
Полная версия
Тайны старого подвала
Я ТЕБЕ НАПОМНЮ, ВОЛОДЯ, КАК ДЕЙСТВОВАЛА ЭТА ЛАМПА:
"…МАТЬ ВЗЯЛА ЕЕ, ОСМОТРЕЛА И СКАЗАЛА: "ПОЙДУ ПОЧИЩУ ЕЕ И СНЕСУ НА РЫНОК. МОЖЕТ БЫТЬ, ЗА НЕЕ ДАДУТ СТОЛЬКО, ЧТО ХВАТИТ НАМ НА УЖИН". ОНА ВЗЯЛА ТРЯПКУ И КУСОК МЕЛА И ВЫШЛА ВО ДВОР. НО КАК ТОЛЬКО ОНА НАЧАЛА ТЕРЕТЬ ЛАМПУ РУКОЙ, ЗЕМЛЯ ВДРУГ ЗАДРОЖАЛА, И ПОЯВИЛСЯ УЖАСНЫЙ ДЖИН".
В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА ВСТРЕЧАЕТСЯ МНОГО ВОЛШЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, НО НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ТРЕБУЕТ ТАКОГО СТРАННОГО ОБРАЩЕНИЯ. ЭТА СКАЗКА МНОГО ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛА НЕДОУМЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ НЕОБЫЧНЫМ СОСУДОМ, НО НИКТО ИЗ НИХ НЕ ЗНАЛ, ЧТО СКАЗКА ДОНОСИТ ДО НАС ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО ПАМЯТЬ О ЗАТЕРЯННОМ ВО ВРЕМЕНИ ИЗОБРЕТЕНИИ.
Очень многие сказки из глубины веков, из дали неоглядной несут воспоминания о реальных вещах и событиях. Неужели когда то и вправду была такая лампа? Почему нужно было не постучать по ней, к примеру, а именно потереть?
Я попытался ответить на эти вопросы. Конечно, это только гипотезы, но основаны они на истинных находках ученых.
Ты помнишь в каком городе жили злой царь Шахрияр и прекрасная Шахразада? Конечно, в Багдаде! А недалеко от Багдада стоял в давние времена город Селевкия, которого уже нет. И жили там искусные мастера – ювелиры, которые делали украшения из металла. Никто не знает, как придумали они батарейку. Но придумали, и она давала электрический ток. А было это две тысячи лет назад, когда про электричество в школе даже учителя ничего еще не знали…
Раскапывая Селевкию, археологи обнаружили глиняный кувшинчик размером в палец, заполненный смолой. Внутри был медный цилиндр, а в нем – железный стержень, конец которого выступал из кувшинчика. Если ты знаешь, как устроена батарейка, ты поймешь: это она. И таких находок было несколько.
Зачем же ювелирам могла понадобиться эта вещица? Думаю, с помощью электрического тока можно было наносить тонкий слой золота на медные и бронзовые украшения и продавать их как золотые.
А потом батарейки оказались в древнем храме. И кто-то из жрецов решил поставить в ряд несколько батареек и соединить их проволокой. А самую первую – потереть. Возможно, так и изобрели "волшебную лампу Аладдина”, мы бы назвали этот прибор «конденсатор» /он как бы сгущенку делает, только не из молока, а из электричества/. И это две тысячи лет назад. Ну не сказка ли?
Хранителями самых невероятных знаний были тогда жрецы. И почему бы не предположить, что именно в храмах являлось людям это чудо – электричество. Как был поражен человек, не знавший, что такое конденсатор, когда он давал разряд!
Представьте древний храм, полный верующих, в ожидании знамения. Жрец торжественно дотрагивается до первого сосуда и начинает его тереть. Проходит несколько мгновений. И вдруг в последнем сосуде раздается треск, полутемный храм озаряет свечение, подобное молнии… Все падают ниц. Божество подало особый знак!
…Рассказ о событии еще долго будет передаваться из уст в уста. Непонятое – это всегда тайна. Тайна остается в памяти народа и – рождает сказку.
– ТЫ ВИДИШЬ, Володя, в какую глубину истории я заглянул в своем словарике? Вековые тайны волшебной страны открывались передо мной. Необозримые дали манили все больше и больше. А я остановился в самом начале пути… – Он замолк, снял очки, зачем-то протер их краем пиджака и потом сказал. – И только здесь, в этом старом подвале, среди волшебных вещей мне кажется, что я еще в пути… что я все еще иду в волшебную страну.
– А еще почитаете, дедушка? – попросил Володя.
– Еще? – обрадовался Николай Андреевич. – Конечно! Сегодня у нас будет вечер встречи с тайнами волшебной сказки. Про что еще почитать? – Он обвел глазами стеллажи и потом редким движением руки указал на один из них. – Поставь лампу Аладдина возле волшебной куколки, а вон с того, дальнего края стеллажа принеси сюда два железных сапога.
– Вот эти? – спросил Володя.
– Да-да. Неси-ка их сюда!
– Ой какие они легкие! Их сделали из бумаги?
– А ты забыл, Володя, что все эти вещи – макеты? Не могли же мои мальчишки и в самом деле выковать из железа сапоги? Ну-ка, давай-ка их сюда, мы поставим их на камин.
Вовка приготовился слушать историю сапог, но директор сказал:
– Вова! Я уже рассказал тебе историю двух волшебных вещей. Что тебя больше всего удивило?
– Меня? – задумался мальчик, – все!
– Ну а все-таки? Чему ты удивился больше всего?
– Не знаю…
– А разве тебя не удивило, что и куколка, и даже лампа Аладдина были не только в сказке, но и в жизни?
– Да, дедушка, удивило. Я сейчас понял это.
– Ну так знай: все волшебные вещи пришли в сказки из обычной жизни И железные сапоги?
– Конечно! И ты сейчас убедиться в этом. Слушай:
Сапоги железные, посохи чугунныеПРИВЕЗ КУПЕЦ ДОЧЕРИ СВОЕЙ, ИЗ ДАЛЕКИХ ЗЕМЕЛЬ ЗАМОРСКИХ, ПЕРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА. УДАРИЛОСЬ ОНО О ЗЕМЛЮ, СДЕЛАЛОСЬ ДОБРЫМ МОЛОДЦЕМ. ПОЛЮБИЛА ЕГО ДЕВУШКА, ПРЯТАЛА ОТ СЕСТЕР ЗАВИСТЛИВЫХ: ДНЕМ МОЛОДЕЦ СОКОЛОМ ЛЕТАЛ ПО ПОДНЕБЕСЬЮ, А КАК НОЧЬ НАСТУПАЛА – ВЛЕТАЛ В ОКОШКО К ДЕВИЦЕ-КРАСАВИЦЕ. РАЗГОВАРИВАЛИ ОНИ ДО ПОЛУНОЧИ, А ЗАТЕМ ФИНИСТ ОБОРАЧИВАЛСЯ ПЕРЫШКОМ И ЛОЖИЛСЯ В КОРОБОЧКУ.
НО ТОЛЬКО ВЫЗНАЛИ СЕСТРЫ ТАЙНУ ОТЦОВА ПОДАРКА, И ПОШЛИ НА ПОДЛОСТЬ: ВЕЧЕРОМ, КОГДА НА ДВОРЕ СОВСЕМ СТЕМНЕЛО, ПОДСТАВИЛИ ЛЕСТНИЦУ, НАБРАЛИ ОСТРЫХ НОЖЕЙ ДА ИГОЛОК И ПОНАТЫКАЛИ НА ОКНО ГОРНИЦЫ МЛАДШЕЙ СЕСТРЫ. НОЧЬЮ ПРИЛЕТЕЛ ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ. БИЛСЯ-БИЛСЯ, НО НЕ СМОГ ПОПАСТЬ В ГОРНИЦУ, ТОЛЬКО КРЫЛЫШКИ СЕБЕ ОБРЕЗАЛ.
– ПРОЩАЙ, КРАСНА-ДЕВИЦА, – СКАЗАЛ ОН, – ЕСЛИ ВЗДУМАЕШЬ ИСКАТЬ МЕНЯ, ТО ИЩИ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ, В ТРИДЕСЯТОМ ЦАРСТВЕ. ПРЕЖДЕ ТРИ ПАРЫ БАШМАКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ИСТОПЧЕШЬ, ТРИ ПОСОХА ЧУГУННЫХ ИЗЛОМАЕШЬ, ТРИ ПРОСВИРЫ КАМЕННЫХ ИЗГЛОЖЕШЬ, ЧЕМ НАЙДЕШЬ МЕНЯ, ДОБРА МОЛОДЦА! – И УЛЕТЕЛ!
УТРОМ ПРОСЫПАЕТСЯ ДЕВУШКА, СМОТРИТ – НА ОКНЕ НОЖИ ДА ИГЛЫ ПОНАТЫКАНЫ, А С НИХ КРОВЬ ТАК И КАПАЕТ. ВСПЛЕСНУЛА РУКАМИ: "АХ, БОЖЕ МОЙ! ЗНАТЬ, СЕСТРИЦЫ СГУБИЛИ МОЕГО ДРУГА МИЛОГО!" В ТОТ ЖЕ ЧАС СОБРАЛАСЬ И УШЛА ИЗ ДОМУ, ПОБЕЖАЛА В КУЗНИЦУ, СКОВАЛА СЕБЕ ТРИ ПАРЫ САПОГ ЖЕЛЕЗНЫХ ДА ТРИ ПОСОХА ЧУГУННЫХ, ЗАПАСЛАСЬ ТРЕМЯ КАМЕННЫМИ ПРОСВИРАМИ И ОТПРАВИЛАСЬ ИСКАТЬ ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА.
ЭТО ОБЫЧНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ. ДЕВУШКА ЛИШАЕТСЯ МИЛОГО ПОТОМУ, ЧТО НЕ СУМЕЛА УБЕРЕЧЬ ТАЙНУ О СВОЕМ ЗАКОЛДОВАННОМ ЖЕНИХЕ. ТЕПЕРЬ НУЖНО ПРОЙТИ ЦЕЛЫЙ РЯД ИСПЫТАНИЙ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ИСЧЕЗНУВШИХ ЖЕНИХА ИЛИ НЕВЕСТУ; СОВЕРШИТЬ ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОДВИГИ, ПОБЕДИТЬ ВРАГОВ И ЭТИМ ДОКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРНОСТЬ ЛЮБИМОМУ.
ДЕВУШКЕ ИЗ СКАЗКИ "ПЕРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА" ДАНО НЕОБЫЧНОЕ ИСПЫТАНИЕ. НО ОНА ЕГО ВЫДЕРЖАЛА И ОТЫСКАЛА ЛЮБИМОГО. ГДЕ ЖЕ ОНА НАШЛА СВОЕГО СУЖЕНОГО? ЭТО СОВСЕМ НЕ ПРАЗДНЫЙ ВОПРОС.
ОНА ОТЫСКАЛА ЕГО В ЗАГРОБНОМ МИРЕ, КУДА ВОШЛА ЧЕРЕЗ ИЗБУШКУ НА КУРЬИХ НОЖКАХ. НО В ИНОЙ МИР – СЧИТАЛИ НАШИ ПРЕДКИ – МОЖНО ПОПАСТЬ, ТОЛЬКО ВООРУЖИВШИСЬ ПРОЧНЫМИ САПОГАМИ И ПОСОХОМ. В ДРЕВНОСТИ СЧИТАЛИ, ЧТО ПУТЬ В ЗАГРОБНЫЙ МИР ДОЛОГ И ОЧЕНЬ ТРУДЕН. НА ЭТОМ ПУТИ ВСТРЕТЯТСЯ ПРОПАСТИ И УЩЕЛЬЯ, ДОРОГА БУДЕТ УТЫКАНА ОСТРЫМИ КАМНЯМИ. И БЕЗ ПРОЧНОЙ ОБУВИ В ЗАГРОБНЫЙ МИР НИКАК НЕ ПОПАСТЬ. "КУДА ТЫ ИДЕШЬ, ДОЧЬ ПТАХА, БОГИНЯ ЯРОСТНАЯ И СТРАШНАЯ? РАЗВЕ НЕ ИЗНОСИЛИСЬ САНДАЛИИ, КОТОРЫЕ НА ТВОИХ НОГАХ? РАЗВЕ НЕ РАЗОРВАЛИСЬ ОДЕЯНИЯ, КОТОРЫЕ НА ТЕБЕ?” НЕ ПРАВДА ЛИ, ЭТИ СЛОВА ИЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ПАПИРУСА ОЧЕНЬ НАПОМИНАЮТ НАМ РУССКУЮ СКАЗКУ О ФИНИСТЕ ЯСНЕ СОКОЛЕ? И ТАМ И ЗДЕСЬ ГЕРОИНЯ ИДЕТ ПО ЗАГРОБНОМУ МИРУ.
ПОКОЙНИКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛИ НАДЕТЬ НА НОГИ ПРОЧНУЮ ОБУВЬ. ГЛАВА 125 «КНИГИ МЕРТВЫХ» ОЗАГЛАВЛЕНА ТАК: "ЭТА ГЛАВА ДОЛЖНА БЫТЬ СКАЗАНА УМЕРШИМ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН БЫЛ ОЧИЩЕН И ОМЫТ, И КОГДА ОН ОДЕТ В ОДЕЖДЫ И ОБУТ В БЕЛЫЕ КОЖАНЫЕ САНДАЛИИ".
ТРУДНО СКАЗАТЬ, КОГДА ВПЕРВЫЕ ЛЮДИ ЗАДУМАЛИСЬ О СЛОЖНОМ И ТРУДНОМ ПУТИ ПОКОЙНИКА В ЗАГРОБНЫЙ МИР. НО БЫЛО ЭТО ОЧЕНЬ ДАВНО. В МОГИЛАХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НАХОДИЛИ ВОЗЛЕ ТРУПА ГЛИНЯНУЮ ОБУВЬ, ИНОГДА ДВЕ ПАРЫ. НЕРЕДКО АРХЕОЛОГИ ВСТРЕЧАЛИ ГЛИНЯНУЮ ОБУВЬ И ПРИ РАСКОПКАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ. И РУССКИЕ СКАЗКИ ДОНЕСЛИ ДО НАС ПАМЯТЬ О ЖЕЛЕЗНЫХ САПОГАХ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ЭТОТ ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД ВЫЛ И У СЛАВЯН.
СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ УМИРАЕТ, А "УХОДИТ В ДРУГОЙ МИР" И В 1907 ГОДУ ОДИН ИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ СТАРИНЫ.
А. КОРИНФСКИЙ В КНИГЕ "КРУГЛЫЙ ГОД СКАЗАНИЙ" ЗАПИШЕТ: «ЕЩЕ И ТЕПЕРЬ В НЕКОТОРЫХ МЕСТНОСТЯХ КЛАДУТ В ГРОБ ПОДОРОЖНЫЙ ПОСОХ И НОВЫЕ ЛАПТИ, ВСЕ С ТОЙ ЖЕ ЦЕЛЬЮ – ОБЛЕГЧИТЬ УМЕРШЕМУ ТРУДНОСТИ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ».
НО ЕСЛИ ОБРЯД ДОЖИЛ ПОЧТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ, НЕ УДИВИТЕЛЬНО И ТО, ЧТО ДОШЛА ДО НАС И СТАРИННАЯ РУССКАЯ СКАЗКА "ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ" И СТРАННЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ГЛИНЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, У КОТОРЫХ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ.
…Старик закрыл тетрадь.
– Ну вот, мальчик, на сегодня достаточно. Поставь возле куколки и лампы Аладдина сапоги, и пойдем наверх. Угли в камине почти истлели! – Он залил огонь в камине / рядом стояло ведро с водой/, зажег новую свечку /две прежние почти догорели/ и, пропустив Вовку вперед, пошел к выходу. И Вовка мог бы поклясться, что слышал собственными ушами сквозь скрип закрываемой дубовой двери чей-то недовольный голос: «А камин опять погасили…» Он посмотрел на дедушку, но тот возился с тяжелым замком и, казалось, был занят только запором, но все же повернулся к Вовке на мгновение:
– И ты слышал?
Вовка кивнул.
– И я слышал. И уже не раз. И все не решаюсь оставить камин зажженным. Старая директорская привычка: боюсь пожара!
– А кто это там? – спросил Вовка шёпотом.
– Не знаю, мальчик! – директор, наконец, щелкнул замком.
– Я боюсь…
– Со мной ничего не бойся! Я знаю волшебное слово!
По дороге вверх Вовка поминутно оглядывался, и собственная тень пугала его. Только наверху, закрыв «ляду», Вовка почувствовал себя в безопасности.
Глава восьмая
Вовка дал себе слово больше не ходить в старую школу. Ему все слышался тот странный голос в глуши подвала. Он терпеливо учил уроки, дружил с Витькой Черняевым, ходил в кино.
Так было три дня. А на четвертый он не выдержал. Выучив наскоро уроки, он снова стоял перед крайним окном, забитым досками.
Николай Андреевич радостно впустил мальчика, и пока они шли по коридору, между ними шел разговор:
– А я думал, ты больше не придешь.
– Я и не хотел приходить.
– Боялся?
– Да!
– А почему пришел?
– Не знаю. Тянет почему-то.
– Молодец! Я знаю почему.
– Почему?
– Потому что тайна!
– Точно!
– А тайны надо кому-то раскрывать!
– Мне?
– Таким как ты!
Вовке стало очень радостно отчего-то, и улыбка не сходила с его губ, пока он сидел за столом и пил чай с вареньем и пряниками.
Наконец, Вовка насытился и перевернул чашку. Они еще о чем-то незначительном поговорили, пока старик мыл посуду, а потом он без слов сунул Вовке две толстых свечки.
– В подвал? – У Вовки чуть дрогнул голос.
– В музей волшебной страны! – торжественно сказал Николай Андреевич.
Холодной змейкой страх полоснул сердце, когда железная решетка, а потом дверь в ляду была откинута и они ступили на старую деревянную лестницу.
Вовка чувствовал себя как боец, который идет в атаку. Он весь отрешен… Его нет в этой жизни… Он где-то там, в небесах… Вой, крик, гул… А он идет, потому что надо… Потому что неведомая внутри него сила кричит: «Иди!»
А Николай Андреевич думал о том, что наконец-то нашел мальчишку, которого так долго искал. Мальчишку, для которого смысл жизни в познании тайн… Именно такие приходят к цели, кто хочет знать больше чем другие и не боится трудного пути…
В середине лестницы показалось им обоим, что кто-то мимо пробежал… Проскользнул словно мимолетная тень и сказал что-то вроде: «Ай-ай-ай! Я опаздываю!» И снова стало тихо и безлюдно.
– Кто это? – вздрогнул Вовка.
– Я тоже хотел бы знать, – проворчал Николай Андреевич.
…И вот они снова в подвале.
Директор обильно смазал машинным маслом и замок и дверные петли, и они открылись без обычного скрипа, и только поэтому они «застали» в подвале его обитателей… Камин горел вовсю. Блики огня отсвечивали в застекленных витринах и по стенам, И вдруг чей-то хриплый голос сказал:
– Принесите-ка ко мне этого бездельника Буратино! Он сделан из сухого дерева, я его брошу в огонь, мое жаркое быстро поджарится. Вовка ясно увидел, что у камина стоит боком к ним толстый человек с такой длинной бородой, что нижняя ее часть покоится в кармане его камзола. Он протянул руку к вертелу, установленному над жаровней, и потрогал мясо.
– Вы видите, что оно сырое, бездельники! – закричал он кому-то. – Несите ко мне этого Буратино!
Вовка непроизвольно крикнул, и тут же все исчезло: и Карабас – Барабас, и вертел, и жаркое…
Не без боязни Вовка вслед за Николаем Андреевичем вошел в подвал.
– Ничего не понимаю! – вдруг разозлился директор школы, – Нет, с этим надо кончать! – Он взял тяжелую чугунную кочергу и обошел весь подвал. Следом за ним с тяжелым подсвечником брел Вовка. Они разобрали даже завал из старой мебели у дальней стены. Старый директор то и дело хватался за сердце, но не успокоился, пока не убедился что и там никакой потайной двери не было.
– Вот так всегда! – вздохнул Николай Андреевич и без сил опустился в кресло. – Значит, ты любишь тайны? – Он развел руками. – Пожалуйста! Разгадывай! – Помолчал, потом вспомнил. – Однажды вот также ясно как сегодня я увидел на своем кресле старый ржавый ключ. Мне показалось даже, что это не ржавчина, а кровь. Но едва я потянулся к нему – ключ исчез.
– Как странно! – вздохнул Вовка.
– Да, странновато! – согласился старик и протянул руки к камину, грея старые больные пальцы.
Напряженная тишина заполнила подвал, и чтобы нарушить ее, чтобы не услышать снова чей-то голос, Вовка спросил:
– Николай Андреевич, а вы взяли с собой тетрадку?
– Нет! А где ж она? Я не помню, чтобы я сегодня держал ее в руках!
– А может, она в портфеле? – Вовка показал на каминную полку.
– Что? – растерялся директор. – Я опять портфель оставлял в подвале? – Ничего не понимаю… – Он раскрыл пряжку и вскоре держал в руках тетрадь в черном коленкоровом переплете. Как странно… Тетрадь на месте… Зачем же они заставляют меня забывать портфель? – Он закрыл глаза и какое-то время молчал. Вовке показалось, что он заснул. Но вот директор открыл глаза и сказал, – ты хочешь, чтобы я снова почитал?
– Да, очень! – Вовка боялся гнетущей тишины.
– Ну слушай:
Чудесная шкураДРЕВНИЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ЗАГРОБНЫЙ МИР – ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО, ТРИДЕСЯТОЕ ГОСУДАРСТВО. ПОПАСТЬ ТУДА МОЖНО РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ. НАПРИМЕР, ЗАШИТЫМ В ШКУРУ ЖИВОТНОГО.
В ДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ БЫЛ ОХОТНИКОМ, ОН ХОРОНИЛ СВОИХ СОРОДИЧЕЙ ЗАШИТЫМИ ИЛИ ЗАВЕРНУТЫМИ В ШКУРУ. НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ ВЕРИЛИ, ЧТО В ТАКОМ ВИДЕ ПОКОЙНИКИ МОГУТ ПОПАСТЬ В ИНОЙ МИР, А ИНОГДА И ВЕРНУТЬСЯ ИЗ НЕГО. ОНИ СЛОЖИЛИ МИФЫ О ТАКОМ ПУТЕШЕСТВИИ, ВОТ, НАПРИМЕР, КАК РАССКАЗЫВАЛИ О НЕМ АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ:
ГЕРОЙ ЛОВИТ ОРЛА. "ОН ПОТРЯС ЕГО ТАК СИЛЬНО, ЧТО ВСЕ ЕГО КОСТИ И МЯСО ВЫВАЛИЛИСЬ… ПОТОМ ОН НАДЛЕЛ НА СЕБЯ ШКУРУ ОРЛА И ПОЛЕТЕЛ В НЕБО – ЦАРСТВО УМЕРШИХ".
МИФЫ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ СО ВРЕМЕНЕМ СТАЛИ СКАЗКАМИ. И ВОТ МЫ ЧИТАЕМ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ:
«ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ РАБОТНИКА НА ЗОЛОТУЮ ГОРУ, КУПЕЦ ДОСТАЛ НОЖ, УБИЛ ЛЕДАЩУЮ КЛЯЧУ, ВЫПОТРОШИЛ, ПОЛОЖИЛ ПАРНЯ В ЛОШАДИНОЕ БРЮХО, СУНУЛ ТУДА ЛОПАТУ И ЗАШИЛ, А САМ В КУСТАХ ПРИТАИЛСЯ… ВДРУГ ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОНЫ ЧЕРНЫЕ, НОСЫ ЖЕЛЕЗНЫЕ, УХВАТИЛИ ПАДАЛЬ, УНЕСЛИ НА ГОРУ И НУ КЛЕВАТЬ; СЪЕЛИ ЛОШАДЬ И СТАЛИ БЫЛО ДОБИРАТЬСЯ ДО КУПЕЧЕСКОГО СЫНА».
НО ПОЧЕМУ ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ ЗАШИВАЛИ СВОИХ ПОКОЙНИКОВ В ШКУРЫ? ЭТО СОВСЕМ НЕ ПРАЗДНЫЙ ВОПРОС. ОНИ СЧИТАЛИ, ЧТО КОГДА-ТО ВСЕ ЛЮДИ БЫЛИ ЖИВОТНЫМИ И, УМИРАЯ, СНОВА ПРИНИМАЮТ СВОЙ ЖИВОТНЫЙ ОБЛИК. ОБ ЭТОМ НАПОМИНАЛИ МАЛЬЧИШКАМ В ПЕРВОБЫТНОЙ «ШКОЛЕ»: ВО ВРЕМЯ ОБРЯДА ПРЕВРАЩЕНИЯ В ОХОТНИКИ, СТАРИКИ НАДЕВАЛИ НА РЕБЯТ ШКУРЫ ЖИВОТНЫХ, И МАЛЬЧИШКИ ПЛЯСАЛИ, ОДЕТЫЕ В ШКУРЫ ВОЛКОВ, МЕДВЕДЕЙ, БУЙВОЛОВ, ПОДРАЖАЯ ИХ ДВИЖЕНИЯМ.
НО УМЕРШЕГО ЗАШИВАЛИ В ШКУРУ НЕ ЛЮБОГО ЖИВОТНОГО, А ТОЛЬКО ТОГО, КОТОРОЕ СЧИТАЛОСЬ ИХ ПОКРОВИТЕЛЕМ И ЗАЩИТНИКОМ.
ОБЫЧАЙ ЗАШИВАТЬ ПОКОЙНИКА В ШКУРУ ПЕРЕЖИЛ МНОГИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. В ЕГИПТЕ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА ХОРОНИЛИ ТРУПЫ ЗАВЕРНУТЫМИ В ШКУРЫ. ПОЗЖЕ В ШКУРУ ЗАВОРАЧИВАЛСЯ УЖЕ НЕ МЕРТВЕЦ, А СОВЕРШАЮЩИЙ ЦЕРЕМОНИЮ ЖРЕЦ. ИНДИЯ ДОСТИГЛА ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ, НО СТАРЫЙ ОБЫЧАЙ ЗАШИВАНИЯ ТРУПА В ШКУРУ СОХРАНИЛСЯ В РЯДЕ ЕЕ ШТАТОВ.
А НАМ ОБ ЭТОМ ДРЕВНЕЙШЕМ ПОХОРОННОМ ОБРЯДЕ НАПОМИНАЮТ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ. ТОЛЬКО МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ИХ ЧИТАТЬ. СКОЛЬКО ИНТЕРЕСНОГО ОНИ ЕЩЕ РАССКАЖУТ НАМ!
Старик замолк и посмотрел на Вовку так, словно спрашивал:
– Ну как?
Но Вовка ответил неожиданно:
– Дедушка, а они слушают?
Николай Андреевич вздрогнул и недовольно махнул ладонью:
– Давай об этом не будем говорить!
– Тогда еще почитайте!
Николай Андреевич порылся в портфеле и вынул потрепанную книгу русских народных сказок, полистал ее и показал Вовке картинку, на которой Змей, запряженный в огромный плуг, делает глубокую борозду, а за ним следует Никита Кожемяка.
– Ты читал эту сказку?
– Конечно, дедушка! Могу рассказать.
– Не надо. Помнишь, как Змей землю разделил?
Вовка засмеялся.
– А знаешь, что это взаправду было?
– Что? Змей? – удивился Вовка. – Шутите! – И тут же растерянно посмотрел по сторонам.
– Про Змея не знаю, но валы – то существуют! – Директор строго смотрел на мальчика. – Ты о них не слышал?
Вовка отрицательно покачал головой.
– Ну тогда слушай еще одну тайну сказки, которую мне удалось раскрыть:
Змиевы валыПОЯВИЛСЯ У ГОРОДА КИЕВА ЗМЕЙ, СТАЛ ОН БРАТЬ С НАРОДА ПОБОРЫ ТЯЖЕЛЫЕ, – рассказывает сказка "Никита Кожемяка". – КАЗАЛОСЬ, НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НАСИЛЬНИКА. ДАЖЕ ЦАРСКУЮ ДОЧЬ ПОТРЕБОВАЛ СЕБЕ ЗМЕЙ В ВИДЕ ДАНИ.
СТАЛА ЦАРЕВНА ПЫТАТЬ ЗМЕЯ: КТО СИЛЬНЕЕ ТЕБЯ? ТОТ ДОЛГО НЕ ГОВОРИЛ, ДА РАЗ И ПРОБОЛТАЛСЯ, ЧТО ЖИВЕТ В ГОРОДЕ КИЕВЕ КОЖЕМЯКА. ТОТ И ЕГО СИЛЬНЕЕ.
УГОВОРИЛИ БОГАТЫРЯ ИДТИ СУПРОТИВ ЗМЕЯ. И НАЧАЛАСЬ МЕЖДУ НИМИ БИТВА. ДОЛГО ЛИ КОРОТКО СРАЖАЛСЯ СО ЗМЕЕМ НИКИТА КОЖЕМЯКА, ТОЛЬКО ПОВАЛИЛ ЗМЕЯ. ТУТ ЗМЕЙ СТАЛ МОЛИТЬ НИКИТУ: "НЕ БЕЙ МЕНЯ ДО СМЕРТИ, НИКИТА КОЖЕМЯКА! СИЛЬНЕЙ НАС С ТОБОЙ В СВЕТЕ НЕТ; РАЗДЕЛИМ ВСЮ ЗЕМЛЮ, ВЕСЬ СВЕТ ПОРОВНУ: ТЫ БУДЕШЬ ЖИТЬ В ОДНОЙ ПОЛОВИНЕ, А Я – В ДРУГОЙ". – "ХОРОШО, – СКАЗАЛ КОЖЕМЯКА, – НАДО МЕЖУ ПРОЛОЖИТЬ". СДЕЛАЛ НИКИТА СОХУ В ТРИСТА ПУДОВ, ЗАПРЯГ В НЕЕ ЗМЕЯ, ДА И СТАЛ ОТ КИЕВА МЕЖУ ПРОКЛАДЫВАТЬ. ПРОВЕЛ БОРОЗДУ ДО МОРЯ КАВТРИЙСКОГО. "НУ, – ГОВОРИТ ЗМЕЙ, – ТЕПЕРЬ МЫ ВСЮ ЗЕМЛЮ РАЗДЕЛИЛИ".
СКАЗКА СКАЗКОЮ, НО ВАЛЫ-ТО СУЩЕСТВУЮТ НА САМОМ ДЕЛЕ! ОСТАТКИ ЗМИЕВЫХ ВАЛОВ НА ЧЕТЫРЕСТА КИЛОМЕТРОВ ПРОТЯНУЛИСЬ ПО УКРАИНЕ ОТ ЕЕ ВОСТОЧНЫХ ДО ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ ПО РЕКАМ ВИТЬ, КРАСНАЯ, СТУГНА, ТРУБЕЖ, СУЛА, РОСЬ И ДОСТИГАЮТ МЕСТАМИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ КИЛОМЕТРОВ ДЛИНЫ И ДО ДЕСЯТИ МЕТРОВ ВЫСОТЫ. ПОДОБНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИЗВЕСТНЫ И В ПОДНЕСТРОВЬЕ.
КТО ЖЕ ПОСТРОИЛ ЭТИ ВАЛЫ? НЕ ЗМЕЙ ЖЕ С НИКИТОЙ КОЖЕМЯКОЙ?
ДОЛГО БЫТОВАЛО МНЕНИЕ, ЧТО ОНИ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ ПО УКАЗАНИЮ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТРАЯНА /53–117 гг./, КОТОРЫЙ ВЕЛ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ВОЙНЫ НА ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ДОЛГО ОНИ ТАК И НАЗЫВАЛИСЬ – ТРАЯНОВЫ ВАЛЫ.
НО ЕСЛИ ПРОЧИТАТЬ РУССКИЕ СКАЗКИ, МЫ УДИВИМСЯ, КАК ЧАСТО РУССКИЕ БОГАТЫРИ СРАЖАЮТСЯ В НИХ СО ЗМЕЕМ, А В ОБРАЗЕ ЗМЕЯ СКАЗИТЕЛИ – ЭТО ИЗВЕСТНО – ПРЕДСТАВЛЯЛИ КОЧЕВНИКОВ, ПОСТОЯННО НАПАДАВШИХ НА РУСЬ. ИСТОРИЯ И ПОДСКАЗАЛА: ИМЕННО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ НИХ СЛАВЯНЕ И ПОСТРОИЛИ ВАЛЫ, И БЫЛИ ВОЗВЕЩЕНЫ ОНИ ЕЩЕ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАЩЕСТВИЯ. СТРОИЛИ ИХ СОТНИ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ, ВАЛЫ НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ПОМОГЛИ ОТГОРОДИТЬСЯ ОТ НАШЕСТВИЯ ВРАГОВ, НО СНОВА И СНОВА ВОЛНЫ ВРАЖЕСКОГО МОРЯ БИЛИСЬ О ГРАНИЦЫ СЛАВЯНСКИХ КНЯЖЕСТВ И ВЫНУЖДАЛИ НАШИХ БРАТЬСЯ ЗА МЕЧИ. ВСЯ РУСЬ ВСТАВАЛА НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ И РАЗБИВАЛА ПОЛЧИЩА ВРАГОВ. ТАК ОБРАЗНО И ТАК КРАСИВО ЭТИ БИТВЫ ОПИСАНЫ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ; ОТРУБЯТ ПОГАНЫМ ВОРОГАМ, КАК ЗМЕЮ, ГОЛОВЫ, ВЫТРУТ МЕЧ О СЫРУЮ ЗЕМЛЮ И СКАЖУТ, КАК СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ ИВАНУШКА: "НЕ ХВАЛИСЬ, НЕЧИСТАЯ СИЛА! НЕ ПОЙМАВ ЯСНА СОКОЛА, РАНО ПЕРЬЯ ЩИПАТЬ; НЕ ОТВЕДАВ ДОБРА МОЛОДЦА, НЕЧЕГО ХУЛИТЬ ЕГО!"
И НАСТАЛА ПОРА, КОГДА ОСТАВИЛА РУСЬ ЗА СПИНОЙ ВЫСОКИЕ ЗМИЕВЫ ВАЛЫ И РАСШИРИЛА ГРАНИЦЫ ДО МОРЯ. И ТОЛЬКО СКАЗКА ДА ЕЩЕ КНИГИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ ВСПОМИНАЮТ ОБ ЭТИХ ВАЛАХ, ДА И САМИ ВАЛЫ ВСЕ ЕЩЕ ВЫСЯТСЯ В СТЕПЯХ УКРАИНЫ, КАК ПИРАМИДЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, И НЕ БОЯТСЯ ВРЕМЕНИ.
Глава девятая
Замолк старик, поднял глаза на Вовку, а тот подпер подбородок кулачком и глаз не сводит с черной тетради.
– Неужели интересно? – удивился старик.
– Очень! Змей – и вдруг валы… А они на самом деле есть?
– Вот те раз! – Николай Андреевич огорчился, – Слушал, слушал и не понял?
– Почему? Я понял. Они на Украине, Просто не верится, что их Змей построил… Нет-нет, дедушка, я понял, что люди, а назвали-то Змиевыми!
– Ах вот что! Здесь ты прав, Вовка! Потомки почти всегда не верят в то, что их предки были, не глупее их, и приписывают их дела богам или героям мифов и сказок, – Он взъерошил Вовке волосы, – Умница! Ты главное уловил – валы попали в сказку, ПОТОМУ что были необыкновенно величественны! Ну а теперь, Вовка, домой! Пора и честь знать!
Но Вовка удержал дедушку за колено. – Ну, пожалуйста, так интересно! Почитайте еще!
Пока старик раздумывал, Вовка предложил:
– А можно, дедушка, я сделаю для музея Змиевы валы, а? Ведь их еще никто не делал?
Николай Андреевич поймал Вовкину руку и хотел пожать ее, но потом взял и поцеловал. И слезы выступили на его глазах.
– А я думал, что уже никогда и никто не сделает новых экспонатов для моего музея. Ах ты разумник! Ах ты мой дорогой!
Вовка был очень доволен, что уважил старика.
– Я их сделаю так. Возьму лист картона, нет, лучше фанеры и на ней пластилином выстрою валы… А может быть, мы их сделаем вместе с папкой! Он перерисует из сказок картинку как Никита Кожемяка идет за плугом, который тащит Змей, а я ее вырежу из картона…
– Сделай, мальчик, сделай! – Николай Андреевич прижал к себе Вовку. – Какое счастье, что я нашел тебя! Ну садись, слушай, я почитаю тебе историю двустворчатых браслетов. – И он раскрыл тетрадь.
Двустворчатые браслетыПОМНИТЕ ЗНАМЕНИТЫЙ ТАНЕЦ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ В СКАЗКЕ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»? "СТАЛИ ГОСТИ ЕСТЬ, ПИТЬ, ВЕСЕЛИТЬСЯ. ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ ИСПИЛА ИЗ СТАКАНА, ДА ПОСЛЕДКИ СЕБЕ ЗА ЛЕВЫЙ РУКАВ ВЫЛИЛА. ЗАКУСИЛА ЛЕБЕДЕМ, ДА КОСТОЧКИ ЗА ПРАВЫЙ РУКАВ БРОСИЛА.
ПОПИЛИ, ПОЕЛИ, НАСТАЛ ЧЕРЕД ПЛЯСАТЬ. ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ ПОДХВАТИЛА ИВАНА-ЦАРЕВИЧА И ПОШЛА. УЖ ОНА ПЛЯСАЛА-ПЛЯСАЛА, ВЕРТЕЛАСЬ – ВЕРТЕЛАСЬ – ВСЕМ НА ДИВО. МАХНУЛА ЛЕВЫМ РУКАВОМ – СДЕЛАЛОСЬ ОЗЕРО, МАХНУЛА ПРАВЫМ РУКАВОМ – ПОПЛЫЛИ ПО ОЗЕРУ БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ. ЦАРЬ И ГОСТИ ДИВУ ДАЛИСЬ".
ЧИТАЕМ МЫ ЭТИ СТРОКИ СКАЗКИ И ДУМАЕМ, ЧТО СКАЗОЧНИК ОПИСЫВАЕТ ЭТОТ ТАНЕЦ ПРОСТО ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА, ИЛИ ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ КОЛДОВСКИЕ ЧАРЫ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ. А НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗКА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ, ИЗ ДАЛИ НЕОГЛЯДНОЙ НЕСЕТ НАМ ВОСПОМИНАНИЕ О СВЯЩЕННЫХ ТАНЦАХ РУСАЛОК, ВО ВРЕМЯ КОТОРЫХ РУССКИЕ ДЕВИЦЫ ВЫЗЫВАЛИ ДОЖДЬ.
ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ ЗАБЫЛА СКАЗКА: ПРЕЖДЕ ЧЕМ МАХНУТЬ РУКАВОМ, ДЕВУШКА ИЗЯЩНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ДОЛЖНА БЫЛА СНЯТЬ С ЗАПЯСТЬЯ МАГИЧЕСКИЕ ДВУСТВОРЧАТЫЕ БРАСЛЕТЫ. И ТОГДА ШИРОКИЙ РУКАВ ЕЕ ПЛАТЬЯ ПРИ ВЗМАХЕ КАЗАЛСЯ ЛЕБЕДИНЫМ КРЫЛОМ.
ЗЕМЛЯ КОРМИЛА СЛАВЯН, НО ХОРОШИЙ УРОЖАЙ ЗАВИСЕЛ ОТ ДОЖДЯ. И СЛАВЯНЕ ИСПОЛНЯЛИ МНОГО ОБРЯДОВ, ЧТОБЫ УМИЛОСТИВИТЬ СВОИХ ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ /ПРИРОДУ/ И ВЫМОЛИТЬ ДОЖДЬ.
ОДНИМ ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ОБРЯДОВ БЫЛА "РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ", КОТОРАЯ ПРИХОДИЛАСЬ НА НАЧАЛО ЛЕТА… ГОРЕЛИ КОСТРЫ, ПЕЛИСЬ ВЕСЕЛЫЕ ПЕСНИ В ЧЕСТЬ ЛАДЫ И ЛЕЛЯ – ПОКРОВИТЕЛЕЙ ЛЮБВИ, ЗАКЛЮЧАЛИСЬ ТУТ ЖЕ, У ОГНЯ БРАКИ.
ЦЕЛЫХ СЕМЬ ДНЕЙ ПРОДОЛЖАЛИСЬ ЭТИ ИГРИЩА. НЕ СЛУЧАЙНО ОНИ НОСИЛИ НАЗВАНИЕ "РУСАЛЬЕЙ НЕДЕЛИ". СВЯЩЕННЫЕ ТАНЦЫ РУСАЛОК СОСТАВЛЯЛИ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТОГО ПРАЗДНИКА. И НАЧИНАЛИ ИХ КНЯГИНИ, ПОТОМУ ЧТО С ДРЕВНОСТИ ПОВЕЛОСЬ НА РУСИ ДОВЕРЯТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ – В БИТВЕ ЛИ, В ХОЗЯЙСТВЕ ЛИ, В ОБРЯДАХ – СТАРШИМ ПО РАНГУ.
ВЫХОДИЛА ИЗ ШИРОКОГО КРУГА КНЯГИНЯ В БЕЛОЙ, РАСШИТОЙ МАГИЧЕСКИМИ УЗОРАМИ РУБАХЕ И НАЧИНАЛА СВОЙ ТАНЕЦ, КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ КОТОРОГО БЫЛО СВЯЩЕННЫМ. ВЕДЬ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ЭТО БЫЛ НЕ ТАНЕЦ РАДИ ТАНЦА, А МОЛЕНИЕ У БОГОВ ДОЖДЯ ИЛИ УРОЖАЯ. И ЗРИТЕЛИ ХОРОШО ВИДЕЛИ НА ЕЕ ЗАПЯСТЬЯХ ШИРОКИЕ ДВУСТВОРЧАТЫЕ БРАСЛЕТЫ, ПОКРЫТЫЕ МАГИЧЕСКИМИ /ВОЛШЕБНЫМИ/ УЗОРАМИ. КОГДА СНИМЕТ КНЯГИНЯ ЭТИ БРАСЛЕТЫ, БРОСИТ НА ЗЕМЛЮ, ЛЮБОПЫТНЫЙ МОЖЕТ РАЗГЛЯДЕТЬ НА НИХ СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ ВОДЫ, СОЛНЦА, ДРЕВА ЖИЗНИ, СВЯЩЕННЫХ ПТИЦ.
ХОДИЛА ПО КРУГУ КНЯГИНЯ И ВО ВРЕМЯ ТАНЦА СНИМАЛА С ГОЛОВЫ ПЛАТОК И РАСПУСКАЛА СВОИ ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ. А ПОТОМ СНИМАЛА БРАСЛЕТ С ОДНОЙ РУКИ, ПОТОМ – С ДРУГОЙ – И ВО ВСЮ ДЛИНУ РАСКРЫВАЮТСЯ РУКАВА РУБАХИ, ДО ЭТОГО СТЯНУТЫЕ НА ЗАПЯСТЬЯХ. ПОДНИМАЕТ РУКИ КНЯГИНЯ, А У НЕЕ НЕ РУКИ, А КРЫЛЬЯ – ТАК ШИРОКИ РУКАВА ЕЕ РУСАЛЬНОЙ РУБАХИ. И ВОТ УЖЕ НЕ ДЕВУШКА, А РУСАЛКА С КРЫЛЬЯМИ ЛЕБЕДЬЮ БЕЛОЙ ПЛЫВЕТ ПО КРУГУ, А ВОКРУГ НЕЕ, ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ, ПОЯВИЛИСЬ МУЗЫКАНТЫ, ГУСЛЯРЫ, ЮНОШИ С "РУСАЛЬИМИ ПАЛИЦАМИ". И ХОДИТ ВОКРУГ ТАНЦУЮЩИХ ХОРОВОД, СЛАВИТ БОГОВ И ПРОСИТ У НИХ ДОЖДЯ И ДОБРОГО УРОЖАЯ.
И НЕ СЛУЧАЙНО СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» ОБРАЩАЕТ НАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТУ ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ, КОТОРАЯ И БЫЛА ГЛАВНОЙ В РУСАЛЬЕМ ТАНЦЕ – НА РУКАВА. ОНИ И СКРЕПЛЯЛИСЬ КОГДА-ТО БРАСЛЕТАМИ С ВОЛШЕБНЫМИ ЗНАКАМИ.