Полная версия
Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма
246
Е. Lèvi. Op. cit. P. 196.
247
Лейбниц. Письмо к г-ну Арно. (Lettre à Mr. Arnauld. Op. phil., p. 107).
248
Г. Мартенсен. «Христианское учение о нравственности». Перев. А. П. Лопухина. СПб., 1890. Том I. C. 93.
249
Евангелие Евы. (Отрывок из апокрифа, сохраненный Епифанием. – Haeres., XXVI, § 3).
250
Эккартсгаузен. Op. cit. C. 130.
251
«Я есмь все, что было, все, что есть, все, что будет; ни один смертный не приподнял еще покрывала, меня скрывающего»[1254] – по свидетельству Плутарха, такова была надпись на статуе Нейт в Саисе.
252
Эти две колонны, символизирующие собой принцип бинера, который лежит в основе всей теории познания и всякой метафизики, в той или иной форме присутствуют в каждой мифологии. Так, например, они стояли и в преддверии храма Соломона (I Цар. 7: 21). Весьма любопытные соображения о значении надписей на них (
) см.: М. В. Никольский. «Jakin и Bo’az». Основательное исследование текста всего предания находится в статье Б. Штаде: B. Stade. «Der Text des Berichtes über Solomo’s Bauten»[1255], I Ko. 5–7, в «Zeitshrift für die alttestamentliche Wissenschaft»[1256]. 1883. S. 129–177.253
Э. Шюре. «Великие Посвященные». С. 217.
254
Спиноза. «Этика». – Eth. part. II, prop. 7. Schol.
255
Более подробную разработку этой доктрины см. у Маймонида в его «Путеводителе заблудшим» (I, 68); у Иегуды Халеви в его «Кузари» (IV, § 25); у Авраама бен Диора в его «Комментарии к Сефер Иецира», p. 27, verso.
256
Моисей Кордуэро. «Пардес риммоним» («Сад гранатовый»), f/o, 55, recto.
257
«Сифра Дзениута» 12~.
258
«Не обращены друг к другу ликами» (лат).
259
Ст. де Гюайта.
260
«Зевс есть Муж и Жена Бессмертные». – Орфей. (В передаче Аристотеля).
261
«Юпитер! Всевластный над царями, делами мирскими и богами, Праотец и Праматерь богов». – Валерий Соран.
262
Саптасати.
263
Аггада – устное (в виде аллегорий, притч и апокрифов) иудейское предание.
264
Zohar, part. II, f/o, 99.
265
Из фригийских мистерий.
266
D-r Gaug. «Essays on the Parsis». Р. 13.
267
По учению Симона Мага, Божеству вечно присущи: Разум (Νοῦς) и Мысль (‘Επινοια); это есть первое высшее сочетание, или сизигия (συζϋγια – пара, чета) Божественных Проявлений. Разум высказывает вслух Мысль, и так проявляются Голос (Φωνή) и Имя (‘Ονοµα); все произнесенное таким образом сочетается Рассудком (Λογισµός) и Мышлением (‘Ενθύµησις). Это шесть первоначальных неизъяснимых эманаций, или проявлений, дающих возможность вместить~[1257] представление о Неведомой и Непознаваемой Божественной Сущности.
268
«Le Bhagavata Purana ou histoire poetique de Krichna». Traduit par M. Eugene Burnouf, professeur de sanscrit au College Royal de France. Paris, Imprimerie Royal, 1847, livre VII, ch. II, 22.
269
Гимн Озирису (XVIII династия Египта / 1500 лет до Р. Х.). – Brugsch. «Religion und Mythologie der alten Aegypter»[1258]. Leipzig, 1884.
270
Орфический гимн.
271
Свящ. Павел Флоренский. «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». М., 1914.
272
С необыкновенной яркостью и совершенством эти идеи запечатлены в учении алидов, исмаилитов и имамитов – мистических сект ислама.
273
Кант в своем главном труде воочию показывает трансцендентальность природы антиномий, которая и составляет высший ограничительный предел «чистого разума».
274
Бэн. «The Senses and Intellect»[1259], 2 ed., pp. 5, 325 etc.
275
Шри Шанкара Ачарья.
276
См.: C. M. Hinton. «A new Era of Thought»[1260]; тж.: П. Д. Успенский. «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира». СПб., 1911. С. 25.
277
Андрей Белый. «Символизм». С. 29.
278
Вл. Соловьев. «Чтения о Богочеловечестве». – Собр. соч. в 2-х тт. М., 1989. т. I. С. 19.
279
См.: П. Минин. «Главные направления древне-церковной мистики». Сергиев Посад, 1916. С. 27–28.
280
De myst. theol. I, § 1. – «…окутанные пресветлым сумраком сокровенно таинственного молчания, в глубочайшей тьме пресветлейшим образом сияют и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы». Цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. «О божественных именах. О мистическом богословии». СПб., 1994.
281
De div. nom. I, § 1.
282
De myst. theol. I, § 1.
283
De myst theol. I, § 3: «Και τοτε και αυτων απολυεται των ορωµενων κα των ορωντων, και εις τον γνοϕον της αγνωσιας εις δυνει τον οντως µυστικον καθ ον αποµνοει πασας τας γνωστικας, αντικηψεις, και εν τω παµπαν αναϕει και αορατω γιγνεται, πας ων του παντων επεκεινα, και ουδενος ουτε ετερου, τω παντελως δε αγνωστω της πασης γνωσεος ανενεργησια, κατα το κρειττον ενουµενος, και τω µηδεν γινωσκειν, υπερ νουν γινωσκων»[1261].
284
Epist. V.
285
Epist. I.
286
Мысль и безмыслие, свет и тьма (греч.).
287
E. Lévi. «Dogme». Р. 123.
288
П. Флоренский. Op. cit.
289
Совпадение противоположностей (лат.) – термин, введенный в общефилософский обиход Николаем Кузанским (см. прим. 37).
290
Giordano Bruno. «De Umbris Idearum». («О тенях идей»).
291
Глубочайшего интереса заслуживают изыскания Николая Кузанского (1401–1464), епископа и кардинала Бриксенского. «Coincidentia oppositorum»[1262] превосходит, по его мнению, силы чувственного восприятия и рассудочного мышления; его постижение открыто лишь непосредственному духовному созерцанию, той высшей познавательной деятельности, которой нельзя ни научиться, ни научить, но которая составляет самую сокровенную тайну созерцающей души, visio sine comprehensione[1263], благочестивое и блаженное погружение в таинственные глубины Божественной Первосущности. Это мистическое созерцание (как и заглавие своего главного сочинения) Кузанец называет «Docta ignorantia»[1264]. См.: В. Виндельбанд. «История новой философии». Перев. проф. А. И. Введенского. СПб., 1913. Гл. I, С. 37–38.
292
Куно Фишер. «История новой философии». СПб., 1906.
293
Э. Карпентер. «Современная наука. Критический очерк». Перев. графа Л. Н. Толстого. М., 1898. С. 31.
294
Этот закон выражен Гегелем так: «Всякая идея, продолженная до бесконечности, становится своей собственной противоположностью».
295
«Брамана ста тропинок». См. тж.: Чхандогья Упанишада, VI, 2 fg.
296
Max Muller. «Lectures on the Science of Language»[1265]. Sec. ser., v. II, p. 63; или 6 ed., v. II, p. 67.
297
Стэнли Джевонс. «Основы науки. Трактат о логике и научном методе». Перев. с англ. М. Антоновича. СПб., изд. Пантелеева, 1861. С. 6.
298
Природа Божественная; Источник Произрождения; Венера Небесная (лат.); Природа («Φυσις», греч.).
299
Срв. Откр. 12: 1–2: «И явилось на небе великое знамение – Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения».
300
Моисей Кордуэро.
301
Albert Jounet. «La Clef du Zohar. Èclaircissement et unification complète des mystères de la Kabbale»[1266]. Paris, bibliothèque Chacornac, 1909. Pp. 43–44.
302
St. de Guaita. «La Clef de la Magie Noire».
303
Филон. «De mundi opificio»[1267].
304
«De Linguarum confusione»[1268], 345 b.
305
Дароносные силы (греч.).
306
«De Migratione Abrahami»[1269], 416 b.
307
«De Somniis»[1270], 585 a.
308
«И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». – Откр. 10: 5–6.
309
Вне времени, т. е. составляет вневременное единство.
310
St. de Guaita. Op. cit.
311
Zohar, I, 156 b, cf. III, 220–221.
312
Saint-Yves d’Alveydre. «Mission des Juifs». Р. 31.
313
Каузальная.
314
Умопостигаемая природа (греч.).
315
«Etude sur les origines et le nature du Zohar» par S. Karppe. Paris, Felix Alcan, editeur, 1901. Р. 280.
316
Д. П. Шантепи-де-ля-Соссе. «Иллюстрированная история религий». Перев. под ред. В. Н. Линд. М., 1899. C. 197.
317
«Сефер Иецира» («Книга Творения»). Перев. с арамейского Н. А. Переферковича.
318
Филон. – «Ειδεναι δε νυν προσηκει, οτι ο θειος τοπος και η ιερα χωρα πληρης ασωµοτων λογων»[1271]. – «De somniis», I, 21. – «Λογοι ους καλειν εθος αγγελοι… …οσοι γαρ θεου λογοι, τοσαυτα αρετης εθνη τε και ειδη»[1272]. – «De Posteritate Caini»[1273].
319
Платон. «Федр».
320
«Становлении»; длении (dureè) по А. Бергсону. (Не «пре-бывании»).
321
Giordano Bruno. «Dialoghi della causa, principio ed uno»[1274].
322
«Hermés Trismégiste à son fils Tat»[1275]. Traduction par Louis Menard. Paris, Didier et C-ie, 1867. Подлинные творения Гермеса Тривеличайшего исчезли бесследно. Правда, у некоторых авторов встречаются указания на то, что египетские иерофанты хранили как драгоценнейшую святыню сорок две его книги, но не только содержание этих книг, но даже их названия до нас не дошли. В начале христианской эры память об этих творениях была еще жива, и некоторые фрагменты, передаваемые из уст в уста, еще сохранялись, хотя, конечно, в значительно искаженном виде. В указанном труде Менара приведено во французском переводе полностью всё сохранившееся из этих апокрифов до наших дней[1276].
323
Филон. «De mundo opificio», том I, с. 4 по изд. Mangey.
324
См. прим. на с. 21.
325
Феноменальной?
326
«La Kabbale ou la philosophie religieuse des Hèbreux»[1277] par Ad. Franck. Paris, Libraire Hachette et C-ie, 1889. Р. 194.
327
Zohar, part. III, f/o. 43, verso et recto.
328
Eugene Burnouf. «Commentarie sur Yacu~». Р. 270.
329
St. de Guaita. Op. cit.
330
Плотин. – Сокращ. перев. (П. Д. Успенского) из: «Selected Works of Plotinus»[1278]. Transl. by Thomas Taylor. «Bohn’s Library».
331
G. Bruno. «De Umbris Idearum».
332
«Сефер Иецира».
333
Аль-Газали. – Из соч.: Tholuck. «De Ortu Cabbalae»[1279]. Hamburg, 1837. Р. 17. О личности и трудах Аль-Газали см.: Claud Field. «Confessions of Al-Ghazali»[1280].
334
Таков истинный генезис эмблем эволюции и инволюции, добра и зла, в виде прямого (вершиной вверх) и обратного (вершиной вниз) треугольников.
335
Учение, согласно которому Божественная Сущность не участвует в мировом творчестве, будучи выше самой идеи о нем, есть краеугольный камень всех религий мира. Будучи Бесконечной как по времени, так и по всем другим протяжениям, Она содержит в себе лишь идею творения – как некий стационарный принцип. Эта идея по отношению к низшему миру является Источником творения, она есть орудие творчества. Так, в Индии Брама есть творческая сила Брамана, Праджапати; в Иране – Зерван-Акерене эманирует дилемму Ормузда и Аримана, как творческий свой аналог; в Библии это Руах-Элохим, Творческое Дыхание Бога-Элохим; в Евангелии и греческой метафизике это Логос; в Каббале – Сефирот; у неоплатоников Логос прямо назывался «инструментом творчества», καταπερ οργανω προσκρησαµενος εκοσµοιτοει[1281] (Leg. Alleg. I, 1106, cf. De Cherub. I, 162); у гностиков это Иалдаваоф (‘Ιαλδαβαωθ), Творческая Сила, выделенная из Высшего Неизреченного Троичного Принципа, равно как система Сизигий, Эонов, Архонтов и Демиургов. Под влиянием невежества или злой воли эти идеи порой искажались до чудовищнейшего абсурда. Так, масоны создали из Великого Архитектора идеализированного сатану и стали поклоняться ему как противнику Неба. Воистину скажешь: нет пределов безумию человека!
336
Трех? Интеграл-бинер-цепь?
337
E. Lèvi. «Rituel». Р. 405.
338
Zohar, part. III, f/o, 296 recto et verso.
339
Разум утверждает ноумен-триаду?
340
E. Lèvi. «Dogme». Р. 361.
341
Лао-Цзы. «Дао-дэ-цзин».
342
?
343
Эти идеи после Николая Кузанского и Джордано Бруно широко разрабатывал также в целом ряде своих трудов Якоб Бёме; см. краткое их изложение у Виндельбанда в его «Истории новой философии», с. 94–95.
344
Saint-Martin. «Tableau Naturel». Р. 21.
345
Полярных частных аспектов, которые собою представляют члены бинера? Полярных аспектов частного бинера?
346
Jacob. «Esquisse hermètique du Tout Universel d’après la thèosophie chrètienne»[1282]. Paris, bibliotheque Chacornac, 1902. Р. 113.
347
Т. е. по общепринятому методу дифференциального исчисления.
348
В качестве примера можно упомянуть идею о так называемом «нормальном человеке» в медицине, по отношению к которому и координируются все отклонения в сторону высшей одаренности или патологической неполноценности.
349
Сказанное иллюстрируют таблицы, приведенные П. Флоренским в соч. «Столп и утверждение Истины» (С. 547; 590–592).
350
Leibniz. «Confessio philosophii»[1283]. Leibnitiana inedita. – Проф. И. И. Ягодинский. Казань, 1915. С. 6–7.
351
Прекрасным примером может послужить хотя бы следующий исторический факт. После изобретения Уаттом паровой машины целому ряду изобретателей приходила мысль о возможности использования паровой силы для движения по рельсам. Тем не менее до изобретения паровоза прошло много десятков лет, ибо все считали трение между рельсами и бандажами колес недостаточным, и все усилия изобретателей направлялись исключительно на выдумывание зубчатых колес и зубчатых рельсов. Когда Стефенсон понял ненужность всех этих приспособлений, его стали считать сумасшедшим, говорили, что его «Ракета» будет бесплодно вертеть колеса, стоя на месте, и удивлялись его нежеланию понять столь очевидную истину.
352
Браман Чаттерджи. «Сокровенная религиозная философия Индии». Перев. Е. П. Калуга, 1911. С. 29.
353
См. учение о дематериализации материи.
354
С недавних пор эти идеи разработаны весьма подробно. Кроме теории М. Аксенова и Г. Минковского можно указать на труды Хинтона – «The Fourth Dimension»[1284] и «A New Era of Thought», П. Д. Успенского – «Четвертое измерение» и «Tertium Organum». Яркое выражение сказанного мы видим в книге В. Джеймса «A Pluralistic Universe»[1285], где среди прочего процитировано замечание А. Бергсона: «Наука изучает всегда только t вселенной, т. е. не вселенную в целом, а только некий момент, некое временное ее сечение».
355
St. de Guaita. Op. cit.
356
См.: «Le signe de la croix avant le christianisme»[1286] par Gabriel de Mortillet. Paris, C. Reinwald, libraire-èditeur, 1866.
357
По апокрифическому преданию, обращение апостола Андрея перед мученичеством своим ко кресту.
358
Именно к этому относится завет Аполлония Тианского: «Ты трехпланен – учись трехпланно!»
359
Власть (Авторитет); Применение (лат.).
360
Вак – Слово, Логос; древнейшее учение о нем см.: Риг-Веда, 149, 150, 598, 608. (Прим. В. Шмакова).
361
Вар-Ману, Гуру V~.
362
«Oupnek’hat~». (Книга оккультного ритуала Индии, франц. перев. d’Anquetil-Duperron).
363
Legis Alleg. I, 1106. (См. прим. 30 к Аркану III).
364
Philo. De Cherubin. I, 162.
365
«Зогар». См.: Э. Трубич. «Очерки Каббалы». – Журнал «Ребус», 1912, № 5 от 5 февраля. С. 7.
366
E. Lèvi. «Rituel». Р. 9.
367
Лейбниц. «Монадология», «Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции», «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы и общения между субстанциями», «Пояснения к новой природе» etc.
368
Max Muller. «Theosophy or Psychological Religion»[1287].
369
Упомянутая идея (умозрительный образ?) (лат.).
370
Спиноза. – См.: Куно Фишер. «История новой философии», т. II («Спиноза»). С. 491.
371
Йогавасиштха.
372
Джами.
373
Здесь: атрибутами.
374
Ведантасара Садананда. (Cvel. Cep. I, 3).
375
Т. е. самообнаружение как самоутверждение.
376
Учение Лейбница по Куно Фишеру. – К. Фишер. Op. cit., т. III («Лейбниц»). С. 345.
377
Бхагават-Гита.
378
Риг-Веда. I, CXIX, 26.
379
Коран.
380
Веданта.
381
Zohar, part. III, f/o. 107, recto et verso, отд.
.382
Учение Лейбница по Куно Фишеру. – Op. cit. С. 345.
383
Рабиндранат Тагор. «Садхана» («Творчество Жизни»). Перев. Тимофеевского. М., 1914.
384
Гёте. «Фауст». Перев. Н. А. Холодковского. М., 1912. С. 10.
385
Густав Лебон. «Психология народов и масс». СПб., 1896. С. 13.
1203
А. Сент-Ив д’Альвейдр. «Миссия Индии в Европе». (В рус. перев.: Пг., 1915).
1204
«Фрагменты науки» (англ.).
1205
Принципиально непостижимое (лат.).
1206
Сформулированный здесь на основании элементарной логики вывод был через несколько десятилетий обоснован астрофизиком Николаем Козыревем, экспериментально подтвердившим выдвинутую им гипотезу об энергетической, а именно эктропийной сущности времени как фактора, в терминах космологии организущего всю сумму процессов любого рода в пределах физической вселенной. См. Аркан XIV.
1207
«Теория тепла» (англ.).
1208
«Троичность, единый путь наук божественных и человеческих» (франц.).
1209
«Философская история рода человеческого» (франц.).
1210
«Иллюзии бытия» (англ.).
1211
«Восточная Гупта-видья и Каббала» (франц.).
1212
«Учение и ритуал черной магии» (франц.).
1213
«Библия и религиозные новаторы человечества» (франц.).
1214
«Учение и ритуал высшей магии» (франц.).
1215
«Ключ к черной магии» (франц.).
1216
«Дьявол в ХIХ веке. Люциферианское франкмасонство» (франц.).
1217
«Альберт Пайк и его труды» (франц.).
1218
«История магии» (франц.).
1219
«Энциклопедические исследования» (франц.).
1220
«История иудеев, от Иисуса Христа и поныне» (франц.).
1221
«Эдип египетский» (лат.).
1222
«Египет и Моисей» (франц.).
1223
«Вавилонские истоки египетской культуры» (нем.).
1224
«Неизвестная история Рима. Муни, или цыгане» (франц.).
1225
«Ключ к сокровенному в мироздании, воспринятый человеческим духом в понятиях божественных, приподнимающих покрывало вечной Истины» (франц.).
1226
«Ключ к Великим Мистериям» (франц.).
1227
«Восстановленная книга “Зогар”» (лат.).
1228
Издание ордена мартинистов (франц.).
1229
Воспоминания Мориса Барреса (франц.).
1230
Валентин. «Вера-Премудрость», сочинение гностическое, в переводе с коптского на французский, с предисловием Э. Амелино (франц.).
1231
«Исследование на тему апокрифических евангелий» (франц.).
1232
«Апокрифические евангелия, в переводе и с комментариями на основе издания И. Тило» (франц.).
1233
«История и исследование оккультных наук» (франц.).
1234
«Гармонии бытия» (франц.).
1235
«Параметрам».
1236
«Миссия евреев» (франц.).
1237
«Бхагавата Пурана, или поэтическая история Кришны» (франц.).
1238
«Исследование происхождения и природы книги “Зогар”» (франц.).
1239
«Оглашение Каббалы, или введение в сумму всех наук» (лат.).
1240
«О началах» (лат.).
1241
В подаче В. Шмакова; см. «Менон», 98 а.
1242
«Философские изыскания» (лат.).
1243
«О ложной религии» (лат.).
1244
«Очерк египетской мифологии» (франц.).
1245
«Приобретя эти книги [по Каббале] за немалую цену, я перечитывал их неустанно, с великим тщанием, и увидел в них – Бог мне свидетель – не столько религию Моисея, сколько веру христианскую. Там я читал о таинстве Троицы, о вплощении Слова, о божественности Мессии, о первородном грехе, об искуплении его Христом, о небесном Иерусалиме, о падении демонов, о воинствах ангельских, о чистилище, об адовом воздаянии, – все то же, что читаем мы ежедневно у Павла, Дионисия, Иеронима и Августина. Вообще у нас с евреями почти не найдется такого спорного вопроса, по которому нельзя было бы их опровергнуть и победить доводами из каббалистических книг, так что и уголка не останется, где могли бы они укрыться» (лат.).