bannerbanner
Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма
Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма

Полная версия

Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
16 из 18

53

E. Lèvi. «Dogme». P. 71.

54

Пушкин. «Моцарт и Сальери».

55

Saint-Yves d’Alveydre. «Mission de l’Inde en Europe».

56

Jean Reynaud. «Études encyclopediques»[1219]. T. I. P. 161.

57

Рабби бен Акиба. «Отийёф, или “Альфа-Бета”».

58

А. С. Шмаков. «Международное тайное правительство». М., 1912. С. 163.

59

Так, например, можно указать следующие места в книге «Зогар» (

 – «Сияние», «Великолепие»), непосредственно относящиеся к Книге Гермеса:

I: 15 b, 17 ab, 19 b, 21 a, 25 b, 30 b, 32 b, 51 a, 55 b, 77 ab, 94 b, 95 b, 96 a, 143 a, 145 a, 159 a, 193 b, 204 a, 205 a, 210 a, 224 a, 234 b, 239 a, 249 b.

II: 9 a, 51 b, 53 b, 91 a, 128 a, 132 a, 134 a, 135 a, 137 a, 139 a, 151 a, 159 a, 168 a, 172 b, 180 a, 181 a, 209 b, 212 b, 226 b, 227 a, 233 a, 235 b.

III: 2 ab, 10 b, 35 b, 52 a, 57 a, 65 b, 66 b, 74 b, 77 b, 78 a, 91 b, 105 b, 155 a, 156 b, 180 b, 210 a.

60

Интересные материалы по вопросу об исторической преемственности Каббалы от египтян до современных евреев см.: Basnage. «Histoire de Juifs depuis Jesus Christ jusqu’a present»[1220]; Kircher. «Oedipus Aegyptiacus»[1221]. P. 1. T. 2. Clas. 4. Cabalica; «L’Egypte et Moise»[1222] par l’abbe Victor Ancessi. Paris, Ernest Leroux, editeur, 1875. – Относительно исторического происхождения книг Ветхого и Нового Завета см. небольшой, но весьма ценный по обилию материала труд: И. Т. Сендерленд. «Библия. Ее происхождение, развитие и отличительные свойства». Перев. с англ. под ред. В. Черткова. М., 1908. – О связи Египта с Вавилоном см.: «Der babylonische Ursprung der aegyptischen Kultur»[1223] nachgewiesen von D-r Fritz Hommel. Литографическое издание. Munchen, 1892. – О следах вавилонского влияния в создании Библии см.: Делич. «Библия и Вавилон». Перев. А. А. Нольде. СПб., 1906.

61

См.: «Theorie du Judaisme» par l’abbe L. A. Chiarini. Paris, publiè par J. Barbezat, 1830. Introduction. P. 6.

62

«Евангелие отрочества» есть отзвук другого (также апокрифического) – «Евангелия от Фомы».

63

«Вера-Премудрость» (греч.).

64

Святая святых (лат.).

65

Наставление, руководство (лат.).

66

«Мир первобытный» (франц.).

67

Здесь и далее: под «иероглифами», или «символическими начертаниями» Арканов имеются в виду собственно пиктограммы.

68

«Oedipus Aegyptiacus». Рим, 1652–1654.

69

См.: Vaillant. «Histoire spéciale des Rom – Muni ou Bohèmiens»[1224].

70

По мнению Е. П. Блаватской, «истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском Музее и в других». – «La Doctrine Secrète», traduction française, 5-e vol., Miscellanèes. P. 120.

71

См.: Saint-Yves d’Alveydre. «Mission de l’Inde en Europe».

72

«Великое искусство»; «Об учении Каббалы, или Введение во все науки» (лат.).

73

Страсбург, 1651.

74

«О кратком построении (составе) и дополнении Луллиева искусства» (лат.).

75

«Песнь Цирцеи» (лат.); «О тенях идей» (лат.); «О причине, начале и едином» (ит.); «О бесконечности, вселенной и мирах» (ит.) (Пер. А. И. Рубина в кн.: Бруно Дж. «Диалоги». – М., 1949); «О героическом энтузиазме» (ит.). (В пер. Я. Емельянова – М., 1953); «О наименьшем, величайшем и об измерении» (лат.); «О монаде, числе и фигуре» (лат.); «О безмерном, бесчисленном и о неизобразимых мирах» (лат.) (Рус. перев. в кн.: Горфункель А. Х. «Джордано Бруно». – М., 1965).

76

«Каббалистические умозрения (созерцания)» (лат.).

77

Рим, 1486.

78

Здесь: универсальную.

79

«Сокровенный ключ к разумению мироустройства» (лат.).

80

См. франц. изд.: «Clef des choses cachées dans la constitution du monde par laquelle l’esprit humain dans les notion tant divines qu’humaines parviendra à l’intèrieur du voile de l’éternelle Verité»[1225] par Giullaume Postel, translateur des décrets divins. – Traduit du latin pour la premiére fois. Paris, bibliotheque Chacornac, 1899.

81

По аналогии с библейской «Книгой Бытия».

82

«Книга “Иецира” патриарха Авраама, в переводе с еврейского и с комментариями Гийома Постеля» (лат.). – Париж, 1555, in-16/o.

83

E. Lèvi. «Dogme». P. 76.

84

См.: E. Lèvi. «La Clef des Grands Mysteres»[1226]. Paris, 1861. Pp. 405–449.

85

По преданию, дата открытия – 17 января 1382 года.

86

«О каббалистическом искусстве» (лат.).

87

Haguenau, 1517, in-f/o.

88

«О слове чудесном» (лат.).

89

Базель, 1494, in-f/o.

90

Кёльн, 1533, in-8/o.

91

Кёльн, 1527; Париж, 1529; Антверпен, 1530.

92

«Пояснение Каббалы, неотмирного учения иудейского» (лат.).

93

Зальцбург, 1677, in-4/o. – «Liber Zohar restitutus»[1227]. Франкфурт, 1684, in-4/o.

94

«Амфитеатр вечной мудрости, единой христиано-каббалистической, божественно-магической и т. д.» (лат.).

95

Гамбург, 1611, in-f/o.

96

«Естественная таблица соответствий между Богом, человеком и вселенной» (франц.).

97

Paris, èdition de l’ordre martiniste[1228], Chamuel éditeur, 1900.

98

См.: L’abbe Roca – в первых №№ «Lotous»~.

99

E. Lèvi. «Dogme et Rituel de la Haute Magie». Paris, Germer Baillière, libraire-éditeur, 1861.

100

E. Lèvi. «Histoire de la Magie». Paris, Germer Baillière, libraire-éditeur, 1860.

101

«Очерки проклятых наук – единственных мистерий» (франц.).

102

1896, I vol. in-8/o.

103

«Змий [Книги] Бытия» (франц.).

104

Первый септернер (книга I) – «Храм сатаны» (франц.).

105

Paris, 1891, I fort vol. in-8/o.

106

Второй септернер (книга II) – «Ключ к черной магии» (франц.).

107

Paris, 1902, I tres fort vol. in-8/o.

108

«Наука зла» (франц.).

109

О личности Станислава де Гюайта, его биографии и характере его работ, с кратким изложением его учения, см.: «Stanislas de Guaita». Souvenirs par Maurice Barrès[1229]. Paris, Chamuel, èditeur, 1896; «Stanislas de Guaita» par Matgioi. Paris, Libraire Hermètique, 1909.

110

Переиздание: Киев, «София», 1994.

111

П. Д. Успенский. «Символы Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах». Очерк из книги «Мудрость богов». СПб., 1912.

112

Т. е. направленные (в защиту Церкви) против гностиков – «ересиархов».

113

Valentin. «Pistis-Sophia», ouvrage gnostique, traduit du cophte en français, avec une introduction par E. Amelineau[1230]. I. Vol. in-8/o.

114

Относительно апокрифических евангелий см. известные исследования: «Études sur les Évangiles apocryphes»[1231] par Michel Nicolas. Paris, Micher Lèvy frères, libraires-éditeurs, 1866; «Les Évangiles apocryphes traduits et annotés d’apres l’èdition de I. C. Thilo»[1232] par Gustave Brunet. Paris, Libraire A. Franck, 1863; Tischendorf. «Evangelia apocrypha». Lipsiae, 1853.

115

«Великое изъяснение» (греч.). (В переводе Владимира Соловьева).

116

«Философские рассуждения» (лат.).

117

«Св. Ипполита, епископа и мученика, обличение всех доселе известных ересей, в десяти книгах» (лат.).

118

Насколько неоплатоники прониклись древним эзотерическим знанием, явствует хотя бы из того факта, что некоторые авторы считают их едва ли не основателями всей средневековой мистики и магических наук. См., напр.: «Histoire et Traite des sciences occultes»[1233] par le comte de Resie. Paris, Louis Vives, libraire-éditeur, 1857. Tome II, pp. 9–11.

119

Ю. Николаев. «В поисках Божества. Очерки по истории гностицизма». СПб., 1913. – Киев, «София», 1995. С. 21.

120

Из книг на русском языке о мистицизме первых веков христианства см., напр.: П. Минин. «Главные направления древнецерковной мистики». Сергиев Посад, 1916.

121

«Отечник». Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903.

122

О «Голубиной книге» см.: «Калики перехожие» Бессонова, т. I (16 списков); «Сборник русских духовных стихов» В. Варенцова, 1860; «Летописи русских и литовских древностей», т. II, 1859; «Известия Имп. Акад. Наук по отд. русск. языка и словесности», т. III; Надеждин. «О русских мифах и сагах» (Русская Беседа, 1857, т. IV); В. Мачульский. «Историко-литературный анализ стиха о “Голубиной книге”». Варшава, 1887.

123

Всеволод Соловьев. «Великий розенкрейцер». (Окончание романа «Волхвы»). СПб., 1893. C. 367.

124

Эккартсгаузен. Op. cit.

125

St. de Guaita. «La Clef de la Magie Noire».

126

Laguria. «Les Harmonies de l’Etre»[1234]. T. I. Р. 4.

127

Eth. II. Prop. XLV–XLVII, Prop. XL., Prop. XXIV, XXXII.

128

Эта идея утверждается дилеммой XXI и XXII Арканов.

129

«Образ жизни; условия существования» (лат.).

130

Аналогичным по сущности, но различным по природе объектов является учение Карлейля.

131

Иначе говоря: Сознание Потенциального Бытия (Пралайи) четырехмерно, т. е. заключает в себе целиком протяжение во времени как четвертую ось координат, вследствие чего в нем нет течения времени, которое сводится в мгновение вечности; Сознание Кинетического (Проявленного) Бытия трехмерно и воспринимает протяжение во времени как аргумент видоизменений по всем другим геометрическим и метафизическим протяжениям~[1235].

132

Томас Генри Бургон. «Свет Египта, или наука о душе и звездах». Перев. и изд. В. Н. Запрягаева. Вязьма, 1910. С. 8.

133

«Чувственное восприятие».

134

Аристотель.

135

Декарт.

136

См. теорию сложения относительных движений.

137

Saint-Yves d’Alveydre. «Mission des Juifs»[1236]. Paris, Calmann Lèvy, èditeur, 1884. Р. 32.

138

Эпифеномены?

139

Недоступное постижению (лат.).

140

Giordano Bruno. «De compendiosa architectura et complemento artis Lulli».

141

G. Bruno. «Cantus Circoeus» («Песнь Цирцеи»).

142

Саади. «Сад плодовый».

143

Бхагавата Пурана. – См.: «Le Bhâgavata Purana, ou Histoire poétique de Krichna»[1237], traduit par Eugène Burnouf, professeur de sanscrit au Collège Royal de Françe, etc. Paris, imprimeriè Royale, 1840.

144

«Чувство синтеза» носит в традиции также синоним «чувство истины». См.: Эккартсгаузен. «Ночи или беседы мудрого с другом». СПб., 1804. С. 280.

145

Рамачарака.

146

Вебстер.

147

Эккартсгаузен. Op. cit. С. 42.

148

Шопенгауэр.

149

А. Бергсон.

150

Плутарх. «Об Изиде и Озирисе», § 3. – В переводе Н. Н. Трухиной: «Ибо истинным служителем Исиды является тот, кто всегда сообразно правилам воспринимает все, что говорят о богах и что во имя их совершают, исследуя это разумом и рассуждая о заключенной в этом истине». (По изд.: Плутарх. «Исида и Осирис». Киев, УЦИММ-Пресс, 1996. С. 7).

151

«Книга Еноха». – См.: S. Karppe. «Étude sur les origines et la nature du “Zohar”»[1238]. Paris, Felix Alcan, éditeur, 1901, p. 97. – О «Книге Еноха» имеется весьма многочисленная литература; весьма любопытные толкования ее исторической роли см. в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской.

152

E. Lèvi. «Dogme». P. 69.

153

Бхагавата Пурана. Книга I, глава I, стих 2.

154

См. учение об эгрегоре.

155

Kenneth McKenzie. («Royal Masonic Cyclopaedia»).

156

Здесь: перманентной умозрительной реалией как средством умопостижения.

157

См.: О. Шрадер. «Сравнительное языковедение и первобытная история». Перев. с нем. СПб., 1886.

158

E. Lèvi. Op. cit. Р. 88.

159

Таковы были все мистерии древнего мира. Таинства Деметры в Элевсине и мистерии Самофракии были прежде всего сценическими интерпретациями мировой космогонии. О христианских мистериях см.: Литтре. «Аббатство, монахи и варвары на Западе». Перев. Л. Маркевича. К., 1889. С. 285–301.

160

Бенджамин Уиткол. – «Вестник теософии», № 1 за 1912 г., с. 2.

161

E. Lèvi. «Rituel». Р. 356.

162

Причина этому, вероятно, простейшая: Вронский излагал свои идеи пользуясь такими вершинами теории чисел и алгоритмов, что даже следить за его мыслью для громадного большинства математиков представляется почти недоступным. Не рискуя затратить, может быть, годы на подготовительную работу, представители математической науки, даже не пытаясь критиковать Вронского, попросту постарались обойти его деятельность и учение гробовым молчанием. На русском языке есть краткий очерк его идей: «Гоёне Вронский и его учение о философии математики». Сост. В. В. Бобылин, приват-доцент Императорского Московского Университета. М., 1894.

163

Р. М. Бекк. «Космическое сознание». Пг., книгоизд. «Новый человек». С. 18.

164

Между Эвклидом и Декартом прошло более 1500 лет.

165

См.: Роберто Бонола. «Неэвклидова геометрия». СПб., 1910.

166

Математика, в особенности механика, – как теоретическая, так и прикладная, – уже давно этим пользуется при построении различных диаграмм – не только плоскостных, но и пространственных (к пространственным относится, например, эпюра абсолютных моментов в простой балке).

167

Плотин. Письмо к Флакку.

168

Атмапурана.

169

St. de Guaita. Op. cit.

170

Бхагавата Пурана.

171

«Dicitur haec doctrina Kabbala quod idem est secundum Hebraeos ut receptio veritatis cujuslibet rei divinitus revelatae animae rationali. …Est igitur Kabbala habitus animae rationalis ex recta ratione divinarum rerum cognitivus; propter quod est maximo etiam divino consequutive divina scientia vocari debet». – Raymond Lulle. «De Audito Kabbalistico, sive ad omnes scientias introductorium»[1239]. Strasbourg, 1651.

172

Плотин. Op. cit.

173

Природное всемогущество (лат.).

174

Zohar, 3 part. fol 152, verso, sect.

.

175

Saint-Yves d’Alveydre. Op. cit. Р. 67.

176

Origen. «De principii»[1240], IV, § 16 (по греч. тексту «Добротолюбия»).

177

Платон. Meno, p. 385. Bip.[1241]

178

«Предмет философии тройствен: Бог, Природа и Человек». – Ф. Бэкон.

179

Св. Фома (Аквинский).

180

E. Lèvi. Op. cit. Р. 338.

181

Рабби бен Акиба. «“Отийёф”, или “Альфа-Бета”» (Алфавит).

182

См. с. 264–275; 475–487.

183

См. с. 464–466.

184

Св. Ансельм Кентерберийский.

185

Нет ни одной разумной империи, но возможна империя разума (лат.).

186

E. Lèvi. Op. cit. Р. 355.

187

П. Д. Успенский. «Символы Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах». СПб., 1912.

188

E. Lèvi. Op. cit. Р. 20.

189

Якоб Бёме. «Christosophia». СПб., 1815. Кн. 5-я («О сверхчувственной жизни. Разговор Учителя с Учеником»). – СПб., 1994. С. 106.

190

Из древней мудрости~.

191

Андрей Белый. «Символизм». Книга статей. М., «Мусагет», 1910.

192

Плутарх. «Об Озирисе и Изиде». § 3.

193

«Первым среди равных» (лат.).

194

E. Lèvi. «Dogme». P. 367.

195

По учению Симона Мага. См. «Philosophumena»[1242].

196

Гермес Трисмегист.

197

Зенд-Авеста.

198

Lactance. «De falsa religione»[1243].

199

Мейстер Экхарт. «Проповеди и рассуждения». Перевод со средне-верхне-немецкого и вступительная статья М. В. Сабашниковой. М., «Мусагет», 1912. С. 84–85.

200

Бхагават-Гита, II, 28. – В переводе Б. Смирнова:

«Не проявлены существа в начале, проявлены в середине,Бхарата, не проявлены в исходе; какая в этом печаль?»

201

Талмуд: Мишна, трактат «Haguiga».

202

См.: M. P. Pierret. «Essai sur la mythologie egyptienne»[1244]. Pp. 8–11.

203

Спиноза.

204

Фихте.

205

См.: Ириней. Adv. haer. I, II, 5; Епифаний. Haeres., XXXI, XIII (t. I, I, II).

206

Риг-Веда. I, XIV, 46.

207

Бхагавата Пурана.

208

Платон.

209

Idra Souta. – Zohar, part. III, fol. 288, verso.

210

Столь поразительное сходство между учением знаменитого каббалиста и христианским догматом Триединства не должно нас удивлять, ибо, вообще говоря, Каббала как синтез объединяет в себе догмы обеих ветвей семитического откровения – иудаизма и христианства. Именно этому обстоятельству мы обязаны широким развитием учения Каббалы в средние века, ибо в близости ее к христианству тогдашние богословы видели одно из наиболее ярких доказательств абсолютной истинности христианства. Родство Каббалы и христианства чрезвычайно ярко выражено Пико делла Мирандолой в его книге «De hominis dignitate» («О достоинстве человека»): «Hos ego libros non mediocri impensa mihi cum comparassem, summa diligentia, indefessis laboribus cum perlegissem, vidi in illis, testis est Deus, religionem non tam Mosaicam quam Christianam: ibi Trinitatis mysterium, ibi verbi incarnatio, ibi Messiae divinitas, ibi de peccato originali, de illius per Christum expiatione, de coelesti Hierusalem, de casu daemonum, de ordinibus Angelorum, de Purgatoriis, de Infernorum poenis. Eadem legi quae apud Paulum et Dionysium, apud Hieronymum et Augustinum quotidie legimus. In plenum nulla est ferme de re nobis cum Hebraeis controversia, de qua ex libris Cabalistarum ita regardui, convincique non possint, ut ne angulus quidem reliquus sit, in quem se condant»[1245].

211

Абулафия. «Книга Единства».

212

Иегуда Халеви. «Кузари»: Disc, 4, 8, 25.

213

См.: Спиноза. «Этика», ч. I.

214

См. с. 88.

215

Гегель.

216

Плутарх[1246] (по изд.: Плутарх. «Исида и Осирис». Киев, 1996. С. 90).

217

Учение суфиев.

218

Т. е. онтологическую специфику, потенциальную сумму атрибутов, «чтожество».

219

Zohar, III part. fol 65, verso, sect.

.

220

H. Brugsch. «Die aegyptische Gräberwelt»[1247]. S. 38.

221

См.: Фридрих Делич. «Библия и Вавилон». Пер. А. А. Нольде. СПб., 1906. С. 39.

222

Reuchlin. «De verbo Mirifico»[1248]. Базель, 1494, in/f-o.

223

Каббала.

224

«Истинно сущее»[1249] (греч.). – Платон.

225

Симон Маг. «Philosophumena». Эта доктрина лежала, по-видимому, в основании всего учения Симона Мага, изложенного им в его «Великом Изъяснении» – «’Αποϕασις µεγαλη».

226

Василид-гностик. По: «Philosophumena», VII, 20.

227

Декарт.

228

Этимология «мартинизма» отсылает не к Сен-Мартену, а к его духовному учителю – Мартинесу де Пасквалису.

229

Saint-Martin. «Tableau Naturel des rapports, qui existent entre Dieu, l’Homme et l’Univers»./ Pp. 13–14.

230

Эккартсгаузен. «Ночи или беседы мудрого с другом». C. 52–53.

231

Эта формула была дана Симоном Магом: «ο εστως, στος, στησοµενος»[1250]. С. 70.

232

Эккартсгаузен. Op. cit. C. 55–56.

233

«Право на существование» (франц.).

234

Гермес Трисмегист.

235

Сатапата-Браман.

236

В подаче В. Шмакова; срв. Быт. 1: 1–2.

237

Fabre d’Olivet. «La langue hebraique restitutee et le veritable sens de mots hebreux retabli et prouve par leur analyse radicale»[1251]. Paris, Libraire generale des sciences occultes, bibliotheque Chacornac, 1905. Pp. 25 et 27. – См.: Фабр д’Оливе. «Космогония Моисея». Перев. (сокращ.) В. Н. Запрягаева. Вязьма, 1911. С. 1.

238

Шри Рамакришна Парамахамса. – Макс Мюллер. «Шри Рамакришна Парамахамса, его жизнь и учение». Перев. с англ. И. Ф. Наживина. М., 1913.

239

Упанишады.

240

Шри Шанкара Ачарья. «Сокровище Премудрости» («Вивека-Чудамани»).

241

См.: Ernest Renan. «Averoes et l’Averoisme». Paris, Calman Levy, editeur, 1862.

242

«Виради» – «первичная материя». См.: Bernard Picart. «Ceremonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde»[1252]. Amsterdam, cher Bernard, 1722; Marius Fontane. «Histoire universelle Inde Védique»[1253]. Paris, Alphonse Lemerre, éditeur, 1881. P. 363.

243

Спиноза. «Этика», ч. I. – См.: Бенедикт Спиноза. «Этика, доказанная в геометрическом порядке…». Перев. с лат. Н. А. Иванцова. М., 1892. C. 3.

244

E. Lèvi. Op. cit. P. 196.

245

Всеволод Соловьев. «Великий розенкрейцер». С. 32.

На страницу:
16 из 18