bannerbanner
Записки офицерши
Записки офицерши

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

2–3 километра по узкой каменистой тропе, круто поднимающейся вверх, нас крепко утомили. Я еле шла. Муж подталкивал, он шел за мной и следил, чтобы я не сорвалась с крутой тропинки.

Он бывалый турист, лыжник. Зимой ночевать в лесу в палатке, для меня это фантастика. А для него нормально.

Саша, зная мои туристические способности, точнее, полное отсутствие опыта, предусмотрительно положил в рюкзак шоколад и в пути подкармливал меня и еще одну такую же крутую туристку шоколадом.

В отряде знали, что он врач и частенько к нему обращались за помощью. Он всем помогал, наш отрядный доктор Айболит. А я очень гордилась мужем и очень его любила. Высокий, стройный, красивый, очень умный, бесконечно добрый и веселый, он был душой отряда. Вообще, народ собрался интересный, со всего Союза офицеры с женами. Молодые, задорные, много шутили, рассказывали байки из своей армейской жизни, абсолютно всем понятной. Все были, как сейчас говорят, в теме.

Наконец, уставшие, мы добрались до базы. Ура! Нас весело встретил, напоил и накормил обедом отряд, который шел раньше нас на 3 дня. После обеда разошлись по палаткам и упали в койки до вечера. Утром следующего дня Саша куда-то пропал. Я начала волноваться. Соседи по палатке, муж с женой из Чехии, его тоже не видели. И вдруг на входе в палатку появляется сияющая физиономия моего Сашули с огромным букетом цветов. Я не знаю, чему я больше обрадовалась, возвращению потеряшки или цветам. Наверное, всему сразу. Счастью, что вернулся, не упал со скал, и цветам любимого мужчины. Соседка завистливо процедила сквозь зубы:

– И ты будешь сочинять, что вы 7 лет женаты? Не поверю!

Счастливое время. Красота гор, чистейший, какой-то густой воздух, буйство трав и цветов, запахи всего этого великолепия пьянили тело, душа пела от радости и восторга. Время, проведенное в палаточном лагере в Красной поляне, я не забуду никогда. В альбоме бережно храню фотографии нашей походной жизни в горах Кавказа. По вечерам костры до глубокой ночи, гитары и песни. Романтика…Мы все были молодые и сильные, впереди была большая жизнь и, хотелось верить, долгая и счастливая.

Возвращались из Красной поляны всей группой на автобусе по этому же серпантину. Но как-то весело и не страшно. Часто останавливались возле продавцов всяких местных деликатесов. Они торговали прямо на дороге. Бесплатно, как родного, угощали водителя автобуса малосольными огурчиками. Наверное, за то, что привез им покупателей.

12 дней на море в Кудепсте пролетели, как один миг. Купались, загорали, гуляли по набережной. И наслаждались друг другом, свободой, беззаботностью. Просто отдыхали. От армейской дисциплины, от нарядов и дежурств, от быта, от Хабаровска с его тучами комаров. Какое-то безмятежное время. Счастливое…

Отпуск мужа закончился, он улетел на службу в Хабаровск, а я в Воронеж за сыном и в Тольятти к родителям.

Месяц с Андреем на Волге, в Жигулях, в общении с родителями – это сказка.

После долгой разлуки не могли наговориться друг с другом. Сын не вылезал из воды, загорел, окреп, научился плавать.

Лето прошло. Пора домой. Опять самолет. Взлеты, посадки и мы в Хабаровске.

Сколько в моей жизни было самолетов! Как я боялась летать! Но! Другого транспорта для нас не было – только самолет. Узнала, что такое медвежья болезнь. Это когда все на регистрацию, а ты бегом в туалет. Сашуля надо мной слегка подшучивал:

– Мать, посадку объявили, тебе пора. Он знал про мои страхи, понимал их и всячески пытался меня успокоить, подбодрить.

17. Придворная дивизия

Очень часто, как только в Хабаровск приезжал какой-нибудь важный гость, ему показывали нашу дивизию.

Готовились заранее в авральном ритме. Дорогу мыли с шампунем, возле дома за час вырастали клумбы с цветами. Однажды замполит, увидев на нашем окне пышную герань, прибежал за ней. Обещал воткнуть в клумбу прямо в горшке, чтобы не повредить цветок, а после отъезда высокого гостя вернуть герань на место. Мне было жаль этого запыхавшегося капитана, но цветок жальче. Не дала! Обойдется гость без моей герани! Зимой солдаты чуть ли не по линейке ровняли сугробы между высоченными тополями вдоль дороги. А утром в них вставили метровые елочки аккуратным рядком: тополь-елочка, тополь-елочка. И так до КПП. Елочки пушистые. Сколько их срубили-сгубили, пуская пыль в глаза очередному почетному гостю.

Как-то поздней осенью, я проснулась от грохота. Саша на дежурстве, мы с сынишкой одни дома. А тут пальба. Как пушки палят. До Китая рукой подать. Я очень боялась китайцев. После событий на острове Даманский от них можно было что угодно ожидать.

Утром с дежурства вернулся муж. Спрашиваю его, что случилось, что ночью так грохотало?

Он смеётся:

– Посмотри в окно!

Половина пирамидальных тополей вдоль дороги стоят голые, без листьев, остальные красуются пестрой листвой.

– Не поняла, это как?

Оказывается, на днях ждут очередную комиссию с проверкой. Листьев под деревьями не должно быть. Солдаты замучились подметать этот листопад. Додумались взять бревно и им колотить по стволу тополя, чтобы он сбросил листья. Вот откуда слышалась канонада. А я тряслась от ужаса, что китайцы палят по городу. Без китайцев хватало умников. Такое было время.

18. Ремонт

Ремонт в семье военнослужащего несколько отличается от ремонта на гражданке.Чем выше офицер по званию и должности, тем ремонт проходит быстрее и качественнее. Приходит сержант с двумя-тремя рукастыми бойцами, и умельцы выполняют поставленную задачу. Все!

В нашем случае все было несколько иначе и без бойцов. Итак, наш первый ремонт.

Приготовили материалы – обои, краску и побелку.Нарезали обои для спальни. Надо же мне было купить обои с рисунком. На зеленоватом поле белоснежные ромашки. Ну, люблю я ромашки!Пришлось подгонять рисунок. С горем пополам справились с проблемой. Зашел сосед Валентин.

– Ремонт делаете? О, да вы обои решили поклеить! Ребята, я вас поздравляю! Мы с Галиной Ивановной на днях так громко клеили, чуть не подрались. Стоит, ржет.

– Мы не подеремся!

– Ну, ну, – смеется:

– Если что, зовите, подсоблю!

– Ну, уж, нет! – думаю про себя.

– Соберу всю свою выдержку и терпение, но мы не будем шуметь.

Саша клеит, я намазываю клей и подаю ему полотно. Раз полоска, два полоска, на третьей споткнулись, что-то пошло не так. Кривоватенько… Про неровные стены мы и не подумали. Мнения, как и обои, начали расходиться на глазах. Слово за слово, муж слез с табурета, бросил все и ушел, буркнув сердито:

– Клей сама, раз такая умная!

– Ну и поклею, делов – то!

Честно сказать, я не умела это делать. Никогда ремонт не делала. Конечно, ничего у меня не получилось. Ни одной полоски я не наклеила. Немного погодя, остыв, вернулся мой муж и сам все обои наклеил. А я на кухне занималась привычным для меня делом – готовила ужин.

Недели две продолжался наш ремонт. Муж был на службе и занимался им по вечерам. Наконец, осталось только покрасить пол на кухне и все!!! Ан, нет! То муж дежурит в отделении, то в наряде, то еще где. В общем, ждала – ждала и решила закончить это дело сама!

Взяла кисть, краску и вперед! Все покрасилось хорошо, красиво. Но тут случился в углу холодильник. Сдвинуть его я, конечно, не могла. Осторожно по краям кистью прокрасила пол. Пару раз задела дверь холодильника. В результате моих усилий два коричневых пятна на самом видном месте на дверце остались навсегда.

Утром Саша пришел с дежурства, я ему гордо продемонстрировала покрашенный пол. Он долго потом подшучивал над моими малярными способностями. А холодильник так и ездил с нами лет 20 по гарнизонам с двумя коричневыми отметинами, следами моей бурной деятельности во время ремонта.

19. Золотые побрякушки

Я выросла в семье со средним уровнем достатка. Мама золото не носила и мне никто его не дарил. В 70-е годы достаток семьи определялся наличием ковров на стенах и на полу, хрусталя в серванте и золота в ушах и на руках.

Забавно было видеть продавщицу в овощном отделе с перстнями на руках, лихо торгующую квашеной капустой.

В Волочаевском городке, как в большой деревне, все друг друга знали и знали, кто как живет. Молоденькие жены лейтенантов выгуливали своих сопливых малышей возле дома на детской площадке. Форма одежды, в основном, полуспортивная – мало ли в какую лужу малое чадушко полезет. Офицерши чином повыше, чьи дети уже учились в школе, по вечерам прогуливались возле дома, обсуждая последние новости, и щеголяя друг перед другом золотыми украшениями. Мужья пропадали на службе. Надеть и выгулять это все золотое и бриллиантовое великолепие, было особо некуда, вот и приходилось дамочкам гулять вокруг дома, поблескивая перстнями, как елки в новогоднюю ночь. У молодежи таких украшений почти не было.

И вот однажды готовлю ужин. Лето, окно кухни открыто. Мы жили на втором этаже и окна выходили прямо на подъезд. Слышимость великолепная. Стоят кумушки и с упоением рассуждают:

– И чего она так зазнается? На ней даже кольца приличного нет! (приличное – это золотое, серебряное не в счет)

Я понимаю, что обсуждают меня. Обиделись, что реагирую спокойно на их брюлики в ушах. А мне, честно, это было не интересно. Меня со студенческих времен интересовала живопись, картинные галереи: Эрмитаж и Русский музей в Ленинграде, Третьяковка в Москве. Я в них бывала не раз. Репродукции из этих музеев. Интересные выставки в Москве, на которые мы с Татьяной иногда ездили. Так, для меня получились откровением выставки работ Чюрлениса, Рериха. Мы с подружкой частенько бывали на концертах в филармонии в Горьком. Я собирала свою коллекцию пластинок Чайковского.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3