Полная версия
Бог, Иисус Христос и потомки Адама. Против теологических заблуждений в христианстве
2. Премудрость Божия заключена не в ипостаси «Слово», как опять же принято у богословов, а в ипостаси «Отец», ибо сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс. 32:6), «Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё словом Твоим» (Прем. 9:1), «Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его» (3Ездр. 7:69). Эти слова Св. Писания надо понимать так, что ипостась «Слово» обладает исполнительными качествами, как, например, тело человека.
3. Ипостась Святого Духа – сила Божия, всё животворит: «Дух животворит» (Ин. 6:63; 2Кор. 3:6), «…дух животворящий» (1Кор. 15:45). Св. Дух всему придает динамизм: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4).
Но в богословии отцов иерархия ипостасей (Личностей) Бога совершенно иная. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Дух Святой есть Бог, средний между Нерожденным и Рожденным и связующийся с Отцом через Сына»111. Возникает вопрос: Отец рождает Сына предвечно также через посредство Св. Духа? Так может быть, не Отец, а Дух Святой рождает Сына для Отца? Ведь судя по эпитетам, даваемым св. отцами Святому Духу: «Дух Божий», «Дух Христов», «Ум Христов», «Дух сыноположения, истины, свободы, мудрости», – Он, по местоположению в Троице, ближе Сыну, чем ипостась Отец.
Но мы, ориентируясь на слово Божие, логически заключаем, что природы Бога и человека, действительно, весьма и весьма сходны как ипостасные сущности. В богословии принято их именовать как Первообраз и образ, по слову Св. Писания: «Так и человек, созданный руками Твоими, – и Ты называешься его первообразом, потому что Ты подобен ему» (3Ездр. 8:44). Теперь на этом наглядном примере нам будет легче ориентироваться в Св. Писании и в богословских построениях отцов, отмежевываясь от их ошибочных утверждений.
В схематических таблицах, приведенных выше, отражено следующее: 1. Не тождественность понятий «ипостась» и «личность», ибо в одном существе ипостаси три, а личность одна. 2. Всякая сущность состоит из естества, ей присущего. Нет сущности вне ее естества, это – непреложный закон. 3. Всякое естество есть бытие энергий. Отсюда следует, что естество всякой сущности есть бытие ее энергий, в которых она проявляется и познается как сущность.
На основании всего изложенного можно вывести следующее:
Основные принципы бытия:
1. Всякая сущность являет собой ту или иную природу.
2. Всякая природа состоит из естества, отсюда и всякая сущность имеет естество.
3. Всякое естество – это бытие тех или иных энергий.
4. Сущность Бога имеет бытие в нетварных, вечных духовных энергиях. Духовные энергии являются естеством Бога и источником всех иных видов энергий, образующих естество.
5. Всякая тварная природа имеет бытие от Бога.
6. Природа неизменна; изменяется только Богом.
7. Всякая природа ипостасна; равно природа всякой сущности ипостасна.
8. Природа сущности сама по себе неделима на ипостаси.
9. Если сущность лишится одной из своих ипостасей или приобретет другую ипостась, то бытие прежней сущности утрачивается и переходит в бытие новой сущности, утратившей или обретшей ипостась. При этом новая сущность обретает новые свойства, отличные от предыдущей.
10. Тварные сущности изменяемы, но их природы неизменны.
11. Природы сами собой не образуются, они сотворены Богом путем преобразования энергий. Божественные энергии преобразуются в энергии эфира; эфирные энергии – в энергии материи.
Бог есть совокупность энергий всех Его ипостасей (Е Слово, Е Св. Духа Е Отец). Если совокупность энергий ипостасей Бога обозначить символом ∆∑ (где ∑ – не просто сумма ипостасей, но их единство, являющееся тождеством), то последовательность энергетических преобразований, творимых Богом миров, можно изобразить следующим образом:
Вертикальными стрелками обозначена последовательность энергетических преобразований.
Далее мы приведем дополнительные доказательства того, что, несмотря на различие энергетических субстанций, принадлежащих сущностям разных трансцендентальных миров, они закономерно соединяются Богом.
2.3. О природе души и ее свойствах
ДУША, ж. – бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею.
В. ДальО телесной своей природе нам всем что-то в общих чертах известно и понятно, а вот что собою представляет душа и тем более дух, имеем весьма смутные и путаные представления. Мы уже говорили, что души живых организмов имеют ту же природу, что и тела Ангелов, и сотворены из эфирных энергий. То есть и святые Ангелы, и падшие духи (демоны), и души живых организмов материального мира сотворены из одного естества – эфира. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, говорит Епифанию: «…я говорю о природе ангелов, от которой и происходят демоны»112. То есть природа Ангелов и демонов одинакова. Демоны – это тоже ангелы, только падшие, испорченные грехопадением и неспособные к исправлению. Образно говоря, те и другие сотворены из одного «теста», только одни – «выпеклись» на славу, а другие – по своей воле «подгорели».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о человеческих душах пишет так: «Будущие жилища душ соответствуют естеству их, то есть их эфирной природе. Соответствует этой природе эдем, или рай, соответствует ей и ад»113 (курсив наш – А.В.). Но это не значит, что по смерти тела душа праведника будет находиться в пространстве присущей ей эфирной природы, где находятся падшие духи и располагаются ад и тартар. Рай все-таки в Боге находится, значит, на небе, в царстве Отца, а не в эфире. «Слово Божие, – говорит свят. Игнатий, – открывает нам, что наши души, по разлучении с телами, присоединяются – соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам – к Ангелам света или к ангелам падшим. С Ангелами они составляют, по естеству своему, один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом»114.
Давайте посмотрим, что о душе говорится в Библии, кроме того, что она живет в крови живого организма: «…душа тела в крови» (Лев. 17:11). «Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь: он унижает душу свою чужими яствами» (Сир. 40:30). «Пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него» (Исх. 21:30). «Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева [и погубил душу свою]» (3Цар.16:33). Не сказано «погубил себя», но сказано «погубил душу свою». И во многих других местах Библии обороты речи показывают жизнь души, как бы обособленной от жизни всего человека. Особенно ясно об этом сказано так: «Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей» (2Цар. 11:11). Таким образом, душа выступает как бы самостоятельной сущностью, отличной от сущности всего существа, но неразрывно связанной с телом. Однако все эти факты не дают нам права отделять душу от тела и духа человека и утверждать, что это – самостоятельная сущность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Тропарь, глас 6 по 10-й кафизме. Псалтирь, панихида и молитВы по усопшим. – Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; Самара. 2009. – 416 С. – с. 209
2
Символ веры.
3
Святитель Григорий Палама. Трактаты [Электронный ресурс] / Святитель Григорий Палама. Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо. – Режим доступа: https://royallib.com/get/fb2/palama_svyatitel_grigoriy/traktati.zip. – Дата доступа: 13.06.2017.
4
Догма [гр. dogma] – положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий.
5
Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры [Электронный ресурс] / Игумен Иларион (Алфеев). – Режим доступа: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/alfeev.pdf – Дата доступа: 14.04.2015.
6
Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I – IV века. / Н. И. Сагарда. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2004. – 796 С. – с. 648. Или, Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I – IV века. / [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagarda/polnyj-korpus-lektsij-po-patrologii/?=факт+ошибочных+мнений
7
Бердяев Н. Философия свободного духа [Электронный ресурс] / Н. А. Бердяев. Философия свободного духа. – Режим доступа: http://royallib.com/book/berdyaev_nikolay/filosofiya_svobodnogo_duha.html. – Дата доступа: 7.08.2016.
8
Бердяев Н. Философия свободного духа.
9
Кстати сказать, не ставшие причиной изучения богословия, ибо были в самом начале пути, вскоре после крещения. Побудительные причины познания слова Божия были такие же, какие присущи каждому христианину.
10
Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры.
11
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие: курс лекций / Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. – 286 С. – с. 108.
12
Прежде веков от Бога Отца и потом от Девы Марии.
13
Всеволод (Филипьев), инок. Путь Святых отцов. Патрология / Инок Всеволод (Филипьев). Патрология. Св.-Троицкий монастырь. Джорданвилль. Издательство «Паломник». М., 2007. – 639 с. – с. 142.
14
Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I – IV века. – с. 648.
15
Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I – IV века. – с. 648.
16
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В. Н. Лосский – М.: 1991. – 288 С. – с. 87 – 88
17
Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы [Электронный ресурс] / Архимандрит Киприан (Керн). – Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/read/74260/ – Дата доступа: 26.02.2016.
18
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. – с. 219.
19
Философский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет изд. «Советская энциклопедия». Гл. редакция: Ф56 Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов [и др.]. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 С. – с. 298.
20
Когда открывается Бог, мы пишем слово «Откровение» с заглавной буквы, но бывают и «откровения» от лукавых духов, в этом случае мы используем прописные буквы.
21
Философский энциклопедический словарь.
22
Философский энциклопедический словарь – с. 748.
23
Онтический – конкретно осуществленное бытие, относящееся к сфере сущего, конкретно осуществленного бытия – в отличие от бытия как такового.
24
Философский энциклопедический словарь.
25
Философский энциклопедический словарь.
26
Даль В. И. Словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В. И. Даль. – Режим доступа: http://mexalib.com/download/310987. – Дата доступа: 14.03.2016.
27
Философский энциклопедический словарь.
28
Современные научно-космогонические взгляды на происхождение Вселенной позволяют утверждать, что нынешние материалистические концепции философии, канонизировавшие вечное бытие материального мира, несостоятельны.
29
Далее мы покажем, что для сотворения материи эфир явился самым «подходящим» материалом.
30
Эйнштейн А. Эфир и теория относительности [Электронный ресурс] / А. Эйнштейн. Речь, произнесенная 5 мая 1920 г. в Лейденском университете по поводу избрания А. Эйнштейна почетным профессором этого университета. – Режим доступа: http://www.veinik.ru/science/fizmat/article/581.html. – Дата доступа: 12.07.2017.
31
Фейнман Ричард. Лекции по физике [Электронный ресурс] /Фейнманские лекции по физике. Лекция 1. Гл. 4. – Режим доступа: http://librams.ru/serie-1485.html Дата доступа: 17.04.2017. – с. 71.
32
Аннигиля́ция (лат. annihilatio – уничтожение) – в физике реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных. Наиболее изученной является аннигиляция электрон-позитронной пары.
33
Ведь материя без ипостаси масса не является материей в полном смысле этого слова.
34
При этом вещества в звездах еще в 10 раз меньше; обычное вещество находится в основном в облаках газа. Источник: http://scorcher.ru/art/theory/dark_matter.php
35
Рубаков В. А. Темная материя и темная энергия во Вселенной [Электронный ресурс] / Рубаков В. А. Институт ядерных исследований РАН, Москва, Россия. – Режим доступа: http://scorcher.ru/art/theory/dark_matter.php – Дата доступа: 8.12.2017.
36
Рисунок скопирован из статьи В. А. Рубакова «Темная материя и темная энергия во Вселенной».
37
Эйнштейн А. Эфир и теория относительности.
38
Эйнштейн А. Эфир и теория относительности.
39
Там же.
40
Эйнштейн А. Эфир и теория относительности.
41
Википедия. Темная энергия [Электронный ресурс] / Темная энергия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тёмная_энергия#Гипотеза_о_тёмной_энергии_и_скрытой_массе – Дата доступа: 14.01.2021.
42
Я полагаю, что Бог, заложив законы бытия, а значит, и развития (эволюции), тем не менее не оставляет свое творение бесконтрольным и в случае необходимости корректирует бытие сотворенных Им сущностей.
43
Мы не знаем, какова структура энергетического пространства ангельского мира, не знаем, какова структура тел самих Ангелов, поэтому все энергии мира ангелов обобщенно называем естеством эфира.
44
Имманентный [<лат. immanens (imma-nentis) – свойственный, присущий] – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.
45
С которой взаимодействует энергетическая плацента материальных тел.
46
Очевидно, эти эфирные свойства материи (энергетическая плацента) и играют роль своеобразного синапса материи с чистым эфиром.
47
Океанов Е. Н. Математика и физика. Абсолютный вакуум [Электронный ресурс] / Е. Н. Океанов. Нелинейщина.рф. – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/physics/00206505_0.html – Дата доступа: 24.05.2017.
48
Святитель Григорий Нисский. Об устроении человека / Свят. Григорий Нисский. Творения. Т. 1 // Творения святых отец в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 37. – М.: Типография В. Готы. 1861. – 482 С. – с. 99.
49
Плутарх (Πλούταρχος) из Херонеи (ок. 45 – ок. 127), греч. писатель и философ.
50
Нумений (Νοομήνιος) (2-я пол. II в.), античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма, один из предшественников неоплатонизма.
51
См. Философский энциклопедический словарь, слово: «Птолемей».
52
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / архиепископ Лука (Войно – Ясенецкий). – М.: «Дар». 2005. – 319 С. – с. 11.
53
Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1987. – 240 С. – с. 45.
54
Имманентный предикат – внутреннее свойство, лежащее в самой природе предмета.
55
А точнее, естеству Бога. Потому что именно естество, как мы покажем ниже, понимается свят. Григорием и его последователями под термином «сущность».
56
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. – с. 71.
57
Святитель Григорий Палама. Триады. – с. 132.
58
Там же.
59
Святитель Григорий Палама. Триады. В защиту священнобезмолвствующих. – с. 32.
60
В §1.2 мы показали, что всякая материальная сущность есть бытие ее энергий, стало быть, ум и его рассудочная деятельность – это одно и то же – энергии.
61
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. – с. 71.
62
Святитель Григорий Палама. Триады. В защиту священнобезмолвствующих – с. 139.
63
Там же.
64
Святитель Амвросий Медиоланский. Шестоднев [Электронный ресурс] / Святитель Амвросий Медиоланский. Книга первая. О первом деянии Божьем. Перевод Е. В. Амбросимовой. Публикуется впервые. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/shestodnev/ Дата доступа: 21.04.2016.
65
Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ – с. 17.
66
Свят. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – с. 139.
67
Неслучайно некоторые мыслители склонны считать мысль материальной сущностью.
68
Yangazoglou S. Philosophy and Theology: The Demonstrative Method in the Theology of Saint Gregory Palamas // The Greek Orthodox Theological Review. Vol. 41. №1. 1996. P. 10.
69
Сержантов П. Б. https://azbyka.ru/емя в антропологии: исихастский опыт [Электронный ресурс] / П. Б. Сержантов. Документ. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2916260.html. – Дата доступа: 16.09.2016.
70
Интеллигибельный [<лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый] – умопостигаемый, постигаемый только разумом.
71
Сенсибельный [<лат. sensus – чувство, ощущение] – воспринимаемый чувствами, постигаемый при помощи чувств.
72
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело – с. 72.
73
Василий (Кривошеин), епископ. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Богословские труды 1952 – 1983 гг. Статьи. Доклады. Переводы. Н. Новгород, 1996. – с. 157 – 158.
74
Святитель Марк Эфесский. Силлогические главы о различении Божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов // Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. М., 1999. – с. 126.
75
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – с. 49 – 55.
76
Сержантов П. Б. Дискретное время в антропологии: исихастский опыт.
77
Святитель Григорий Палама. Трактаты. Собеседование православного Феофана.
78
Антиномия [<гр. antinomia – противоречие в законе] – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым (напр., прерывность и непрерывность материи).
79
Догма [гр. dogma] – положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий.
80
Экономцев И., протоиерей. Исихазм и восточноевропейское Возрождение. [Электронный ресурс] / И. Экономцев. Богословские труды. Т. 29. Изд. Московской Патриархии. М.: 1989. – Режим доступа: http://www.odinblago.ru/isihazm_i_vozr. – Дата доступа: 12.07.2017
81
Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагига. С приложением перевода трактата «О Божественных именах» / А. Ф. Лосев: подг. текста и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга СПб», 2009. – 224 С. – с. 80.
82
Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагига – с. 54.
83
Сержантов П. Б. Дискретное время в антропологии: исихастский опыт.
84
Лосский В. Паламитский синтез // БТ. Сб. 8. – с. 197.
85
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. – с. 72.
86
О Божественных именах. IV 5: PG 3, 700D.I 5: PG 3, 593 В; Евагрий Понтийский. О молитве: PG 79, 1192D.
87
Святитель Григорий Палама. Триады. В защиту священнобезмолвствующих. – с. 39.
88
Свят. Григорий Палама. Триады. – с. 162.
89
Глаголы, присваиваемые Богу, весьма характерны и необходимы для понимания трансцендентного бытия Божия. Об исхождении Духа мы будем говорить ниже.
90
Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. – с. 77.
91
Гилозоизм – учение об одушевленности всех форм материи.
92
Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело – с. 91, 92.
93
Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело – с. 79.
94
Крейг Вентер. Впервые создана искусственная живая клетка.
95
Крейг Вентер. Впервые создана искусственная живая клетка. [Электронный ресурс] / Статья. 23 мая 2010 – 16:03. – Режим доступа: http://madan.org.il/ru/news/vpervye-sozdana-iskusstvennaya-zhivaya-kletka. Дата доступа: 17.08.2016.
96
Жизнь животных после смерти продолжается еще два дня [Электронный ресурс] / Статья. – Режим доступа: http://proto-samoe.ru/zhizn-zhivotnyh-posle-smerti-prodolzhaetsya-eshhyo-dva-dnya/ – Дата доступа: 15.11.2017.
97
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. – с. 72.
98
Всеволод (Филипьев), инок. Путь Святых отцов. – с. 339.
99
Там же. – с. 329.
100
Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. – с. 110.
101
Хоружий С. С. Православная аскеза – ключ к новому видению человека [Электронный ресурс] / С. С. Хоружий. Антропология православия. Часть 2. – Режим доступа: https://clck.ru/Qc84. – Дата доступа: 12.09.2016.
102
Ниже мы будем говорить о бесновании, но в бесноватом существе (личности) инородные существа (личности) и они никак не образуют единую личность из многих личностей.
103
Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания / Перевод с древнегреческого и комментарии Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. – М.: Индрик, 2003. —416 С. – с. 34.
104
Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания – с. 34.
105
Это «как будто» св. отцы не разглядели и не опознали, ибо им это не было дано.