Полная версия
Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории
182
Klatt E. Op.cit., S. 10.
183
См. подробнее: Maier A.R. Op.cit., S. 34.
184
Это одна из особенностей немецкого искусства того периода (см.: Либман М. Я. Дюрер и его эпоха: живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI в. – М.: Искусство, 1972, С. 29).
185
Хранится в Британском музее. Инв. № E,3.170.
186
Schmidt L., Müller A. Bauernmöbel im Alpenraum. Österreich, Südtirol, Bazern, Schweiz. Albom. – Innsbruck: Pinguin-Verlag. 1982, S. 79.
187
Ritz J.M., Ritz G. Alte bemalte Bauernmöbel. – München: Verlag Georg D.W. Callwey, 1975, S. 22.
188
Ibid., S.22.
189
Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 81.
190
Nemec H. Op.cit., S. 92.
191
Например, сундуки VKM 239, VKM 2107, VKM 2117, VKM 2179, VKM 2810, VKM 3948 и др.
192
Brandt G. Bauernkunst in Schleswig-Holstein. Hausrat und Wohnraum in alter Zeit. – Berlin und Leipzig: Verl. für Wissenschaft, 19??, S. 16.
193
См. о нем: Müller W. Gudewerdt Hans I //Neue Deutsche Biographie. Bd. 7. – Berlin: Verlag Duncker & Humblot, 1966 (https://daten.digitale-sammlungen.de/0001/bsb00016325/images/index.html?seite=267).
194
Kreisel H. Op.cit., Abb. 329 – 332.
195
Ibid., S. 28, 29; Abb. 7, 17, 18, 22, 24, 25, 26.
196
Это стало типичным стилистическим приемом в сундучном производстве некоторых территорий Германии, например, Восточной Фрисландии (см.: Uebe F. R. Deutsche Bauernmöbel. Ein Überblick für Sammler und Liebhaber. Richard Carl Schmidt &Co.// Bibliothek für Kunst- und Antiquitäten – Sammler. Bd 23. Berlin, 1924, S. 40, Abb. 58).
197
Brandt G. Op.cit., S. 20. Это далеко не единственный образец (см.: Brandt G. Op.cit., S. 23; Kreisel H. Op.cit., Abb. 181, 182).
198
Например, сундуки из коллекции Эрмитажа (инв. №№ МБ-642, МБ-643). Первый использовался В. Ф. Левинсоном-Лессингом. Подобные сундуки делали и в других областях Германии (см. из коллекции Музея прикладного искусства (Берлин): инв. №№ I (6 M) 24/1957, D (6 M 5) 2/1952).
199
Uebe F. R. Op.cit., S. 52.
200
Особо яркое развитие эта техническая деталь получила в сундуках Вестфалии. См.: Uebe F. R. Op.cit., Abb. 52—55.
201
Uebe F. R. Op.cit., S. 34, 35, 47, 48.
202
Инв. № D (6 M 115) 422/1974. Датируется 1739 годом.
203
Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 11.
204
Ritz J.M., Ritz G. Op.cit., S. 22. Датировка вещи, I четверть XVIII века, свидетельствует о весьма длительном существовании этого вида сундуков в Австрии.
205
Nemec H. Op.cit., S. 90.
206
Хельмут Немец писал, что сегодняшнее состояние крестьянской мебели есть результат естественного изменения цвета. Ранее он был значительно ярче и контрастней (Nemec H. Op.cit., S. 90).
207
На сундуках из Зальцбурга (тип «Kastentruhe»), датирующихся II половиной XV – началом XVI века, вырезаны изображения готических арок, стилизованных лилий. Произведения явно были созданы в одной мастерской (Kreisel H. Op.cit., Abb. 121 – 122, S. 53).
208
Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 46.
209
В коллекции Тирольского музея народного искусства (см.: Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 38).
210
Ibid., S. 15.
211
Инв. № D (6 M 118) 305/1984.
212
Ibid., S. 19.
213
Например, сундук из Австрийского музей фольклора, Вена (см.: Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 43).
214
Ibid., S. 56.
215
Как, например, голубой в восточном Тироле. Это – цвет герба местных графов, род которых угас уже 500 лет назад, а территориями владели Габсбурги. Тем не менее, цвета сохранялись в сундучной росписи спустя многие годы (см.: Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 21).
216
Каринтия стала областью, где аркады раньше всего в Австрии стали важной частью декора сундуков, что объясняется длительным и значительным влиянием Ренессанса на сундучное производство в этом регионе (Nemec H. Op.cit., S. 97).
217
Коллекция Штирийского музея фольклора, Грац (см.: Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 42).
218
Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 42.
219
Сундук из Австрийского музея фольклора, Вена (см.: Schmidt L., Müller A. Op.cit., S. 40).
220
Инв. № D (6 M 23) 109/1960.