Полная версия
Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории
32
См.: Лангобарды. Народ, изменивший историю: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018, С. 344, 345.
33
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екб.: У-Фактория, 2005, С. 47.
34
Хранится в музее искусства Мичиганского университета (Энн Арбор, США).
35
Коллекция музея Метрополитен (Нью-Йорк), инв. №1975.1.44.
36
Хранится в Национальной галерее (Лондон), инв. № NG 1418.
37
Хранится в Уффици (Флоренция), инв. №1890 no. 1437.
38
Фаенсон Л. Доска от кассона флорентийской работы XV века с изображением свадебного празднества // Сообщения ГЭ. Вып. XXXV. Л.: Аврора, 1972, С. 11—13. См. также: Faenson L. Italian cassoni from the art collections of Soviet museums. L.: Avrora Art publishers, 1983, p. 28, 32.
39
См.: Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhebilder der italienischen Frürenaissance. Leipzig: Verlag von Karl W. Hierseman, 1915, S. 68—76.
40
Боккаччо Дж. Декамерон. Харьков, Белгород, 2009, С. 283—290, 270, 487, 488, 521; Мазуччо. Новеллино. М.: Республика, 1993, С. 54, 56, 80, 147; Итальянская новелла Возрождения. М.: Художественная литература, 1984, С. 209, 210, 213; там же, С. 245; Страпарола Дж. Приятные ночи. М.: Наука, 1993, С. 43, 46, 47, 254, 292.
41
Paul Schubring упоминал о том, что в сундуках некоторые знатные дамы возили своих мертвых мужей или возлюбленных. Такие сундуки не открывались (Schubring P. Op.cit., S. 5). В сакристии собора Сан Доменико Маджоре в Неаполе находятся 45 больших сундуков-гробов, в которых покоятся останки князей Арагона XV—XVI вв. (ibid., S. 169—170).
42
Ныне в коллекции музея Метрополитен (инв. №18.70.40). Датируется концом XIV – началом XV века.
43
Существовали специальные сундуки для путешествий, сундуки моряков, даже сундуки для захоронений (см.: Enciclopedia italiana. T. IX. Instituto Giovanni Treccani. – Milano: Rizzoli & C., 1931, p. 341).
44
См. подробнее: Faenson L. Op.cit., p.7.
45
Mather F. J., Jr. Bride-chests of Renaissance Italy // Arts&Decoration. – Vol. 6, №2. — New York, 1915. – p. 73.
46
Schubring P. Op.cit., S. 88.
47
llustrierte Geschichte des Kunstgewerbes. S. 438, 439.
48
До 1500 года слово cassone в Италии было малоупотребительно (см.: Thornton P. Cassoni, Forzieri, Goffani and Casette: Terminology and Its Problems // Apollo. – London, 1984. – Vol. 120, №272. – p. 247). Несмотря на это, в настоящей монографии используется общепринятая терминология. Вообще в Италии существовало множество названий сундуков (например, cofano, forziere, arca, goffano и т.д.), некоторые из них синонимичны. См.: Enciclopedia italiana. P. 340; Thornton P. Op.cit., p. 246—251).
49
Итальянская свадьба состояла из трех ритуалов: заключение брачного договора, обмен кольцами и переезд невесты в дом жениха. Иногда между этими этапами проходили месяцы (см.: Witthoft B. Marriage rituals and marriage chests in quattrocento Flirence // Artibus et Historie. – №5. – 1982. – p. 43—59). Сундуки были частью третьего этапа.
50
См. подробнее: Фаенсон Л. И. Итальянские свадебные сундуки. Описание коллекции. ГЭ. Л., 1969.
51
Bode W. Zwei Cassone-Tafeln aus dem Besitz des Piero de’ Medici in der Sammlung Eduard Simon zu Berlin // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. – 1917. – Band 2, Heft 5—6. – S. 151.
52
Фаенсон Л. И. Итальянские свадебные сундуки // Декоративное искусство. – 1967. – №1. – С.21. Мастеров, расписывавших сундуки, называли «pittori di casse» или «artisti ornamentali».
53
А в науке имели место попытки разделить итальянские сундуки Возрождения на два главных типа: сундуки с расписными панелями и все остальные (см.: J.B. Renaissance cassoni // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. – 1913. – Vol. 8, №11. – p. 249).
54
Schubring P. Op.cit., S. 130.
55
Miziołek J. Falsifications in Polish collections and abroad. Warsaw, 2001, p. 107—129. Надо заметить, что в Сиене делали не только кассоны, но и множество других видов сундуков.
56
См.: Valentiner W.R. A Florentine Cassone // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. – 1914. – Vol. 9, №6. – p. 145—147.
57
Прекрасный образец таких изделий находится в коллекции Баварского национального музея (инв. № R-616). См.: Eikelmann R. Bayerisches Nationalmuseum. Handbuch der kunst- und kulturgeschichtlichen Sammlungen. München: Hirmer Verlag GmbN, 2008, S. 111.
58
Коллекции Эрмитажа (инв. № МБ-666), музея Виктории и Альберта (инв. 47—1882), Рюйксмузеума (инв. №№ BK-16627; BK-16628; BK-16873).
59
Schubring P. Op.cit., S. 153.
60
Ibid., S.158. В Вероне получили распространение сундуки с орнаментом, выполненным в технике тиснения. Лицевая сторона, как правило, разбивалась на три части: в средней располагался герб, в боковых – роспись, особенно были популярны сюжеты об Аталанте (см.: Mather F. J., Op.cit., p. 75, 104).
61
M.R.R. Italian Renaissance Cassoni // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. – 1923. – Vol. 18, №7. – p. 166.
62
Фаенсон Л. Тритоны и нереиды на итальянских кассонах // Сообщения ГЭ. Вып. XXXIII. Л.: Аврора, 1971, С. 20—23.
63
Инв. № М-19. См. воспр.: Faenson L. Op.cit., p. 64—67.
64
Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М.: Искусство, 1976, С. 147.
65
Например, сундуки из собрания Государственного Эрмитажа (инв. №№6790, 6793 и 6794, 6795). См. воспр.: Faenson L. Op.cit., p. 177—182, 165—172, 173—176, 183—192. В другой работе того же автора дан тщательный художественный анализ этих вещей, см.: она же. Итальянские кассоны второй половины XVI века // Западноевропейское искусство. Сб. статей. ГЭ. Л.: Аврора, 1970, С. 52—59.
66
Например, сундук из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства (Париж), инв. № PE 637.
67
См. подробнее: Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели XV—XIX веков. – Л., 1967, С. 12 — 22. Для примера можно привести сундук из собрания Музея декоративно-прикладного искусства (Париж), инв. №19524.
68
Один из лучших образцов находится в коллекции музея Прадо (Мадрид), инв. № О 000459. См.: https://www.museodelprado.es/en/the-collection/art-work/chest.
69
Фаенсон Л. И. Три итальянских сундука XV в. из собрания Эрмитажа // Сообщения ГЭ. – Вып. XXIX. Л., 1968, С. 20.
70
Инв. №№52.156, 41.100.165.
71
См.: Eberhardt H. Ein deutsches Ledermuseum zu Offenbach a. Main // Deutsche Kunst und Dekoration. – Darmstadt, 1917. – Band XL, Heft 7—8. – S. 187—196.
72
Инв. №00284698 (см.: http://catalogo.uffizi.it/it/29/ricerca/detailiccd/1172433/).
73
Инв. №00743854. См.: http://catalogo.uffizi.it/it/29/ricerca/detailiccd/1402095/.
74
Например, сундук из коллекции музея дворца Даванцати (Флоренция), датируемый концом XVI – I половиной XVII века (инв. №00226580).
75
Инв. №00282414. См.: http://catalogo.uffizi.it/it/29/ricerca/detailiccd/1130469/.
76
Faenson L. Op.cit., p. 18.
77
Инв. №№1775, МБ 123 (см. воспр.: Faenson L. Op.cit., p. 75—80, 162—164).
78
Инв. №00448461. См.: http://catalogo.uffizi.it/it/29/ricerca/detailiccd/1103689/.
79
№00284435. См.: http://catalogo.uffizi.it/it/29/ricerca/detailiccd/1122804/.
80
Miziołek J. Op.cit., p. 114—115.
81
Инв. №№ РБ-226, РБ-975 и др.; 1981.8.
82
Коллекция Музея прикладного искусства (г. Будапешт), инв. №№18830, 5303. Датируются XVI и XVII веками.
83
Thornton P. Op.cit., p. 249—250.
84
Инв. №57371. См. ил.: Al-Andalus. The art of Islamic Spain. The Metropolitan Museum of art. – New York, 1992, p. 204.
85
Otavsky K. Eine spanische Truhe in Sitten // Zeitschrift für schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte. – 1986. – Bd. 43, Heft 1. – S. 91—102.
86
См.: Lucie-Smith E. Furniture: a concise history. New York; Toronto: Oxford university press, 1979, p. 37
87
Инв. №55.120.1. Размеры: 72,4х156,2х67,3. Расписан в XX веке.
88
Инв. №47.144.
89
Инв. № Ф-125. Поступил в 1885 г. из коллекции А. П. Базилевского.
90
См.: Испанское искусство в собрании Государственного Эрмитажа: каталог выставки, [с 24 ноября 2011 года по 27 мая 2012 года / авт. ст.: Е. А. Анисимова и др.; авт. каталож. описаний: Е. А. Анисимова и др.]. – СПб.: Славия, 2011, С. 183.
91
Сундук из Кливлендского музея искусств (США), инв. №1915.535 (см.: The Cleveland Museum of Art. The Handbook. Cleveland: The Cleveland Museum of Art, 1978, p. 80). Подобная вещь есть также в собрании Национального музея декоративного искусства (Мадрид), инв.№ СЕ 28752 (см.: http://ceres.mcu.es/pages/Main)
92
Boger L.A. The Complete Guide to Furniture Styles. New York: Charles Scribneŕs Sons 1959, p. 79.
93
Нельзя не указать на замок от сундука из коллекции Австрийского музея прикладного искусства (г. Вена). Он имеет высоту 44 см., датируется II половиной XVI века. Изготовлен в технике литья и прорези. Художественное оформление замка включает изображения двух животных, четырех витых колонн и растительных завитков. Это – выдающееся произведение прикладного искусства (см.: Egger G. Beschläge und Schlösser an alten Möbeln. München: Verlag Georg D.W. Callwey, 1977, S. 89).
94
Инв.№ М.-128-1914.
95
Инв. № MAS M 76.
96
Инв. №1748; M258.
97
Вещи из собраний Британского музея (инв. № OA.6519), Рюйксмузеума (инв. № BK-NM-5402).
98
Boger L.A. Op.cit., p. 58—59.
99
См.: Grabowski J. Sztuka ludowa w Europie. – Warsaw: Arkady, 1978, s. 308.
100
Инв. № ME 888/1.
101
Сундуки из коллекции музея Виктории и Альберта (инв. №№ М.3—1934, 4211—1856), Рюйксмузема (инв. № BK-15584). Датируются XVI и XVII веком соответственно. См. раздел о сундучном производстве Нидерландов.
102
Инв. №512.
103
Инв. №515.
104
Например, Рюэль-Мальмезон, музей замков Мальмезон и Буа-Пре, инв. № M.M.40.47.4090.
105
Инв. №770 Mob MNSR.
106
Например, сундук из коллекции Музея Виктории и Альберта (инв. № IS.15—1982). Датируется XIX веком.
107
Gardner J. S. Ironwork. Victoria and Albert museum. P. 1: From the earliest times to end of the mediæval period. – 1978 (тит. л. 1927), p. 79.
108
Ле Гофф Ж. Op. cit., с. 229, 236, 297, 393, 394, 429.
109
Инв. № PE 982.
110
Maier A.R. Die Truhen der Städtischen Museen. Ein Beitrag zur Geschichte der Möbelformen // Aachener Kunstblätter. – 1913. – Bd. 7—8. – S. 26—27.
111
В Музее Клюни (Париж) хранится большой сундук, украшенный резьбой. Он вмещает до двух тонн зерна (инв. № Cl. 21545). См.: https://www.musee-moyenage.fr/collection/oeuvre/coffre-de-poissy.html. Дата последнего обращения: 10. 10. 2019.
112
См.: Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. Пер. со старофранц. Г. Ф. Цыбулько, под ред. А. Ю. Карачинского, науч. ред. Ю. П. Малинин. – СПб.: Евразия, 2012, С. 78, 92).
113
Laborde C. de, Laborde L. de. Inventaire du Roi Charles V. (21 Janvier 1380) // Revue Archéologique. 7-e Année, №2 (15 octobre 1850 au 15 mars 1851), p. 496—509.
114
Tuetey M. Inventaire des biens de Çharlotte de Savoie // Bibliothèque de ÍÉcole des chartes. Sixième série. – Vol. 1, 1865, pp. 338—366, 423—442.
115
Schubring P. Op. cit., S. 2. См. также: Kaltenbach G.E. Cassoni // The American Magazine of Art. – 1923. – Vol. 14, №11. – p. 597. Еще 1784 году в списках сундуков, которые принадлежали королю Людовику XVI и французской принцессе, значилось 69 сундуков разных размеров, 26 прикроватных, 3 – для одежды, 1 – для денег, 5 небольших сундучков и 1 – для алмазов (Schubring P. Op. cit., S. 2).
116
Beaurepaire Ch. de. Anciens inventaires du trésor de l’ abbeye de Fécamp // Bibliothéque de l’ Ecole des chartes. Quatriéme série. – Vol. 5, 1859 – p. 153—170.
117
Csillery K.K. Le coffre de charpenterie // Acta ethnographica. Academiae scietiarium Hungaricae. Tomus I, fascilius 1—4. – Budapest: Magyar tudományos akadámia, 1950, p.283.
118
Инв. № W. 27—1959.
119
Инв. №2789—1856. Датируется 1480-ми годами.
120
Вещь из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства (Париж), инв. №25937.
121
Ле Гофф Ж. Op.cit., с. 396.
122
Например, сундуки из коллекции музея Метрополитен (инв. №№05.23.11, 16.32.106).
123
Larousse P. Grand dictionnaire universel du XIX siecle. T. 4. – Paris: Administration du grand dictionnaire universel. 1869, p. 549 – 550.
124
Инв. № РБ 314 (размеры: 8,9х16,7х8,7). См.: «Фрайбургский» крест и его мир. Кат. 48.
125
Инв. №№ NNI 952, CI.502, CI 23837, CI. 1612. Также прекрасные образцы есть в собрании Национального музея декоративного искусства (Мадрид), инв.№№ СЕ 03066, CE 0370 (см.: http://ceres.mcu.es/pages/Main)
126
Инв. № МБ-167. Поступил из музея Центрального училища технического рисования.
127
Инв. №№14835, PE 1123; ОА 5713; W.22.2—1965.
128
См.: Meyer A.G., Graul R. Tafeln zur Geschichte der Möbelformen. Tafeln. Serie V. Truhen. – Leipzig: Verlag Karl W. Hiersemann, 1907, Taf. 9, 1.
129
Stevenson C. The McIIhenny Collection of Gothic Chest Fronts // Bulletin of the Pennsylvania Museum. – 1915. – Vol. 13, №52. – p. 51—54.
130
Хранится в Рийксмузеуме. Инв. № RP-P-2009-1053.
131
См. воспр.: Cuisenier J. ĹArt populaire en France. Rayonnement, modèles et sources. Fribourg: Оffice du Livre; Paris: Société française du Livre,1975, p. 282.
132
Ibid., p. 299.
133
Инв. № МБ-645.
134
Например, в Музее Виктории и Альберта (Лондон), инв. №322—1897.
135
См.: Boger L.A. Op.cit., p. 193, fig. 253, 255.
136
Инв. № BK-NM-8682. Размеры: 48х146х47. См.: Egger G. Op.cit., S. 52.
137
См. подробнее: Lucie-Smith E. Op.cit., p.36.
138
См.: Stevenson C. A Coffre-Fort of the Early XVIIth Century // Bulletin of the Pennsyvania Museum. – 1909. – Vol. 7, №26. – p. 27.
139
Havard H. Dictionnare de Í Ameublement et de la Decoration. Vol. I (A-C), Paris, pp. 909—911.
140
Например, в Рейксмузеуме (инв. №№ BK-16018, BK-NM-10506).
141
Laborde L. de. Inventaire des tableaux, livres, joyaux et meubles de Marguerite d’ Autriche, fille de Marie de Bourgogne et de Maximilien empereur d’ Allemagne, fait et conclud en la ville d’ Anvers le XVII d’ avril MXVe XXIIII // Revue Archéologique, 7e Année, №1, 15 avril au 15 septebmre 1850, p. 54.
142
См.: Everhard J. Tuugkisten in Oost Nederland. Versiering en typologie. – Oldenzaal: Twents-Gelderse Uitgewerij de Bruyn, 1994, p. 46.
143
Ibid., p. 46.
144
Хранится в Рейксмузеуме. Инв. № SK-A-1909. См.: Os H. van, Kok J.P.F., Luijten G., Scholten F. Netherlandish art in the Rijksmuseum. 1400—1600. Rijksmuseum, Amsterdam, Uitgeverij Waanders b.v., Zwolle, 2000, p. 193.
145
Хранится в Национальной галерее искусства (Вашингтон), инв. №1952.5.33. См.: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.41645.html (дата последнего обращения: 3. 03. 2019).
146
Хранится в Рейксмуземе (инв. № RP-P-1884-A-7880).
147
Изображения сундуков в голландской живописи часто встречаются и в это время. Для примера можно привести работы Якоба Дюка «Военная стоянка» (1650-е годы, Эрмитаж, инв. № Э 1060) и Питера Янсенса Эллинги «Комната в голландском доме» (Эрмитаж, инв. № Э 1013). На них изображены большие сундуки с покатыми крышками, обитые прорезными железными полосами.
148
Инв. № NM 9670. Размеры: 64х155х62. См.: Baarsen R. Furniture in Hollands Golden Age. – Amsterdam: Rijksmuseum, 2007, p. 33.
149
Egger G. Op. cit., S. 101.
150
Из коллекции Рейксмюсеума (инв. № BK-KOG-1808).
151
Например, сундук из коллекции Рейксмюсеума, датируемый 1696 годом (инв. № BK-KOG-1807). Размеры: высота – 88 см., ширина – 125 см., глубина – 82 см. (Egger G. Op. cit., S. 100).
152
См.: Everhard J. Op. cit., p. 29—45.
153
Их конструкция называлась дощатой. Она была проста и почти не отличалась от принятой в других странах. Считается, что именно нидерландские кофры такой старинной конструкции оказали влияние на появление подобных изделий в Германии.
154
Песнь о нибелунгах: Эпос / Пер. со средневерхнем. Ю. Корнеева. – СПб.: Азбука, 2012, С. 50, 81, 86, 87, 117, 176, 177, 189, 224, 231. Кроме того, до нынешнего времени в немецком языке сохранилось множество поговорок, связанных с сундуками. Приведем для примера несколько: «Ist der Koffer zu, so hat die Seele Ruh», «Er wird meinen Koffer nicht fortschieben», etwas «in die lange Truhe legen» и т. д. Это – одно из свидетельств значительной роли сундука не только в быту, но и в культурной жизни Германии.
155
О разных наименованиях немецких сундуков и об их многочисленных функциях см.: Albrecht T. Truhen. Kisten. Laden. Vom Mittelalter bis zum Gegenwart am Beispiel der Lüneburger Heide. Petersberg: Michael Imhof Verlag, 1997, S. 13 – 16.
156
Коллекция Эрмитажа, инв. № Ф 9.
157
Schubring P. Op.cit., S. 1.
158
Klatt E. Die Konstruktion alter Möbel. Form und Technik im Wandel der Stilarten. – Stuttgart: Julius Hoffman Verlag, 1961, S. 7.
159
См., например, про лейпцигский цех: Duclaud J., Duclaud R. Leipziger Zünfte. – Berlin: Verlag der Nation, 1990, S. 100—104.
160
Это были чаще всего подмастерья, не закрепившиеся в городах, или люди низших социальных слоев деревни, которым прежние занятия не позволили кормить семью. Вообще немецкие ремесла города и деревни находилось в сложных отношениях. Не всегда ремесленники города поставляли свою продукцию земледельцам деревни, как считалось ранее. Часто имела место обратная ситуация. К тому же деревенские сундучники находились по сравнению с городскими в более выгодных условиях (в частности, не платили городских налогов). И все же деревенские мастера в большинстве случаев стремились вступить в цех, чтоб «легализовать» свою продукцию.
161
Albrecht T. Op.cit., S. 110 – 111. Позднее конкуренция привела цеховых столяров к мысли совместно организовать магазины для продажи своих изделий (в т. ч. сундуков).
162
Ibid., S. 20.
163
Maier A.R. Op. cit., S. 27. Великолепные образцы находятся в собрании Музея прикладного искусства (Кёльн).
164
Klatt E. Op.cit., S. 8.
165
Flade H. Holz. Form und Gestalt. – Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1979, Abb. 108, 109. См. также: Bramm O. Truhetypen // Volkswerk. Jahrbuch des Staatlichen Museums für Deutsche Volkskunde. Berlin, 1941, S. 154—186; Kreisel H. Die Kunst des deutschen Möbels. Bd.1. Von den Anfängen bis zum Hochbarock. – München: Verlag C.H. Beck, 1968, Abb. 9 – 12. Особое место в данном случае занимает классификация сундуков этого типа, которую предложили K. H. v. Stülpnagel и T. Albrecht: 1. группа Целле; 2. группа Брауншвейга; 3. группа Люнебурга (Stülpnagel von K.H. Die Gothische Truhen der Lüneberger Heidekloster / Quellen und Studien zur Regionalgeschichte Niedersachsens. Band 6. – Cloppenburg: Museumsdorf Cloppenburg, 2000, S. 203 – 306; Albrecht T. Op. cit., S. 21 – 27).
166
Albrecht T. Op. cit., S. 51.
167
Инв. № МБ-33. См. воспр.: Соколова Т. М. Очерки по истории художественной мебели XV—XIX веков. Л.: Советский художник, 1967, С. 23.
168
Инв. №25.120.319 (аналогичный: инв. №13.205.2). Подобные сундуки встречаются и в других музеях (например, в Музее прикладного искусства, г. Будапешт, инв. №5346; музее Виктории и Альберта, инв. №900:2—1904).
169
Maier A.R. Op. cit., S. 27—28.
170
Kreisel H. Op. cit., Abb. 44.
171
Прекрасный образец такого рода находится в коллекции музея Метрополитен (инв. №50.141).
172
См.: Kohlhausen H. Minnekästchen im Mittelalter. – Berlin: Verlag für Kunstwissenschaft, 1928, S. 18. Такие вещи делались не только в Германии, но и в соседних странах, например, во Франции.
173
Инв. № РБ 250. См.: «Фрайбургский» крест и его мир. Кат. 53.
174
См. также: Forrer R. Von alter und ältester Bauernkunst // Führer zur Kunst. B. V. Esslingen: Paul Neff Verlag (Max Schreiber), 1906, Abb. 9, 10, 11.
175
Инв. № РБ 242 (см.: «Фрайбургский» крест и его мир. Кат. 62). См. также другие ларцы такого типа из коллекции Эрмитажа: Кожа. Художественные изделия старой Европы: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2019, С. 96—105.
176
Разнообразные виды «складок», демонстрирующих высочайшее мастерство резчиков, см.: Kreisel H. Op.cit., Abb. 53, 55, 56, 298.
177
Maier A.R. Op. cit., S. 29—32.
178
См. подробнее: Klatt E. Op.cit., S. 9.
179
См.: Meyer A.G., Graul R. Tafeln zur Geschichte der Möbelformen. Text. Serie V. Truhen. – Leipzig: Verlag Karl W. Hiersemann, 1907, S. 10.
180
Nemec H. Alpenländische Bauernkunst. – Wien: Kremayr u. Scheriau, 1966, S. 89.
181
A.R. Maier делит все мебельное искусство Европы на две разновидности: северную (Франция, Нидерланды, территории Нижнего Рейна до Нижней Саксонии и Люнебурга) и южную (Южная Германия, Швейцария и Северный Тироль). Для первой характерно использование дуба, резной орнамент кругов и складок; для второй – плоская резьба и роспись, высокий цоколь сундуков (Maier A.R. Op.cit., S. 28, 34— 35).