МОИ ТЫ КРЫЛЫШКИ, ВОЗЬМИ ПОСОШОК-ПЕРЫШКО!" ОТДАЛ ЦАРЕВИЧУ ПОСОШОК-ПЕРЫШКО, САМ СДЕЛАЛСЯ ПРОСТЫМ ВОРОНОМ И ПОЛЕТЕЛ НА КРУТЫЕ ГОРЫ".
ПОСОШОК-ПЕРЫШКО ДАВАЛО ИВАНУ-ЦАРЕВИЧУ ВЛАСТЬ НАД ВОЛШЕБНОЙ СИЛОЙ ВОРОН-ВОРОНОВИЧА, КОНСКИЙ ВОЛОС ДАВАЛ ВЛАСТЬ НАД СИВКОЙ-БУРКОЙ, ЛЯГУШАЧЬЯ КОЖА – НАД ЦАРЕВНОЙ-ЛЯГУШКОЙ, ПЕРЫШКО – НАД ФИНИСТОМ. ЭТИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СКАЗОК – ОТГОЛОСОК ТЕХ ДАЛЕКИХ ВРЕМЕН, КОГДА ЛЮДИ ИСКРЕННЕ ВЕРИЛИ В СВОЮ ВОЗМОЖНУЮ ВЛАСТЬ НАД ЖИВОТНЫМИ, ЕСЛИ ОБЛАДАЛИ КАКОЙ-ТО ИХ ЧАСТЬЮ. ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ НАТИРАЛИ СВОЕ ТЕЛО ЖИВОТНЫМ ЖИРОМ И ВЕРИЛИ, ЧТО ВМЕСТЕ С НИМ В ТЕЛО ПРОНИКАЕТ И ЕГО СИЛА.
С ЭТОГО ДРЕВНЕГО МАГИЧЕСКОГО ОБРЯДА И НАЧАЛАСЬ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, КОСМЕТИКА.
ПРОШЛИ ВЕКА, ДРЕВНИЙ МИФ ПРЕВРАТИЛСЯ В ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ. А ЗАКОН ОХОТНИЧЬЕЙ МАГИИ – "БУДЕШЬ ИМЕТЬ ЧАСТЬ – ПОЛУЧИШЬ ЦЕЛОЕ" – ПРОДОЛЖАЛ ЖИТЬ. И ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ ЮНОШИ БЛАГОГОВЕЙНО ПРИНИМАЛИ ИЗ РУК ВОЛХВОВ ОЖЕРЕЛЬЯ ИЗ ЗУБОВ МЕДВЕДЯ, ВОЛКА, РЫСИ И ОПОЯСЫВАЛИСЬ ХВОСТАМИ ВОЛКОВ И ЛИСИЦ. И ВЕРИЛИ, ЧТО ОНИ ПРИДАЮТ ИМ СИЛУ: ЕСЛИ ЧАСТЬ ЖИВОТНОГО С НИМИ, ЗНАЧИТ, НЕВИДИМО РЯДОМ БУДЕТ ВЕРНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ ДРУГ.
– А где вы это прочитали? – спросил Вовка, влюбленными глазами глядя на старика.
– В библиотеке, Володя! – ответил старик, пряча в портфель толстую тетрадь в черном коленкоровом переплете. – Много месяцев я изучал разные книги о сказках и отыскал для словарика девять волшебных слов.
– Девять! – напомнил Володя, – А вы рассказали только про восемь. Я считал!
– Не может быть! – спохватился Николай Андреевич, вынул тетрадь, перелистал последние страницы… – Правда! Восемь! Я тебе еще не рассказал про камень у озера… – Он хотел уже читать, потом посмотрел на часы. – Вова, может быть завтра? Мы опять засидимся, а? Мама не будет ругать?
– Нет, мама сейчас на работе.
– Ну что же, читать – так читать! СЛУШАЙ:
Камень у озераРУССКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ ПОМНЯТ ТАКИЕ ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ЧТО ПРОСТО ДИВУ ДАШЬСЯ, КАК ДОНЕСЛИ ИХ СКАЗИТЕЛИ ЧЕРЕЗ МНОГО ВЕКОВ. СМУТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О КАКОЙ-ТО ЗАБЫТОЙ ТРАГЕДИИ ДОНОСИТ ДО НАС СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-ЦАРЕВИЧЕ И МАРЬЕ – КРАСЕ, И РАССКАЗЧИК УЖЕ НЕ ПОМНИТ ЕЕ ИСТОКА И СЛУШАТЕЛИ ВОСПРИНИМАЮТ КАК СКАЗКУ, И ТОЛЬКО ИСТОРИКИ ЗНАЮТ, ЧТО В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИЛО СОБЫТИЕ, ОПИСАННОЕ ВОТ В ЭТИХ СТРОЧКАХ:
«… И ПОШЕЛ ЦАРЕВИЧ КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ, И ПОДХОДИТ ОН К БЕЛОМУ ОЗЕРУ, И ВИДИТ НА БЕРЕГУ ОГРОМНЫЙ КАМЕНЬ СТОИТ, А ВОЗЛЕ НЕГО СИДИТ КРАСНАЯ ДЕВИЦА И ГОРЬКО ПЛАЧЕТ. И СКАЗАЛ ИВАН-ЦАРЕВИЧ:
ЧТО ТЫ, КРАСНАЯ ДЕВИЦА, ПЛАЧЕШЬ?
– А КАК МНЕ, ЦАРЕВИЧ, НЕ ПЛАКАТЬ? ПОСЛЕДНИЙ ЧАС Я НА ВОЛЬНОМ СВЕТЕ. СЕЙЧАС ВЫЛЕЗЕТ ИЗ ВОДЫ ЗМЕЙ И МЕНЯ СЪЕСТ.
СКАЗАЛ ЕЙ ЦАРЕВИЧ:
– НЕ ПЛАЧЬ, КРАСНАЯ ДЕВИЦА, Я БЫЛ БЫ ЖИВ, И ТЫ БУДЕШЬ ЖИВА!
И ОН ВЫПОЛНИЛ СЛОВО: КОГДА ВЫЛЕЗ ИЗ ОЗЕРА ЗМЕЙ, "ВЫНУЛ ЦАРЕВИЧ СОБЛЮ ОСТРУЮ, РУБАНУЛ ЕГО ПО ШЕЕ, И ОТВАЛИЛ ДУРНУЮ ЕГО БАШКУ, ТУЛОВИЩЕ ЗАХВАТИЛ, В ВОДУ БРОСИЛ, А ДУРНУЮ ЕГО БАШКУ ПОД КАМЕНЬ ПОЛОЖИЛ».
КАКАЯ ЖЕ ПРАВДА КРОЕТСЯ В ЭТИХ СТРОЧКАХ? А ВОТ КАКАЯ. У ПРЕДКОВ СЛАВЯН В НЕЗАПАМЯТНЫЕ ВРЕМЕНА СУЩЕСТВОВАЛ ОБЫЧАЙ ТОПИТЬ ОДНУ ИЗ ЮНЫХ ДЕВУШЕК В РЕКЕ ИЛИ ОЗЕРЕ РАННЕЙ ВЕСНОЙ. ВЕРИЛИ ОНИ, ЧТО ЖИВЕТ ТАМ ВОДЯНОЙ И ОТ НЕГО ЗАВИСИТ, ДАТЬ ВОДУ НА ПОЛЯ ИЛИ НЕ ДАТЬ. КАЖДУЮ ВЕСНУ ДАРИЛИ ОНИ ВОДЯНОМУ НОВУЮ МОЛОДУЮ ЖЕНУ. БЫЛО ЭТО ОБЫЧНО У ОГРОМНЫХ КАМНЕЙ, КОТОРЫЕ ТОЖЕ СЧИТАЛИСЬ СВЯЩЕННЫМИ. НАШИМ ПРЕДКАМ БЫЛО НЕВДОМЕК, ЧТО ЭТИ КАМНИ В НЕЗАПАМЯТНЫЕ ВРЕМЕНА ПРИНЕС НА СЕБЕ ЛЕДНИК. ЭТИ КАМНИ ВЫДЕЛЯЛИСЬ СРЕДИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ И КАЗАЛИСЬ ЧУДЕСНЫМИ. ВОЗЛЕ НИХ ПРОВОДИЛИ «РУСАЛИИ», МОЛЕНИЯ О ДОЖДЕ, С ЭТОГО КАМНЯ БРОСАЛИ В ВОДУ ДЕВУШКУ ИЛИ ОСТАВЛЯЛИ С НИМ РЯДОМ. ПОТОМУ СКАЗКИ РУССКИЕ И НЕ ЗАБЫЛИ ОБ ЭТИХ СТРАШНЫХ КАМНЯХ, И СТАРАЛИСЬ ПОДРОБНЕЕ РАССКАЗАТЬ О НИХ.
УБИЛ ИВАН-ЦАРЕВИЧ ЗМЕЯ, ОСВОБОДИЛ ПРЕКРАСНУЮ ДЕВУШКУ И ОТЛУЧИЛСЯ НЕНАДОЛГО. А В ЭТО ВРЕМЯ ПОДЪЕХАЛ К ОЗЕРУ ДУРАК ЗА ВОДОЙ, ВИДИТ ДЕВУШКУ ЖИВУЮ И НЕВРЕДИМУЮ, ПОСАДИЛ ЕЕ НА СВОЮ БОЧКУ, ЦАРЮ ПРИВЕЗ И ГОВОРИТ: "Я УБИЛ ВАШЕГО ЗМЕЯ!" НО НА ВОПРОС, ГДЕ ЛЕЖИТ УБИТЫЙ ЗМЕЙ, ОТВЕТИТЬ НЕ СМОГ.
– ВОТ ТУТ ЛЕЖИТ! – СКАЗАЛ ДУРАК.
ПОЯВИЛИСЬ МАСТЕРА, КИДАЛИ ШЕЛКОВЫЕ НЕВОДА – А ТУТ И НЕТ НИЧЕГО.
ТОГДА ИВАН-ЦАРЕВИЧ ГОВОРИТ:
– A НУ-КА, РЫБОЛОВЫ, ГОСПОДА, КИНЬТЕ НЕВОД ВОТ СЮДА!
КИНУЛИ НЕВОД И ВЫТАЩИЛИ ПРЕСТРАННОЕ ЧУДО-ТУЛОВИЩЕ.
СКАЗАЛ ИВАН-ЦАРЕВИЧ: "А СКАЖИ, ДУРАК, ГДЕ ГОЛОВА ЕГО?"
ТОТ НЕ ЗНАЕТ ОТВЕТИТЬ ЧЕГО.
– ВОТ ДУРАК, ГДЕ ГОЛОВА, ПОД КАМНЕМ!
ПОДХОДИТ ДУРАК К КАМНЮ И НЕ МОЖЕТ ЕГО С МЕСТА СТРОНУТЬ. СКАЗАЛ ИВАН-ЦАРЕВИЧ: "НАПРАСНО СУДЬБУ ДУРАК ВЗЯЛ. НЕ ТЫ ЗМЕЯ УБИВАЛ!"
ПОДНЯЛ ИВАН-ЦАРЕВИЧ КАМЕНЬ И ВЫТАЩИЛ ГОЛОВУ, И СКАЗАЛ ИННОМУ ЦАРЮ: "Я ПОХИТИЛ ВАШЕГО ЗМЕЯ!" /"ИВАН-ЦАРЕВИЧ И МАРЬЯ-КРАСА"/.
ЧЕРЕЗ МНОГО-МНОГО ЛЕТ, КОГДА ЦАРИ СЛАВЯНСКИЕ ПРИНЯЛИ ХРИСТИАНСТВО, ОНИ РЕШИЛИ ОТУЧИТЬ НАРОД ПОКЛОНЯТЬСЯ ОГРОМНЫМ КАМНЯМ, ДЛЯ ЭТОГО ОНИ ПОСТУПИЛИ ОЧЕНЬ ПРОСТО: ПРИКАЗАЛИ ВЫБИТЬ НА НИХ КРЕСТЫ И «ИСПОРТИЛИ» ИХ. МОЛЕНИЯ У КАМНЕЙ ПРЕКРАТИЛИСЬ.
НО ОСТАЛАСЬ СКАЗКА КОТОРАЯ НАПОМИНАЕТ О ТОМ, КАКУЮ БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ КОГДА-ТО В ЖИЗНИ НАШИХ ПРЕДКОВ ОГРОМНЫЕ ЛЕДНИКОВЫЕ КАМНИ, СКАЗКА, КОТОРАЯ ЖАЛЕЕТ НЕСЧАСТНУЮ ДЕВУШКУ И ОСВОБОЖДАЕТ ЕЕ ОТ СТРАШНОГО ЗМЕЯ.
– Вот и весь мой словарик! – старик вздохнул и закрыл тетрадь. – Больше ничего не удалось узнать. Не было ни сил, ни времени. Школа отнимала все…
Вовка с сожалением посмотрел на старика и вдруг вскочил со своей скамеечки и обнял его. А старик, давно лишенный ласки, сразу как-то обмяк, прослезился и прижал к себе худенькое мальчишеское тельце… Так они просидели какие-то мгновения, потом Николай Андреевич встал с кресла, вытер нечаянные слезы и сказал:
– Ну, сынок, на сегодня все…
Когда Вовка шел домой, он думал о том, что сегодня между ним, и старым папкиным директором сломалась невидимая стена, и они стали близки как добрые друзья.
Глава двенадцатая
Целую неделю Вовка не приходил в старую школу. Да и в свою он не ходил: он сильно простыл и лежал в постели с перевязанным горлом. Пил теплое молоко с медом и глотал какие-то таблетки. Лишь на четвертый день у него спала температура, и только на седьмой он отправился в школу.
Витька Черняев соскучился по другу и на переменах все время крутился возле него, а после уроков проводил Вовку домой и хотел остаться учить с ним уроки, но Вовка сказал, что чувствует себя еще неважно и хочет полежать. А на самом деле, когда друг ушел, он наскоро поел, выучил уроки и уже в третьем часу отправился в старую школу.
Николай Андреевич весь сиял. Целую неделю он не находил себе места: очень беспокоился, не случилось ли чего с его маленьким другом. Вовка объяснил ему что все дни пролежал в постели и никак не мог известить его.
– А у нас случилось «ЧП», – признался директор, когда они уселись за чай.
Вовка во все глаза смотрел на старика.
– Только не подумай, что я выдумываю, – продолжал, заметно волнуясь, Николай Андреевич. – Все было взаправду.
– А что было? – насторожился Вовка.
– Я видел Короля волшебной страны, – директор сказал и в смущении посмотрел на мальчика, – Да-да, я говорю правду… – И, волнуясь, поминутно сбиваясь и поправляя себя, Николай Андреевич рассказал вот что.
Дня через три, не дождавшись мальчика, он решил один спуститься в подвал. Когда он подошел к камину, то увидел, что он горит во всю, словно кто-то совсем недавно подбросил дрова. «Мне стало не по себе», – признался директор, но уходить из музея мне не хотелось. Я прошел вдоль стеллажей, осмотрел детские поделки, заглянул в застекленные витрины. Все было на месте. Все было в порядке. И я опустился в мягкое кресло. От камина шло такое приятное тепло, что я решил посидеть немного и погреть больные ноги. Видно я задремал, потому что наяву такого не могло быть: к камину подошла девочка с золотистыми волосами, которые красиво лились на ее плечи из-под грязного засаленного чепца. Да и вся одежда на ней была рваная и грязная.
– Кто ты? – спросил я.
– Я Золушка, – ответила девочка и вдруг уселась прямо на пол у камина в рассыпавшуюся и уже остывшую золу.
Не успел я удивиться, как к камину вприпрыжку подбежал деревянный мальчик и хотел сунуть в огонь свой длинный деревянный нос.
– Сгоришь, дурачок! – ухватила его за ногу Золушка.
– Не сгорю! – храбро ответил Буратино, но послушался. – У моего папы Карло в комнате тоже есть очаг. Я сунул в него нос, но только проткнул дырку!
А потом к камину подошла старуха с нечёсаными, грязными волосами. Ее костяная нога гулко стучала по полу подвала. Она упала в золу возле камина и запричитала: "Покатаюсь-поваляюсь, Ивашкиного мяса поевши!"
– Это Баба Яга, – подумал я, – И чего только не приснится!
Скоро у огонька сидела дюжина героев сказок. Все они переглядывались, перешептывались и, наконец, самый храбрый и самый маленький из всех Мальчик с Пальчик сказал:
– А сколько времени?
Я посмотрел на часы и ответил:
– Половина шестого! – И совсем не удивился, что отвечаю сказочному герою: ведь я сплю!
– Значит, он скоро придет! – сказала Золушка.
– Скоро, уже скоро! – прошамкала Баба Яга, – Она грела спину у камина, подтянув под себя здоровую ногу, костяная торчала вперед.
– Кто придет? – подумал я вслух. И тут же услышал ответ:
– Как кто? – удивился Храбрый Портняжка, на мгновение, оторвавшись от широкого пояса, на котором вышивал золотыми нитками слова: «КОГДА ХРАБРЫМ БЫВАЮ – СЕМЕРЫХ УБИВАЮ» – Конечно, ОН!
– Кто он? – не понимал я.
– Да он же, Король Волшебной страны! – мило улыбалась Красная Шапочка, подходя к нам со стороны мебельного завала, в руке она держала соломенную плетеную корзиночку.
"Какой интересный сон!” – думал я.