Полная версия
Приключения в стране Тайпин
Домби не отвечал, повисшая пауза затягивалась. Все это время Шер не отходил от старика, уцепившись за его правую руку. И опять он встрял в разговор.
– Аксакал, разрешите задать вопрос. Как только мы выехали из города Карашар, я почувствовал, что какая-то сила тянет меня в глубь страны, будто меня зовут на подмогу. Я не понимаю, кому и какую помощь могу оказать, но ощущаю, будто именно меня ждут в далеких краях. А еще каждую ночь мне стал сниться один и тот же сон. Во сне четыре человека в широких оранжевых одеждах выкладывают из разноцветного песка необычную картину. Они словно рисуют тонкими струйками песка большой круг, в него вписывают квадрат, в котором еще один круг, и заполняют полученное пространство множеством цветных узоров и непонятных символов и букв. Рисунок завораживает, он очень красив и гармоничен, какой-то глубокий и тайный смысл заключен в его ажурных узорах. И каждый раз мастера, не закончив работу, предлагают мне завершить рисунок. Тут я просыпаюсь с глубоким сожалением о недоделанном священном ритуале. Как можно истолковать это?
Внимательно выслушав Шера, гость повернулся к переводчику и сказал несколько слов. Последний поднялся и вышел из юрты. Вскоре он появился с походным сундуком и передал его хозяину. Домби не без труда открыл хитроумное запорное устройство и достал из сундука вчетверо сложенный кусок шелковой материи. Он развернул его, и Шер ахнул – на ткани был изображен таинственный рисунок из сна.
– Это ты видел во сне? – спросил старик.
Шер кивнул. Все присутствующие придвинулись поближе, рассматривая мистический талисман – картину.
– Это мандала, – пояснил Домби, – священное творение тибетских монахов, символическая карта Вселенной. Мандала напоминает человеку о его связи с Богом и всем живущим. Посвященный человек, медитируя на мандалу, видит свое будущее и жизненное предназначение.
Домби несколько минут пристально изучал узоры сакрального рисунка, затем повернулся к Шеру.
– Ковун14, это твоя мандала, и она отображает внутреннее состояние великого воина. Тебе предстоит завершить незаконченный рисунок монахов. Твой сон вещий, на дороге будущего тебя ждет судьба воина и героя, ждут большие испытания и подвиги. Небесный выбор Вселенной произошел, звезды будут благоволить тебе на этом пути, и ты должен следовать ему, во что бы то ни стало.
Домби внимательно смотрел в глаза Шера.
– Что чувствуешь, ковун, хочешь что-нибудь сказать?
Юноша, завороженный произнесенными словами и гипнотизирующим взглядом паломника, неожиданно для себя самого проговорил.
– Сердце и душа мои уже сражаются с демонами тьмы.
Паломник удовлетворенно кивнул головой.
– Хорошо, небесные и земные помыслы соединились. Но это будет опасное и трудное путешествие. И больше всего меня беспокоит, что слишком рано для твоего возраста тебе достанутся все опасности и почести рыцаря полей.
После этих слов старик опять залез в сундук и из глубины достал небольшой предмет. В бархатном обрамлении лежал крупный перстень из драгоценного металла. Ценное изделие сохранило свой мягкий блеск, и только стертые от времени углы говорили о его почтенном возрасте. Верхняя площадка перстня была необычайно велика и представляла собой матрицу, где был выгравирован рисунок для оттиска. Изображение на печати было зеркальным, чтобы при оттиске оставался правильный рисунок. Алимбай, спросив разрешения, поднес древнее украшение ближе к свету, чтобы внимательнее рассмотреть. На печати четко просматривался абрис сидящей в анфас птицы с распахнутыми крыльями и неким изображением на груди. Присмотревшись, молодой человек пояснил товарищам, что изображенная птица похожа на сокола, а вот на груди пернатого очень интересный рисунок изогнутого креста – свастики.
– Свастика – очень древний знак солнца, символизирующий движение жизни. Никогда не видел таких украшений, наверное, это очень ценное кольцо.
Домби удовлетворительно кивнул головой, все правильно. Он забрал кольцо, благоговейно поднес его к голове, а затем к сердцу.
– Этот перстень бесценен, это тамга, родовая печать моих предков – высших иерархов Джунгарской знати. Это символ сакральной мощи нашего народа и защиты своего владельца. Сокол для всех кочевых народов является символом силы и свободы. Свастика, кроме олицетворения солнца, еще и магическое оружие, способное собирать космические силы и метать молнии. Есть еще одна важная функция у старинной тамги. Со времен правления Чингисхана тамга влиятельного владельца являлась пропуском через все границы и открывала двери не только серединного мира, но и более древних сакральных миров.
Домби прикрыл глаза и словно прислушался к звукам, идущим с неба. Через некоторое время он спросил подростка.
– Ковун, как зовут тебя?
– Шер.
– Это на казахском – лев?
Шер кивнул. Домби обнял юношу и продолжил.
– На Тибете монахи обучили меня читать знаки судьбы.
Он обратился к сидящим мужчинам.
– У парня будущее героя. Он будет участвовать и побеждать во многих сражениях. И самое главное, Шер посвятит свои победы торжеству справедливости и защите угнетенных людей. Что может быть благороднее и выше этих намерений!
С этими словами Домби раскрыл ладонь Шера, вложил в нее древнюю тамгу и обнял подростка.
– Я отдаю тебе священную тамгу. И запомни, Китай древняя и огромная страна с очень большим населением. Но все посвященные в древние тайные знания и наделенные божественной властью над людьми знают силу этого амулета и при предъявлении тамги будут знать о твоей благородной миссии. Помни, тамга – это пропуск, он откроет много дверей, но только в руках чистого помыслами человека.
На следующий день караванщики тепло попрощались со встретившимися путниками и продолжили дорогу к столице Синьцзяна.
Через час следования к повозке наших героев подъехал Алимбай. Спешившись, он взял коня за поводья и пошел рядом с повозкой.
– Занятную историю мы вчера услышали, и подарок очень ценный Шер получил. Если вчерашнее предсказание старого паломника верно, то вам предстоят крайне серьезные испытания. Китай несвободная страна, вы уже знаете, что больше ста лет назад китайцы были завоеваны маньчжурами: многочисленным и очень жизненно активным народом. Маньчжуры готовы к любым сверхусилиям, они благородны, но жестоки, легко совершают подвиги и преступления для достижения своих целей. Доказательством служит завоевание и правление над китайцами, которые в сотни раз превосходят маньчжуров по численности.
Алимбай запрыгнул в тележку, достал из походной сумки книгу и пролистал ее до нужной страницы.
– Вот, послушайте, что про них пишут.
История завоевания Китая
На северо-востоке Китая, в долинах рек Амур и Уссури издавна проживали воинственные племена маньчжуров. Маньчжуры, народ близкий по языку и письменности к монголам, были потомками воинственных чжурчжэней. В середине XVII века н.э. талантливый полководец Абахай начал внутренние войны за объединение вольных маньчжурских племен и создание единого государства. За несколько лет Абахай сумел объединить все маньчжурские роды и присоединить
многочисленную группу соседних монгольских племен. Таким образом образовалось государство Маньчжоу.
Маньчжурское общество того периода представляло собой сообщество воинов, закаленных в постоянных междоусобных и внешних конфликтах. Мужчины были умелыми наездниками, мастерами стрельбы из лука и сабельного боя. Главным делом маньчжура была война, а источником существования – военные трофеи. Поэтому в достаточно короткие сроки Абахай сумел объединить разрозненные отряды и создать единое войско. Это была закаленная в боях, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия. Абахай ввел в армии деление по родам войск: конница, пехота, артиллерия, охранные части и т.д.
В 1637 году маньчжуры напали и завоевали вассала китайской империи Корею и начали регулярные набеги на территорию Китая. В одном из походов маньчжуры взяли и разорили более десяти городов и подошли вплотную к Пекину, но осаждать город не стали. После этих успешных боевых действий Абахай заявил, что завладел императорской печатью, которая именовалась «печать Чингисхана». В боях маньчжуры отличались крайней жестокостью, их девизом было: «если враг не сдается, убей его, если сдался – убей тоже». За несколько лет маньчжуры совершили восемь набегов на северный Китай, было взято и разорено более ста пятидесяти городов, погибло несколько миллионов человек.
Крайне неблагоприятно складывалась для правящего в Китае Минского режима военная обстановка. В стране не прекращалось внутреннее крестьянское восстание, с юга на столицу наступала армия восставших крестьян под предводительством Ли Цзычена, на севере не давали продыху войска Абахая. В 1643 году восставшие крестьяне подошли к Пекину, городские бедняки открыли ворота города. Правящая почти триста лет династия императоров Мин была низложена, последний император покончил жизнь самоубийством.
Через год наступающая маньчжурская конница разгромила крестьянскую армию, крестьянский «царь» Ли Цзычен был схвачен и казнен в Пекине. Маньчжурские войска начали завоевание внутренних областей страны. Историческая трагедия повторилась. Прошло четыреста лет после завоевания Китая Чингисханом, и огромная империя вновь пала перед гораздо малочисленными, но отчаянными и жестокими завоевателями.
В течение последующих нескольких лет маньчжуры покорили центральные и южные провинции Китая и провозгласили новую правящую династию императоров Цин (Чистое), как противопоставление прошлой династии Мин (Светлое). Императоры Цин до сих пор правят страной, уже почти двести лет. Власть в новой империи была жестко централизована. Императорское окружение и верховные чиновники – все набирались только из маньчжур, во главе воинских подразделений тоже были маньчжуры либо монголы. Только на средние и мелкие государственные должности допускались китайцы – ханьцы.
Если центральную и южную часть Китая маньчжурам удалось покорить за сравнительно короткое время, то, проживающие на северных территориях монголы и близкий к ним народ ойраты–джунгары почти сто лет противостояли Цинской империи. Государство Халха (современная Монголия) и Джунгарское ханство долгое время сопротивлялись экспансии маньчжур, считали себя потомками великого Чингисхана и постоянно воевали за собственную независимость.
Монета
Алимбай захлопнул книгу, внимательно посмотрел на своих слушателей и заговорил.
– Не знаю, почему потворствую вашему дурному желанию ехать вглубь страны. Вы теперь знаете, с какими силами придется встретиться. Хочется вас отстегать ремнем и силой забрать домой, но что-то меня сдерживает.
Шер упрямо отстранился и принялся подгонять неторопливых тягловых ослов. Шон с надеждой ловил взгляд старшего товарища. Алимбай усмехнулся.
– Что ж, давайте спросим госпожу удачу.
С этими словами он вытащил из кармана походных брюк монету – российский серебряный рубль. Продемонстрировал юношам одну из сторон, с высеченным на аверсе двуглавым орлом.
– Сейчас я подброшу монету вверх. Если упадет «орлом» в небо, поедете дальше в Китай, если судьба покажет обратную сторону монеты – собираетесь домой. Согласны?
Тормознув повозку, пассажиры выбрались из нее. Алимбай сжал кисть правой руки в кулак, положил монету сверху и сильно поддал по ней ногтем большого пальца. Все трое задрали головы. В небе, высматривая добычу, кружил орел. Серебряный кругляш, подкручиваясь, устремился ввысь. Монетка, чуть зависнув в верхней точке, начала падать вниз, прямиком на голову Шера. Мальчишка отстранился и вдруг снизу поддал по падающему целковому деревянной рукояткой плетки. От удара, монета взлетела еще выше и там, в небе, поймала лучик редкого осеннего солнца и вспыхнула ярким сполохом. Потревоженная неожиданным блеском, хищная птица порывисто закричала и вдруг устремилась вслед за монетой. У Алимбая внезапно потемнело в глазах.
Когда он пришел в себя, орел прокричал еще раз и спикировал на руку всадника – беркутчи. Всадник быстро скормил птице кусок сырого мяса и прикрыл голову крылатого хищника кожаным колпаком. Алимбай…, нет, сейчас это был Шокан Валиханов, – сидел на коне и находился в рядах боевого клина вооруженных всадников. Конница из нескольких тысяч воинов стояла в направлении Тарбагатайского хребта. Относительно невысокие, но протянувшиеся более чем на триста километров Тарбагатайские горы были естественной границей между казахскими землями и Джунгарским ханством. Впереди войска Шокан с большим изумлением разглядел своего знаменитого родственника – прадеда, грозного Аблай-хана в окружении знатных биев и командиров конных сотен. По правую руку легендарного хана гарцевал на горячем коне видный юноша в щегольском боевом снаряжении. Это был старший сын правителя – султан Валихан (родной дед Шокана Валиханова). Шокан сообразил, что попал в события столетней давности.
Все взоры были устремлены на дорогу, спускающуюся из горного ущелья. По дороге приближалась колонна конных и пеших людей. Всадники и пехотинцы шли по двое-трое в ряд, не соблюдая порядка. Было видно, что подходившие люди измождены, многие в перевязках из окровавленной ткани, на носилках несли тяжелораненых. Это были остатки некогда всесокрушающей джунгарской армии, почти полностью погибшей в беспощадной войне с Цинским Китаем. Впереди на лошади ехал последний из оставшихся в живых джунгарских нойонов (князей) – Амирсана, его левая, изрубленная рука бессильно свисала вдоль тела.
Молодой султан подъехал к Аблай-хану, сабля его была обнажена.
– Отец, это ойраты, наши враги, на их руках кровь тысяч наших соратников. Каков будет приказ?
Аблай-хан хмуро глянул на обнаженное оружие сына, развернулся и обратился к своему воинству.
– Сабли в ножны! С кем вы собираетесь биться? С ранеными и сломленными людьми? Они идут к нам за помощью, – предводитель помолчал, собираясь с мыслями, и продолжил. – Ойраты знали о многократном численном превосходстве врага, но не сдались, а приняли бой. Они воевали несколько лет за свою свободу и независимость, воевали до последнего солдата. Ойраты проиграли войну не самым сильным и отважным, но самым многочисленным и коварным врагам. И теперь у наших границ многократно больший и опасный противник – маньчжурский Китай. Чтобы противостоять новой угрозе, нам понадобятся все силы и возможности, и особенно воины, знающие, как воевать с безжалостным драконом.
Аблай-хан подозвал сына.
– Валихан, встречайте людей, позаботьтесь о раненых, накормите всех, пеших обеспечьте лошадьми.
Подъехавший достаточно близко нойон Амирсана слез с коня и, выражая таким поступком примирение, пошел пешком к казахскому войску. Аблай-хан тоже спешился и зашагал навстречу союзнику.
Резкий запах спирта ударил в нос и привел в чувство Шокана. Он лежал на земле, высоко в небе продолжал кружить орел. Испуганные братья намочили водкой из заветной фляжки чистую тряпицу и, протирая ей лицо и шею Шокана, пытались вернуть в сознание мужчину. Шокан улыбнулся и обнял мальчишек. Но странное видение не отпускало: что это было? Как я попал в события столетней давности? Одно было ясно: именитый прадед предупреждал, что опасность со стороны Поднебесной империи никуда не делась. И препятствовать братьям их походу в Китай не следует. Как-то эти две истории были связаны.
Шон нашел злополучную монету и, отдавая ее Шокану, сказал, что рубль лежал на земле в таком положении. Шон раскрыл ладонь: на друзей укоризненно глядел, подбитый ударом плетки, двуглавый орел.
Последние дни
До Урумчи оставалось пять дней пути. Рабочий день в дороге к радости верблюдов сократился на три часа, и это время путешественники проводили в тренировках по сабельному бою и учебной стрельбе. Причем стрелять подростки учились как на земле, так и с лошади. Инструктор требовал меткости попадания на полном скаку как из карабина, так и из револьверов.
– Есть теория боя, – учил Алимбай. – Китайский кавалерист – это средневековый латник. Он тяжел, неповоротлив и вооружен увесистой саблей. У сабли тяжелый клинок, она предназначена как для нанесения удара, так и для защиты от выпада противника. Бой с саблей – это фехтование, нанесение и отражение ударов и уколов. Ваше оружие – шашка, а не сабля. Работая с шашкой, вам надо обучиться наносить опережающий рубящий удар, что гораздо проще. Еще раз повторяю, при боевом столкновении главное нанести первый, упреждающий удар. Чтобы удар был сильным, необходимо встать на стремена, приблизиться к противнику и сверху, слева направо нанести удар с одновременным упором туловища. Чтобы удар был смертоносным, есть законы клинка. Первый: шашка и тело едино. Второй: удар наносится быстро и с нужной дистанции. Третий: при ударе вы должны быть наполнены бодростью и энергичностью духа. Даже хрупкая девушка, освоив эти приемы, справится с тяжеловооруженным воином.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Курт – сушеный творог (каз.)
2
Аргыны – крупный казахский род (каз.)
3
Омск (каз.)
4
Шпион (искаж. рус.)
5
Клич (каз.)
6
Спасибо, спасибо, родной (каз.)
7
Герой (каз.)
8
Асык – суставная косточка из овечьей ноги (каз.)
9
Деликатесы из конины (каз.)
10
Родословная (каз.)
11
Женский головной убор(каз.)
12
Сынок (каз.)
13
Гадальные камни (каз.)
14
Юноша (ойр. яз.)