Полная версия
Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории
Сундучная роспись Верхней Баварии была очень «замкнутой». Ее не коснулись ни историзм, ни неоготика, и по сути своей она оставалсь религиозной: даже если мастер хотел изобразить всадника, то он изображал святого Георгия или святого Мартина. Несмотря на секуляризацию, традиции, заложенные церковной культурой, сохранялись. На протяжении многих поколений мастера воспроизводили привычные формы и цветовые сочетания.
В других регионах Германии II половина XVIII – I половина XIX века также была временем расцвета сундучной росписи. В качестве примеров можно привести изделия из Тюрингии, находящиеся в коллекции музея этнографии г. Эрфурт. Свадебные сундуки украшались изображениями 2—3 букетов, архитектурными мотивами, имитициями мрамора. Особую декоративность предметам придавали резные колонки, делившие лицевую стенку на три поля191.
Доминирование росписи не означало полного исчезновения резьбы как средства украшения сундуков. Так, в той же Баварии до XIX века сохранился тип средневековых сундуков в виде саркофагов. Их лицевая стенка и крышка украшались полосами различных геометрических фигур: прямоугольников, кругов, треугольников, косых насечек и т. д.
Особенно была развита резьба на Севере Германии. Причиной этого стало то, что здесь, в отличие от юга, преобладали твердые сорта дерева. Шестнадцатым веком датируются большие сундуки из Северной Фрисландии, лицевая сторона которых разделена на несколько сегментов (вещи имеют плоскую крышку, прямые стенки и низкие широкие ножки). Главные мотивы украшения – различные геометрические фигуры, плетенка, розетка, изображения сердца и драконов. Повторяющиеся элементы создали четкий ритм192. Особенно следует выделить свадебные сундуки, украшенные известным резчиком Хансом Гудевертом Старшим193. Они датируются началом XVII века и представляют произведения высочайшего художественного уровня194. Мастерство резчика достигло небывалых высот. Однако следует заметить, что в данном случае, как кажется, произошло переосмысление функций сундука и отдельных его частей.
Со временем сундуки стали главной принадлежностью северонемецкого крестьянского интерьера195. Форма их почти не менялась: это были большие прямоугольные ящики на невысоком основании, с плоской или выпуклой крышкой, которая часто выступала за стенки. Украшалась, как правило, лицевая. Орнамент зависел от «больших» стилей. Высота рельефа различна: от очень низкого до приближающегося к круглой скульптуре. Позднее появилась пропиловка. В технике резьбы исполнялись даже надписи. Они часто присутствуют на крестьянских сундуках из этого региона. Лицевая сторона иногда делилась на сегменты в виде арочных проемов196. Количество орнаментальных мотивов со временем увеличивалось, появились изображения различных растений, фруктов, места в «арках» заняли фигуры святых, в углах – путти и т. д.
Особо следует отметить сундучные изделия, по внешнему виду очень напоминающие русские подголовники. На лицевой (наклонной) стороне одного из них197 изображены два попугая среди цветов и растительных завитков. Выше – изображения оленя, которого преследует собака, лисы с добычей и коня (все изображения связаны с охотой). Вещь отличается высоким качеством резьбы. В Северной Германии также делали большие сундуки с покатыми крышками (изготовлялись из дуба или сосны, стенки соединялись в «ласточкин хвост»). Их особенностью стали широкие прорезные полосы из железа, орнамент которых состоял из различных растительных мотивов и изображений животных198. Подобные вещи чаще всего обивались кожей.
В целом, как указывается в литературе, для северонемецкой резьбы типичен ярко выраженный натурализм. Это связано с голландским влиянием199. Последнее имело длительные традиции в искусстве Германии и касалось не только прикладного искусства, но и живописи и скульптуры.
Ил. 9. Сундук. Германия, 1811. Дерево, металл, перламутр, столярная и токарная работа, резьба, ковка, инкрустация.
Надо также упомянуть сундуки с жестяными накладками, резьбой и интарсией, которые происходят из территорий, расположенных в бассейне Эльбы. Это привычные Stollentruhe с высокими широкими ножками, слегка выпуклой крышкой, боковые стенки слегка суживаются кверху. Иногда даже ножки и пространство между ними и корпусом украшалось сложными резными фигурами200. Орнамент состоял как из растительных, так и из геометрических мотивов: треугольников, звезд, розеток, ваз и проч. Часто лицевая сторона делилась на два симметричных поля; вверху, почти под крышкой, находилась надпись, в которой указывались год создания сундука и имя его владельца. Примерами могут быть вещи из коллекций Музея искусства и ремесла (Гамбург), Германского национального музея (Нюрнберг)201. Особенно интересен сундук из Музея прикладного искусства (Берлин)202, представляющий в некотором смысле классический вариант этого типа северонемецких сундуков.
Сундук продолжал существовать в Германии и в конце XIX – I половине XX века. Существовали большие фирмы, производившие наряду с другой мебелью разные виды сундуков (например, фирма Wellhausen). Были также «фабрикоподобные ремесленные учреждения» (например, в Целле – F. Stellman, в Люнебурге – Freitag, Meinshausen и Fränke). И все же сундуки уже не относились к основным видам мебели.
Австрия
В Австрии подавляющее большинство сохранившихся предметов мебели, в т.ч. сундуков, не старше XVII века (как, впрочем, и сами крестьянские дома, в верхних этажах которых они обычно находились). Тем не менее, старинные формы мебели можно восстановить по сохранившимся образцам. Самой древней является не «стоящая», а «лежащая» мебель, т.е. сундуки. Слово «сундук» (Truhe) происходит от слова «Trog», означающего «предмет мебели, выдолбленный из одного куска дерева». Если учитывать этот технологический аспект, то древние сундук, челн и гроб весьма близки друг другу. Именно от этого Trog, широко распространенного в Средневековье, возникла и начала развитие форма сундука в том виде, в котором он известен сегодня. В качестве бадьи у колодца эти предметы просуществовали в хозяйстве австрийского крестьянина очень долго. Возможно, что уже в древности появились специалисты по изготовлению этих «пра-сундуков», о чем свидетельствует распространенная фамилия Tröger (вообще в немецком языке сохранилось много фамилий, связанных с производством сундуков: «Tischler», «Schreiner», «Kistenmaker» и проч.). Латинские корни слов говорят о том, что это ремесло пришло в германские земли через монастырскую средневековую культуру из поздней античности203.
Другой тип ранней мебели, бытовавшей на территории Австрии, это «сундуки для сидения» («Sideltruhe»). В качестве примера – сундук этого типа из музея земли Верхняя Австрия (г. Линц). Он имеет перебрасывающуюся спинку, резной цоколь сложной формы. Сундук окрашен по негрунтованному дереву в зеленый, светло-коричневый и белый цвета. Лицевая сторона разбита на квадраты, прямоугольники и треугольники, заполненные кругами204.
Другим типом сундучных изделий были т.н. «Mulden» (в современном языке это слово означает «корыто», «лоток»). Об этих предметах сведения сохранились уже из XIII века. Это то же самое, что и Trog, но гораздо лучше обработанное, гладкое. В них качали детей.
Таким образом, именно эти три вида мебели – самые ранние из числа известных науке.
Прогресс в сундучном производстве принес свои плоды – появились сундуки, которые нынче принято называть «саркофаговыми». Для них характерно два момента: связь с античными гробами и широкое распространение от юго-востока Европы через Балканы к центру континента и далее на север. Такие сундуки сложно поддаются атрибуции, причиной чего являются подобие орнаментов и тесные торговые и культурные связи между странами. Очень часто такие сундуки использовались на торговых путях как вместилища для корма ездовых животных. Неслучайно они, как правило, находились не непосредственно в комнатах крестьянского дома, а в передней, или в хлевах, а если были в монастыре или замке, то на чердаках. Но и там они зависели от господствующих вкусов: среди многочисленных «сундуков для корма скота» есть упоминания о «черных сундуках», т.е. уже в ту пору существовала мода окрашивать мебель в черный цвет (изображались также гербы для обозначения владельца). Впрочем, тщательный анализ показал, что первоначально «черные сундуки» были зелеными, и только со временем, под влиянием внешних воздействий, стали черными205. Об этом среди прочего говорит то, что некоторые «черные сундуки» сохранили роспись внутренних стенок: они – зеленые. Внутри сундуков роспись сохранилась лучше, т.к. была защищена от неблагоприятных внешних воздействий206.
Затем вновь произошел качественный скачок в сундучном производстве: сундук стал работой не плотника, а столяра (именно с этого времени начинается постепенное развитие росписи на сундуках). На лицевых сторонах изделий начали изображаться в технике резьбы розетки, инициалы владельцев, растительные завитки и проч.207 Поскольку деревянные вещи часто сгорали, в большинстве случаев невозможно точно определить возраст таких сундуков. Речь может идти о XV – XVI веках.
В административных помещениях Западного Тироля находились сундуки, которые сегодня выделяются в особую группу. Их отличает изображение креста св. Андрея, выполненное плоской резьбой и расположенное в двух больших полях лицевой стороны. Эти позднесредневековые сундуки имеют типичную для той поры конструкцию, когда боковые стенки были одновременно ножками. Декор таких вещей «сух» и скромен (например, сундук из Австрийского музея фольклора, Вена208). Андреевский крест в данном случае – эмблема того епископства, на территории которого были обнаружены подобные сундуки. Надо отметить, что на сундуках из других местностей Австрии также встречаются эмблемы, например, на «цокольном» сундуке 1592 года из Ётцталя изображены две рыбы209.
Также средневековыми по существу являются сундуки из Эфердингера (Западный Тироль). Эти территории долгое время были самостоятельными в производстве сундуков, поскольку были несколько обособлены по отношению к другим землям Габсбургов. В кругах антикваров они называются «Spreisseltruhen». Самый ранний датируется приблизительно 1630 годом, средневековых не сохранилось. Производство сундуков в Эфердингере продолжалось, несмотря на неблагоприятную политическую обстановку. Большое влияние на него оказали события, связанные с религиозной жизнью: некоторые мастера были протестантами и были вынуждены бежать от преследований из Австрии в Баварию. Потому сегодня Spreisseltruhe находятся не только в Верхней Австрии, но и Нижней Баварии. Исследователи отмечают, что такие сундуки отличаются не только высокими художественными достоинствами, но и полным отсутствием религиозных мотивов210. В качестве примера можно привести сундук из коллекции Музея прикладного искусства (Берлин)211.
В это же время в живописи на сундуках широкое распространение получил шаблон (на языке местных мастеров шаблонная техника называлась «Patronierung»), хотя появился он еще в позднем Средневековье. Согласно вкусам купцов, изображения шаблонной живописи были нейтральны в религиозном отношении: цветы, вазы, растения и проч. В приальпийских странах шаблон продержался достаточно долго. Поначалу это было исключительно протестантское искусство, но с появлением иезуитов с помощью шаблонов начали изображать монограммы Христа (XVII век). Влияние Реформации и Контрреформации в народном искусстве Австрии отличалось не только по форме, но и по содержанию. Нейтральными в этом отношении являлись земли, чья история была более ориентирована на торговлю и политику, чем на религию: на сундуках XVII века из местностей, которые находятся на торговых путях из Верхней Австрии в Штирию, в шаблонной живописи преобладает изображение двуглавого орла212.
Сегодня изображение орла или других знаков императорской власти воспринимается как патриотизм, но ранее смысл этих изображений имел несколько иной «оттенок». Например, на простых, но своеобразных сундуках из Гайлталя (Каринтия) встречаются изображения орлов, расположенные в круглых рамках («орлы» выполнены резьбой или живописью)213. Это – противопоставление продукции соседней Венеции, чьи изделия украшало изображение льва св. Марка. А в Штирии зеленый цвет сундуков – не только следование древним традициям, но и государственные цвета этой территории. То же самое можно отметить касательно зальцбургских сундуков и изделий из других территорий Австрии. Сундуки с такими цветами достаточно «молоды», они датируются поздним XVIII – началом XIX века.
Старше и несколько более репрезентативны сундуки из Циллерталя (с левого, старотирольского, берега р. Циллер). Сундуки имеют два поля на лицевой стороне и поставлены на высокий цоколь. Вещи отличаются голубым цветом росписи (вероятно, он был принят в местной мастерской), который дал название этой группе изделий, и изображениями гербов. Это, прежде всего, герб епископства Бриксен (т.н. «Бриксенский ягненок»), обозначавший духовную власть, и красный тирольский орел, символизирующий светскую власть. Эти сундуки последней четверти XVIII века по своему художественному стилю ориентированы на барочную мебель. Им свойственны особая пышность, красочность и торжественность. Возможно, этот репрезентативный стиль служил для отличия от изделий другого, правого, берега Циллера. Эта часть долины еще в XVIII столетии была зальцбургской, поэтому там сказывался криптопротестантизм. Но на рубеже XVIII – XIX веков и в этой местности восторжествовал (вместо скромной негрунтованной мебели) художественный стиль т.н. «зеленой группы», характерными чертами которой были: богатая, пышная роспись, полное отсутствие гербов и светских надписей. Такие изделия напрямую отражали религиозные воззрения мастеров и владельцев сундуков. Прекрасным образцом изделий «зеленой группы» является сундук 1820 года из Тирольского музея народного искусства (Инсбрук)214. В двух полях (в виде аркад) изображены букеты в вазонах, в узких полях, находящихся между широкими и по краям, – высокие растения, также в вазонах. Цоколь украшен не менее пышно: помимо профилировки и резных ножек он декорирован росписью, состоящей из изображений птиц и человека. Фон росписи зеленый. На нем находятся изображения рокайлей, обрамляющие аркады.
Как и цвета сундучной росписи, сохранявшиеся весьма долгое время215, формы австрийских сундуков также продолжали бытовать на протяжении столетий. Время от времени сказывалось влияние эпохи, например, на готических сундуках появились арки. «Аркадирование» сундуков появилось в XVI веке. С этого времени оно распространилось по всей Австрии216. Арки часто были оформлены балясинами, внутри них находились изображения гербов, двуглавых орлов, букетов и проч. С конца XVII века появились изображения святых, что указывало на сундук как на свадебный предмет. Изображение Мадонны сохранялось на всем протяжении XIX столетия. Примером может служить сундук из Нижней Каринтии (1868)217: в среднем поле – изображения Анны и Марии, в боковых – прекрасно написанные розы в вазонах. «Простенки» заполнены гирляндами. Украшение дополняет профилировка плоской крышки и низкого цоколя. Другим примером может быть сундук из Австрийского музея фольклора (1850), изготовленный в Южной Каринтии218. Его конструкция и сюжеты росписи почти аналогичны вышеназванному, однако вместо изображений Анны и Марии в среднем поле – Мадонна с младенцем.
Два—три поля с арками на лицевой стороне стали правилом. Однако и тут появились исключения: группа сундуков из Обдаха (Штирия). Их «фасад» разделен на два ряда небольших аркад, находящихся друг над другом. В центральном прямоугольном поле (по краям сундуков раcполагались еще два поля) – одна арка, вместо второй – сверху – отверстие для ключа. Всего получалось 12—13 арок. Нет никаких надписей и никаких указаний на год изготовления. Чаще всего сундуки выполнены из неокрашенного дерева219, но встречаются экземпляры, которые ранее были окрашены в зеленый цвет. Они «моложе» неокрашенных. Не исключено, что двенадцать или тринадцать открытых арок предназначались для изображений Христа и апостолов, но это до сих пор спорный вопрос. Идея размещения фигур апостолов и Христа в нишах произведений прикладного искусства известна с давнего времени. Еще в X—XII столетиях изготавливались реликварии, в которых реализовывалась эта идея. Время производства группы сундуков из Обдаха – конец XVI века. Возможно, мастерами были столяры протестансткого вероисповедания. Позднее, с наступлением Контрреформации, некоторые изделия этой группы были окрашены и расписаны, что «затемнило» их смысл. Однако их время в ту пору уже прошло: больше подобных сундуков не делал никто.
Крестьянская мебель находящегося в центре приальпийских стран княжества Зальцбургского развивалась несколько иными путями. Расцвет самостоятельного, хотя и испытывавшего влияние Италии, местного барокко проявился здесь во многих сферах культурной жизни. В производстве сундуков это нагляднее всего в группе из Пинцгау, представляющую удивительно «закрытую» общность на протяжении времени от барокко до позднего рококо (в Пинцгау делали не только сундуки, но и шкафы и спинки кроватей, основным материалом был кедр). Следует отметить удивительное мастерство столяров из этого центра, знавших и учитывавших при работе свойства древесины. Сундуки состояли из двух полей на лицевой стороне, с тремя вертикальными фризами. Изделия были поставлены на высокий цоколь, который был также разделен на сегменты, как и лицевая сторона. Сундуки из Пинцгау украшались преимущественно в технике резьбы, среди орнаментальных мотивов нередко встречается год изготовления. В качестве примера можно привести сундук из коллекции Музея прикладного искусства (Берлин)220
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
The dictionary of english furniture. From the middle ages to the late georgian period. Vol. III. 2003, p. 1.
2
Anker P.M. Norsk folkekunst. Kunsthåndverk og byggeskikk i det gamle bondesamfunnet. J.W. Cappelen Forlag AS, 2004, s. 62.
3
См., например: Schützgen A. Frühgotische Truhe in Wernigerode // Zeitschrift für christliche Kunst. – 1894. – №3. – S. 91—92.
4
См., например: Valentiner W.R. A Florentine Cassone // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. – 1914. – Vol. 9, №6. – p. 145—147; Bode W. Zwei Cassone-Tafeln aus dem Besitz des Piero de’ Medici in der Sammlung Eduard Simon zu Berlin // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. – 1917. – Band 2, Heft 5—6. – S. 149—151; J.W. XVI century cassioni // Bulletin of the Detroit Institute of Arts of the City Detroit. – 1922. – Vol. 4, №2 – p. 13—14; Kaltenbach G.E. Cassoni // The American Magazine of Art. – 1923. – Vol. 14, №11. – p. 597—599; M.R.R. Italian Renaissance Cassoni // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. – 1923. – Vol. 18, №7. – p. 165—166; Miziołek J. Botticelli Past and Present. UCL Press, 2019, p.73—90; Miziołek J. Falsifications in Polish collections and abroad. Warsaw, 2001, p. 107—129; Thornton P. Cassoni, Forzieri, Goffani and Cassette. Terminology and its problems // Apollo. – Oktober, 1984. – p. 246—251. Одной из основополагающих работ в этой области остается работа П. Шубринга: Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhebilder der italienischen Frührenessaince. Leipzig: Verlag von Karl W. Hiersemann, 1915.
5
H. Nemec, L. Schmidt, B. Deneke, G.M. Ritz, F. Colleselli, W. Fuger, S. Seidl, A. Müller и мн. др.
6
Это, в первую очередь, труды G. von Schoulz, A.M. Franzen, K. Björling, J.Knutsson, U.-K. Warberg.
7
Авторами основополагающих трудов по истории польского сундука являются T. Seweryn и R. Reinfuss.
8
Особенно значительный вклад в изучение украинского сундука внесли такие исследователи как А. Ф. Будзан, И. Мусатова, М. Моздир, Р. Кабальчинська, М. В. Юр.
9
См.: Кес Д. Стили мебели. – М.: изд-во В. Шевчук, 2001, С. 45—46. Древнейшие из известных ныне сундуков и ларцов были обнаружены на территории Египта. В сопредельных странах, например, в Ханаане, производство этих вещей было также развито. См., например: Лукас А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта. – М., 1958; Павлов В. В., Ходжаш С. И. Художественное ремесло Древнего Египта. – М., 1959; Кинк Х. А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. – М., 1976, и др. работы.
10
Для примера можно назвать предметы из коллекции Государственного Эрмитажа. Инв. №№ Зм 1; П 1900.68; П 1910.21; Гп 1882.45. См. также: Сокольский Н. И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Г1—17. – М.: Наука, 1969. Некоторые из саркофагов относятся уже к эпохе эллинизма, но они лишь призваны дать представление о более ранних греческих сундуках.
11
Watzinger C. Griechische Holzsarkophage aus der Zeit Alexanders des Grossen // Wissenschaftliche Veröffentlichungen der Deutschen Orient-Gesellschaft. Heft 6. – Leipzig: J.C. Hinrichsche Buchhandlung, 1905.
12
Ibid., S. 63.
13
Csillery K.K. Le coffre de charpenterie // Acta ethnographica. Academiae scietiarium Hungaricae. Tomus I, fascilius 1—4. – Budapest: Magyar tudományos akadámia, 1950, p. 272.
14
Иванова А. П. Анапский саркофаг и деревянная резьба на Боспоре в эпоху эллинизма // Культура и искусство античного мира и Востока. Труды ГЭ. Том II, часть I. – Л.—М.: Искусство, 1958, С. 96.
15
Эта классификация принята большинством исследователей. Н. И. Сокольский, подвергнув ее обоснованной критике, предложил свою, более подробную классификацию (см.: Сокольский Н. И. Op. cit., с. 11).
16
Сокольский Н. И. Op. cit., с. 18—19.
17
Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья. Автореф. на соискание ученой степени доктора ист. наук. М., 1970, С. 36—38.
18
В качестве примера – античные вазы из собрания Эрмитажа (инв.№№ Б.500, Б.504, Б.511, Б.524, Б.1658, Б.1700, Б.1703 и др.) и музея Метрополитен (инв. №17.230.37а,в). См. также: Сокольский Н. И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья. С. 11, 20.
19
Кес Д. Op.cit., с. 48.
20
Цветаева Г. А. Быт. Мебель, бытовая утварь, отопление, освещение, предметы культа, игрушки // Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. – М.: Наука, 1984, С. 226—227, 321.
21
Pernice E. Die hellenistische Kunst in Pompeji. Band V. Hellenistische Tische, Zisternenmündungen, Beckenuntersätze, Altäre und Truhen. – Berlin und Leipzig: Verlag von Walter de Gruyter&Co., 1932, S. 76—94.
22
Ibid., S. 72—76.
23
Инв. №73020. Хранится в музее Неаполя. См.: Pernice E. Op.cit., Taf. 46.
24
См. подробнее: Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья. С. 38.
25
Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. – М.: Сварог и К., 2000, С. 39.
26
Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. – М.-Л., 1964, С. 104.
27
Ibid., с. 104.
28
Csillery K.K. Op.cit., p. 278.
29
llustrierte Geschichte des Kunstgewerbes. In zwei Bänder. Band I. – Berlin: Verlag von Martin Oldenbourg, 1907, Abb. 206, S. 259.
30
Инв. Ф 3646. См.: «Фрайбургский» крест и его мир: Западноевроп. прикл. искусство сред. веков из собр. Гос. Эрмитажа: Кат. выст. / [М. Я. Крыжановская]. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. – кат. 3.
31
В каталоге коллекции западноевропейской резной кости Эрмитажа он датируется VI— началом VIII века (см.: Крыжановская М. Я. Западноевропейская резная кость Средних веков. Каталог коллекции. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014, С. 26).