Полная версия
Кипр. Альбом-путеводитель
Дальнейшее развитие технологий, торговли и общества привело к постепенному переходу к периоду Среднего Бронзового века на Кипре, продлившемуся не так долго, с 1900 по 1600 годы до н. э., во время которого на Кипре появляются поселения раннего городского типа, в планировке которых уже есть некий общественный центр, прообраз агоры. Тогда Кипр был главным и важнейшим поставщиком меди для всех крупнейших государств этого периода: между островом и хеттами в Анатолии, минойским Крит, Египтом фараонов и городами-государствами Сирии процветала торговля, стимулируя экономическое и общественное развитие. Ранние города становятся общественными и торговыми центрами, в которых возникает местная аристократия и купечество.
Кирения. Некрополь Карми, один из склепов.
Образовавшийся примерно в 1900 году до н. э. некрополь Карми в Кирении на Северном Кипре, вероятно, использовался до конца периода Среднего Бронзового века – в находящихся там богатых гробницах нашли последний покой люди, явно обладавшие немалыми средствами и, судя по количеству склепов, такие небедные люди были многочисленны. Углубленные в землю склепы по планировке напоминают жилые дома – с внутренним двориком и комнатами вокруг него. Археологические находки свидетельствуют об активных торговых связях жителей этого поселения – кроме типичной для этого периода местной керамики, там присутствовали происходящие с Крита минойские чаши, а в одном из погребений умерший был облачен в египетский убор из синего бисера.
Там же, на стене, ведущей к склепу номер 6, обнаружено грубое изображение человека – самый ранний объемный образ человека, найденный на острове до настоящего времени. Хотя невозможно точно определить принадлежность, принято считать его образом богини плодородия. Тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать о развитых представлениях жителей Карми о загробной жизни, и о существовании неких верований, связанных с высшим и всемогущим существом, а может, и о какой‐то форме раннего религиозного культа.
В период Средней Бронзы и позднее Кипр испытывает сильное влияние минойской культуры, ведь города-государства Крита были одними из основных его торговых партнеров. Люди, по тем или иным причинам переселившиеся с Крита на Кипр, привнесли не только свою керамику и орудия, но и присущие им верования: по всей видимости, численность переселенцев-минойцев была довольно значительной, если судить по наличию минойского храма в Пигадесе (Северный Кипр) с характерными бычьими рогами, водруженными на каменный алтарь.
Это время было для Кипра мирным и плодотворным. Но вот наступление следующего исторического периода – периода Поздней Бронзы – принесло многие потрясения и в конечном итоге превратило Кипр в территорию греческой культуры, греческого языка и преимущественно греческого населения. Начнем с того, что около 1600 года до н. э. влияние критской минойской культуры на острове постепенно уменьшается, а вместо нее утверждается раннегреческая микенская культура. Эта перемена означает начало позднего бронзового века на острове.
1600–1050 ГОДЫ ДО Н. ЭПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕКНевозможно осознать, что именно происходило на Кипре в этот период, если параллельно не рассматривать историческую обстановку во всем Средиземноморье. А то, что произошло, называется не иначе, как «катастрофой бронзового века». Здесь воедино слились и природные катаклизмы, вроде землетрясений, нанесших невосстановимый урон минойской цивилизации, оставивших от великолепных дворцов-лабиринтов Кносса одни развалины, и столкновение греческих племен с малоазийскими – напомню, Троянская война и гомеровская «Илиада» именно об этом, а не о красавице Елене, и нашествие гиксосов в Египте, и пришедшая по неизвестным причинам в движение лавина варварских, хотя и греческих (или, по крайней мере, говоривших на греческом языке и его диалектах) племен, устремившаяся с севера в Среднюю Грецию и Пелопоннес. Фактически, это было Великое Переселение Народов – только времен бронзового века. Это явление еще в древние времена с легкой руки египтян получило название «нашествия народов моря». Затронуло оно практически все Средиземноморье и не обошло стороной и Кипр.
Из разных источников, в том числе современных событиям, можно с достаточной долей достоверности определить племена, участвовавшие в нашествии, хотя и не все из них известны исторически. Если, скажем, довольно ясно, кто такие дорийцы, филистимляне, фригийцы, ахиява или акайваша (ахейцы, они же – данайцы), тевкры (так греки называли троянцев), то вот о происхождении шерданов, тирсенов, турша, чаккаль, данунов, шакалеша, гарамантов, луков идут ожесточенные научные споры. Великому Гомеру удалось добавить к этому перечню неразберихи – помимо перечисленных, слепой поэт упоминает среди троянских союзников еще и дарданов (это, наверное, местное племя, ведь Троя стояла у пролива Дарданеллы), карийцев, ликийцев, меонов, мизы, пафлагонцев, пеласгов, фракийцев. Очевидно, далеко не все «народы моря» имеют греческие корни – основную массу, вполне вероятно, составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии. Однако несомненно и то, что их союзниками были греки – как минимум, ахейцы.
Примерно понятно и направление этого нашествия – из региона Эгейского моря, с Балкан и из Малой Азии, и с территории Греции волны народов хлынули и морем, и сушей по направлению к Египту на юге, и к Хеттскому царству (территория современной турецкой Анатолии) на севере. Об этом говорят и письменные источники, и материальные следы – уничтоженные поселения и государства.
Примерно понятно, почему грекам-ахейцам потребовалось завоевывать Трою, а потом, по крайней мере их части, отправиться на Кипр, а не возвращаться в Грецию – все потому, что в Ахейской Греции в это время вовсю хозяйничали дорийцы – тоже греки, говорившие на дорийском греческом наречии, и их, по‐видимому, фракийские и иллирийские союзники, занятые как раз в это время добиванием прекрасной микенской культуры. Пусть Микены и Тиринф, как крепости, устояли, но все остальное хозяйство было окончательно разрушено, и Микены с их Львиными воротами пришли в полнейший упадок. Крито-микенской культуре повезло еще меньше – кроме прочих бедствий, на острове произошло ужасающей силы землетрясение.
Итак, дорийцы со товарищи выдавили ахейцев с их исконной территории. Ахейцы отправились завоевывать Трою (она же – Илион), населенную тевкрами, дарданами и некоторыми другими анатолийскими народами, что подтверждается и тем, что языком Трои был лувийский. Победили, но Троя, всегда испытывавшая эллинистическое культурное влияние, все же не стала греческим городом, и ахейцы сами превратились в скитальцев, ведь их собственное хозяйство уничтожили дорийцы. Разрушенную Трою заняли фригийцы, затем алеанские греки и, наконец, римляне. А ахейцы с волной народов моря покатились дальше – Троянская война не стала для них триумфом победителей, а, скорее, послужила отправной точной для начала великого переселения.
В результате «народы моря» основательно перекроили историческую карту Средиземноморья, дав начало новым народам и государствам. Считается, что вследствие великого переселения образовались народы гарамантов, сикулов, филистимлян, фригийцев и этрусков, пала Троя, а вслед за ней – и Хеттское царство, множество городов (городов-государств) Восточного Средиземноморья вместе с их уникальной местной культурой были стерты с лица земли и более не возродились, с огромным трудом выстояло Египетское Новое царство, лишь при фараоне Рамсесе III окончательно разгромившее вторгнувшихся захватчиков.
Но что же в этот период происходило на Кипре?
В 1200–1100 годах до н. э. нескольких волн скитающихся ахейских греков достигли острова и обосновались на нем. Понятно, что далеко не все они были участниками осады Трои, судя хотя бы по времени расселения – ну не жили же они по двести лет, в самом деле. Тем не менее, численность греческих поселенцев была очень значительной и, обосновавшись на острове, они принесли с собой греческий язык, религию и обычаи. Эти переселенцы не могли вернуться в Грецию, наводненную дорийскими захватчиками, и родины у ахейцев больше не было, приходилось обосновываться там, где это было возможно. На Кипре, как и на многих других островах в Восточном Средиземноморье, изгнанники построили для себя новые города; На Кипре ими стали Китион, Курион, Саламин и Пафос – в Палео Пафос, по преданию, ахейцы основали святилище Афродиты, культ которой поддерживался веками. С той поры остров превратился в область греческого влияния, греческого языка и культуры. В продолжении большей части этого исторического периода Кипр находился во власти островного царства Аласия.
При небольшом уточнении – кипрские государства (города-государства) в разных источниках именуются то королевствами, то царствами, однако на самом деле они не были ни тем, ни другим. Достоверных сведений того времени сохранилось немного, большей частью в документах близлежащих государств – Египта и Хеттского царства. В них правителей Кипра именуют братом царя или братом фараона, но все же правильнее считать эти образования просто государствами, возглавляемыми правителями – нейтральная терминология более точна, хотя, конечно, «королевство» или «царство» звучит куда благозвучнее!
Итак, в 1580 году до н. э. фараон Камос (Камосе) объявляет войну гиксосам, захватившем значительную часть Египта, и в конечном итоге полностью изгоняет их из страны. Затем фараон возвращает под свою власть Нубию и восстанавливает активную торговлю с Кипром, что дает торговым центрам острова новый стимул для развития. Наиболее значимым торговым городом в это время становится Энгоми, располагавшийся в непосредственной близости от современной Фамагусты.
А в 1450 году до н. э. Египет при Тутмосе III уже сам берет под свой контроль Кипр и облагает остров земельным налогом. Возможно, в это время Аласия зависимо от Египта, но после краткого египетского господства остров возвращает свою независимость и Кипр в бронзовом веке остается во власти Аласии.
Из научных статей 2019–2021 года: «Интересные находки сделаны на территории современного Лимассола за последние пять лет. Четыреста пятнадцать металлических артефактов среднего бронзового века из Лапитоса на Кипре были исследованы с помощью портативного ED-XRF-анализатора (pXRF). Результаты показывают более высокое, чем ожидалось, содержание нелокального олова и небольшое количество свинцовых бронз и медно-цинковых сплавов. Более подробный анализ предполагает использование определенных сплавов для некоторых типов артефактов, в первую очередь бронзы с высоким содержанием мышьяка и высокого содержания олова для простых штифтов и штифтов, а также методы переработки и смешивания, которые ранее не рассматривались для этого периода на Кипре. Судя по всему, Лапитос занимался производством металлических артефактов и что импортная оловянная бронза и руды с высоким содержанием мышьяка и меди из региона Лимассольского леса на другой стороне острова были доступны местным мастерам по металлу в значительных количествах. Расположение Лапитоса на северном побережье, огромное количество металла, найденного на этом месте, и наличие импорта также предполагают, что он участвовал в морской торговле металлами, которая связала юго-восточную Анатолию с Эгейским морем и Кикладами в первой половине 2-го века. Тысячелетие до нашей эры.
Gasanova S., Hermon S. Micro-XRF complemented by x-radiography and digital microscopy imaging for the study of hidden paintings //Optics for Arts, Architecture, and Archaeology VI. – International Society for Optics and Photonics, 2017. – Т. 10331. – С. 103310T.
1450–1050 ГОДЫ ДО Н. ЭГОСУДАРСТВО АЛАСИЯ / ПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕКСобственно, не так и много свидетельств, что когда‐то Кипр именовался Аласией. Письменные источники, это подтверждающие, происходят из египетского государственного архива на глиняных табличках, раскопанных в Амарне и интерпретированных Рене Дюссо (Dussaud» s prefatory note in Enkomi-Alasia: Nouvelles missions en Chypre, Claude F. A. Schaeffer, ed. (Paris, 1952). Аналогичные документы обнаружены и в архивах Хеттского царства. Важным документом является посвятительная надпись «Аполлон Аласиотский» («ΑΠΟΛ (Λ) ΩΝ ΤΩΙ ΑΛΑΣΙΩΤΑΙ»), обнаруженной на постаменте статуи скульптуры Плитоса, которое некий Апсасомос посвятил Аполлону из Алассоты – впрочем, если в подлинности надписи сомнений нет, принадлежность самой статуи Аполлону вызывает сомнение – по мнению некоторых исследователей, это импортированная из Сирии статуя местного сирийского бога. В совокупности же, документы дают достаточные доказательства реального существования этого государства.
Независимость и значение государства Аласия основывались на производстве в большом количестве меди и бронзы и активной продажи металлов на внешнем рынке. была крупнейшим производителем меди и бронзы. Столица государства находилась в Энгоми, поблизости от морского побережья. Из упомянутой переписки с фараоном Египта и царем хеттов можно заключить, что Аласия по крайней мере часть своей истории распространяла свою власть на весь Кипр, а как минимум один из его правителей почитался великим среди других великих – главным образом потому, что остров фактически монопольно заправлял торговлей медью во всем регионе, а это был жизненно важный стратегический ресурс для всех крупнейших государств. В архиве фараонов в Амарне обнаружены сведения о торговле, которую Кипр (вернее – Аласия) осуществлял с царством хеттов и царством Митанни, с Египтом, Вавилоном и Эламом, отправляя тяжело нагруженные корабли из процветающего порта, защищенного мощными каменными стенами, что было совсем не лишним – богатый остров регулярно подвергался нападениям племен луков – помните, одного из «народов моря», а позднее и хеттов.
Из правителй Аласии по именам известны лишь двое. Это Кушмешуша, современник царя Угарита Никмадду III (кон. XIII в. до н. э.), и Хатиба, упоминаемая (ок. 1050 г. до н. э.) в отчёте о путешествии по странам Левантийского побережья египтянина Уну-Амона. Царица (или принцесса), а вернее – правительница Хатиба была современницей правителя Верхнего Египта Херихора и царя Египта Смендеса (Несубанебджеда).
В 1430х годах до н. э. в Анатолии идет ожесточенная борьба за власть. Хеттское царство воюет не на жизнь, а на смерть с царством Арцава – но в нашем рассмотрении это мало интересно, за исключением деяний царя Арцавы Маддуватты, который пытался создать свое собственное, независимое от хеттов государство, не останавливаясь ни перед чем – так, ради расширения своих владений, он вступил в союз с заклятым врагом, Аттарсией, и вторгся в Аласию – таким образом, под властью Маддуватты оказалась вся западная Анатолия, впрочем, ненадолго – побежденный Ахийявой – то есть, ахейскими греками, он бежит к хеттам.
Около 1420х лет до н. э. ахеец Аттарсия завоевывает Аласию для себя, и вновь превращается в злейшего врага Маддуватты. Маддуватта бежит назад в Анатолию, а Кипр недолгое время остается под ахейской властью. Но вскоре царь хеттов Арнуванда вновь отвоевывает Аласию.
В 1360‐х годах до н. э. некий правитель Аласии (имя его неизвестно) пишет письмо египетскому фараону, где именует себя его «братом» – не в буквальном смысле, конечно, а подчеркивая тем самым равное с фараоном положение. Кроме того, письмо написано на глине, происходящей с Кипра, и это физическое доказательство местонахождения государства Аласии непосредственно на острове.
Но позже, примерно через век, начиная примерно с 1250 года до н. э. хеттские цари все же захватывают Кипр, и с тех пор правители Аласии становятся вассалами хеттов. Надо сказать, что хеттские завоевания не означали уничтожения завоеванных государств, как правило, им навязывалась некая форма конфедерации даже с сохранением правящей династии побежденных. Взамен хетты даже не требовали дани – только союзнических обязательств, причем наиболее верным вассалам даже предоставлялось право участвовать в принятии судьбоносных решений хеттской державы. Таким образом, в истории Кипра был период вассалитета перед Хеттским царством.
Но и могущественные империи не вечны. На смену хеттам поднималась воинственная и сильная Ассирия. Сын царя хеттов Хаттусили, Тудхалия IV, стал последним сильным хеттским царем, способным хотя бы до некоторой степени сдерживать ассирийцев. Он даже временно аннексировал Кипр, до этого уже захваченный Ассирией. Даже самому последнему в череде правления хеттскому царю, Суппилулиуме II, тоже удалось одержать несколько побед, в том числе выиграть морское сражение у берегов Кипра против сил государства Аласии, подчиненной ассирийцами. Но тщетно. Слишком быстро Ассирия набирала силу, да и нашествие «народов моря» уже не было возможности остановить – и вот уже захвачен Ханаан, и Киликия, и Кипр, торговые пути хеттов оказались полностью перекрыты, наступила агония. Уязвимое и ослабленное царство хеттов пало под натиском орд захватчиков: касков, фригийцев и брюгге, хеттская столица Хаттуса была сожжена дотла примерно в 1180 году до н. э. и хеттское царство исчезло… Разумеется, и хеттский вассалитет Аласии прекратился, что, однако, особой радости не принесло: ассирийское владычество оказалось куда более жестким.
Волна «народов моря» захлестывала одну страну за другой, сметая все на своем пути. В 1182 году до н. э. правитель Аласии по имени Эшувара – не царь и не вождь, скорее, ассирийский наместник, обращается к правителю города-государства Угарита с предложением совместно защищаться от натиска варваров, но нашествие развивается слишком быстро, союзу не суждено было состояться и флот Угарита, и города Аласии разгромлены и сожжены – потеряны Энгоми, Китион и Синда, некоторые из них были разгромлены не единожды, а население бежало, бросая обжитые места. Изучая эти места, современные археологи находят нетронутые тайники с кладами – по всей вероятности, их владельцы были либо убиты, либо порабощены, в любом случае судьба жителей разрушенных городов представляется печальной. Удивительно, но Аласия как государство не было уничтожено и, более того, в этот исторический период, несмотря на периодические поражения, даже процветало, возможно, потому, что микенское влияние практически сошло на нет, а политические и торговые отношения с Египтом, Левантом и государствами центрального Средиземноморья, напротив, развивались и укреплялись, что, в свою очередь, провоцировало развитие металлургического производства и, как следствие, рост и укрепление кипрских городов.
Около 774–750 гг. до н. э. финикийцы из Тира основали на острове колонию для торговли и назвали поселение Китионом (район современного города Ларнака) – это место уже было населенным почти пять веков назад микенцами, занятыми добычей меди – их город назывался Киттим, но просуществовал не больше двухсот лет. Напротив, финикийский Китион активно развивался как порт и торговый центр, и процветал, пока его не уничтожила стихия – землетрясение 332 года до н. э.
У Тира были свои виды на Кипр, но собственных сил для завоевания не хватало. Правитель Тира Элулайос (Лули) не придумал ничего лучшего, как обратиться с жалобой на кипрских правителей к самому Саргону Великому, в чье царствование вся Месопотамия стала ассирийским владением. И вот Элулайос, вассал Ассирии, жалуется своему верховному правителю, что правители кипрских городов его не уважают и дани не платят. Результат был, в целом, предсказуем – Ассирия обратила внимание на богатый остров и захватила его, оставив интересы Тира без внимания, и сам Саргон стал верховным правителем земли Яа, или Яднана – как ассирийцы называли Кипр. Следующие десять правителей страны Яднана, обладающие почти безграничной властью на острове, большей частью безымянные вассалы Ассирии, сидящие в Китионе и собирающие дань для строительства великолепного дворца в Ниневии. Для Ассирии Кипр был не более, чем источником дохода, и его развитием они не интересовались вовсе – несмотря на многолетнее ассирийское владычество, на острове до сих пор археологически не обнаружено никаких связанных с ними артефактов.
Ни одна империя не существует вечно, и Ассирию эта судьба не миновала. Месопотамия населена самыми различными народами, и ассирийское владычество над ними провоцировало выступления. В конечном итоге, в 612 году до н. э. объединенные войска вавилонян, мидийцев и скифов сожгли Ниневию, а после окончательного падения Ассирии в 550 году до н. э. Египет повторно захватывает остров, и вассальные Египту правители продолжают управлять городом-государством Саламином, основанным легендарным Тевкром – а может быть, тевкрами, племенем, населявшими во время оно Трою, разгромленную ахейцами.
Ранняя история Саламина и его правителей известна плохо, сведения, сохранившиеся в ассирийских источниках, отрывочны и неоднозначны. История сохранила имя первого правителя, царствовавшего после коллапса Ассирии – его звали Эвельфоном, и правил он до 525 года до н. э., пока персы, завоевавшие Египет, не распространили свою власть на все египетские владения – и Кипр, в их числе. Геродот, кстати, говорит о том, что жители Кипра подчинились персам добровольно, и даже участвовали своим флотом в укреплении власти персидского правителя Камбиса, сына великого Кира, в Египте.
Из научных статей 2019–2021 года:
Мне удалось найти интересное исследование на темы, которые с Сергеем мы много раз обсуждали.
Характер критско-кипрских отношений был обусловлен географией. Поэтому важно сначала проиллюстрировать их место на маршрутах восточного Средиземного моря. Зная воздушные и морские течения, – если предположить, что моряки бронзового века использовали все возможности предложенные природой, исследователи сформировали маршруты. Самый удобный путь лежал на восток от Крита, через Острова Кассос, Карпатос и Родос, вдоль южного побережья Анатолии (7). Отсутствие естественных гаваней в этой части Малой Азии могло склонять путешественников к посетите северное побережье Кипра. Оттуда можно было продолжить путешествие либо прямо в один из левантийских городов (например, Угарит) или сначала через западное побережье до южные кипрские гавани (например, Хала Султан Текке). В этом случае Кипр был бы одной из остановок. Катажина Земан-Вишневская остановка на главном маршруте минойцев по пути в Левант или сирийских кораблях собирается в Эгейский регион. Второй возможный маршрут вел на юг от Крита через ливийское побережье в Египет. Затем корабль сможет проследовать вдоль побережья и гавани Леванта, повернуть на запад в Кипр и продолжаем путешествие мимо Анатолии, Родоса, Карпатоса и Кассоса, обратно на Крит. Этим маршрутом можно следовать только в одном направлении, и Кипр будет на обратном пути из Египта и Леванта. Третий маршрут может пройти через открытые воды прямо между Критом и Кипром (рис. 1C). Тогда нужно было бы обвести остров с юга, с востока на север. Побережье, пройдя Анатолию, Родос, Карпатос и Кассос, вернемся на Крит. Этот Маршрут также можно было пройти только в одном направлении, но он мог начинаться в любом из острова. 9 Все описанные морские маршруты пролегали с Крита на Кипр и обратно. возможно, либо напрямую, либо как элемент более длительного путешествия, соединяющего все самые важные гавани восточного Средиземноморья. Существование и использование этих морей маршруты подтверждены кораблекрушениями бронзового века, найденными у побережья Анатолии, трюмами которые содержали предметы из Египта, Леванта, Кипра и Эгейского моря. 10
Известно также множество примеров якорей, в том числе два кипрского или сирийского типа, найденные в главный портовый город южного Крита – Коммос.11
Переоценка контактов между Кипром и Критом от бронзового века до раннего железного века 15 Письменные источники для критско-кипрских отношений Три письменности, известные из Эгейского моря: иероглифический, линейный А и линейный Б. Первый и вторые использовались минойцами и остаются нерасшифрованными, но третье используется микенцами (и, возможно, минойцами) для записи архаической формы греческого язык. 12 Когда были расшифрованы таблички с линейным письмом B, оказалось, что они предоставляют понимание микенской административной системы.
Из Кносса позднего минойского периода III (LM III) у нас есть архив табличек, написанных линейным письмом B; на одном из них встречается слово «а-ра-си-дзё». Может ли это означать Аласию13 – Кипр? В равной степени возможно истолковать его как имя или описание «человека из Алазии» 14. Подобные вопросы связаны со словом «ку-пи-ри-джо», сопоставимым с греческим названием Кипра – К —προρ. Неизвестно, использовалось ли оно тогда как название места; это слово также встречается на табличках из Пилоса15. Рядом со словом «ку-пи-ри-дзё» есть информация об овцах, бронзе, оливковом масле и кориандре16. овец или производства металла.17 Однако появление оливкового масла со словами «ку-пи-ри-дзё» и «а-ра-си-дзё» может указывать на торговлю с Кипром этим продуктом. Кориандр (Coriandrum Sativum) – растение, известное в Средиземноморье, используемое как пряность, натуральный консервант, добавляемое в хлеб и пиво или используемое в производстве парфюмерии, известное даже сегодня под названием «шипр». между Критом и Кипром, поскольку семена этого растения были найдены при кораблекрушении бронзового века в Улубуруне19. Нерасшифрованная кипрская письменность, названная Эвансом «кипрско-минойской» (а ныне кипрской слоговой), имеет много общего с эгейскими линейными письменностями. 2 °Cходство включает форму некоторых знаков, используемых в обеих системах. Самые старые таблички, написанные кипрским письмом, принадлежат Энкоми и датируются 16–15 веками до нашей эры, периодом, когда линейное письмо А использовалось на Крите.21 Сравнение с другими ближневосточными системами письма не дало никаких сведений, и это действительно так. Теперь установлено, что кипрский шрифт произошел от критского линейного письма A.22. Более поздние примеры использования письменности известны с XIII / XII веков до нашей эры, когда знаки уже были упрощены и приспособлены для написания на глиняных табличках.