bannerbanner
Беседы Вельзевула со своим внуком
Беседы Вельзевула со своим внуком

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Не могу сказать, как я рад, что ты, к счастью, далеко от трицентричных созданий, которым ты дал столь оскорбительное для их достоинства имя, что даже не могу о нем слышать. Сознаешь ли ты, мое бедное дитя, что эти существа, особенно современные, сделали бы с тобой, если бы услышали, как ты их называешь?

Одна мысль о том, что бы они сотворили с тобой, если бы ты попался к ним в лапы, приводит меня в ужас.

Во всяком случае они задали бы тебе такую трепку, что, как говаривал наш Ходжа Насреддин, «ты не очухался бы до следующей порции розг».

В любом случае, когда бы ты ни решил начать что-нибудь новое, неизменно благословляй судьбу и моли ее о милосердии, чтобы она всегда хранила тебя и не допустила бы, чтобы обитатели Земли когда-либо заподозрили тебя, моего любимого единственного внука, в том, что ты неосторожно назвал их слизняками.

Уж поверь мне, что в те годы, когда я наблюдал за ними, как с Марса, так и во время своих путешествий на Землю, я изучил душу этих странных созданий очень хорошо. Я прекрасно знаю, как они поступили бы с любым, кто отважился бы дать им такое прозвище.

Конечно, ты назвал их так лишь по детской наивности, но трицентричные обитатели Земли не приняли бы все это во внимание. Им было бы безразлично, кто так их назвал, почему и при каких обстоятельствах. Такое имя оскорбительно для них, и этого вполне достаточно.

Обсуждать этот вопрос с точки зрения большинства из них – все равно что переливать из пустого в порожнее.

Вот почему было очень опрометчиво с твоей стороны дать этому племени трицентричных такое обидное прозвище, во-первых, потому, что я тревожусь за тебя из-за этого, и еще потому, что в будущем тебе может угрожать опасность.

Хотя ты далеко от них и они не могут дотянуться до тебя и наказать лично, тем не менее, если они как-нибудь узнают, хотя бы из десятых рук, что ты оскорбил их, анафема неизбежно обрушится на твою голову и сила этой анафемы будет зависеть от того, чем они будут заняты в данный момент.

Наверное, стоит рассказать тебе, как бы повели себя земляне, если бы узнали о твоем оскорблении. Этот пример поможет тебе хорошо усвоить странные привычки этих столь интересующих тебя трицентричных существ.

В какой бы апатии они не находились, если у них не возникнет другого нелепого интереса, в тот момент, когда их спровоцировало бы твое оскорбление, они тут же собрали бы в специально отведенном для этого месте избранных для подобного дела людей, разумеется, одетых в особые костюмы. Это у них называется гражданским судом.

Первым делом они выбрали бы председателя, и только потом приступили бы к «разбирательству». Они «разобрали бы тебя по косточкам», и не только тебя, но и твоего отца, деда и, возможно, всех предков вплоть до Адама.

В дальнейшем, если бы они решили, естественно, как всегда, «большинством голосов», что ты «виновен», они вынесли бы тебе приговор в соответствии с кодексом законов, основанных на прежних изучаемых всяческими «ископаемыми» выступлениях этого «театра марионеток».

Но если они, опять большинством голосов, не нашли бы в твоих действиях ничего противозаконного, что, правда, случается очень редко, произошло бы вот что. Все судебное разбирательство всегда в подробностях переносят на бумагу и снабжают подписями всех членов суда. Так вот, эти записи были бы отправлены… ты думаешь, в мусорную корзину? Нет, соответствующим экспертам, в нашем случае в так называемый Священный Синод, где повторилась бы та же процедура, но в этот раз тебя судили бы «очень важные» персоны.

И только после долгого «переливания из пустого в порожнее» они наконец подошли бы к главному, а именно к тому, что обвиняемый находится вне пределов их досягаемости. Но тут как раз и подстерегала бы тебя настоящая опасность. Ведь когда они до конца уяснили бы, что у них руки коротки, и им до тебя не добраться, они единодушно решили бы предать тебя анафеме, не более, но и не менее того. Знаешь ли ты, что это такое и как это делается? Нет? Тогда слушай и содрогайся!

«Очень важные» персоны объявят ко всеобщему сведению, что во всех соответствующих учреждениях, которые называются церквами, часовнями, синагогами, ратушами и так далее, официальные лица с надлежащими церемониями мысленно пожелают тебе, чтобы у тебя отвалились рога, чтобы ты поседел раньше срока, чтобы еда в твоем желудке превратилась в гвозди, чтобы язык твоей будущей жены стал в три раза длиннее, чтобы твои любимые лакомства приобрели у тебя во рту вкус мыла, и так далее, и тому подобное.

Теперь ты понимаешь, какую опасность вызвал на себя, когда назвал этих ничего незначащих трицентричных уродцев слизняками?

С этими словами Вельзевул улыбнулся своему любимцу.

Глава 12

Первый раскат грома

После минутной паузы Вельзевул продолжал:

– Рассказ об анафеме напомнил мне другой случай, давший мне многое для понимания странностей души трицентричных обитателей этой планеты, так поразивших твое воображение.

История, которую я собираюсь тебе рассказать, произошла с жителями Земли совсем недавно. Вот она.

В одной из их больших «стран» жил мирной и заурядной жизнью тот, чья профессия называлась «писатель».

Здесь надо сказать, что в былые времена можно было случайно наткнуться на представителей этой профессии, чьи мысли и сочинения были оригинальны, но позже, а особенно в последнее время многие писатели только копируют все виды идей из уже написанных книг, компилируя их, чтобы создать новую «книгу».

В общем, они предпочитают книги, написанные отдаленными предшественниками. Я должен отметить, что книги, сфабрикованные современными писателями, в своей совокупности являются важной причиной ослабления Разума других трицентричных созданий, а он уже стал, как говаривал почтенный Ходжа Насреддин, «легче воздуха».

Так что, мой мальчик, современный писатель, о котором я рассказываю, был как раз писателем подобного рода, и ничего особенного в нем не было.

Однажды, закончив одно из своих «произведений», он задумался, что же написать в следующем, и решил поискать какую-нибудь новую идею в книгах, загромождавших его «библиотеку», которая должна иметься у каждого уважающего себя писателя.

Когда он рылся там, прямо на него свалилась книга под названием «Евангелие». «Евангелием» называется четверокнижие, написанное Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном и посвященное Посланцу Свыше Иисусу Христу.

Книга эта была широко распространена среди трицентричных созданий, которые номинально следовали учению Посланца.

И когда наш писатель наткнулся на эту книгу, ему в голову внезапно пришла мысль: «А почему бы и мне не написать Евангелие?».

Исходя из определенных данных, полученных мною в других целях, я предполагаю, что мысль его должна была развиваться в следующем направлении:

«Разве я хуже, чем эти древние варвары – Матфей, Марк, Лука и Иоанн? По крайней мере я культурнее их и могу написать гораздо лучшее Евангелие, чем мои соперники.

Кроме того, Евангелие – это как раз то, что нужно, потому что «англичане» и «американцы» питают большую слабость к этой книге, а курсы фунта и доллара как раз сейчас очень недурны».

Скоро слово сказывается, да не скоро дело делается. Начиная с этого дня он занялся своим новым Евангелием, изощряясь в мудрствовании. Но после того, как он закончил и отдал свой труд в печать, начался целый ряд неожиданных событий.

При других обстоятельствах ничего, возможно, и не произошло бы, и новое Евангелие заняло бы свое место в библиотеках любителей книг среди множества других изданий, где изложены схожие мысли.

Но, к счастью или к несчастью нашего писателя, случилось так, что некоторым власть имущим того общества, к которому он принадлежал, очень не повезло при игре в «рулетку» и «баккара» во время их пребывания на заграничных курортах. Они стали требовать так называемые «деньги» у рядовых членов общества, и из-за этих требований «народ» наконец очнулся от своей «спячки» и поднялся.

При виде этого те «власть имущие», что оставались дома, встревожились и приняли соответствующие меры.

В числе этих мер было всеобщее и немедленное уничтожение всего нового, появлявшегося в их родной стране, что могло бы удержать простых людей от возвращения к прежней апатии.

Как раз в это время вышло в свет новое Евангелие нашего писателя. Власть имущие усмотрели в содержании нового Евангелия нечто, что, по их пониманию, могло помешать простым существам снова впасть в спячку; и тогда они решили избавиться и от книги, и от ее автора, ведь они хорошо умели отделываться от своих отечественных выскочек, которые становились им поперек дороги.

Но по некоторым причинам они не могли поступить с писателем обычным образом. Это вызвало затруднения, и они собрались,чтобы обсудить проблему. Одни предлагали просто посадить его в тюрьму, кишащую крысами, другие хотели отправить его туда, «куда Макар телят не гонял», и так далее, и тому подобное, но в конце концов они решили публично предать анафеме его и его Евангелие с соблюдением всех церемоний и правил и, без сомнения, в таких же выражениях, которыми они проклинали бы тебя, если бы узнали, как ты их оскорбил.

И тут, мой мальчик, полностью проявилась вся странность психики современных трицентричных обитателей этой своеобразной планеты; в случае с нашим писателем, когда он и его Евангелие были преданы анафеме, результат был, как сказал бы почтенный Ходжа Насреддин, «совершенно иным».

Вот что произошло.

Когда рядовые члены этого общества увидели, какой шум подняли власти вокруг писателя, они почувствовали к нему большой интерес и стали покупать и с жадностью читать не только новое Евангелие, но и все другие, написанные им ранее книги.

Поэтому они, как это свойственно трицентричным обитателям Земли, потеряли интерес к другим вещам и говорили только о писателе, причем одни превозносили его до небес, а другие смешивали с грязью.

Вся полемика привела к тому, что слава писателя возросла, причем не только на родине, но и в других странах.

Последнее случилось потому, что многие власть имущие, в чьих карманах звенели монеты, продолжали ездить на заграничные курорты, чтобы играть там в «рулетку» и «баккара», и, обсуждая проблему нашего писателя, они мало-помалу заразили своим интересом других.

Короче говоря,все это постепенно распространилось по свету и даже сейчас,когда новое Евангелие давно забыто, его знаменитого автора повсюду и везде почитают за великого писателя.

Все, что он когда-либо написал, принимают и рассматривают как непогрешимую истину, все воспринимают его сочинения с таким же благоговением, какое испытывали древние, когда внимали пророчествам своих святых оракулов.

Интересно отметить, что если ты задашь кому-нибудь из них вопрос об этом писателе, то твой собеседник сразу же отзовется о нем как об экстраординарной личности.

Но если ты спросишь, что он написал, выяснится, что многие из них, если, конечно, признаются в этом, не прочитали ни одной из книг своего кумира.

Тем не менее, они будут говорить и спорить о нем, и доказывать с пеной у рта, что он был личностью с несравненной душой и феноменальными знаниями психологии людей.

Глава 13

Почему человеческий разум принимает свои фантазии за действительность

Хассейн спросил:

Мой дорогой и любимый дедушка, не объяснишь ли ты мне в своей обычной манере, почему жители Земли принимают эфемерное за реальное?

Вот как Вельзевул ответил на вопрос своего внука:

На планете Земля эта особенность психики трицентричных созданий развилась только в недавние эпохи. Возникла она потому, что их доминирующий компонент постепенно позволил другим компонентам их натуры воспринимать каждое новое впечатление, не завершая полностью процесс так называемого «осознавания», то есть не согласовывая его (это впечатление) друг с другом. Или, если говорить на их языке, создания эти верят во все, что говорят другие, вместо того, чтобы по здравом размышлении решить, истина это или ложь. Иными словами, они могут сравнивать и оценивать только те концепции, которые уже сформировались по отдельности в каждой из самостоятельных частей их сознания, чужие же концепции они воспринимают некритически, не пытаясь самостоятельно разобраться в них.

Вот как они воспринимают чужие мысли. Если мистер Смит объясняет какой-нибудь вопрос определенным образом, а мистер Браун говорит точно так же, слушатели уверяются в том, что это так и никак не иначе. Такая особенность их психики привела к тому, что многие из этих трицентричных созданий, слыша, как превозносят писателя, о котором я тебе рассказывал, пришли к твердому убеждению, что это великий психолог и несравненный знаток души человеческой.

Действительно, во время моего последнего визита на эту планету я, будучи наслышан об этом писателе, однажды посетил его по не имеющему отношения к нашей теме делу. Ожидания не обманули меня. Я нашел, что он совершенно такой же, как все другие современные авторы, то есть очень ограничен и, как сказал бы несравненный Ходжа Насреддин, «не видит дальше своего носа». Что же касается истинных знаний души его соплеменников, то тут его смело можно назвать «полным невеждой».

Хочу повторить, что история этого писателя очень характерна; она показывает, до какой степени трицентричные создания, поразившие твое воображение, особенно современные, игнорируют полное «осознавание». Видно, что у них никогда не кристаллизуется личное убеждение, сформированное на основе собственных логических рассуждений; напротив, возникают лишь те убеждения, которые зависят исключительно от чужого мнения.

И только потому, что они потеряли способность к «осознаванию», которая одна дает возможность восприятия подлинной реальности, они видят в этом писателе совершенство и другие качества, которых на деле у него нет.

Эта странная черта их психики, приводящая к тому, что они удовлетворяются тем, что говорят мистер Смит и мистер Браун, и не пытаются узнать больше, укоренилась уже давно. Теперь они не делают даже малейшей попытки понять что-то, что требует их активного мышления.

Надо сказать, что причина здесь – ни в органе кундабуфера, имплантированном предкам землян, ни в свойствах, появившихся у них и передающихся из поколение в поколение (что было следствием ошибки кого-то из космических святых).

Нет, земляне сами несут за это ответственность, а из-за аномальных условий существования свойство это постепенно упрочилось, впиталось в их натуру и стало теперь «злым духом их Я», или «самоуспокоением».

Но ты лучше уяснишь это для себя, когда я исполню свое обещание и еще больше расскажу тебе о планете, которой ты так интересуешься.

А сейчас я хочу дать тебе настоятельный совет на будущее: если ты попадешь на Землю, то ни в коем случае не раздражай людей. Иначе, «чем черт не шутит», они могут докопаться до того, что ты оскорбил их и, по-другому их выражению, «упрячут тебя за решетку». Не вредно напомнить здесь еще одни мудрые слова нашего неподражаемого Ходжи Насреддина: «Случается все, даже муха может проглотить слона».

Вельзевул хотел что-то добавить, но тут вошел помощник капитана и протянул ему эфирограмму на его имя. Когда Вельзевул прослушал ее содержание и помощник вышел, Хассейн повернулся к деду и сказал:

Дорогой дедушка, пожалуйста, расскажи мне еще о трицентричных созданиях, обитающих на этой удивительной планете под названием «Земля».

Вельзевул снова посмотрел на внука со своей особенной улыбкой, погладил его по голове и продолжил рассказ.

Глава 14

Рассказ о перспективе, ничего хорошего не сулящей

Должен сказать тебе, что сначала жители этой планеты имели такую же природу, что и все разумные трицентричные создания, обитающие на подобных планетах во всей Вселенной, и продолжительность их жизни была такой же.

Изменения к худшему начались у них в основном после второго бедствия, постигшего эту злополучную планету, когда ее крупнейший континент, известный под названием «Атлантида», погрузился на морское дно. Начиная с этого времени, они настолько изменили условия своей жизни, что и характер их стал меняться от плохого к худшему. Великая Природа была вынуждена медленно преобразовать их существо путем различных компромиссов и сдвигов, чтобы отрегулировать качество порождаемой ими вибрации. Вибрация эта была необходима для поддержания равновесного существования бывших осколков планеты.

По этой причине Великая Природа постепенно увеличила численность своих созданий так, что они теперь расселились по всей планете.

Внешние формы их планетарных тел схожи, а что касается размеров и других субъективных характеристик, каждая из них определяется, как и везде, наследственностью, условиями зачатия и другими факторами, которые являются причинами зарождения, развития и формирования каждого существа.

Они также различаются цветом кожи и типом волос; эти характеристики определяются, как и повсюду, влиянием и факторами той местности, где они родились и достигли ответственного возраста, то есть стали, как говорят на Земле, «взрослыми».

Но если говорить об их психике, то ее основные черты у всех одинаковы, независимо от происхождения. В числе этих качеств есть одно, из-за которого на этой планете, единственной во Вселенной, происходит ужасающий процесс взамоуничтожения, или, как говорят ее злополучные обитатели, «война».

Кроме этой их главной особенности, существуют другие, общие для всех, независимо от происхождения и места жительства, свойства, полностью кристаллизовавшиеся и ставшие второй натурой землян. В числе этих свойств есть такие, как «эгоизм», «себялюбие», «тщеславие», «гордыня», «чванство», «легковерие», «внушаемость», и многие другие, не менее аномальные и чуждые любому трицентричному созданию. Из этих аномальных свойств одно из самых неподобающих – внушаемость.

После этих слов Вельзевул надолго задумался, а потом, снова обратившись к внуку, произнес:

– Я вижу, что трицентричные создания, появившиеся и живущие на планете Земля, очень тебя интересуют, а так как нам все равно надо скоротать время путешествия на корабле «Карнак», я расскажу тебе о них все, что знаю.

Для того, чтобы ты мог составить для себя правильное мнение обо всех странностях их психики, будет лучше всего, если я расскажу тебе о своих посещениях планеты Земля в том порядке, в каком они происходили, и обо всех тех событиях, свидетелем которых я был.

Я летал на Землю шесть раз, и каждый из этих визитов сопровождался различными обстоятельствами.

Начну с первого путешествия.

Глава 15

Первое путешествие Вельзевула на планету Земля

Виновником моего первого путешествия на Землю, – начал Вельзевул, – был наш юный соплеменник, который имел несчастье запутаться в своих отношениях с трицентричными созданиями, и в результате оказался в очень глупом положении.

Однажды несколько членов нашей марсианской общины пришли ко мне домой и обратились с просьбой. Они рассказали мне, что один из наших юных сородичей, который эмигрировал на Землю около трехсот пятидесяти марсианских лет назад, недавно стал причиной инцидента с очень неприятными для всех последствиями.

Они продолжали:

– Мы, его родственники, как марсианские, так и земные, сначала думали справиться с ситуацией своими собственными силами. Но, несмотря на все старания и предпринятые меры, мы так ничего и не добились.

И теперь, окончательно убедившись, что сами ничего сделать не сможем, мы, зная вашу справедливость, осмелились побеспокоить вас, Ваша Милость, и умолять вас не отказать нам в мудром совете, как найти выход из этого тяжелого положения. И они в деталях описали обрушившееся на них несчастье.

Из всего, что они рассказали, я сделал вывод, что этот инцидент мог принести вред не только родственникам юноши, но и всем нашим соплеменникам. Поэтому я решил немедленно взяться за дело и помочь им уладить проблему.

Сначала я пытался сделать это, не покидая Марса, но, когда мне стало ясно, что, оставаясь на месте, ничего не добьешься, то я решил отправиться на Землю сам и там найти какой-то выход. На другой день, взяв с собой все необходимое, я вылетел туда на нашем корабле «Возможность».

Хочу напомнить, что на этом корабле мы прилетели в солнечную систему; его оставили нам для межпланетных сообщений. База корабля находилась на Марсе, и его командование было всецело предано мне.

Поэтому на корабле «Возможность» я совершил свое первое путешествие на Землю. В этот первый мой визит наш корабль приземлился на берегу того самого континента, который позже, во время второй планетарной катастрофы полностью исчез с лица Земли. Он назывался Атлантидой и играл главную роль в жизни обитателей планеты и, более того, в жизни наших соплеменников.

Высадившись, я прямо с борта корабля отправился в город Салмиос, где жил тот самый несчастный юноша, из-за которого я и предпринял это путешествие.

Салмиос был в то время очень большим городом и столицей самого большого «государства» на планете Земля. Глава государства, царь Апполис, жил в этом городе.

Именно во взаимоотношениях с царем Апполисом у нашего юного неопытного поселенца возникли трудности. И именно в Салмиосе я узнал все детали этого дела.

Выяснилось, что наш злополучный колонист был другом царя и часто бывал у него во дворце. Однажды во время очередного визита юноша заключил пари, которое и положило начало дальнейшим событиям.

Ты должен помнить, что страна, над которой властвовал царь Апполис, и город Салмиос, где он жил, были в тот период величайшими и богатейшими на Земле.

Чтобы сохранять и приумножать это богатство и великолепие, царь, конечно, нуждался в деньгах, а для этой цели ему требовалось множество рабочих из его народа.

Надо заметить, что ко времени моего первого посещения Земли у трицентричных существ, так захвативших твое воображение, органа кундабуфера уже не было, но у некоторых из них уже начали проявляться различные последствия воздействия этого органа, такие пагубные для них.

В тот период, к которому относится мой рассказ, у многих укоренилось последствие того свойства, которое во время функционирования органа кундабуфера позволяло землянам «без угрызений совести» пренебрегать всеми своими обязанностями, были ли они взяты на себя добровольно или же навязаны извне. И если они все-таки выполняли свои обязанности, то делали это только из опасений и страха, вызванного внешней угрозой.

И именно это последствие, уже утвердившееся к тому времени у некоторых землян, и было причиной всех событий.

Так что, мой мальчик, царь Апполис, который исключительно добросовестно относился к своим обязанностям поддержания величия вверенного ему общества, не жалел для этого ни сил, ни здоровья и требовал того же от своих подданных.

А так как к тому времени уже существовали последствия воздействия органа кундабуфера, которые, как я уже сказал, укоренились у многих подданных царя, он должен был применять все возможные виды устрашения и угроз, чтобы выжать из каждого все необходимое для поддержания величия государства.

Его методы были такими разными и в то же время такими разумными, что даже те из его подданных, у кого вышеназванные последствия цвели пышным цветом, не могли не уважать царя, хотя и прозвали его за его спиной сверхковарным.

Но, мой мальчик, методы, которые использовал царь Апполис для выжимания из народа всего необходимого для процветания общества, казались нашему юному поселенцу по той или иной причине несправедливыми, и он тревожился и возмущался, когда узнавал о каком-нибудь новом способе, который применил царь.

И вот, однажды, беседуя с царем Апполисом, наш наивный колонист не смог сдержать своего возмущения и высказал царю в лицо все, что он думал о его «бессовестном» отношении к народу.

Царь не впал в гнев, как это обычно бывает на Земле, когда кто-то сует нос не в свои дела, и не приказал вытолкать дерзкого взашей.

Вместо этого он стал обсуждать с ним эту проблему и объяснил причину своей суровости.

Они беседовали долго, в конце концов заключили «пари», то есть своего рода договор, составили соответствующий документ и подписались кровью.

В числе прочего они пришли к соглашению, что, начиная с этого времени, царь, чтобы добиться от своих подданных того, что ему необходимо, будет применять только те меры и использовать только те средства, что предложит поселенец.

В том случае, если подданные откажутся выполнять обычные требования, наш колонист должен за это ответить. Он внесет в царскую сокровищницу все, что бы ни потребовалось для процветания столицы и всей страны.

И вот, мой мальчик, с того самого дня царь, конечно, полностью выполнял обязательства, под которыми подписался в соглашении, и правил точно так, как указывал наш колонист. Результаты такого рода правления, однако, очень скоро оказались совершенно противоположными тому, что ожидал наш простак.

На страницу:
6 из 8

Другие книги автора