Полная версия
Кипр. Альбом-путеводитель
Athens: 35–42. Åström, P. (1986), Hala Sultan Tekke – An International Harbour Town of the Late Cypriot Bronze Age, Opuscula: Annual of the Swedish Institutes at Athens and Rome 16: 7–17. Bachhuber, Ch. (2006)
526 ГОД ДО Н. ЭВ 526 году до н. э. после разгрома Египта Кипр вошел в состав персидской сатрапии Иония. В 449 году до н. э. в конце греко-персидских войн афинский десант из 200 кораблей захватил Кипр и отразил персидскую контратаку из Киликии, однако в 380 году до н. э. персидский царь Артаксеркс II вновь вернул остров в состав Персии на правах автономии.
Следующие тридцать лет на Кипре сменяется несколько правителей, но все они – не более, чем персидские вассалы. Персидская империя – слишком обширное и слишком разнородное образование, сильной централизованной государственной власти в котором просто не существует, власть держится исключительно на военной силе персидских завоевателей, но ведь этот ресурс, каким он ни был эффективным, не безграничен, и все время существования империю сотрясают то тут, то там восстания покоренных народов. В 494 году до н. э. греческое население западной Анатолии и островов в восточной части Эгейского моря начинают массовое восстание, названное Ионийским, поддержанное, в том числе, Афинами. Восстание захватило и Кипр.
На Кипре восстали все города-государства, кроме Амафунта (Аматус), а возглавлял восставших брат Горгоса, правителя кипрского Саламина, Онесил. Конфликт в буквальном смысле проходил по семьям – Онесил боролся за независимость, а Горгоса, персидского вассала, вполне устраивало существующее положение, и воевать против персов он не собирался. Онесил свергнул брата и во главе войска осадил последний лояльный персидскому царю Дарию город Амафунт. Персы отправили на подавление кипрского восстания армию во главе с Артибием, а на помощь Онесилу выдвинулся ионийский флот. Сражения велись и на море, и на суше – в морских битвах победили греки, в то время как на суше одолели персы, а вождь восставших Онесил на поле боя погиб. Кипр полностью вернулся под власть персов, и персы восстановили правителя Горгоса на троне Саламина. А Горгос… объявляет о независимости от персов! Впрочем, его правление не продлилось и пары лет.
Война персов с греками продолжалась годы и с переменным успехом. Персы вторглись в Грецию, имея целью окончательно разгромить и подчинить все греческие племена, захватили Македонию – но полностью сломить македонцев сопротивление не получилось, наступали на Афины и Спарту – и происходит эпическая битва Фермопилах («Мы – Спарта!» – как раз об этом событии). Как известно, персы в конечном итоге победили, однако историки склонны считать победу Ксеркса пирровой, учитывая размеры потерь обеих сторон. Однако решающие битвы греческих и персидских сил произошли позднее.
После 480 года до н. э. правители Кипра освобождаются от персидского вассалитета, и на острове началась ожесточенная борьба за власть. Один правитель сменяет другого, и в результате укрепляется власть правителей-финикийцев, а аристократы греческого происхождения вынуждены бежать и скрываться.
В 411 году до н. э. Эвагорас, потомок старой греческой семьи кипрских правителей, ведущей свой род от брата героя Троянской войны Аякса, сопровождаемый своими последователями, возвращается на остров и свергает правителя-финикийца Абдемона. Эвэгорас, прогреческий правитель кипрского города Саламин, предпринял первую в истории попытку объединить города-государства острова в единое мощное государство. В 391 году до н. э. Эвагорас при помощи Афин осуществил успешное восстание против Персии и объявил себя правителем всего острова, но его правление было временным – через десять лет персидское владычество над Кипром восстанавливается, а Эвагораса убивает его евнух – кажется, мотивы этого преступления были сугубо личными, но кто знает, как было на самом деле.
Полвека спустя другой правитель Саламина, брат погибшего Эвагораса, Эвагорас II, и вновь при помощи Афин, предпринимает новую попытку избавиться от персидского владычества – и вновь безуспешно. Власть персов восстанавливается, а правители на Кипре становятся не более, чем персидскими наместниками. Но персидской империи угрожает очередная опасность – бесчисленные войска Александра Македонского, Александра Великого неудержимой волной движутся на них, подавляя и подчиняя себе одно государство за другим. Персидский флот вынужден, обороняя Кипр и стараясь закрыть доступ греков к островам, выйти в открытое море – но силы персов все же не безграничны, растянувшийся по огромному пространству вплоть до Эгейского моря, флот попросту не в состоянии вовремя и в необходимом количестве получать подкрепления и помощь, и эффективность его невелика.
Поэтому в 332 году до н. э. армии Александра Великого берут Кипр под свой контроль. Подобно прежним захватчикам, завоевание острова отнюдь не означает уничтожение его населения и аристократии – в этих вопросах Александр весьма прагматичен: если завоеванные народы не оказывают бессмысленного сопротивления, их не трогают и, более того, не трогают даже их правителей, оставляя за ними право властвовать, как и прежде, в обмен на сотрудничество. Вот и при завоевании Кипра правители кипрских городов, включая даже Фитагораса, персидского клиента, под чьей властью находился Саламин после свержения Эвагораса, остаются при власти. Фитагорас своим флотом даже участвует в операции Александра против финикийского Тира – и ведет себя геройски, нападая на врагов на собственной квинкереме и, в конце концов, теряя корабль – разрушенный, он утонул. Что, разумеется, не осталось незамеченным Македонским – владения Фитагораса после сражения значительно увеличились.
Великие империи все же не вечны, и рушатся иной раз по причинам куда более мелкого масштаба. Великий Александр погиб в цветущем возрасте и на вершине славы от какого‐то инфекционного заболевания – это история с громадным числом версий и домыслов, в которой до истины не докопаться, оставив после себя гигантское завоеванное пространство, множество новых городов – Александрий, естественно, и великое множество разного калибра военачальников – от наместников, наследников, друзей, до командующих более-менее значительными военными силами и гарнизонами; у всех у них были самомнение и амбиции Александра, но при полном отсутствии его талантов и способностей предвидения и перспективного мышления. Так что смерть великого правителя привела лишь к грызне между его наследниками, что, в итоге, уничтожило великую империю. А этот исторический период получил название «войн диадохов» – то есть, войн наследников.
Птолемей I Сотер – трудно не увидеть греческих черт у этого фараона Египта.
В период межвременья на Кипре усиливается влияние Египта – не Египта фараонов, а Египта Птолемеев, собственно, династии греческой, пришедшей к власти после завоеваний Александра. Птолемей Сотер – военачальник Александра Великого и один из его диадохов, получивший в качестве наследства Египет, в качестве укрепления своей власти над египетскими провинциями в 312 году до н. э. вторгается на остров и разрушает город Марион – видимо, в качестве воспитательной меры, передав все его население в недавно основанный Пафос – новый Пафос, конечно, Палео Пафос, основанный, по преданию еще ахейцами, продолжает процветать на храме Афродиты – но исключительно в качестве религиозного, а не политического центра. Вскоре после этого начинается якобы народный бунт за независимость от Египта – но тщетно, Птолемей с войском высаживается на острове и мятеж подавлен – и есть большие подозрения, что за бунтом против египетского протектората стоит не кто иной, как диадох Антигон – через несколько лет он завладеет всем Кипром, впрочем, совсем ненадолго.
Вследствие неудачного восстания рождается и активно продвигается в жизнь идея полного подчинения всех кипрских городов прямому правления Египта. Как ни странно, этот проект деятельно поддерживал правитель Саламина Никокреон, понятно, не без выгоды для себя – после утраты Кипром независимости Никокреон стал наместником всего острова вплоть до 310 года до н. э., но после его смерти к власти на острове приходит брат египетского царя Менелай – и он к исконной кипрской аристократии уже не имеет никакого отношения, это власть захватчиков.
Наследники Александра, тем временем, продолжали делить его наследство, благо было что. В Четвертой войне диадохов Антигон погибает и власть над Кипром возвращается к египетским Птолемеям, назначившим Пафос (не путаем – Неа Пафос, а не Палео Пафос, на территории которого ныне деревня Куклия) своей островной столицей – бывший центр Кипра, Саламин, несмотря на выгодное стратегическое положение, свое положение утрачивает. В Пафосе располагается стратегос Птолемеев – сложно найти современную аналогию древнему титулу, поскольку он совмещал в себе, кроме функций собственно наместника-администратора, так же и должности главнокомандующего, и адмирала флота, и первосвященника – если не учитывать религиозный аспект, эта должность ближе всего к генерал-губернаторству. В отличие от прежних времен, очень важным отличием правления Птолемеев является то, что административные должности на Кипре занимают пришельцы – назначенные из Египта чиновники и наместники, а киприоты от власти оказываются полностью отстранены. Чужеродные властители никоим образом не являются частью кипрского общества, власть их держится не на авторитете и уважении, а на военной силе, и даже физически они обособлены от остальных жителей Кипра – в Неа Пафосе появляется охраняемый отдельный квартал роскошных вилл и присутственных мест – магистратуры, суда, штабов и т. п., откуда и осуществляется власть, откуда исходят указы правителей и угроза наказания за их неисполнение. Даже кладбища у этих людей были особенные, отделенные от местных. В результате Войн диадохов и Сирийских войн Кипр переходит из рук в руки – от Птолемеев к Антиоху из Селевкидов, потом от Антиоха по приказу из Рима вновь к Птолемеям – и здесь начинается исторический период кипрской истории, который называют Македонским, или Птолемейским.
Диадохи то заключали союзы и мирные договоры, то начинали войны, используя тот или иной – часто надуманный, повод. Неопределенный юридический статус Кипра стал причиной развязывания очередной войны диадохов, в которой Птолемей схлестнулся с диадоха Антигона – Деметрием. Кульминацией этого противостояния стало морское сражение у Саламина, где флот Птолемея потерпел оглушительное поражение, власть Египта над Кипром прекратилась, а египетский наместник Менелай бежал.
Надо понимать, что все основные и судьбоносные события этого периода совершаются отнюдь не на Кипре, а в Египте, Кипр здесь, скорее, провинциальная сцена. Тем не менее, сцена достаточно важная. Через несколько лет Антигон погибает в очередной, Четвертой, войне диадохов, но его сын, Деметрий сумел сохранить немногие владения на Кипре и в Греции, и при том же он располагал серьезной военной силой, однако его завоевательные интересы концентрировались прежде всего на родине – в Македонии, и пока он утверждал там свою власть, принадлежавшие ему прежде провинциальные владения растащили соперники – Египет вернул свое, а Птолемей восстановил утраченную было власть над Сидоном, Тиром и близлежащим Кипром. Вот только на этом успехи египетского правления и закончились – династия вырождается. Как сказал Страбон: «Каждый следующий Птолемей, начиная с третьего, был так развращен роскошью, что управлял Египтом из рук вон плохо, но хуже всех были четвертый (Филопатор), седьмой (Фискон) и двенадцатый (Авлет)». Что опосредованно отражается и в истории Кипра.
В 132–131 годах до н. э. египетская правительница Клеопатра II, используя возможности, открывшиеся в результате восстания в Александрии против ее супруга (а заодно – и брата) Птолемея Эвергрета, заставляет его и Клеопатру III, еще одну жену фараона, бежать из Египта на Кипр, а сама остается полноправной единственной царицей – ненадолго, однако. Птолемей VIII собирает на Кипре наемные войска и возвращает себе египетский престол, не забыв при этом убить собственного сына от Клеопатры II – Птолемея Мемфитиса, вдобавок обрушив и правительство страны, вызывая очередной период хаоса – но все его усилия позволяют ему властвовать недолго, в 116 году до н. э. он умирает. Птолемей, умирая, завещал Клеопатре III выбрать в соправители одного из их сыновей, и та, неизвестно уж по какой причине, решила в пользу младшего сына Птолемея Александра, однако жители Александрии требуют на царствование старшего – нынешнего египетского наместника на Кипре – он и стал Птолемеем IX, тогда как младший Александр отправляется на его место на Кипр – такая вот рокировочка.
В целом, правление Александра на Кипре происходит достаточно спокойно и плодотворно – если бы не мамкины интриги. Клеопатра III ни в какую не воспринимала старшего сына в качестве соправителя, и в конце концов с участием Александра устраивает дворцовый переворот; а прибытие в Египет Александра как раз и означает начало очередной смуты и гражданской войны, а войска Александра и Клеопатры III – напомним, она же мать и действующего правителя Птолемея IX, и Александра, наступают на столицу.
Вся соль в том, что Птолемей IX решительно, хотя и по неочевидным причинам, отказывается вступать в бой со своей матерью, и фактически сдает весь Египет ей и младшему брату, предпочитая не воевать, а бежать – естественно, на Кипр. Поведение странное и для правителя иррациональное – скорее можно было бы ожидать жестокого отношения к ближайшим родственникам, ибо «нет человека – нет проблемы». Но, видимо, были у Птолемея некие принципы, переступать через которые он не стал – отчего и вошел в историю под прозванием Филометор, что как раз и означает «любящий мать». Вот только со стороны матери чувства к отпрыску прямо‐таки противоположные. Собственно говоря, единственным материнским чувством остается неизбывное желание непременно убить сына, и не иначе.
Клеопатра организует настоящее преследование старшего сына, благо все ресурсы в ее руках – она правительница Египта, а Александр – лишь соправитель. И Клеопатра отправляет на Кипр военную экспедицию, армию, главная и единственная цель которой – пленение и казнь Птолемея IX. Надо заметить, что и на Кипре Птолемей IX – достаточно эффективный правитель, и сил для отражения нападения извне у него в распоряжении достаточно, так что разгром экспедиционного корпуса неминуем. Но он же Филометор! Воевать с матерью он не собирается ни при каком раскладе, и просто-напросто добровольно отправляется в очередное изгнание, не зная, при этом, что его популярность и в народе, и в военной аристократии, и в армии в целом невероятно высока, настолько, что присланная убить его армия отказывается исполнять приказы Клеопатры. Клеопатра приказывает казнить командующего непокорным войском, но на политической арене это ничего не меняет: Птолемей IX Филометор возвращается на кипрский престол, Александр воцаряется в Египте под именем Птолемея X, а Клеопатра с упорством, достойным лучшего применения, вступает в сговор за сговором с теми или иными врагами сына – и так до самой ее смерти. А после того Филометор еще некоторое время правит на Кипре, а Птолемей X Александр – в Египте, впрочем без особой любви или поддержки египтян, вплоть до изгнания в 88 году до н. э. И вновь происходит рокировка между братьями – Птолемей IX вновь становится фараоном Египта, а Птолемей X Александр отправляется на Кипр, чтобы снова занять освободившийся кипрский трон, но не судьба – военная аристократия не оставляет ему шансов, за ним отправляется флот под командой александрийского флотоводца Херея, который настиг и убил Александра в схватке. С этого момента Птолемей IX Филометор – единовластный правитель Египта и Кипра до самой его смерти в 81 году до н. э. – удивительно, смерти от естественных причин, а не в результате преследовавших его всю жизнь заговоров и покушений.
А вот дальше история становится все более трагичной – в Александрии Египетской после смерти правителя и Египта, и Кипра Птолемея IX, к власти приходит его дочь (а заодно – жена его погибшего брата Птолемея X Александра) Береника III. Времени самостоятельного правления ей отпущено всего‐то полгода, а потом, по политическим причинам, естественно – Рим, а вернее, диктатор Сулла настаивал на этом браке, чтобы в Египте на престоле оказался его ставленник – она вынуждена выйти замуж за Птолемея Александра II. Сказать, что брак был странным – значит, ничего не сказать. Брак продлился девятнадцать дней, после чего Береника была убита. Очевидная причина убийства заключается в том, что Александр II прибыл из Рима для того, чтобы стать властелином Египта, а на деле оказалось, что власть ему не светит. Самолично он на убийство не отважился, но отдал такой приказ своим людям – но не учел, что авторитета у него в Александрии ее было вовсе, а вот Беренику любили и уважали. Недальновидность закономерно обернулась бунтом, в ходе которого толпа растерзала неудачливого правителя, к тому же последнего законного из египетских Птолемеев.
Ну, раз нет законных правителей, в ход идут не вполне законные, иначе в ход истории вмешаются внешние игроки со своими целями и намерениями, в данном случае – Рим, давно лелеявший интерес к богатому Египту – и египетские аристократы к власти призывают незаконнорожденного сына Филометора, провозглашая его Птолемеем XII. Позже его прозвали Птолемеем Авлетом, уж больно любил играть на флейте. А Страбон увековечил его, как одного из трех наихудших Птолемеев. Для нас же более важна судьба Кипра, который после египетской дворцовой драмы тоже остался без правителей. Так вот, на кипрский трон восходит младший брат фараона Птолемея XII, тоже незаконнорожденный сын Филометора, вошедший в историю под именем Птолемея Кипрского. И тут худшему из египетских фараонов приходит в голову идея передать Кипр под власть Рима.
Предпосылки для этого было налицо – фараон был слаб и беспомощен, мало чем интересовался, кроме флейты и разврата, к тому же официальный Рим считал его бастардом, не имеющим прав на власть. Но, с другой стороны, римский Сенат не горел особенным желанием присоединять невесть где находящийся остров к своей империи. Закончилась история трагикомично – ввиду назревающего бунта и в результате собственной трусости Птолемей XII бежал из Египта – понятно куда, в Рим, конечно.
Судьба его младшего брата, царствовавшего на Кипре, более печальна и стала она таковой в результате его собственных стратегических ошибок и просчетов – собственно, из‐за двух ошибок всего, но фатальных. Трудно, конечно требовать от правителя, получившего власть и престол в четырнадцать лет, государственной мудрости и дальновидности, но, очень похоже, и советники у него были так себе.
Итак, просчет первый. Власть Рима в 58 году до н. э. еще не распространяется на Кипр в юридическом смысле, но влияние Рима во всем регионе огромно. Сев на трон, Птолемей Кипрский не сделал главного – не заявил Риму о своем суверенитете, иначе говоря, не представился римскому Сенату полновластным правителем. И юридически же Рим не считал его ни Птолемея законным правителем Кипра, ни Кипр суверенным государством. Добавим, незаконнорожденное происхождение лишь усугубляло положение, и Рим до поры держал этот козырь в рукаве.
Вторая ошибка вообще‐то была связана с личными отношениями. Некто Публий Клодий Пульхр, римский гражданин, попадает в плен к киликийским пиратам – обычное дело по тем временам. Пиратство в тогдашнем мире – такой же рядовой бизнес, как и любой другой. Если с пленного взять нечего, можно попросту продать его в рабство, но сперва стоит проверить, нельзя ли с него поиметь нечто больше, нежели цена головы на рабском рынке. Понятное дело, за освобождение каких‐нибудь богатеев или официальных лиц требовали серьезных денег в качестве выкупа, а тут на тебе – настоящий гражданин ненавистного Рима, да еще и патриций из рода Клавдиев в придачу. Ну, цена свободы в данном конкретном случае, конечно, зашкаливала. И Публий Клодий Пульхр попросил правителя Кипра выкупить его – ну, как брат брата. А Птолемей Кипрский то ли не смог (что вряд ли), то ли не захотел помочь, и получил патриций отказ от бастарда. И ярость его была безмерна.
Судьба в итоге повернулась к Публию лицом, из плена он выкупился и воротился в Рим, и в том же 58 году до н. э. стал трибуном и тут же внес в Сенат закон об объявлении ничейной земли под названием Кипр римской провинцией Кипр. И закон такой принимается, о чем незаконнорожденному правителю Птолемею Кипрскому немедленно и объявляется – мол, освободите место, а то мы уже и войска послали для вящего убеждения. Правда, пилюлю подсластили – предложили взамен за хорошее поведение стать главным жрецом храма Афродиты в Палео Пафосе – а что, и место доходное, святилище известное по всему Средиземноморью, и от паломников отбою нет, да и почет какой-никакой. Но Птолемей Кипрский то ли гордый был, и ни на шаг назад не соглашался – заявил, мол, был царем, царем и помру. И выпил яд, сдержав обещание – вправду ведь, царем помер. И даже не попытался отстоять независимость своего государства. Бастард, одним словом.
Старший брат, Птолемей Авлет, который с флейтой, ничего для младшего не сделал, у него своих забот полон рот был – он ведь свою фараоновскую должность у Рима банально купил, заплатив просто неимоверную цену, понятно же, не из своего кармана – занял денег у Рабирия Постума, римского же ростовщика, а чтобы расплатиться, налоги поднял многократно, чего народ совершенно не любит. Начались бунты, и Авлет убежал в Рим – отсидеться и за подмогой. Римляне ему помогли, вернули Авлета в Александрию, где он начал завершающую часть своей карьеры с казни собственной дочери Береники, замещавшей его на троне во время, так сказать, отсутствия.
А римские войска тем делом прибывают на Кипр, и остров на следующие десять лет становится римской провинцией, называемой Киликия.
Так вот, если Птолемея Авлета мало кто знает, то уж его дочь Клеопатра VII известна всем – она последняя из Птолемеев. По завещанию Авлета дочь Клеопатра VII и сын Птолемей XIII (должны были стать соправителями Египта после его смерти. Но с одним нюансом – гарантором и исполнителем этого завещания назначался Рим. Иными словами, правители Египта не были суверенными и целиком зависели от воли Рима. Как известно, Клеопатра строила свою политику не на военной силе, а на своих женских чарах, нам же важно лишь одно из ее любовных приключений, а именно – с Юлием Цезарем. Почему? Да потому, что Цезарь передал Кипр снова в египетское владение, и соправителями Кипра становятся младшие сестра и брат Клеопатры: Арсиноя и Птолемей XIV. А позднее единоличной и полновластной правительницей острова стала сама Клеопатра.
Говорят, что Клеопатра VII неоднократно лично побывала на Кипре. Более того, самый значительный островок около берегов Кипра – а он там единственный, остров Кипр тем и отличается, что около него никаких других островов, ни больших, ни маленьких попросту нет. Кроме одного-единственного в районе Неа Пафоса, вернее, за ним, у мыса Св. Георгия – Cap Sent George. Когда‐то там был древний город, а островок так и называется – остров Клеопатры. Вроде бы, там было египетское святилище. Правда это или нет – кто знает, но ничего невероятного здесь не усматривается. Во-первых, святилище Афродиты на Кипре во все времена было необычайно популярным, а римляне его не только сохранили, но даже развивали, и паломничество к нему многие века не прекращалось. Во-вторых, материальных следов присутствия на острове египтян сохранилось немало, и часть из них – это египетские культовые статуи, так что египетские храмы здесь были совершенно точно. Добавим, Клеопатра VII некоторое время была правительницей Кипра, а эта провинция для Египта была весьма важна. Ну и последнее – между Кипром и Александрией веками поддерживалось активное мореплавание, да расстояния для морского путешествия невелики. Так что Клеопатра на Кипре – это не только возможный, но и вполне вероятный сценарий.
Что случилось с Клеопатрой в конце концов, известно всем. Произошло это драматическое событие в 30 году до н. э. Змея ли том послужила фатальным инструментом, или это выдумка и она воспользовалась каким‐нибудь ядом, или еще что‐то произошло – теперь уже не узнать. Очевидно лишь то, что с последней царицей Египта и сам Египет, и его провинция Кипр становятся частью Римской империи и многие годы пребывают под властью Рима. А эллинистический период в истории острова на этом завершается.
Ах, да, мы же забыли главного лоббиста присоединения Кипра к Римской империи – Публия Клодия Пульхра, но не надо думать, что у него все сложилось хорошо и удачно. Был у Клодия политический оппонент, звали его на римский манер Тит Анний Милон, бывший трибун, но из плебеев, и дискутировал он тоже исключительно по‐плебейски. Короче, 18 января 52 года до н. э. Милон встретил Клодия на Аппиевой дороге, между ними состоялась дискуссия с применением подручных предметов и сопровождающих лиц, причем у Милона аргументов оказалось больше, нежели у Клодия. Источник же утверждает следующее: