Полная версия
Вошедшее и невошедшее в «Дыру». Избранные статьи Д. Е. Новокшонова 2010–2020 гг. К 50-летию классика
5) Весь прикаспийский регион тогда выглядел иначе. Cм.: Mуравьев C.H. Проблема Аракса-Яксарта-Танаиса и уровень Каспия в VI—III вв. до н.э. // Mathesis, из истории античной науки и философии / Под ред. И. Д. Рожанского. М., 1991. С. 115—175.
6) Победоносный Лабиен даже чеканил монету со своим портретом и легендой: Q. LABIENUS PARTHICUS IMP. Факт весьма красноречивый. См.: Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l’Empire Romain… Graz, 1955. T. I. P. 30. №1—2; Grueber З. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 11. London, 1910. P. 500, №. 131.
7) Археологи отмечают появившиеся римские мотивы подобных построек этого времени: Дебс Г. Г. Указ. соч. С. 49: приведен отрывок из частного письма В. В. Тарна: «Я не могу припомнить, чтобы где-нибудь можно было встретить, в литературе или археологии, греческий город с частоколом вокруг стен». См. также: Харрис Д. Римские легионеры в Китае (к постановке вопроса) // Военное дело населения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993, C. 229; Толстов С. Древний Хорезм. МГУ, 1948. Табл. 34. Представленная реконструкция поселения Топрак Кала показывает нам обычный римский военный лагерь. См.: Топрак-Кала. Дворец / Под ред. Ю. А. Рапопорт, Е. Е. Нерознак. М., 1984.
8) Подосинов А. В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985. С. 182—185.
9) Подземные хранилища для вина найдены в Помпеях. См.: Сергеенко М. Е. Помпеи. СПб, 2004. С. 243. В подобной корчаге, бочке (dolium), наполовину врытой в землю, героиня Апулея прятала любовника от мужа (Apuleius. Metamorph. IX, 5—7). В слове HMB (последний знак расплылся или плохо читается) документа из Нисы я вижу связь с формой humô от лат. humus. Здесь и далее: Дьяконов И. М., Дьяконов М. М., Лившиц В. А., Масон М. Е. Налоговые парфянские документы II века до н.э. из Нисы // Материалы Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Вып. 2. М.—Л., 1951. С. 36, 10—13.
10) Предположение основано на давно обсуждаемой разнице отношения к труду писца в греко-римской культуре и ближневосточной. См.: Аверинцев С. С. Типология отношения к книге в культурах Древнего Востока, античности и раннего Средневековья // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978 г. С. 6—28; Дуров В. С. Как читали древние римляне // Hyperboreus, Petropoli, Vol., 7, 2001, Fasc. 1—2. C. 219—224.
11) Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.—Л., 1964. С. 156.
12) Боровкова Л. А. 1) Запад Центральной Азии во II в. до н.э. – VII в. н. э. Историко-географический обзор по древнекитайским источникам. М., 1989. 2) Царства «западного края» во II—I веках до н.э. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу»). М., 2001. 3) Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005.
13) См.: Новокшонов Д. Е. Гораций о римских пленных.
14) Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. Л., 1968. С. 55—56.
15) Мандельштам А. М. Памятники кочевников Кушанского времени в Северной Бактрии // Труды Таджикской археологической экспедиции Института археологии АН СССР и Института истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР. Том VII. Л., 1975. С. 147—149; Лоховиц В. А. Подбойно-катакомбные и коллективные погребения могильника Тумек-Кичиджик // Кочевники на границах Хорезма // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции / Под ред. С. П. Толстова. XI. М., 1979. С 134—147.
16) Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962. С. 204—245. Сарианиди В. И. Тилля-тепе и ювелирное искусство ранних кушан // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 268—281; Ставиский Б. Я. 1) Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. 2) Кара-тепе – буддийский культовый центр кунаского Термеза как памятник древних среднеазиатско-индийских связей // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 282—289; Узянов С. А. О серебряной статуэтке, найденной на Тахти-Сангине // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 290—294.
17) Ptol. 6, 11, 6. Земля серов, Θαγουροι (Ptol. 6, 16, 2), Θoγάρα πόλις (Ptol. 6, 16, 8), Thocari (Plin. N. H. 6, 55), в Согдиане Τάχοροι (Ptol. 6, 12, 4): Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. С. 328.
18) Herrmann A. Tocharoi // RE (1937) Sp. 1632—1641.
19) Ю. Н. Рерих, привлекший тибетские источники, которые еще не были введены в широкое обращение, как и многие ученые в 30—50-е гг. XX в., пытался отождествить тохар с юэчжи. Это у него не получилось. Но связь между юэчжи-тохарами и кушанами им представлена твердая. Кстати, именно с тибетским языком связана самая любопытная попытка этимологизировать само имя «тохары» как производное от их наименования на тибетском tha-gar «белая голова». Хронологически и географически эта этимология крайне уязвима, но, безусловно, остроумна, так как тибетское наименование хорошо передает восприятие внешности тохар жителями Востока. См.: Воробьева-Десятовская М. По книге Ю. Н. Рериха «Тибет и Центральная Азия». СПб, 1998.
20) Herrmann A. Tocharoi. Не исключаю связь между названием «кушаны» и латинским custos.
21) Тохарские языки / Под ред. В. В. Иванова. М., 1959.
22) См.: Скульптура и живопись древнего Пяджикента / Отв. ред.: А. М. Беленицкий и Б. Б. Пиотровский. М., 1959; Скульптура и живопись древнего Пяджикента / Отв. ред.: А. Ю. Якубовский и М. М. Дьяконов. М., 1959; Пугаченкова Г. А. 1) Скульптура Халчаяна. М., 1971. 2) Искусство Гандхары. М., 1982.
23) Чебоксаров Н. Н. Антропологический состав населения современного Китая в палеолите, мезолите и неолите // Ранняя история народов Восточной Азии. М., 1977. С. 74—97.
24) Herrmann A. Tocharoi // RE. (1937) Sp. 1634: Sind diese nun dasselbe Volk wie die T., oder haben sie mit ihnen nichts zu tun? Sind sie anderseits identisch mit den Άσιoι Strb. XI, 511, oder auch mit den Arsi womit sich in den Turfan-Fragmenten die Trager der toχrï—Sprache bezeichnet haben?
25) Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. II. Тбилиси, 1984. С. 935—940.
26) Заимствования зафиксированы в текстах раннего Средневековья. См.: Цзы Сянь-линь. Тохарский язык; его открытие, расшифровка и значение для китайско-индийских связей // Тохарские языки / Под ред. В. В. Иванова. М., 1959, C. 136—150.
27) Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. С. 936.
28) Потери римлян – не менее 35 тыс. человек.
29) Антиримские, пропарфянские взгляды Помпея Трога общеизвестны. См.: Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000. С. 311—314; Юстин, Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / Пер. с лат. А. А. Деконского, М. И. Рижского / Под ред. М. Е. Грабарь-Пассек; Комментарии К. В. Вержбицкого, М. М. Холода; Вступ. cт. К. К. Зельина. СПб, 2005. С. 6—20. Здесь и далее переводы приводятся по этому изданию. Возникает вопрос: не имели ли симпатии к Востоку Помпея Трога, уроженца Нарбонской Галлии, и его оппозиционность к Риму причинами нечто иное, чем свойственное его характеру сострадание жертвам римского империализма? Может, он был просто более осведомлен о нравах и жизни римской эмиграции вне Империи и находил их более привлекательными? Кстати, Нарбонская Галлия стала римской провинцией в 121 до н.э. под названием Gallia bracata от обычая галлов носить штаны (bracae), в противовес Цизальпийской Галлии, которую часто называли Gallia togata, от обычая ее жителей носить тогу по римскому образцу.
30) См.: Кошеленко Г. А. О внутриполитической борьбе в Парфии // ВДИ. 1963. №3. С. 60.
31) О событиях 30—20-х гг. в «Деяниях божественного Августа» читаем: «Парфянский царь Фраат, сын Орода, послал ко мне в Италию всех своих сыновей и внуков не потому, что был побежден в войне, а потому, что он, отдав своих детей в заложники, надеялся добиться нашей дружбы» (RgdA, 32, 2.). Перевод М. Ф. Дашковой по изд.: «Римская история» Веллея Патеркула / Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Воронеж, 1985. C. 211. «Когда Цезарь, окончив войну в Испании, прибыл в Сирию для приведения в порядок дел на Востоке, Фраата охватил страх, как бы Цезарь не вздумал идти войной на Парфию. Поэтому со всей Парфии собрали пленных из войск Красса и Антония и отослали их вместе с их военными значками к Августу» (Iust. XLII, 5, 10—11). Веллей Патеркул о возврате пленных также не пишет. О возврате пленных пишет только Юстин.
32) Сцена передачи знамен изображена на панцире статуи Августа из Прима Порта. Также: Hor. Carm. IV, 15.
33) «Парфян трех римс [к] их войск доспехи и знамена отдать мне и, умоляя, просить о дружбе римского народа я принудил. А эти знамена в святилище, которое в храме Марса Мстителя, я, возвратив, поместил» (RgdA, 29, 2.).
34) 12 мая 20 г. до н. э. произошла передача знамен Тиберию. См.: Машкин Н. А. Принципат Августа. С. 523.
35) В 30 до н. э., когда войска Октавиана подходили к Александрии, Клеопатра отправила Птолемея-Цезариона с большим богатством на юг страны, откуда он должен был отплыть в Индию. Экспедиция готовилась грандиозная. См.: Петров А. М. Несколько страниц в защиту Клеопатры (исторический источник и литературная несправедливость) // Восток-Запад-Россия. Сб. статей. М., 2002. С. 383—390. Но воспитатель фараона Родон уговорил его вернуться, уверив 17-летнего Цезариона, что Октавиан позволит ему править Египтом. Цезарион не добрался до Индии, путь до которой из Египта морем занимал месяц. См.: Широкова Т. А. Египет и Кушанское царство. М., 1991. С. 19—38. Но ведь Цезарион по плану Клеопатры отправлялся в Индию не один, а в сопровождении множества римлян и греков, которым не приходилось надеяться на милость Августа. См. также: Blue Lucy. Boats, Routes and Sailing Conditions of Indo-Roman Tade // Migration, trade and peoples. Europian Associations of South Asian Archaeologists Proceedings of the Eighteenth Congress. L., 2005, Parts 1—3 / Ed. Michael Willis, British Academy, L., 2009. P. 3—14; Хвостов М. История восточной торговли греко-римского Египта (332 г. до Р. Х. – 284 г. по Р. Х. // Изследования по истории обмена в эпоху эллинистических монархий и Римской империи. Казань, 1907.
36) Бекабад («селение бека») расположен в 115 км к югу от Ташкента, на берегах Сырдарьи, на месте ее выхода из Ферганской долины в Голодную степь у Беговатских порогов.
37) Боровкова Л. А. Кушанское царство. С. 271—274.
38) Краузе В. Тохарский язык // Тохарские языки. М., 1959. С. 43.
39) Ср.: Ursulus, Quintulus, Caligula, Merula. О корне прозвища Куджулы Кадфиза можно пока лишь гадать: cadus (греч.) – кувшин, cauda – хвост, cudo – шлем из сыромятной кожи. Поиск греко-римского следа в языках Центральной Азии вообще представляется любопытным. Вспоминаю вопрос, который часто задавал своим ученикам Н. В. Шебалин: не связано ли δυσμενής (враждебный) со значительно более поздним и мутным по происхождению «душман»? См.: Ермолаева Е. Л. Никита Виссарионович Шебалин // Phililogia classica. Вып. 8. СПб, С. 103.
40) Hans Philipp. Togati // RE (1937) Sp. 1662—1663.
41) Например, в татском (джуури). Джуури принадлежит к юго-западной группе иранских языков и по своему грамматическому строю и лексическому составу близок к персидскому и таджикскому языкам. Лексика отличается от персидского большими заимствованиями из древнееврейского. При этом его грамматическая структура сохраняет некоторые черты, утраченные современным персидским и представляющиеся более архаичными. Например, переход интервокального *d (<*t)> r: омодэн -> оморэ, додэн -> дорэ, рэзидэн -> рэзирэ, джухуди -> джухури, адина -> орнэ: считаются наиболее важной историко-фонетической особенностью джуури по сравнению с персидским и таджикским. Кроме того, важно помнить об общей тенденции ослабления конечных слогов в латыни (—d и —t), т.е. именно тех согласных, которые играли весьма существенную роль в различении падежей: Тронский И. М. Очерки из истории латинского языка. М.—Л., 1953, С. 179, 265. В IV веке н. э. Иероним писал: «Латынь беспрестанно меняется и по отдельным областям и с течением времени» (Comm. Epist. Ad Galatos, II, 3).
42) Крайне любопытные данные, красноречиво названные автором «римские синхронизмы»: Зеймаль Е. В. Кушанская хронология (материалы по проблеме) // Международная конф. по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху. М.: Наука, ГРВЛ. 1968. С. 110—124; Он же. К периодизации древней истории Средней Азии (середина I тысячелетия до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 149—157; Ставиский Б. Я. О северных рубежах кушанской Бактрии // История и культура народов Средней Азии (древность и Средние века). М., 1976. С. 43—46.
43) Сказание о царе Кэсаре Лингском // Ю. Н. Рерих, Тибет и Центральная Азия (статьи, лекции, переводы). Самара, 1999. С. 56—87.
44) Вельгус В. А. Известия о странах и народах Африки. М., 1978. С. 102—103.
45) Volkmann Hans. Ptolemaios XV. Kaiser // RE (1959) Sp. 1760—1761.
46) Зеймаль Е. В. Проблема кушанского пантеона // Культура Востока: проблемы и памятники. СПб, 1992. С. 60—67; Литвинский Б. А. Буддизм в Средней Азии (Проблемы изучения) // ВДИ. 2001. №4. С. 188—199.
47) Штаерман Е. М. Янус // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 649—650.
Терпилы плена
Материалы, которые легли в основу следующих заметок Д. Е. Новокшонова были обнародованы им в 2013 г. в монографии «Римские невозвращенцы: утешение дырой». В августе-сентябре 2019 год он разбил первую главу «Дыры» на представленные заметки, сильно сократив, и выставил на молодежном сетевом канале Яндекс-Дзен, снабдив многочисленными поясняющими картинками. Некоторые, особенно проясняющие парадоксальность мышления автора, имеются и здесь.
В историографии господствует мнение, что поход Марка Лициния Красса против парфян (в земли нынешних Ирака и Ирана) в 700 г. от основания Рима (о.Р.) – 53 году до н.э. – неспровоцированная агрессия. [1]
От имени Рима Красс самовольно объявил войну противнику, незнакомому римлянам. Обещая невиданные богатства и множество рабов, он привлек деревенскую молодежь и ветеранов.
С Крассом ушло и много тех, кого он опутал долгами еще во времена заговора Катилины. [2]
Луций Катилина [3] происходил из рода Сергиев [4], прародителем коего был один из спутников Энея.
Катилина был верным последователем взглядов Суллы, [5] прославившегося своими военными победами и проскрипциями (proscriptio [6] в Древнем Риме – список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство – казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния).
На проскрипциях нажил свое богатство и Красс. [7]
Катилина погиб, когда описавшему его подвиги историку Гаю Саллюстию было восемь лет: [8]
«Только тогда, когда битва завершилась, и можно было увидеть, как велики были отвага и мужество в войске Катилины… Самого Катилину нашли далеко от его солдат, среди вражеских тел. Он ещё дышал, и его лицо сохраняло печать той же неукротимости духа, какой он отличался при жизни». [9]
Многие последователи Катилины уцелели даже после кровопролитного поражения.
Дело, за которое погиб Катилина, названный Ю. В. Андреевым римским большевиком, [10] довел до победы Гай Юлий Цезарь. [11]
Байки об Александре Македонском любили рассказывать римским малолеткам педагоги – образованные греческие рабы. Городских и образованных греческими невольниками юнцов манили подвиги царя разгромленной римлянами кельтской Македонии.
Красс также романтично молодился, получив в 698 г. от о.Р. (55 г. до н.э.) по закону Требония проконсульство в Сирии на 5 лет; в ноябре, несмотря на противодействие плебейских трибунов, он направился в провинцию:
«Перед народом и посторонними он еще как-то себя сдерживал, но среди близких ему людей говорил много пустого и ребяческого, не соответствующего ни его возрасту, ни характеру, ибо вообще-то он вовсе не был хвастуном и гордецом. Но тогда, возгордясь безмерно и утратив рассудок, уже не Сирией и не парфянами ограничивал он поле своих успехов, называл детскими забавами походы Лукулла против Тиграна и Помпея против Митридата, и мечты его простирались до бактрийцев, индийцев и до моря, за ними лежащего. Хотя в постановлении Народного собрания, касавшемся Красса, ничего не было сказано о парфянской войне, но все знали, что Красс к ней неудержимо стремится.
К тому же Цезарь написал ему из Галлии, одобряя его намерения и поощряя его к войне. Так как народный трибун Атей обнаружил намерение препятствовать походу Красса и многие к нему присоединились, считая недопустимым, чтобы кто-либо пошел войной против людей, ни в чем не провинившихся, да притом еще связанных с Римом договором, Красс, испугавшись, обратился к Помпею с просьбой оказать ему поддержку и проводить его из города.
Ибо велик был почет, каким пользовался Помпей среди простого народа. И на этот раз вид Помпея, идущего впереди со спокойным взором и спокойным лицом, успокоил толпу, собравшуюся было поднять крик и задержать Красса: люди молча расступились и дали им дорогу. Но навстречу выступил Атей и начал с того, что обратился к Крассу, умоляя не идти дальше, а затем приказал ликтору схватить и остановить его.
Однако другие трибуны этому воспротивились, и ликтор отпустил Красса, Атей же подбежал к городским воротам, поставил там пылающую жаровню, и, когда Красс подошел, Атей, воскуряя фимиам и совершая возлияния, начал изрекать страшные, приводящие в трепет заклятия и призывать, произнося их имена, каких-то ужасных, неведомых богов.
По словам римлян, эти таинственные древние заклинания имеют такую силу, что никто из подвергшихся им не избежал их действия, да и сам произносящий навлекает на себя несчастье, а потому изрекают их лишь немногие и в исключительных случаях. Поэтому и Атея порицали за то, что он, вознегодовав на Красса ради государства, на это же государство наложил такие заклятия и навел такой страх». [12]
В понятиях современного русского языка действия Красса именуются беспределом. Под понятием я понимаю отображенное в мышлении единство свойств, связей, отношений вещей и явлений; [13] под мышлением – разговор с самим собой. [14]
Через полтысячи лет историк христианской церкви Орозий напишет:
«В 697 году от основания Города Красс, сотоварищ Помпея по консульству, [15] получив по жребию кампанию против парфян, как человек, объятый неуемной жаждой наживы, когда прослышал о богатстве храма в Иерусалиме, которое Помпей оставил нетронутым, поворачивает в Палестину, доходит до Иерусалима, проникает в храм и похищает богатства. [16]
Затем, направляясь через Месопотамию в Парфию, всюду, где бы ни шел, он испрашивал от союзных городов вспомогательных войск, требовал от них денег и вскоре, как перешел Евфрат, встретил Вагенса, отправленного к нему от царя парфян Орода [17] посла, который сурово обругал его: зачем, мол, в нарушение договора Лукулла и Помпея, [18] обуреваемый жадностью, он перешел Евфрат – за это вкусит он серского железа, а не парфянского золота». [19]
Красс был жаден и безжалостен не только к неприятелю, но и к сослуживцам. Подавляя восстание Спартака и столкнувшись с робостью своих бойцов, он наказал своих воинов за трусость, приказав отобрать «пятьсот человек – зачинщиков бегства и, разделив их на пятьдесят десятков, он приказал предать смерти из каждого десятка по одному человеку – на кого укажет жребий. Так Красс возобновил бывшее в ходу у древних и с давних пор уже не применявшееся наказание воинов, этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах». [20]
Аппиан утверждает, что было убито около 4000 легионеров. [21]
В республиканском Риме звание император (imperator) присваивалось победоносному командующиму непосредственно на поле битвы солдатами в случае, если в данном сражении гибло более тысячи неприятелей. Император располагал правом жизни и смерти (imperium) – мог карать и миловать солдат. В русском языке слово император = царь, а вот, например, в английском два разных существительных: emperor и imperator.
После победы над Спартаком император Красс приказал распять более 6000 спартаковцев на крестах вдоль дороги от Капуи до Рима. [22] Казненные висели долго, для проезжающих по ней женщин дорога получилась запоминающаяся.
Рим был мужским обществом.
Мнение женщин в Республике не имело веса.
«Царь царей» Гней Помпей, Великий учитель (dictator) Луций Сулла и самый богатый гражданин Рима Марк Лициний Красс
Примечания
[1] 1) Sherwin-White A. N. Parthia and Rome; 2) Wiseman T. P. Caesar, Pompey and Rome, 59—50 B. C. // The Cambridge Ancient History. Vol. 9. The Last Age of the Roman Republic, 146—43 B. C. / Ed. by J. A. Crook, A. Lintott, El. Rawson. Cambridge, 2008. P. 262—265; 402—403. Беликов А. П. Парфянский поход Красса: военно-технический аспект // Para bellum. Военно-исторический журнал. №12. 2001. С. 35—48.
[2] Красс ссужал деньгами и Гая Юлия Цезаря.
[3] Lucius Sergius Catilina, ок. 108 до н.э., Рим – 62 до н.э., Пистоя.
[4] Название рода сохранилось в русском имени Сергей.
[5] Lucius Cornelius Sulla, 138 – 78 до н. э. Красс был легатом Суллы и занимался набором войска в области марсов.
[6] Объявление, преимущественно о продаже.
[7] Иванов Ю. А. Заговор Катилины и его социальная база // Вестник древней истории. 1940. №1. С. 69—81.
[8] Gaius Sallustius Crispus, 86 до н. э. – 35 до н.
[9] Пер. В. О. Горенштейна. Sall. De C. C. 61.
[10] Андреев Ю. В. «Римский большевик» Катилина и философия истории А. Блока // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Сб. пам. Белецкого. СПб, 1997. Т. I. С. 35—44; ΣΥΣΣΙΤΙΑ. Сб. ст. пам. Ю. В. Андреева / Отв. ред. В. Ю. Зуев. СПб, 2000.
[11] Иванов Ю. А. Заговор Катилины и его социальная база. С. 81.
[12] Plut. Crass. 16. Здесь и далее пер. В. Петуховой.
[13] Колесов В. В. Философия русского слова. СПб, 2002. С. 419—420; Чикобава А. С. Введение в языкознание. Ч. I. М., 1953. С. 28—29.
[14] Бузук П. А. Основные вопросы языкознания. М., 1924. С. 5—6; Теплов Б. М. Психология. М., 1953. С. 62—64; Виноградов С. Н. Кузьмин А. Ф. Логика. Учебник для средней школы. М., 1954. С. 7—8.
[15] Марк Лициний Красс Див и Гней Помпей Магн (во второй раз) стали консулами в 699 г. от основания Города (= 55 г. до н.э.). Неточная датировка с ошибкой в два года взята у Евтропия (Eutr. 6, 18, 1).
[16] Орозий единственный из авторов, кто сообщает о разграблении Крассом Иерусалимского храма.
[17] Ород II – парфянский царь, сын Фраата III, который был убит сыновьями, Ородом и Митридатом (Dio Cass. 39, 56), правил после изгнания и последовавшего за этим убийства его брата, Митридата III, приблизительно в 57—37/36 гг. до н. э. Плутарх, более подробно изложивший речи парфянских послов, называет руководителя посольства Вагизом (Plut. Crass. 18).
[18] Эти договоры, определившие границы Рима с Парфией, были итогом восточных кампаний Лициния Лукулла и Гнея Помпея 69 и 66 гг. до н. э. О последнем договоре Помпея с Фраатом III см.: Арр. Mithr. 104.
[19] Павел Орозий. История против язычников. Книги I—VII / Пер., вст. ст., ком. В. М. Тюленева. СПб, 2009. С. 394—395. Здесь и далее переводы по третьему изданию. 6, 13, 1—2.
[20] Plut. Crass. 10. Комм. С. П. Маркиша: Так называемая децимация (выбор десятого). Военно-уголовные законодательства европейских государств сохраняли децимацию в различных формах до середины XIX в. и даже позже; в России она была отменена лишь в 1868 г.
[21] App. B. Сiv. 1, 118.
[22] App. B. Сiv. 1, 120.
Как жадный М. Л. Красс готовил поход в Индию
Поход против парфян за два года до Красса готовил сирийский наместник Авл Габиний.
Монеты, чеканившиеся в Сирии во время правления Авла Габиния
Сенат запретил Габинию поход.
Историки Аппиан и Дион Кассий утверждают, что он отменил войну под влиянием письма Помпея и/или крупной взятки от царя Египта Птолемея Авлета. [1]
Бюст и монета Птолемея XII Нового перерождения Диониса (Авлета)
Деливший вместе с Цезарем и Крассом власть в Риме Помпей был противником войны с Парфией, а Габиний был его выдвиженцем. [2]