Полная версия
Вошедшее и невошедшее в «Дыру». Избранные статьи Д. Е. Новокшонова 2010–2020 гг. К 50-летию классика
«В Парфянском царстве произошел переворот; местная знать во главе с юным, смелым и даровитым великим визирем свергла царя Митрадата и возвела на престол его брата Орода. Ввиду этого Митрадат перешел на сторону римлян и отправился в лагерь Габиния. Все сулило предприятию римского наместника большой успех, как вдруг он получил приказ силой оружия водворить египетского царя в Александрии (отца Клеопатры Птолемея XII-го. [3] – Д. Н.). Он должен был повиноваться. Надеясь скоро вернуться, он стал уговаривать просившего его о помощи низложенного царя Митрадата начать тем временем войну на собственный страх и риск. Митрадат сделал это. Селевкия и Вавилон высказались за него, но Селевкию взял штурмом визирь, один из первых взобравшийся на городскую стену, а в Вавилоне Митрадата голод заставил сдаться, после чего он был казнен по приказанию своего брата. Его смерть была большой потерей для римлян; но этим не кончилось брожение в Парфянском царстве, армянская война тоже еще продолжалась. После египетского похода Габиний уже собирался воспользоваться благоприятным случаем и возобновить парфянскую войну, но тут прибыл в Сирию Красс, унаследовавший вместе с властью все планы своего предшественника». [4]
Войска, которые Габиний подготовил к войне, Красс присоединил к своим силам. Он повел 7 легионов (36000 человек) с 4000 конницы и 4000 легкой пехоты и многочисленной обслугой.
С обозом общее число войск достигало 50000—100000 военных. [5]
Парфяне осознавали несправедливость действий Красса. Речь парфянского посла, направленного к Крассу их вождём Ородом (Гиродом, Арсаком, Аршакидом, – Д. Н.) и за давностью лет названного Орозием Вагенсом, раньше передал Плутарх:
«В то время как Красс стал уже стягивать войска, снимая их с зимних стоянок, к нему явились послы от Арсака с кратким извещением: они заявили, что если войско послано римским народом, то война будет жестокой и непримиримой, если же, как слышно, Красс поднял на парфян оружие и захватил их земли не по воле отечества, а ради собственной выгоды, то Арсак воздерживается от войны и, снисходя к годам Красса, отпускает римлянам их солдат, которые находятся скорее под стражей, чем на сторожевой службе. Когда же Красс стал хвастаться, что даст ответ в Селевкии, старший из послов, Вагиз, засмеялся и, показав ему на обращенную вверх ладонь, ответил: „Скорее тут вырастут волосы, Красс, чем ты увидишь Селевкию [6] (25 км к югу от Багдада. – Д. Н.) “. Затем послы возвратились к царю Гироду и объявили, что предстоит война». [7]
Примечания
[1] App. Syr. 257; Dio Cass. 39, 56, 1.
[2] Смыков Е. В. Сирийское наместничество Авла Габиния // Античный мир и археология. Вып. 12. Саратов, 2006. С. 213, 198—212.
[3] Птолемей XII Теос Филопатор Филадельф (Θέος Φιλοπάτωρ Θεός Φιλάδελφος, Отцелюбивый брато- (или сестро) любивый Бог). Позднее прибавилось прозвище Неос Дионис (Νέος Διόνυσος, Молодой Дионис). В народе же его чаще всего звали Авлет (Αυλητής, Флейтист) – царь-фараон Египта, правил в 80—51 годах до н.э.: Кравчук А. Закат Птолемеев. М., 1973. Лучшими флейтистами в это время считались этруски: Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков / Науч. ред. Е. В. Колодочкиной; вст. ст. С. Ю. Нечаева; пер. А. Б. Овезовой. М., 2009. С. 224.
Местоположение античной Селевкии на современной карте
[4] Моммзен Т. История Рима. Т. 3. От смерти Суллы до битвы при Тапсе / Пер. И. М. Масюкова под общ. ред. Н. А. Машкина. М., 1941. С. 132—133.
[5] Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. СПб, 2001. Т. 1. С. 319; App. B. Civ. 2, 18.
[6] Σελεύκεια επί του Τίγρη, Селевкия на Тигре.
[7] Plut. Crass. 18.
М. Л. Красс и Янус
Все в мире начинается с разделения.
Красс свой жребий бросил, он прошел сквозь врата главного бога римлян – Януса.
Двери этих врат века никто не закрывал.
Арка Януса в Риме, Нефритовые Ворота Януса в китайской провинции Гансу и японский погост Януса
«С возникновения Рима в середине VIII в. до н.э. и до крушения Римской империи в V в. н.э. римляне воевали непрерывно.
Лишь на несколько лет за все эти столетия, по древнему обычаю, в знак мира, добытого победами, запирался храм Януса.
Достоверно известно всего лишь пять таких случаев, и только в одном из них храм простоял закрытым достаточно долго – при втором римском царе Нуме храм Януса не видели отворенным 43 года подряд». [1]
Распространенный по всей Евразии храм Янусу в чистом поле
Красс был консулом и императором. Именем Януса ему присягали многие мужчины.
Высшее в муже, человеке – Творец, Янус, буддистское Я, – способность смотреть в прошлое и менять настоящее:
«Едва ли не самым своеобразным между всеми римскими богами и конечно единственным, для которого была придумана чисто италийская форма поклонения, был двуглавый Янус; однако и в нем не олицетворяется ничего кроме выражающей боязливую римскую набожность идеи, что перед начинанием всякого дела следует обращаться с молитвой к духу начала. Богу начала, Янусу, был посвящен особый день (Agonia, 9 января)». [2]
«Янус – один из наиболее загадочных римских богов. С одной стороны, он бог всех дверей и входов, с другой – «как бы бог богов». [3]
Но этот титул чужд римской религии, и, вероятно, он восходит к титулатуре восточных владык «царь царей». С именем Януса связан странный обряд закрывания ворот храма Януса Гемина (Двойного) на северной части форума.
Врата языческого погоста в России
Современник Красса Варрон [4] со ссылкой на анналиста Пизона впервые сообщает, что ворота должны быть закрыты, когда царит мир. [5] Античные авторы не понимали, что это означает. Как считали одни, запирается война, [6] а другие – удерживается мир. [7] Известен эпитет Януса – Клузий, Запирающий.
Этрусское имя Януса – Ани. Ани изображали четырехликим. [8]
Публий Овидий Назон:
Как же прославить тебя, о Янус, бог двуобразный?
В Греции нет божества, равного силой тебе.
Ты нам скажи, почему из всех небожителей ты лишь
Видишь, что сзади тебя, видишь, что перед тобой?
Так размышлял я, стараясь в своих разобраться табличках,
Вдруг замечаю, что весь светом наполнился дом:
Это предстал предо мной двойным изумляющий ликом
Янус священный, и сам прямо взглянул мне в глаза.
Я испугался, мои от ужаса волосы встали,
Холод внезапный объял оцепеневшую грудь.
Левой рукою держа ключи, а правою посох,
Он обратился ко мне сразу же, так говоря:
«Страх позабудь и внимай мне: о днях возвещая прилежно,
Дам я ответ, и пойми то, что скажу я тебе.
Хаосом [9] звали меня в старину (я древнего рода), [10]
Слушай, какие дела прошлых веков я спою. [11]
Д. Е. Новокшонов доказывает, что именем Янус римляне обозначали непостижимую пустоту человеческого «Я», лучше всего описанную последователями основателя Махаяны – Мудрейшего из саков (Шакьямуни) Будды.
Советские воины также присягали Янусу. На фото рядовой Новокшонов принимает присягу, декабрь 1987 года, Нальчик-20:
«Я (Янус), гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.
Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть презрение советского народа».
Римское имя Янус (Janus) этимологически имеет один корень с другим важным римским понятием: Гений (Genus) – Род.
Гений – бог мужской силы, олицетворение внутренних мужских сил и способностей мужчины, мужа. [12]
Примечания
[1] Махлаюк А. Римские воины. Под знаком Марса. М., 2010. С. 3.
[2] Моммзен Т. История Рима / Пер. под ред. С. И. Ковалева и Н. А. Машкина. СПб, 1997. С. 146, 144.
[3] Macr. Sat. 1, 9, 16.
[4] Marcus Terentius Varro, 116 – 27 гг. до н. э.
[5] Varro L. L. 5, 165.
[6] Verg. Aen. 1, 293.
[7] Ovid. Fast. 1, 281; Hor. Epist. 2, 1, 255.
[8] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 196—199.
[9] Χάος, зияющее.
[10] Me Chaos antiqui (nam sum res prisca) vocabant.
[11] Ovid. Fast. 1, 89—104. Пер. Ф. А. Петровского.
[12] Штаерман Е. М. Гений // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 145.
Поход в Индию М. Л. Красса глазами Кая Осьмушки
Разнотолки о походе Красса не прошли мимо ушей 9-летнего сироты Гая Октавия Фурина (Gaius Octavius Thurinus).
Мальчишка плохо помнил отца, плебея Кая Восьмого (Октавия), тот умер еще в 694 г. от о.Р. (59 г. до н.э.), когда сыну было четыре года.
Отец был первым из их всаднического рода, кто стал сенатором. [1]
Ему помог в продвижении по службе дед, Кай Юлий Кезарь, дядя матери Атии. [2]
Дед был императором легионов, которые воевали с инородцами в Галлии (земли нынешней Франции).
Гай знал, что его отец вместе с Крассом воевал против бойцов Спартака. Прозвище Фурий (Бурый, Бешеный, Воровской) Гай получил в год своего рождения в честь победы над рабами Спартака и Катилины в окрестностях города Фурии.
Почти через два века римский историк Светоний напишет:
«В младенчестве он был прозван (cognomen Thurino inditum est) Фурийцем в память о происхождении предков, а может быть, о победе, вскоре после его рождения одержанной его отцом Октавием над беглыми рабами в Фурийском округе. О том, что он был прозван Фурийцем, я сообщаю с полной уверенностью: мне удалось найти маленькое бронзовое изваяние старинной работы, изображающее его ребенком, и на нем было написано это имя железными, почти стершимися буквами». [3]
Отец собирался домогаться консульства, но неожиданно скончался во время возвращения в Рим из Македонии, где командовал образцово: «Управляя провинцией, он обнаружил столько же справедливости, сколько и храбрости: бессов и фракийцев он разбил в большом сражении, а с союзными племенами обходился так достойно, что Марк Цицерон в сохранившихся письмах к своему брату Квинту, который в то время бесславно правил провинцией Азией, побуждал и увещевал его в заботах о союзниках брать пример с его соседа Октавия». [4]
Новый муж матери Луций Марций Филипп хорошо относился к пасынку и принимал деятельное участие в его воспитании.
Гай большую часть времени проводил в доме своей бабушки Юлии – сестры Цезаря.
В Риме была воинская повинность. В армию забирали в 18 лет. Применялись два набора на службу, ежегодный (delectus), под знамена четырех легионов консула, и сверхплановый (tumultus).
В войске Красса служили знакомые Гая.
О многих уходивших он слышал.
Их жизненный опыт станет загадкой для будущего Августа.
Существовало выражение: надеть военный пояс, cingulum militia sumere, то есть поступить на военную службу.
Принять пояс (cingi) значило превратиться в солдата; если у кого-то отбирали пояс (discingi), это означало понижение в звании.
Перевязь меча у римлян называлась balteus.
Нижние чины, milites gregarii (от grex, стая, шайка, пук, современное русское краги) носили меч на правом боку, командиры и начальники на левом.
Кроме меча военные таскали на другом боку пугающий штатских кинжал pugio (пугач), по сути еще один меч. [5]
Примечания
[1] Broughton T. R. S. Senate and Senators of the Roman Republic: The Prosopographical Approach // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. B. I, 1. Berlin—N.—Y., 1972. P. 250—265.
[2] Atia Balba Caesonia, 85 до н.э. – 43 до н.э., племянница Юлия Цезаря. Ср. русск. Козырь и Caesar.
[3] Suet. D. Iul. 7, 1. И далее пер. М. Л. Гаспарова.
[4] Suet. D. Iul. 3, 2.
[5] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н.э. – 192 год н.э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 36—39.
Кай Валерий (Здоровяк) Катулл (Котик или Песик?)
Когда множество молодых римлян уезжало к армии Красса на Ближний Восток, 33-летний веронец Гай Валерий Катулл, [1]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.