bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

ПРОФЕССОР Л. ГАВРИЛОВ:

На момент написания книги я нашел опубликованные исследования 2019 года и новые данные. Ведь было много заявлений о донеолитической оккупации многих островов Средиземного моря. Как правило, они не подтверждаются археологическими, хронологическими и стратиграфическими данными. Ситуация изменилась с раскопками Акротири Аэтокремноса, небольшого разрушенного каменного убежища, который предоставил убедительные доказательства самого раннего хорошо задокументированного присутствия человека на Кипре. Большой набор радиоуглеродных возрастов указывает на то, что территория была заселена около 12000 кал. БП, современник позднего эпипалеолита Ближнего Востока и Анатолии. Поскольку Кипр не был соединен с материком сухопутным мостом в четвертичное время, Этокремнос является прямым доказательством донеолитических способностей к мореплаванию. Более спорным, чем возраст этого места, является связь вымерших эндемичных карликовых бегемотов с культурными материалами, поскольку это связано с продолжающимся обсуждением вымирания плейстоцена по вине человека. Однако утверждение о прямой связи было оспорено, несмотря на хорошо опубликованные археологические и геоархеологические данные, подтверждающие его. В этой статье: SIMMONS, Alan¹, and Rolfe D. MANDEL. «Site Formation Processes at Akrotiri Aetokremnos, Cyprus: Why is the site so controversial?.» Géoarchéologie des îles de la Méditerranée: Geoarchaeology of the Mediterranean Islands (2019): 57. обобщаются аргументы в пользу ассоциации культурных останков с карликовыми бегемотами, уделяя особое внимание стратиграфической последовательности, хронологии и процессам формирования этого места. Эти данные согласуются с гипотезой о том, что останки карликовых бегемотов находятся в прямой связи с культурными особенностями и артефактами, составляющими два основных археологических слоя этого места.

C. 7000–5800 ДО Н. Э

Хирокития. Культура круглых домов. Современная реконструкция.


Самой первой настоящей местной культурой, появившейся на Кипре, стала культура Хирокитии, неолитического поселения недалеко от Ларнаки, населенное в VII–IV тыс. до н. э. Как оно называлось на самом деле, конечно, никогда не будет известно, хотя можно предположить, что названий за несколько тысячелетий существования было несколько. Основанное около 7000 г до н. э. (в докерамический период), в середине VI тысячелетия до н. э. оно было покинуто жителями по невыясненным причинам, после чего заселено только приблизительно через 1000 лет, уже в период керамического неолита.

Население было довольно многочисленным и его численность могла быть 300–600 человек, что не идет ни в какое сравнение с малочисленными группами охотников-собирателей. Да и не была охота главным занятием жителей Хирокитии – они занималось земледелием и скотоводством, чего прежние жители острова попросту не знали. Несмотря на то, что с пищей у людей не должно было бы быть проблем, жизнь их легкой не назовешь – все они были малорослыми, чуть выше полутора метров, продолжительность жизни у взрослых едва доходила до 35 лет, а детская смертность была просто массовой. Тем не менее, в Хирокитии уже сформировалось своеобразное обособленное сообщество, которое с полным правом можно называть культурой.

Прежде всего, эти люди строили настоящие дома из камня и глины, а не просто использовали пещеры или скальные навесы, как более древние поселенцы. Более того, дома были организованы в виде коллективного поселения – что‐то вроде деревни, и это поселение было укрепленным – видимо, уже в то время жителям Хирокитии было чего опасаться. От круглых домов остались фундаменты, по ним можно судить о размерах жилищ, а они были достаточно большими, диаметром от 2,3 до 9,2 метров, хотя внутреннее пространство получалось заметно меньшим, а крыши делались, видимо, в виде деревянного перекрытия судя по центральному подпорному столбу в центре хижин, и очевидно делались плоскими, никаких купольных перекрытий в то время еще не знали, как и каменных сводов. Внутри помещений из того же камня и глины строили скамьи, выкладывали очаги. Кроме того, не все круглые дома использовались для проживания – их размеры и внутреннее убранство очевидно указывают, что часть из них – хозяйственного назначения, может быть служили кладовыми или хлевом. Через все поселение была проложена вымощенная камнем улица – редкость и в более поздние времна.

Жители Хирокитии знали сельское хозяйство – и земледелие, и скотоводство. Но культивировали, в основном, лишь зерновые культуры и уже знали серп, но фисташки, инжир, оливки и сливу собирали дикорастущими – сады появятся гораздо позднее. Найденные костные останки оленей, овец, коз и свиней свидетельствуют и о наличии домашнего скота, и о некоторой доле охотничьего промысла в обеспечении жителей мясом.


Захоронение в Хирокитии


В культуре Хирокитии, очевидно, уже существовали какие‐то религиозные верования, в частности, представления о загробном мире. Жители поселения хоронили умерших внутри жилищ, устраивая погребения под полом, чтобы предки оставались с ними навсегда и, судя по тому, что частов могилу помещали пищу и другие предметы, эти люди считали, что смерть – это не полное исчезновение, а некий переход из мира живых в другой мир, где существование продолжается в какой‐то особенной форме.


Антропоморфная каменная статуэтка


Но есть свидетельства не только о культе мертвых. Там же при раскопках были найдены и древнейшие на Кипре идолы – несколько каменных антропоморфных (человекоподобных) статуэток, чрезвычайно стилизованных, так что невозможно определить, это изображения мужчин или женщин. Равно как и неизвестно, какую форму поклонения имел этот древний культ – о религии в данном случае говорить невозможно, поскольку никаких признаков культовых сооружений – ни храмов, ни жертвенников, ни алтарей – при раскопках найдено не было – их еще попросту не существовало.

Люди культуры Хирокития создавали орудия из кремня и кости, и пользовались сосудами, сделанными из камня – прекрасно отполированного серо-зеленого андезита, и плели корзины. Они выделывали наконечники стрел и копий из местного кремня и привезенного, видимо, с материка обсидиана, украшали себя бусами и браслетами из морских раковин и просверленного сердолика, одевались в одежды из вытканной ими самими ткани, пошитые при помощи костяных игл. Однако керамики они еще не знали, их культура относится к докерамическому периоду каменного века.

Как бы то ни было, культура Хирокитии продолжалась более тысячи лет и довольно широко распространилась по острову – найдены пять похожих поселений в современных Пареклиша, Киссонегра, Калавасос-Тента, Аканту, Аспрокампос. Следы той же культуры есть и на материке, в Леванте. Однако примерно в 5800 до н. э. поселение было оставлено людьми по неизвестным причинам, причем очевидного преемника этой культуры на острове отыскать не удалось – как будто все люди внезапно исчезли – что, впрочем, весьма вероятно в случае какой‐нибудь эпидемии.

Почти восемьсот лет Хирокития пребывает в заброшенном состоянии, пока заново не заселяется людьми культуры Сотира, уже обладающими искусством изготовления керамики.


ПРОФЕССОР Л. ГАВРИЛОВ: Когда мы работали над книгой Сергей Николаевич дал мне одну очень интересную «информацию». Было найдено захоронение мужчины и котенка. Мы связались с главой раскопок и получили подтверждение об этом и дополнительные материалы о Хирокитии.

-– Forwarded message –

От: Odile Lebrun

Date: сб, 31 авг. 2019 г. в 19:23

Subject: Re: SHOOTING A FILM ABOUT THE ARCHAEOLOGICAL SITE OF CHOIROKOITIA BY RUSSIAN TV STATION RENTV

To: Leo Gav

Cc:


Dear Mr Gavrilov,


Sorry for the delay, I was on leave in the French Alps and just back in Paris

Rather than answering your two questions, I suggest you to read some recent papers (cf. http and files sent with «retransfer»)

About the Neolithic in Cyprus: «New data on the beginnings of the Neolithic in Cyprus»


https://www.persee.fr/doc/mom_1955-4982_2008_act_49_1_2708

http://www.prehistoire.org/515_p_49016/accEs-libre-sEance-9-nouvelles-donnees-sur-les-debuts-du-neolithique-a-chypre-new-data-on-the-beginnings-of-the-neolithic-in-cyprus.html

http://www.mcw.gov.cy/mcw/da/da.nsf/all/715734BCADAC6902C225800400413CC6/$file/CULTURES IN DIALOGUE_EN_WEB.pdf?openelement. see Chapter 5.


About Khirokitia: Visit the site and read the panels I send you (cf. wetranfer) some papers written in english.


Best regards.

Odile Daune-Le Brun


Интересно также будет исследование и анализ износа каменных осколков из археологических памятников, датируемых ок. 7000 и 5000 кал. До н. э., от Эгейского моря до самых западных побережий Португалии. Главная задача – изучить модификации, произошедшие в инструментарии уборки урожая. Миграции, адаптация к местным условиям и распространение технологических инноваций сыграли важную роль в формировании средиземноморского неолита. Анализ набора инструментов для сбора урожая показывает динамику преемственности и изменений, которые в противном случае было бы трудно обнаружить с помощью анализа другой материальной культуры (например, керамики или украшений). Первые группы мореплавателей использовали общую технологию сбора урожая, которую они быстро распространили по всему Средиземноморскому бассейну, от Греции до Португалии. Хотя неолитические сообщества знали и использовали различные типы инструментов для сбора урожая, зубчатые серпы были основным типом инструментов для сбора урожая в самом начале расширения сельского хозяйства из-за их большей приспособляемости и ремонтопригодности. Существовали и другие инструменты, но их использование было ограничено на ранних этапах неолитической экспансии. Адаптация в системе производства вкладышей и в схеме их использования, вероятно, произошла в связи с наличием каменного сырья и навыками мастеров, но также и в связи с масштабами производства и принятыми методами ведения сельского хозяйства. Последовательное переключение с распространением вставок с параллельными перьями в северо-западной части Средиземноморской дуги является неоднородным явлением, включающим распространение новых групп, технические перемещения, создание новых сетей взаимодействия и новых систем производства. Mazzucco, Niccolò, et al. «Migration, adaptation, innovation: The spread of Neolithic harvesting technologies in the Mediterranean.» PloS one 15.4 (2020): e0232455.

C. 5000–4000 ДО Н. ЭКЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ

Культура Сотира тоже неолитическая, но относится к более позднему, керамическому периоду. Не следует считать, что именно эти люди и изобрели керамику – нет, культура сформировалась примерно через два века после того, как на Кипре впервые появилась керамическая посуда, а привезли это знание очередные переселенцы с материка, прибывшие примерно в 5250 году до н. э. Кто были эти люди, откуда они пришли, как было устроено их общество – все эти вопросы до сих пор остаются открытыми. Очевидно лишь то, что они не были потомками предыдущей культуры Хирокитии.

По принятым в археологии международным стандартам памятник называется Сотира-Тепе, иначе жилой холм Сотира. Место на самом деле представляет собой холм конической формы, который на верхнем уровне преображен в платформу. На холме расположена некая совокупность зданий неправильной формы, а наиболее характерной особенностью культуры считается характерный тип глиняной посуды – гребенчатая керамика, украшенная параллельными линиями, как будто бы нанесенными расческой. Люди, оставившие эти изделия, появились на Кипре около 5000 года до н. э., и поселились в примерно в тридцати деревнях – кроме Сотиры, известны поселения в Епископи-Вриси и Фила-Дракос (там были построены подобные здания, однако с полуподвальными подземными этажами), в Трулли и, собственно, в Хирокитии, где новые жители поселились в давно заброшенных домах древних людей. Там же, в жилых посещениях, они выделывали глиняную посуду, но в отличие от предшественников умерших в домах не хоронили, а погребали их в особом месте. Хотя люди культуры Сотира довольно широко расселились на острове, однако до западной части они не дошли, находок там нет.


Типы декорированной керамики культуры Сотира.


С течением времени технологические навыки совершенствовались, изменялся и вид керамики от поселения к поселению, так что в целом культура Сотира прогрессировала, но, просуществовав около тысячи лет, она исчезает, и вновь после ее нее на Кипре не находится какой‐либо другой культуры, которую можно было бы достоверно считать ее наследником. Подлинные причины упадка первой местной культуры керамического неолита на Кипре до настоящего времени неизвестны, хотя наиболее вероятным считаются последствия землетрясения, случившегося около 3800 года до н. э.


ПРОФЕССОР Л. ГАВРИЛОВ:


Говоря о поселениях Сотира и Хирокития мы снова возвращаемся к теме Средиземного моря.


Кипр – единственный крупный остров в восточном Средиземноморье, и его присутствие было бы очевидно любому, кто путешествовал по морю, особенно из близлежащей Киликии или северной Сирии. Морские течения и преобладающие западные ветры означали, что моряки, направлявшиеся из Эгейского моря в Левант или Египет, должны были проходить недалеко от острова; по крайней мере, в эпоху поздней бронзы и в более поздние периоды (особенно в позднеримский период) это обеспечило то, что Кипр стал узловой точкой на морских маршрутах восточного Средиземноморья (Demesticha 2019; Leidwanger 2020: 127–136). Морское путешествие из Кипра в Левант или Анатолию и обратно было непростым из‐за таких морских факторов, как течения и ветры, внезапные штормы или низкие температуры, но разнообразные и сложные упражнения по моделированию предполагают, что такое путешествие было возможно в разное время года и при определенных погодных условиях (Bar-Yosef Mayer et al. 2015). Используя пространственно-временные картограммы для учета переменных и ритмов, которые могли повлиять на ходовые качества древних мореплавателей, Сафади и Стюрт (2019: 6) отмечают, что: «…зимнее время, кажется, обеспечивает беспрепятственный доступ для путешествий по Левантину. Бассейн, на Кипр и Анатолию, вместо того, чтобы полагаться на прибрежную лоцманскую проводку вдоль побережья Леванта и исключительно на летнее плавание». Такие модели предлагают понимание перемещений людей и цепочек взаимосвязей, которые связывали Кипр с побережьем Леванта, Анатолией и, в конечном итоге, Египтом.


На протяжении периодов керамического неолита на Кипре некоторые (левантийские и / или анатолийские) моряки активно занимались переправкой на остров людей, скота, сельскохозяйственных культур, экзотических товаров и артефактов, а также сырья. Такие регулярные рейсы на остров ускорили появление морской сферы взаимодействия, которую Ховит-Маршалл (2020) назвал «культурным творением морского пространства». В период керамического неолита ряд материалов прибрежных сообществ Кипра – рыбьи кости и рыболовные принадлежности, морские раковины, некоторые неместные ресурсы – указывает на то, что моря, окружающие остров, продолжали эксплуатироваться, чтобы дополнять рацион людей или как часть их повседневной жизни. практики, свидетельство их продолжающегося участия в прибрежной области. В период раннего и среднего энеолита морские компоненты повседневной жизни менее очевидны, но моряки, работающие неполный рабочий день, все еще могли участвовать в перемещении неместных товаров (фаянс, хлорит) и нововведений (литика, керамика), по крайней мере, вдоль побережья и сельских якорных стоянок юго-западного Кипра. В эпоху позднего энеолита возобновление зарубежных контактов с прилегающими регионами (Анатолия, Крит, южный Левант) кажется очевидным, не в последнюю очередь в возможном экспорте кипрских руд. Во время доисторического бронзового века 1 (середина-конец третьего тысячелетия до нашей эры) сфера регионального взаимодействия, включающая морское перемещение металлов и металлических артефактов между Кипром, восточным Эгейским морем и западным побережьем Анатолии, должна была повлиять на общины северного побережья, такие как Василия и Лапитос. К доисторическому бронзовому веку 2 (начало второго тысячелетия до нашей эры) документальные свидетельства показывают, что кипрская медь экспортировалась через морские торговые предприятия в Сирию и Вавилонию, в то время как количество импорта (более 150 найдено на современных кладбищах в Лапифосе, Беллапаис-Воунус и Карми) заметно выросла (Webb 2019: 79–82; Таблица 2). Как и в периоды керамического неолита, море снова стало важным фактором в выборе людьми места проживания, и морские ресурсы (денталии, другие моллюски), а также некоторые «экзотические» импортные товары (фаянс, серебро и золото) ювелирные изделия, медные и бронзовые булавки для платьев) снова появляются как во внутренних районах, так и в прибрежных центрах, как предметы древней морской торговли.

Все это можно найти в статье Voskos, Ioannis, and Efrossini Vika. «Prehistoric human remains reviewed: Palaeopathology and palaeodiet in Neolithic and Chalcolithic Cyprus, Limassol district.» Journal of Archaeological Science: Reports 29 (2020): 102128.

4000–2500 ГОДЫ ДО Н. Э. ПЕРИОД ЭНЕОЛИТА


Тем не менее, жизнь на острове вследствие катаклизмов не пресеклась, и человеческое общество продолжало существовать и даже развиваться. Общество культуры Эрими, которое возникло позже, было создано людьми предшествующей культуры, и явных признаков массового переселения с материка, как было в предыдущие эпохи, археологически не наблюдается, наоборот, несмотря на последствия катастрофы, имеются признаки непрерывности традиции, постепенного зарождения новых признаков медно-каменного века, которые окончательно оформились около 3500 г. до н. э. и продолжались примерно до 2500 / 2300 г. до н. э. В это время на Кипре впервые появляется металл – чистая медь, из которой выделывались инструменты наподобие зубила, рыболовные крючки и кое‐какие украшения, хотя таких находок очень и очень немного.

Кажется вполне очевидным, что с наступлением века металла Кипр получил свое настоящее название, ведь название меди на греческом языке – kuprios. Но на самом деле есть по крайней мере пять версий возможного происхождения этого имени.

Этот исторический период на Кипре оказался одним из самых продолжительных. Его принято делить на две фазы – первую, более древнюю, получившую название по поселению Эрими на южном побережье острова, и вторую, по названию поселения Амбелику / Айос-Георгиос.

В этот период население острова значительно увеличилось и среди людей даже по археологическим деталям, стало заметно социальное неравенство – прежде всего, это видно по жилым домам и погребениям; очевидно, что среди них имелись более богатые люди, и те, у кого за душой, буквально, ничего не было. В это время накопление богатства жителями связано с развивающимися торговыми связями Кипра с материком, и общество развивается по так называемому кипро-минойскому сценарию – влияние контактов с минойской цивилизацией представляется очевидным, по крайней мере несколько медных изделий, вполне вероятно, происходят с Крита; но никаких письменных памятников того времени не имеется, письменности еще не существовало.


Археологические раскопки в Эрими


Характерной особенностью культуры Эрими является глиняная посуда с росписью красным по белому фону, с линейным или растительным орнаментом. Удивительно, но керамику в это время, по‐видимому, выделывала какая‐то мастерская, или жители поселения в западной части острова, специализировавшиеся в этом ремесле, настолько стандартны формы и роспись посуды. И уже оттуда посуда доставлялась в другие поселения.

Среди находок этого периода особенно выделяются ранее не встречавшиеся на Кипре печати, а наличие личной печати бесспорно указывают на появление некого вида племенной аристократии. Сложно сказать, конечно, какова была у них власть и полномочия, но высказывается предположение, что носители печатей каким‐то образом связаны с хранением и распределением запасов продуктов, на что указывает также найденные помещения с большими сосудами – возможно, это были общественные склады, откуда продукты распределялись под контролем людей с печатями.

Примерно в это время на территории нынешнего города Пафос на западном побережье Кипра, включая регион так называемых Царских гробниц (Tombs of the Kings) появляется процветающее поколение, следов которого из‐за многовекового использования этой территории, разграбления и поверхностно проведенных раскопок прошлых веков, почти не осталось. В Северном некрополе найдены некоторые погребения, где был обнаружен грузик от ткацкого станка, весомое доказательство развитого ткачества.

Периодика кипрского энеолита приблизительно следующая:

Около 3800 года до н. э. на Кипре появляется культура Эрими, как неочевидный наследник культуры неолитической культуры Сотира, поскольку непрерывности перехода от одной культуры к другой археологически не наблюдается. В этот период не известны никакие укрепленные поселения, что говорит о в целом спокойной обстановке на острове без нападения врагов извне, вероятно потому, что у островитян нет активных контактов с материком, кроме весьма ограниченной торговли, и про Кипр в внешнем мире мало что известно. Поселения в это время имеют разный размер, но ничего подобного городскому центру еще не существует.

Через три века, около 3500 года до н. э. в среднем периоде энеолита поселения и жизнь в них, если судить по погребальным обрядам, остаются примерно такими же. Однако есть обоснованное предположение о том, что в разных деревнях сообщества представляли собою разные племенные группы, во главе которых стояли какие‐то местные руководители, или вожди, хотя значительного различия в общественном положении еще не наблюдается. Типичным памятником этого периода является поселение Лемба.

Еще через несколько веков, примерно в 2800 году до н. э. в поздний период энеолита, на Кипре начинается использование чистой меди, возможно, как следствие минойского влияния. Общество достаточно быстро богатеет на торговле металлом, появляются явные признаки различных общественных групп и их расслоения, фиксируются новые формы погребальных обрядов, керамика ранее не встречавшихся стилей – все это указывает на приток новых, более прогрессивных людей, обладающих новыми технологиями и навыками, а также и военной силой, превосходящей местный уровень, и которые, вероятно, поработили местных жителей – если судить о многочисленных погребениях, в которых вообще нет никакого инвентаря.

Но вскоре на острове начинают массово использовать бронзовые орудия и период кипрского энеолита завершился переходом к эпохе бронзы. Впрочем, процесс этот был не быстрым и неравномерным – в Пафосе энеолитическая культура еще переживала расцвет, в то время как на севере Кипра уже наступил бронзовый век.


ПРОФЕССОР Л. ГАВРИЛОВ:


Сергей Николаевич рассказал мне интересную историю о городе Курион и возможно основной причине миграции людей из этого места. Я начал изучать вопрос воды на острове Кипр и нашел много научных статей, которые поднимают эту тему, как основную причину в большинстве крупных миграций людей на острове. Геологическая особенность острова сильно влияет на немногочисленные подземные источники воды. Вообще теоретический подход в современной археологии основан на новом материализме, фактически «обращении к материи», который бросает вызов привилегированному положению Человека над остальной средой. Влияние воды, а также то, как это повлияло на взаимодействие людей с их ландшафтом и их передвижение – очень значимый фактор, на который должны обратить внимание последующие исследователи археологии и истории острова Кипр.


Steel, Louise. «Watery entanglements in the Cypriot hinterland.» Land 7.3 (2018): 104.

2500–1600 ГОДЫ ДО Н. ЭРАННИЙ И СРЕДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Для этого исторического периода на Кипре характерна культура Филиа, ознаменовавшая возникновения новой фазы освоения острова людьми, вероятно это была очередная волна переселенцев-индоевропейцев, прибывших с материка через Анатолию, ныне территория Турции. Приблизительно с 2800 года до н. э. изделия из бронзы начали заменять более ранние, сделанные из чистой меди, но кроме того, изменилась и идеология, и верования – в частности, получили распространение новые погребальные обряды, что явно свидетельствует о серьезном постороннем влиянии, ведь все, что связано с погребением, составляет одну из наиболее консервативных частей человеческой культуры, подверженную наименьшим изменениям. Именно с этими изменениями на Кипре связывается начало Раннего Бронзового века, который продлился почти полторы тысячи лет, с 2500 по 1900 года до н. э. Под влиянием более прогрессивных пришельцев, кипрское общество активно развивалось. Первоначально переселенцы привнесли неизвестные ранее или мало известные и не получившие особого распространения технологии поиска месторождений и добычи медной руды, а также выплавке из нее чистого металла. Однако без развития торговых связей с материком сама по себе добыча меди была в достаточной мере бессмысленна – такого количества металла на самом острове не требовалось. А вот активная торговля предоставляла возможность получения и накопления богатства, что в свою очередь требовала приобретения и развития других ресурсов и технологий. Прибывшие около 2400 года до н. э. переселенцы из Анатолии принесли не только познания в горном деле и металлургии, но и новые методы строительства зданий, новые рецепты в кулинарии, гончарном деле и ткачестве. Но это не все – переселенцы весьма основательно подготовились к исходу, они привезли с собой крупный рогатый скот – коров и волов, использовавшихся как тягловые животные. Вместе с волами на Кипре появился плуг, а с ним невиданные ранее возможности обрабатывать значительное количество земли и снимать урожаи, превышающие потребности для, собственно, выживания, что произвело на острове без преувеличения локальную сельскохозяйственную революцию. А изобилие продуктов питания, в свою очередь, стало движущей силой для быстрого увеличения населения и ассимиляции переселенцев с местными жителями, что в конечном итоге изменило и его этнический состав, образовав более-менее однородную обособленную общность людей – в этом случае, наверное, уже уместно говорить о «народе Кипра», ранних киприотах.

На страницу:
2 из 5